1. Обряды Католической Церкви Кроме католической Церкви латинского обряда, которая является наиболее широко распространённой, в настоящее время существует двадцать одна католическая Церковь восточного обряда. Все они объединены узами единства веры и иерархического общения с Апостольским Престолом. Восточные католические Церкви относятся к пяти основным Церквам-Матерям, т.е. к различным обрядам или традициям. Эти пять основных обрядов таковы: 1) Александрийский обряд , разделяющийся на две ветви: коптский обряд в Египте и эфиопский обряд в Эфиопии. Католики-копты находятся в ведении Александрийского Патриарха коптов, а эфиопы – Митрополита Аддис-Абебы. 2) Антиохийский обряд , долгое время складывавшийся сначала в Иерусалиме, а затем в Антиохии, распространяв впоследствии в Сирии и Месопотамии; в веке он установился и в отдельных частях Малабарского побережья (Индия). Это обряд маронитов, сирийцев и маланкаров в Индии. Первые находятся в ведении Антиохийского Патриарха маронитов, вторые – Антиохийского Патриарха сирийцев, третьи – Митрополита в Тривандраме. 3) Византийский обряд , часто называемый также греческим или константинопольским. Он складывался в основном в Константинополе, но восприял особенности, зародившиеся в Александрии и Каппадокии. Этого обряда придерживается большинство восточных католиков. Он разделяется на следующие Церкви sui iuris: Албанскую; Белорусскую; Болгарскую; Венгерскую; Греко-мельхитскую (или мелькитскую); Итало-Албанскую; Румынскую; Русскую; Русинскую; Словацкую; Украинскую и Церковь византийцев (епархия в Крыжевце, на территории бывшей Югославии). Наиболее многочисленную группу составляют украинцы, следом идут греки-мельхиты (мелькиты). Что касается Русской Католической Церкви sui iuris, то следует отметить, что в 1917 г. в России был учреждён апостольский экзархат для католиков византийского обряда, деятельность которого была очень кратковременной. Кроме того, 20-го мая 1928 г. в Харбине был учреждён апостольский экзархат для всех русских католиков византийского обряда, проживающих в Маньчжурии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Что интересно – при такой, казалось бы, тотальной и многовековой зависимости от коптской иерархии, эфиопы остались крайне самобытными, совершенно «особыми» учениками. Что бы они не принимали от коптов, они все преломляли на собственный лад. Достаточно сказать о том, что у эфиопов и коптов не совпадает ни одна анафора, ни одна литургия. Мы привыкли к определенному единообразию в лоне халкидонской Православной Церкви, к утвержденному к XIII в. единообразию служения по византийскому обряду, к трем литургиям совершаемым во всех Поместных Церквях; литургии Св. Иоанна Златоуста, литургии Св. Василия Великого, литургии Св. Иакова – Брата Господня (крайне редко совершаемой), а также литургии Преждеосвященных Даров (Св. Григория Двоеслова), которая не является, на самом деле, литургии, т.к. там дары уже освящены. У коптов и эфиопов, в этом отношении, совершенно уникальная ситуация; есть полное ощущение принадлежности к единой Церкви, но анафоры не совпадают. Есть лишь одна – анафора Св. Василия Великого, однако и там в коптской и эфиопской версии существенные различия. То есть эфиопы принимают Александрийский богослужебный обряд, однако развитие богослужения у них идет совершенно автономно. Их анафоры – это либо эфиопские тексты, либо же это переработанные тексты ранних александрийских и сирийских анафор. Достаточно просто перечислить анафоры Эфиопской Церкви, которых насчитывается более 20, причем 14 – в активном употреблении. Итак, это: Вы можете задаться вопросом – а что такое «анафора Пресвятой Богородицы»? Естественно, это не текст, авторского которого приписывается Богоматери, но анафоры ей посвященные, коих насчитывается четыре. Это как раз собственно эфиопские анафоры; первую Богородичную анафору составил св. Кириак из Бехнсы; вторая, третья и четвертая анафоры Богородицы принадлежат другому эфиопскому автору – св. Георгием из Гассечии. У эфиопов сохраняется тончайшая поэтическая (в том числе сугубо-импровизационная) традиция, нашедшая оплот в богослужении. Удивительно то, как эфиопы смогли сохранить традиции богослужения, поэзии и поэтической импровизации на мертвом языке – языке геэз, который с X-XII в.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

В мон-рях по субботам и воскресеньям в 3-й ч. дня (ок. 9 утра) совершалась литургия. Первоначально литургию совершали приглашавшиеся из городских и деревенских храмов пресвитеры, но достаточно скоро епископы начали посвящать для мон-рей пресвитеров из числа насельников, их называли «освященными монахами» - иеромонахами . К Причащению монахи приступали, сняв пояс и милоть. Больных братий ходили причащать по кельям. Отшельники брали Св. Дары с собой. По свидетельству прп. Пимена Великого, монахи большинства егип. мон-рей причащались дважды в неделю - в субботу и воскресенье (Достопамятные сказания. С. 139), но уже в IV в. возник порицавшийся преподобными аввами обычай редкого Причащения (Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования. 23. 21//Он же. Писания. С. 605). В егип. мон-рях сохранились агапы, превратившиеся в братские трапезы из приношений жертвователей. Они устраивались после литургии, многие монахи избегали их, считая недостаточно умеренными. В Скиту и на г. Нитрийской после воскресной литургии желающим из братии раздавали иногда паксамы (сухари) и по чаше вина (Достопамятные сказания. C. 75). В Пахомиевых мон-рях после литургии бывали духовные беседы настоятеля с братией. Егип. монашество, знаменитое своими постническими подвигами, положило начало правилам о посте, вошедшим в богослужебные Типиконы (Скабалланович. С. 202-207). Раскол в V-VI вв. После IV Всел. Собора (451) Александрийская Церковь раскололась на монофизитов и православных. Монофизитская партия была популярна в егип. монашеской среде и у коптов, впосл. она оформилась в Коптскую Церковь. Из-за тесной связи Коптской Церкви с егип. монашеством на ее богослужении лежит сильный монашеский отпечаток, оно характеризуется аскетичностью и неохотным использованием гимнографии, службы суточного круга Коптской Церкви почти в чистом виде сохраняют обычаи древних егип. мон-рей (Taft. Liturgy of the Hours. P. 249-259). Формуляры литургий и таинств Коптской Церкви в значительной степени отражают традиции приходского богослужения Египта V-X вв.

http://pravenc.ru/text/64464.html

650 Этот последний обряд вывелся из употребления; помазание миром и возложение креста вместе с возложением рук составляют обряд конфирмации. 651 Это отречение понятно только в применении к новообращенным из язычников; очевидно, что обратившимся из иудеев нечего было отрекаться от сатаны. Формулы были установлены не для них. 653 „Зачатого от Духа Святого, рожденного от Девы Марии, страдавшего при Понтийском Пилате; распятого, умершего и погребенного“. 657 Об этом см. Harnack. Chronologie, t. I, 524 и сочинения, которые он упоминает и вкратце передает. 659 Послание ап. Иакова не упомянуто, равно как и послания ап. Петра; но текст не вполне надежен; очень возможно, что этот пропуск, поистине огромный, особенно по отношению к первому посланию ап. Петра, образовался в списке впоследствии. 660 Евангелия от евреев, от египтян, Петра; см. выше стр. 80, 97, 301, 325. У гностиков были евангелия: Фомы, Филиппа, Матфея и проч. 661 Кроме только что перечисленных отрывков и кое-каких меньшего размера, о которых знали и ранее, мы имеем теперь общий коптский перевод его, восстановленный, благодаря терпению и проницательности Карла Шмидта, из обрывков (около 2000) рукописи на папирусе, принадлежащей Гейдельбергской библиотеке. К несчастью, эти обрывки далеко не представляют полного текста его. К. Шмидт их подобрал и восстановил, насколько это было возможно, снабдил их немецким переводом и примечаниями, где пересмотрены все вопросы, имеющие к ним отношение. – C. Schmidt. Leipzig. 1904. 662 Текст этих сочинений можно найти в издании Липсиуса и Бонне: Acta apostolorum apocrypha, которое обнимает их всех. Изданный Тишендорфом в 1851 гм сборник под тем же заглавием далеко уступает новому изданию. То же можно сказать об Acta Thomae и Acta Andreae cum laudatione contexta, изданных в 1883 и 1895 г. Бонне. К отрывкам Деяний Петра, опубликованным Липсиусом в т. I по латинским и греческими рукописям, нужно прибавить коптский отрывок, недавно (1903 г.), изданный К. Бимидтом в Texte und Unters, t. XXIV: Die alten Petrusakten. По части библиографии см. Bardenhever, Geschichte der altchristlichen Litteratur, t. I, s. 414 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Коптская Церковь использует 3 литургии: свт. Кирилла Александрийского - копт. вариант литургии св. ап. Марка (совершается только в Великую субботу ); «свт. Григория Богослова», заимствованную коптами у сир. монофизитов (совершается в великие Господские праздники); егип. свт. Василия Великого (совершается в остальные дни года). Литургическим языком Коптской Церкви является бохайрский диалект копт. языка, с X в. за богослужением также используется ставший общенациональным араб. язык, нек-рые слова и выражения и по сей день произносятся коптами по-гречески. Малоизученным до сих пор остается богослужение Эфиопской Церкви , к-рая, как и Коптская, сохранила древний александрийский обряд. Богослужение в Эфиопской Церкви совершается на древнем языке геэз, богослужебные тексты переведены большей частью из копт. источников или непосредственно, или через посредство араб. переводов. Особенностями богослужения эфиопов являются: параллельное употребление неск. систем служб суточного круга; большое число анафор (в Служебнике Эфиопской Церкви их 14; в рукописях есть и др. эфиоп. анафоры) (Hänggi, Pahl. Prex Eucharistica. P. 142-203); необычность обряда - напр., за богослужением исполняются ритуальные танцы и т. д. Правосл. А. б. в VII-XX вв. Сильнейшим ударом по греч. богослужению александрийского обряда явилось нашествие арабов-мусульман. После разгрома Александрии (642) у православных Египта более 70 лет не было Патриарха, священники получали рукоположения от сир. епископов. В результате периодически обострявшихся преследований христиан, в первую очередь правосл. общины ( мелькитов ), численность к-рой быстро сокращалась, особенно много христиан покинуло Египет в нач. XI в., в правление халифа аль-Хакима. Тесные связи с Иерусалимской Церковью, обусловленные, в частности, миграцией православных из Египта в Палестину, привели к тому, что второй основной литургией Александрийской Церкви к XII в. наряду с литургией ап. Марка стала иерусалимская литургия ап. Иакова, брата Господня. Литургия ап.

http://pravenc.ru/text/64464.html

Около 2000 священников обслуживают 1200 приходов. 9 мужских монастырей (святого Макария, святого Варама, святого Самуила, святого Мины, святого Антония, святого Павла, Мохаррагский монастырь (недалеко от Асьюта), святого Бишоя и святого Суриана) насчитывают 400 насельников, а женские (святой Девы Марии в Харет Зувейлах, святого Георгия (там же), обитель Харет эль Рум, Абу-Сейфенский монастырь в Старом Каире и там же святого Георгия) имеют приблизительно 200 инокинь. Подготовкой богословов и священнослужителей занимаются Коптский институт (с 1954 г.), высшая духовная школа в Каире, которая на первом отделении готовит священнослужителей для сельских приходов, а на втором — преподавателей богословских дисциплин и священнослужителей крупных городов. Кроме того, имеются семь духовных семинарий в различных епархиях, а на приходах воскресные школы. Некоторые уезжают за границу, откуда, как правило, возвращаются со степенью доктора. Коптский календарь начинается с 284 г., когда император Диоклетиан предал мечу 800 тысяч египетских христиан. Влияние инославия на коптскую церковь не прошло бесследно. Основанный в 1824 г. и восстановленный в 1895 г. Александрийский обряд Римско-Католической церкви возглавляется ныне коптским униатским патриархом Стефаном II Гаттас. Копты-униаты составляют сейчас примерно 5% христианского населения страны и образуют 4 епархии. Стефан II Гаттас является кардиналом Римско-Католической Церкви с кафедрой в Каире. Латинский обряд возглавляет с 1987 г. епископ Александрийский Эдигио Сампиери. Англиканская Церковь, основанная в Египте в 1920 г., впоследствии была поделена на Суданскую и на Египетско-Иерусалимскую епархии. Евангелическая Коптская Церковь существует с 1899 г. Снова возвращаясь к Коптской Церкви, следует подчеркнуть, что в семье древних Восточных Церквей, с которыми Православие в настоящее время ведет так называемый богословский диалог, она занимает, пожалуй, лидирующее положение не только по причине исторически и канонически сложившегося приоритета Александрийского престола, но и благодаря врожденной и укрепившейся за многовековую историю тяжких испытаний способности не только выживать, но и свидетельствовать о Христе во всем мире. Она — член ВСЦ, Всеафриканского Совета Церквей, Совета Церквей Ближнего и Среднего Востока. Она принимает активное участие в различных политических и религиозных форумах во всем мире. И основная заслуга в этом принадлежит предстоятелю Коптской Церкви Патриарху Шенуде III, который возглавляет ее с 1971 г.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Восточно-сирийский обряд. Бдение в ночь на В. п.- один из немногих в году примеров всенощной службы в обряде Церкви Востока . Оно состоит из 3 псалмических блоков (mawtba), 19-го раздела вост.-сир. Псалтири (suyyaka; Пс 131-140), ночной службы (qala-d-Šahra), утрени (sapra) и крещального чина. Основная тема 1-го mawtba выражена в гимне «об умовении ног», 2-го - в гимне о таинстве Евхаристии, на 3-м читается составное Евангелие (Мф 26. 31-44 + Лк 22. 43-44 + Мф 26. 45-50 + Лк 22. 49-50 + Ин 18. 10 + Мф 26. 52 + Ин 18. 11 + Мф 26. 52-75). Крещение в конце бдения знаменует собой окончание великопостного периода подготовки оглашаемых. Литургии в В. п. нет; на вечерне вечером в В. п. бывают чтения (Ис 52. 13 - 53. 12; Дан 9. 20-27; Гал 2. 17 - 3. 14; Лк 22. 63 - 23. 12 + Мф 27. 19 + Лк 23. 13-23 + Мф 27. 24-25 + Лк 23. 24-25 + Мф 27. 51-54 + Ин 19. 23-42), после к-рых совершается процессия с Крестом от бемы в алтарь, изображающая Смерть и погребение Спасителя; вечерня заканчивается «чином погребения» с пением особого продолжительного антифона (ibid. P. 153-157). Эфиопский обряд. В В. п. совершаются утреня, 3, 6, 9, 11 и 12-й часы. Утреня в В. п. начинается с гимна-исповедания веры в Страсти и Воскресение Христовы; следуют чтения и песнопения; служба заканчивается священническим благословением. На 3, 6 и 9-м часах прочитывается вся Псалтирь, разделенная на 3 части; на часах антифонно поются особые гимны; бывают чтения паремий, святоотеческих слов; отрывков из Апостола; евангельских рассказов о Страстях. В конце дня, после 12-го часа, совершается обряд «погашения света» (ibid. P. 93-133). В коптской Церкви в дни Страстной седмицы, в т. ч. в В. п., используется множество библейских чтений (http://www.bombaxo.com/coptic. html [Электр. ресурс]). Богослужение В. п. на латинском Западе уже с V в. рассматривалось как часть triduum (лат.- Триденствие), включающего в себя В. п., Великую субботу и день Воскресения ( Ambros. Mediol. Ep. 23. 12-13//PL. 16. Col. 1030; Aug. Ep. 55. 24//PL. 33. Col. 215); впосл. triduum стали отсчитывать от Великого четверга; службы triduum имеют ряд общих особенностей (опускаются начальные молитвословия, удваиваются антифоны и проч.). В. п.- единственная пятница в году, к-рая обозначается греч. словом παρασκευ (в лат. транскрипции), в подражание евангельскому словоупотреблению (ср.: Мк 15. 42).

http://pravenc.ru/text/150067.html

До V в. (скорее всего, они сохранялись на протяжении определенного времени и после V в.) в Александрийской Церкви существовали вечерние службы с благотворительной трапезой, агапы. Однако ныне они сохранились лишь в византийской традиции. В то же самое время, Коптская Церковь сохранила особые службы, сопряженные с воскурением ладана; т.н. чин каждения или воскурения ладана. Чин каждения предваряет утренние или ночные литургии. На сегодняшний день, чин каждения – это основная форма как утренних, так и вечерних служб в Коптской Церкви. Опять же, все мы помним о Скинии Завета и о святилище Иерусалимского храма. Там был Жертвенник воскурения. И это ветхозаветная традиция – воскурение ладана – заповеданная самими Господом, по сей день занимает одно из центральных мест в богослужении коптской Александрийской Церкви. По сей день, неважно, окажетесь вы во Франции, в Англии, в Египте, вы увидите в коптских церквях объявления о вечернем чине каждения, и об утреннем чине, предваряющем литургию. Обратите внимание на экран; здесь как раз блаженно почивший Папа Шенуда III, совершающий каждение.  Очень важный момент во время литургии – когда все служители, за исключением старшего, падают ниц перед святым престолом. Конечно же, аналогов и параллелей в других восточных обрядах здесь можно найти очень много, но все же… Когда практически все, за исключением предстоящего, ходатайствующего за них, падают ниц и совершают полный проскенесис – в этом можно усмотреть сохранившийся пример ревностного благочестия древней Церкви. Вернемся к теме новозаветных чтений. Вы знаете, что в церквях византийской традиции есть одна книга Нового Завета, которая никогда не читается в рамках богослужения, ни при каких обстоятельствах. Это «Откровение Иоанна Богослова», Апокалипсис. Однако, несмотря на то, что, в свое время, св. Афанасий Великий был против включения Откровения в свод канонических текстов Нового Завета, именно Александрийская традиция (и именно Коптская Церковь) сохраняет уникальную службу, связанную исключительно с чтением Апокалипсиса.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

Если говорить о современном александрийском обряде, то в нем три Литургии в живом действии. Парадокс: в современном александрийском обряде ни одна из трех Литургий не следует александрийскому типу построения анафоры, ни одна. Хотя в средние века ситуация была другая. Основная Литургия, очевидно, для коптов, для халкидонских христиан в Александрии долгое время – это Литургия св. Марка. Литургия эта была сильно переработана и сейчас она известна у коптов как Литургия Святого Кирилла Александрийского. Литургия св. Марка следовала как раз этому традиционному построению. Далее были приняты как раз и западно-сирийская, и византийская фактически традиции, еще две анафоры, и, соответственно, две Литургии – Василия Великого и Григория Богослова. Литургия Василия Великого отличается достаточно сильно от того, что мы привыкли видеть в византийском типе Литургии, в византийской семье. И получается, что три Литургии, две из которых изначально западно-сирийского типа или византийского, а одна – александрийского. Когда меняли Литургию апостола Марка, стали ее перерабатывать, она, в общем-то, уже развилась в современную Литургию св. Кирилла, у коптов, там как раз берут интерцессию после вступительного диалога, и тоже по образцу византийских Литургий её в конец отправляют. То есть, это пример такой очень ощутимой византизации, на самом деле, и сирийского влияния, которое александрийской древней традиции не дало возможности выстоять. Важно, что Литургия св Марка использовалась и в Халкидонской Церкви, и среди не принявшей Халкидонский Коптской Церкви, о которой мы говорили. Это очень важно. Почему? Потому что здесь вновь мы видим противостояние, искусственное противопоставление Александрии и Египта, противопоставление греков и коптов, в том смысле, что греки приняли Халкидонский Собор, приняли Томос Папы Льва, приняли орос Халкидона о том, что у Христа две природы четко разделенные, две воли впоследствии, а копты, которых нельзя называть монофизитами, потому что монофизитство у них такое, в лучшем случае, вербальное. Их лучше называть меофизитами, в одну Божественную природу они не верят.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

Если же говорить об устремлении к сохранению тайны богослужения, и влияний этого устремления на храмовое зодчество, то следует отметить, что в Александрийской традиции устремление к созданию алтарной преграды возникает достаточно рано, до формирование иконостаса в византийских церквях (и, тем более, до формирования высоких иконостасов в церквях Руси). Как известно, вначале в церквях византийской традиции мы видим лишь возвышение алтаря и небольшую поясную преграду. В XI-XII в. распространение получает более высокая преграда – темплон – куда помещают иконы; фактически это одноярусный иконостас, часто – с расписным эпистилем. Ну, и позднее, с XIV в., возникают двух- или трех-ярусные иконостасы; а на Руси возникает высокий пяти-ярусный иконостас, хотя в некоторых русских храмах было до семи рядов икон. У коптов же, в Александрийской традиции, эта преграда – не иконостас, не распределение, в определенном порядке, икон; это именно преграда, скрывающая Святую святых. Здесь, на примере церкви Св. Варвары, одной из древних коптских церквей Каира, вы видите прекрасно-сохранившуюся резную преграду; опять же, это ни в коей мере не иконостас и не темплон. Это высокая решетчатая преграда и занавесь; никаких икон на ней не предполагалось. Только уже в более поздний период на этой преграде закрепили деисус, но изначально его не было. Копты по сей день сохраняют в живом употреблении классический храмовый светильник – поликанделон. Не хорос – более позднее, подвижное паникадило, (греческий хорос XVII в., кстати, сейчас висит над вами, в зале где мы разместились), но именно поликанделон, подвесную раму для лампад. Если вы обернетесь, вы увидите византийский поликанделон XIII в. в одной из музейных витрин. Эти подвесные рамы с лампадами, эти поликанделоны, вы увидите во многих старых каирских церквях и коптских монастырях Египта. Вот перед вами интерьер другой знаменитой церкви аль-Муаллака в Старом Каире, т.н. «Висящей церкви Пресвятой Богородицы». Там, кстати говоря, не так давно были произведены масштабные реставрационные работы специалистами Всероссийского реставрационного центра им.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010