В Белозерской стране самым древним монастырем был Устьшехонский Троицкий, находившийся первоначально в 17 верстах от Белозерска к востоку, на устье реки Шексны. Монастырь этот основан (в 1251 г.) первым белозерским князем Глебом Васильковичем в память чудесного исцеления малолетнего сына его Михаила от слепоты, последовавшего от иконы Святой Живоначальной Троицы. Князь, украсив чудотворную икону, перестроил самую церковь, где она находилась, поставил вокруг церкви кельи, учредил общежительство для двадцати братий, выпросил для них из Валаамского монастыря настоятеля Геннадия и, обогатив свою обитель вкладами, отчинами и угодьями, дал ей средства для дальнейшего существования . Спустя почти полтора столетия возник в Белозерской стране другой монастырь — Кирилло-Белоезерский. Преподобный Кирилл родился (1337) в Москве, принял пострижение в Симоновой обители, где еще на низших степенях послушания заметил и отличил его преподобный Сергий Радонежский, нередко посещавший племянника своего архимандрита Феодора. Когда Феодор взят был на епископскую кафедру Ростовскую (1389), Кирилла избрали на его место в настоятеля Симонова монастыря. Но святой старец, любя безмолвие, оставил настоятельство, а затем и самую Москву и удалился в пределы белозерские. Там, в глубокой пустыне, на северном берегу озера Сиверского положил он начало (1397) новой обители, собрал иноков, которые охотно шли к нему из Симонова и других монастырей, дал им строгий общежительный устав и, управляя ею в продолжение тридцати лет († 1427), своими высокими подвигами приобрел себе всеобщее уважение и братии, и народа, и князей и оказывал сильное духовное влияние на всю страну. Монастырю святого Кирилла Белоезерского суждено было сделаться знаменитейшим из всех монастырей Северной России . Вместе с преподобным Кириллом прибыл в Белозерский край и другой постриженник Симонова монастыря — преподобный Ферапонт, урожденец волоколамский. Скоро, однако ж, они расстались, и Ферапонт основал (1398) на возвышенном берегу озера Бородавского, в четырнадцати верстах от нынешнего города Кириллова, общежительный монастырь Белоезерский Ферапонтов. Можайский князь Андрей Дмитриевич, которому принадлежало и Белоозеро, узнав об этой обители и о святости жизни ее настоятеля, пожаловал ей многие угодья и тем способствовал к скорейшему благоустроению ее и процветанию .

http://sedmitza.ru/lib/text/435894/

Были в обители два брата родные — иноки Христофор и Сосипатр. К большому огорчению Христофора, Сосипатр тяжело заболел. Но прп. Кирилл сказал Христофору: «Никто из вас не умрет прежде меня, но после моей кончины многие последуют за мною!» После преставления преподобного из 53 человек монастырской братии скончалось 30. Один боярин хотел подарить монастырю поместье; инок Феодор просил благословения посмотреть его, но прп. Кирилл, строго соблюдавший, подобно прп. Сергию Радонежскому, заповедь нестяжания, ответил: «При жизни моей мне его не надо; после моей смерти делайте как хотите». Феодор оскорбился этими словами, но скрыл это чувство; и когда прп. Кирилл скончался, он стал жестоко мучиться угрызениями совести. Но преподобный явился иноку Мартиниану (память его 12 янв.) и сказал ему: «Скажи Феодору, что я ничего не имею против него!» И в душе Феодора водворился мир. Последние дни своей жизни прп. Кирилл провел в своей келье в полном молчании; ноги отказывались ему служить. В церковь братия приносили его на руках, однако же он не оставлял служения Божественной литургии и в последний раз совершил ее в день Святой Пятидесятницы. Скончался он на следующий день, в праздник Духова дня, 9 июня 1427 г., девяноста лет от роду, приняв Святые Тайны Христовы в минуту отшествия души своей от тела. В это же мгновение он явился больному монастырскому работнику и исцелил его. Преемником своим прп. Кирилл избрал старца Иннокентия. Преемником же Иннокентия был игумен Христофор, ревностный блюститель устава прп. Кирилла. Одевался игумен Христофор так убого, что богомольцы часто не могли признать в нем настоятеля. Раз князья пригласили его приехать в Москву, но он отказался. Кирилло-Белозерский монастырь дал много замечательных подвижников. Из них самым выдающимся был прп. Нил Сорский, основатель на Руси скитского жития (память его 7 мая), и прп. Корнилий (память его 19 мая), который в своем Комельском монастыре ввел устав Кирилло-Белозерского монастыря и был истинным преемником по духу прп. Сергия Радонежского и прп. Кирилла Белозерского и продолжателем их заветов. Монастырская библиотека Кирилло-Белозерского монастыря, богатая древними рукописями и книгами (до 2 тысяч), которые далеко еще не все были изданы, была настоящей сокровищницей для богословов и ученых исследователей старины.

http://sedmitza.ru/lib/text/437303/

Стефан. Феодор постриг его в полное иноческое пострижение, оставив за новым иноком имя, данное ему Стефаном при облачении в рясофор. Подвиги Кирилла в келейном послушании По правилам общежития, новоначальный инок отдается под руководство опытного старца. Феодор поручил Кирилла старцу Михаилу, после бывшему епископом смоленским 3 , который проходил высокое по Боге житие в молитвах, посте и бдениях и во всяком воздержании. Отдавшись вполне в послушание старцу, Кирилл открывал ему каждый свой помысл и старался подражать его высокому житию; пост вменял себе в наслаждение, зимою терпел холод, ночи часто проводил в молитвах без сна. Старец читает Псалтирь, а Кирилл слушает и творит поклоны; иногда это продолжалось до того времени, как ударят в било, призывая к утреннему богослужению. Услышав клепание, Кирилл спешил в храм, чтобы одному из первых придти туда. Сну Кирилл предавался сидя и желал постоянно усиливать подвиги умерщвления тела. Он просил у старца позволения принимать пищу через два или три дня; но старец не дозволил этого и велел ему ходить с братиею за трапезу, только не есть до сытости. Хотя послушание старцу и молитвы его как щит ограждали Кирилла от стрел врага спасения, но случалось и ему терпеть страхования от демонов, обыкновенно нападающих на ревностных подвижников. Иногда во время чтения правила слышались стук и толчки в стену, но силою крестною прекращалось это страхование. Случалось, что в то время, как Михаил выходил за чем либо из келлии, являлись разные устрашающие видения; но Кирилл, именем Иисусовым, последуя Лествичнику, бил супостата и страшные видения исчезали. Его труды в хлебне и поварне Не мало времени провел св. Кирилл в послушании у Михаила. Игумен, видя его утвердившимся в правилах иноческой жизни, назначает ему служение в хлебне. Он носил воду, колол дрова, подавал на трапезу братии теплые хлебы. Со всем усердием и с полною любовию совершал он свое служение, сопровождая его молитвою. Сам он пищи вкушал столько, сколько нужно, дабы не изнемочь от голода, стараясь вместе с тем скрыть от братии свое воздержание; кроме воды он не знал другого пития и ту вкушал в меру, не удовлетворяя вполне жажды. В свободное от послушания время становился на молитву и иногда целую ночь продолжал свой молитвенный подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре, в 1950 году, отец Кирилл окончил Духовную Семинарию, выпуск состоялся 20 июня. Выпускникам вручили аттестаты и Библии, в которых были сделаны памятные записи: «Согласно постановлению Совета Московской Духовной Семинарии, окончивший Семинарию в 1950 году (фамилия, имя) награждается этою Святой Библией для постоянного жизненного руководства и назидания» 19 . Это благопожелание было весьма близко Батюшке, и он пронес его через всю жизнь. Затем выпускник Семинарии поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1954 году, представив работу «Учение о Таинствах в творениях отцов Церкви III веков христианства». В характеристике выпускника было отмечено: «...на протяжении всего времени его занятий в Московских духовных школах был безупречного поведения. Его трудолюбие и прилежание в занятиях, его дружественное, по-товарищески отзывчивое обращение с сокурсниками – всегда и всеми отмечались как основные черты его характера». Последний экзамен в Академии был 15 июня, а выпуск – 17 июня. Выпускникам была вручена книга «Патриарх Сергий и его духовное наследие» 20 . В день последнего экзамена выпускник Академии пишет прошение наместнику Лавры, архимандриту Пимену (Извекову): «Имея давнее влечение к иноческому образу жизни, я имею сердечное желание в настоящее время после окончания Духовной Академии поступить в обитель Преподобного Сергия и нести все послушания, какие будут на меня возлагаться. Поэтому прошу Вас, о. наместник, принять меня в число послушников братии Троице-Сергиевой Лавры». Вскоре последовало прошение отца наместника на имя Патриарха о пострижении послушника в монашество. Двадцать пятого августа 1954 года архимандритом Пименом выпускник Академии был пострижен в монашество и назван в честь преподобного Кирилла Белоезерского (память 9/22 июня). Так промыслительно монашеские именины отца Кирилла приходились на день начала Великой Отечественной войны. В этом же году осенью, на праздник Преподобного Сергия, митрополит Ростовский и Каменский Вениамин (Федченков) в Успенском соборе рукоположил Батюшку в сан иеродиакона, а 30 ноября епископ Иоанн, Псковский и Порховский (Разумов), в Трапезном храме рукоположил отца Кирилла в сан иеромонаха 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Из дошедшего до нас письма преподобного Кирилла к князю Андрею Дмитриевичу видно, что этот князь чтил Кирилла, как своего духовного отца. Когда князь Андрей Дмитриевич, оставленный в москве для защиты её от нападения Едигея, успешно защитил столицу против полчищ его, он поспешил уведомить о сем Кирилла 7 . Кирилл отвечал ему: «господину благоверному князю Андрею Дмитриевичу Кирилл чернечище, грешный и непотребный, с своею братицею много челом бием и Бога молим о вашем здравии господей наших, поминая, господине, твою любовь, что имевши к Пречистой Богородице, и к нашей нищете, и поминая, господине, твою великую и довольную милостыню господина нашего. Да что ми еси, господине, писал о преславном чудесе Пречистые Богородицы, паче слова и смысла преславная Её чудесе. Слава Тебе, Боже, слава Тебе крепкий, слава Тебе бессмертный, хвалимый в Троице всеми небесными силами, и родом человеческим! Молитвами Богородицы Матери Своея, такову излия милость в последний сей род, услышав моление Матери Своея о роде крестьянском. Слыши, господине, князь Андрей, Ветхое писание: егда восхощет Бог кую землю показнити за нечестие, посылает преж проповедники, дабы обратились; и аще обратятся, отводит Господь от них Свой гнев, мимоходит скорбь, и прелагает печаль на радость, и показует на них Свою милость. Господине князь Андрей! Нам ныне видевше Пречистые Госпоже Богородицы преславная Её и великая чудеса, и о том ся, господине, радоватися сердцем и душею устрашитися на всяк час, что сподобил нас Бог пречистою Своею Материю, в последний сей род, таковыми знамении и чудесы избавити крестьянский род от нашествия иноплеменных враг: и нам, господине, ныне видевше на нас Божию милость и Пречистые Богородицы помощь, поминати бы грехи своя, и о том бы плакатися, и просити у Бога милости и помощи и у Пречистые Его Матери на благая дела: и аще видит нас милосердый Господь в сокрушении и сетовании ходяща, не презрит нас, якоже Ниневитяны, но обычным сим человеколюбием помилует. Благого и преблагого Бога благодарити должни есмы, Того бо есмы создание и рабы, искуплени есмы честною Его кровию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковные правила разрешают как исключение причащать перед смертью даже тех, кто принял пищу. Один молодой человек, духовный сын отца Иоанна, отправляясь в дорогу, услышал от него настоятельный совет причаститься. Сославшись на то, что уже пил кофе, он сначала отказался. Тем не менее отец Иоанн, настояв на своем, причастил его. В тот же день молодой человек попал в железнодорожную катастрофу и погиб. Причащение необходимо для умирающих. Необходимо потому, что соединяет человека со Христом, Который после конца мира воскресит всех нас, верных христиан, и  уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его  ( Флп.3:21 ). Чтобы причастить умирающих, святые иногда совершали даже чудеса. Так, в монастыре, где настоятельствовал преподобный Кирилл Белоезерский, умирал инок Далмат. Священник принес Святые Дары для причащения, но обнаружил его уже скончавшимся. Смущенный этим обстоятельством, иерей поспешил сообщить о случившемся настоятелю. Преподобный Кирилл, весьма огорчившись услышанным, затворился в своей келлии и встал на молитву. Спустя непродолжительное время в дверь постучали. Келейник принес весть о том, что Далмат еще жив и просит причащения. Святой срочно послал за священником, который хотя и выразил недоумение, но пошел в келлию Далмата. Каково же было его удивление, когда он увидел инока сидящим на постели! После причащения Далмат попрощался с братией и мирно отошел ко Господу. Все эти примеры показывают нам значение причащения не только для духовной жизни христианина на земле, но и для благополучного перехода в блаженную вечность. Однако случается, что и глубоко верующие люди умирают без приобщения Христовых Тайн. Какова их участь в загробном мире? Ответ на этот вопрос можно найти в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной священномучеником Серафимом (Чичаговым ; 1937). В 1829 году, повествуется в «Летописи», Анна Петровна Еропкина вышла замуж за достойного во всех отношениях молодого человека. Молодожены были представителями именитых дворянских семейств, и их, по общему мнению, ждало счастливое будущее. Однако через несколько недель молодой человек заболел и слег в постель. Несмотря на все усилия опытных врачей, он со дня на день всё более и более слабел. Не желая его огорчать словами о возможной смерти, Анна Петровна боялась предложить ему приготовиться к таинствам покаяния и Святого Причащения. В свою очередь супруг, хотя и был истинным христианином, вероятно, также боялся напугать молодую жену приглашением священника или думал, что болезнь не приведет его к смерти. Тем не менее он неожиданно скончался.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Я не служил в Афганистане, Господь сберег. Но прыгал с парашютом в ДОСААФе еще до армии, и вся наша группа была призвана. Нас, все 36 человек, посадили в автобус, я со всеми попрощался, вдруг заходит офицер и спрашивает сколько нас. Ему нужно было 35 человек. Один был лишний. Меня первого в списке, Бородина, отправили. Остальные попали в Фергану, в учебку, из которой все попадали в Афганистан. По письмам мы потом это уже поняли. Если бы я попал в Афганистан, если бы убил кого-то, даже защищаясь, я б не мог быть священником. Мне трудно об этом рассуждать и осуждать. В такой ситуации я не был. Это всегда немного некрасиво обсуждать. Если человек попадает в музей, который находится на территории концентрационного лагеря, конечно, сразу начинает понимать, где правда. Население немецких городов и деревень после 45 года принудительно, американцы очень это практиковали, возили на экскурсии всех по очереди в концлагеря. А добрые бюргеры со своими семьями якобы этого ничего не знали. А может и правда не знали... Вопрос:- Что делать, чтоб память о воинах, отдавших свои жизни за нас, почиталась? о. Фёдор:  - Мы молиться можем. Церковь нашу отстоял Господь особенно в хрущевские гонения, но опирался Он на вдов, погибших воинов, которые и составляли общины. А многие воины вернувшиеся стали священниками, монашествующими. Сегодня Кирилл Белоезерский. Поэтому всех, кто чтит память отца Кирилла Павлова, Царствие ему Небесное, прошу помолитесь, сегодня день его ангела, его всегда поздравляли в этот день. Это был настоящий воин, прошедший Сталинград. Если внимательно посмотрите на фото, увидите, что получил ранение в лицо. Видно по искаженной губе, по шраму до уха. Это был настоящий воин духовный, который сначала прошел войну. Воевал телесно и духовно. Царствие Небесное батюшке дорогому. В период семинарской учеб м всегда знали, что есть отец Кирилл, который всегда правильно ответит на вопрос. Это был такой общецерковный авторитет, который после молитвы и размышления всегда говорил правильно. Думаю, что он обязательно будет причислен к лику святых, и в этот день будет совершаться ему служба.

http://radonezh.ru/2021/07/06/esli-rodst...

Из русских святых здесь отмечены: сентября 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 19 и марта 5 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 и февраля 14 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 1 – Савва Вишерский; октября 4 – Гурий архиепископ Казанский и Варсонофий епископ Тверской; октября 5 – Петр, Алексий и Иона митрополиты; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 5 – Иона архиепископ Новгородский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11 – Максим юродивый Христа ради Московский; ноября 22 – Михаил князь Тверской; ноября 23 – Александр Невский; ноября 27 и февраля 11 – Всеволод князь Псковской, в крещеяии Гавриил; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий, февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 31 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 16 – Ефрем Перекомский; мая 21 – Константин князь Муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 24 – Никита Переяславский; мая 26 – Макарий Колязинский; мая 27 – митрополиты: Киприян, Фотий и Иона; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 3 – Димитрий Царевич; июня 9 – Кирилл Белоезерский; июня 25 – Петр князь Муромский (в иночестве Давид) и княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния); июня 29 – Петр царевич Ордынский в Ростове; июля 8 – Прокопий Устюжский; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир; августа 2 – Василий блаженный Московский; августа 21 – Аврамий Смоленский; августа 30 – Александр Свирский . Славянские святые отмечены: октября 28 – Арсений Сербский; мая 26 – Георгий новый Болгарский; июня 2 – Иоанн инок Сачавский; августа 16 – Иоаким Сардипольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из церковной летописи видно, что по основанию своему Ильинско – Тихоновская церковь есть древнейшая в Ярославле, современна основанию самого города, построена была великим князем Ярославом I Владимировичем в честь св. пророка Илии и сначала была деревянная, одноэтажная, малых размеров, не раз горевшая. Чтимые святыни: древняя икона храмовая, на коей изображены св. Тихон Амафунтский, св. Антипа, епископ Пергамаасийский и Кирилл Белоезерский. Земли имеется только под церковью и около ее в ограде. Церковный дом новый, каменный, устроенный в 1902 г. на средства, вырученные от продажи старого церковного дома 14 500 руб. и 3000 руб., пожертвованных для сего потомственной гражданкой Н. И. Литовой. Устроен дом со всеми удобствами, весьма просторный, на три квартиры. Капитала в билетах 3940 руб. Прихожан муж. пола 70 душ, жен. пола 80. Приходская «имени М. М. Литова» богадельня на 15 лиц жен. пола, преимущественно для прихожанок, устроена потомственной почетной гражданкой Н. Ив. Литовой в пожертвованном ею имении, рядом с церковью. Имение состоит из земли 540 кв. саж., на которой стоят каменный двухэтажный дом, двухэтажный деревянный флигель, каменная прачечная и надворные постройки. На этой же земле выстроен и новый церковный дом для причта. Богадельня содержится на средства, получаемые с квартир в этом имении, и на проценты с основного капитала в 19 000 руб. Помещается богадельня внизу каменного дома. Помещения для 15 лиц достаточно, содержание готовое. Имеется церковно-приходское попечительство. Штат: священник и псаломщик. Получают казенного жалованья 392 руб. в год на причт. Причтового капитала в процентных бумагах 15 156 руб. 33 коп. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. По преданию, первый деревянный храм на этом месте был построен самим князем Ярославом I Владимировичем Мудрым, основавшим город на правом берегу Волги в начале XI в. До постройки Успенского храма на Стрелке в 1215 г. Ильинская церковь, вероятно, была соборной. Еще в период существования Ярославского удельного княжества (до середины XV в.) вместе с Воскресенской и Петропавловской церквями Ильинская церковь пользовалась существенными привилегиями, подтвержденными затем великими князьями и царями от Ивана III до Михаила Федоровича, что свидетельствует о ее древности и об ее особой роли в жизни города.

http://sobory.ru/article/?object=00576

Излишне напоминать, что мы не перечислили и не могли перечислить всех памятников переводной и южнославянской литературы, какие сохранились у нас от монгольского периода, так как не все они приведены в известность, не все библиотеки древнеславянских рукописей описаны. А с другой стороны, нельзя не предположить, что были и могли быть тогда в употреблении у наших предков многие другие такого же рода сочинения, до нас не дошедшие или нами не упомянутые . К сожалению, предки наши, списывая и приобретая себе в славянских переводах книги истинные, т. е. составленные в духе православия, нередко списывали вместе и такие книги, которые назывались ложными, отреченными, апокрифическими. Эти книги, по всей вероятности, начали проникать к нам из Греции и Болгарии с самого введения христианства, и преподобный Нестор, как известно, уже пользовался в своей летописи некоторыми ложными сказаниями из книги Палеи. От XIII в. дошла до нас одна из таких книг, именно: «Сказание Афродитиана персианина». И митрополит Кирилл II во 2-й половине того же века не без причины заповедовал в своем «Поучении к попом»: «Лживых книг не почитайте». В XIV столетии число апокрифов у нас еще увеличилось, и замечательно, что они помещались тогда у нас в одних и тех же сборниках вместе с книгами истинными. В списках этого века сохранились доселе следующие апокрифы: отрывок из Книги Еноха, Откровение Авраама, Заветы двенадцати патриархов, Варфоломеевы вопросы Богородице, повесть о Макарии Римском, Хождение Зосимы к рахманам. Затем сохранились также: Лествица Иакова в списке 1406 ], Хождение святого Иоанна Богослова и Повесть о спасенном древе крестном в списке 1419 г. и многие другие отреченные книги в списках XV в. Чтобы предохранить православных от чтения этих книг, пастыри нашей Церкви находили нужным составлять индексы, или перечни, книг истинных и ложных, конечно на основании таких же индексов греческих и болгарских, издавна существовавших. К концу XIV и в начале XV в. встречаем у себя разом три подобных индекса: один — в Паисиевском сборнике, другой — в Молитвеннике митрополита Киприана, третий — в сборнике преподобного Кирилла Белоезерского .

http://sedmitza.ru/lib/text/435933/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010