И.Э. Грабаря, под руководством А.А. Горматюка. Опять же, вы видите здесь инкрустированную, резную алтарную преграду. И, как и в церкви Св. Варвары, к ней был уже в османский период прикреплен деисус, что можно объяснить как раз возраставшим греческим влиянием. Конечно же, если говорить о коптском искусстве, то невозможно не обратиться к коптскому шитью, к коптским тканям; сохранилось множество фрагментов тканей, одежд, клавов с разнообразной орнаментацией, изображениями птиц, животных, людей, в т.ч. канонизированных святых. Наверное, величайшим и наиболее сохранным образом коптских тканей является этот образ Богоматери с Младенцем и предстоящими ангелами, VI в., который ныне хранится в музее Кливленда. Если же говорить об иконописи Александрийской Церкви, о коптской иконе, то здесь нельзя не отметить проблему следующего характера; мы видим ряд крайне противоречивых и разнородных памятников VI-VIII вв., затем наступает период, который практически не оставил нам икон. Затем появляются отдельные средневековые росписи, и затем новый период иконописания, который наступает лишь в XVIII в. То есть в истории художественного наследия церквей Александрийской традиции мы видим крайне неравномерное количество памятников, варьирующееся от эпохи к эпохе. Очень много проблем с атрибуциями и датировками, с общей изученностью коптской иконописи. К тому же, колоссальный культурный пласт был уничтожен во время мусульманских гонений, в особенности – при Аль-Хакиме (нач. XI в.) и мамлюках (XIII-XVII вв.). Конечно же, коптская икона повсеместно ассоциируется с определенной примитивистской экспрессией, с сознательным искажением пропорций, искажением, выявляющим молитвенное горение, преображение души и тела в воскресении. Памятники, отражающие это восходят к Поздней Античности; вспомните знаменитую икону Христа и Св. Мины (VI в., ныне в собрании Лувра), икону епископа Авраама (ок. 590-600, ныне в Музее Боде в Берлине), фрагменты фресок монастыря Св. Иеремии в Саккаре, близ Гизы, или фрески монастыря Аполлона в Бавите; икону Св.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

И этот древнеегипетский богослужебный инструмент по сей день в живом употреблении у эфиопов (у коптов вы его редко увидите; там сходную функцию исполняют цимбалы). Вот как раз на слайде изображение эфиопского богослужебного систра. Эфиопские богослужебные систры, опять же, представлены в нашей постоянной экспозиции. Эфиопы также используют и богослужебные барабаны – как подвешенные на поясе, так и расставленные на полу храма; внутри каждого барабана по два камня, в знак божества и человечества Христа. Есть еще один уникальный инструмент Эфиопской Церкви – это лира-багана. Звучит она только в преддверии Рождества. Причем играют на этих инструментах чаще всего дептеры – писцы, музыканты, певчие – которые сопровождают богослужение и ритмичным биением об пол посохами. Они же исполняют особый богослужебный танец, напоминающий о пляске Давида у Ковчега. Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент записи лиры-баганы; к сожалению, ожидание многих это не оправдывает. Когда я говорю, что лира-багана заменяет на эфиопских иконах и картинах Псалтирь в руках Давида, что на этой лире играют в преддверии Рождества – это звучит чарующе. Звучит же багана, для нашего европейского слуха, совершенно непривычно. Для демонстрации ритмического позвякивания цимбал, обратимся к коптскому песнопению «О Кириос» (которое, кстати, часто поется исключительно на греческом). На самом деле, это ритмическое сопровождение имеет огромное имеет огромное значение для поддержания настроя паствы, ведь эфиопские и коптские богослужения идут даже дольше наших лекций. В следующий раз, посетителям нашего лектория мы непременно раздадим посохи, будете ими постукивать, чтобы лектор держал себя в руках; или же, вы можете просто бить меня за то, что я так долго терзаю вас. (Смех в зале). Спасибо вам за терпение. Ну и конечно же, нельзя не вспомнить о еще одном инструменте, хоть и не музыкальном, но имеющем большое значение для эфиопского богослужения. Речь идет о богослужебном зонте. Это зонты отнюдь не от жары, как думают многие, это зонт, который открывается в храме и выносится во время крестного хода; открывается же он над главной святыней, священником или же абуной.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

Ирины, рубежа VIII-IX вв. (ныне в собрании монастыря Св. Екатерины на Синае). И именно к этой традиции будут вновь и вновь апеллировать иконописцы османского периода, а также современные коптские иконописцы (в особенности после достаточно интенсивного процесса возрождения коптской иконописи в XX в., начиная с 1960-х гг.). Но, что важно помнить; художественное наследие Александрийской (в т.ч. Коптской) Церкви и христианского Египта не может быть сведено лишь к этому примитивизму и экспрессии, которое массово ассоциируется с «коптским» искусством. Сходная проблема, кстати, намечается и в современной грузинской иконописи, т.к. сейчас художники-иконописцы обращаются практически исключительно к продолжению собственных экспрессивно-примитивистских традиций, этакой «архаике», представленной такими произведениями, как прославленная икона Св. Георгия XV в. из одноименной церкви в Местии (Сванетия). В то же самое время, гораздо более утонченные памятники, те же иконы и фрески Сванетии XI-pahhero XIII в. (к примеру – икона «Снятия с креста» начала XII в. из Лагурке, или образ «Сорока мучеников Севастийских» рубежа XII-XIII вв.), остаются на периферии общественного внимания, в то время как с грузинской иконописью ассоциируются лишь средневековые и современные образцы «экспрессивной архаики». Сходная тенденция и существует и у коптов. Кстати говоря, когда мы говорим о коптском и эфиопском искусстве, мы зачастую используем действительно очень опасное слово – «примитивизм». Потому что в этой экспрессии, в этом обостренном восприятии ничего «простенького», несложного нет. Стремительность этой графики, этой работы кистью, повторить, воспроизвести практически невозможно. Посмотрите на знаменитую фреску с образом Спасителя, которая ныне хранится в Каирском музее. Перед вами фрески прославленного Антониева монастыря в Египте, той самой обители, которая возникла на месте подвигов и служения первой монашеской общины Св. Антония. Часть фресок монастыря восходит к VII-VIII вв.; более поздняя роспись (которую мы с вами и наблюдаем) датирована XII-XIII вв. Знаменитый образ Богоматери с Младенцем в одной из апсид монастырского кафоликона. Прославленные фрески воинов-мучеников Антониева монастыря. Конечно же сама иконография воинов-мучеников, восседающих на конях и поражающих копьями змиев или царей-неверных, была заимствована коптами от византийских христиан, от ромеев и грузин. Образ ангелов из этой же соборной монастырской церкви… Однако художественное наследие Александрийской Церкви отнюдь не сводиться исключительно к этим коптским фрескам и иконам.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

Итак, как мы с вами видим, художественном, литературном и литургическом наследии Коптской Церкви неуклонно проступает идея принадлежности к Вселенской Церкви, или, по крайней мере, идея единства Церкви на Востоке. Опять же, на каждой коптской литургии, помимо Александрийского папы, поминают и Антиохийского (Сиро-яковитского) патриарха. Обилие греческого текста в богослужении, открытость сирийским и даже греческим традициям, непременное поминовение предстоятелей двух Поместных Церквей, свидетельствуют о неугасимом (невзирая на вспышки национализма, раздирающие христианский Восток с XIX в.) чувстве принадлежности к Вселенской Церкви, хранительницей богословия и традиций которой ощущала и ощущает себя коптская Церковь Александрии. В завершении, обратимся к южным дочерям Александрийской Церкви – к Нубии и Эфиопии. Перед вами примерные границы древней Александрийской Церкви, территория которой охватывала Нижний и Верхний Египет, Ливию, Пентаполь. Далеко к югу, в восточной Африке лежало древнее Аксумское царство эфиопов. Правитель этого царства, великий царь и завоеватель Эзана не позднее 330 г. принимает крещение, под воздействием и духовным руководством своего учителя – св. Фрументия, , сирийского христианина, бывшего раба, ставшего регентом царства. Царь Эзана освободил своего учителя, даровал ему право вернуться на родину – но до своего родного Тира тот так и не доехал; поведав св. Папе Афанасию Великому о миссии на землях Эфиопии, св. Фрументий был хиротонисан во епископа и возвращен в Аксум, став первым «абуной», первым архиереем среди эфиопов. Причем св. Фрументия эфиопы величают особо, именуя его «Абуна Салама», т.е. «Отец мира». С момента обращения царя Эзаны и хиротонии св. Фрументия, Эфиопия постепенно становится мощнейшим оплотом христианства в восточной Африке. Причем, опять же подчеркнем, что IV в. – это время становления христианства как государственной религии на территории Аксумского царства, но отнюдь не первые шаги Апостольской веры на этой земле. Крещение первого известного эфиопа описано Евангелистом Лукой в 8-й главе «Деяний Апостолов» (Деян. 8:26-39). Впоследствии, среди эфиопов распространиться и предание о том, что среди них проповедовал Апостол Матфий (которого не следует путать с другим Апостолом от Двенадцати, Евангелистом Матфеем).

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

Когда диакон кончил чтение зачала из деяний апостольских; певцы пропели, аллилуйя. Потом игумен Дауд, став лицом к югу, прочел из Арабского синаксаря краткое житие св. Иоанна Златоуста , потому что в настоящий день совершалась память его по Коптскому месяцеслову. Почему же он обратился к югу, когда все зрели на восток? Думаю, что поучения и жития святых, по особенному местному уставу, древле читались здесь попеременно пред правым и левым ликом старцев, следовательно, чтец обращался лицом то к югу, то к северу, и что поэтому древнему уставу ныне синаксарь прочтен был как бы лику правому. Умолк игумен Дауд. Начался крестный ход из алтаря по всей церкви с иконою сошествия Христа во ад. Ее несли два монаха на руках своих. Иподиаконы кадили пред нею, а все предстоящие целовали ее. Этот обряд совершается у Коптов только с Пасхи до Пятидесятницы. По окончании его икону поставили в угол алтаря, а певцы запели: святый боже, святый крепкий, святый безсмертный, воскресый из мертвых, помилуй гелие по-Коптски на налое, обратясь лицом к алтарю, а служащий игумен во все время чтения оного стоял впереди у правого угла налоя и кадил. Окончено евангелие. Послышалась молитва о мире. «Просим и молим благость твою, человеколюбче: помяни господи мир единыя, святыя, соборныя и апостольския церкве твоея.... мир оный небесный ниспосли в сердца наша, обаче и мир жизни сея милостивно нам даруй и пр.» Эта молитва очень длинна. У нас в том виде, как у них, ее нет. За нею последовало чтение символа веры Никейскоцареградского, и началось так называемое Возношение по чину св. Василия Великого . Диакон возгласил: Станем добре, станем со страхом .... вонмем. Певцы отвечали: Милость мира, жертва хваления. Священник. Господь со всеми вами. Певцы. И со духом твоим. Священник. Горе вознесите сердца ваша. Певцы. Имамы ко господу. Священник. Благодарим господа. Певцы. Достойно и праведно есть. Все эти возгласы и ответы произнесены был на Греческом языке грубым Коптским выговором, напр: аксыон к " э дыкэон эсты. Агьюос, агьюс, агьюс кюриос... Копты помнят, что их предки приняли христианскую веру от Греков, и удерживают многие греческие речения в своем богослужении, но просветителей своих не любят.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Копты, – коренные жители Египта, подобно яковитам, отвергая собор Халкидонский, держатся монофизитской ереси, Во всем остальном они согласны с православной цорковью. Питая сильную ненависть к грекам за их политические и религиозные притеснения, копты в VII в. отложились от византийской империи и сами призвали сарацин, владетелей Палестины и Сирии. Сарацины обращались с ними сначала дружелюбно, а потом сделались жестокими тиранами их. С переменой династий калифов не уменьшались бедствия коптов. Они живут в бедности и унижении. Кроме того, число коптов значительно сократилось: во время завоевания Египта сарацинами их было около шестисот тысяч, a ныне их насчитывают от ста пятидесяти до двухсот тысяч душ. Впрочем, копты даже в состоянии упадка остаются еще образованнейшими из туземцев: коптские книжники доселе употребляются в качестве писцов в судах их завоевателей или для означения высоты воды в Ниле. Церковная община коптская имеет главой патриарха, который, как верят копты, есть наследник или преемник ев. Марка. Коптский патриарх пребывает ныне в Каире. После патриарха следуют епископы в числе одиннадцати или двенадцати, священники, диаконы, чтецы и монахи. Патриарх коптский один имеет власть поставления, а епископы, если и поставляют, то действуют только, как его викарии. Священнический сан мало привлекает коптов; они принимают его часто по принуждению народа, и священники нередко избираются из людей, совершенно неприготовленных к этому сану, из ткачей, портных, ваятелей или золотых дел мастеров. За исключением платья и совершения церковного служения, во всех других отношениях священник и мирянин походят один на другого. Копт священник иногда даже невежественнее копта мирянина. Поэтому коптские священники никогда не говорят проповедей. Между тем народ глубоко уважает их; самые знатные лица целуют руки священников и просят у них благословения. Особенные церковные обряды у коптов следующие: они имеют в своих церквях большие купальни, наполняемые водой в праздник Богоявления; в этот праздник священник благословляет оные, после чего взрослые погружают в них детей, и сами погружаются для того, чтобы получить освящение. Копты воздерживаются от крови и мяса задушенных животных и совершают обрезание. На последнее они смотрят не как на религиозный обряд, а просто как на обычай страны. Вероятно они усвоили этот обычай по подражанию магометанам. У коптов поставление в священные степени совершается не через возложение рук, но через дуновение. В богослужебных собраниях у коптов совершается общее взаимное лобзание; дети действуют в качестве диаконов, священнослужители надевают чалмы на головы и снимают обувь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молитвами святого отца нашего аввы..., Господи Иисусе Христе помилуй нас. Аминь. Это приветствие пустынные отцы читают патриархам своим. Ночь проведена была мною беспокойно от усталости, удушья и от Семума, иссушившего воздух. Глава девятая. Пребывание в монастырь св. Антония 7, Воскресенье В два часа по полуночи раздался благовест к утрене. У меня не было сил приподняться с постели. Я слышал пение монахов, и то засыпал, то пробуждался, то молитву творил: святый Антоние, моли Бога о нас. Коптская литургия С рассветом заблаговестили к обедне. Все мы пошли в соборную церковь . Монахи чинно стояли у стен ее, опираясь на костыли свои. Я с о. Ф. вошел в алтарь, чтобы наблюдать ход обедни. Служащий игумен Павел одет был в белый полотняный хитон с красным крестом на спине, без поручей. А голова его накрыта была белым убрусом с длинным полотенцем, которое ниспадало по спине. Точно такое облачение было и на диаконе. Иподиаконы же прислуживали в своих ежедневных рясах, поверх которых на персях и спине перекрещивался параман, сплетенный из ремешков красной кожи. Служили литургию Василия Великого . Она началась возношением фимиама в алтаре. Весь этот обряд состоял в молитвах и в частом каждении над дискосом и чашею, кои под покровами стояли в ковчеге на престоле. Кадили и по Всей церкви. Замечательно, что Копты описывают кадилом крест в воздухе большими и смелыми размахами. Когда же священник подходит к братьям; то не помавает пред ними кадильницею, а только держит ее в левой руке, правою же делает рукобитие, прилагая ладонь к ладони и мгновенно поворачивая ее: такой же поворот к ней делает в тот, кого он кадит. У Коптов так же, как и у нас, святой престол в алтаре есть четверо угольник равносторонний, а не продолговатый, как у Греков. За возношением фимиама последовала проскомидия. Пред начатием ее принесли к царским вратам на блюде односоставные просфоры и явно в стклянице. Неслуживший игумен Дауд осмотрел хлебцы, отведал лозного, и нашел их уставными. После сего эти принадлежности были внесены в алтарь и положены на престоле. Ибо у Коптов особого жертвенника нет. На средине престола стоял деревянный ковчег четверо угольный. Его открыли. На нем видны были лики святых, а в нем стояла позлащенная чаша. Позади его лежал крест на подушке, а спереди стоял серебреный дискос в роде вогнутого круглого блюда, с звездицею; на углах же св. трапезы положено было несколько пар шелковых покровов. Проскомидия состояла в потирании одной просторы ладонью я пальцами: при чем воспоминались имена живых и умерших. Потом игумен Павел влил вино и воду в потир, накрыл Дары большим, шелковым, штучным покровом, и окадил их, вею церковь  и всех монахов крестообразными размахами. Старцы же пред окончанием проскомидии что-то говорили тихо. Вероятно, они воспоминали имена, или читали какой-нибудь псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

На слайде как раз почивший Абуна Павел – Католикос-Патриарх Эфиопии. С ним рядом архиереи. А за ними вы видите ряд богослужебных зонтов. Зонт также открывается в храме и в знак того, что вся община находится по сенью Святого духа. И этот элемент добавляет радости, торжественности церковной процессии. А христиане Эфиопии действительно не утратили радости и осознания важности массовых церковных процессий. Только что миновал Мескель – Крестовоздвижение. Величайший государственный и церковный праздник Эфиопии. Время массовых церковных шествий из всех храмов – с зонтами, систрами, посохами, крестами и реликвиями, прежде всего – таботами. Столь же пышные крестные ходы устраиваются и на Крещение – Тымкет, и на Рождество, и на Пасху. Несут зонты, несут над главами таботы, кадят, выносят роскошные процессионные кресты, играют на систрах, барабанах… И это после крайне продолжительных богослужений. Здесь действительно в полной мере раскрывается та верность традиции, та любовь к богослужению, которую наследники и чада Александрийской Церкви – копты и эфиопы – научились ценить. Ну что же, мы сегодня с Вами мучительно долго говорили о некоторых традициях чад Александрийской Церкви – хотя, в конечно итоге, наследие этой Церкви, богослужебные и художественные традиции коптов и эфиопов были затронуты лишь вкратце. Ведь тема эта – поистине неисчерпаемая. Напоследок, прослушаем фрагмент эфиопского песнопения «Цион Мариам», посвященного Пресвятой Богородице. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 31 марта, 2024 27 марта, 2024 15 марта, 2024 9 марта, 2024 17 февраля, 2024 9 января, 2024 28 ноября, 2023 24 ноября, 2023 21 февраля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

Насельники приветствовали первого из русских паломников, прибывшего в их обитель, и поздравили его с благополучным приездом. О. Порфирий вручил наместнику рекомендательное письмо от коптского патриарха Петра и просил приюта на несколько дней. С монастырской колокольни раздался благовест; монахи вошли в церковь , и начался обряд приветствия паломников. Вот как описывает о. Порфирий это чинопоследование: Мне дали в руки крест и возжженный трисвещ ник (трикирий), оба медные, и повели меня в алтарь, а оттуда, после троекратного обхождения святой трапезы (престола – а. А.) с целованием углов ее, провели подле стен всей церкви и посадили на кресло против иконостаса, немного левее царских врат. Передо мной полукругом выстроились двенадцать монахов, в сандалиях на босу ногу, в черных рясах и тюрбанах на голове, наискось ребристо обвитых тонкими складками черного платка, а направо от них стали певцы, держа в руках медные тарелки, колокольчик и стальной треугольник. Началось пение под нестройные звуки этих металлических вещиц. Спустя несколько минут первый из двенадцати монахов подошел ко мне с ладаницею и кадилом, попросил меня вложить в него фимиам, поцеловал мою руку и покадил меня девять раз. После него то же делали второй, третий и все прочие монахи 819 . По окончании этого обряда о. Порфирий перешел в малую церковь св. Харона и в ее западной части, отделенной перегородкой, разместил свою поклажу. «Добрые пустынники сами указали мне на это место как удобное для спокойного пребывания в монастыре их на короткое время, – пишет о. Порфирий. – Этим не нарушалась пристойность. Ибо звание и сан мой давали мне доступ в самый алтарь, где совершаются Божественные тайны» 820 . На этом записи, относящиеся к посещению нитрийских обителей, прерываются. Лишь 20 июня 1845 года о. Порфирий занес в свой дневник благодарение: «Величаю Господа, возвращающего меня из Египта в нерушимом здравии» 821 . Русский путешественник почерпнул много сведении как об истории монастыря, так и о древних коптских традициях. Впоследствии всё это вошло в его книгу «Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов)» (Спб. 1856).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Но в позднейших памятниках аскетической письменности принятие монашества не всегда стало разграничиваться от подвигов, предлежащих иноку по принятии им монашества, так что сам по себе церковный обряд возложения на инока монашеских одежд нередко признавался очищающим инока от грехов и сообщающим ему состояние святости. Древний, напр., Патерик, известный под заглавием: νδρν γων ββλος и уже в VI веке переведенный с греческого языка на латинский Пелагием и Иоанном, диаконами Римской Церкви, рассказывает, что один великий прозорливец видел, как на иноческие одежды, при возложении их на принимающего схиму, нисходит такая же благодатная сила свыше, какая нисходить на человека в таинстве крещения 464 . Мысль о пострижении в монашество как о втором крещении рельефно проведена и в житии Симеона салийского, написанном Леонтием, епископом Неаполя кипрского († около 630 года). Подвижники Симеон и Иоанн, принявшие монашество, святою схимою были как бы возрождены, по словам автора жития 465 . В коптском чине пострижения в схиму идея об очистительном от грехов значении монашеской схимы также нашла себе решительное выражение 466 . В этом чине содержится поучение, с которым, по окончании всех обрядов пострижения, священник обращается к принявшему ангельский образ, разъясняя ему духовное знаменование только что совершенного над ним священнодействия. Священник внушает новому схимнику, что в священнодействии схимы он воспринял благодать Божию, посредством которой он разрешен теперь от всех грехов. Не может быть сомнений в действенности благодати Божией, возрождающей схимника. Присутствие благодати Божией удостоверяет сам св. Антоний Великий . Этот родоначальник монахов говорить, что на принимающего иноческий образ нисходит св. Дух так же, как Он нисходить на людей в таинстве крещения. Св. Дух очищает облекаемого в схиму инока от содеянных им грехов 467 . Священник рассказывает затем чудесный случай из жизни св. Антония, когда, возносясь к небу, он встретил противодействие со стороны демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010