Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Донское сражение, или Куликовская битва от 1362 до 1380 года Много забот, трудов, беспокойств и огорчений ожидало Дмитрия Иоанновича на великокняжеском престоле! Сначала ему надо было несколько раз усмирять Дмитрия Константиновича, который все еще стремился стать великим князем. Наконец, видя, что все старания его напрасны, Дмитрий Константинович отказался от своего желания и не только помирился с Дмитрием Иоанновичем, но даже через пять лет после этого отдал за него свою дочь, Евдокию. После мира со своим главным врагом Дмитрий должен был утешать бедных Московских жителей в случившихся несчастьях: сначала от большого Всехсвятского пожара, который начался в церкви Всех Святых и истребил почти всю Москву, потом — от возвратившейся в нее ужасной черной смерти. Но эти несчастья Москвы не были так важны, как те, которые навлек на нее гордый и честолюбивый Тверской князь Михаил, сын Александра Михайловича. Он видел намерение Дмитрия подчинить удельных князей своей власти и, больше заботясь о собственной выгоде, чем о пользе Отечества, решил всеми силами противиться трудному, великому делу Дмитрия. К несчастью, Михаил имел большие возможности, чтобы творить зло: знаменитый Ольгерд, Литовский князь, в то время со своим братом Кестутием наводивший страх на всех своих соседей, был женат на сестре Михаила, Тверской княжне Иулиании Александровне. При всякой небольшой неудаче в России Михаил уезжал к зятю в Литву и возвращался оттуда с Литовским войском, которое не меньше Татарского разоряло наше Отечество! Так, в 1368 году он пришел вместе с самим Ольгердом, который три дня грабил, жег, опустошал Москву. Великий князь, его брат Владимир Андреевич, митрополит Алексий и все самые знатные бояре едва спаслись в Кремле. (После Всехсвятского пожара Дмитрий, видя, что деревянные укрепления ненадежны, построил каменный Кремль и в нем-то спасся от Ольгерда.) Злой Ольгерд, выходя из Москвы, еще хвастал тем, что Русские долго не забудут его. Впрочем, это нашествие Литовцев не принесло никакой пользы Михаилу: Дмитрий остался на великокняжеском престоле. Тогда недостойный Тверской князь решил просить помощи у Мамая, который в это время был уже так силен, что силой соединил Волжскую Орду вместе с Золотой, или Сарайской и, сделав ханом Мамант-Салтана, повелевал им, как хотел. Михаил Александрович умел угодить гордому Татарину, и Мамай дал ему грамоту на великое княжество и ханского посла, чтобы возвести его на престол.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Благословлял ли Сергий Радонежский Дмитрия Донского? Дмитрий Володихин о Куликовской битве 11 мин., 17.07.2014 Ряд современных историков утверждает, что никакого благословения князя на битву не было и быть не могло. И трудно назвать их убежденность в этом чисто научной. Очень уж неудобно некоторым признавать роль Церкви в победе на Куликовом поле. Так было ли благословение? Битва на поле Куликовом — одно из ключевых событий русской истории. Оно вошло в учебники, монографии, в живопись и литературу. И почти всегда историю о великом походе князя Дмитрия Ивановича на Дон сопровождает рассказ про то, как московский правитель получил благословение у Сергия Радонежского. Этот краткий, но величественный сюжет знаком миллионам людей. Его любят, его держат около сердца, о нем вспоминают с теплой улыбкой. И вот в позднесоветское время появляется гипотеза: всё это выдумка, «церковная легенда». Что, в сущности, означает «поповские бредни». Да-да, именно так. Слов подобных не произносят и не пишут, но они подразумеваются. Форма, в которой была выражена идея гипотезы, — чисто научная, но суть ее, глубинная суть, очень далека от науки. Хотелось бы напомнить одно обстоятельство. Сильнейший сторонник подобного взгляда Владимир Кучкин опубликовал статью «О ро­ли Сергия Радонежского в подготовке Куликовской битвы» на страницах сборника «Вопросы научного атеизма» (1988). С тех пор к чисто научной, на первый взгляд, полемике всегда и неизменно примешивается глухой подтекст, связанный с верой и безбожием. Поездка в лесную обитель Про визит государя московского в Сергиев монастырь повествует «Сказание о Мамаевом побоище». Великий князь Дмитрий Иванович незадолго до отбытия войск в поход против Мамая ездил с Серпуховским князем Владимиром Андреевичем на поклон к Сергию Радонежскому. Правитель желал получить от игумена лесной обители благословение перед трудным и опасным делом. Сергий упросил князя отстоять Литургию, а затем — разделить трапезу. Князь, в замешательстве, просил Сергия отпустить его, «ибо пришли к нему вестники, что уже приближаются поганые татары». Но тот задержал Дмитрия Ивановича, сказав: «Это твое промедление двойным для тебя послушанием обернется. Ибо не сейчас еще, господин мой, смертный венец носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы плетутся». Князь не посмел ослушаться, откушал монастырского хлеба. Тогда Сергий «…окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе». Потом он сказал Дмитрию Ивановичу: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником». И добавил тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш».

http://foma.ru/blagoslovlyal-li-sergiy-r...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на форуме «Единением и любовью спасемся» 5 октября 2005 г. 12:30 Преосвященные архипастыри, уважаемые представители государственной власти и общественных организаций, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех участников форума, посвященного Куликовской битве. В эти дни мы с особым молитвенным чувством вспоминаем русское воинство, которое не щадя своего живота, 625 лет назад выступило на защиту своего Отечества. Само название форума напоминает нам о двух важных заповедях, которые дал нам Господь: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35) «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Память о Куликовской битве на протяжении столетий сохранялась в памяти нашего народа, ибо победа над войском Золотой Орды на берегах Дона и Непрядвы стала одним из самых значительных событий в истории России. Подвиг героев Куликовской битвы остался в веках  как ярчайший пример мужества, вдохновленного любовью к родной земле. Куликовская битва стала тем переломным моментом, с которого началось объединение удель-ных русских княжеств, в едином строю ставших на борьбу с неприятелем. Она явилась тем пределом, с которого началось постепенное преодоление раздробленности Руси. Для нас, россиян, живущих в XXI веке, очевидно, что битва русских дружин во главе с князем Димитрием Донским и войска Мамая не была локальным этническим конфликтом, но стала главным событием в борьбе Московского княжества за государственную независимость, продиктованной стремлением освободить родную землю и защитить православную веру. Все мы помним слова выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского, писавшего, что «Россия родилась на Куликовом поле». Перед сражением на Куликовском поле святой благоверный князь Димитрий Донской испросил благословения на битву у Преподобного Сергия Радонежского. Всероссийский игумен, преподав князю свое благословение, предсказал русскому воинству победу. Знаком этого благословения стало участие в сражении двух монахов Троицкого монастыря — Александра Пе-ресвета и Андрея Осляби.

http://patriarchia.ru/db/text/51644.html

В регионах проходят отборочные туры фестиваля «Любовию и единением спасемся» Москва, 23 марта 2005 г. В апреле Йошкар-Олинская и Марийская епархия проводит отборочный тур всероссийского фестиваля-конкурса художественного творчества детей и молодежи «Любовию и единением спасемся», сообщает пресс-служба Йошкар-Олинской епархии. В Чувашской республике Фестиваль проводится с февраля по апрель, сообщает Республиканская дирекция культурных программ. Заключительные мероприятия Фестиваля состоятся в Москве в июле-октябре 2005 года, в Чебоксарах – 23 апреля 2005года в Республиканском училище культуры. Организационный комитет фестиваля-конкурса художественного творчества детей и молодежи «Любовию и единением спасемся» возглавляет епископ Алатырский Савватий (Антонов), викарий Чебоксарско-Чувашской епархии. «Положение о Всероссийском фестивале-конкурсе художественного творчества детей и молодежи «Любовию и единением спасемся», посвященного 625-летию победы в Куликовской битве и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. За тысячелетнее существование Русской Православной Церкви ее судьба всегда была неразрывно связана с судьбой нашего народа. История нашей Родины исполнена многими драматическими событиями. Ни один век не обошелся без воин. Чужеземные завоеватели приходили к нам с запада, севера, юга и востока. И каждый раз набатный звон колоколов святых обителей и церквей звал народ на защиту Отечества. Куликовская битва 1380 года по своему размаху и последствиям была величайшим сражением средневековья. Русский народ связал победу на Куликовом поле с надеждой на полное освобождение от завоевателей, с правом на самостоятельную жизнь на родной земле. Участники Куликовской битвы почитались как герои, убитые записывались в синодики и поминались во многих храмах. Документальные и поэтические произведения, посвященные событиям 1380 года, писались и переписывались, передавались из поколения в поколение как свидетельства человеческой стойкости и массового героизма. Особо место в этом святом всенародном подвиге принадлежит великому подвижнику земли Русской – Преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, Игумену Радонежскому. Благословляя на предстоящую битву великого Московского князя Димитрия Иоанновича, Преподобный сказал: «Иди, господине, безбоязненно: Господь поможет тебе против безбожных! Любовию и единением спасемся».

http://pravoslavie.ru/13034.html

Восемь фильмов о преподобном Сергии В дни Сергиевских торжеств «Правмир» предлагает читателям подборку лучших документальных, телевизионных и художественных фильмов об игумене земли Русской. 16 июля, 2014 В дни Сергиевских торжеств «Правмир» предлагает читателям подборку лучших документальных, телевизионных и художественных фильмов об игумене земли Русской. В дни проходящих по всей стране торжеств в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского «Правмир» предлагает читателям подборку лучших документальных, телевизионных и художественных фильмов об игумене земли Русской. 1. Обитель Сергия. На последнем рубеже Режиссер: Владимир Шуванников. Телеканал «Звезда». 8 сентября 1370 года и 4 ноября 1612 года. Эти даты относятся к окончанию самых тяжелых периодов русской истории, когда под угрозой было само существование Российского государства. Битва на Куликовом поле и освобождение от нашествия поляков в Смутное время. Эти победы очень тесно связаны с одним именем и одним местом — с именем преподобного Сергия Радонежского и Троице-Сергиевой лаврой. Именно сюда пришел Московский князь Дмитрий Донской, чтобы попросить совета и духовной поддержки Сергия Радонежского перед Куликовской битвой, которая стала началом освобождения от татаро-монгольского ига. А во время другого ига, польско-литовского, Сергиева Лавра стала центром и символом борьбы за независимость России. Тогда почти вся территория Московского княжества была занята неприятелем. Монастырь геройски выдержал 16-месячную осаду, несмотря на кровавые штурмы, тесную блокаду и многократное численное превосходство осаждавших. Благодаря подвигу защитников Сергиева Посада тогда еще небольшое русское государство удалось сохранить. С окончанием осады закончилось Смутное время и началось освобождение страны. Следы этой осады сохранились до сих пор в Троицком соборе, в одном из главных храмов России, храме, для которого Андрей Рублев написал богодухновенную икону «Троица» и где сейчас находятся мощи Главного Игумена страны Преподобного Сергия Радонежского. 2. Дорога к Преподобному Сергию

http://pravmir.ru/vosem-filmov-o-prepodo...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 История. 7 класс   ЭКЗАМЕН по ИСТОРИИ История Средних веков   1.      Великое переселение народов. Падение Западной римской империи . 4.      Крестовые походы: причины, I Крестовый поход. 5.      Крестовые походы: IV Крестовый поход, последние крестовые походы и их результаты. 6.      Англия в XI - XIII вв. Возникновение парламента. 7.      Франция в XI - XIII вв. Укрепление королевской власти. 8.      Столетняя война между Англией и Францией. 9.      Завоевания турок-османов. Падение Византии. История Нового времени 10.            Великие географические открытия. Завоевание Америки. 11.            Реформация: причины, возникновение лютеранства, кальвинизма и англиканства и области их распространения. 12.            Английская революция XVII в. История России 1.      Образование государства у восточных славян. Первые князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. 2.      Русь в правление Владимира Святого. Крещение Руси. 3.      Русь в правление Ярослава Мудрого. Русская Правда. 4.      Феодальная раздробленность на Руси. Ростово-Суздальское княжество. 5.      Монголы. Нашествие Батыя. 6.      Возвышение Москвы. Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва. 7.      Образование единого русского государства при Иване III. Конец монгольского ига. 8.      Детство и юность Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады. Опричнина. 9.      Причины Смуты нач. XVII в. Обзор важнейших событий Смуты. 10.            Правление Алексея Михайловича Романова. Бунташный век. Соборное Уложение. 11.            Русская Православная Церковь в XVII в. Раскол. 12.            Внешняя политика Петра I . Северная война.   Ответы к билетам по истории Средних веков для 7 класса    1. (Брандт, § 2,3) Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Германцы, расселение, быт и нравы. 2) Германцы и Римская империя во II - III вв. ( граница по рекам Рейн и Дунай, лимес – система римских укреплений)

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

И.В. Евсин Они служили в Летово... Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Архиепископ Глеб (Смирнов), Протоиерей Виктор Шиповальников Источник Вступление Победитель монголо-татар в Куликовской битве святой благоверный князь Дмитрий Донской, освободитель Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский, великий русский поэт Сергей Есенин, архиепископ Глеб (Смирнов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) ... Все эти имена прямо или косвенно связаны с почти исчезнувшим ныне селом Летово, находящимся в Рыбновском районе Рязанской области. Очень интересно своей историей это село. Одной из его тайн является происхождение названия. Оно имеет любопытные версии, связанные с исторически значимыми событиями, происходившими на рязанской земле. По народному преданию, раньше Летовом называли село Старолетово, существующее и доныне. Есть легенда, что при нашествии на Русь монголо-татар в этих местах целое лето простоял хан Мамай. Поэтому ближайшее к стоянке Мамая поселение получило название Летово. Но со временем рядом с ним возникло новое селение, причем название Летово перешло на него, а прежнее стало называться Старолетовом. Однако в «Рязанском топонимическом словаре» под редакцией А. В. Бабурина говорится, что «историю села Летово следует начинать со времени сооружения Большой засечной черты. По некоторым данным, Летово получило свое название по имени (по другим источникам – по прозвищу) казака Лета, основавшего деревню в середине XVI в., когда он находился на постройке, а затем на службе на засечной черте. Население деревни состояло из служилого люда и за счет него же пополнялось». Статус села оно получило в конце XVIII века. Засечная черта, одним из строителей которой был казак Лета, являлась тогда очень важным оборонительным сооружением для крепнущей Московской Руси. Эта черта сооружалась из порубленного, «засечного» леса. Из него делали завалы, а из заостренных бревен ставили ограду, препятствующую продвижению противника. Большая засечная черта на рязанской земле проходила вдоль бассейна речки Вожи. Время от времени она «поновлялась», то есть ремонтировалась. В 1614 году князь Дмитрий Пожарский, проверяя состояние засеки, захватывающей окрестности нынешнего села Летово, обратил особое внимание на ее неисправности в районе деревни Перекаль и лично сделал предложения по их исправлению. Такое внимание к Вожской засечной черте было связано с тем, что с южной стороны речки Вожи на московские земли нападали кочевники. Именно здесь в 1378 году проходила знаменитая битва войск князя Дмитрия Донского и примкнувших к нему рязанских полков с монголотатарскими ордами. Войско князя двигалось навстречу противнику как раз со стороны села Летово и вполне может быть, что Дмитрий Донской останавливался в нем станом. Но пока это является для нас еще одной тайной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Куликовская битва XIV век был великим историческим периодом в жизни Славянского севера. Это было время одряхления старого удельновечевого порядка, образовавшегося в первые века нашего тысячелетия, и время юности нового строя, возмужавшего и окрепшего в XVI веке. Москва возвышалась посреди русско-славянских земель и тянула их к себе волею и неволею. Тверская земля, оспаривавшая у неё право вести перёд русского мира, уже склонялась пред нею в своей бессильной борьбе. Недоставало у князей её ни той хитрости и изворотливости в запутанных обстоятельствах, ни того уменья выбирать удачно и ловко минуты, благоприятные для дела, выжидать когда нужно, мириться и ссориться впору, по расчёту, а не по влечению сердца, ни той решимости отважиться на всё, лишь бы оно приносило пользу и вело к цели, – ничего того, чем отличались один за другим московские князья. В восьмом десятке XIV века тверские князья дошли до печальной необходимости стать в оборонительное положение. Последняя попытка Михаила Александровича отнять у московского князя великое княжение не удалась; с тех пор ему и преемникам его оставалось только охранять себя от московских покушений, – плохая роль! С изначала между Москвою и Тверью шло дело не о взаимной независимости; то была борьба на жизнь или на смерть: если не Тверь, то Москва; если Тверь взяла бы верх, независимость Москвы должна была бы погибнуть. Так же точно не могла уже долго оставаться независимою и Тверь, когда Москва несколько раз одерживала верх в борьбе с нею. Тверь, после того, просуществовала ещё сотню лет в оборонительном положении, но как земля, подручная Москве, – и легко было потом Иоанну III добить её, как только он захотел этого. В подобном отношении находилась Москва ко Владимирской или Ростовско-Суздальской земле, с тою разницею, что здесь Москва не боролась постоянно, как с Тверью, за достижение первенства и власти над русским миром, а преемственно овладела тем, что принадлежало прежде первой. Разделённая на мелкие уделы, земля эта не могла соединиться и постоять за себя: в ней уже не стало центра, порвалась земельная связь её уделов, или лучше сказать – Москва, быв прежде ей пригородом, сама собою делалась её новым центром. Независимость её не устояла так долго, как Тверская, и пала при наследнике Димитрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вознесенский собор (1889) и Введенская ц. (1885) в г. Елец. Фотография. 2016 г. На территории Л. о. свыше 2 тыс. археологических памятников, древнейший из к-рых - Гагаринская стоянка (22-20 тыс. лет до Р. Х.), расположенная на левом берегу р. Дон, на сев. окраине с. Гагарина Задонского р-на. Обнаруженная в 1924 г., стоянка стала 1-м памятником, где впервые в СССР были исследованы остатки жилища открытого типа эпохи верхнего палеолита (костенковско-виллендорфская культура). Известны многослойные памятники на территории Липецка: Липецкое озеро (5-3 тыс. лет до Р. Х.) и Л. о.- Рыбное озеро-1 и Рыбное озеро-2 (слои эпох неолита, бронзы и раннего железного века), Савицкое (слои тех же эпох), а также Тюнинские могильники (памятники бронзового века). В первые века по Р. Х. на территории региона обитали потомки скифов, финно-угорские племена, поздние сарматы. У с. Перехваль Данковского р-на и с. Гудово Добровского р-на находятся самые северные сарматские городища (I-III вв.). Со 2-й пол. III в. получают распространение памятники группы Каширки-Седелки, оставленные населением, близким к носителям черняховской и киевской культур. Кон. IV - V в. датируются памятники группы Замятино-Чертовицкое. У дер. Мухино Задонского р-на обнаружено одно из немногочисленных в Европе гуннских захоронений. В VIII-X вв. край осваивали восточные славяне боршевской культуры: они расположили свои поселения по берегам рек, возведя систему городищ. К кон. XI в. были освоены берега верхнего Дона, рек Быстрая Сосна, Красивая Меча и правобережье р. Воронеж. В XII - 1-й пол. XIV в. верховья Дона являлись владениями Черниговского и Рязанского княжеств. В 1237 г. на р. Воронеж рязанцы дали 1-й бой хану Батыю, в 1316 г. край разорили войска хана Узбека. К сев. окраине Л. о. примыкает Куликово поле, где в 1380 г. была одержана победа над войсками Мамая, окончательно разбитыми при преследовании их до берегов р. Красивая Меча (см. Куликовская битва ). Вскоре после этого Елец стал центром новообразованного Елецкого княжества. В 1395 г. край был разорен Тамерланом, ок. 1414 г., после нового набега, Елец и Елецкое княжество прекратили существование, слав. население покинуло территорию верхнего Дона, ставшую частью Дикого поля.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

Московский Знаменский монастырь Икона «Битва новгородцев с суздальцами». XV в. Икона Божией Матери «Знамение» – один из первых иконописных образов Богоматери, а русское название «Знамение» икона обрела в Великом Новгороде в XII веке. В 1170 году город осадили войска суздальцев. Архиепископ Илия трое суток провел в соборном храме, слезно моля о помощи. В ночь перед штурмом он услышал голос, повелевший ему идти в одну из новгородских церквей, взять оттуда икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городскую стену – «тогда узриши спасение граду». Он сразу же послал туда священников, но икона не двинулась с места, пока сам святитель не явился в храм и не помолился перед ней. Икону вознесли на городскую стену под тучами стрел, осыпавших Новгород. Одна из них ударила в икону. Из очей Царицы Небесной закапали слезы, и икона повернулась ликом к городу. Святитель Илия, с трепетом приняв слезы на свою фелонь, воскликнул: «Ты даешь нам знамение, что молишься пред Сыном Твоим и Богом нашим об избавлении города!» Так явилось название иконы – «Знамение». Суздальцы в неописуемом страхе бежали от стен Великого Новгорода. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной и было установлено тогда же празднование иконе 27 ноября. Новгородскую икону «Знамение» издревле почитали Романовы. И потому, что служили в Новгороде, и потому, что, по преданию, в их роду «было от сея иконы знамение». Тайны государева двора Государева служба древних предков Романовых была тесно связана с Великим Новгородом. Есть даже смелая версия, что родоначальник династии Гланда-Камбила, в крещении Иван, происходивший «из Прусс», был выходцем не из Пруссии, как традиционно считается, а из «прусского конца» Новгорода. Его внук Федор Андреевич Кошка, любимый боярин Дмитрия Донского, служил верой и правдой московскому великому князю. На его попечение была оставлена Москва, когда князь Дмитрий отправился на Куликовское поле, а при Василии I Федор Андреевич был назначен наместником новгородским. В той же должности более 20 лет служил его потомок Юрий Захарьевич (дед первой русской царицы Анастасии Романовой), после того как Иван III покорил вольнолюбивый Новгород. А потом и брат царицы Анастасии, Никита Романович, занял это служивое место.

http://pravoslavie.ru/28620.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010