Еккл.12:8 .  Суета сует, сказал Екклесиаст, всё – суета! Понятно, что Екклезиаст не мог находить полного утешения в такой вере в загробную жизнь человека и не имел оснований отказаться от своих рассуждений о суетности жизни. Напротив, он видел здесь новое и самое сильное доказательство ее. Поэтому, в своем заключительном слове он снова повторяет: «суета сует, все суета». Лишь радостная весть Нового Завета могла освободить человека от суеты и дать ему надежду на вечное блаженство. Еккл.12:9–14 . Эпилог книги. В то время как до сих пор все речи велись от лица Екклезиаста, который повсюду говорит о себе в первом лице, в ст. 9–14 мы слышим уже другое лицо, которое отличает себя от Екклезиаста, говорит о нем в третьем лице и как бы одобряет его рассуждения. Однако это не значит еще, что конец 12-ой главы составляет позднейшую приписку. Эпилог написан тем же языком и проникнут тем же духом, что и вся книга. Отсюда, у нас нет оснований искать для него другого автора, отличного от составителя всей книги. Еккл.12:9 .  Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал, и составил много притчей. " Мудрый» на языке библейском означал человека, который на основании просвещенного откровением разума исследовал вопросы религиозного, особенно нравственно-практического характера, стараясь применить общие Богооткровенные понятия к действительной жизни, разрешить все возникающие на этой почве недоумения и противоречия. У евреев, со времени Соломона, существовал целый класс мудрецов-хакамов 4 , наряду с пророками и священниками, имевших сильное влияние на народ ( 3Цар 4.30–31 ; Иер 18.18 ; Притч 1.6, 13.21, 22.17 ). Уже во времена Соломона были известны мудрецы – Еоан Езрахитянин, Еман, Халкол и Дарда, мудрость которых, ставилась рядом с мудростью сынов востока и Египта ( 3Цар 4.30–31 ). Современники пророка Иеремии говорили: «не исчез закон у священника и совет у мудрого и слово у пророка» ( Иер 18.18 ). Обычной формой выражения мысли у еврейских мудрецов, в отличие от греческих, была гномическая, состоявшая из кратких изречений, афоризмов и притчей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3 . И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. 4 . Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Слово Господне обращено к совести мужей Иуды и Иерусалима, т. е. к тому чувству правды, которое вместе с Образом Божиим начертано в душе каждого человека, и не может исчезнуть, так как у самых закоренелых злодеев правда Божия глаголет в угрызениях их совести. Мы говорили уже по поводу стиха 2-го об тех откровениях Божиих и законах Его и учреждениях Его, которые изображены под образами ограды и башни и точила и очищения от камней и насаждения лоз. Вопрос, поставленный в стихе 2, повторяется в стихе 4. Почему народ, которому дарованы были не только материальные, но и духовные блага, пал так низко, что не может принести плодов добра? Нет сомнения, что самый народ избранный Богом, ради верного Авраама, никогда не был лучшим из племен человеческих. Этому служит доказательством и ряд его возмущений в пустыне и в стране обетованной, и то повеление Божие, о котором пророчествовал Ной 377 , что сыны Иафета будут владычествовать на земле и вселятся в шатрах Симовых,-с устранением Семитов от управления землею. Но есть еще другой ответ на вопрос, почему при всех оградах закона, народ не мог принести плодов добра. Ответ этот лежит в Мессианских пророчествах Исаии, книга которого есть полная картина бессилия человеческого, если только Сам Бог не спасет его, послав того Еммануила, которого страдания и славу Исаия видел и описал в своих пророчествах. Как мы говорили по поводу Екклезиаста, – скорбь, почти отчаяние, охватившие мудреца, были средством приуготовить душу к радости увидеть Избавителя; тоска его и сознание бессилия должны, были разбить гордые помыслы человека и заставить его молить Господа успокоить в Его правде мятежный доселе дух его и взять его страдающую душу, как Его достояние 378 . Точно также, думаем мы, – вся история народа Иудейского есть история всего человечества, и пророчество Исаии относится ко всем народам. Человек не мог исполнить своего назначения и был нравственно несчастен, доколе на землю не были принесены Господом нашим Иисусом Христом благодать и истина 379 . Только перерождение человека во Христе 380 могло изменить мир, общество, семью, человека. Что мы видим и ныне увядание так называемых христианских обществ, то это зависит от того, что некоторые, отрекшись от Христа, не Ему принадлежат, и потому возвращаются в то состояние, из которого их вывело Христианство .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В подсознании живут, следовательно, все времена в вечном настоящем: в каждом аффекте к матери и отцу живут тысячи эмоций, когда-либо связывавших детей и родителей; так же, как и в соревновании и вражде братьев, живут эмоции Каина и Авеля. Но главное – в подсознании живет предчувствие и предвосхищение будущего, интуиция возможностей, заключенных в настоящем. Здесь лежит ключ к тайне предсказаний. Главное, на что указывает научный оккультизм, парапсихика, – это таинственная и неисследованная мощь подсознания. Об этих настоящих и подлинных открытиях «оккультизм» Блаватской и Штейнера не имеет ни малейшего понятия. Так является нам бессмертие на всех ступенях бытия: на ступени физико-химического бытия, как вечность энергии; на ступени биологического бытия – как бессмертие клетки в ее трансформациях; на ступени психического бытия – как всевременность подсознания, которое сразу живет прошлым, настоящим и будущим, в сущности не делая между ними строгого различия. Вот почему всякий «транс» в подсознание, который мы наблюдаем во сне, в грезах, в медиумизме, в эросе, есть прежде всего потеря чувства времени: здесь «часов не наблюдают». Строгое противопоставление настоящего, прошедшего и будущего составляет, напротив, сущность сознания. Это оно сознает ритм дня и ночи, рождения и смерти, это оно считает моменты, «наблюдает часы», ведет летосчисление и сознает необратимость числового ряда времени. Необратимость ряда времени существует только для сознания. Отсюда грусть и трагизм сознания. Оно есть вообще сфера трагизма, ибо оно рождается из конфликта, из столкновения противоположностей (рефлексия есть активность, отброшенная назад). И первое противопоставление сознания есть противопоставление прошлого и будущего, соприкасающихся в хрупком и эфемерном моменте настоящего. Первый трагизм сознания есть трагизм Кроноса, пожирающего своих детей. Вот почему Екклезиаст, эта книга всеобъемлющей грусти, есть прежде всего осознание трагизма временности: «Род проходит и род приходит... живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают... и память о них предана забвенно. И любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем... а потому: что пользы человеку от всех трудов его?»

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Книга Екклесиаста или проповедника, принадлежит человеку, который сам о себе говорит, что он сын Давидов, был царем над Израилем в Иерусалиме ( Еккл. 1:1;12 ), был мудр и учил народ знанию ( Еккл. 12:9 ). О том, кто этот человек был на самом деле, в какое время он жил, под чьим влиянием писал, мы сейчас рассуждать не будем. Главная мысль его состоит в том, что все, что ни делают люди на земле – преходяще, а «…все, что делает Бог, пребывает вовек…» ( Еккл. 3:14 ) С этой точки зрения автор исследовал рассуждения двух типов людей. Одни считают, что люди и животные это одно и тоже, один дух у них, и пр., согласно приведенному выше ( Еккл. 3:19–21 ). Но это противоречит указаниям первой главы книги Бытия. Другие, видя, что правосудие отсутствует в этом мире, делают вывод, что «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там» ( Еккл. 3:17 ), то есть за гробом. Но кто не верит в бессмертие души, тот не может говорить о суде за гробом, как говорит о нем Екклезиаст. С первой точки зрения, «…живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают». Поэтому «ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое…» ( Еккл. 9:7 ) Эта фраза очень напоминает другую, сказанную много позже: «…душа! Много добра лежит у меня на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись…» ( Лк. 12:19 ) Людей, рассуждающих так, Господь назвал безумными, как не думающих о будущей жизни. Экклезиаст, который исследовал все виды человеческой, мирской мудрости, видел пропасть, к которой ведут подобные рассуждения. Он задавал себе вопрос, что будет, когда «возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к богу, который дал его» ( Еккл. 12:7 )? Когда душа покинет свое тело – отойдет «человек в вечный дом свой» ( Еккл. 12:5 )? Живя во времена ветхого завета, проповедник, посмертный путь для которого мог быть только один, не осуждал людей, ужасавшихся своего будущего. Он лишь исследовал рассуждения тех, которые прятались от мыслей о преисподней за слабые человеческие рассуждения. Екклесиаст помнил слова своего отца Давида: «ибо ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому твоему увидеть тление» ( Пс. 15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

( 3Цар.12:8–15 ). Премудрый Сирах прямо называет Ровоама «безумием народу, скудным разумом» ( Сир.47:27–28 ). Конечно, и ранее восшествия Ровоама на престол мудрый отец хорошо замечал его скудоумие, так как Ровоам 41 года вступил на престол ( 3Цар.14:21 ) и достаточно было времени обнаружиться его глупости. И потому-то Соломон жалел, что его труд достанется такому недостойному преемнику. Из откровения Господня Соломон также знал, что большая часть его труда достанется Иеровоаму, вполне неизвестному, чужому и даже враждебному человеку… По указанным мотивам понятна скорбь Екклезиаста-Соломона. г) Довольно ясно указывают на Соломона, его эпоху и душевное настроение, часто высказываемые Екклезиастом следующие советы: «нашел я, что горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце ее – силки, руки ее – оковы, добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею» ( Еккл.7:26 ). Собственное падение через женщин слышится в этом наблюдении Соломона. Еще: «слово царское храни, ради клятвы пред Богом. Где слово царя, там власть, и кто скажет ему: что ты делаешь? (8:2–4). Если увидишь в какой стране притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся (или точнее: не смущайся, не теряйся), потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еше высший. Превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране (5:7–8). Поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба, злословящего тебя – господина (7:21). Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему… Не скоро совершается суд над худыми делами… но… хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога» ( Еккл.8:9–12 ). Общий вывод: «даже и в мыслях твоих не злословь царя… потому что птица небесная может перенест слово твое и крылатая перенесть речь твою» ( Еккл.10:20 ). – Все изложенные советы и наблюдения суть точные снимки с периода правления Соломона, множества чиновников и правителей, жадных и несправедливых, народного недовольства ими и царем, – и отражают желание Соломона убедить народ оставаться верным ему и его роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Отцы Церкви изъясняли эту книгу и находили, в согласие ее наименованию, содержание и учение ее по преимуществу церковным – " εκκλησιαστικ (свт. Григорий Нисский . Толк. на книгу Екклезиаст; свт. И. Златоуст. Слово на Евтропия). В Синопсисе св. Афанасия указывается здесь приглашение искать вечной жизни и бессмертия: «Екклезиастом именуется Соломон, потому что он сам проповедовал народу то, что приял от Св. Духа». С этой точки зрения в Синопсисе обозреваются выдающиеся места книги и богодухновенное ее учение. – Точно также позднейшие лютеранские глумления над этой книгой не могли поколебать канонического авторитета ее, и она остается непременной частью канона, принятой как католическою церковью, так и протестантскими общинами. Частные же мнения христианских ученых всегда своевременно разбирались и основательно в западной апологетической литературе опровергались. В частности, в ответ на мнимый эпикуреизм, скептицизм и материализм книги Екклезиаст, достаточно указать на следующие места: «веселись, юноша, в юности твоей… только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд… и помни Создателя своего в юности твоей… И возвратится персть в землю, чем она была, а дух возвратится к Богу, Который дал его… Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд и все тайное, хорошо ли оно или худо» ( Еккл.11:9; 12:1, 7, 13–14 ). Несомненно, что все приведенные заключительные суждения Екклезиаста способны навсегда освободить от всяких прошедших и будущих обвинений писателя ее в эпикуреизме и скептицизме и придать ей истинно церковный канонический характер. Такое же сказание, со слов Аристея, о происхождении перевода LXX находится у Филона, с добавлением, что переводчики на острове Фаросе при составлении перевода были вдохновляемы Богом, пророчествовали, переводили порознь все книги и, несмотря на разобщенность, составили вполне тождественный и точный с подлинника перевод, возбуждающий общее удивление и веру в богодухновенность его, и поэтому на острове Фаросе бывает ежегодное празднество иудеев и даже не иудеев, причем «чествуется место, на котором воссиял свет перевода» (De vita Moysis.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Это надписание, хотя непосредственно и не содержит имени Соломона, но несомненно указывает на последнего, потому что из детей Давида только один Соломон был царем в Иерусалиме, б) Это надписание, затем, несколько раз в более сокращенной форме повторяется и подтверждает принадлежность всей книги, а не отдельной лишь какой-либо ее части, тому же Екклезиасту-Соломону. Все мудрствование Екклезиаста излагается от лица самого мудреца, как его собственная речь и выводы из его многообразных личных наблюдений, часто как тяжелые и жизненные его собственные опыты (1:13–14:16–17; 2 гл.; 3:10; 4:1, 4, 7; 6:1; 7:16; 8:15; 10:6–7). Но этот опытный мудрец называет себя несколько раз, как и в надписании, Екклезиастом, царем израильским в Иерусалиме (1:2, 12, 16; 7:27; 12:8–10), следовательно лицом вполне тождественным с упоминаемым в надписании, т. е. Соломоном, в) В эпилоге книги (12:9–14) даются следующие сведения о не раз уже упомянутом том же Екклезиасте, как писателе книги: «кроме того, что Екклезиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он все испытывал, исследовал и составил много притчей, слова истины записаны им верно» (12:9–10). Если сопоставить это свидетельство об Екклезиасте, ранее дважды названном царем израильским (1:1, 12), с описанием Соломона в 3 книге Царств: «и дал Бог Соломону мудрость, и весьма великий разум и обширный ум… и была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Изрек он три тысячи притчей и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона» ( 3Цар.4:29–34 ), – то не усумнимся отождествить «мудрейшего, писавшего притчи, все узнавшего» царя Екклезиаста с Соломоном. Тождество здесь несомненное, хотя и без имени Соломона. г) Царское достоинство Екклезиаста, и именно тождество его с Соломоном, очень ясно видно во второй главе. На первое указывает, например, следующее выражение: «у всех бывших прежде меня в Иерусалиме» (2:7, 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В древнее время Израиль был равнодушен к загробной судьбе индивидуума; его религиозные надежды ограничивались земною судьбой народа. Смерть была границею еврейской веры: за гробом – шеол, область сна и забвения, где уже не прославляется имя Божие, где нет упования на Него, где нет даже памятования о Нем. 3764 Бог для Израиля был «Богом живых, а не мертвых». Этою безотрадностью шеола древний Израиль не смущался. Но когда закон создал режим юридической праведности, тогда внимание иудея приковывалось к индивидуальной судьбе, так как воздаяние за праведность должно иметь индивидуальную ценность. Опыт свидетельствует, что в этой жизни не бывает полного воздаяния и даже праведники невинно страдают в то время, как грешники незаслуженно благоденствуют. При столкновении такого религиозного опыта с номистическим мiponohuмahueм древние представления о шеоле могли оказать отрицательное действие на нравственную энергию. Яркие следы этого мы встречаем в книгах Екклезиаста и Иисуса с. Сирахова. Екклезиаст наблюдает, что «участь сынов человеческих и участь скотов – одинаковая участь: все произошло из праха и все обратится в прах», и отсюда делает вывод, что «нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими». 3765 К тому же выводу приходит и сын Сирахов, который советует каждому: «не лишай себя доброго дня, и участие в добром наслаждении (μερς πιθυμας γαθς) да не минует тебя. Давай, и принимай, и утешай душу твою, так как в аде нельзя найти утех». 3766 В этом случае для веры оставался один исход – переступить порог смерти. Гроб не может служить границею божественного владычества: шеол так же —520— находится во власти Бога, как и земная жизнь. Праведники, страдающие в этой жизни, и грешники, здесь благоденствующие, найдут полное воздаяние за гробом. Книга «Премудрости Соломоновой» в первых главах полемизирует против воззрения и выводов Екклезиаста и развивает иные взгляды. В глазах неразумных исход праведных кажется гибелью и отшествие от нас – уничтожением; на самом деле души праведных в руке Божией и надежда их полна бессмертия ( λπς ατν θανασας πλρης).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но что же это за время, когда неплодная родит? По моему мнению, это время, о котором говорит пророк Исаия: «Во время благоприятное я услышал тебя и в день спасения я помог тебе» ( Ис.49:8 ), каковое предсказание и апостол Павел относит ко времени Иисуса Христа и говорит: «Вот ныне время благоприятное, вот ныне день спасения» ( 2Kop. VI, 21 ). По моему мнению в этом же смысле объясняется и то таинственное изречение, которое находится у Екклезиаста: «Время рождаться и время умирать» ( Еккл.3:2 ), т. е. в то время, как из бесплодной был рожден народ язычников, синагога потеряла детей своих. Но это может быть понято и иначе. Господь оставит храм и Иерусалим, и Иудеев до того времени, когда Дева родит; и после того как Она родит и рожденный Отрок примет добычу Самарии и силу Дамаска по умерщвлении иудеев, остатки Израиля спасутся. И братья Христа, т. е. апостолы, обратятся к вере пророков и патриархов, которые провозвестили грядущего Христа, и исполнится пророчество псалма: «Вместо отцов твоих родились у тебя дети» ( Пс.44:17 ) и следующ. за тем слова. Мих.5:4 .  И Он будет стоять и будет пасти в силе Господа и в величии Господа Бога своего; и они обратятся, потому что ныне возвеличится Он до пределов земли. LXX: И Он станет и увидит и будет пасти стадо свое в силе Господа и во славе имени Господа Бога своего, потому что ныне возвеличится Он до пределов земли. После того как Солнце правды взойдет с высоты небес и дойдет до пределов их и рождающая родит, и остатки братьев его будут обращены к сынам Израиля, Господь, ходивший прежде и не остановивший хождения Своего с теми, которые были положены на пути, остановится и будет пасти их в силе Господа, так что они будут иметь возможность говорить: «Господь пасет меня, и ни в чем у меня не будет недостатка; на месте обильного пастбища Он поселил меня, и над водами насыщения он воспитал меня: душу мою он обратил». ( Пс.22:1,2 ). А пасет он их не только в силе Господа и во славе имени Господа Бога своего, когда говорит Отцу: «Отче Святый, сохрани их во имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мих.5:6 .  И возбудим мы против него семь пастырей и восемь знатных мужей, и будут пасти они землю Асура мечем и, землю Нимрода копьями ее и Он избавит от Асура, когда тот придет в землю нашу и перейдет чрез пределы наши. LXX: И восстанут против него семь пастырей и восемь язв человеческих и будут они пасти Асура мечем и землю Нимврода ямою Его, и Он освободит от Асура, когда [тот] придет на землю вашу и когда взойдет в страну вашу. Там где мы употребили «знатных мужей», а в Еврейском написано: nesiche adam, Симмах перевел из «людей Помазанников», Феодотион и Пятое издание перевели: «глав людей», Акила – важных, или «людей высокопоставленных», т. е. χαφεσταμνους. С другой стороны в том месте, где я и Акила переводим: «копьями ее», при чем подразумевается земли Нимрода, Феодотион переводит: «во вратах их», Пятое издание: ν παραξφησιν ατν, что мы можем перевести: «в кинжалах их»; а в Еврейском стоит: baphethee. Итак, мир наступит тогда, когда остатки братьев Христовых будут обращены к сынам Израиля, и [когда] придет Ассириянин на землю нашу и с помощью от Господа мы быстро сокрушим под ногами нашими того, который пожелал попирать жилище наше. Ибо сам Господь говорит: «Мы поднимем против него семь пастырей и восемь знатных мужей, или язв человеческих». А возбудим Мы, – Я, Сын Мой и Дух Святый, что согласно со сказанным в книге Бытия: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» ( Быт.1:26 ), и в начале [книги] Авдия пророка: «Встаньте и поднимемся против него войною» ( Авд.1:1 ). Семь пастырей по моему мнению суть все патриархи и пророки, и святые мужи, которые поработали седмице, т. е. Ветхому Завету (Insmrumenmo). А восемь язв человеческих, или восемь знатных мужей, или, как перевел Симмах, «восемь помазанников» – это все святые Нового Завета, которые, начиная с апостолов до настоящего времени, уязвляли Ассириянина и терзали его зубами своими. Поэтому и у Екклезиаста дается наставление: «Дадим часть семи, и часть – восьми» ( Еккл.11:2 ). И в храме видения Иезекииля, – что обозначает Церковь , и небесный Иерусалим, – возвышается семь и восемь ступеней ( Иез.40:22,26,31,34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010