Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (в миру Косма) родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского (1363-1389). Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского († 1406; память 14 июля) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора († 1394, память 28 ноября) с именем Кирилл. Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2-3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: " Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь " . Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа. Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.

http://patriarchia.ru/db/text/910770.htm...

Девятый день. Поучение 2-е. Преп. Кирилл Белоезерский. (О средствах к достижению христианского мира между людьми). I. Был в обители преподобного Кирилла белоозерского, ныне ублажаемаго, инок, по имени Феодот, который, сам не зная за что, возненавидел своего настоятеля, и в этой ненависти ожесточился до того, что не мог равнодушно не только видеть его, но и слышать его голос. Сколько другие иноки ни увещевали его, сколько ни доказывали, что святой Кирилл достоин всей их любви и даже благоговения, но Феодот не мог или не хотел исцелиться от своего недуга. Наконец, не терпя настоятеля, он решился оставить монастырь, и пошел к святому Кириллу, чтобы сказать ему об этом. Св. Кирилл знал причину его удаления, знал о его злобе против себя, и однако же принял его с отеческою любовию и ласкою. Устыдился Феодот маститых седин своего начальника и не знал, что сказать ему. Тогда прозорливый Кирилл, взяв его за руку, вместо всяких упреков и порицания, сказал: «возлюбленный о Христе брат! все обманулись и погрешили, почитая меня добрым человеком; ты один истинно судил, познав мои грехи и злобу. Но уповаю на милость Господа моего, что Он поможет мне исправиться, а ты прости мне досады и оскорбления и помолись о мне к Тому, Иже не хощет смерти грешника». Инок, глубоко пораженный смирением старца, пал к ногам его и со слезами признался, что напрасно ненавидел его, прося прощения. С этого времени Феодот нашел покой в своей душе и начал больше всех любить своего наставника. II. По поводу мудрого миролюбия преп. Кирилла белоозерского, опыт которого предложен вашему вниманию, благочестивые слушатели, побеседуем «о средствах к достижению христианского мира между людьми». Вот эти средства по указанию слова Божия и богомудрых отцев и учителей церкви: а) Обуздывай свои страсти, из-за которых чаще всего нарушается христианский мир. «Откуда брани и свары в вас?» вопрошает апостол Иаков. «Не отсюду ли, от сластей ваших, воюющих в удех ваших» ( Иак. 4, 1 )? Значит, доколе существуют страсти в нашей природе, дотоле не может быть совершенного мира между людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Память преподобного Кирилла, игумена Белоезерского Прп. Кирилл родился в Москве в 1337 г. и при крещении получил имя Косма. Его родители были знатными благочестивыми людьми. Когда Косма остался сиротой, его воспитание поручили одному из близких родственников, Тимофею Вельяминову, боярину при дворе великого князя Димитрия Донского. Тимофей Вельяминов быстро оценил ум и большие достоинства питомца и передал ему управление всем своим имуществом. Однако, несмотря на оказанную честь, Косма оставался печален, потому что в его сердце уже загорелась любовь к ангельской жизни. Ни в один из монастырей, которые он посещал, его не приняли, опасаясь гнева влиятельного боярина Тимофея. Косма тайно молился Богу освободить его от суетных мирских привязанностей. Узнав о приезде в Москву игумена Махрищского монастыря прп. Стефана ил.], Косма разыскал его и со слезами поведал о своем святом желании. Стефан облек его в монашескую одежду, поменял имя, назвав Кириллом, хотя и не совершил над ним пострига, и сообщил эту новость Тимофею. Боярин в ярости оскорбил и выгнал человека Божия, но благодаря увещаниям супруги вскоре раскаялся, попросил прощения у святого игумена и позволил Кириллу следовать путем, который Бог ему предначертал. Раздав всё свое имущество, Кирилл ушел в Симонов монастырь, где и принял постриг от св. Феодора н.], племянника прп. Сергия Радонежского. Его духовным наставником стал благочестивый монах Михаил, рукоположенный впоследствии в епископа Смоленского. Молодой монах был послушен старцу, как Самому Богу, и с радостью соблюдал все правила монашеской жизни. Охваченный ревностью сверх меры, он просил у духовного отца благословения поститься больше, чем другие братия, и вкушать пищу через два-три дня. Михаил не разрешил этого, а благословил кушать за общим столом с братиями, только не до сытости. Они вставали ночью на молитву, и пока старец читал Псалтирь, Кирилл клал поклоны до начала утрени. Это ночное бдение стало для святого важнее пищи и питья, и даже получив тяжелое послушание в хлебопекарне, Кирилл от него не отказался. Когда появлялись бесовские видения, особенно в отсутствие старца, св. Кирилл читал Иисусову молитву и творил крестное знамение. Он достиг таких успехов в обуздании плоти, что братия почитали его ангелом, а не человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сортировать по Исключить новости Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. 22 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Кирилла, игумена Белоезерского. Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский (в миру Косма) — родился в Москве у благочестивых и знатных родителей. Оставшись   сиротой, жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского (1363–1389). Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского († 1406; память 14 июля) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора († 1394, память 28 ноября) с именем Кирилл. Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2–3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь». Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа. Избегая славы человеческой, преподобный временами  юродствовал. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду. Преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Сортировать по Исключить новости Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. 22 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Кирилла, игумена Белоезерского. Преподобный Кирилл, игумен Белоезерский  (в миру Косма) родился в Москве у благочестивых родителей. В юные годы он остался сиротой и жил у своего родственника, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего при дворе великого князя Димитрия Донского (1363–1389). Светская жизнь тяготила юношу. По просьбе преподобного Стефана Махрищского († 1406; память 14 июля) боярин отпустил Косму в Симонов монастырь, где он и принял постриг от святого Феодора († 1394, память 28 ноября) с именем Кирилл. Иноческие послушания преподобный Кирилл исполнял под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского. Ночью старец читал Псалтирь, а преподобный Кирилл клал поклоны, но по первому удару колокола шел к утрени. Он просил у старца дозволения вкушать пищу через 2–3 дня, но опытный наставник не разрешил этого, а благословил есть каждый день с братией, только не до сытости. Послушание преподобный Кирилл нес в хлебопекарне: он носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Когда преподобный Сергий Радонежский приходил в Симоновскую обитель, то прежде прочих посещал и с любовью беседовал с преподобным Кириллом. Из хлебопекарни преподобного Кирилла перевели в поварню, и святой говорил себе, смотря на пылающий огонь: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь». Девять лет трудился в поварне преподобный Кирилл и стяжал такое умиление, что не мог без слез вкушать хлеб, благодаря Господа. Избегая славы человеческой, преподобный временами стал юродствовать. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу на 40 дней хлеб и воду; преподобный Кирилл с радостью понес это наказание. Но как ни таил святой свою духовность, опытные старцы понимали его и против воли заставили принять сан иеромонаха. В свободное от служения время преподобный Кирилл ставил себя на чреду послушника и занимался тяжелыми работами. Когда святой Феодор был посвящен в архиепископа Ростовского, братия в 1390 году избрала преподобного Кирилла архимандритом обители.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

архим. Иаков II. Жизнь преп. Кирилла на Белоозере до его кончины Водружение Креста на избранном месте, водворение в землянке и разлучение с Ферапонтом Водрузив Крест на избранном месте, св. Кирилл отпел благодарственный канон в похвалу Пресвятой Богородице. Тогда рассказал он свое видение спутнику своему Ферапонту, и вместе они прославили Бога и Пречистую Богородицу. Сперва устроили они шалаш, потом ископали в земле келлию, в которой и поселились вместе. Но Ферапонт не долго жил с Кириллом; он, верстах в пятнадцати от Кирилла, основал другой монастырь на возвышенном месте между двумя озерами Бородавским и Пасским. Пр. Кирилл остался один на избранном им месте. Это была небольшая круглая поляна среди пустынного бора и густой чащи, как стеною окруженная озерами Сиверским, Долгим и Лунским. Здесь возникла знаменитая Кирилло-Белоезерская обитель, которой суждено было иметь великое значение для всей северной России. Еще задолго до прихода св. Кирилла, живший недалеко от этого места земледелец Исаия, слышал звон и пение раздававшееся на этом месте, но напрасно он с товарищами искал кого либо найти на этом месте; звон и пение слышали они, но никого не видали. Труды и искушения преп. Кирилла на новом месте Много искушений, всякого рода лишений и даже опасностей смертных пришлось испытать св. Кириллу в его уединенной жизни. Пр. Кирилла в ископанной им пещере навещали иногда двое живших по соседству крестьян: Авксентий Ворон и Матфей Кукос, после бывший пономарем в монастыре преподобного Кирилла. Однажды, ходя с ними по лесу, Кирилл так был отягчен сном, что, не смотря на убеждения спутников, лег отдохнуть. Едва заснул он, как слышит голос: беги, Кирилл! Он проснулся, вскочил с своего места и тут же на то место, где он лежал, упало большое дерево. Кирилл, уразумев искушение постигшее его по коварству диавола, молил Бога и Пречистую Богородицу дать ему силу одолевать сон. И после сего он получил силу нередко по целым суткам оставаться без сна. В другой раз пр. Кирилл, вырубив лес и вырыв корни, чтобы очистить место для посева овощей, набранный им в одно место хворост зажег, чтобы очистить поляну. Но поднялся сильный ветер, дым и огонь вдруг окружили Кирилла, так, что он не знал куда выйти. Но вот видит он: кто то похожий на его родственника, боярина Тимофея, берет его за руку, и, говоря: иди за мною, выводит его из огня. Устроение часовни и келлий; собрание братии

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Это один из последних удерживающих то зло, которое сейчас царствует в мире» Игумен Киприан (Ященко) рассуждает о личности духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) в день его тезоименитства 22.06.2016 2023 Время на чтение 3 минуты Сегодня, 22 июня, в день памяти прп. Кирилла Белоезерского, мы также отмечаем день тезоименитства великого старца и молитвенника, духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова). О личности старца рассуждает в интервью «Русской народной линии» доцент, декан факультета педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета игумен Киприан (Ященко) : Сегодня День Ангела великого нашего русского старца отца Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой лавры, духовника многих монахов, архиереев, мирян. Отцу Кириллу исполняется уже 97 лет, почтенный возраст. В последние годы батюшка находится в такой болезни, что ему сложно разговаривать и сложно слышать, но, тем не менее, мы верим, что он молитвенно с нами, что его великая духовная молитва нас поддерживает. Сегодня совет Троице-Сергиевой Лавры поехал поздравить отца Кирилла в Переделкино, в его келью. В Московской Духовной Академии собрались его духовные чада на трапезу, чтобы вспомнить о своем пастыре. Присутствовали братья Троице-Сергиевой Лавры, преподаватели Московской Духовной Академии, монахини и миряне, которые смогли в этот день приехать и почтить отца Кирилла. Отец Кирилл известен как сержант Павлов, который в годы войны проявил особый героизм в городе Волгограде, и дом Павлова, который отец Кирилл отстоял и за который получил награду Героя Советского Союза, до сих пор является свидетелем тех молитв, которые он произносил. Батюшка сохранил с тех пор Евангелие, которое он и нашел в обломках этой тяжелейшей битвы, читал и молился, предстоял пред Богом. И Господь помог дом Павлова сделать неприступным. Так он и называется – «дом Павлова». Отец Кирилл, конечно, - это духовник, у которого ум плавает в Евангелии, который не только досконально и близко к тексту, наизусть знает Евангелие, но, самое главное, отец Кирилл – это такая личность, который исполнил в своей жизни и исполняет Евангелие. Когда мы приходили на исповедь, он выслушивал и отвечал нам евангельскими словами, наставлял нас евангельскими словами. Жизнь по Евангелию, исполнение Евангелия в реальной жизни является отличительной чертой отца Кирилла.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/22/et...

архим. Иаков I. Житие преподобного Кирилла от рождения его до основания им обители Кирилло-Белоезерской Рождение и воспитание Кирилла Преподобный Кирилл родился в 1337 г. от благородных и благочестивых родителей, живших в Москве. Мирское имя его было Косма. Попечительные родители озаботились воспитать сына в страхе Божием и в чистоте, и попечение их было благословлено самым вожделенным успехом. Вместе с обучением грамоте, Косма обучался и ведению закона Божия, и чрез чтение Священного писания и творений отцов Церкви приобретал духовное разумение. Просвещая свой разум, он проводил и жизнь чистую, так что его не только любили, но и уважали знавшие его. Перед своею кончиною родители Кирилла поручили его покровительству своего родственника, окольничего при великом князе Дмитрии Иоанновиче, Тимофея Васильевича Вельяминова 1 . Честность Космы во всех делах, добродетельная его жизнь, его благочестие, обнаруживавшееся в частом посещении храма Божия, усердии к молитве и в постничестве привлекли к нему любовь и доверенность Вельяминова, и он сделал его участником трапезы своей, и потом назначил его управителем всего своего имения. Склонность к иноческой жизни Но Косма, с самой кончины своих родителей, питал в душе своей желание удалиться от мира и проводить иноческую жизнь. Он должен был в глубине души скрывать это желание, не открывая никому из домашних; ибо ему известно было, что Тимофей Васильевич не желал этого. Он искал случая, удобного к приведению в исполнение своего намерения. Посему нередко посещал московские и окрестные монастыри с мыслию, не найдет ли где возможности принять пострижение. Но страх гнева от сильного при князе боярина удерживал настоятелей от пострижения Космы. Ему оставалось, возложив упование на Господа, жить и в мире, как живут иноки. И он по своему усердию к храму Божию, частым постам, продолжительным молитвам, милостыням и по заботе о чистоте сердца, по своему незлобию, был иноком. Игумен Махрищский Стефан Много лет жил так Косма. Но наконец Господь исполнил желание его сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Икона преподобного Сергия с учениками из Успенского собора Лавры Радонежские святые: Симон, Ксенофонт, Варфоломей, Иаков, Наум, Василий, Иаков, Макарий, Авраамий Галицкий, Стефан Махрищский, Мефодий Пешношский, Кирилл Белоезерский, Онисим, Григорий Авнежский, Никита Серпуховской, Сергий Нуромский, Евфимий Суздальский, Андроник Московский, Димитрий Прилуцкий, Стефан Пермский, Афанасий Серпуховской, Ферапонт Можайский, Савва Сторожевский, Павел Комельский, Феодор Ростовский, Иоасаф, Михей, СЕРГИЙ, НИКОН, Дионисий, Максим Грек , Серапион. Благочестивому читателю Однажды в глубокий вечер, когда преподобный Сергий совершал свое обычное молитвенное правило и весь был погружен в сердечную молитву за духовных чад своих, вдруг он услышал голос, звавший его по имени: «Сергий!» Удивился Преподобный столь необычному зову в тишине ночной. Сотворив молитву, он открыл оконце своей келлии и увидел дивное видение: в высоте небес сияет чудный свет и разгоняет тьму ночную, так что стало светлее дня, а неведомый голос снова говорит ему: «Сергий! Ты молишься о детях твоих духовных: Господь принял молитву твою. Посмотри кругом – видишь, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы!» И Сергий увидел множество прекрасных птиц, никогда дотоле им невиданных; они летают не только по всему монастырю, но и вокруг ограды его, – летают и поют несказанно – сладостно... А он опять слышит таинственный голос с высоты небес: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно будут они украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим!» И подлинно, подобно птицам небесным, умножились ученики и подражатели преподобного Сергия, причем одни из них остались в гнезде своем, в родной своей обители Троицкой, другие разлетелись по разным странам и концам нашего обширного отечества, всюду стараясь верно сохранять духовные заветы своего великого аввы Сергия и следовать стопам его в подвигах иночества. И повсюду, так или иначе, они славили имя его, которое сделалось известным и почитаемым не только на необозримом пространстве отечества нашего, но и далеко за пределами России, в странах православного Востока и инославного Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как много пустынных пространств видел в северо-восточной Руси иностранный путешественник XVI века, так изображается эта страна и в житиях русских святых. И подвижнические пустыни большею частью были самыми первыми обителями, починками заселения необитаемых лесов севера и проводниками дальнейшей колонизации северо-восточного края. Мы не намерены здесь входить в подробности истории монастырского расселения, но нелишним считаем указать хоть два примера. Пустынею были еще в первой половине XIV стол. большие пространства в самой московской области. Но с тех пор, как в лесах радонежских преподобный Сергий основал свою пустыню, процветшую потом в знаменитую лавру, – с тех пор быстро заселились леса радонежские и другие окрестные московские земли. «Пустыня тогда была непроходимая, писал в половине XVII века троицкий келарь Симон Азарьин в предисловии к списанию о чудесах Сергия, – ныне же всем зримы окрест обители поля мирские и села и деревни многолюдныя. Стези не быша тогда, и непроходно бысть человеческими стопами, ныне же пути дороги велия и проезды всякаго чину людем, днем и нощию безпрестанно идущим. Много же тогда гадов и ползущих змиев являхуся ему на устрашение безстрастному его житию; ныне же окрест обители его, за 10 поприщ и вящше ползущих змиев и ужев не бывает.... И елико людей во обители и около обители в слободах множашеся, толико по премногу вода и всякая потреба изобиловавшеся. Тогда в рощах тех и древес толико не бысть, елико ныне многолюдственное число человек в слободах на тех местах, идеже рощи велиции быша». 6 Точно также, когда друг и собеседник преподобного Сергия, св. Кирилл белоезерский поселился около Белоозера, – «пусто и скудно было место то, по словам жизнеописателя его: «бор бяше велий и чаща и никому же от человек живущу». А когда пустыня преподобного Кирилла стала знаменитою обителью, – в окрестностях её стало на лесах и на пустошах до 393 поселений: «монастырские села и деревни и починки в белозерском и вологодском уезде стали на лесах и на пустошах, которые леса и пустоши, при Кирилле чудотворце и после Кирилла чудотворца, в их монастырь давали великие князья и великие княжны и удельные князья». 7 Особенно много деревень «посажали на лесе» игумены Христофор, Трифон и Касьян, следовавшие один за другим после преподобного Кирилла. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010