Если бы благой по существу своему Бог перестал творить добро, то в то же самое время Он перестал бы быть и Богом; но даже и говорить о сем неприлично. Он почил, что же это значит? Означается сим повеление Божие, чтобы раз установленный порядок оставался ненарушимым во все продолжение веков и чтобы все творение, выведено будучи из прежних своих беспорядочности и неустроенности, отдыхало от них. В различные дни происшедши из ничего, все сотворенное пришло между собою в удивительную гармонию. Проистекши все из одной и той же мысли, существа сотворенные однако же были неодинаковы по почетности, а именно ранее происшедшие были ниже позднейших. Происхождение каждого из них и не было бы отделено от происхождения других видов бытия и каждому из них голосом Всевышнего не было бы указано происхождение особое, если бы творение произошло массами; тогда так и сказано было бы о нем. Но нужно было говорить о творении в известном порядке. Вот почему священный историк говорит сначала о сотворении одного, потом о сотворении другого, хотя властью Всевышнего вся совокупность существ извлечена была из одной и той же субстанции. Воля Божия, сколько я понимать могу, в своей тождественности самой себе, едина. Да каким образом творение и совершилось бы во времени, когда и само-то оно современно творению? Но вот и весь мир существ одушевленных, равно как и природы органической вращается около числа семи. Существует семь первородных Ангелов, которые состоят князьями над всеми остальными и облечены величайшим влиянием и полномочиями. По мнению астрономов земля управляется семью блуждающими планетами, влиянию которых халдеи приписывают все случающееся с нами смертными в сей жизни и чрез наблюдение которых они гадают о будущем. Число неподвижных Плеяд состоит из семи звезд. Обе Медведицы состоят тоже из седмеричного числа звезд, коими определяются в своих делах земледельцы и мореплаватели. Луна также меняет свой вид каждые семь дней. Она бывает двурогим серпом в первую неделю, полною в конце второй, снова становится серпом в третью, в течение ее убывая; совершенно исчезает она в четвертую.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

3) Надписи и подписи в новозаветных книгах Наконец, относительно надписей (inscriptions) в начале и подписей (sub-scriptiones) в конце новозаветных книг должно сказать, что и они не произошли от самих св. писателей. По отношению к первым это доказывается: во-1-х, из того, они в различных рукописях различны; 21 во-2-х, из того, что некоторые из них и не могли произойти от самих св. писателей, как напр., η πρς Κορνος επιστολη πρωτη, Ιωννου επιστολη πρτη , и наконец, в 3-х из свидетельств древних отцов. 22 Только наименование εαϒϒλιον могло произойти от самих авторов Евангелий. 23 Приписки в конце книги содержат в себе различные исторические указания об обстоятельствах происхождения книг, как, напр., времени и месте их написания. Что эти указания основаны на предании, или на соображениях и предположениях позднейших переписчиков или читателей, это видно не только из различия приписок в различных рукописях, но и из того, что некоторые из них содержат в себе неверные указания. 24 2. История новозаветного текста по отношению к содержанию св. книги 1) Происхождение разночтений в раннее время и причины его Изменения, касающиеся внутренней стороны новозаветного текста, привзошли в него очень рано; их замечали уже Климент Александрийский и еще более Ориген . Происходили они большею частью вследствие трудности и неудобств списывания сплошного письма. При этом прежде всего очень часто должны были происходить, особенно у неопытных переписчиков, ошибки зрения: смешение букв, 25 перестановка слов 26 , выпуск или повторение слов и предложений подобозначащих. 27 Когда же переписчик писал со слов диктующего, то могли происходить, особенно при неотчетливом выговоре, ошибки слуха. 28 В том и другом случае могли происходить еще ошибки памяти: перестановка слов, 29 смешение слов синонимических. 30 Точно так же в том и другом случае могли происходить ошибки понимания: неправильное словоразделение, 31 неправильное чтение сокращений, 32 принятие в тексте заметок на полях. 33 . Но, кроме этих ошибок, очевидно ненамеренных, изменяли тексты иногда и намеренно, когда, напр., стремились исправить, 34 украсить 35 и прояснить 36 речь, или когда хотели устранить встречавшиеся в новозаветных книгах историчесике, 37 географические 38 и догматические 39 трудности, и, наконец, когда приспособляли текст к употреблению его при богослужениях, в каковом случае чрез поставление собственных имен в начале перикоп, чрез опущение частиц и т.д. думали придать большую ясность и отдельность перикопам и сгладили в них отношение к предшествующему и последующему, 40 а равно чрез некоторые прибавления к тексту содействовать назиданию читателей. 41

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал. Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят. Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»: «Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность. Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе… Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых. …Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-tak-nazyv...

Слово Святішого Патріарха Кирила після Літургії в храмі на Ігуменському цвинтарі Спасо-Преображенського Валаамського монастиря 9 липня 2010 р. 14:34 9 липня 2010 року Святіший Патріарх Московський і всієї Русі Кирил звершив Божественну літургію у храмі Всіх преподобних отців, у пості і подвигу просяявших, на Ігуменському цвинтарі Спасо-Преображенського Валаамського ставропігійного чоловічого монастиря. Після богослужіння Святіший Владика звернувся до присутніх із Першосвятительським словом. Радію можливості після довгих років знову звершити богослужіння у цьому храмі, благоліпному, намоленому, що передає красу нашої традиції турботи про тих, хто спочив, — у храмі, який ніби несе в собі літопис цієї святої обителі. Пригадую своє перше тут богослужіння, коли на тому самому місці, на якому я зараз стою, вікопам " ятний владика митрополит Никодим звершив — на дощечці, як я вже згадував, — першу після розорення святої обителі Літургію. Пригадую, як тоді, в непогожий, дощовий, холодний день, наприкінці Літургії раптом засяяло сонце і яскравий сонячний промінь пронизав цей напівзруйнований храм. І усі присутні, а присутніми були на цій службі лише три людини: сам митрополит, що звершав Євхаристію, і два його іподиякони — архімандрит Климент (Толстихін), що вже відійшов до Господа, і я, многогрішний, — побачили в цьому Божественному свідченні знамення надії. Так воно й сталося — велика повчальна для всіх нас історія. Бог осміяний бути не може (див. Гал. 6, 7). Це не означає, що Він водить людину за руку, що Він управляє людиною, як маріонеткою, — Він дає їй, в силу свободи, можливість чинити так, як вона вважає за потрібне. Але існує межа, через яку не може переступити ані Сам Бог, який створив людину вільною, ані тим більше твар. Існує непорушна основа буття — вона у Самому Богові. Бог є Любов і є Добро. Іноді невіруючі софісти, бажаючи поставити віруючу людину в незручне становище, запитують: а чи може всемогутній Бог вчинити зло, адже Він всемогутній? Відповідь є однозначною: не може, тому що такою є природа Божества. І коли люди, спираючись на свою свободу, вчиняють зло, Господь їх не стримує, якщо тільки людина не супроводжує це зло покаянням. Але ніколи не дано людям переступити певну межу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1215602...

— Я вовсе не призываю проблему «замалчивать». Если проблема чтения есть, ее логично обсуждать в первую очередь в кругу специалистов: библиотекарей, педагогов, издателей, писателей, других специалистов в области филологии. Обсуждение это должно носить конструктивный характер, а не оставлять после себя общее гнетущее впечатление в отсутствие всякой конкретики. Необходимо делиться опытом, предлагать конкретные шаги, анализировать результаты, вырабатывать действенные пути решения проблемы. Считаю принципиально важным собирать положительный опыт. У нас много хороших библиотекарей, которые могут любому читателю открыть увлекательный мир книги. Они чутко реагируют на запросы читателей, стараются помочь им найти в библиотеке именно те книги, к которым они проявляют интерес. У нас много хороших педагогов, которые ведут за собой учащихся в сокровищницу литературы и взращивают юных читателей на самых лучших образцах словесности. У нас много хороших семей — и это главное, потому что именно семья больше всего влияет на человека! В них читают взрослые и дети, собирают прекрасные библиотеки и ценят книги. Как важно доносить этот разнообразный и крайне полезный опыт до огромных читательских и зрительских аудиторий! — Создается впечатление, что все, о чем мы с Вами сейчас говорим, основано на Вашем жизненном опыте… — Так и есть. Но я еще делюсь опытом, который мы приобрели во время проведения выставок-ярмарок «Радость Слова». К тому же я делюсь опытом знакомых мне людей: родителей, преподавателей, библиотекарей, которые могут научить детей и подростков любить чтение и ценить книги. На мой взгляд, бесконечные сетования и разговоры (особенно те, которые адресованы большой аудитории) на тему: «люди стали меньше читать, молодежь почти не читает, книги уже не ценятся и т.п.», — пользы никому никакой не приносят. Акцентирование внимания на негативе вообще вряд ли кого-то на что-то вдохновит. Кроме того, подростки, юноши, сколько бы они ни твердили, что они «особенные», «не похожие на остальных», на самом деле в значительной мере стараются как раз быть «как все». А если они постоянно слышат, что «люди перестают читать, а молодежь — уже практически не читает», то значительная их часть постарается и здесь быть «как все». Если «никто не читает», то и им вроде бы незачем…

http://patriarchia.ru/db/text/4683381.ht...

столкнулся с тяжелым финансовым положением Папского государства, в связи с чем был вынужден ввести новые налоги, а также ликвидировать нек-рые налоговые привилегии (напр., в Болонье), однако это не привело к стабилизации бюджета. Папа придерживался протекционистской политики, в рамках к-рой поощрялся экспорт товаров из Папского гос-ва. В сент. 1760 г. К. установил налоговые льготы для товаров, привозимых греч., тур. и еврейскими торговцами в Анкону, что способствовало развитию торговой конкуренции с Венецией и др. итал. гос-вами. В февр. 1765 г. папа утвердил новые упрощенные уставы для некоторых ремесленных и торговых корпораций Папского государства. Несмотря на финансовые сложности, папа уделял внимание украшению Рима. В 1762 г. под рук. архитекторов П. Браччи и Дж. П. Панини был перестроен фонтан Треви, из папской казны финансировались работы по созданию отдельных элементов фасадов базилики св. Петра и базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, а также по перестройке Квиринальского дворца и папской летней резиденции Кастель-Гандольфо . В 1763 г. закончено строительство виллы Альбани, где был размещен музей памятников античности. В 1767 г. музей античных ваз и монет был организован в Ватикане. Внимание к памятникам древности во многом было заслугой одного из основоположников археологии И. И. Винкельмана , к-рого в 1763 г. К. назначил папским комиссаром по античному наследию. В то же время папа распорядился прикрыть наготу античных скульптур на вилле Альбани и в Ватикане, а также поручил худож. С. Поцци закрасить обнаженные тела на фресках Сикстинской капеллы. По распоряжению К. в фонды Ватиканской библиотеки была включена большая коллекция вост. манускриптов, принадлежавшая бывш. хранителю б-ки, знатоку араб. и сир. языков И. С. Ассемани . Также был ужесточен режим пользования б-кой, значительно усложнивший работу в ней, особенно для иностранных исследователей (действовал до кон. XIX в.). Первым из европ. государств, начавшим кампанию против иезуитов, стала Португалия: премьер-министр С.

http://pravenc.ru/text/1841405.html

Дети, осознаваемые как дар, совершенно естественно обязывают родителей перед лицом дарующего Бога заботливо и ответственно относиться к ним. В Новом Завете мы встречаем ряд общих предписаний, говорящих об основах христианского воспитания; одни из них обращены к родителям (Еф. 6, 4), другие — к подрастающему поколению (Кол. 3, 20). Однако все они подчеркивают тесную взаимосвязь родителей и детей друг с другом в воспитательном процессе, поскольку конечной его целью является приближение к Богу и тех, и других. Идеалы христианской этики были очень высоки, поэтому высокие требования предъявлялись и к процессу воспитания. Мы будем напрасно искать в древнехристианских текстах «учебник христианской педагогики», однако об отдельных ее аспектах говорят многие авторы. Так, святой Климент Римский обращается к родителям-христианам с наставлением: «Дети ваши пусть получают воспитание христианина; пусть научаются, как сильно пред Богом смирение, что значит пред Богом чистая любовь, как прекрасен и велик страх Божий и спасителен для всех свято ходящих в нем с чистым умом». Осознавая большую опасность пустого времяпрепровождения и связанные с этим искушения, «Апостольские Постановления» предписывают: «А вы, отцы, учите детей своих в Господе, воспитывая их в учении и наставлении Божием, и обучайте их потребным и согласным со словом Божиим мастерствам, чтобы при удобном случае не предались они веселью роскоши и, оставшись не наказанными от родителей и преж?де времени получив свободу, не удалились от добра… Посему, кто перестает убеждать и вразумлять сына своего, тот ненавидит собственное дитя». В этом же тексте говорится о чрезвычайной важности окружения подростка, которое зачастую сильнее определяло его путь, чем педагогические усилия родителей: «Не попускайте им сходиться со сверстниками для пирования, ибо чрез это они уклонятся в бесчиние и впадут в блуд, и если подвергнутся этому по нерадению родителей, то в гибели душ их будут виновны родители. Ибо если они сойдутся с необуздываемыми, по беспечности родителей, то не одни согрешившие дети наказаны будут, но и родители их осуждены будут за них». Не менее грозно об ответственности родителей за неправильное воспитание детей говорит «Пастырь» Ерма (II bek), где автор в видении слышит обличительные слова от Бога: «Впрочем, не ради тебя гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие перед Господом и своими родителями. И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но позволил им сильно развратиться… Ты только не колеблись, но будь благодушен и укрепляй свое семейство. Как кузнец, усердно работая молотом, совершает свой труд, так и праведное слово, ежедневно внушаемое, победит всякое зло». Тем самым слово увещания остается последним воспитательным средством христианских родителей, которые и в случае «педагогического кораблекрушения» не должны отчаиваться и опускать руки. Трудности перевода

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/7/60...

(6,1) В своей книге «О Справедливости» он говорит так: «Справедливость Бога это общность и равноправие (δικαιοσνην του θεο κοινωναν τιν εναι με στητος). Как небо покрывает равномерно всю землю и все звезды ночью видны одинаково, так и Бог, подобно солнцу, которое является источником дня и отцом света, 487 освещает всех, кого он видит, в равной мере. А видит он всех одинаково, не различая между богатым и бедным, простолюдином и правителем, глупцом и разумным, женщиной и мужчиной, свободным и рабом. (2) Не исключает он и бессловесных животных, проливая (свет) в равной мере на всех тварей, не важно, злых или добрых, и таким образом устанавливает справедливость, поскольку никто не может иметь больше света, чем другие, или же утащить свет у своего соседа, чтобы у него было в два раза «светлее». (3) Как солнце способствует произрастанию пищи для всего живого, так и общая справедливость не обделяет никого. Все участвуют в равной мере в его справедливом разделении. Отдельному быку достается то же, что и всему их роду, отдельной свинье все, что положено свиньям, а отдельной овце – все, что причитается всему их роду, и так далее. (4) Итак, справедливость – это общность [всего]. Семена всех растений, согласно их родам, равномерно рассеваются по земле и являются общей пищей для всех травоядных животных. Все это не подчиняется никакому закону, дано всем в равной мере и кружится в складном танце (χορηγα συμφνων), под управлением того, кто все это произвел. (7,1) Закон природе не писан (ουδ τα της γενσεως νμον 488 ), иначе бы его уже написали 489 . Но нет, они осеменяют и рождают кто как пожелает, поскольку [чувство] равноправия заложено в них самой справедливостью. Создатель всего и Отец, руководствуясь принципом справедливости, дал каждому по «глазу», чтобы смотреть, не различая между женским и мужским или разумным и неразумным. Он не внес никаких различий, но взирает на всех в равной мере и одинаково, заботясь, чтобы все имели равную долю. (2) Закон же, – говорит он далее, – будучи не в силах пресечь людское неразумие, сам способствует беззаконию. Частная собственность ( διτης), поддерживаемая законом, рушит божественный закон о равенстве в самом основании». Очевидно, он превратно понял слова апостола: «Через закон познаю я грех» ( Рим. 7:7 ). (3) Он полагает, что различие между «моим» и «твоим» произошло благодаря закону, так что плоды земли, вещи и жены перестали быть общими. «Общими он создал виноградники, не запрещая пользоваться ими ни воробьям, ни ворам. То же относится и к зерну, и к другим плодам. Именно это искажение принципа общности всего и утверждение частной собственности привело к идее воровства плодов и животных» 490 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

В России необходимо построить систему воспитания и обучения на принципах нравственного просвещения, создать школу, которая станет центром воспитания просвещённой нравственной нации и вернёт себе позиции лучшей интеллектуальной школы мира. Пора перестать трактовать знание как товар, а образование как услугу. Природа потребления не просто отлична от природы образования, но отчасти даже противоположна ей. Сегодня же школьное образование несет явно выраженную экономическую направленность, в то время, как представления о нравственности, духовном возрастании, культуре нашей страны вытеснено из школьной программы на задний план. Как будто нам нужны только бизнесмены, но ведь для России еще нужны и писатели, и поэты, и композиторы, и духовные лидеры. Школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребёнке гражданина Великой России, укоренённого в её истории, вере и культуре, воспитывать глубокое и всесторонне выверенное самосознание и самобытное мироощущение, верное понимание своего нынешнего положения и исторического предназначения. Еще хотел бы обратить внимание на необходимость созидания определенных благоприятных условий для осуществления религиозными организациями социального служения. Статья 18 Закона о свободе совести утверждает что «Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий». Однако на практике осуществление этой законодательной нормы сталкивается с множеством трудностей и реально не воплощается в жизнь. Очевидно, что сегодня вопрос необходимости усовершенствования законодательства о благотворительности является принципиально важным для дальнейшего успешного сотрудничества церковных и государственных институтов на ниве социального служения. Кроме того, необходимо выработать комплекс эффективных действенных механизмов, дающих религиозным объединениям реальную возможность пользоваться указанными выше правами. Хотелось бы заметить, что в странах Западной Европы, в частности в Германии, многие социальные проекты, осуществляемые Церковью, имеют государственный источник финансирования. Это не смущает никого, потому, что средства идут на помощь наименее защищенным в социальном плане гражданам.

http://patriarchia.ru/db/text/170620.htm...

  Л. 413 об.   учеников входившими в моду так называемыми «сокольскими» упражнениями. Уроки гимнастики прекратились с началом мировой войны. В своем месте мне не пришлось поместить несколько писем М. З. Зиорова. Так как эти письма представляют некоторый интерес для характеристики М[ихаила] З[ахарови]ча и его деятельности, то я считаю нелишним воспроизвести их на страницах настоящих воспоминаний. От 15 марта 1886 г[ода] М[ихаил] З[ахарови]ч писал мне из Могилева: «Пожалуйста, не смущайтесь; только пишите чаще! Право, я не сержусь! Вот только досадно: зачем целую страничку послал незаписанной? В другой раз чтобы этого не было, а то буду сердиться. Спасибо за сообщенные новости! Итак, у вас в скором времени имеют совершиться большие события! Если это правда, что М. Н. поехал в Питер, то нет ничего удивительного, что при настоящей перестановке заденут и вашего Израиля. Очень рад, что новый инспектор добрый человек,   Вологодский губернатор. Иеромонах Климент.   Л. 414   но очень жаль, если он своей излишней добротой посодействует распущенности семинаристов. Мне стоило немало труда и забот, чтобы привести их хоть сколько-нибудь в границы умеренности, к сожалению, меня не хотели понять те, кому паче всех следовало разуметь. Здесь я действую несколько строже , нежели в Вологде. Слава Богу, мои меры начинают оказывать должное воздействие: во-первых, перестали уходить на ночь из корпуса, во-вторых, стали соблюдать большой порядок и благопристойность… Было сперва стали брыкать , да понемногу успокоились. У меня здесь заведены те же порядки, что и в Вологде, т. е. дежурство помощников инспектора и надзирателей, те же вечерние учебные часы, те же журналы по поведению и проч[ее]. Долго эти порядки не прививались; наконец, слава Богу, все стало входить в норму. Беда мне с моими помощниками и надзирателями: их четыре у меня, а дела больше, чем с вами тремя, народ все амбициозный, хочет делать по-своему , а не по-моему, а то и совсем ничего не делать . Судите сами: квартирный дежурный в целый день, случается, ни одной квартиры не посетит или же посетит одну-две. Везде все сам! Часто вспоминаю и всех вас, особенно аккуратность Арк[адия] Дос[ифеевича]!

http://bogoslov.ru/article/6191927

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010