с 13 ноября 1977. г. (интронизация) Библиография к главе V «Кипрская Православная Церковь» На русском языке Александров Н., Кондратьев В. Судьба Кипра. (О борьбе населения острова Кипр против английского колониального режима)//«Международная жизнь». 1955. 4. Анатольев Г., Орлов В. Проблема Кипра. М.: «Знание», 1959. Архиепископ Макариос III (Президент Кипрской Республики. Биограф, справка)//«Новое время». 1959. 52. Барсегов Ю. Г. Кипрский вопрос//«Международный политико-экономический ежегодник». М., 1959. Брагин Н. Кипр: три года борьбы. (О причинах напряженной обстановки в стране): Заметки журналиста//«Международная жизнь». 1966. 12. Дзелепи Э., Правда о Кипре. Перевод с франц. Ю.Барсегова. М.: Изд. иностр. лит., 1958. Иванов В. Святитель Спиридон Тримифунтский//ЖМП. 1974. 1. Каннаурос А., Во имя независимости народа Кипра//«Проблемы мира и социализма». 1966. 4. К.В. Кипрская Церковь в ее прошлом и сегодня. (По книге д-ра П. Ванезиса «Макариос: вера и власть», 1972, англ, яз.)//ЖМП. 1977. 5. Кондратьев В.К. Республика Кипр. М: «Знание», 1964. Кондратьев В. Решимость киприотов. (О борьбе Кипра против происков империалистических стран)//«Агитатор». 1964. 3. Леонидов С.М. Кипр в борьбе за независимость. М.: Изд-во ИМО, 1963. Нелюбов Б.А. История Кипрской Православной Церкви. — В справочнике: «Республика Кипр». М., 1992. Нелюбов Б., канд. богословия. Кипрская Православная Церковь, (краткий исторический очерк)//ЖМП. 1964. Папаиоанну Э. Кипр борется//«Партийная жизнь». 1963. 2 Папаиоанну Э. Кипру полную независимость!//«Проблемы мира и социализма». 1964. 2. Папаиоанну Э. Освободительная борьба на Кипре и агрессивная роль англо-американского империализма//«Проблемы мира и социализма». 1965. 2. Питирим. архиеп. У святителя Спиридона в Керкире//ЖМП. 1974. 1. Победина М.П. Республика Кипр. М., 1964. Пребывание на Кипре паломнической группы Русской Православной Церкви//ЖМП. 1971. 2. Предстоятель Кипрской Церкви Блаженнейший Архиепископ Макарий III//ЖМП. 1969. 3. Романов Ал. Путешествие на о.

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

16 нояб. 1962 г. митр. Борис (Вик) был освобожден от управления Донецко-Луганской епархией, к-рая перешла в непосредственное ведение Московской Патриархии (в 1962-1963 ее окормлял еп. Дмитровский и викарий Московской епархии Пимен (Извеков ; впоследствии патриарх Московский и всея Руси)), в 1963-1964 гг. епархия подчинялась митр. Киевскому и экзарху Украины Иоанну (Соколову) . В 1962 г. ввиду преклонного возраста был уволен секретарь Донецко-Луганского ЕУ прот. Иоанн Пожарский, настоятель Николо-Преображенского собора в Луганске, его дела принял благочинный Донецкой обл. прот. Иоанн Левицкий. В 1962-1964 гг. центр Донецко-Луганской епархии и штат ЕУ находились в Донецке, епархиальный совет с 1963 г. возглавлял прот. Григорий Гавриленко, благочинный Донецкого городского округа. Инициатором такого переноса был митр. Борис, стремившийся усилить контроль за приходской жизнью и церковным окормлением зап. части Донбасса. ЕУ вернулось в Луганск в 1964 г., когда местное духовенство избрало новый состав епархиального совета, к-рый возглавил прот. Николай Гаврилов, клирик Николо-Преображенского собора в Луганске. С 30 марта 1964 по 25 мая 1965 г. Донецко-Луганская епархия находилась под управлением Киевского митр. Иоасафа (Лелюхина) . У него возник конфликт с прот. Н. Гавриловым, к-рый в нач. 1965 г. указом митрополита был уволен с должности главы епархиального совета. В дек. 1964 г. митр. Иоасаф направил письмо патриарху Алексию I с отчетом о своих действиях по руководству Луганской епархией (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 156). 25 мая 1965 г. митр. Иоасаф был отстранен от управления Донецко-Луганской кафедрой. Причинами стали роспуск им епархиального совета и присвоение всех его полномочий, массовое увольнение с приходов духовенства и пособничество властям в закрытии храмов Донбасса, что привело к массовым жалобам местного духовенства в Патриархию. В 1965-1990 гг. епархия находилась в ведении архиеп. Одесско-Херсонского Сергия (Петрова) . Архиерей по 3-4 раза в год совершал поездки по приходам Донбасса.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Но это была последняя «вспышка». И она впервые вызвала заметную негативную реакцию международной обществености. Стало ясно, что замалчивать антирелигиозные гонения внутри страны больше не удастся. Хотя после смерти Uoahha XXIII Русская Церковь уже не представляла такого острого интереса для советского руководства, она, сумев значительно расширить свои международные связи и влияние, по-прежнему играла определенную роль во внешней политике СССР. И эта роль была гораздо более важной, чем в конце 1940–1950-х гг. Так, в 1964 г. Московская Патриархия, помимо сессии исполкома ВСЦ участвовала в целой серии крупных международных мероприятий. 27–29 июля в Токио состоялся Всемирный конгресс религиозных деятелей в защиту мира, 28 июня – 3 июля в Праге – II Всемирный общехристианский конгресс. Следует отметить, что пражский форум в целом прошел удачнее, чем думали в начале 1964 г. в КГБ и ЦК КПСС. Всей подготовительной работой и ходом заседания руководили представители Московской Патриархии, отодвинувший на второй план чешских организаторов движения. В итоге на конгресс приехали делегации 10 из 14 автокефальных Православных Церквей, 147 посланцев стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые полностью поддержали русские предложения 959 . С 1 по 15 ноября 1964 г. проходило III Всеправославное родоское совещание. Оно решило образовать специальные богословские комиссии для ведения диалога с англиканами и старокатоликами и постановило, что каждая Православная Церковь по собственному почину, а не от имени всего Православия может свободно развивать братские отношения с католиками. Папа Павел VI, хотя и не проявлял того сердечного участия к «братьям с Востока», которым отличался его предшественник, однако в целом стремился продолжить курс нормализации отношений с социалистическими странами. Так, 15 сентября 1964 г. было заключено соглашение Ватикана с Венгрией, а 25 июня 1966 г. с Югославией 960 . В этих условиях Русская Церковь активно осуществляла контакты с католиками. Ее наблюдатели присутствовали на III-й сессии Ватикановского Собора в конце 1964 г., в Ленинградской Духовной Академии состоялось собеседование русских богословов с делегацией Римско-Католической Церкви, впервые в истории произошел обмен Пасхальными посланиями Папы и Патриарха Московского 961 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Советское руководство постаралось и публично продемонстрировать смену курса религиозной политики. 19 октября 1964 г. митрополиты Никодим и Питирим были приглашены на правительственный прием в честь космического полета корабля-спутника «Восток». Из подчеркнутых знаков внимания советского руководства можно также отметить поздравительную телеграмму в феврале 1965 г. нового Председателя Совета Министров А. Косыгина в связи с 20-летием избрания Патриарха Алексия на пост Первосвятителя Русской Церкви. Правда, все эти изменения были в основном внешнего порядка. Глубинных перемен в отношении партийных вождей к религии не произошло, да и не могло произойти. Антицерковная политика была продолжена, изменились только ее формы и методы. За осуществлением курса атеистической работы КПСС строго следил «ветеран» борьбы с религией М. А. Суслов. Но при этом он предпочитал руководствоваться советами, данными ему еще в 1948 г. И. Сталиным – «не выпячивать» данный вопрос, осуществлять подрыв влияния Церкви «полуконспиративно», не обнародуя широко соответствующие решения ЦК КПСС, чтобы не провоцировать кампании протеста на Западе и внутри страны 1065 . И все же руководство СССР фактически было вынуждено признать свое поражение. Откровенные гонения на Церковь не принесли желаемых результатов. «Хрущевская» кампания явно провалилась. Она противопоставляла верующих и советскую систему вместо того, чтобы обратить людей в атеистов; загнала религиозную жизнь в подполье, что было для режима опаснее, чем открытая религиозность; привлекла симпатии многих неверующих, безразличных людей к страданиям верующих, пробудила интерес мировой общественности к положению Церкви в Советском Союзе. Конечно, Московская Патриархия понесла тяжелый урон. На 1 января 1966 г. она имела всего 7523 храма, 16 монастырей, численность зарегистрированного духовенства к 1967 г. снизилась до 7410 человек. Однако религиозность населения в целом не уменьшилась, а в ряде регионов страны даже выросла. Так, в Молдавии к середине 1960-х гг. число православных приходов было снижено на 60%, а количество крещений новорожденных возросло с 46 до 57%. В РСФСР число церковных обрядов осталось примерно на прежнем уровне. В 1962 г. в республике отпевалось 33% умерших и крестилось 30% новорожденных. А в Чувашии, Тамбовской, Рязанской, Ульяновской, Кемеровской областях и в начале 1960-х гг. наблюдался заметный рост. Даже в Москве за 1963–1964 гг. количество венчаний, крещений и отпеваний увеличилось с 45 914 до 54 916. Прекращение же открытых преследований верующих вызвало в 1964–1967 гг. рост церковных обрядов уже по всей стране. За один 1965 г. доходы Московской Патриархии выросли на 5 миллионов и достигли 90 млн. рублей в год (в новых ценах). На Украине с 1964 по 1967 гг. число крещений выросло с 48 до 51% 1066 . Русская Православная Церковь выстояла и на этот раз. Лицезреть «последнего советского попа» миру не пришлось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введение I Глава. Отношения советского государства и Русской Православной Церкви в 1943–1958 гг. § 1. Кризис церковно-государственных отношений в России к 1943 году. § 2. Церковно-государственные отношения в 1943–1958 гг. § 3. Особенности развития внутрицерковной жизни в 1943–1958 гг. Таблица 1 II Глава. Гонения на Церковь в СССР В 1958–1964 гг.: роль в них государства и общества § 1. Усиление антицерковной политики Советского государства в 1958–1961гг. § 2. Реформа приходского управления. Закрытие храмов, как одно из важнейших направлений хрущевской антицерковной политики. Таблица 1. Закрытие храмов в Костромской области в 1961–1964 годах Таблица 2. Закрытие храмов в Ивановской области в 1961–1964 годах Таблица 3. Количество православных церквей, молитвенных домов и священников в некоторых областях РСФСР (на 01.01.1958) Таблица 4. Закрытые храмы Владимирской епархии (на 01.01.1962 г.) § 3. Общественная реакция на антицерковную компанию в России в 1958–1964 гг. Жизнь православного духовенства в этот период. III Глава. Отражение атеистической политики советского государства на внутрицерковной жизни и реакция советского общества на государственный атеизм в 1964–1988 гг. Таблица 1. Количество треб, совершенных в Ивановской, Костромской и Владимирской епархиях в 1960-е годы Таблица 2. Сведения о численном составе духовенства Владимирской епархии в 1962–1984 годах Таблица 3. Сведения о численном составе духовенства Ивановской епархии в 1977–1987 годах § 2. Русская Православная Церковь и религиозные диссиденты в 60–80-е годы ХХ века § 3. Поместный собор Русской Православной Церкви 1988 года и его роль в изменениях во внутрицерковной жизни. § 4. Общественное сопротивление в России советской атеистической политике. IV Глава. Русская Православная Церковь в постсоветской России § 2.Церковно-государственные отношения в условиях постсоветской России. § 3. Постсоветское общество в России и Русская Православная Церковь § 4. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года – важнейший этап истории Российского Православия. V Глава. Проблемы духовного образования в России в 1943–2000 ГГ. § 1. Православные духовные школы до революции 1917 года и в СССР до 1988 года. Таблица 1. Наличие богословских степеней у духовенства Владимирской епархии в 1970-е годы § 2. Духовное образование в России в 1990–2003 гг. § 3. Особенности становления некоторых провинциальных Российских духовных учебных заведений в 1990–2003 годах. Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1963 г. были сняты с регистрации 9 общин (в Николаеве, Нов. Одессе, в селах Анновка Братского р-на, Семёновка Арбузинского р-на, Куйбышевка Еланецкого р-на, Себино Новоодесского р-на, Щербани Вознесенского р-на, Доманевка и Мариновка Доманевского р-на), 12 приостановили свою деятельность в связи с изъятием церковных зданий. К 1 янв. 1964 г. в области существовало 58 общин (49 в селах, 9 в городах), владевших 23 типовыми церковными зданиями и 23 молитвенными домами. В области служили 51 священник, 3 диакона, 12 псаломщиков. В 1964 г. упразднили 5 общин: в селах Братское, Станиславчик Первомайского р-на, Покровское и Трихаты Вознесенского р-на, в Вознесенске. Девять общин приостановили свою деятельность (в селах Каменный Мост Первомайского р-на, Тридубы Кривоозерского р-на, пос. Нов. Буг и др.). В том же году церковь в Тридубах была снесена. Как и раньше, местные власти любыми способами стремились завладеть ключами от церковных зданий, церковным имуществом, переоборудовать молитвенное помещение; общине предоставлялось право найма др. здания, что в сельских условиях было сделать практически невозможно. 25 окт. 1964 г. была закрыта Петропавловская ц., последняя из 3 ранее существовавших церквей в пос. Нов. Буг. В своей жалобе верующие в 1969 г. описали, как это происходило: «Председатель горсовета, сотрудник исполкома и райкома партии Нового Буга 1964 г., 25 октября забрали ключи у священника, якобы посмотреть церковь внутри, посмотрели, а затем закрыли на замок двери церкви, а ключи забрали себе и уехали. А церковь так и не открыли. Священник выехал в другой район служить. С тех пор прошло пять лет. Пустая, без хозяина только закрытая церковь, то не долго думали, сделали погром у церкви, всю церковную утварь, инвентарь, обстановку побили, изломали, а хорошие ценные вещи, как ковры, дорожки, полотенца и т. д., забрали по домам и алтарь все сломали. Остались голые стены, да пол деревянный сохранился» (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 5. Д. 158. Л. 12-12 об.). Похожие действия властей описаны в обращении жителей с. Матвеевка Новоодесского р-на на имя председателя Совета министров УССР А. П. Ляшко: «11 февраля 1964 года ночью, в темноте, к зданию церкви прибыли представители местных властей, в том числе председатель Матвеевского сельсовета Дубновский, председатель рыбколхоза Исак, председатель колхоза Карич, и с ними находился бывший уполномоченный Совета религий по Николаевской области Шлепенков. Все они принудили старосту церковного совета Маленко открыть двери церкви. Затем указанные выше лица при помощи комсомольцев стали выносить все церковное имущество из здания церкви… Закрыв деятельность церкви, местные органы власти превратили помещение церкви в склад для хранения сахара от Ленинского пищеторга Николаева» (Там же. Д. 390. Л. 11-12).

http://pravenc.ru/text/2565622.html

11 Митр. Рижский и Латвийский Леонид (Поляков; 1913–1990), доктор церковной истории (1964). 12 Прот. Петр Викторович Гнедич (1906–1963), проф. МДА (патрология и византология), магистр богословия (1962). 13 Павел (Черемухин), иеромонах (впоследствии снял сан), кандидат богословия (1956). 14 Михаил Алексеевич Добрынин (1922–1963), доц. ЛДА (древнееврейский язык и Священное Писание Ветхого Завета), кандидат богословия (1958). 15 Архиеп. Архангельский и Холмогорский (впоследствии Ростовский и Новочеркасский) Никандр (Викторов; 1891–1961), доц. Богословского института (Харбин), кандидат богословия (1915). 16 Архиеп. (впоследствии митрополит Симферопольский и Крымский) Гурий (Егоров; 1891–1965), кандидат богословия (1917). 17 Свт. Лука (Войно-Ясенецкий; 1877–1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, исповедник (память 29 мая), богослов, врач, художник. 18 Г.И. Шиманский (1915–1970), преп. КДС, кандидат богословия (1951). 19 Д.Г. Яхонтов, автор в ЖМП 1960-х годов. 20 Леонид Александрович Успенский (1902–1987), богослов и иконописец. 21 Владимир Николаевич Лосский (1903–1960), выдающийся русский богослов. 22 Алексей Сергеевич Мерзлюкин (1898–1970), иконописец, историк, богослов; посвятил жизнь изучению и описанию богородичных икон. 23 Впоследствии архиеп. Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин; 1900–1985), богослов, исследователь творчества прп. Симеона Нового Богослова. 24 Николай Никанорович Глубоковский (1863–1937), проф. СПбДА (Св. Писание Нового Завета), доктор богословия (1897), редактор «Богословской энциклопедии» (с 1905). 25 Митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов; 1866–1956), магистр богословия. 26 Архиеп. Суздальский Гурий (Степанов; 1880–1938), проф. КазДА, востоковед. 27 Еп. (впоследствии митр. Ленинградский и Новгородский) Никодим (Ротов; 1929–1978), доктор богословия (1975). 28 Прот. Константин Иванович Ружицкий (1888–1964), ректор МДА (1951–1964), доктор богословия (1964). 29 Архим. Питирим (Нечаев; 1926–2003), впоследствии митр. Волоколамский и Юрьевский, главный редактор ЖМП (1963–1994).

http://e-vestnik.ru/analytics/bogoslovsk...

330 Возможно, этот термин указывает на разделение более слабое, чем если бы было сказано «два лица» (δο πρσωπα). В послании «О правой вере к царицам» (RF ad aug., ACO 1, 1, 5, 37:20–27) он использует то же прилагательное (διπρσωπον ... λγου σχμα), определяя этим особенность библейской речи, различающей человека и дух, находящийся в нём, или дух и сердце (Durand 1964. Р. 241. Примеч. 2). 333 Можно сравнить это с толкованием Феодора Мопсуэстского на Рим.1:1–4 в его «Огласительных беседах» (Theodore de Mopsueste. Les Homélies Catechetiques/Ed. R. Tonneau//StT 145. 1949. P. 209–211. Cp.: Wordbook studies. Christian documents in siriac, arabic and garshni, edited and translated with critical apparatus by A. Μ. Mingana. Vol. V. Cambridge, 1932. P. 91): «Ибо когда он говорит о Сыне, Который родился от семени Давидова по плоти, он уверен, что это имя Сына дано тому, кто из потомства Давида, и притом вовсе не Богу Слово, но образу раба, который был воспринят Им. Действительно, дело не в том, что Бог стал плотью, ни тем более, что Бог появился среди потомков Давида. Но блаженный Павел называет Сыном того человека, который был воспринят ради нас, и очевидно, что именно его» (Durand 1964. Р. 244. Примеч. 1). 335 Подобное сравнение единства Христа с единством человека, состоящего из двух частей, души и тела, можно встретить у св. Кирилла и в других сочинениях, написанных до 428 г. В «Толковании на пророка Исаию» (Comm. in Is., PG 70, 973:16–18 [Рус. пер.: TCO 56. С. 501]) он говорит, что Слово обитает в плоти, «как в человеческом теле душа». Более выразительны примеры из «Толкования на Евангелие от Иоанна». Здесь святитель дважды (Comm. in Joan. 2, 543:24–27 и 3, 155:5–24 [Рус. пер.: Творения 2002. С. 605 и 885–886]) весьма отчётливо употребляет это антропологическое сравнение против учения о «двух Сынах» (Durand 1964. Р. 246. Примеч. 1). 345 RF: но не пренебрегает и тем, чтобы представляться (δοκεν) пребывающим в унижении, по причине человеческого (60:21–22). Замена, быть может, не вполне удачна: присутствие глагола δοκεν может навести на мысль, что уничижение Слова, ставшего плотью, есть одна лишь видимость (Durand 1964. Р. 250. Примеч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Серафим (Лукьянов), помощник настоятеля Св.-Николаевской церкви в Лионе (19331960), настоятель Св.-Михайловской церкви в Риве, протоиерей (1953), настоятель Св.-Николаевской церкви в Лионе (1960–1968), член епархиального совета Западно-Европейской епархии РЗЦ (1961–1968), протопресвитер (1963), овдовел, пострижен в монашество (22.7.1964), архимандрит (23.7.1964), заместитель настоятеля храма-памятника Св. Иова в Брюсселе (1964), член Союза Галлиполийцев. Лит.: ПР. 1964. 17; 1965. 3. Серафим ( Коротай Виктор ; 18938.12.1945, Мурмелон, Франция), иеродиакон. Эмигрировал во Францию, под духовным руководством о. Алексия (Киреевского) поступил послушником в Иово-Почаевский монастырь в Ладомирово, вернулся с о. Алексием во Францию и обосновался в основанном с ним скиту Всех русских святых в Мурмелоне (1931), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), пострижен в монашество (1936), иеродиакон (19.8.1945), рукоположение совершил архиеп. Владимир (Тихоницкий) в Париже, трагически погиб (был раздавлен американским военным грузовиком). Архив: Послужный список о. Серафима (Коротая) (19361945). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Серафим ( Лисенко Эрнест Иванович ; дата рождения не установлена– 16.4.1965, Франция), иеродиакон. Состоял в юрисдикции Западно-Европейской епархии РЗЦ в нач. 1960-х гг., больше сведений о нем не имеется. Лит.: РМ. 26.4.1965. 2299. Серафим ( Лукьянов Александр Иоаннович ; 23.8.1879, Саратов – 18.2.1959, Гербовецкий монастырь, Молдавия, СССР), митрополит. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Саратовскую Духовную семинарию и Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1904), пострижен в монашество (7.12.1902), иеродиакон (8.12.1902), иеромонах (1903), преподаватель Уфимской Духовной семинарии (1901), инспектор Уфимской Духовной семинарии (16.9.1906), ректор Таврической Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита (1907), ректор Саратовской Духовной семинарии (8.8.1911), епископ Сердобольский, викарий Финляндской епархии (7.9.1914), архиерейскую хиротонию возглавил митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Autocephaly, (Documents and Commentary on the autocephaly of the Orthodox Church in America). Tuckahoe, New York: St. Vladimir’s Seminary Press, 1971. 2 . Curtiss, John Shelton. The Russian Church and the Soviet State 1917–1950. Boston: Little, Brown and Company, 1954. 3 . Every, George. The Byzantine Patriarchate 451–1204. London: S.P.C.K., 1962. 5 . Fletcher, William C. A Study in Survival, The Church in Russia, 1927–1943. London: S.P.C.K., 1965. 7 . Latourette, Kenneth Scott. A History of Christianity. New York: Harper & Brothers, 1953. 8 . Meyendorff, John. The Orthodox Church. New York: Pantheon Books, 1962. Ostrogorsky, George. History of the Byzantine State. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press, 1957. 9 . Schmemann, Alexander. The Historical Road of East-ern Orthodoxy. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1963. 10 . Struve, Nikita. Christians in Contemporary Russia. New York: Charles Scribner’s Sons, 1967. 11 . Swan, Jane. A Biography of Patriarch Tikhon. Jordanville, New York: Holy Trinity Monastery, 1964. 12 . Ushimaru, Proclus Yasuo. Bishop Innocent – Founder of American Orthodoxy. Bridgeport, Conn.: Metropolitan Council Publications Committee, 1964. 13 . Ware, Timothy (Father Kallistos). The Orthodox Church. Baltimore, Maryland: Penguin Books, 1964. 14 . Zernov, Nicolas. The Russians and Their Church. London: S.P.C.K., 1964. History Questions and Reflections for Discussion Introduction When Protopresbyter Thomas Hopko of blessed memory was in the process of revising his series The Orthodox Faith, he requested the Department of Christian Education of the Orthodox Church in America, which had originally published the series, to create questions to accompany the texts of each volume. The following questions are the fulfillment of his request for the Church History volume of the series. There are questions for each chapter of this volume, for each century from the first to the twentieth. They can be used to review the material in the chapter, and page numbers follow each question to show where it came from.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010