Господь не только указал друзьям Иова на их ошибки, но и сказал нечто большее. Господь сказал им: «Возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя в жертву, и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов!» ( Иов.42:8 ) И пошли друзья и принесли жертву и Иов помолился за них. Эпилог мы знаем. Возвращено было Иову его прежнее благосостояние и здоровье в двойном изобилии. Иов имел других детей (не потеряв и первых, ибо все живо у Бога) и не было прекраснее детей его. Но, конечно, не в этом эпилоге смысл прекрасной книги. Этот конец есть только символ духовного апофеоза правды. Не в физическом здоровье и не в тленном богатстве быстротекущей жизни смысл бытия человеческого на земле – венец милости к человеку в вечности. Венец в том, что Господь усыновляет человека и причисляет его к Своему крестному пути правды в ветхом мире, и страдая за рабов своих, страдает в сынах, распространяет пределы Своего Страждущего Богочеловеческого Тела на тела всех сынов своих и страдания Богочеловеческой Души Своей на их души. Так рождается новый мир. Это великая тайна строительства Церкви, Нового Мира на крови Агнца и агнцев. Но не для всех одинаково раскрывается в мире эта тайна. Ибо она не может быть ни понята, ни принята во всем ее благословении, вне чистых путей усыновления Богу, вне великой к Богу любви. Лишь эта любовь (пусть тайная, пусть молчаливая) раскроет до конца и оправдает все стремления. То, к чему мы идем, слишком велико. То, что мы здесь оставляем, слишком ничтожно. В этом мире ничтожны все наши добродетели, ничтожно все наше понимание истины. И поэтому нет на земле высшей красоты, чем страдание правды, нет большего сияния, чем сияние безвинного страдания. 1 Библия – как Ветхий, так и Новый Завет – делится на четыре части. Все книги Священного Писания составляют содержание как бы четырех планов-аспектов. Первый план – книги законоположительные: Пятикнижие Моисея и четыре Евангелия. Это – основа. Далее второй план: книги исторические, Царств и другие; в Новом Завете – Деяния Апостольские. Третий план – учительные книги: Книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст и Песнь Песней; в Новом Завете этим книгам соответствуют 14 посланий ап. Павла и послания других апостолов. Наконец, четвертый план Библии – книги пророческие: 4 великих и 12 малых пророков в Ветхом Завете; в Новом Завете – Апокалипсис.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/taina-...

Давай, и принимай, и утешай душу твою, так как в аде нельзя найти утех» 586 . В этом случае для веры оставался один исход – переступить порог смерти. Гроб не может служить границею божественного владычества: шеол так же находится во власти Бога, как и земная жизнь. Праведники, страдающие в этой жизни, и грешники, здесь благоденствующие, найдут полное воздаяние за гробом. Книга «Премудрости Соломоновой» в первых главах полемизирует против воззрения и выводов Екклезиаста и развивает иные взгляды. В глазах неразумных исход праведных кажется гибелью и отшествие от нас – уничтожением; на самом деле души праведных в руке Божией и надежда их полна бессмертия ( λπς   ατνθανασας   πλρης). Немного наказанные, они будут много облагодетельствованы. Во время воздаяния им они воссияют, как искры, бегущие по стеблю 587 . Наиболее замечательным местом, изображающим иудейскую веру в загробное воздаяние, нужно признать большой отдел в книге (еф.) Еноха гл. CII, 4 – CIV, 8. «Не страшитесь вы, души праведных, и уповайте вы, умирающие в правде. Не печальтесь, что ваша душа нисходит в преисподнюю в великой скорби, в горе, воздыхании и печали, и что ваше тело не обрело в вашей жизни того, чего заслуживала ваша благость». Их участь кажется одинаковою с участью грешников, но для умерших в правде уготованы за гробом «всякое благо, радость и честь». Суд Божий обнаружит их добрую жизнь и их судьба будет отлична от судьбы грешников. Это должно укреплять их на подвиги добра в земной жизни. «Ангелы на небе напоминают о них пред славою Великого к их благу». Они возрадуются, как «ангелы небесные». Напротив, грешников ожидают тяжелые мучения в преисподней – мрак, сети, пылающее пламя. Таким образом, иудей жил в постоянном страхе явиться пред лицом Судии живых и мертвых, в страхе пред Тем, Кто «может и душу и тело погубить в геенне». Бесспорно, этот страх имел этическое значение: он ставил человека выше всего, что «убивает тело, души же не может убить», – он возвышал его над эвдемонистическим принципом: «ешь, пей, веселись, ибо завтра умрешь», – он давал силу религиозной вере, укреплял на подвиги добра в страданиях и уничижении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Для пышности Соломон завел множество жен, между коими было немало язычниц. Из угождения последним он выстроил около Иерусалима идольские капища, а под старость и сам присутствовал иногда при их богослужении. Тогда Господь объявил Соломону, что большая часть его царства отнимется от его рода. Исполнителем сего приговора должен был сделаться Иеровоам, сын одной вдовы из колена Ефремова. Он вначале был простым работником при строении стен иерусалимских, но потом, за свою расторопность, поставлен был от Соломона начальником над работами, порученными колену Иосифову. Пророк Ахия, встретив его однажды на поле, разодрал пред ним свою новую одежду на 12 частей, дал ему 10 из них и сказал: «так говорит Господь Бог Израилев: вот Я отторгну царство из рук сына Соломонова и дам тебе десять колен. Если ты будешь исполнять все повеления Мои, как Давид, раб Мой, то Я буду с тобою и укреплю дом твой, как дом Давидов». Узнав об этом, Соломон старался погубить его, но Иеровоам убежал в Египет и жил там до смерти Соломона. Последние годы Соломона прошли в волнениях и мятежах. Он умер по 40-летнем царствовании. Незадолго до своей смерти он написал книгу Екклезиаст, в которой, оплакивая суету земных благ и удовольствий, увещевает людей искать счастья в изучении Закона Божия и исполнении его заповедей. Соломон написал еще книгу Притчей, содержащую различные краткие нравственные изречения, и Песнь песней, т. е. превосходнейшую песнь. В сей последней книге под образом пламенной любви между женихом и невестою он таинственно изображает будущее отношение Христа к своей Церкви. Сии три книги Соломона принимаются церковью за Боговдохновенные. Но этим преимуществом не пользуется книга Премудрости Соломоновой, в которой неизвестный автор собрал мысли и изречения Соломона и в которой проповедует от его имени. § 71. Разделение царства еврейского на иудейское и израильское (980 л. Рожд. Христ.) По смерти Соломона народ собрался в Сихеме для поставления себе царя. Сюда же явился из Египта Иеровоам и успел образовать для себя партию из недовольных правлением Соломона в последние его годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

В подсознании живут, следовательно, все времена в вечном настоящем: в каждом аффекте к матери и отцу живут тысячи эмоций, когда-либо связывавших детей и родителей; так же как и в соревновании и вражде братьев живут эмоции Каина и Авеля. Но главное – в подсознании живет предчувствие и предвосхищение будущего, интуиция возможностей, заключенных в настоящем. Здесь лежит ключ к тайне предсказаний. Главное, на что указывает научный оккультизм. парапсихика, – это таинственная и неисследованная мощь подсознания. Об этих настоящих и подлинных открытиях «оккультизм» Блаватской и Штейнера не имеют ни малейшего понятия. 7. Сознание и кронос Так является нам бессмертие на всех ступенях бытия: на ступени физико-химического бытия – как вечность энергии, на ступени биологического бытия, – как бессмертие клетки в ее трансформациях; на ступени психического бытия – как всевременность подсознания, которое сразу живет прошлым, настоящим и будущим, в сущности, не делая между ними строгого различия. Вот почему всякий «транс» в подсознание, который мы наблюдаем во сне, в грезах, в медиумизме, в эросе, – есть прежде всего потеря чувства времени: здесь «часов не наблюдают». Строгое противопоставление настоящего, прошедшего и будущего составляет, напротив, сущность сознания. Это оно сознает ритм дня и ночи, рождения и смерти, это оно считает моменты, «наблюдает часы», ведет летосчисление и сознает необратимость числового ряда времени. Необратимость времени существует только для сознания. Отсюда грусть и трагизм сознания. Оно есть вообще сфера трагизма, ибо оно рождается из конфликта, из столкновения противоположностей (ре-флексия есть активность, отброшенная назад). И первое противопоставление сознания есть противопоставление прошлого и будущего, соприкасающихся в хрупком и эфемерном моменте настоящего. Первый трагизм сознания есть трагизм Кроноса, пожирающего своих детей. Вот почему Екклезиаст, эта книга всеобъемлющей грусти, есть прежде всего осознание трагизма временности: «Род проходит и род приходит... Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают... и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем...» а потому: «что пользы человеку от всех трудов его?» 690

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

21–24 стт. Человек не только свободен от грехов отца, но даже может освободиться от своих собственных беззаконий: если он покается и исправится – останется жив, «Разве я хочу смерти беззаконника? – говорит Господь Бог . Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (ст.23). 25–32 стт. Ответ на вторую злую поговорку: «неправ путь Господа!». Господь через пророка отвечает: «послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы?» (ст.25) и в заключение снова призывает их к покаянию и нравственному исправлению: «Отвергните от себя все грехи ваши ... и сотворите себе новое сердце и новый дух ... обратитесь – и живите» (стт. 31–32). Чтобы правильно понять принцип индивидуальной ответственности, впервые чётко провозглашённый Иезекиилем, нужно рассматривать его в контексте богословия Иезекииля и всего Ветхого Завета, а не одной главы: иначе можно придти к неправильному воззрению, что благоденствие или несчастье всегда является отражением нравственного состояния человека, его праведности или греховности, против которого направлена целая книга Ветхого Завета (кн.Иова и отчасти кн.Екклезиаст). 19 гл. Две элегии: о царях и князьях иудейских По повелению Господа Иезекииль должен поднять плач о царях и князьях иудейских. 1–9 стт. – первая элегия. В ней Иудея представляется под образом львицы, воспитавшей молодых львов, из которых один уведён в Египет (Иоахаз, в 608 г.), – а другой – в Вавилон (Иехония, в 597 г.). 10–14 стт. – вторая элегия, в которой Иудея изображается под образом виноградной лозы, раньше приносившей прекрасные плоды и крепкие ветви, годные на скипетры властителей (скипетр – символ власти), а теперь она вырвана и брошена на землю; иссохшие когда-то крепкие ветви её пожрал огонь, а ствол пересажен в землю сухую и жаждущую. Не совсем ясно, кого обозначает ствол виноградной лозы в стт.13–14: некоторые думают, что здесь вторично идёт речь об Иехонии, который в стихах 5–9 изображён как один из двух молодых львов, но более вероятно, что это Седекия, которому предстояла участь более суровая сравнительно с участью его предшественников. В таком случае вторая элегия имеет пророческий характер, если обе эти плачевные песни написаны в одно время.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

И приходили все народы послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его 49 .” 5 В дальнейших рассуждениях он возводит мудрость – источник всякой добродетели к Его лицу и говорит: “ Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времен, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего.” ( Прем.7:17–21 ) 6 Тот же самый Соломон в Екклезиасте исследуя с физической стороны изменчивую природу тел говорит: “Суета сует, все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?” ( Еккл.1:2–3 ). И добавляет: “Что есть бывшее? то же самое что будет; и что есть сделанное? То же самое что будет делаться; и нет ничего нового под солнцем.” (Там же, 1:9:7) Вот такие и подобные этим суждения высказаны им о телесной сущности; вместе с тем, можно видеть, что и другие еврейские мудрецы не были лишены похожего знания: по крайней мере, как я говорил уже раньше, у них сказано много раз о природе растений и животных сухопутных, водных и летающих, 8 и даже о звездах небесных, поскольку в их писаниях содержится неслучайное упоминание об Арктосе 50 , Плеядах, Орионе и Арктуре, который у Эллинов обычно называется Арктофилаксом и Волопасом. 9 Затем они точно и весьма пространно изложили учения и откровения о сотворении мира и о вращении и изменении вселенной 51 , о сущности души и о природе всех разумных существ, о творении видимом и невидимом, о всеобщем Промысле и о бывшей прежде всего этого первой Причине всего, о богословии второй Причины и об остальном, воспринимаемом только разумом, так что мы не ошибемся если назовем тех из Эллинов, кто исследовал впоследствии природу этих вещей, как бы юношами идущими вслед за более старшими. 10 Вот о чем у них говорится в учении о природе всего.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Эти слова ясно показывают, что некоторый дух по своей воле и расположению избрал соблазнить и произвести обман, Господь же воспользовался этим духом для убиения Ахава, который был достоин потерпеть это. В первой книге Паралипоменон также говорится: «Восстал дьявол сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление израильтян» ( 1Пар. 21.1 ). В Псалмах же говорится, что злой ангел сокрушает некоторых людей. В Екклезиасте Соломон говорит: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки» ( Еккл. 10.4 ). В книге же Захарии читаем, что дьявол стоял по правую руку Иисуса и противодействовал ему ( Зах. 3.1 ). Исайя говорит, что меч Господа восстает на дракона, змея лукавого ( Ис. 27.1 ) Что сказать об Иезекииле, который во втором видении на князя Тирского весьма ясно пророчествует о противной силе, а также говорит, что дракон обитает в водах египетских? А вся книга, написанная об Иове, о чем ином повествует, как не о дьяволе, который просил дать ему власть над всем, что имел Иов, и над сынами его, потом и над телом его? Но дьявол побеждается терпением Иова. В этой книге Господь много сообщил нам в Своих ответах о враждебной нам силе этого дракона. Вот места из Писаний Ветхого Завета, сколько можно было вспомнить их в настоящее время, те места, где упоминаются противные силы или говорится, что они враждуют с человеческим родом, хотя впоследствии должны подвергнуться наказанию. Рассмотрим такие же места и в Новом Завете. Здесь рассказывается, что сатана приступил к Спасителю, искушая Его ( Мф. 4 ); злые же духи и демоны, владевшие некоторыми людьми, были изгоняемы Спасителем из тел страдальцев, которые, как говорит Евангелие, были освобождены Им. Иуде сначала дьявол вложил в сердце его мысль о предании Христа, а потом он принял в себя даже целого сатану: ибо написано, что после куска в него вошел сатана ( Ин. 13, 2:27 ). Апостол Павел учит нас, что не должно давать места дьяволу , но «облекитесь, говорит, во всеоружие Божье, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских» ( Еф. 6.11 ); при этом он указывает, что «брань» святых «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nacha...

или старательно, или лениво, то и вина побежденного, и награда победителя будут справедливы. Таким образом, из наших посильных рассуждений, думаю, стало ясно, что есть некоторые грехи, совершаемые нами безо всякого побуждения со стороны злых, и есть другие грехи, которые влекут нас к какому-нибудь излишеству и неумеренности, при возбуждении со стороны злых сил. Поэтому теперь следует заняться вопросом о том, каким образом сами противные силы производят в нас эти возбуждения? 4 . Мы находим, что помыслы, исходящие из нашего сердца, или воспоминание о каких-нибудь событиях, или представление о каких-либо вещах и делах иногда происходят от нас самих, иногда возбуждаются противными силами, иногда же внушаются Богом или святыми ангелами. Но, может быть, это кажется баснословным, если не будет подтверждено свидетельствами божественного Писания. Итак, о происхождении помысла от нас самих свидетельствует Давид в Псалмах, говоря: «гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь» укротишь» ( Пс. 75:11 ). О том же, что помыслы обыкновенно происходят и от противных сил, свидетельствует Соломон в Екклезиасте следующим образом: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки» ( Еккл. 10:4 ). И апостол Павел свидетельствует о том же, говоря: «ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания» Христова ( 2Кор. 10:4–5 ). О происхождении помыслов от Бога свидетельствует Давид в Псалмах, говоря: «блажен человек, которого сила в Тебе, и у которого в сердце стези направлены к Тебе» ( Пс. 83:6 ). И апостол говорит, что Бог вложил «в сердце Титово» ( 2Кор. 8:16 ). Нечто внушают человеческим сердцам также и ангелы, добрые и злые. На это указывает ангел, сопровождавший Товию, а также слово пророка, который говорит: «и сказал мне ангел, говоривший со мною» ( Зах. 1:14 ). То же самое указывает и книга Пастырь; здесь говорится, что каждого из людей сопровождают по два ангела, и если в нашем сердце появятся добрые мысли, то эти мысли, по словам Пастыря, внушаются добрым ангелом, если же – противоположные, то это – внушение злого ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o_nacha...

В таком же отношении мы должны представлять речь Эпилога к тому же замечанию и в других двух местах нашей книги: 1, 2: суета, сует, сказал Екклезиаст , и 7, 27: вот это нашёл я, сказал Екклезиаст , испытывая одно за другим. Замечание это – сказал Екклезиаст , пронизывающее, так сказать; начало, средину и конец рассуждений Екклезиаста, несомненно принадлежит автору Эпилога и указывает на связь Эпилога с происхождением книги. Связь эта, очевидно, заключается в том, что книга Екклезиаст, по крайней мере в том виде, в каком дошла до нас, издана в свет автором Эпилога, автор Эпилога, издавая это произведение, в начале, средине и конце его, – в тех местах, которые казались ему почему-либо особенно важными, вставил замечание – сказал Екклезиаст , и кроме того, в конце присовокупил несколько сведений об авторе издаваемого им произведения и о достоинстве этого произведения, которое находил весьма пригодным для современных ему читателей. Таким образом, Эпилог, вместе с другими рассмотренными нами данными, приводит нас к следующим представлениям о происхождении нашей книги: 1) Книга Екклезиаст есть произведение Соломона , и 2) в том виде, в каком дошла до нас, она издана в свет автором Эпилога . Автор Эпилога есть редактор произведений Соломонова, известного в Библии под именем Екклезиаста или Когелета. Грётц, относя происхождение нашей книги ко времени Ирода великого, считает Эпилог позднейшей прибавкой к ней, и притом так, что первые три стиха (9–11) приложены к книге собирателем канона в виде апологии за её писателя, а последние три (12–14) совершенно случайно пристали к ней. Следуя Нахаману Крохмалю (More Neboche ha-Zeman XI, 8 p. 43, 104), Грётц утверждает, что три стиха эти первоначально составляли заключение не книги Екклезиаста, а всего третьего отдела священных книг, известного под названием Ketubim, положенное собирателями ветхозаветного канона. Так как книгаЕкклезиаст, по мнению Крохмаля и Грётца, стояла в этом отделе последнею; то и заключительные стихи, следовавшие в списке тотчас за нею, впоследствии случайно присоединились к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

В первый раз сомнение это было возбуждено в 17 столетии голландским учёным Гуго-Гроцием († 1645). Встречая в книге Екклезиаст многие слова (muita vocabula), который в священных книгах до плена вавилонского написанных нигде не находятся, а употребляются только у Даниила, Ездры и у халдейских парафрастов, Г. Гроций утверждал, что книга эта написана гораздо позже Соломона, только под именем этого царя как бы кающегося 9 . Чрез 50-летие мнение Гроция нашло себе последователя и защитника в лице Герм. Фон-дер Гардта , относившего происхождение книги Екклезиаст ко времени после плена вавилонского 10 . Но кроме Гардта, все прочие экзегеты и критики до конца прошлого столетия держались древнего предания о происхождении нашей книги от Соломона. Витсий († 1708), Каловии († 1686) и Карпзовий († 1767) отвергали возражения Гроция против древности книги Екклезиаст, стараясь приискать для встречающихся в ней поздних слов корни в древнейшем гебраизме, или объясняя их знакомство Соломона с языком соседних народов 11 . Шмид († 1696), Гейер († 1680), Рамбах († 1720), Клерик († 1736), даже учёный Михаелис († 1791) и Ван-дер-Пальм († 1784) защищали происхождение книги от Соломона, ссылаясь на древнее предание и на свидетельство самой книги о себе 12 . За то с конца прошлого столетия мнение учёных исследователей и экзегетов склоняется решительно на сторону Гроция. Полагая первоначально признаком позднего происхождения книги Екклезиаст встречающиеся в ней поздние арамеизмы, экзегеты обратили потом критическое внимание и на самое содержание книги, и, находя в нем воззрения и мысли, не свойственные еврейского народа, в каком он мог находиться только после плена вавилонского, а отнюдь не в царствования Соломона, – намёки и указания на позднейшие исторические события, пришли к убеждению, что книга эта написана в период после плена вавилонского. Это мнение, в конце прошлого столетия поставленное Дедерлейном 13 и Ейхгорном 14 на научную почву, в последующее время принято почти всеми исследователями и экзегетами 15 , так что в настоящее время можно считать общим убеждением то, какое высказал Кнобель 16 относительно происхождения нашей книги: «нет, говорит он, положения в ветхозаветной критике столько верного, как то, что книга Когелет (Екклезиаст) есть произведение не соломоновское, а после – соломоновское.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010