Петр . Уму верующих понятно, что ты говоришь. Но если ты делаешь такое различие между душами людей и животных, то скажи, пожалуйста, что значат слова Соломона: Рех аз в сердцы моем о глаголании сынов человеческих, яко разсудит их Бог: и еже показати, яко сии скоти суть. Ибо и тем якоже случай сынов человеческих и случай скотский, случай един им ( Еккл.3:18–19 )? Для тончайшего определения мысли своей, он прибавляет: якоже смерть того, тако и смерть сего, и дух един во всех, и что излишше имать человек паче скота ( Еккл.3:19 ). И потом присоединяет общее объяснение на слова свои: всяческая суета. Вся идут во едино место: вся быша от персти и вся в персть возвращаются ( Еккл.3:19–20 ). Глава 4. О словах Соломона: случай (конец) сынов человеческих и случай скотский, случай един им Григорий . Книга Соломона, в которой написаны эти слова, называется Екклезиаст. Екклезиаст, собственно, значит проповедник . В проповеди обыкновенно предлагается мысль, которая останавливает волнение шумной толпы. Слово проповедника приводит к единомыслию многих, которые различно думают. И эта книга потому названа проповедник, что в ней Соломон как бы себе усвояет мысли волнующейся толпы, дабы после рассмотрения их сказать то, на что согласилась бы, вникнувши, и неопытная толпа. Ибо сколько мыслей приводит в движение (проповедник) чрез рассмотрение, столько же различных лиц представляет в своем лице. И истинный проповедник как бы простертою рукою останавливает волнение всех и заставляет их соглашаться на одну мысль; подобно как говорит он же в конце этой книги: Конец слова, все слушай: Бога бойся и заповеди Его храни, яко сие всяк человек ( Еккл.12:13 ). Ибо если в речи, помещенной в этой книге, он не представляет в своем лице многих, тогда чего призывает всех вместе с собою к выслушанию конца речи? Итак, кто говорит в конце книги: все будем слушать , тот сам свидетельствует, что, представляя в себе многие лица, он как бы не один говорит. Поэтому в сей книге некоторые мысли высказаны только для рассмотрения их, другие удовлетворяют уму; одни принадлежат духу человека колеблющегося и еще преданного удовольствиям мира сего; другие, согласные с умом, предлагаются для того, чтобы удержать душу от этих удовольствий.

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

Книгою же Екклезиаст прямо разъясняется, что земная жизнь не может доставить человеку полного блага, она является лишь подготовлением для будущей загробной жизни, где добро и зло получат должное воздаяние. Отсюда, по учению Екклезиаста, не следует предаваться излишествам в жизни и смущаться теми кажущимися нестроениями в ходе ее, которые не соответствуют правде Божией, выраженной в откровенном Законе. Наглядным примером раскрытия внутренней стороны законоположительных книг служит и книга псалмов. В законоположительных книгах точно определяются богослужебные отношения верующих к Богу со стороны священнодейства, обрядов, богослужебных лиц, времен и пр., но о внутренних условиях, определяющих отношения людей к Богу, подробных указаний здесь не делается, они сами собою предполагаются по установлению Закона. Псалтирь же учит, с каким внутренним сердечным настроением следует приносить Богу жертвы, как внутренно и сердечно должно молиться Богу. «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», – говорит псалмопевец ( Nc. L, 19 ). Самое явление человека к священному месту особенного присутствия Божия для выполнения богослужебных обязанностей к Богу, по учению Псалтири, требует от него безупречной жизни. «Кто взыдет на гору Господню; или кто станет на месте святем его; неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою и не клятся лестью искреннему своему: сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего», восклицает псалмопевец ( Nc. XXIII, 3–5 ). Равным образом и события книг исторических и подвиги благочестивых мужей рассматриваются в книгах учительных с точки зрения Божественного правосудия, нравственно-воспитательного значения по отношению к человеку и в таком виде предлагаются для поучения всем верующим как образцы благочестивой жизни. Так, например, в псалме LXXVII раскрывается, что ефремляне сделались недостойными хранить в пределах своих владений общую святыню еврейского народа – Скинию Свидения. Господь за грехи лишил их этой чести и избрал вместо них для Своего селения колено Иудино, гору Сион, которую Он возлюбил и на которой утвердил Свое местопребывание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

(Прав. Обозр. 1863 г. ч. XII, стр. 211, Заметка о нем – Ibid, 1863, XIII, стр. 91). Быстрое распространение изданий русского перевода нового завета показало, что этот перевод, изданный „по благословению Святейшего Синода“, удовлетворяет существеннейшей потребности русского народа – читать слово Божие на понятном языке. Перевод на русский язык священных книг ветхого завета Когда перевод нового завета на русский язык приближался к окончанию, духовные академии приглашены были к подготовке перевода священных книг ветхого завета на русский с оригинальных текстов. Это было в 1860 г. В том же году с.-петербургская духовная академия предприняла перевод священных книг ветхого завета с еврейского языка. Митрополит Григорий принял в этом деле живое участие и дал академии свой экземпляр перевода первых осьми книг, изданного Библейским Обществом. Для перевода образован был при академии комитет, в котором, кроме профессоров академии, приняли участие некоторые члены конференции из столичного духовенства (протоиереи: М. И. Богословский , Ф. Ф. Сидонский, И. К. Яхонтов, П. Ф. Солярский и К. П. Добронравин). Но в этом составе комитет оставался не долго. Образованный вскоре после того в новом составе комитет состоял из профессора священного писания М. А. Голубева , преподавателя еврейского языка Д. А. Хвольсона и профессора греческого языка Е. Н. Ловягина. Комитет оставался в этом составе до смерти М. А. Голубева , последовавшей в 1869 году. С 1861 г. началось в Христианском Чтении печатание библейских книг в русском переводе, начиная с книги Бытия. В последовательном порядке напечатаны были: Пятокнижие Моисея, книга Иисуса Навина, Судей, книги Царств, книги Паралипоменон. Смерть застигла М. А. Голубева на переводе книги Иова. Окончание перевода книги Иова и перевод Притчей Соломона и Екклезиаста сделаны Д. А. Хвольсоном, при участии П. И. Савваитова . Книга Екклезиаста помещена в Христианском Чтении в двух переводах. Один принадлежит профессору киевской академии Максимовичу. При самом начале перевода ветхозаветных книг, Максимович препроводил его к высокопреосвященному митрополиту Исидору, который 19 сентября 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Книги исторические, содержащие в себе преимущественно историю религии и жизни еврейского народа, сохранившего веру в истинного Бога, следующие: Книги учительные содержат в себе преимущественно учение о вере. К ним относятся: 13. Книга Иова. Она посвящена праведному Иову, который перенес страшные бедствия, но не возроптал на Бога. 14. Псалтирь. Состоит из 150 канонических псалмов, или священных песней, написанных по вдохновению Духа Святого. Существует также один неканонический 151-й псалом, которого нет в еврейском подлиннике, он взят из греческого перевода Библии. Считается, что большая часть песней-псалмов написана царем Давидом. Их пение сопровождалось у евреев игрой на музыкальном инструменте, подобном арфе, называвшемся псалтирью, откуда и произошло название книги. В псалмах автор выражает благодарность Богу за Его благодеяния, молится Ему о помощи, просит прощения грехов. Поэтому псалмы, являясь прекрасными образцами молитвы, пелись за ветхозаветным богослужением. Звучат они и сегодня в нашей Христианской Церкви. Кроме того, в псалмах содержатся пророчества об Иисусе Христе; особо замечательны пророчества о том, что Мессия, Спаситель мира, будет Сыном Божиим ( Пс. 2:7; 109:3 ); Истинным Богом ( Пс. 44:7-8; 109:1 ); по человеческой природе Спаситель произойдет из рода Давидова ( Пс. 88:36-38 ); Он будет пророком ( Пс. 21:23; 39:10-11 ), первосвященником ( Пс. 109:4 ) и царем ( Пс. 71:7-8 ); что Мессия будет проповедовать в притчах ( Пс. 77:2 ), будет предан одним из ближайших к Нему лиц ( Пс. 40:10 ), умрет мучительной смертью ( Пс. 21 ), сойдет во ад ( Пс. 15:10 ), воскреснет из мертвых ( Пс. 70:20 ), вознесется на небо ( Пс. 67:19 ) и сядет одесную Бога Отца ( Пс. 109:1 ). Псалмы или их отдельные стихи входят в состав каждого православного богослужения. 15. Притчи Соломона. В этой книге содержатся краткие, мудрые и поучительные изречения Соломона о страхе Божием, о добродетелях и пороках. 16. Екклезиаст. Екклезиаст по-гречески — проповедник. Второе название этого произведения — книга плача. Оно содержит размышления царя Соломона о суетности жизни и раскаяние во грехах.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Но пантеистическое воззрение всегда было чуждо евреям и нет никаких следов его в целой книге Екклезиаста 210 . А следующее за этой мыслью положение о том, что все суета, легко объясняется без такого предположения. Высказав, что дух должен возвратиться к Богу, писатель вновь повторяет в заключении, что здесь, на земле, все суета и что жизнь ничтожна, если не будет продолжения ее в небе. А главное – пантеистическое воззрение на участь человеческого духа совсем не мирится ни с дальнейшим выводом о благочестии, как о цели жизни, ни с заключением всей книги о последнем суде, если бы даже ограничить его судом земным, как предполагается это теми же объяснениями. Значение земного суда уничтожается уже тем, что сказано выше об одинаковом ничтожестве добродетели и порока. Правда, относительно последнего заключения книги о суде, также существуют недоумения. Предполагается, что стихи 13–й и 14–й последней главы книги – позднейшая вставка, не вяжущаяся с целым ее содержанием 211 . Предполагается даже, что только ради этой позднейшей вставки книга Екклезиаст и внесена в канон. Но если бы мы на основании этого предположения, еще, впрочем, не доказанного, и устранили два последних стиха, все однако должны были бы признать, что книга Екклезиаст естественным анализом проявлений человеческой жизни возводит мысль к представлению об иных, высших и вечных целях жизни для духа, имеющего отойти к живому Богу 212 . Правда, бессмертие в учительных книгах Ветхого Завета представляется уделом только праведных. Оно необходимо связано с понятием мудрости и добродетели. Неразумные и нечестивые, по воззрению книги Псалмов и Притчей, осуждаются, по–видимому, на уничтожение или на бессознательную жизнь в шеоле 213 . Таким образом здесь предполагается нечто, подобное греческому воззрению на бессмертие героев и людей обоготворенных. Это справедливо до известной степени и вполне понятно из той библейской идеи, из которой развивалась вера в истинное бессмертие. В основе учения о смерти и о бессмертии лежала мысль о том, что смерть есть наказание за грех .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Поэтому, книга Екклезиаст, по мнению Грётца, есть не только политическая сатира на правление Ирода, но и сатирическое изображение нравов его времени 29 . В этом направлении, выходя из своей мысли, Грётц после введения, в котором изложено его воззрение на нашу книгу, представляется в своём сочинении буквальный перевод её с еврейского теста, с  подстрочными к нему обширными примечаниями, филологическими, археологическими и историческими. Сочинение Грётца есть одно из самых замечательных, как только явилось доселе в литературе по нашему предмету. Много, конечно, произвольного, странного и даже парадоксального критика укажет в смелых и решительных суждениях Грётца. Достаточно прочитать его основное положение: Когелет царь есть Ирод сын Антипатра , чтобы отвергнуть от этого поражающего своею громадною учёностью труда. Но сила его заключается не в историческом объяснении содержания нашей книги, а в философских исследованиях языка её. Со временем Гроция, первого указавшего в ней позднейшего арамеизмы, ни один из учёных филологов не представил таких наглядных лингвистических данных для доказательства происхождения её вообще в послепленное время, какие указал Грётц в подтверждение той основной мысли своей, что книга это могла явиться не прежде, как в конце Иорданской или Гиллелитской эпохи. В книге этой Грётц указывает грецизмы, как следы позднего греческого влияния на жизнь и образование Иудеев, и такие арамеизмы, какие встречаются в произведениях иудейской письменности уже христианского времени. Те и другие филологические разобраны Грётцем и помещены в двух последних прибавлениях к сочинению, под заглавием:  Graecismen in Kohelet (s. 179–184) и Clossar (s.185–200). Пока эти данные не опровергнуты или не разъяснениы научным образом, тень Ирода, вызванная Грётцем, стоит неотразимо подле Когелета, как ни странным кажется на простой взгляд их сопоставление. Исследование Грётца остаётся, однако ж, доселе не разобранным ученой критикой с тем вниманием, какого  оно заслуживает по своей научной силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Иудейские средневековые писатели, Абарбанел, Авраам бен Давид, беи Маймун и другие, передают, что Ездра был председателем Великой Синагоги и что она состояла из 120 членов, включая пророков Аггея, Захарию и Малахию. 101 Она удержалась до Симона Праведного и существовала с 444 г. приблизительно до 200 г. до P. X. С трудом можно разобрать, что истинно и что ложно в иудейских сказаниях, касающихся этой истории. Достоверно, что иудеи приняли в свой канон не всю свою национальную литературу, но лишь книги, которые были богодухновенны. Утверждавшие палестинский канон исключили из него даже несколько книг, несомненно добрых и назидательных, но не богодухновенных, каковы писания Иисуса сына Сирахова, Премудрость Соломона, Маккавейские и т. п., потому что они, кажется, принимали за правило не допускать в священный канон книг, написанных в последние столетия пред P. X., когда не стало у евреев пророков, которые одни имели право произносить суд о книгах канонических. Что касается до порядка, который определен был для каждой книги в каноническом сборнике, то иудеи поместили хронологически исторические книги до Царств включительно, потом – три первых великих пророка, затем – двенадцать малых, принимая во внимание отчасти величину их пророчеств, отчасти время, в которое они пророчествовали. Затем шли книги поэтические, Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Екклезиаст. За ними следовала Есфирь, которую должно было читать во время праздника Пурим, и к ней присоединили книгу Даниила, которая говорила, как и Есфирь, об отношениях народа Божия к языческим нациям. К книгам Ездры и Неемии присоединили Паралипоменон, составленную Ездрою. Так как в синагогах читали книги Руфь и Плач, и так как эти два писания составляли часть того, что называют пятью „Мегиллот“, 102 то отделяли первую от книги Судей, а вторую от пророчеств Иеремии, чтобы иметь соединенными вместе пять Мегиллот. Отсюда произошло, что Руфь была помещена между Песнию Песней и Плачем, а эти последние – между Руфью и Екклезиастом, так что Песнь Песней и Екклезиаст были отделены единственно для большего удобства чтений в синагогах. Порядок книг, однако, разнообразился у евреев. – Канон самарян заключал лишь Пятокнижие, без сомнения, потому, что это была единственная книга, которая была уже официально признана богодухновенною, когда они были переселены в Самарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

74. Посмотрим, чему еще учит нас Писание. Не следует легкомысленно (facile) клясться, потому что очень часто бывают случаи, когда мы не можем выполнить того, в чем поклялись. А кто не клянется, тот, конечно, не совершает и клятвопреступления; наоборот, кто употребляет клятву, тот по необходимости иногда впадает в клятвопреступление, ибо всякий человек лжив ( Псал. 115:2 ). Итак, не клянись, чтобы тебе не впасть в клятвопреступление. 75. Даже и самая веселость у девственниц не должна проявляться слишком свободно. Если им не о чем плакать, то пусть оне оплакивают этот мир, пусть плачут о падении согрешающих. Ведь та, которая оплакивает падения других, будет опасаться своих (падений). Пусть плачут оне, наконец, хотя бы в силу того соображения, что плачущие здесь получат утешение там. Ведь если не будешь плакать, то подобно богачу, который роскошествовал здесь, а там, по свидетельству Господняго изречения, подвергся тяжким мукам, ты можешь услышать (слова Господа): «восприял еси благая в животе твоем» ( Лук. 16:25 ). Насколько же счастливее Лазарь, который здесь плакал, а там ликует; здесь терпел голод, а там наслаждается? Следовательно, если ты хочешь достичь благого веселия, то книга Екклезиаст тебе дает указание, как тебе должно стремиться к такому (веселию); в ней говорится: «прииди, яждь в веселии хлеб твой;... яко уже угодна Богу творения твоя» ( Еккл. 9:7 ). 76. Посмотрим также, как всех нас тот же Екклезиаст изобличает в неумеренном смехе. «Якоже глас терния под котлом, говорит он, тако смех безумных» ( Еккл. 7:7 ). А ведь терние, когда оно пылает, издает треск и быстро прогорает, не производя никакого тепла. В виду этого и сказано об иудеях: «разгорешася яко огнь в тернии» ( Псал. 117:12 ). Действительно, распаленные своим смехом, они сгорели во время страданий Господа, когда, смеясь над пожаром души своей, говорили: «упова на Господа, да избавит его, да спасет его, яко хощет его» ( Псал. 21:9 ). И, надсмехаясь, они били Его по голове тростию, сплели Ему венец из терния и предлагали для питья уксус. Посмеяние это возжигает синагогу навеки. Таков смех глупых; он издает звуки, лишенные милости и сожигает сосуд их собственнаго тела. Следовательно, Сарра не без основания отрицала то, что она смеялась ( Быт. 18:15 ); она в данном случае боялась обнаружить смехом свое сомнение в исполнении небесных обетований; но ведь этот смех все же был полон разумности (gravitatis) и целомудрия; и никакой посторонний свидетель, кроме одного только Бога, ведущаго сокровенныя тайны, о нем не знал.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Закон учит, что каждый человек слаб, не способен к исполнению добродетелей, и чем более стремится он собственными своими силами оправдаться пред Богом и стяжать себе правду, тем более сознает недостаточность своих нравственных сил; закон открывает ему, что он грешник. Эта-то мысль и выражается в книге; она показывает, что все, что человек делает под солнцем, тщетно, суетно, – что собственные его силы – мудрость, предприимчивость, заботливость и прочее – не приводят его к главной цели его бытия, и что ему, вследствие того, нужно, предавшись в волю Божию, с мыслью о Боге, с чистой совестью, пользоваться плодами трудов своих под солнцем, но трудов честных, благих; ибо они и только они суть дар Божий человеку. Таким образом, по мысли толкователя, главная цель этой книги: теоретическая – сознание неуспокоительной стороны закона, практическая – pius creaturarum usus. Яснее и живее понял и представил дух и смысл книги Екклезиаста Лютер, который питал особенную любовь к этой книге, и с взглядом которого мы встретимся после. Со времен Лютера в протестантской экзегетической литературе взгляды на миросозерцание книги Екклезиаст весьма оразнообразились и осложнились, что продолжается и доселе. Не следя за ними исторически, мы обозрим их по группам, и притом имея в виду лишь более главные и более принятые. Три взгляда на книгу Екклезиаст раскрываются и защищаются доселе представителями библейской науки; вопрос сосредоточивается, главным образом, на определении и раскрытии главной основной мысли книги. 1) Одни не признают никакого единства в книге; потому, сообразно со своим взглядом, они отрицают всякую главную мысль книги. 2) Другие, хотя и находят в Екклезиасте некоторое единство, но не допускают, чтобы в нем положительно раскрывалась какая-либо главная мысль; они усвояют ему только отрицательный характер; полагают, будто в нем писатель выразил свои скептические мысли о достоинстве благ земных и о многих важных для человека вопросах: о бессмертии, высочайшем благе, целесообразности, божественном мироправлении и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/u...

Вся земная жизнь, по учению Екклезиаста, как подготовление к будущей загробной жизни, должна быть проводима человеком применительно к тому будущему времени. Руководясь таким взглядом на жизнь, Екклезиаст советует человеку лучше ходить в дом плача об умершем, нежели в дом пира, лучше слушать обличения мудрого, нежели пустую легкомысленную песнь глупых, и лучше быть терпеливым, чем высокомерным в суждении о делах человека (VII, 2–9). Ропотное недовольство суетностью внешних явлений не делает человека лучше; посему в несчастиях, которых сами мы не можем отвратить, следует предавать себя воле Божией и не надмеваться своей праведностью; но в смиренном сознании, что нет человека праведного на земле, который бы делал добро и не грешил, должно заботиться об исправлении собственных недостатков. Причина господства злой действительности в мире, в силу которой несчастие и глупость преобладают в людях сравнительно с мудростью и благочестием, почему и происходят различные бедствия, служит грех , как увлечение с правого пути в чувственность и самомнение. Господь же сотворил человека праведным и невинным, поэтому считать существующий непорядок в жизни людей от Бога несправедливо. Но нарушение правосудия Божия ненормальными и тягостными событиями в жизни людей будет продолжаться на земле только до будущего Божественного суда, на котором они будут разрешены и отношение между добродетелью и блаженством будет восстановлено. Тогда наступит полное торжество добра, и вера в это великое время воцарения правды Божией, по учению Екклесиаста, должна служить ободрением к мужественному перенесению всех переживаемых на земле, при явном господстве нечестия, бедствий (VII, 10–30, VIII, 1 – 15). В последней четвертой части книги, обнимающей собою VIII гл. 16–17 ст., IX, XI и XII гл., 1–17 ст. включительно, излагается сначала учение о значении земной жизни человека по отношению к загробной. Так как, по словам Екклезиаста, пути Промысла Божия в воздействии на людей непостижимы, а в жизни за гробом невозможна будет никакая деятельность, то не следует всецело отдаваться только одной земной деятельности, но пользуясь земными благами как дарами и знаками благоволения Божия, следует заботиться особенно о неустанном совершении добрых дел, для которых создал Бог человека (VIII, 16-IX, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010