Князь расспрашивал их о их жизни. Они рассказали ему о себе с начала до конца. Князь, выслушав все, сердечно благодарил Бога, пославшего таких служителей, столько нужных для Болгарии, подавшего учителей и насадителей веры не каких-либо обыкновенных, а исповедников и мучеников. Давши им одежды, приличные священным лицам, для помещения их назначил покои лучшие и велел доставлять все нужное содержание. Сам он пожелал беседовать с ними каждый день, слушал древние истории и сказания о житии святых и устами их перечитывал то, что находится в писаниях». Те, которые при дворе его отличались знатностью и богатством, приходили к святым, как ученики к учителям, и спрашивали о нужном для спасения души и, принимая из этих источников, передавали домашним духовную воду. Каждый просил их побывать у него в доме, считая посещение учителей за освящение, веруя, что где бывают телом эти три учителя, там – Сам Господь. Святые уклонялись многолюдства. Не иначе посещали они дома, как по указанию и дозволению князя. Так один из болгаров, сановник по имени Ехач, просил князя дозволить принять в своем доме Наума и блаженного Климента и, когда дозволил князь, принял учителей с искреннею радостью и со всем почетом. И у Чеслава освящается жилище водворением Ангелярия; князь ему оказал милость дозволением принять учителя, но недолго пришлось Чеславу наслаждаться присутствием блаженного: Ангелярий, пожив у него некоторое время, безмятежно предал дух свой в руки Ангелов». Климент и Наум жили у Ехача в полном почете; но они доставляли ему более дорогие дары, сея духовное, а пожиная вещественное 152 . «Князь Борис, – повествует древний биограф, – так как не переставал всячески заботиться о том, как бы священным мужам доставить всякий случай к исполнению дела Божия, по вразумлению Божию, отделяет от Котокия Кутмичивицу и поставляет над нею начальником Довету; Довете же дает блаженного Климента, или лучше Довету поручает Клименту. Климент посылается учителем Кутмичивицы, и по всей стороне жителям отдавались приказания, чтобы этого святого принимать с усердием и доставлять ему все в изобилии… Сам Борис предоставил блаженному Клименту три дворца в Деболе и кроме того около Охриды и Главеницы подарил ему места для отдохновения».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Борясь с чревоугодием, особенно надо быть внимательным к себе, когда нас приглашают на званые обеды, на угощения (пиршества) по случаю семейного или общественного торжества и др. Касаясь посещения христианами такого рода «пиршеств» и поведения за столом, св. Климент Александрийский (III в.) в книге «Педагог» разъясняет, что в участии в них нет ничего предосудительного, если имеется в виду добрая цель, ибо «для любви и по любви входятся на пиршества; цель их – укрепление взаимных добрых отношений между людьми и взаимного расположения друг к другу; и пища, и питье предлагаются любовью» 437 . Угощений же, которые не имеют такой доброй цели, а корыстные побуждения или для чревоугодия и попойки, – таких угощений христианину надо всячески избегать. К прискорбию, и большие праздники, и радость, и горе русский человек встречает и проводит в разгуле, объядении и пьянстве. Почти всегда чревоугодие христианские праздники и дни всеобщего веселия поставляет как будто в законное извинение себе. «Иудей радуется субботе и празднику, – описывает преп. Иоанн Лествичник , – а христианин чревоугодник – субботе и дню воскресному; время веселия и утешения пищей для целомудренного и воздержного подвижника – время борьбы с чревоугодием, рабу же страсти – праздников праздник и торжество из торжеств». Кто часто устраивает пиры, указывает преп. Исаак Сирин , и кто любит часто ходить на пиры, тот работник блудного демона, т. е. исполнитель блудной похоти 438 . Христианину надо иметь в виду, что на всякого рода пиршествах, организуемых даже в целях дружества, предлежит ему много искушений к проявлению невоздержания в пище и питье, особенно если его борет страсть чревоугодия. Будучи в гостях «не смотри и не бросайся с жадностью на кушанья» и не пей без разума вина, наставляет христиан св. Климент. Во всем своем поведений за столом показывай скромность и воздержание. Еще с глубокой древности премудрый Сирах поучал такими словами о благоповедении на пиршествах. «Ешь, – говорит премудрый, – как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя; переставай есть первый из вежливости и не будь алчен (жаден), чтобы не послужить соблазном; и если ты сядешь посреди многих, то не протягивай руки своей прежде них» ( Сир.31:18–20 ). «Скромность требует, чтобы и в пище, и в питие брать (на пиршествах) меньше и позднее, не спеша – как вначале, так и в средине при перемене кушаний» 439 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Судя по всему, Климент был профессиональным наставником. Следуя евангельской заповеди, он никогда не называет себя учителем, зарезервировав это слово исключительно для небесного наставника, однако его последователи именуют его так. Бывшей ученик Климента, епископ иерусалимский Александр, называет его presbu/thj 8 . Примечательно, что этот титул отражает типично египетскую традицию 9 , согласно которой «старец» не обязательно означает преклонный возраст, но служит указанием на особое уважение, славу «первого среди равных», заслуженную знанием и праведной жизнью. Именно такую роль отводит Климент истинному гностику в Строматах. Следует заметить, что подобное независимое положение и духовный авторитет уже во времена Климента могли оказаться причиной конфликта с «официальным» епископом, надзирателем, выполняющим административную функцию, но зачастую претендующим на полноту власти 10 . Подлинный учитель, по представлениям Климента, должен уметь привить новое знание на древо чуждой ему культуры, сохранив его жизнеспособным и плодоносящим. Ученик может быть эллином или иудеем, но независимо от этого, учитель должен суметь использовать и направить в нужном направлении унаследованное им от его культуры, насадив таком образом новое, не разрушая старое. Далее это знание само найдет путь и разовьется. Иудейские пророки в Строматах говорят в один голос с эллинскими философами и поэтами. Бог – единственный творец всего прекрасного, поэтому важно что сказано, а не кем. Поэтому смешны те, которые пугаются науки и философии как дети маски. Просто нужно знать что приемлемо, а что – нет. И если все создано во благо, то почему человек должен отказывать себе в удовольствии его использовать. Однако, главное должно быть отделено от второстепенного, внутреннее от внешнего. Можно быть богатым и одновременно бедным, владеть благами и не владеть ими. Все внешнее может быть нейтральным, «присутствуя, отсутствовать.» Человек может быть свободен от него, что не значит безразличен к нему (подобно Богу, который, находясь в покое, не перестает творить благо). Подобная нейтральность способствует освобождению от того, что вредно, и приобретению того, что необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

270 Словом, в гностике мы должны видеть человека «отложившего, насколько возможно все человеческое». 271 Даже необходимые телесные потребности, он удовлетворяет лишь постольку, поскольку это нужно для поддержания жизни, чтобы «не дать причины разрушению». 272 Это совершенное отделение духа от тела и его страстей называется у Климента «разумной смертью », – которая есть и жертва, благоприемлемая Богом, и действительно истинное выражение богопочитания. 273 Но приписывая гностику такое полнейшее бесстрастие, Климент слышал естественное возражение: как гностик может, будучи живым человеком, не чувствовать гнева и смелости, если ему приходится переносить разные искушения и испытания в жизни? Как отнять у него благодушие: ведь он совсем подавлен будет горестью и весьма плохо покончит с жизнью? Наконец, всякая причастность к прекрасному предполагает предварительное желание прекрасного и стремление к нему. Как может быть бесстрастным тот, кто испытывает такое стремление? Кто так возражает, отвечает Климент, тот не знает, как кажется, божественной природы любви. Любовь не есть только стремление к любимому предмету, но и общение с ним в любящем сердце, поставляющее гностика выше места и времени. Чрез эту любовь он уже предвосхищает те блага, которые составляют предмет его надежды, и обладает ими. Поэтому он ни к чему и не стремится, владея, насколько возможно, предметом своих стремлений: поэтому же тот, кто гностически любит, находится в состоянии неизменного и бесстрастного тождества. 274 Таким образом, внутреннюю основу гностической апатии составляет любовь, которая на этой вершине человеческого совершенства тоже представляет не какое-либо временно испытываемое чувство, а свойство природы, постоянное и неотъемлемое, притом с мистическим оттенком. Это – постоянное внутреннее единение любящего сердца с объектом любви Богом. Оно ставит гностика в столь близкое общение с небесным миром, что он уже здесь живо испытывает обладание будущими благами, возвышаясь над границами места и времени. Будущее – чрез любовь для него уже настоящее, не предположение, – а достоверная истина. Он уже теперь предполучил обетование, потому что чрез любовь он соприкасается с будущим. 275 Чрез любовь гностик вкушает неисчерпаемую радость созерцания. Конечно, он сам находится еще в границах времени и места, но он переступает эти границы тою гностическою любовью, за которой и чрез которую следует получение обетованного наследия; – хотя и не полное: – последнее будет тогда, когда Мздовоздатель на деле утвердит то, что чрез любовь наперед предвосхитил гностик. 276

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Александрийская огласительная школа (κατηχητικ διδασκαλιον) впервые появляется из тумана неизвестности в 80-х годах II b. 228) Как уже упоминалось в предыдущей главе, школой в античности часто называли регулярное собрание учеников вокруг одного или нескольких авторитетных учителей. В этом смысле у стоического философа Эпиктета (ок. 50 – ок. 130) была школа в Никополисе Эпирском, у платоника Аммония Саккаса была школа в Александрии, подобно тому, как у Иустина Мученика была христианская школа в Риме. Зданием философской школы нередко служил частный дом, принадлежавший либо ее главе, либо одному из его влиятельных учеников. Например, древнегреческий философ Эпикур (342–270 до н.э.) приобрел дом в Афинах и нередко беседовал со своими учениками в располагавшемся около него саду. Плотин превратил частный дом некоей Гемины в пансионат для своих учеников 229) . Такое обучение было, как правило, платным, хотя в некоторых случаях плата была добровольным пожертвованием преданных и состоятельных учеников на содержание любимого учителя. Школу в смысле собрания учеников вокруг авторитетного учителя следует отличать от другого употребления слова “школа”, принятого в исторической литературе. Так, Александрийской школой часто называют определенную богословскую традицию, сформировавшуюся в Александрии и отличавшуюся от другой традиции, или “школы”, которая позднее утвердилась в Антиохии 230) . В этом смысле уместно говорить об Александрийской школе как о местной традиции толкования Священного Писания, которая не утратила своего влияния и после того, как огласительная школа перестала существовать. Хотя два различных значения слова “школа” в некоторых случаях указывают на один и тот же феномен, в этой главе слово “школа” будет употребляться в смысле собрания учеников вокруг учителя, а не в смысле богословской традиции. Первым учителем Александрийской огласительной школы был, по всей вероятности, Пантен. О том, существовала ли школа до Пантена и в каких отношениях она состояла с местными христианскими общинами, ничего определенного неизвестно 231) . Климент Александрийский , ученик Пантена, упоминает о том, как после долгих духовных скитаний он, наконец, обрел истинного учителя в лице Пантена, которого он образно называет “сицилийской пчелой”, сокрытой в Египте 232) . Можно заключить, что Пантен был родом из Сицилии. К тому времени, как Климент познакомился с ним, он уже преподавал в Александрии.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Интересно, что и в западном христианстве - аналогичная ситуация. И не только в средневековой аскетике. Весьма распространены суждения, созвучные словам такого, например, авторитетного теолога начала ХХ в. как кардинала Ньюмена. По его мнению, культура " не помогает нам стать угодными Создателю " , а потому на нее нельзя тратить ни времени, ни сил " . Даже такой " либеральный " христианский писатель, как Клайв Льюис не видит оснований для апологетики культуры и творчества. Возникает вопрос: что заставляет весьма разнородных по своим религиозным взглядам людей, по совершенно разным внутренним мотивам в различные эпохи придерживаться в той или иной степени " тертуллиановского " подхода к культуре? Среди многих причин, видимо, следует сказать об одной, представляющейся наиболее важной. Она заключается в представлении о месте земной человеческой жизни и деятельности в духовно-космологическом пространстве. Есть ли что-либо в земной жизни человека нравственно нейтральное? Какая-то " нейтральная полоса " на сакральной вертикали, идущей от высшего " надлунного " мира через мир земной в преисподнюю? Или абсолютно все, даже малейшие помыслы и неуловимые движения души, не говоря о действиях, - все имеет свою нравственную оценку, приближая или удаляя нас от Бога? Казалось бы, для каждого, кто хотя бы чуть-чуть пытался жить напряженной духовной жизнью, ответ очевиден - ничего нейтрального нет. Так что же, св. Климент Александрийский и его единомышленники не знали напряжения духовной жизни? Конечно же, знали, являя собой пример христианского подвижничества. Тогда в чем же дело? Следует признать, что в мире существует огромное количество вещей, которые действительно являются нравственно нейтральными. Например, такие естественные потребности человека как сон. Но в определенной ситуации они перестают быть нейтральными, как, например, сон апостолов в Гефсиманском саду. Или сон монаха на всенощном бдении. Даже столь сомнительная вещь. Как деньги и богатство, и те могут быть нравственной нейтральны, о чем и писал св. Климент Александрийский, указывая, что человеческая воля способна обратить их как в добро, так и во зло.

http://pravoslavie.ru/sobytia/chelovekko...

Епископ Ирпенский Климент: Покаяние должно сопровождать и информационную сторону нашей жизни Коммуникация должна быть настроена на позитив. 28 ноября, 2014 Коммуникация должна быть настроена на позитив. Комментарий к началу Рождественского поста главы Информационного отдела УПЦ епископа Ирпенского Климента. 1. Обратим внимание на качество информации — Когда заходит речь об  «информационном посте» , можно допускать какие-то аналогии, связанные с воздержанием в пище. Конечно, было бы очень хорошо всем нам в этот период поменьше потреблять разного рода информации. Однако если без нее по ряду причин прожить невозможно, то обратим внимание на ее  качество . В дни поста на первый план должен выйти нравственный аспект той информации, которую потребляет христианин с помощью СМИ. Информация формирует наши мысли. А как говорят афонские аскеты: «Каковы наши мысли, таковы и наши дела». Поэтому, накануне Рождества давайте постараемся не потреблять ту информацию, которая не сопоставима с христианской моралью. Тогда наши дела станут по-настоящему христианскими. 2. Покаяние должно сопровождать и информационную сторону нашей жизни Второй важный аспект. Если пост — это время покаяния, значит  покаяние должно сопровождать все стороны нашей жизни . В том числе — информационную сферу, поскольку она является очень важной частью жизни современного человека и современного общества. Как это может проявляться? А пусть в пост те, кто формирует информационное пространство, станут говорить не о чужих грехах, а о своих недостатках. Это может стать очень конструктивным фактором для дискуссий с помощью СМИ. Всем нам зачастую не хватает мудрости поискать причину всех бед в себе самом. В этом состоит начало покаяния. А вот голословные обвинения в адрес друг друга, к сожалению, порождают все новые и новые конфликты. Они еще больше разобщают наше и без того разобщенное общество. Мне кажется, покаяние, это то настроение, которое не является исключительно религиозным. В нем сегодня нуждается политика, экономика, наука. Когда человек перестанет искать причину всех проблем в ком-то, и заглянет себя, то увидит свою вину в том, что мир неидеален и несправедлив. Это может указать правильный выход из сложной ситуации, в которой мы все сегодня очутились. 3. Коммуникация должна быть настроена на позитив

http://pravmir.ru/episkop-irpenskiy-klim...

«Воды крещения являются печатью веры, но ее начало - в искреннем покаянии… Мы не омываемся, чтобы перестать грешить, но потому, что мы уже перестали». Об этом же в конце I в. говорит раннехристианский документ «Дидахи». Его первые шесть глав содержат учение о «двух путях»: пути жизни, заключающемся в совершении добрых дел и ведущем к Богу, и пути смерти, которым следуют грешники. В начале 7 главы мы читаем: «преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа…» Таким образом, крещение должно было совершаться только после научения тому, как должны жить христиане. Св. Иустин Философ († ок. 165 г.) в своей «Апологии», комментируя совершение крещения, пишет: «Когда многие убеждаются и веруют в истинность того, о чем мы говорим и учим, и пытаются жить согласно этому, мы учим их поститься и молиться Богу об оставлении их прошлых грехов; мы также молимся и постимся с ними. Затем их приводят к месту, где есть вода, и они возрождаются так же, как возродились и мы». Для того чтобы сделать это наставление более эффективным, некоторые ревностные христиане полностью посвящали себя делу катехизации и открывали специальные «школы» по образцу философских школ того времени. Часто это были личные инициативы: миряне активно участвовали в деле проповеди Евангелия, т. к. клирики в силу своих многочисленных обязанностей не всегда могли осуществлять эту деятельность в необходимой мере. Наиболее яркий пример такой школы - особое огласительное училище в Александрии, основанное Пантеном, после смерти которого руководство принял Климент Александрийский († ок. 215 г.). Здесь основной акцент делался на выражение сущности христианского благовестия на языке тогдашней греческой философии, о чем Климент пишет: «Учитель, излагающий основные догмы, должен быть хорошо образованным. Это образование помогает убедить слушателей, вызывает восхищение катехуменов и направляет их к Истине». Всерьез и надолго? Дошедшее до нас «Апостольское Предание» св. Ипполита Римского - памятник, возникший ок. 215 г., - наглядно показывает, как выглядел катехуменат в начале III в. Те, кто приводил желающих креститься в общину, первично ознакомив их с основами христианства (вероятно, через контакт в повседневной жизни), были своего рода «крестными родителями». Именно они становились посредниками между проявившими интерес к христианству и руководством общины - «учителями», которые встречали пришедших. Первый вопрос учителей был «о причине, вследствие которой они обращаются к вере». Далее происходило серьезное исследование семейного, общественного и профессионального положения кандидатов.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/21...

Над собравшимся в начале октября 1700 года конклавом уже витал призрак готовившейся войны за испанское наследство. Во время избрания папы умер испанский король Карл II, и война уже стала казаться неизбежной. Именно поэтому кардинал Албани только несколько дней раздумывал, принять или нет павший на него выбор. Заняв папский престол под именем Климента XI (1700-1721), он однозначно стал на сторону Людовика XIV. В 1700 году испанский трон заняли Бурбоны, и папа узаконил королем Филиппа V (1700-1746). Союзниками же Леопольда I в новой европейской войне, начавшейся в 1703 году, были Пруссия, Англия и Голландия. Папство не смогло держаться в стороне и от вооруженной борьбы. (Несмотря на то, что Климент XI в 1701 году скрепя сердце, но без борьбы уступил австрийцам Мантую.) Папа считал, что защитниками католических интересов в этой борьбе были скорее Бурбоны (французы и испанцы), и поэтому еще более решительно занял поддерживающую их позицию. Война снова прокатилась опустошительным вихрем по земле Италии. Император Иосиф I (1705-1711), а точнее, его полководец герцог Евгений Савойский выбил в 1706 году французов из Северной Италии. Императорские войска заняли принадлежавшие Церковному государству Парму и Пьяченцу. В 1707 году папа вынужден был разрешить передвижение через территорию Церковного государства австрийских войск, действовавших против испанского Неаполя, который вскоре и был ими захвачен. Осенью 1708 года Климент XI включился со своей армией в боевые действия с целью обеспечить вооруженным путем суверенитет Папского государства. Он был последним папой в истории, который участвовал в войне. Французы не оказали ему помощи, в результате чего австрийцы, нанеся тяжелое поражение папской армии, захватили значительную часть территории Папского государства; армия Климента была разоружена. В 1709 году папа вынужден был заключить мир и признать испанским королем ставленника Габсбургов - Карла III. Война за испанское наследство закончилась в 1713 году подписанием Утрехтского мира (затем в 1714 году - Раштаттского мира). Хотя она обеспечила Бурбонам испанский трон, в новой расстановке сил французская гегемония дала трещину. Ее место на континенте и в Италии заняла придунайская монархия Габсбургов. При заключении Утрехтского мира интересы папы были полностью проигнорированы. Папство перестало быть серьезным политическим фактором. Так, например, Сицилию, считавшуюся вассальной территорией папы, без согласия Рима передали Савойе. Австрия в 1713 году получила Ломбардию, Неаполь и Сардинию. (В 1720 году австрийцы выменяли Сардинию за Сицилию; таким образом, и Сардинское королевство родилось на свет помимо воли папы.) Тем самым положение в Италии изменилось коренным образом: на полтора столетия сложился перевес сил в пользу Австрии, с чем в первую очередь должны были считаться папы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441668/

Статья состоит из двух частей. В первой части оба богословия рассматриваются с новозаветных позиций. В части II приводится очерк возникновения и развития официального богословия. Литература указана в конце второй части. Итак, начинаем с хорошо известного всем верующим евангельского фрагмента. Эпизод с богатым юношей. Схема Климента Александрийского Этот эпизод настолько замечателен, что его поместили все три синоптика (Мф.19,16-30; Мк.10,17-31; Лк.18,18-30), изложив немого по-своему, но в целом согласно друг с другом/1/. Кульминация эпизода поражает своей пронзительностью – когда Христос предложил юноше « пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19,21), то тот « отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф.19,22). Сила соблазна собственности оказалась столь велика, что помешала юноше, несмотря на то, что Сам Христос указывал ему путь ко спасению! Казалось бы, вот подлинный смысл этого фрагмента. Но оказывается, что этот очевидный смысл настолько сильно бьет по человеческой совести, что многие ищут другой смысл. Так, на толковании именно этого эпизода основана книжка известного богослова конца II-ro, начала III века Климента Александрийского «Кто из богатых спасется?», которая стала теоретической базой официального богословия. В ней Климент утверждает, что слова Христа богатому юноше « все, что имеешь, продай и раздай нищим» (Лк.18,22) понимать буквально нельзя: Христос имел в виду не внешний отказ от имения, а внутреннее отвержение той власти, которую имеет богатство над людьми. Климент пишет: « Продай имение твое. Но что значит это? Не это повелевает Господь, о чем некоторые слишком поспешно думают, что наличное свое имущество он должен был разбросать и со своими богатствами расстаться; нет, он должен только (ложные) мнения относительно богатства из своей души выкинуть, алчность и жажду их, беспокоиться о них перестать, устранить со своего пути это терния жизни, заглушающие собой семена Слова»/2:16/.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/22/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010