Начиная с Михая Храброго (который посвятил церковь Михай-Водэ в Бухаресте афонскому монастырю Симонопетра), румынские правители жаловали православным монастырям из-за границы много поместий, лесов, виноградников, прудов с рыбой, фабрик, магазинов. Такими преимуществами пользовались монастыри горы Афон, горы Синай, скальные монастыри Метеоры, Кипра, Патмоса, Родоса, Пароса, Халки, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов. Пожертвования продолжались вплоть до секуляризации монастырских земель в 1863 году, которая произошла в правление Александру Иоанна Кузы, что способствовало сохранению Православия в годы Оттоманского правления. Среди румынских правителей этого периода особое место занимает Нягое Бессараб, который выделялся своей щедростью по отношению к православным монастырям со всего Востока, от горы Афон до Иерусалима. Именно он построил монастырь в Куртя-де-Арджеш, он также является первым румынским церковным писателем. Его книга, затрагивающая религиозные, но также и политические вопросы, посвященная его сыну Теодосию, является важнейшим памятником румынской мысли, изложенной на славянском языке. В этом процессе выделялись некоторые духовные лица, из них отметим лишь некоторых: Митрополит Варлаам, служивший во времена Василия Лупу и напечатавший Евангелие учительное ( " Казания " ), в 1643 году, и митрополит Досифей в Молдове. Он считается первым великим румынским поэтом (Псалтырь в стихах, 1673). Он также зарекомендовал себя великим писателем ( " Жития святых " , в 4-х томах), первым переводчиком мировых театральных постановок, именно он впервые издал литургические книги в Молдове. В Валахии мы отметим митрополита Анфима Ивиряну, одного из великих иерархов, цензора типографий в Бухаресте, Брашове, Снагове, Рымнике, где было издано 60 книг на румынском, греческом, славянском и арабском, это он завершил процесс романизации религиозных служб, он был автором хорошо известных Дидахи, основателем монастыря Всех Святых в Бухаресте. Он служил во время правления Константина Брынковяну, последнего румынского господаря в Валахии, принявшего мученическую кончину в Константинополе вместе со своими сыновьями в 1715 году.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

14-15 авг. 1517 г. в присутствии К-польского патриарха Феолипта I и др. церковных сановников была освящена ктитория Н. Б.- мон-рь в Куртя-де-Арджеше с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы, построенный на месте разрушенного древнего мон-ря и ставший одним из центров валашского Православия. Был созван Собор, на к-ром 16 авг. был канонизирован патриарх Нифонт II ( Gavriil Protul. 1944. Р. 155). 17 авг. было решено переместить престол Валашского митрополита из Куртя-де-Арджеша в Тырговиште, новой кафедрой стала ц. в честь Вознесения Господня (ктитором которой Н. Б. также являлся), освященная 17 авг. 1520 г. В качестве компенсации за перенос кафедры каждый игумен мон-ря в Куртя-де-Арджеше получил титул архимандрита и право носить набедренник ( P curariu. IBOR. 2004. Vol. 1. P. 490). Н. Б. был похоронен в господарской крипте в мон-ре в Куртя-де-Арджеше. Причислен к лику святых РумПЦ на заседании Синода 8-9 июля 2008 г. вместе со свт. Иакинфом , митр. Унгро-Влахийским, и прав. Дионисием Скудным. Он стал 3-м святым румын. господарем после св. Стефана III Великого и мч. Константина Брынковяну . 7 марта 2018 г. решением Синода РПЦ его имя было внесено и в месяцеслов РПЦ. Ок. 1520 г. Н. Б. написал на слав. языке труд «Поучения Нягое Басараба», адресованный сыну Феодосию и оформленный в жанре «княжеское зерцало» (Furstenspiegel). Труд сохранился также в греческой и румынской версиях (XVI и XVII вв.; 1-е изд. на румынском языке опубл. в 1654). Сочинение состоит из 2 частей. В 1-й изложены богословское и теоретическое обоснования существовавшего порядка, а также синтез идеалистических представлений автора о христ. этике; 2-я часть, практическая, содержит религиозные, этические и политические принципы, на основе к-рых следует обучать господарского сына. Иконография Сохранилось довольно много ктиторских изображений Н. Б. В его крипте в церкви в Куртя-де-Арджеше зограф Добромир изобразил господаря с моделью церкви в руках, его супругу Милицу Деспину и их 6 детей: Феодосия, Петра, Иона (Ивана), Стану, Руксандру (впосл.

http://pravenc.ru/text/2578015.html

Много произведений церковного шитья происходит из Грузии: плащаница сер. XVII в., вклад картлийской царицы Мариам (1634-1658) и Тбилисского архиеп. Елисе Сагинашвили; сень (т. н. зонт) иконы Божией Матери Портаитиссы, 1686 г., дар правителя Ашотана Мухранбатони (1637-1692) и его сына Кайхосро. Подобные предметы, составлявшие шитый убор почитаемых выносных икон, известны по изображениям на иконах. Сходного типа складная сень на высокой ручке была установлена над образом Божией Матери Одигитрии, судя по клейму иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» (кон. XIV в., Успенский собор Московского Кремля). Сень из И. м. по всей поверхности украшена шитыми изображениями; по кайме идут литургические надписи. Шитый проскинитарий (кон. XVII в.), с изображением Св. Гроба и событий НЗ, неизвестного происхождения, принадлежит к традиции, распространенной во всех правосл. культурах Нового времени. К облачениям русской работы относится орарь (ок. 1676) из пунцового бархата, на который нашиты металлические медальоны круглой и трапециевидной формы. В круглых медальонах помещены чеканные изображения Христа, Богоматери (типа Влахернитиссы), архангелов, евангелистов, пророков (Давида, Захарии, Аарона, Моисея), апостолов Петра и Павла. В надписях упоминаются архим. Соломон, Мария и Михаил из рода Романовых, а также г. Москва. Саккос патриарха К-польского Дионисия IV из золотой парчи с цветочным шелковым шитьем украшен эмалевыми медальонами с Деисусом и изображениями 12 апостолов, исполнен в Вене во 2-й пол. XVII в. и поднесен патриарху господарями Молдавии Иоанном Шербаном (1682) и Валахии Константином Брынковяну. На большом омофоре (XVII в.) из белого атласа в 4 крестообразных медальонах помещены шитые композиции «Распятие», «Снятие с креста», «Сошествие во ад» и «Успение Пресв. Богородицы». На лицевой стороне (спускающейся с левого плеча) помещен круглый медальон с изображением Христа Еммануила в окружении 2 ангелов. Интересна также шитая палица (1699), вложенная в И. м. иеродиак. Саввой и некой Марией. Исполненная безыскусно, она выделяется составом лицевых изображений. В центре вышита сцена «Успение Пресв. Богородицы» - храмового праздника кафоликона И. м., по углам - сцены из НЗ: «Рождество Христово», «Распятие Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение». Под композицией «Успение Пресв. Богородицы» в центре вышиты 3 иконы, вероятно почитаемые в И. м. По сторонам более крупной по размеру иконы, воспроизводящей извод Портаитиссы, изображены Богоматерь с Младенцем. Под каждой иконой находится ткань-пелена, к левой иконе припадает муж. фигура, около правой стоит женская. Все 3 иконы вышиты на голубом фоне, как будто парят над водной гладью, что должно напоминать об обстоятельствах обретения Портаитиссы ( Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев...»: Тема почитания икон в искусстве средневек. Руси. М., 2007. С. 43, 45).

http://pravenc.ru/text/293365.html

Остальные 38 кавалеров, награжденные Петром, были более достойны. Третьим стал бранденбургский посланник Принтцен (1701 г.), четвертым — известный полководец генерал-фельдмаршал Б. П. Шереметьев (1701 г.), пятым — саксонский канцлер граф Бейхлинг (1703 г.). Сам царь был награжден орденом лишь шестым в 1703 г. за конкретный военный подвиг — захват двух шведских кораблей в устье реки Невы, которым Петр руководил лично в звании бомбардир-капитана. Знаки ордена возложил на царя в походной церкви первый кавалер Ф.А. Головин. За эту же победу в 1703 г. были награждены ближайший сподвижник царя, будущий президент Военной коллегии и генералиссимус, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Меньшиков, будущий Верховный канцлер граф И.А. Головкин. После победы в Полтавской битве 1709 г. Петр хотел учредить для солдат и низших офицеров крест синего цвета с распятием святого апостола Андрея, так как орден был слишком высокой наградой. По рисунку царя было изготовлено семь малых крестов, но ими так никого и не наградили. Солдатам и низшим офицерам вручили лишь медаль «За победу под Полтавой», а немногим военачальникам — орден святого апостола Андрея, в том числе командовавшему русской артиллерией генералу Я.В. Брюсу. Сейчас в Государственном историческом музее (в Москве) хранится звезда ордена Якова Брюса — единственная из сохранившихся звезд русских орденов петровской эпохи. Среди награжденных Петром Великим был его сын царевич Алексей, известный дипломат граф Толстой и другие сподвижники царя. Состоялось и одно секретное награждение. Орден тайно получил за симпатию к России валашский господарь Константин Брынковяну, который даже не был внесен в официальные списки награжденных. После Петра I орден вручался почти также скупо, хотя число кавалеров уже никогда не ограничивалось. При императрице Екатерине I (1725-1727 гг.) было награждено 18 человек, в том числе шесть иностранцев, при Петре II (1727-1730 гг.) — пять человек, при императрице Анне Иоанновне (1730-1740 гг.) — 24. Следует отметить, что Анна Иоанновна первый орден вручила себе и награждала она в основном приближенных к ней немцев: своего фаворита Иоганна Бирона, его сыновей, графов Миниха, Левенвольде и других; русских было награждено лишь четыре человека.

http://bogoslov.ru/article/564114

Созданный архимандритом Никодимом во второй половине XIV b. в горах Горжа монастырь Тисмана в средние века являлся центром духовного просвещения — здесь переводили церковные книги на румынский язык с греческого и церковнославянского. С 1958 г. эта обитель стала женской. Успенский монастырь (около 100 монахов) основан господарем Александром Лепушняну в XVI b. Знаменит он строгостью устава — по примеру св. Феодора Студита. Женский монастырь во имя равноапостольных Константина и Елены основан господарем земель Румынии Константином Брынковяну, казненным турками в 1714 г. В монастыре около 130 монахинь. Известны и такие женские со многими насельницами монастыри Молдовы, как Сучевица (основан в XVI b., богат интересными фресками), Агапия (построен в XVII b., расположен также в гористой местности, окружен грозными крепостными стенами), Вэратек (основан в 1785 г.) и др. В районе Плоешти действует монастырь Гичиу — основан в 1806 г., в 1859 г. перестроен, в 1952 г. восстановлен после Второй мировой войны. Привлекает внимание красотой своей архитектуры монастырь Куртя-де-Арджеш, основанный в первой четверти XVI в. 7.2.4. Духовное образование в Румынской Православной Церкви В настоящее время духовное просвещение в Румынской Церкви поставлено на высокий уровень. В Церкви существует 38 семинарий и 14 Богословских институтов, где обучаются более 10 тысяч студентов. Некоторые румынские церковные деятели даже считают, что открытие такого большого числа духовных учебных заведений было ошибкой. В 1884 г., как уже говорилось, был открыт Богословский факультет Бухарестского университета. Существует 9 особых медицинско-богословских институтов. Удивительно развитым является музейное дело в Церкви — существует 113 церковных и церковно-археологических музеев, в том числе 13 приходских. На телевидении и радио представлены около 40 православных передач, выпускается 39 периодических печатных изданий. Центральным изданием является журнал «Румынская Православная Церковь», а также «Православие» и «Богословские исследования». На высоком уровне поставлена издательская работа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

В 1649 г. жена молдав. господаря Василия Лупу Екатерина получила исцеление от посланной из В. главы свт. Иоанна Златоуста. Валашский господарь, мч. Константин Брынковяну утвердил ежегодное пожертвование на В. в 21 тыс. аспр. Значение этих владений было настолько велико, что начиная с сер. XVII в. их игумены и позднее генеральные эпитропы избирались не из иеромонахов, а из архиереев, рукополагаемых для этого в титулярные епископы или митрополиты. Так, в 1670 г. Григорий, ватопедский проигум. и игум. мон-ря Голия, был рукоположен во митрополита Лаодикийского и получил должность генерального эпитропа всех владений. В 1678 г. на его средства в В. был построен и расписан параклис во имя Богородицы Парамифии (Отрада или Утешение). В 1683 г. кладбищенская ц. св. Апостолов была возобновлена и расписана на средства ватопедского скевофилакса Христофора. Реликварий с честной главой свт. Иоанна Златоуста (Ватопед) Реликварий с честной главой свт. Иоанна Златоуста (Ватопед) Др. источником ресурсов мон-ря являлись пожертвования московских государей. В 1623 г. в Москву прибыл ватопедский игум. Никодим с мощами прп. Михаила, еп. Синадского, и вмч. Прокопия. В ответ Московский Патриарх Филарет подарил ему «образ Спасителя, обложенный серебром, 40 соболей, камку и 15 рублей» (Сношения России с Востоком. Ч. 2. С. 9-12). Игум. Никодим решил остаться в России, в 1628 г. он был поставлен игум. Угрешского Никольского мон-ря, но в 1635 г. по его просьбе был отпущен обратно на Афон ( Каптерев. С. 164). Приехавшие в 1625 г. в Москву ватопедские архимандриты Игнатий и Григорий с келарем и старцами привезли мозаичную икону Спасителя, мощи сщмч. Киприана и мц. Иустины, правую руку (по запястье) мц. Татианы. В. получил 100 р. от царя Михаила Феодоровича и 100 р. от Патриарха Филарета, а также жалованную грамоту (11 янв. 1626), разрешавшую ватопедским монахам приход за милостыней каждый 4-й год (Сношения России с Востоком. Ч. 2. С. 27-28; Бантыш-Каменский. С. 48; Фонкич. С. 91-92). Это правило строго соблюдалось, поэтому прибывшему в 1628 г. в Путивль ватопедскому архим. Парфению было отказано в милостыне и выданы только деньги на обратную дорогу (Сношения России с Востоком. Ч. 2. С. 62). В том же году архим. Макарий из афонского скита вмч. Димитрия, зависимого от В., подарил государю чудотворное полотенце вмч. Димитрия ( Каптерев. С. 99).

http://pravenc.ru/text/Ватопед.html

В результате археологических раскопок, предпринятых в 1969-1974 гг. и в 1975 г. разными экспедициями, были установлены основные этапы строительства Н. с. ц. В кон. XIV в. на этом месте находилась деревянная церковь - видимо, именно она упоминается в папской булле 1399 г. Однонефное строение небольших размеров (ок. 5×4 м) в вост. части имело апсиду радиусом 2 м. Деревянная конструкция опиралась на каменные фундамент и цоколь. Ок. 1440-1444 гг. над разобранной деревянной церковью была воздвигнута каменная, более обширная (7,5×5,4 м), в традициях готической архитектуры, также однонефная, с 4-гранной апсидой. Ок. 1450 г. был пристроен асимметричный притвор с контрфорсами, расположенными с юж. и сев. сторон. До 1495 г. при содействии валашского господаря Влада IV Монаха (Кэлугэрула) церковь перестроили. Работы были продолжены после 1512 г. (возможно, при содействии валашского господаря св. Нягое Басараба , о чем говорят поздние источники): церковь была расширена за счет величины стен предыдущей, поскольку новое строение фактически огибало по периметру старое, с той лишь разницей, что на 3 углах 4-гранной апсиды появились наклонные контрфорсы, притвор был значительно удлинен в зап. направлении. В притворе возле вост. стены был обнаружен фундамент 2 столбов; это позволило предположить, что в то время над этим местом была сооружена колокольня. Ок. 1584 г. при содействии валашского господаря Петру III Церцела (Серьги) (1583-1585) церковь была вновь значительно удлинена в зап. направлении, она стала 3-нефной, с 2 рядами столбов (по 4 в каждом); также к сев. стене был пристроен небольшой придел ( Moisescu. 2001. Р. 181). На средства молдавского господаря Арона Тирана в 1595 г. над притвором была построена башня-колокольня. В 1651 г. в башне был устроен придел во имя св. Иоанна Предтечи. В данном виде церковь просуществовала до нач. 30-х гг. XVIII в. В 1733-1734 гг. свящ. Раду Темпя II, использовав средства, выделенные Анкуцией, дочерью валашского господаря мч. Константина Брынковяну, пристроил к сев. фасаду Благовещенский придел. В 1740 г. церковь была удлинена в вост. направлении, на месте алтарной апсиды появился дополнительный 3-конховый неф, увенчанный главой, опирающейся на 2-ступенчатые арки. Так же как и боковые, центральная апсида приобрела полукруглое очертание. Между северной и центральной апсидами был пристроен жертвенник. В 1750-1752 гг. стараниями прот. Раду Темпя III к юж. фасаду был пристроен придел в честь Вознесения Господня. В 40-х гг. XX в. в зап. части храма появился балкон для певчих (кафас), установлены новые входные врата и кресла на клиросах - скульптурные работы по дереву выполнил мастер Моисей Шкьопул (Хромой) из Рупя. Настенная живопись

http://pravenc.ru/text/2566146.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРНОТА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [румын. Arnota], общежительный, находится в Рымникской епископии , входящей в Олтенийскую митрополию Румынской Православной Церкви. Расположен в 37 км от г. Рымнику-Вылча в Юж. Румынии (историческая обл. Олтения). Соборный храм посвящен святым архангелам Михаилу и Гавриилу. Основан в 1634 г. валашским господарем Матеем Басарабом . Согласно преданию, он некогда укрылся в этих местах, спасаясь от преследования турок. Из первоначальных монастырских зданий сохранилась ц. святых архангелов Михаила и Гавриила - одноглавый триконх. Археологические исследования 1974 г. показали наличие в ее основании следов более ранних монастырских строений. В правление господаря мч. Константина Брынковяну , в 1705-1706 гг. к храму был пристроен открытый притвор с колоннами, увенчанный главой; сооружен новый резной иконостас в стиле Брынковяну (с 1913 в музее Могошоая в Бухаресте). Настенная живопись (в т. ч. живописный портрет Матея Басараба) и иконы старого иконостаса выполнены в 1644 г. иконописцем Строе из Тырговиште. Церковь реставрировалась в 1852-1856 гг. при господаре Барбу Штирбее, новые кельи мон-ря были построены в неоготическом стиле, в 1935 г. перестроены. В 1954-1958 гг. произведена реставрация всего архитектурного комплекса мон-ря. В притворе находятся захоронения Матея Басараба, его супруги Елены и его отца великого ворника Данчу. На дверях церкви сохранилась надпись на слав. языке, сообщающая о том, что они «сделаны Константином Брынковяну вель-логофетом». В наст. время в мон-ре - 5 насельников, настоятель - иером. Сава (Тока) (2001). Лит.: Pictura româneasc în imagini. Bucureti, 1970; Eparhia Rîmnicului i Argeului: Monografie. Rîmnicu Vilcea, 1976. Vol. 1. В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76156.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ahфuм Иверский, свт. Описания иконы Анфим Иверский, свт. - житие Анфим Иверский (или Ивериянин, Грузин) (1650-1716), митрополит Унгро-Валашский, священномученик. Память 13 июня (Груз.), 14 сентября (Рум.) Родился в 1650 году в Самцхе (Южная Грузия). Разносторонне одаренный юноша сопровождал царевича Арчила в России и плодотворно помогал в создании грузинской типографии. Возвращающегося из России Анфима пленили дагестанские разбойники и продали в рабство. Из рабства его выкупил Иерусалимский Патриарх Досифей и оставил при себе. Период пребывания в Иерусалимской Патриархии Анфим использовал для усовершенствования мастерства, углубления знаний. Уже известный художник, гравер и каллиграф, приблизительно к 1690 году, по приглашению Валашского господаря Константина Брынковяну отправился в Валахию. По прибытии в Валахию Анфим возглавил создание типографии. Печатное дело в стране приняло невидимый размах. Анфим Иверский сумел превратить Валахию в центр Православия, снабжающий книгами весь христианский Восток. Вдохновителем, организатором и осуществ[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-3226

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕБУ Брéбу [румын. Brebu], правосл. мон-рь в одноименной коммуне в жудеце Прахова (Румыния); памятник валашской архитектуры XVII в. Строительство соборного храма св. Архангелов началось ок. 1640 г., в правление валашского господаря Матея Басараба . Строительство продолжил в 1689 г. господарь св. Константин (Брынковяну) , о чем свидетельствует надпись на внутренней стене храма, отделяющей наос от пронаоса. Б. подвергся частичному разрушению во время землетрясений 1790 и 1802 гг., реставрировался в 1958-1962 гг. В основных чертах монастырский храм повторяет облик соборной церкви мон-ря Дялу . Храм Б. триконховый и трехглавый, большая глава венчает наос, 2 меньшие поставлены над вост. частью пронаоса. Апсиды с севера и юга многогранные, в интерьере полукруглые. Тройная аркада, опирающаяся на 2 восьмигранных столпа, делит пронаос на 2 неравных по площади компартимента, что является оригинальным элементом постройки. Наличники окон из обработанного камня выполнены в стиле поздней молдав. готики. Близ церкви находятся палаты господаря, где размещалась его летняя резиденция,- характерный образец гражданского зодчества Валахии. Мон-рь окружен стеной, над въездом расположена четырехъярусная кирпичная башня-колокольня высотой 27 м. Рубрики: Ключевые слова: ДЯЛУ жен. общежительный мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в Тырговиштской архиепископии Митрополии Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/153395.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010