Кирик – вестник [греч.] – (Кириак) Соловецкий, больничный старец, прп.: Новг.; Солов. – Тарсийский, мч., младенец: Ил. 15 Кирилл – солнце [перс.] – Александрийский, патриарх: Ян. 18; Ин. 9 – Алфанов, Сокольницкий, Новгородский, прп.: М. 4 Новг. – Бастийский – см. Киприан Бастийский – Белоезерский, игумен: Ин. 9 Волог.; Костр.; Новг.; Радонеж. – Белый, Новоезерский (Новгородский), прп.: Костр.; Новг. – Борисоглебский, схим.: Ростов. – Вологодский, пустынник: Волог. – Гортинский, еп., сщмч.: Ил. 9; С. 6 – Зографский (Афонский), прмч.: Афон. – Иерусалимский, патриарх: Мр. 18 – Илиопольский, диакон, сщмч.: Мр. 29 – Катанский (Сицилийский), еп.: Мр. 21 – Новгородский, игумен: Новг. – Новоезерский (Новгородский), прп.: Ф. 4; Н. 7 Костр.; Новг. – Радонежский, схим., отец прп. Сергия Радонежского: Ян. 18; С. 28 Радонеж.; Ростов. – Ростовский, еп.: Ростов. – Ростовский, еп. (другой): Влад.; Ростов. – Севастийский, мч.: Мр. 9 – (Смирнов), Казанский, митрополит, сщмч.: Н. 7 Новомуч.; Петерб. – Туровский, еп.: Ап. 28 Белорус. – (Константин) Философ, Моравский, равноапостольный: Ф. 14; М. 11 Волын. – Челмогорский, прп., просветитель чуди: Д. 8 Карел.; Новг. Кирин – холм в Риме [лат.] – Бастийский – см. Киприан Бастийский – Римлянин, мч.: Ил. 6 – Римский, мч.: Ин. 7 Кирион Севастийский, мч.: Мр. 9 – жрец, депутат [лат.] Кифа, апостол от 70-ти, еп. Иконийский (Колофонский): Мр. 30; Д. 8 – камень [сир.] Клавдиан – Клавдиев [лат.] – Мелитинский, мч.: Н. 7 – Пергийский (Памфилийский), мч.: Ф. 3 Клавдий – Византийский, мч.: Ин. 3 – Киликийский, мч.: Окт. 29 – Коринфский, мч.: Ян. 31; Мр. 10 – Римский, комментарисий (смотритель темниц), мч.: Д. 18 – Римский, мч.: Ин. 7 – Римский, сановник, мч.: Ав. 11 – Римский, трибун, мч.: Мр. 19 – Севастийский, мч.: Мр. 9 Клеоник Амасийский, мч.: Мр. 3 – славный победитель [греч.] Клеопа, апостол от 70-ти, брат Иосифа Обручника, сщмч.: Ап. 70 — прехождение, обмен [евр.] Климент – милостивый [лат.] – Алфанов, Сокольницкий, Новгородский, прп.: М. 4 Новг.

http://pravmir.ru/muzhskie-pravoslavnye-...

Преподобный Ферапонт Белоезерский (+ 1426) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 21 мая в день преставления, 27 дек. в день обретения мощей, 6 июля вместе с Соборам Радонежских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг. Прп. Ферапонт происходил из боярского рода Посхотиных. Родным его городом был Волоколамск. В юности поступил он в Московский Симонов монастырь при основателе его архимандрите Феодоре (память его 28 но яб.), племяннике прп. Сергия Радонежского. Новоначальный инок прошел весь монашеский искус на черных работах под руководством опытных старцев, которые научили его непрестанной молитве. Тогда был в Симонове духовный деятель ее старец Михаил, впоследствии епископ Смоленский. Потом стали ему, как наиболее способному и деятельному из братии, поручать различные монастырские хозяйственные дела вне обители. Но в душе его таилась жажда безмолвного пустыннического жития. В одну из своих поездок случилось ему посетить далекую Белозерскую страну. Дикая ее красота и обширные ненаселенные пространства привлекли внимание подвижника. Когда он вернулся в Симонов, ему поведал его друг, бывший настоятель монастыря архимандрит Кирилл, подвизавшийся на покое в затворе (память его 9 июня), что он, стоя на ночной молитве, слышал глас от иконы Богоматери: «Иди на Белоозеро. Там твое место!» Причем ему была показана в видении прекрасная страна. При столь явно выраженной воле Божией оба старца уже не колебались. На другой же день они вместе покинули Симонов и направили путь свой на север. Когда они прибыли в пределы Белозерские и прп. Кирилл узнал страну, показанную ему в видении, они остановились. Но вместе они пребывали уже недолго. Ради взыскуемого ими обоими безмолвия прп. Ферапонт отошел на 12 верст и на перешейке между Бородавским и Пасским озерами избрал свое местопребывание. Однако же прежде, чем поселиться здесь, он вернулся к прп. Кириллу принять его благословение. Страшно и уединенно было место это: здесь жили дикие звери, сюда заходили разбойники, желавшие изгнать или убить пустынника, здесь искали устрашить его страхованиями злые духи.

http://sedmitza.ru/lib/text/437258/

архим. Иаков Сохранившиеся вещи после преподобного Кирилла В обители преподобного Кирилла сохраняются не мало памятников, оставшихся после святого основателя обители. Доселе целы деревянная часовня и в ней два деревянные Креста, устроенные руками Преподобного, один четвероконечный, другой осмиконечный – от того и другого получаются исцеления. Это служит обличением неразумных порицателей четвероконечного Креста. Цела та Смоленская икона Богоматери, с Которою пришел Преподобный на Белоозеро. Цела икона, изображающая преподобного Кирилла, писанная в 1424 г. преподобным Дионисием Глушицким еще при жизни Преподобного. Кирилл изображен в рост, в старческих летах, с открытою головою, с лицем задумчивым, с руками, сложенными на персях, в мантии и аналаве. Сохраняются в обители фелонь и подризник Преподобного из белого гаруса, деревянные сосуды: красный потир с Иисусом, и такой же дискос 13 . Сохранилось много книг, частию писанных самим преп.Кириллом, частию принадлежавших ему. В пергаменном Евангелии преподобного Кирилла, Кресты нарисованы двусоставные и трисоставные; в Псалтири и Каноннике его–Кресты двусоставные. В Четвероевангелии его имя Спасителя пишется сокращенно, как и слово Господь; но здесь же читается: Иис Хрво ржство сице бе. Из числа рукописей, писанных самим Преподобным, замечательна одна с объяснениями разных явлений природы, взятых из древнего естествоиспытателя Галена. Здесь есть статьи о морях, облаках, громе, молнии и падающих звездах. Этими сведениями Преподобный пользовался для того, чтобы исправлять неправильные понятия народа о явлениях природы и показывать истинное значение сих явлений. К объяснениям Галена здесь прибавлены и свои замечания. Например, о падающих звездах сказано: о падающих звездах одни говорят, что это падают звезды, а другие – что это злые мытарства. Но это и не звезды, и не мытарства, а отделения небесного огня, на сколько нисходят они вниз, растапливаются и опять сливаются в воздухе. Потому никто не видал их на земле, но всегда сливаются и рассыпаются они в воздухе; звезды никогда не падают, только в пришествие Христово. Тогда небеса совьются а падут звезды; равно и духи мытарств тогда пойдут в огонь вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ламская Пустынь (акватория Рыбинского водохранилища). Церковь Сошествия Святого Духа. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Духа Святого Сошествия , Кирилла Белоезерского Год постройки:1782. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Тверская область, Весьегонский район, акватория Рыбинского водохранилища, ок. 1,7 км к северо-востоку от д. Противье Координаты: 58.520855, 37.517357 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Погост Ламская Пустынь располагался на правом берегу устьевого участка р. Лами при впадении её в Мологу. Ныне эта территории поглощена водами Рыбинского вдхр. Церковь Сошествия Святого Духа с приделом Кирилла Белозерского, деревянная, построена в 1782 г., обладала довольно своеобразной композицией. Чрезвычайно высокий двусветный четверик завершался пятиглавием. К нему примыкали значительно более низкие двухчастный пятигранный алтарь и небольшая трапезная с галереей и притвором. По материалам издания Ларин Г.А. Весьегония: словарь-справочник/Г.А. Ларин. - Москва: Ключ-С, 2010 Ламская пустынь (погост). Деревянный высокий пятиглавый храм, обшитый лет с десять назад тесом, есть один из лучших по всему уезду, красивый по форме и обширности помещения. Здесь был некогда монастырь, разоренный в эпоху междуцарствия. Здесь же останавливался некогда для отдыха Преподобный Кирилл Белозерский, отправлявшийся на Белоозеро; после себя он оставил на память, и для облегчения на пути, железные вериги в девять фунтов весом, которые доселе сохраняются в храме пустыни и благоговейно надеваются богомольцами. В церковной ризнице замечательны: штофная желтая священническая фелонь с крашенинной подкладкой, весьма длинная и покроем напоминающая ту, в которой изображаются на древних иконах святители; оловянные сосуды: потир, дискос и блюдца; то и другое — дар монастырю Его Величества Императора Петра Великого. Наконец, есть еще печатное большого формата Евангелие, чрезвычайно изящное по форме, — дар Царевича Алексея Петровича. Деревянныи храм Ламской пустыни, находящийся неподалеку от течения р. Мологи, при устье р. Лами, как видно из надписи на храмоздательном кресте «обложен 1775 г. во имя Савватия Соловецкого чудотворца, освящен 1780 г.».

http://sobory.ru/article/?object=52376

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Х. Епархия Рязанская Рязанская епархия древностью своей возводится к началу XIII века; но это требует разъяснений. Шестая из второклассных. I. Епископы Рязанские 1. Арсений , 1207–12. 2. Евфросин , 1225, 37. 3. Иосиф , 1284. 4. Василий , святой, † 1294. 5. Григорий , 1326, 40. 6. Кирилл , прежде 1353. 7. Василий хирот. 1356. 8. Афанасий , прежде 1378. 9. Феогност хирот. 15 авг. 1388. Упом. 1390. 10. Иеремия , Грек, 1390–92. 11. Феогност упом. 1396 и 1401; † 1407. 12. Сергий Азаков , из архим. Симоновских, в начале XV века. (1423?) 13. Иона , с 1433 по 1448; потом митрополит всея Русии. Святой. 14. Евфросин Звенец , 1455–61; † ... (? Рязанский и Муромский. Акт. Ист., I, 68). 15. Давид хирот. 1 февр. 1462, из казначеев митрополичьих. Упом. 1465. 16. Феодосий хирот. 8 дек. 1471 из архим. Чудова монастыря; в 1481, по болезни, оставил епархию. Погребён в Рязанском Архангельском соборе. II. Епископы Рязанские и Муромские 17. Симеон хирот. в 1481 (духовник митрополита Геронтия); † 1496. Погребён в Рязанском Архангельском соборе. 18. Протасий хирот. 18 дек. 1496; оставил епархию в 1516; † в апр. 1520. 19. Сергий хирот. 12 февр. 1517 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; по 1521. 20. Иона хирот. 23 мар. 1522 из архим. Юрьевских; по 1547. [† 1546 ... (sic).] Погребён в Архангельском соборе. 21. Михаил хирот. 22 апр. 1548 из архим. Чудова миря; † 1551. Погребён в Архангельском соборе. 22. Кассиан , из архим. Юрьевских?, упом. с 1551; в начале 1554 лишён сана и сослан в Кириллов Белоезерский мнтрь († там 21 окт. 1556). 23. Гурий Лужецкий 17 мар. 1554 хирот. из игум. Троице-Сергиевских; по 1562. Погребён в Архангельском соборе. 24. Филофей в 1562 хирот. из архим. Симонова монастыря; в исх. 1568 (или в начале 1569?) лишён сана. 25. Сергий , в 1569–72. Феодосий Вятка (Опис. Рум. Муз., 784. Сравн. Троицкую Сергиеву Лавру). 26. Леонид Протасьев в 1573 хирот. из игум. Иосифова монастыря; отрешён в начале 1586. III. Архиепископы Рязанские и Муромские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Кирилло-Белоезерская икона Божией Матери - подробный рассказ Северная Фиваида — край суровый и безмолвный, бесконечно прекрасный в своей тонкой пастельной красоте, пронизанный особым свечением земли, воды, неба, залитых лунным светом и молчанием снежных просторов, сумрачностью лесных дубрав и кристальной чистотой рек и озер. Сюда, в эту дикую и безлюдную землю, пришел великий по­движник преподобный Кирилл. Было ему тогда уже шестьдесят лет. За плечами осталась долгая жизнь, сначала — в богатом родовом доме бояр Вельяминовых. Только в тридцать три года разрешил ему опекун окольничий Тимофей Васильевич уйти в монастырь, о чем Кузьма мечтал с малых лет, ибо был он «и любоучителен, и благовеин бе отрок зело, того ради вскоре свя­щенные письмена извык». Все свое имущество раздал Кузьма бедным и убогим. Он был пострижен в Симоновом монастыре, который возглавлял один из самых образованных людей своего времени, архимандрит (впоследствии епископ) Феодор, пле­мянник и воспитанник преподобного Сергия Радонежского. Игумен земли Русской очень любил новопостриженного монаха Кирилла и часто беседовал с ним, когда приходил в гости в Си­монов монастырь. В тяжелых трудах протекала жизнь Кирилла в монастыре. Потомок знатного рода, он не гнушался никакой черной работы и вскоре стал настоятелем обители. Но смиренная душа его жаждала иного. Не славы, не высоких должностей хотел он «еже негде далече от мира уединиться и тамо безмолвствовати». Преподобный Кирилл ушел из Симонова вместе с другим монахом, Ферапонтом, на Белоозеро. С горы Мауры, расположенной у берега реки Шексны, увидел Кирилл то место, которое указала ему Сама Богородица. Он долго, неустанно молился и однажды в ночном бдении услышал голос: «Кирилл, уходи отсюда и иди на Белое озеро, ибо Я приготовила там тебе место, на котором ты сможешь спастись». И тогда же, разом с этим голосом, засиял яркий свет. Отворив оконце кельи, Кирилл увидел сияние, указующее на север, в сторону Белоозера. И тем голосом, словно перстом, ему было показано место, где ныне стоит Кирилло-Белозерский монастырь. Кирилл исполнился великой радости. Понял, что не отвергла Пречистая его про­шения, и всю ночь удивлялся случившемуся видению и голосу, и была для него эта ночь не ночь, а «словно пресветлый день». Так написано в житии преподобного.

http://pravicon.com/info-3709

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мартиниан Белоезерский, прп. - житие Преподобный Мартиниан почитается как один из основателей Ферапонта монастыря, хотя он был игуменом уже существующей обители. Основанный старцем Ферапонтом в 1398 году, монастырь через 10 лет остался без своего духовного руководителя. По настоянию можайского князя Андрея Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, преподобный Ферапонт вынужден был покинуть Белозерье и отправиться в Можайск, где основал еще один монастырь, названный Лужецким. Там в 1426 году Ферапонт и закончил свой земной путь на 90-м году от рождения. Северная же обитель его, хотя и имела обещанную помощь от князя, но не имела достаточно опытного в духовных делах старца. Игумены менялись, их имена остались неизвестными, пока не пришел в монастырь по приглашению братии ученик преподобного Кирилла Белозерского - Мартиниан. С тех пор его имя вписалось в историю рядом с именем основателя. В древнее время монастырь называли также " Мартемьяновой обителью " . Если преподобный Ферапонт происходил из боярского рода (в миру Федор Поскочин), то его последователь Мартиниан был уроженцем вологодской земли, из Сямской волости, что на западном берегу Кубенского озера. Сяма находится на середине пути от Вологды до Кириллова. В одно из сямских деревень Березняки в семье крестьян Стомонаховых родился в год основания Ферапонтова монастыря будущий его подвижник. " И нарекоша имя ему в святом крещении Михаил " , рассказывается в Житии, составленном иноком Матфеем в середине XVI века. Отрока Михаила привели в монастырь к Кириллу Белозерскому для обучения грамоте, он же, увидев старца, пал ему в ноги, прося: " Возьми меня, господне, к себе " . Преподобный Кирилл с радостью принял отрока, провидя его будущее и отдал " учити грамотныя хитрости " опытному учителю Олеше Павлову, монастырскому дьяку. Так начиналась монашеская жизнь преподобного Мартиниана. Одним из послушаний новоначального инока была переписка книг. На Канонике 1422 года из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря, хранящемся ныне в Русском музее, стоит подпись переписчика: " Мартиньяна инока - лжею инока, а не истинною " . Лжеиноком называл себя молодой монах Мартиниан, имея подлинное смирение. Основатель библиотеки Ферапонтова монастыря, Мартиниан стал одним из виднейших просветителей своего времени, его перу принадлежит несколько книг, две рукописи находятся в С.-Петербурге в национальной библиотеке. Кратко главные вехи деятельности преподобного Мартиниана можно изложить так: основатель Вожеезерского Спасского монастыря (ок. 1427 гг.), игумен (ок. 1435-1447 гг.) и строитель (1455-1480 гг.) Ферапонтова монастыря, игумен Троице-Сергиевой лавры (1447-1455 гг.). Но за этими датами стоит долгий и богатый событиями монашеский подвиг старца, прожившего 85 лет, 70 из которых - в монашестве.

http://pravicon.com/info-2899

Закрыть itemscope itemtype="" > К 90-летию архимандрита Кирилла (Павлова) 06.10.2009 595 Время на чтение 5 минут Его знает каждый верующий человек, да и многие в нашей стране и за рубежом. Он имеет поистине всероссийское, всеобщее почитание. Этого дня многие ждали с нетерпением. Молились о том, чтобы Господь продлил дни дорогого для нас, авторитетнейшего из ныне живущих старца, духовника трёх русских Патриархов, духовника главной обители России - Троице-Сергиевой лавры, нашего Батюшки - архимандрита Кирилла (Павлова). К невыразимой радости нашей, мы дождались. Отцу Кириллу исполнилось 90 лет! Богатейшую жизнь, не только духовную, монашескую, но и мирскую прожил отец Кирилл. Был крестьянином на Рязаньщине, окончил техникум, работал на заводе, война, Сталинград, плен, освобождение и ещё два года ратных битв войны... Всё это было перед тем, как Иван Павлов, герой Великой войны, осенью 1945 года после демобилизации предстал перед семинарской комиссией в Москве и скромно обосновался в древних стенах Троице-Сергиевой лавры. Многие послушания и труды смиренно нёс Иван Павлов в Лавре, прежде чем стать постриженным в монашество с новым именем - Кирилла в честь преподобного Кирилла Белоезерского, архимандритом, духовником, уважаемым и почитаемым всеми. В стенах Лавры он воспитал многих епископов и священнослужителей. Окормляет и многих мирян. Неустанно отвечал на каждое из множества приносимых ему писем. Всегда останавливался и беседовал с любым просящим у него помощи, совета, вразумления. Вот как писал о нём в юбилейном послании один из воспитанников архимандрита Кирилла, ныне архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов): " Отец Кирилл очень внимателен к людям, и для нас, нашего поколения - это действительно удивительное явление нашей жизни: что мы живем в одно время с таким удивительным человеком. Светлый образ, тихий нрав, евангельская кротость и в то же время - большое внимание к людям, участие в судьбе каждого, кто к нему обращается. Терпение большое к немощам человеческим, без укорения, без строгости излишней. Но в то же время, когда дело касается защиты истины, он принципиален и говорит правду, говорит в глаза, не боясь и не стесняясь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Проповедь в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе! Сегодня Православная Церковь торжественно празднует светлую память всех святых, в земле Русской просиявших, прославленных Богом за их богоугодные подвиги и святую жизнь. Это первенцы православного русского народа, искупленные бесценной Кровью Христовой и освященные благодатью Святаго Духа, приведенные к Богу Отцу Иисусом Христом. Это благословенные плоды святой православной веры, христианства, насажденного в среде нашего русского народа.      Вспомните, чем было наше Отечество до принятия христианства? Дикой, варварской страной, где идолам приносились человеческие жертвы, где жизнь протекала в войнах, разврате, жестокости и насилии. Но лишь только засиял луч христианской веры в России, как жизнь народа сразу переродилась. Из жестокого, развращенного языческого наш народ под влиянием христианской веры стал народом кротким, отличающимся редкостной добротой души, простотой веры, преданностью Иисусу Христу и Божией Матери, такой преданностью, что за православную веру люди русские всегда готовы были не пощадить и самой своей жизни.      И вот в среде этого просвещенного верою нашего православного народа воспиталось и прославилось множество угодников Божиих: преподобных, мучеников, святителей, святых жен, Христа ради юродивых, так что нет такого уголка в России, нет крупного города, который не имел бы в своих пределах светильников и молитвенников за Землю Русскую. Возжженный на горах Киевских свет христианской веры принес свои обильные плоды в лице преподобных отцов Киево-Печерской лавры. Изобилует святыми и наш юг, где запечатлели верность Христу своей мученической смертью семь Херсонских священномучеников. На севере нашей страны кому не известны прославленные святые, такие, как преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Герман и Сергий Валаамские, чудотворцы? В пределах Новгородских и Вологодских кому не известны подвигами преподобные отцы Кирилл Белоезерский, Кирилл Новоезерский, Нил Сорский, Ферапонт Можайский и многие другие?

http://pravoslavie.ru/47241.html

Связь небесного и земного Интервью с искусствоведом Татьяной Самойловой На территории Кремля, в Успенской звоннице, открылась выставка «Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря», которая продлится до 27 августа. Накануне дня памяти преподобного Кирилла, игумена Белоезерского, мы встретились с куратором выставки – старшим научным сотрудником Музеев Московского Кремля, хранителем фондов иконописи, кандидатом искусствоведения Татьяной Самойловой. – Татьяна Евгеньевна, каков был замысел организаторов выставки? – Было решено впервые собрать в одном месте уникальные иконы из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, хранящиеся сейчас в разных музеях страны, чтобы поместить их в едином пространстве, представить во всей полноте состава и первозданной красоте этот ансамбль, имеющий неоценимую значимость. Татьяна Самойлова Это один из первых классических русских иконостасов, в которых воплотилась главная идея, – связь небесного и земного миров через молитву святых. И еще: это самый обширный из дошедших до нас ансамблей, насчитывающий 60 икон, и, милостью Божией, самый полный по количеству икон сохранившихся (утрачены лишь две). На наше предложение об организации такой экспозиции с радостью откликнулись Третьяковская галерея, Русский музей, Музей имени Андрея Рублева, Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в Кириллове… – В каком историческом контексте создавался кирилловский иконостас? И каковы структура и особенности этого памятника? – Напомню, что Кирилло-Белозерский монастырь, игравший ключевую роль в русской истории, был основан в конце шестнадцатого столетия иноком Кириллом, выходцем из московского Симонова монастыря, учеником Сергия Радонежского. Придя на берег Сиверского озера в поисках места уединения, Кирилл был покорен суровой красотой этого края и остался там навсегда. Так возникла обитель, которой в скором времени суждено было стать духовным центром древнерусской культуры, куда стекались лучшие умы того времени и где в неповторимой атмосфере свободного творческого духа рождались образцы возвышенного искусства, питающегося истоками Православия.

http://pravoslavie.ru/54352.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010