Его судьба переплелась с судьбами многих выдающихся людей своей эпохи: преподобного Кирилла Белозерского, великого князя Василия II, Вассиана (Рыло), сменившего его на игуменстве в лавре преподобного Сергия и прозванного так за любовь к рытью прудов. В числе наиболее знаменитых учеников Мартиниана были архиепископ Ростовский Иоасаф, игумен Филофей, ставший епископом Пермским, юродивый Христа ради Галактион, Когда Пахомий Серб, или Логофет ( " логофет " с греч. - казначей), инок Афонского монастыря, отчего имел также прозвище Святогорец, составлял Житие преподобного, жил в его келье, был свидетелем многих чудес, а также отеческих наставлений старца. Кирилл наставлял братию, готовя каждого к самостоятельному монашескому подвигу, к духовной зрелости, заботясь о возрастании их в молитвенных трудах, о преуспеянии в главных добродетелях - смирении, послушании и покаянии. Не преминул Мартиниан поведать Пахомию один случай о том, как его направлял Кирилл в соблюдении устава: " Некогда случися единому брату, именем Мартиниану, от трапезы исшедшу, пойти к другому брату некия ради потребы " . Увидев это, преподобный призвал его к себе и спросил, зачем он хотел идти в чужую келью. Не мог ли он пойти сначала в свою келью и прежде " должную молитву сотворить " ? Мартиниан же, улыбнувшись, сказал: отче, когда приду в келью мою, уже не могу выйти. Кирилл же ответил: так и делай всегда, иди сначала к себе, и келья всему доброму научит тебя. В житии самого Мартиниана тоже есть одна подробность о духовном наставничестве Кирилла: Мартиниан просил разрешить ему в трапезе пост больший, нежели для всей братии. Кирилл же не попустил ему, а повелел есть с братией, но не до сытости. В этом проявлялось напоминание преподобного Кирилла об осторожности в монашеских обетах - не брать на себя много, дабы не отступить потом. Но более всего имел влияние на братию пример самого Кирилла -великого подвижника и аскета. После преставления преподобного Кирилла Мартиниан ушел из монастыря за 100 верст на озеро Воже, где уединился на пустынном острове, там он положил начало новому - Спасскому монастырю. После пришел в Ферапонтов монастырь и по зову братии через некоторое время стал здесь игуменом. Был он на игуменстве несколько лет. Затем события, охватившие великокняжеский двор, повлияли и на его судьбу.

http://pravicon.com/info-2899

И, увидев, что в стороне Белоезера заблистал великий свет, Кирилл пошел туда. По дороге он трое суток провел в Тихвинском монастыре, молясь на ступенях храма. Там явилась ему Пресвятая Богородица и тоже повелела ему идти на Белоезера В Белоезерском краю на одном из островов озера он увидел огненный столп. Остров этот назывался Красным. Владельцы его, жители деревни Шидзем, позволили ему там жить. Прп. Кирилл притянул ветви огромной ели к земле, устроил род хижины и поселился в ней. В ту же ночь явился ему ангел и сказал, что это и есть предопределенное ему место. Это было в 1517 г. Не прошло и года, как к нему собрались братия, и были воздвигнуты два храма в честь Воскресения Христова и Пресвятой Богородицы, а сам преподобный был рукоположен в священный сан. Братия жили в страшной нищете. Настоятель работал своими руками, созидая монастырь. Раз приехал к ним больной монастырский благотворитель — князь Иван Пеньков. Стояла лютая зима, и никто не был в состоянии выстоять богослужение в церкви, а преподобный служил в разодранной ризе и босой. После Божественной литургии он дал больному выпить святой воды и исцелил его. Вначале немало пришлось вытерпеть скорбей. Раз пришли грабить разбойники. Один из них вошел в келью преподобного, и его избили какие-то дивные юноши, которых никто не видел, кроме него самого, а остальные ослепли. Когда же они покаялись, то по молитве преподобного получили исцеление. Раз крестьянин Евдоким, кравший монастырский лес, возвращался с награбленным, но лодка его опрокинулась, и он стал тонуть. Преподобный, наблюдавший за ним с берега, взял крест, осенил его, и сейчас же Евдоким схватился за край лодки, и ее прибило к берегу. С тех пор Евдоким стал почитать своего спасителя и часто его посещал. Раз воры украли колокола, но всю ночь проблуждали вокруг монастыря, не находя дороги, а утром их привели к преподобному. Он же ласково сказал: «Дети, от чужого добра никто еще не разбогател, но многие потеряли свое». И, приказав их накормить, отпустил с миром. При жизни чудотворец прп. Кирилл исцелил раз одержимого; особенно много он исцелял слепых. Раз ученик его Афанасий увидел сослужащего с ним таинственного диакона, который после литургии стал невидимым,— преподобный велел Афанасию не говорить об этом при его жизни. Прп. Александр Свирский (память его 30 авг.) послал к прп. Кириллу ученика своего Никифора Важеозерского (память его 9 февр.) учиться монашеской жизни. Прибытие Никифора было открыто прп. Кириллу на молитве, и он немедленно отплыл ему навстречу, а приближение прп. Кирилла было открыто прп. Никифору чудесным светом, явившимся с неба, и оба преподобные много утешались взаимными беседами.

http://sedmitza.ru/lib/text/436898/

Кирилл не долго подвизался один в пустыне; вскоре начали собираться к нему желавшие разделить с ним пустынные труды его. Нужно было устроят для них келлии; устроена была часовня для молитвенных собраний и возникающая обитель ограждена была забором. Сперва пришли к Кириллу из Симонова два преданные ему послушника Зеведей и Дионисий. С радостию принял их Кирилл. Покров Божий над обителию Кирилла Вслед за сим стали приходить к нему одни, ища наставлений, другие желая принять от него пострижение; приходили и постриженные иноки из других монастырей; в числе их был Нафанаил, после бывший келарем обители; некоторых Господь призывал особыми знамениями к вступлению в иноческое братство Кирилла. Жил не вдалеке от места поселения преп. Кирилла один поселенец Андрей. Досадуя на то, что Кирилл поселился тут, он несколько раз покушался сжечь выстроенные келлии и с живущими в них, но злодейский умысел его не удавался, – огонь погасал. В страхе он пришел к св. Кириллу и, припадая к ногам его, просил прощения и потом принял пострижение. Господь видимо покрывал Своего угодника от всяких бед и напастей, самых врагов и зложелателей обращая в преданных Кириллу людей. Так живший неподалеку от монастыря боярин Феодор, услышав, что пришедший из Москвы архимандрит Кирилл строит монастырь, подумал, что вероятно он принес с собою много денег, и послал слуг своих ограбить Кирилла. Две ночи сряду подходили слуги Феодора к обители, и всякий раз видели вокруг неё воинов. Феодор подумал: верно пришел кто-нибудь из московских вельмож к Кириллу, и послал узнать, кто такой пришел? Ему отвечали, что более недели, как никого из посторонних не было в обители. Тогда Феодор, сознав, что Господь хранит обитель Кирилла, пришел сам к нему, исповедал свой грех . Преподобный сказал ему: «будь уверен, сын мой Феодор, что ничего нет у меня, кроме одежды, которую видишь на мне, и нескольких книг». Боярин с того времени стал благоговеть и уважать св. Кирилла и каждый раз, как только приходил к нему, приносил рыбу или что-нибудь другое. Устроение храма

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

44. Евфимий , в исх. 1583–85, в дек. отставлен. 45. Иов 9 янв. 1586 перев. из Коломны, а 11 дек. возведён на митрополию всея Русии. IV. Митрополиты Ростовские и Ярославские 46. Варлаам хирот. в янв. 1587, из игум. Кирилло-Белоезерского хитря; с мая 1589 митр-т; † 25 мар. 1603. 47. Иона в 1603 перев. из Вологды; в 1604 отошёл в Владимиро-Рождественский мнтрь и там †. Погребён в Ростовском соборе. 48. Кирилл Завидов 18 мар. 1605 хирот. из архим. Троице-Сергиевских, а в апр. 1606 удалился туда-же. 49. Филарет Романов хирот. в мае 1606, из иноков Сийского монастыря; 17 авг. 1610 отправился с послами в Польшу и там задержан; 22 июня 1619 (по возвращении) посвящён в сан патриарха Всероссийского. Кирилл Завидов (паки) управлял епархией в 1611–16; † Погребён в Ростовском соборе. 50. Варлаам (будто бы из Улейминских настоятелей) хирот. 1619; † 9 июля 1652. Погребён в Ростовском соборе. 51. Иона Сисоевич хирот. 22 авг. 1652 из архим. Ростовского Богоявленского монастыря; † 20 дек. 1690. Погребён в Ростовском соборе. 52. Иоасаф Лазаревич хирот. 5 июля 1691 из архим. Чудовских; † 10 нояб. 1701. Погребён в Ростовском соборе. 53. Димитрий Туптало 4 янв. 1702 перев. из Тобольска; † 28 окт. 1709. Погребён в Ростовском Яковлевом мнтре. Святой с 1 апр. 1757. V. Епископы и архиепископы Ростовские и Ярославские 54. Досифей Глебов , еписк., хирот. 17 июня 1711 из архим. Новоспасских; 19 февр. 1718 арестован, казнён в мар. 1718. (Назван расстригой в начале 1720). 55. Георгий Дашков хирот. 13 июля 1718 из архим. Троицкой Сергиевой Лавры; в 1726 пожалован в архиепископа; 28 дек. 1730 лишён сана и сослан в Спасо-Каменный мнтрь; с февр. 1731 в схиме Гедеон; в мае 1734 перев. в Селенгинский Троицкий; † 17 апр. 1739. 56. Иоаким 13 апр. 1731 перев. из Суздаля, а 16 июня пожалован в архиепископа; † 25 дек. 1741. Погребён в Ростовском соборе. 57. Арсений Мацеевич 13 мая 1742 перев. из Сибири, митрополит; 14 апр. 1763 лишён сана и сослан; † около 1779 в Ревеле, и там погребён. 58. Афанасий Вольховский , еписк., перев. из Твери 26 мая 1763; † 15 февр. 1776. Погребён в Ростовском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Давая свое благословение, Стефан прибавил: «и богомолец ваш Кирилл посылает свое благословение».– «Кто такой Кирилл?» спросил Тимофей. – «Родственник твой, Косма, отвечал Стефан, пожелавший в иночестве работать Господу и молить Бога о вас». Оскорбился этою вестию боярин и наговорил немало укорительного Стефану. Стефан встал и сказал: «Господь повелел ученикам, там, где принимают и слушают их, оставаться, а где не принимают и не слушают, уходя оттуда, отрясти и прах, прилипший к ногам» ( Матф. 10, 14 ; Лук. 5, 10 , И). Сказав это, Стефан пошел из дому. Ирина, жена боярина, женщина благочестивая и богобоязненная, затрепетала, услышав слова Стефана, и стала убеждать мужа своего примириться с святым игуменом. Тимофей и сам скоро раскаялся в своей вспыльчивости и послал просить к себе Стефана. Когда пришел Преподобный, он стал просить прощения, с своей стороны и Стефан просил у него прощения. Тимофей согласился, чтобы Косма делал, что ему угодно. Стефан поспешил сообщить эту радостную весть Косме. Сей, возблагодарив Бога, роздал все, что имел, бедным, дабы в полной нищете работать Господу. Пострижение Кирилла в Симонове монастыре Не вдалеке от города Москвы, на самом берегу Москвы реки, ранее 1370 г. 2 основал обитель иноческую Феодор, сын Стефана, старшего брата преподобного Сергия, с двенадцатилетнего возраста воспитывавшийся в пустыне Сергия, под ближайшим надзором и руководством своего дяди. Поселясь сначала на месте, которое ныне называется Старым Симоновым, он потом перешел на то место, где теперь стоит Симонов монастырь, покрытое тогда густым лесом. Симонов монастырь с самого начала получил общежительное устройство. «Правило монастыря, пишет преподобный Иосиф Волоколамский в десятой главе своей духовной грамоты, было такое: в келлии не ели и не пили, и не выходили из монастыря без благословения настоятеля, отрокам не дозволено было жить ни в монастыре, ни на дворе монастырском, все было по уставу общежительных монастырей». В этот монастырь к игумену Феодору привел Кирилла преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наконец в Симонове стало известно, где скрывался бывший настоятель, и наиболее ревностные иноки стали оставлять свой монастырь и присоединяться к нему. Среди них самым замечательным был старец Игнатий, молчальник, который спал стоя. Стали к ним присоединяться и миряне, ревнующие об иноческих подвигах. Так создался Кирилло-Белозерский монастырь с его знаменитым общежительным уставом, послужившим в течение трех веков образцом последующим пустыням. Посвящен он был Успению Пресвятой Богородицы. Вклады не принимались. Строгое молчание соблюдалось в церкви, трапезной, в кельях, на послушаниях; никто не смел войти в чужую келью иначе как по делу, и всякий раз с благословения, и то на самое краткое время. В кельях имелись только иконы и книги, даже воду ходили пить в трапезную. Без благословения никто не смел писать или получать письма. Выходы из обители строго воспрещались: только раз в год один из братии ездил в мир закупать все необходимое. Никому из князей, кроме Андрея Васильевича можайского, к уделу которого принадлежала Белозерская страна, прп. Кирилл не позволял посещать его обитель. Но он руководил ими письменно, поучал их добросовестному исполнению своих обязанностей и братолюбию, а перед кончиной своей завещал князю Андрею Васильевичу попечение о своей обители. Сохранилось несколько писем его к князьям. Небесный Покров не преставал, Пресвятая Богородица непрестанно ограждала обитель прп. Кирилла. Случилось, что некий боярин Феодор, завидовавший мнимому богатству обители, нанял разбойничью шайку, чтобы ограбить ее в такое время, когда он знал, что в обители никого из посторонних не было. Между тем разбойники увидели вокруг нее множество разных людей, стрелявших из луков в них, и обратились в бегство. Боярин был так поражен этим чудом, что немедленно поспешил к прп. Кириллу с чистосердечным покаянием. Святой же старец тихо и с любовью сказал ему: «Верь мне, чадо, что я не имею в жизни сей ничего, кроме ризы, которую ты на мне видишь, и немного книг». С тех пор боярин стал другом и благотворителем обители и часто посещал преподобного ради духовной пользы.

http://sedmitza.ru/lib/text/437303/

Преподобный Нил Сорский (1433–1508) О его жизни до принятия монашества известно только то, что происходил он из крестьянской семьи, но был грамотен. Постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, а потом предпринял путешествие в Святую Землю, был в Константинополе и на Афоне. Там он остановился надолго, где научился уединенной жизни в молитве и созерцании. Вернувшись на родину, основывает скит, получивший потом его имя, и собирает тех, кто стремится к отшельничеству, чтению и переписыванию книг. Последнее было поставлено на достаточно научной основе, сам Нил внимательно изучал переписываемые тексты, искал более точные списки. Нил Сорский оказался в центре споров стяжателей и нестяжателей о монастырской собственности. Он выступал против обширных земельных владений, считая, что инок должен жить, довольствуясь только самым необходимым, добывая то собственным трудом. Считал он так же, что с еретиками (в частности с известными в то время новгородскими «жидовствующими») следует поступать мягко. Участвовал в Соборах 1490 и 1503 годов, написал ряд посланий ученикам и составил устав монашеской жизни. Незадолго перед кончиной в 1508 году написал духовное завещание. День памяти: 7(20) мая Преподобный Кирилл Белоезерский В миру Косма. Родился в Москве от благочестивых родителей. Принял иночество в Симоновом монастыре, своими подвигами снискал уважение всей братии и был отличаем отцом иноков – Преподобным Сергием. В 1390 г. братия Симоновской обители упросили преподобного Кирилла быть их игуменом. Многочисленные и знатные посетители, приходившие к игумену за наставлениями и благословением, сильно смущали преподобного Кирилла, избегавшего славы человеческой, и он скоро сложил с себя сан игумена и стал подвизаться как простой инок. Ища совершенного уединения и безмолвия, преподобный Кирилл по чудесному указанию Богоматери удалился на берег Белого озера (Вологодская область) и в глухой лесной чаще начал вести жизнь отшельника. К нему стали стекаться ревнители безмолвия, и св. старец понял, что время его безмолвия кончилось.

http://azbyka.ru/palomnik/Кириллов

Строже всех к себе был Кирилл. Он носил ветхие, много раз чиненные одежды, отвергал предлагаемые боярами дарения, не позволял даже собирать милостыню. В это время на Русь привозится много списков с прославленных византийских святынь. Архиепископ Дионисий Суздальский в те же годы прислал на Русь два списка «в меру и подобие» чудо­творной константинопольской святыни из монастыря Идигон, митрополит Пимен — выдающуюся икону Богородицы, тоже бывшую списком прославленного в Царьграде образа; а симо­новский настоятель Феодор привез список еще одной констан­тинопольской святыни — местночтимого образа монастыря Перивлептос. Икона из этого монастыря принадлежит к варианту «Одигитрии» — тому, который представлен в ряде византийских и русских чудотворных, например в афонской «Портаитиссе» (Иверской) и русской Тихвинской. На чудотворной константинопольской иконе «Одигитрии» (в русском варианте — Смоленской) Бо­городица с Младенцем изображены во фронтальных позах, де­монстрирующих строгую церемониальность и торжественность, являющих Пречистую с воплощенным Предвечным Логосом во всем небесном величии и царственном великолепии. В Иверской «Одигитрии» и близких ей изводах особенно подчеркнута духовная (и душевная) связь Богоматери с Богомладенцем Христом, в обращенных друг к другу ликах Матери и Сына сквозит без­молвное общение. Преподобный Кирилл был знатоком и ценителем Богородич­ных образов. Его созерцательному духу, искавшему уединенной молитвы и безмолвного общения с Господом, его мягкому ду­шевному настрою, его великому смирению, вероятно, особенно близки были образы типа «Перивлепты». И не случайно для своего северного монастыря с главным храмом во имя Успения он заказал именно икону «Перивлепты». Московский иконо­писец наделил образ мягким, созерцательным выражением, тишиной безмолвной молитвы Матери перед Господом Сыном. Не удивительно, что в этом образе, созданном по заказу препо­добного, словно запечатлелись молитвенная самоуглубленность и созерцательность самого святого подвижника. Поэтому ки­рилловская «Одигитрия», если даже она и не была принесена самим преподобным еще в 1397 году и не пребывала вместе с ним в пещерной келье-землянке, а появилась уже в первом Успенском соборе, все же с полным правом может быть «Одигитрией» — «Путеводительницей» белозерского чудотворца.

http://pravicon.com/info-3709

10 янв. 1866 г. преподобный Иаков стал настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря. В стенах древней обители преподобного Кирилла отец Иаков обрёл главное дело своей жизни, спасительное прибежище, которого не покидал до самой своей кончины в 1896 году. По своему строго монашескому, милосердному и нестяжательному духу он являлся прямым учеником преподобного Кирилла и жил по заветам Святого так, словно во времени не разделяло их полтысячелетия. Отца Иакова отличало сочетание строгой, аскетической жизни с неисчерпаемым милосердием, которое было свойственно и преподобному Кириллу. Современники отмечали в жизни игумена даже некоторые параллели с Житием основателя обители. Так, подобно Преподобному, отец Иаков в неурожайный год спас жизни многих горожан и жителей деревень и, по свидетельству очевидца, «грозный призрак голода отступил, предотвращённый щедрой рукою отца Иакова». Коридоры настоятельского корпуса были всегда переполнены. Шли сюда голодные и нищие, погорельцы и бедные родители, желающие дать детям образование, а более всего те, кто нуждался в утешении. Никто не уходил без помощи и благословения. Все личные средства игумен отдавал нуждающимся, случалось, ещё и занимал у братии. В 1880 г. архимандрит Иаков был избран почетным попечителем Кирилловского Духовного училища. На собственные средства он содержал несколько учеников училища, в разное время снабжал деньгами тех, кто отправлялись учиться в Духовную семинарию. Богомольцам в обители бесплатно раздавали книги. Как некогда преподобный Кирилл, архимандрит Иаков обладал даром прозорливости. Залог будущего Кирилло-Белозерского монастыря он видел в молитвах её основателя. На основе рукописей из собрания обители им было составлено «Житие преподобного отца нашего Кирилла Белоезерского Чудотворца». В книгу вошли описание сохранившихся вещей святого, тексты посланий сыновьям Дмитрия Донского и его Духовная грамота. Особой заботой отца Иакова была монастырская история, он был талантливым церковным писателем. В 1875 г. архимандрит впервые опубликовал Житие преподобного Кирилла Белозерского, а в 1880 году в «Трудах Московского Археологического общества» были напечатаны подготовленные им «Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

«Божьей милостью, смиренный Гавриил Митрополит Новограда и Санкт-Петербурга». «Премилосердый Бог , пекися о спасении всякого человека, удостоверил нас о своём человеколюбии явлением в мир сей во плоти, да всех в познании спасительной истины приведёт. При каковом уверении различные устроевает к расположению и сим каждого пути, дабы человека удалить от искушений и соделать волю его преклонной к содействию благодати своей. И яко ревностнейшим в течении пути добродетельного, тако и колеблющимся в пути искушений, уготовал места соответствующие расположению их, дабы с большею удобностью и благотишием могли возносить мысли свои к Престолу Величествия Его и соединить дух свой с Ним». «Таков есть на озере Ладожском, прежде нарицаемом Нево, остров Валаам; удаление его от берегов приносит обитающим на нем совершенное уединение от волн житейских. Свидетельствуют сие то начавшие, то совершившие подвиг и просиявшие святостью жизни, святые Отцы: Герман, Александр Свирский , Кирилл Белоезерский, Савватий и прочие сея обители иноки. Повествовался о них в житии Преподобного Савватия Соловецкого, яко зело подвижное имут житие, днём и ночью в богоугождении подвизающееся, пищу же имут от труда рук своих. Мы, имуще толик облак свидетельствующих, видим промыслом Спасителя мира устроену быти сему острову ко пребыванию иночествующих, и пекущеся по долгу нашему о спасении их, дабы восстановить в нем селение святых, и тем при- нести Спасителю мира Иисусу Христу благоугодную жертву, установляем, да всегда в нем правила хранимые в пустыни Саровской содержатся непреложно. Сего ради и призвахом из оныя Саровские пустыни честного отца Иеромонаха Назария, известни суще о его подвигах и усердии утвердити иночествующих в Спасительной жизни, ему же оныя правила для непрерывного в Валаамском монастыре хранения вверяем и утверждаем грамотой сею запечатанной печатью и подписанной нашей рукой. Мы преклоняем колена сердца нашего ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, из Него же всякое отечествие на небесех и на земли именуется, да даст им по богатству славы Своея утвердитися Духом Его во внутреннем человеке, вселитеся Христу верою в сердца их, да возмогут разумети преспевающему разум любовь Христову, и мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца и разумения их по богатству Своему о Христе Иисусе. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010