На страницах газеты «Всероссийский Церковно-Общественный Вестник» через несколько дней было приведено свидетельство корреспондента одной из петроградских газет: « Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Священник о. Иоанн Кочуров запротестовал и пытался разъяснить дело. С гиканьем и улюлюканьем разъярённая толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной. Священник долго хрипел и грыз мёрзлую землю. Его таскали за волосы, и кто-то кому-то предлагал «прикончить, как собаку »». На следующее утро тело было доставлено в дворцовую больницу, где его видел один из членов Государственной Думы, но наперсного креста на Кочурове уже не было… Того самого, который был подарен ему в Америке на десятилетие служения. Сбылись слова Кочурова «… я не расстанусь с ним до моей могилы. Но ему не место в могиле. Пусть он останется здесь, на земле, для моих детей и потомков, как святая семейная реликвия… ». Но он не достался его детям на память. Крест попросту украли его убийцы… Джон Рид ошибался: Кочуров не « возбуждал народ против Советов » во время крестного хода, он произносил проповедь, призывая народ к спокойствию и проповедь эта была лишена какого-либо политического оттенка. Большевики вошли в Царское утром 31 октября, Екатерининский собор был по-прежнему полон молящимися. Кочуров был в соборе. Существует две версии его гибели. По первой его арестовали в соборе. Он пытался протестовать, но получил несколько ударов по лицу, был отведён на царскосельский аэродром и там расстрелян на глазах своего сына-гимназиста. По второй, он снова пошёл с крестным ходом о прекращении междоусобной брани, во время которого его и убили принародно: выстрел в голову только ранил его – его ещё добивали прикладами, таща за волосы по булыжникам мостовой… На отпевании …По просьбе прихожан, 4 ноября отец Иоанн был погребён в усыпальнице собора. Через несколько дней после его отпевания и погребения духовенство Петроградской епархии отслужило панихиду по убиенному пастырю и был создан фонд для оказания помощи духовенству во всех случаях, подобных тому, что произошёл в Царском.

http://pravmir.ru/moy-amerikanskiy-prade...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. После состоявшейся недавно в Санкт-Петербурге пресс-конференции благотворителей Царского Села, посвященной подготовке к его 300-летию, в некоторых СМИ появились " сенсационные " сообщения об останках священника, обнаруженных при раскопках фундамента взорванного большевиками собора святой великомученицы Екатерины. Корреспондент " Воды живой " обратился за разъяснениями к благочинному Царскосельского округа, настоятелю Софийского собора протоиерею Геннадию Звереву.    " ВЖ " :  - Отец Геннадий, действительно ли останки, найденные при раскопках на Соборной площади Царского Села, -  это мощи первого священномученика ХХ века Иоанна Кочурова? Отец Геннадий Зверев: - Да, перед восстановлением Екатерининского собора на центральной площади нашего города были проведены раскопки. Археологи открыли исторический фундамент храма, на котором теперь возводятся новые кирпичные стены. В крипте были найдены останки, которые позже были идентифицированы. - Где проводились экспертизы? - Антропологические исследования проходили в Институте материальной культуры РАН. Нам помогли также эксперты-криминалисты из ГУВД по Санкт-Петербургу и области. - Этих исследований оказалось достаточно? - Да. Знаете, в какой-то момент мы устыдились: Господь дал нам святыню, а мы возим ее по светским учреждениям и проверяем на подлинность. Да и старцы сказали - мало вам, что ли, что святого казнили и затем глумились над его захоронением в 1939 году, подкладывая взрывчатку в крипт собора, где он был упокоен.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-11-21/1...

В Патриарший собор Нью-Йорка возвращена старинная хоругвь, связанная с именами свт. Тихона, сщмчч. Александра Хотовицкого и Иоанна Кочурова и св. прав. Алексия Товта 14 августа 2012 г. 16:53 11 августа 2012 года духовенство и прихожане Свято-Николаевского Патриаршего собора Нью-Йорка впервые молитвенно почтили день рождества святителя Николая Чудотворца. Этот праздник был известен на Руси с XV века, однако не получил широкого распространения. Божественную литургию в этот день совершил управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан в сослужении соборного духовенства, а также настоятеля Богородицерождественского храма Нью-Йоркской епархии ( Православная Церковь в Америке ) протоиерея Иоанна Прокопюка. В завершение Литургии архиепископ Юстиниан и сослужащее духовенство совершили славление святителю Николаю в центре храма, после чего иерарх обратился к присутствующим со словом проповеди: «Если мы возьмем в руки церковный календарь, то невольно обратим внимание, что на каждый день выпадает день памяти тех или иных святых. Иногда святых бывает несколько десятков, а иногда и тысячи. При внимательном изучении месяцеслова, мы увидим, что в календаре указаны даты их смерти, а не даты рождения. Объяснение этого назидательно: человек, скончавшийся в вере, в подвиге ради Бога, сподобляется Небесного Царствия и прославления от людей. Достигнув полноты блаженства в небесных обителях, такой человек, которого мы уже именуем святым, имеет сугубую благодать молиться о нас и помогать нам, когда мы призываем его в своих молитвах. Заслуженным исключением из этого правила являются праздники Рождества по плоти Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и пророка Иоанна Предтечи. Однако с XV века на Руси, которая так любит и почитает святителя Николая Чудотворца, стали отмечать и день его рождения, ибо верили, что его рождение случилось по особому предвидению Божию. Обстоятельства его рождения от благочестивых родителей были воистину чудесны и сопровождались особыми знамениями, и все это побуждало наших предков почтить этот день особым праздником. Уверен, что год от года ныне начинаемая нами традиция празднования в честь святителя Николая будет продолжаться и собирать все большее число богомольцев».

http://patriarchia.ru/db/text/2402084.ht...

Arhiva La Academia Duhovniceasc din Sankt-Petersburg s-au desfurat zilele de comemorare a noilor mucenici i mrturisitori ai Bisericii, care au studiat i activat ca profesori în cadrul instituiei de învmânt 14 noiembrie 2011 13:08 Во исполнение определения Архиерейского Собора от 2-4 февраля 2011 года « О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших », а также согласно решению Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии , дни 9-13 ноября в СПбДА были посвящены памяти новомучеников и исповедников — выпускников духовных школ северной столицы. Воспоминание выпускников-новомучеников было приурочено ко дню памяти священномученика протоиерея Иоанна Кочурова, убиенного в 1917 году. В иконописном отделении была написана икона новомучеников и исповедников, начальствовавших, учивших и учившихся в духовной академии столицы Российской империи. В течение нескольких дней студенты знакомились с жизнеописанием и подвигом стояния в вере за Христа святых выпускников — протоиерея Иоанна Кочурова и протопресвитера Александра Хотовицкого. 12 ноября, накануне недели 22-й по Пятидесятнице и дня памяти сщмч. протоиерея Иоанна Царскосельского, Петроградского, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова было совершено всенощное бдение. По окончании богослужения ректор СПбДА епископ Гатчинский Амвросий обратился с молящимся со словом, в котором подчеркнул, в частности, что несмотря на состоявшееся прославление новомучеников и исповедников Российских, тем не менее их подвиг не получил еще должного осмысления нашими современниками. Владыка призвал будущих пастырей воодушевляться примерами стойкости и мужества подвижников XX века, своей праведной жизнью и мученической кончиной не боявшихся свидетельствовать о Христе: «В мире умножается злоба и ненависть по отношению к христианству. Христос и Его Церковь всегда были и будут гонимы. Пусть подвиг новомучеников и исповедников Российских, их жизнь, страшная, тяжелая, но в тоже время славная в свете Воскресения Христова, уже сегодня вдохновляет каждого из нас и благословляет на дальнейший неизвестный, но наверняка непростой путь служения Воскресшему Господу».

http://patriarchia.ru/md/db/text/1673675...

Вечером епископ молился на всенощной, отслуженной свящ. Димитрием Гебеем и протодиак. Петром Поповым, также принял участие в работе приходского комитета по устройству православного кладбища. 27 апреля/9 мая 1899 г. После совершенной настоятелем Покровского храма литургии преосвящ. Тихон, архим. Анатолий, свящ. Димитрий Гебей и о. протодиакон отслужили молебен по случаю дня рождения великого князя Георгия Александровича. Оставшуюся часть вторника архипастырь посвятил беседам с православными из Висконсина и Миннесоты (в частности, из селения Норт-Прери 66 , где находилась Рождество-Богородицкая часовня, которую посещал священник из Миннеаполиса раза три в году). 28 апреля/10 мая 1899 г. В 7 40 утра Тихон и Попов П.И., провожаемые священнослужителями, прихожанами и школьниками, выехали в Чикаго, куда благополучно прибыли в 22 25 . «Похристосовавшись по-братски со всеми, Владыка проследовал в зал на вокзале, а оттуда в карете прибыл в церковь , где уже ожидали его почти все встретившие его на вокзале. В конце положенной при встрече Архиерея краткой литии Владыка произнес краткую приветственную речь» 67 . 29 апреля/11 мая 1899 г. Весь день Тихон, сопровождаемый настоятелем Иоанном Кочуровым, старостой церкви Дмитрием Петровичем Фридляндером 68 и российским консулом Альбертом Альбертовичем фон Шлиппенбахом, осматривал Чикаго. В частности, владыка оценил участок земли на пересечении улиц Leavitt Str. и Haddon Ave. как наиболее подходящий для строительства новой православной церкви в Чикаго (Владимирская была очень маленькой и находилась в состоянии, оставлявшем желать лучшего 69 ). «Участок очень удобный: находится в порядочной части города (лучше, чем теперешнее местонахождение нашей церкви там), невдали от прихожан, с удобными путями сообщения, в соседстве (против) имеет протестантскую церковь , занимает угловое место и вполне достаточен для сооружения на нем церкви и дома (останется место и для маленького цветника)» 70 . 30 апреля/12 мая 1899 г. С утра преосвященный занимался бумагами; в час пополудни вместе с Кочуровым И.А., Поповым П.И. отбыл из Чикаго в Стритор 71 . В шесть часов вечера священнослужители начали всенощное бдение в Стриторской церкви, перестроенной в 1894 году из вестибюля русского отдела на Всемирной Колумбовой выставке.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сщмч. Иоанн Кочуров с близкими. Фотография. Ок. 1915 г. Сщмч. Иоанн Кочуров с близкими. Фотография. Ок. 1915 г. В 1901 г. получил отпуск для поездки в Россию. Занимался сбором средств для строительства храма в Чикаго, в чем ему помогал тесть свящ. Василий Чернышёв и брат Николай, служивший в хозяйственном управлении при Святейшем Синоде. Была выпущена брошюра с воззванием об оказании помощи в строительстве чикагского храма, где И. подробно описал жизнь своей паствы. И. получил поддержку от прав. Иоанна Кронштадтского , записавшего в сборной книге: «Молю соотчичей жертвовать усердно»; большой взнос из личных средств сделал имп. мч. Николай II Александрович . Новый правосл. храм в Чикаго был заложен еп. Тихоном 31 марта 1902 г. и освящен им же во имя Св. Троицы 16 марта 1903 г. На 1-ю пасхальную службу в Троицкий храм Чикаго собралось ок. 500 чел. На следующий год паства увеличилась вдвое (в это время в США устремился поток эмигрантов из зап. губерний России). В 1905 г. при Троицкой ц. была открыта приходская школа. Были организованы новые приходы в Мадисоне (шт. Иллинойс) и Хартсхорне (шт. Оклахома). И. состоял цензором «Американского православного вестника». 6 мая 1906 г. возведен в сан протоиерея, 10 мая назначен благочинным приходов Нью-Йоркского округа вост. штатов США. В февр. 1907 г. участвовал в Соборе по делам Американской Православной Церкви в Мейфилде. 20 мая уволился от миссионерской службы в США по прошению, чтобы дать своим детям образование в России (у И. было 5 сыновей и дочь). 15 авг. 1907 г. назначен штатным законоучителем муж. гимназии в Нарве (С.-Петербургская епархия). Служил сверхштатным священником Преображенского собора Нарвы. Одновременно был законоучителем жен. гимназии по найму, председателем об-ва вспомоществования нуждающимся ученикам и ученицам нарвских гимназий. Во время летних каникул жил в пос. Силламяги (Силламяэ) и совершал богослужения в местном Казанском храме, принимал участие в его ремонте и благоустройстве. В июле 1909 г. И. активно участвовал в съезде законоучителей светских средних учебных заведений в С.-Петербурге. Был членом Нарвского отд-ния епархиального братства Пресв. Богородицы и нарвского об-ва трезвости; выступал с духовно-нравственными беседами в братском Владимирском храме. В 1912 г. прочитал курс лекций по богословию на летних педагогических курсах в Нарве для учителей церковноприходских школ. Проявил себя как талантливый педагог и оратор. В 1915 г. стал духовником одного из госпиталей, развернутых во время первой мировой войны в Нарве, в помещениях гимназий. 16 нояб. 1916 г. уволен от должности законоучителя гимназии в Нарве и переведен на освободившееся штатное священническое место в Екатерининском соборе Царского Села.

http://pravenc.ru/text/469121.html

8/20 декабря 1899 г. В девять часов утра еп. Тихон в сопровождении псал. Никанора Гривского отбыл из Сан-Франциско в Чикаго. 11/23 декабря 1899 г. В Чикаго Его Преосвященство встретили благочинный Иоанн Недзельницкий, настоятель Иоанн Кочуров, консул Альберт Шлиппенбах и др. лица 209 . Воскресное бдение в Свято-Владимирской церкви Чикаго отправили собором священнослужителей. 12/24 декабря 1899 г. Божественная литургия прошла торжественным порядком. «Во время причастна священник И. Кочуров произнес поучение на евангельское чтение о званых на вечерю, а в конце литургии Преосвященный Владыка обратился к народу с Архипастырским утешением и увещанием по поводу некоторых, уже известных нашим читателям прискорбных событий, имевших место в приходе и поколебавших мирное христианское настроение чикагских прихожан: несчастья такого рода, утешал Владыка, преходящи, как преходящи и сокровища мира сего; надо богатеть в Бога; этим приобретаются такие блага, которых ни тля не тлит, ни татие подкапывают и крадут... Надо, действительно, пожалеть, что это житейское несчастье постигло чикагский приход в такую минуту, когда как раз вопрос о построении храма, на место нынешнего наемного помещения, принял положительные формы. Бесчестный поступок самозванного банкира г. Фридландера, бежавшего с сбережениями русской православной колонии, сделал весь приход нищим 210 . В таком положении не только материальное содействие со стороны обедневших прихожан построению храма сделалось почти несбыточным, но и вообще душевное равновесие пострадавших исчезло и обратилось т.о. не в пользу предпринятого дела. Неоднократные заседания строительного комитета, при личном руководстве Владыки, и собрания прихожан, кураторов, наполнившие почти все часы пребывания Преосвященного в Чикаго, были весьма благотворны: своими указаниями Владыка авторитетно внес всяческое умиротворение в среду, в которую так неожиданно вторглось смущение и сомнения, объединив всех в мысли согласно работать в пользу общей цели – создания нового храма. Планы уже почти выработаны, предвидится возможность вскоре выплатить купленную землю местными средствами, при уже указанном содействии русского Консула, и, наконец, Преосвященный порадовал всю колонию обещанием ходатайствовать пред Св. Синодом об единовременном отпуске на погашение расходов по постройке храма суммы, которая ассигнуется на содержание церкви в Чикаго каждый год ныне, за 25 лет вперед 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Первым священнослужителем Русской Православной Церкви, которого Господь наш Иисус Христос сподобил в ХХ веке принять мученический венец от богоборческой власти большевиков, первым убиенным русским православным священником, о котором святой исповедник Патриарх Тихон сказал, что “украшенный венцом мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова”, — суждено было стать усердному приходскому священнику и вдохновенному свидетелю Истины Христовой “даже до смерти” (Откр 12:11) протоиерею Иоанну Кочурову, принявшему мученическую смерть от богоотступников и богоборцев 31 октября 1917 года в Царском Селе. Освященный Собор, рассмотрев подвижническое служение и мученическую кончину протоиерея Иоанна Кочурова и удостоверившись в его подвиге, определяет: 1. Протоиерея Иоанна Кочурова, убиенного гонителями Церкви Христовой 31 октября (старого стиля) 1917 года, причислить к лику священномучеников для общецерковного почитания. 2. Честные останки священномученика Иоанна, преданные погребению в Царском Селе, именовать отныне святыми мощами, до времени их обретения оставив на Божие произволение. 3. Службу священномученику Иоанну после сего дня прославления отправлять общую по чину мученическому и благословить составление ему особой службы 5. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских священномученика Иоанна. 6. Писать новопрославленному священномученику Иоанну икону для поклонения, согласно Определению Седьмого Вселенского Собора. 7. Напечатать житие священномученика Иоанна для назидания в благочестии чад церковных. 8. От лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления нового Российского священномученика пастве всероссийской. 9. Сообщить имя новопрославленного священномученика Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения его в святцы. Предстательством и молитвами священномученика Иоанна да укрепит Господь веру всех верных чад Русской Православной Церкви и ниспошлет им Свое благословение.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Свт. Тихон (Белавин), сщмч. Иоанн Кочуров (стоят 1-й и 2-й справа) и еп. Фон-дю-Лакский Чарльз Графтон (сидит в центре) среди гостей и участников епископской ординации. Фон-дю-Лак (Висконсин. США). 8 нояб. 1900 г. Свт. Тихон (Белавин), сщмч. Иоанн Кочуров (стоят 1-й и 2-й справа) и еп. Фон-дю-Лакский Чарльз Графтон (сидит в центре) среди гостей и участников епископской ординации. Фон-дю-Лак (Висконсин. США). 8 нояб. 1900 г. В 1903 г. в ответ на обращение К-польского Патриарха Иоакима III ко всем правосл. Церквам с просьбой сообщить об их отношении к др. христ. конфессиям Святейший Синод РПЦ одобрил существовавшие дружественные связи с англиканами. В послании подчеркивалось, что единство Церквей может быть достигнуто, если желание объединиться с правосл. Церковью будет высказано не только представителями «Высокой Церкви», но и всем англикан. сообществом, в к-ром пока решающее влияние принадлежит кальвинистам. «С нашей стороны в отношении к англиканам должны быть братская готовность помочь им разъяснениями, обычная внимательность к их лучшим желаниям, возможная снисходительность к естественным, при вековом разделении, недоумениям, но в то же время твердое исповедание истины нашей Вселенской Церкви» (Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской Патриархии//ЦВ. 1903. 25. С. 782). В 1906 г. для развития двусторонних отношений был учрежден Англикано-Восточно-Православный союз (Anglican and Eastern-Orthodox Church Union, см. Ассоциация англикан. и восточно-правосл. Церквей ), в состав к-рого вошли представители обеих Церквей. В 1912 г. Святейший Синод утвердил устав Об-ва ревнителей единения восточно-правосл. и англикан. Церквей - российского филиала союза, ставшего 1-й офиц. орг-цией в России, занимавшейся установлением контактов с англикан. Церковью. Его председателем стал архиеп. Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский) , в 1913 г. на этом посту его сменил архиеп. Финляндский и Выборгский (впосл. Патриарх) Сергий (Страгородский) . Почетными членами об-ва были избраны Архиепископы Кентерберийский Рэнделл Дэвидсон и Йоркский Косма Лэнг. В Москве, С.-Петербурге, Риге читались доклады об учении и церковной жизни англикан. В 1914 г. была образована специальная Синодальная комиссия для изучения вопроса о взаимоотношениях с англикан. Церковью.

http://pravenc.ru/text/115118.html

Последнее упомянутое корреспондентом трагическое обстоятельство, которое сопровождало мученическую смерть отца Иоанна, приобретает особый духовный смысл в связи с оказавшимися в каком-то смысле пророческими словами, произнесенными отцом Иоанном за 12 лет до своей кончины в далекой Америке при вручении ему золотого наперсного креста во время чествования 10-летия его священнического служения. «Целую этот Святой Крест, дар вашей братской любви ко мне, – проникновенно говорил тогда отец Иоанн. – Пусть он будет поддержкой в трудных минутах. Не буду говорить громких фраз о том, что я не расстанусь с ним до могилы. Эта фраза громка, но неразумна. Не в могиле ему место. Пусть он останется здесь на земле для моих детей и потомков, как фамильная святыня и как ясное доказательство того, что братство и дружество – самые святые явления на земле…» Через 5 месяцев после кончины отца Иоанна 31 марта 1918 года, когда количество поименно известных Святейшему Синоду убиенных священнослужителей уже достигло 15 человек, в храме Московской Духовной семинарии Святейшим Патриархом Тихоном в сослужении 4 архиереев и 10 архимандритов и протоиереев была совершена первая в истории Русской Православной Церкви XX века «заупокойная Литургия по новым священномученикам и мученикам». Во время произнесения на заупокойной Литургии и панихиде молитвенных возношений «Об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных» вслед за первым убиенным архиереем митрополитом Киевским и Галицким Владимиром поминался первый убиенный протоиерей Иоанн – отец Иоанн Кочуров, открывший своей страстотерпческой кончиной исповедническое служение сонма новомучеников Российских XX века. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и по представлению блаженнейшего Феодосия, митрополита всей Америки и Канады, комиссия по канонизации святых изучила материал, связанный с жизнью и подвигом отца Иоанна Кочурова, и на Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в 1994 году священномученик отец Иоанн Кочуров был прославлен в лике святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010