Особую заботу проявлял господарь в отношении румынского населения Трансильвании и его храмов. Господарь возвел три храма: в Фэгэраше, Окна-Сибиулуй и Сымбатэ-де-Сус. Митрополии Алба-Юлии он пожаловал в 1698 году 6000 аспров, а когда в 1701 году ее митрополит Афанасий Ангел заключил унию с римо-католиками, Константин Брынковяну написал не одно письмо к румынам прихожанам церкви свт. Николая в местечке Шкея (пригород Брашова) - он призывал их оставаться в правой вере и выражал им свою поддержку. Книги, отпечатанные в правление господаря на родном языке в Валахии, распространялись повсюду в Трансильвании, некоторые из них имели хождение и в Марамуреше. Константин Брынковяну предоставлял постоянную помощь церквям, монашеским общинам и приходам на Балканах и Ближнем Востоке, которые оказались под турецким господством. Митрополитом Анфимом были отпечатаны на греческом языке десятки названий книг - среди них были и богослужебные, предназначенные для христиан Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского Патриархатов. Были устроены типографии в Антиохийском патриархате и Грузии. Господарь оказывал значительную материальную помощь всем четырем православным патриархатам Востока, монашеским обителям Афона, монастырю Св. Екатерины на горе Синай, монастырям в материковой части Греции и на островах. В Константинополе он возвел церковь свт. Николая в квартале Галата. Многие патриархи и архиереи Востока считали Бухарест своей второй резиденцией, проводя здесь значительную часть времени, безбедно существуя на доходы, полученные от валашских монастырей, преклоненных святым местам православного Востока. Господарь Брынковяну при восхождении на трон был помазан Константинопольским Патриархом Дионисием IV, который позднее скончался в Тырговиште, древней столице Валахии. Долго проживал в Бухаресте Иерусалимский Патриарх Досифей, как и сменивший его Патриарх Хрисанф Нотара, взошедший на кафедру благодаря поддержке Брынковяну; и этот же патриарх освятил храм Георгия Нового в столице.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Церковь Ставрополеос. 1724–1730 гг. Церковь Ставрополеос. 1724–1730 гг. В правление св. Константина (Брынковяну) (1688-1714) сложился стиль архитектуры, названный впосл. его именем, в к-ром совместилось использование старых принципов постройки (колонный портик, звонница над пронаосом) и новых декоративных элементов стиля барокко: двухъярусной аркатуры, наличников, типичных для молдав. храмов, витых колонн, гирлянд, вост. мотивов и др. Первая постройка такого типа - часовня св. Георгия (1688) в Могошоае, дворцовом комплексе в 14 км к северо-западу от центра Бухареста; часовня прямоугольная в плане с 6-колонным портиком, башней, примыкающей с севера, расписана фресками (ок. 1710). В 1695-1702 гг. спафарий Михай Кантакузино возвел церковь в мон-ре Колця, украшенную кубовидными капителями с изображениями символов евангелистов работы мастера Мира, и храм Фундений Доамней (1699, сохр. портал работы мастера Мира) с фресками и стуковым орнаментом, расположенным в 3 регистра, навеянным персид. мотивами. для эволюции стиля показательно конструктивно-планировочное решение ц. во имя св. Георгия (новой), построенной в 1703-1707 гг. на месте храма XVI в., где похоронены св. Константин (Брынковяну) и Йоан Маврокордат. Особенность этого двухкупольного храма в том, что за счет добавления 2 витых колонн подкупольное пространство в пронаосе смещено к центру. К 1714-1715 гг. относится строительство церкви мон-ря Антим в форме триконха с 3 арками, отделяющими пронаос от наоса, и 10-колонным портиком; «роза», украшающая фасад, добавлена в XIX в. Орнаментальная резьба дубовых дверей и каменной алтарной преграды предположительно исполнена митр. Антимом Ивиряну, приехавшим с Афона. Влияние стиля Брынковяну ощутимо в храмовом зодчестве XVIII в., но особенно композиционная и декоративная изысканность характерна для архитектуры в период правления Николае Маврокордата, первого фанариота (1716-1730). До 1986 г. просуществовал выстроенный при нем монастырь Вэкэрешти- ансамбль на просторном участке в 18 тыс. кв. м на юге Бухареста. Его собор (1716, 1719-1722) повторял облик ц. св. Георгия (новой), имел пронаос типа «вписанного креста», портик с трехлопастными арками и 10 коринфскими колоннами, над ним были возведены 2 декоративных купола. На территории мон-ря выстроили часовню-триконх (1736), княжеский дворец (уменьшенная копия Могошоаи) и др. здания. Орнаментальное богатство, использование рельефов, в т. ч. с композициями на мифологические сюжеты (напр., Самсон и лев), украшавших верхнюю часть фасада и балюстраду, характерны для церквей Крецулеску (1720-1722, фасады оформлены во 2-й пол. XIX в. в стиле неоготики, росписи интерьера созданы Г. Таттареску) и Ставрополеос (1724-1730, однокупольный триконх, дворик создан в 1899 архит. Й. Минку).

http://pravenc.ru/text/153713.html

– Насколько в Румынии востребованы такие школы? – Очень востребованы. Причем спрос на них растет по мере их появления. Мы могли бы принять больше детей, если бы располагали подходящим зданием. Есть еще один ограничивающий момент: те семьи, которые хотят отдать своих детей учиться в православные школы, как правило, являются многодетными и малообеспеченными. При этом нет государственной программы поддержки таких школ, за счет которой можно было бы покрывать расходы на обучение. Фонд посвящен памяти мучеников Константина Брынковяну, его сыновей и советника Янаке Вэкэреску. Константин Брынковяну был господарем Валахии с 1688 по 1714 год. 26 лет его правления стали эпохой наибольшего расцвета Православной Церкви, культуры и искусства страны. Строились новые храмы и монастыри, открывались различные школы, печатались книги на разных языках, оказывалась всемерная поддержка людям знающим и образованным. Господарь оказывал значительную материальную помощь всем четырем православным Патриархатам Востока, монашеским обителям Афона, монастырю святой Екатерины на горе Синай, монастырям в материковой части Греции и на островах. В Константинополе он возвел церковь святителя Николая в квартале Галата. Многие патриархи и архиереи Востока считали Бухарест своей второй резиденцией, проводя здесь значительную часть времени, безбедно существуя на доходы, полученные от валашских монастырей, преклоненных святым местам православного Востока. Эпоха расцвета церковной жизни, просвещения и искусства в княжестве Валахия завершилась одновременно с низложением с престола Константина Брынковяну. Интриги и доносы его врагов в Константинополе, а также факт перехода одного из его бояр на сторону русской армии во время Прусского похода Петра I в 1711 году вызвали у Оттоманской Порты подозрение в нелояльности господаря. Он был вызван вместе семьей в Константинополь. По прибытии туда в марте 1714 года на Страстной седмице все они были заключены в крепость Едикуле (Семибашенную). Узникам было обещано сохранить жизнь, но только в обмен на переход в мусульманство.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Осенью 2016 года нам посчастливилось обнаружить оригинал этого замечательного произведения в автографе Иоанна Комнина Моливда, хранящемся в Центральной университетской библиотеке им. Михая Эминеску в Яссах (Румыния) под шифром Ms-1-13 12. Рукопись небольшого формата в 8-ю долю листа в сафьяновом темно-вишневом переплете с красивым золотым тиснением и золотым обрезом. Изящное оформление книги свидетельствует о ее предназначении. По всей видимости, перед нами подносной экземпляр руки Иоанна Комнина Моливда валашскому господарю Константину Брынковяну. Рукопись датирована 1698 годом. «ПРОСКИНИТАРИЙ СВЯТОЙ АФОНСКОЙ ГОРЫ » ГРЕЧЕСКОГО ВЕЛЬМОЖИ ИОАННА КОМНИНА МОЛИВДА «Проскинитарий» Иоанна Комнина - один из редких текстов, бытование которого актуально как для Афона, так и для истории России. Текст интересен как для истории Греции, так и для современной Румынии, а также для Молдавии и Грузии. Произведение в своем окончательном виде (издание: Снагов, 1701) соединяет в себе душевные устремления нескольких величественных фигур, стоявших у истоков его появления - Феодосия, «митрополита святейшия митрополии Уггровалахийския и экзарха плагинов», которому посвящено сочинение; валашского господаря Константина Брынковяну (о нем Иоанн Комнин говорит: «пресветлость его явися в настоящая времена велий предстатель и помощник тоя же горы, яко же и иных премногих церквей и монастырей» (л.67 об.) а также выдающегося книжника - типографа Антима Иверяну, издателя типографии в Снагове, чудовского иеромонаха Дамаскина и самого автора - греческого вельможу, доктора Иоанна Комнина Моливда, будущего митрополита Дристрского. Из письма, которое Иоанн Комнин отправил из Бухареста в мае 1701 года к митрополиту Феодосию, известно, что ранее он жил на Святой Горе и вполне был способен оценить эти места. Во вступлении к своему «Проскинитарию» Иоанн Комнин пишет о причинах, которые подвигли его взяться за написание этого сочинения; что, откликаясь на просьбы друзей, «он создал свой труд с надеждой на то, что князь Константин Брынковяну примет решение посетить Святую Гору, несмотря на трудности и опасности, которые обычно причиняют подобные путешествия»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Брынковени [румын. Brîncoveni], жен. общежитийный мон-рь с соборным храмом свт. Николая Чудотворца в Рымникской епископии (входит в Олтенийскую митрополию) Румынской Православной Церкви. Расположен в жудеце Олт (Юж. Румыния), в 15 км к югу от г. Слатина. В обители 70 насельниц, настоятельница Даниила (Станчу) (2000). Основан в XVI в. в Валахии. Ц. свт. Николая была построена боярами Крайовешти в XVI в. и перестроена господарем Матеем Басарабом в 1635-1640 гг. От построек XVII в. сохранились башня-колокольня, дом настоятеля и часть монастырской стены. При господаре св. Константине (Брынковяну) в 1699 г. возвели новую большую церковь на месте разобранной старой, в 1704 г. она была расписана. В 1700 г. построена больница. В главной церкви монастыря находится захоронение П. Брынковяну, отца господаря Константина Брынковяну. Во время австро-тур. войны в 1716-1718 гг. Б. был частично сожжен. В 1838 г. серьезно пострадал от землетрясения. Игум. Феодосий в 1842 г. восстановил церковь и частично - росписи. В 1876 г. в монастыре скончался и был похоронен известный участник революции 1848 г. свящ. Раду Шапкэ. Вслед. проводимой правителем Румынии А. Кузой политики секуляризации церковной собственности в 60-х гг. XIX в. мон-рь лишился своих угодий и запустел. В 30-х гг. XX в. Б. отстраивал еп. Рымникский Варфоломей (Стэнеску). В 1950-1951 гг. мон-рь был отреставрирован Дирекцией исторических памятников. Согласно принятому румын. властями в 1959 г. декрету 410, мон-рь был упразднен, а в его зданиях разместился дом для престарелых. Только после 1980 г. в Б. были направлены неск. монахинь из мон-ря Клокочов (Слатина) и начались восстановительные работы. Епископы Герасим (Кристя) и Каллиник (Аргату) много потрудились в деле возвращения мон-рю былого благолепия. Были полностью отреставрированы церкви - свт. Николая и св. архангелов Гавриила и Михаила, проложена подъездная дорога; Б. была возвращена часть принадлежавших ему земель и разбиты сады с плодовыми деревьями. В мон-ре оборудована экспозиция каменных скульптур из разрушенных церквей Бухареста. Лит.: Eparhia Rîmnicului i Argeului. Vîlcea, 1976. Vol. 2; Vlase M. Drumuri spre mnstiri. Bacu, 1997. В. Я. Гросул, М. Власе Рубрики: Ключевые слова: ГУРА-МОТРУЛУЙ муж. мон-рь в архиепископии Крайова, принадлежит Олтенийской митрополии Румынской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/153507.html

Святые мученики князь Константин Брынковяну и его сыновья (версия для печати)/Православие.Ru Святые мученики князь Константин Брынковяну и его сыновья Православие.Ru , 29 августа 2012 г. Память 16/29 августа Скачать (MP3 файл. Продолжительность 4:47 мин. Размер 3.5 Mb ) Читает иеромонах Игнатий (Шестаков) Святой Константин родился в 1654 (или 1655) году. Воспитанный дядей Константином Кантакузином, он получил утонченное образование. 29 октября 1688 года на собрании бояр он был избран князем Валахии, которой и управлял кротко и терпеливо в течение 25 лет, во всем поступая в духе Евангелия. Благодаря искусным дипломатическим союзам ему удалось, несмотря на противодействие турок, возвысить свою страну до уровня великой державы. Святой князь Константин построил множество церквей и монастырей в Валахии, его щедроты распространялись и на весь православный мир, в особенности на Святую Гору Афон. В 1703 году, когда князь был болен, его вызвали к султану в Адрианополь из-за того, что Валахия не способна была выплачивать непрерывно возраставшие налоги. Воспользовавшись отсутствием Константина, его самый близкий соратник, командующий валашской армией Фома Кантакузин, перешел на службу к русским. Этот поступок глубоко опечалил князя и приблизил его гибель. Ложно обвиненный в тайных отношениях с Австрией, Россией и Венецией и в том, что присвоил в пользу своей семьи земли в Трансильвании, он был арестован в Великую среду 1714 года по приказу султана Ахмеда III, который жаждал захватить его богатства. Но, к своей великой досаде, люди султана нашли во дворце лишь немного серебра. Попрощавшись с близкими и назначив преемника, святой Константин, которому тогда было 60 лет, сказал: «Если это испытание послано мне Богом по моим грехам, то да будет воля Его. Если же это проявление злобы людей, которые хотят моей погибели, пусть Бог простит моим врагам…» Его привели в Константинополь со всей семьей и его верным советником и казначеем Янаке Вэкэреску. Четыре месяца они претерпевали истязания и дурное обращение. Подвергнув князя пытке на колесе, ему надели на голову раскаленный венец, затем забили гвозди в руки и ноги. Судья предложил заключенным безопасную жизнь при условии обращения в ислам, но Константин и его дети остались неколебимыми в исповедании истинной веры и объявили, что готовы умереть за Христа.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

18 июня 1693 г. епископом Рымникским стал настоятель мон-ря Бистрица Иларион. При нем была завершена перестройка скита Добруша, перестроен скит Езер , господарь мч. Константин Брынковяну построил скит Маму, придел и больничную церковь монастыря Хурези, иером. Паисий начал перестройку монастыря Говора. По инициативе и на средства еп. Илариона учитель Александр осуществил 1-й перевод на румынский язык Постной и Цветной Триодей и Толковой Псалтири. В марте 1705 г. по обвинению в схизме (еп. Иларион разрешил католикам построить церковь в Рымнике и хоронить усопших на кладбище епископии), выдвинутому патриархом Иерусалимским Досифеем II Нотарой , и с одобрения мч. Константина Брынковяну Собор Унгро-Влахийской митрополии сместил еп. Илариона с кафедры и лишил сана. Очевидно, это решение было результатом интриг местных греч. клириков. Решения Собора в отношении еп. Илариона не были полностью исполнены: в более поздних документах он в сане епископа упоминается как настоятель монастыря Снагов, 29 июня 1707 г. принял участие в освящении ц. св. Георгия Нового в Бухаресте как «проин [бывший] епископ Рымника». 16 марта 1705 г. на Рымникскую кафедру был избран настоятель мон-ря Снагов сщмч. Антим Ивиряну (через 3 года переведен на Унгро-Влахийскую кафедру). Он успешно занимался хозяйственными делами епископии, покупая или получая в дар поместья, виноградники, леса, мельницы и др. Следует отметить его заботу о реставрации многих церквей и обителей, особое значение имели реставрация и росписи церквей монастырей Козия и Говора, в которых сохранились его ктиторские портреты. Сщмч. Антим также известен книгопечатной деятельностью: при нем вышли в свет билингвальные (на слав. и румын. языках: Анфологион, 1705; Малый Октоих, 1705; Служба на Успение Пресв. Богородицы с параклисом, 1706), а также румыноязычные (Евхологий в 2 т.: Служебник и Молитвослов) тексты богослужебных книг. Рымникская епископия в составе сербской Карловацкой митрополии (1719 -30-е гг. XVIII в.) «Не рыдай Мене, Мати». Роспись алтаря Троицкой ц. мон-ря Сурпателе. 1706–1707 гг. Фото: свящ. Силвиу Клуч

http://pravenc.ru/text/2578355.html

Из среды учителей школы Н. с. ц. вышел следующий священник - Василий Хобан, что известно благодаря надписи, оставленной на купленной им первопечатной книге - Триоди Цветной (Крайова, 1491) ( Oltean. Istoricul promopopiamului Braov). Анонимная хроника в составе летописного свода Раду Темпи II характеризует Василия Хобана как «человека ученого и мудрого», что побудило митр. Трансильванского свт. Савву (Бранковича) рукоположить его в 1659 г. во иерея. В том же году он стал протоиереем и служил в Н. с. ц. до 1680 г. ( Stinghe. 1899. Р. 8-15). После него священником в Н. с. ц. был его сын, Василий II Хобан, к-рый вначале также занимал должность учителя в школе Н. с. ц. В богослужебных книгах сохранились записи о нем ( Oltean. Istoricul promopopiamului Braov). В XVII в. при поддержке трансильванских властей на правосл. население осуществляли значительное давление представители кальвинист. Церкви; ряд комитатов, на к-рые распространяла юрисдикцию Трансильванская митрополия, были переданы в ведение кальвинист. епископов. Однако в декрете от 10 окт. 1643 г., изданном трансильванским кн. Дьёрдем (Георгием) I Ракоци, Страна Бырсы была упомянута среди владений правосл. Трансильванской митрополии ( P curariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 67). В 1675 г. митр. Трансильванский свт. Савва (Бранкович) приезжал в Брашов для разрешения очередных разногласий между священниками Н. с. ц. ( Stinghe. 1899. Р. 15). В 1686 г. из Фэгэраша в Брашов приехал свящ. Василий Грид, к-рый получил сан протоиерея и должность настоятеля Н. с. ц. Пользуясь поддержкой валашского господаря мч. Константина Брынковяну , он проводил политику противления насаждаемой унии ( P curariu. IBOR. 2006. Vol. 2. Р. 307). С 1692 г. в Н. с. ц. служил свящ. Флоря Баран из рода шкейских купцов, к-рый в 1717 г., после смерти прот. Василия Грида, получил сан протоиерея и должность настоятеля Н. с. ц. и также активно противодействовал распространению унии, совершил многочисленные поездки ко двору мч. Константина Брынковяну в Бухарест и в Вену ( Oltean. Istoricul promopopiamului Braov). В архиве музея Н. с. ц. сохранилась переписка прот. Флори, к-рый первым из известных румын. деятелей писал на румын. языке латиницей.

http://pravenc.ru/text/2566146.html

В 1869 г. усердием бывшего старосты, измаильского купца Димитрия Николаева, была завершена постройка отдельной колокольни на каменном фундаменте и соединена со зданием храма Святого Димитрия посредством церкви, устроенной на хорах. Его же старанием вся внутренность церкви была расписана водяными, а в некоторых местах — масляными красками. Кроме главного престола во имя святого великомученика Димитрия был устроен второй — на хорах, во имя вятого великомученика Георгия Победоносца. Престол произошёл от старой церкви Св. Георгия, построенной в Измаиле господарем Валахии К. Брынковяну (1688-1714) и разрушенной позже турками. Возможно, речь идёт о подземной церкви на территории крепости, местоположение которой показывали даже в 1912 г. Румынская православная церковь причислила в 1992 г. господаря Константина Брынковяну к лику святых. Но ещё раньше по этой причине церкви святого Димитрия был присвоен статус памятника истории. Однако, по сведениям за 1886 г., в приходе значительно уменьшилось число прихожан: осталось всего 87 дворов, то есть около 700 человек. В 1917 г. к сей церкви была приписана Свято-Вознесенская церковь, что на малом городском кладбище. В то же время в приходе храма святого Димитрия находились учебные заведения: восьмиклассная женская гимназия, шестиклассное городское училище, четырёхклассное женское городское училище, седьмое городское приходское училище и две церковно-приходские школы, которые периодически не функционировали, так как здания были временно задействованы под военные лазареты. Дома для священника, церковнослужителей, а также для настоятеля и одного псаломщика были построены в 1903 г. на церковной усадебной земле тщанием бывшего церковного старосты Пантелеймона Клементьева. Эта недвижимость являлась собственностью церкви. Из других зданий церкви принадлежали кирпичная лавка, крытая железом, глинобитный жилой дом, крытый черепицей, здание церковноприходской школы при Вознесенской кладбищенской церкви. В документе, переведённом с румынского языка, сказано, что очередной ремонт церкви Святого Димитрия был произведён в 1935-1936 гг., когда было всего 700 прихожан — русских, румын и болгар.

http://sobory.ru/article/?object=43951

По настоянию валашской знати престол занял мч. Константин Брынковяну (1688-1714), долго отказывавшийся от трона. Следуя политическому курсу предшественника, мч. Константин возобновил мандат делегации, отправленной в Вену. После месяца обсуждений было достигнуто соглашение, и 30 янв. 1689 г. был выдан имп. диплом о взаимоотношении с Валашским княжеством. Несмотря на то что фактически выполнить все пункты договора было невозможно (последний пункт предусматривал полное сотрудничество только тогда, когда турецкая опасность будет устранена), венский двор навязывал господарю исполнение выгодных Вене условий: осенью 1689 г. 15-тысячное австр. войско перешло в Валашское княжество, где мч. Константин Брынковяну был вынужден содержать его в течение 7 месяцев, заплатив взнос в размере 800 тыс. флоринов и предоставив 15 тыс. лошадей. Получив требуемое, австр. армия покинула Валашское княжество. Летом 1690 г. вместе с турками мч. Константин участвовал в военной кампании в Трансильвании, возведшей на престол венг. принца Эмерика (Имре) Тёкёли. Отношения с Молдавским княжеством на протяжении всего правления мч. Константина оставались напряженными. Значительное личное состояние, благодаря к-рому мч. Константин считался одним из богатейших людей своего времени, обеспечило возможность устойчивых отношений с Портой. Также мч. Константин не жалел средств на развитие Валашского княжества, что обеспечило наступление в княжестве периода мира и изобилия. Особое значение мч. Константин придавал образованию: в дополнение к академии, открытой при Шербане Кантакузине, он открыл ряд школ как в Бухаресте, так и в др. городах (академия св. Саввы, неск. школ при мон-рях, где преподавание велось на слав. и румын. языках). Значительно увеличились объемы книгопечатания, в бухарестской типографии выходили серии книг как религиозного, так и светского характера (наиболее известные - Evanghelia greco-român, 1693; Liturghier greco-arab, Ceaslov greco-arab, 1701; на румын. языке - Liturghier, Molitvenic (1706), Octoih, Molitvenic, Catavasier, Ceaslov, Psaltire (1708) и др.). Также мч. Константин известен как активный храмоздатель: помимо пожертвований и реконструкции мон-рей и церквей он основал мон-ри Новый, во имя вмч. Георгия, Греческий, во имя св. Иоанна, прп. Саввы (все в Бухаресте), а также церкви Успения Пресв. Богородицы (Рымнику-Сэрат), свт. Николая (Фэгэраш), архангелов Михаила и Гавриила (Окна-Сибиулуй), свт. Николая (Исмаил), свт. Николая (Галац) и др. Наиболее известной обителью, основанной мч. Константином, стал мон-рь Хурези, поражавший современников своим великолепием ( Iorga . 1930. P. 189-193; Panaitescu . 1990. P. 203-212).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010