Александрийский обряд. Традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей Особой чертой эфиопских богослужений является устремление к массовому участию клира и паствы 1 ноября, 2014 Особой чертой эфиопских богослужений является устремление к массовому участию клира и паствы 3 октября в Музее русской иконы состоялась лекция сотрудника музея Сергея Брюна «Александрийский обряд. Традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей». Лекция посвящена одной из древнейших в христианском мире Александрийской богослужебной традиции – ее особенностям, распространению, эволюцию в лоне халкидонской, Коптской и, конечно же, Эфиопской Церкви. Сегодня мы продолжим наше путешествие по богослужебным обрядам, традициям востока, христианского востока, чему и посвящен наш спецкурс. Сразу же считаю необходимым, сказать, что тот материал, который я подготовил для этого курса, для этой лекции, в частности, это, в общем-то, собранный кропотливым трудом на протяжении многих лет. Но если вдруг кто-то задастся вопросом «А где Ваши степени?», спросит: «А по какому праву Вы занимаетесь, рассказываете о богослужебных обрядах востока?» – считайте меня тем, что немцы называют Privatgelerter, то есть, независимый исследователь, частью – любитель, частью какие-то действительно серьезные вещи удается собирать, публиковать. Поэтому можно быть отчасти снисходительными, можно быть отчасти признательными, что можно чуть меньше двух часов сегодня поговорить об александрийском обряде. Попробуем, чтоб это было полтора, но если что – спасибо за терпение. Тема сегодняшней нашей встречи: «Александрийский обряд: традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей». В названии сразу же заложена определенная неточность, потому что, конечно же, александрийский обряд – это не только те, кого мы называем сейчас коптами, это не только те, кого мы называем сейчас эфиопами. Это уничтоженная фактически христианская Нубия, то же царство Макурия. Это также, Халкидонская Православная Церковь в Александрии – до XII-XIII века, о чем мы отдельно поговорим во время другой встречи.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСПОВЕДЬ [греч. ξομολγησις; лат. confessio (peccatorum)], один из основных элементов таинства Покаяния в христ. Церкви; представляет собой устное или письменное изложение своих греховных поступков и помыслов перед священнослужителем в надежде обрести их прощение у Бога по молитвам Церкви. И. обычно сопровождают покаянные молитвословия и священнодействия над кающимися, а завершают чины разрешения от грехов и примирения с Церковью. О богословии таинства и о покаянных обрядах см. ст. Покаяние ; см. также Анафема , Говение , Духовник , Епитимия , Пост , Публичное покаяние и соответствующие разделы статей о разных литургических обрядах: Амвросианский обряд , Армянский обряд , Восточно-сирийский обряд , Галликанский обряд , Испано-мосарабский обряд , Коптский обряд , Римский обряд . Принятое в рус. дореволюционной традиции деление И. на 2 типа - общую (публичную) и частную (тайную) не вполне отражает разнообразие ее форм на протяжении истории. Основные критерии для выделения разных типов И.: кто является совершителем И.; участвует ли в И. вся церковная община и какова ее роль; в какой момент и как происходит разрешение от грехов; является ли И. повторяемой и насколько часто возможно ее совершение. Одним из распространенных типов И. в древней Церкви была И., связанная с т. н. каноническим покаянием (покаянной дисциплиной). Основным совершителем таинства в этом типе И. выступал епископ, отлучавший грешников и принимавший кающихся через возложение рук в присутствии всей общины, к-рая выступает свидетелем покаяния грешника, хотя само исповедание грехов чаще всего совершалось тайно (перед епископом или назначенным пресвитером). Епитимией всегда являлось отлучение от причащения на разные сроки. В древности прохождение канонического покаяния, а следов., и И. перед ним часто было однократным в течение жизни и уподоблялось «второму крещению». Эта форма И. официально не была отменена, однако постепенно вышла из употребления.

http://pravenc.ru/text/675011.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) литургический тип , принятый в древности в Александрийской Церкви . Возможно, истоки его находятся в молитвенном чине егип. иудеев. А. б. выросло в атмосфере утонченной интеллектуальной жизни грекоязычной Александрии , с ее великими богословами, огласительной школой, богатейшей б-кой. С др. стороны, на него повлияли обычаи бурно развившегося в IV в. егип. монашества, в большинстве состоявшего из чуждых греч. культуре коренных египтян - коптов. В свою очередь до V в. александрийская литургическая традиция, связывавшая христ. Восток и Запад рим. обряд и А. б. имеют много общего), оказывала большое влияние на развитие др. традиций. Ослабленная монофизитским расколом V в. и разгромленная в VII в. мусульм. завоевателями, греч. Церковь Александрии под влиянием К-поля постепенно утратила свою литургическую самобытность и стала использовать за богослужением византийский обряд . Оригинальная александрийская традиция оказалась незаслуженно забытой православ. греками и сохранилась лишь у монофизитов - коптов и эфиопов (см. Коптская Церковь , Эфиопская Церковь ). II-III вв. Самые ранние свидетельства о богослужении христиан Александрии имеются в творениях Климента Александрийского († 216) и Оригена († 245), кроме того, в посланиях свт. Дионисия Великого († 264/5) и в Страсбургском папирусе (IV-V вв., Strasbourg PGr. 254). Об анафоре александрийской литургии II-III вв. можно судить по восходящему к этому времени фрагментарному тексту Страсбургского папируса. Рукопись содержит отрывок praefatio, заканчивающийся словами о «жертве чистой» (Мал 1. 11) , intercessio и заключительное славословие (Hänggi, Pahl. Prex Eucharistica. P. 116-119). Текст этих отрывков совпадает с соответствующими местами анафоры литургии апостола Марка , однако папирус не содержит тех частей анафоры, к-рые обычно воспринимаются как важнейшие,- повествования о Тайной вечере и эпиклезы . В связи с этим нек-рые ученые высказывали предположение о том, что Страсбургский папирус отражает раннюю стадию развития евхаристической молитвы (Cuming. The Anaphora. P. 115-120; idem. The Liturgy. P. XXIII-XXVII; Johnson. Sarapion. P. 255-277); др. считали, что эпиклеза, sanctus и institutio были записаны на утраченных частях папируса (Andrieu, Collomp. P. 489-515; Gamber. S. 31-45).

http://pravenc.ru/text/64464.html

Содержание     Актовая речь, произнесенная 9 октября 1949г.    Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, глубокоуважаемые коллеги и дорогие гости!    Совет Ленинградской Духовной Академии, в соответствии с существующей в русских Духовных Академиях многолетней традицией отмечать годичный акт докладом научно-богословского значения, в заседании своем 31 августа с.г. поручил мне сделать таковой доклад в настоящем торжественном собрании. Исполняя волю Совета Академии, имею честь доложить Высокому Ученому Собранию реферат на тему «К истории обряда святого огня, совершаемого в великую субботу в Иерусалиме».    Избранная мною и одобренная Советом Академии тема в основном касается исторических истоков священнодействия, которое известно еще как раздаяние благодатного огня от Гроба Господня.    Едва ли можно указать еще какой-либо иной христианский обряд, который создал бы вокруг себя такую обширную литературу, как иерусалимский обряд святого огня. «У всех путешественников, побывавших в Иерусалиме и имевших случай провести здесь день великой субботы, пишет проф Дмитриевский, к какому бы он вероисповеданию ни принадлежал,каких бы убеждений не держался, непременно одно из первых мест в их заметках отводится описанию религиозной церемонии этого святого дня».    По описанию проф. Дмитриевского в настоящее время обряд совершается следующим образом. В конце утрени, когда архидиакон кончает евангелие и произнесет слова «Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею», в кувуклий Св. Гроба входят кандиловжигатели которые тушат в нем огни и наливают в лампады нового масла. Главный привратник Святогробского храма запечатывает двери кувуклии четырьмя восковыми печатями на шнурах. Около 2 часов дня греческий патриарх, в сопровождении епископов и прочего клира, в торжественной обстановке шествует в Святогробский храм. Здесь он южной дверью входит в алтарь св. Воскресения. За православным патриархом в такой же торжественной обстановке вступают в храм патриарх армянский и митрополит коптский (абун), которые занимают принадлежащие им в храме места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика КИПАРИС вечнозеленое дерево, имеющее узкоконическую густую крону с ветвями, прижатыми к стволу и направленными вверх КИПРИАН (Керн Константин Эдуардович; 1899-1960), архим., правосл. богослов, патролог, литургист, церковный историк КИПРИАНА (МИТРОПОЛИТА) СЛУЖЕБНИК древнерус. пергаменная рукописькон. XIV в., содержащая чины трех Божественных литургий и некоторые иные последования Евхология, создание к-рой приписывается митр. Киевскому и всея Руси свт. Киприану († 1406) КИРИАЛ литургическая певч. книга для католич. мессы рим. обряда, содержащая гл. обр. песнопения ординария (неизменяемые песнопения) КИРИОПАСХА принятое в православной традиции наименование христианского праздника Пасхи в те годы, когда он совпадает с календарной датой 25 марта по юлианскому календарю КИСТЕР [кюстер, от лат. custos - сторож], представитель низшей (1-й) степени церковной иерархии в протестант. и римско-католич. церквах: служащий, диакон, ризничий, звонарь COMPLETORIUM последняя служба суточного круга в лат. литургической традиции, аналог повечерия в визант. традиции КОНЕЧНОЕ ТРИСВЯТОЕ фиксированный набор молитвословий, исполняемый по совершении Ефрема Сирина молитвы перед отпустом служб суточного круга при постовом богослужении КОНФИРМАЦИЯ одно из таинств в католич. Церкви, главным содержанием к-рого является излияние Св. Духа на принимающего таинство, как Он был дан апостолам в день Пятидесятницы КОПИЕ в богослужении правосл. Церкви нож с обоюдоострым лезвием, по форме напоминающим наконечник копья, используемый для изымания Агнца и поминальных частиц на проскомидии КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КРЕСТНОЕ ЦЕЛОВАНИЕ (крестоцелование), христ. обряд (целование креста, к-рый держит священник или к-рый лежит на аналое) КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих

http://pravenc.ru/rubrics/122642_12.html

Епископ Коптской Православной Церкви Ангелос: То, что происходит в Сирии и Ираке — это возвращение в средневековье 23 октября, 2015. Новостная служба Он призвал помочь беженцам-христианам 23 октября. ПРАВМИР. Епископ Коптской Православной Церкви Ангелос выразил озабоченность происходящим в Сирии и Ираке и положением там христиан.  «Сирийские христиане, бежавшие из страны, не попадают в лагеря для беженцев», — заявил во время проповеди в церкви святой Маргариты в Вестминстерском аббатстве епископ Коптской Церкви в Великобритании Ангелос. «Известно, что британское правительство примет в ближайшие пять лет как минимум 20 тысяч беженцев. Но, как сообщают нам церковные лидеры из Сирии и Ирака, христиан из этих стран не принимают в лагеря беженцев УВКБ ООН. Может быть, это случайность, но их там нет. Их пока приютили христианские лагеря и общины. Нам сейчас нужно немедленно действовать, чтобы обеспечить сирийским и иракским христианам безопасность», — заявил епископ в интервью Christian Today. «То, что творится сейчас в Сирии и Ираке – немыслимо. Это просто за гранью добра и зла. Людей заживо сжигают, отрезают им головы, массово продают в рабство – это возвращение в средневековье», — сказал епископ после проповеди в беседе с журналистами. Коптская православная церковь — христианская церковь Египта, относящаяся к группе древневосточных православных церквей. Основана, по преданию, апостолом Марком в Александрии, к епископской кафедре которой возводит свою преемственность коптский патриарх. Оформилась как самобытная автокефальная церковь вследствие разделения в VI веке единой церкви в Африке (Александрийского патриархата) на две кафедры. В богослужении используется коптский обряд. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 февраля, 2017 14 июля, 2016

http://pravmir.ru/episkop-koptskoy-pravo...

Военные с приказом стрелять на поражение охраняли коптские церкви в Рождество Каир, 9 января 2014 г. Кафедральный собор св.ав.Марка в Каире, 7 января 2014 г. Фото: AP/Amr Nabil      В Рождество Христово, которое Коптская церковь встречает по юлианскому календарю, ее храмы по всему Египту охраняли военные с приказом использовать в случае опасности боевые патроны, сообщает REUTERS со ссылкой на МВД Египта. Никто не забыл о страшном нападении на коптские церкви в августе этого года, произошедшем вследствие того, что копты поддержали свержение президента Мурси. Сегодня экс-президенту и еще 14 членам движения " Братья-мусульмане " , в декабре признанного террористическим, предъявлены обвинения в подстрекательстве к убийству протестующих у президентского дворца в декабре 2012 года. В августе же 2013 г. радикальными исламистами за одни сутки были атакованы десятки коптских церквей и семейств. «Мы благодарим Господа за то, что этот день объединил всех нас; государство решило сделать этот день официальным выходным для всех египтян. В этом году Рождество открывает новую страницу истории нашей любимой страны», — сказал в своей рождественской проповеди, которую цитирует PanARMENIAN , коптский Патриарх Феодор II. Коптская православная церковь Александрии — официальное название христианской церкви в Египте, одна из древневосточных церквей, напоминает PanARMENIAN . Основана, по преданию, апостолом Марком в Александрии, к епископской кафедре которой возводит свою преемственность коптский патриарх. Собственно коптской единая церковь Египта становится после разделения (в 536—580 годах) Александрийского патриархата на две кафедры — греческой халкидонитской и коптской антихалкидонитской. В богослужении используется коптский обряд. При самоназвании «Православная», Коптская церковь (как и все другие Древневосточные церкви), признавая решения только первых трех Вселенских соборов, не входит в семью Поместных Православных Церквей; равным образом она не состоит в евхаристическом общении с католической церковью. Имеет евхаристическое общение с Армянской апостольской церковью, Сирийской православной церковью и другими ориентальными церквами. В настоящее время состоит из 400 общин, большинство из них в Египте, остальные в египетской диаспоре. 9 января 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/67411.html

Новости 23 октября, 2013 В храмах Волгограда молятся о упокоении погибших при теракте Как сообщил пресс-секретарь Волгоградской епархии Русской Православной Церкви Сергей Иванов, позавчера вечером в Свято-Духовом монастыре Волгограда была отслужена панихида по людям, погибшим в результате террористического акта, а также молебен о здравии пострадавших. 23 октября, 2013 В Москве прошла премьера фильма о династии священников Правдолюбовых Служение священнического рода не прерывается на протяжении более трёх веков. Шестеро его представителей причислены Русской Православной Церковью к лику святых. 23 октября, 2013 22 октября, 2013 В Калининградской области шестиклассник спас маму из горящего автомобиля При аварии у мамы Саши, находившейся за рулем, оказались сломанными пальцы рук. Она находилась в шоке, весь салон был в дыму. 22 октября, 2013 В Челябинской области чиновники станут крестными родителями для детей-сирот Те, кто решится на такой шаг, сначала встретятся с ребятишками, расскажут им о себе, о своих крестниках. Потом вместе они сходят в православный храм, посетят обряд крещения, узнают о нем побольше от настоятеля. 22 октября, 2013 Министерство культуры приняло решение поддержать музей «Болдино» 23 октября состоится брифинг министра культуры Владимира Мединского по вопросам Государственного литературно-мемориального и природного музея-заповедника А.С.Пушкина «Болдино». 22 октября, 2013 Солист группы Scorpions позвонил и спел пациенту Первого московского хосписа, мечтающему о встрече с группой Через переводчиков сказал, что ему очень приятно, что Scorpions помнят и любят в России. Что он бы очень хотел, привезти Лешу на сегодняшний концерт. Но раз это невозможно, Клаус будет петь для Леши по телефону. Клаус пел Holiday. 20 человек в комнате стояли и плакали. 22 октября, 2013 МИД РФ: Насилию в Египте должен быть положен конец С обеспокоенностью отмечаем, что представители коптской общины в Египте и их религиозные центры уже неоднократно подвергались насильственным действиям, в том числе вооруженным нападениям, со стороны различного рода криминальных элементов. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/427...

Александрия к моменту установления римского протектората при Цезаре, Антонии, а позже при полноценном присоединении Египта в качестве провинции Римской империи Августом, становится одним из двух крупнейших городов римского мира, Римской империи. Рим и Александрия – это два города, где численность населения переваливает за миллион, а по некоторым сведениям – за полтора миллиона. Это во многом влияет на то, что епископы Рима и Александрии были двумя старшими основными епископами, пользующимися первенством. Они достаточно рано заявили о своем первенстве в христианской Церкви. Понятно, что первенство апостола Петра никто не оспаривает. Но первенство Петра и Рима зиждется всё-таки не на благоденствии определенного города, а на Евангелии от Иоанна и на непреходящей церковной традиции. Но Александрия — тоже. Ближайший сподвижник и ученик апостола Петра, апостол от 70-и, Иоанн-Марк считается основателем Церкви в Александрии. И, казалось бы, тут диспропорция с Иоанном — апостолом от двенадцати, связана с Церковью в Малой Азии западной, с Павлом и Петром – Рим и Антиохия. А Александрия – ну замечательно, один из евангелистов, автор первого Евангелия, если всё-таки отталкиваться от появления текстов Евангелия от Марка, и при этом замечательно, но он даже не из двенадцати. И, тем не менее, Александрийская Церковь занимает место фактически равное Риму. Это проявляется достаточно рано, к эпохе первого Вселенского Собора. Шестое правило I Вселенского Никейского Собора фиксирует привилегии. Сначала Александрию только упоминают, потом говорят: равно так же Рим, и чуть позже – Антиохия и другие центры. «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно, подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества Церквей». Действительно александрийский епископ получил очень большую власть, потому что епископы, которые выдвигали права быть старшими в регионе, митрополитами или главами Синода, или быть в подчинении митрополитов, которые за другими епископами, суфраганами, свои привилегии развивали постепенно. Но в Александрии не было митрополий. Структура Церкви с IV века начинает уже развиваться открыто. К VI веку Юстиниан пытается четко оформить поместные границы, патриархаты, выдвигает идею пентархии, которая позже, при Юстиниане II, в VII веке признана византийской властью как официальное распределение Церквей. В них уже есть строгий порядок, определено первенство над другими Церквями у определенных епископов. Это не конфедерация национальных и даже не конфедерация совершенно полностью независимых друг от друга поместных Церквей.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

Базовая структура, к которой мы сейчас привыкли, по крайней мере, в России — есть Патриарх как председатель Синода, есть несколько митрополитов – глав местных Синодов. Им по старшинству уступают, на их призыв прибывают, под их председательством два раза в год должны собираться на Синод местные епископы. То есть, такая трехступенчатая структурная модель. В Александрии ее не было и близко. Там каждый епископ в Египте, в Ливии, в Пентаполе, впоследствии, в Нубии и Эфиопии, должен быть рукоположен именно самим архиепископом Александрии, именно самим Папой. И в этом видится еще развитие просто региона, даже эпохи Птолемеев, потому что нет множества городов. Есть один великий город, и там один правитель. Эта же схема переносится на устрой Александрийской Церкви. Там во многом действовал монархический принцип епископата. Причем, что интересно, противники многих епископов Александрии называли их иногда фараонами за чрезмерную власть. С учетом того, что александрийский епископ, архиепископ, Папа, позднее – Патриарх, прибывает часто в сопровождении нескольких епископов, нескольких сотен священников и нескольких тысяч египетских монахов, это действительно тот человек, с чьим мнением не считаться было невозможно. Епископ Рима и епископ Александрии – это те два архипастыря, которые по сей день именуются Папами, хотя раньше Папу относили и к епископам, и даже к некоторым священникам. При Софии Константинопольской одно время был священник, относящийся к белому священству, называемый Протопапой. Но это уже к вопросу о своеобразии развития нового Рима с его не всегда корректным отношением к старому Риму. Если говорить об Александрии, о Папе Римском, как о Папе в документах, не как о епископе, то слово «Папа» в письменных источниках упоминается в VI веке, а в отношении александрийского епископа «Папа» упоминается фактически со II века. Святой Дионисий Великий, Дионисий Александрийский, пишет, что у него есть послание к Филимону, в котором он говорит о предшественнике, епископе Александрии Иракле, как о блаженной памяти Папе. Это первый сохранный пример. И в Риме эта традиция была до VI века. Может быть, не сразу она возникла и в других частях христианского мира. Но александрийский епископ, даже Халкидонской Александрийской Православной Церкви, которая в ХХ веке действительно расцвела великой миссией, там фактически миллионы в черной Африке крещенных, а в XIX веке там несколько десятков тысяч преимущественно греков, живущих в Александрии, в Каире, не так много, тем не менее, этот Патриарх именовался и именуется сейчас Патриархом и Папой Александрийским, Ливии, Эфиопии, Пентаполя и всего Египта, отцом отцов, пастырем пастырей, архиереем архиереев, 13-м апостолом и судьей Вселенной.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010