Напротив, он всегда был готов на всякое божественное дело. Все тщеславие он попрал и полностью уничтожил истинной и нелицемерной кротостью и смиренномудрием. Посему и страсть к превозношению никогда не находила себе места в нем. И из тела, и из души своей силой Святого Духа он изгнал все страсти. Поэтому такой вот поборник благочестия и победитель страстей и оказался благодаря этому храмом и жилищем Святой и Единосущной Троицы. И вот, проведя долгое время в названных выше подвигах и просветив Святым Духом душу свою, он стал целителем душ, изгоняющим нечистых духов. Ибо просвещенного душой Спиридона, который силою Святого Духа изгонял всякую болезнь и всякую немощь как из душ, так и из тел человеческих, Бог явил для всех лучшим и духовным врачом, дабы и на нем исполнилось евангельское слово: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5: 14–15). И ведь действительно воссияло житие его по благодати Обитавшего и Действовавшего в нем Святого Духа! И стал он известен всем жителям Кипрского острова. И не только всем жителям Кипрского острова он стал известен, но и всей вселенной, о чем будет сказано ниже. Ибо «славен, – говорит божественное Писание, – плод добрых трудов, и корень мудрости неподвижен» (Прем. 3: 15). Итак, всегда проводя день и ночь в таких подвигах, о которых было сказано выше, он получил от Бога власть наступать на змей и скорпионов (Лк. 10: 19) и на всю силу вражью. Ибо, уничтожив всю его бесовскую фалангу (то есть боевой порядок), он с шумом погубил память их (Пс. 9: 7), так что из-за превосходства его святости ни сатана, ни его силы вообще не могли предстать или явиться пред лицем его с. 107–112]. Симеон Метафраст Из жития святителя Спиридона Величайшую пользу для души и великое богатство добродетели может принести житие мужественных и боголюбивых мужей. Ведь оно заставляет не только отстать от дурного, но и ревностно обратиться к лучшему. Ибо если кто-то будет одержим страстями, то, вкусив от подобных рассказов, он оставит стремление к ним и станет ненавидеть зло, а если кто печется и о добродетели, то еще горячей обратится к ней от этого повествования и стремлением к подобному будет подвигнут к подражанию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

219. Брат спросил старца: почему, когда я полагаю метание имеющему нечто на меня, то вижу, что он неискренен со мною? Старец говорит: скажи мне истину: не имешь ли в сердце своем самооправдания, когда полагаешь метание согрешившему против тебя, думая, что он согрешил против тебя, и только по заповеди полагаешь ему метание? Брат ответил: точно имею. Старец сказал: посему Бог и не полагает ему на сердце быть искренним с тобою, что ты не полагаешь ему метания с убеждением, будто ты согрешил против него, а напротив, почитаешь его согрешившим против тебя. Но хотя он и согрешил против тебя, положи в сердце своем, что ты грешен против брата своего и оправдай, тогда Бог положит ему на сердце быть искренним с тобою. При сем рассказал ему в пример такой случай: были два благочестивых мирянина, кои, согласясь между собою, оставили мир и сделались монахами. По неразумной ревности, не понявши, как должно, евангельского слова, они скопили себя царствия ради Божия. Архиепископ, услышав о том, отлучил их. Они же, думая, что сделали хорошо, вознегодовали на него, говоря: мы скопили себя царствия ради Божия, а они отлучили нас, но пойдем и скажем о сем архиепископу Иерусалимскому! Пошли и сказали ему все. Архиепископ говорит им: и я отлучаю вас. Опечалившись тем, они пошли в Антиохию к архиепископу и сказали ему о своем деле, но и он отлучил их. Говорят они друг другу: пойдем в Рим к папе, и он оправдает нас. Придя к великому архиепископу Рима, рассказали ему, что сделали с ними архиепископы, и прибавили: теперь мы пришли к тебе, потому что ты первый между всеми. Но и он сказал им: и я отлучаю вас, и да будете отлучены. В недоумении они сказали один другому: они друг другу потакают, потому что вместе собираются на соборах. Но пойдем к святому Божию Епифанию, епископу Кипрскому, ибо он пророк и не приемлет лица человеческого. Когда они приближались к городу его, открыто было ему о них, и он послал навстречу им сказать: даже и в город сей не входите. Посему, придя в себя, они сказали: поистине, мы согрешили. Пусть бы те неправедно нас отлучили, но ужели и сей пророк? Вот и Бог открыл ему о нас. И осудили они себя сами за дело, которое сделали. Тогда сердцеведец Бог, видя, что они осудили себя во истине, дал извещение о том Епифанию, епископу Кипрскому, и он сам собою послал привести их и утешил, принял в общение, и потом написал архиепископу Александрийскому: приими чад своих, ибо они покаялись поистине. Итак, – сказал старец, – вот в чем врачевание человека и чего хочет Бог: чтоб человек положил грех свой на себя пред лицем Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАОДИКИЙЦАМ ПОСЛАНИЕ Раннехрист. апокриф, приписываемый ап. Павлу. Послание, отправленное ап. Павлом лаодикийской христианской общине, упоминается в Кол 4. 16: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». Текст апокрифа известен только на латыни. Несмотря на то что блж. Иероним, еп. Стридонский, уже в IV в. утверждал, что Л. п. отвергается всеми ( Hieron. De vir. illustr. 5), апокриф сохранился в ряде рукописей Вульгаты , датируемых VI-XV вв. ( Lightfoot. 1874. P. 282-286). Руины Лаодикии (совр. Турция). Фотография. Нач. XXI в. Руины Лаодикии (совр. Турция). Фотография. Нач. XXI в. В источниках практически нет сведений о времени и об обстоятельствах написания Л. п. Тертуллиан сообщает, что еретики-маркиониты рассматривали как Л. п. Послание ап. Павла к Ефесянам и что сам Маркион принял такой перенос наименования ( Tertull. Avd. Marcion. V 11. 13 (в рус. пер.: 11. 12); 17. 1); судя по всему, в маркионовском тексте Л. п. не было указания адресата, как и в случае Еф 1. 1 в ряде рукописей ( В Муратори каноне после перечисления Павловых Посланий Л. п. наряду с апокрифическим «Посланием к Александрийцам» отвергаются как неподлинные и написанные «от имени Павла для секты Маркиона» (Fertur etiam ad Laudecenses alia ad alexandrinos Pauli nomine fincte ad heresem marcionis et alia plura quae in chatholicam eclesiam recepi non potest - Can. Murat. II 63-66). Указание Тертуллиана косвенно подтверждает свт. Епифаний Кипрский ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. XLII 9. 4; 12. 3), который приводит схолию из послания, идентифицированного Маркионом как Л. п.: «...один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Ibid. 11. 8; 12. 3). Из этого он заключает, что у Маркиона были «части так называемого послания к Лаодикийцам» и ересиарх намеренно добавил его в свой канонический список как 11-е Послание Павла, проигнорировав тот факт, что те же слова можно найти в Послании к Ефесянам (Ibid. 9. 4; 13. 1-8; ср.: Еф 4. 5-6). Епифаний не уточняет при этом, нужно ли понимать Послание к Ефесянам как Л. п., или в маркионовском каноне помимо Послания к Ефесянам было еще и отдельное Л. п.

http://pravenc.ru/text/2463111.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Аввакум прор. - житие Святой пророк Аввакум был сын Асафата и происходил из колена Симеонова, как повествует о нем святой Епифаний Кипрский в своей книге «о жизни пророков». По преданию, записанному святыми отцами (1), родиной Аввакума было небольшое селение Бетзохар, иначе называемое Виезахир. Самое имя - Аввакум (2), - данное ему при рождении, предзнаменовало, что из него выйдет сильный духом подвижник. Придя в возраст совершенный, он, ради славы имени Божия, ревностно выступил на обличение беззаконий своего народа. Сам же он, горя духом о Господе, строго соблюдал заповеди Божии, твёрдо стоял на пути добродетели, и был удостоен от Господа дара пророческого. Аввакум пророчествовал и жил после царствование благочестивого иудейского царя Езекии, когда на престоле царствовали нечестивые цари: Манассия, сын Езекии и потом Амон, сын Манассии (3). По свидетельству Священного Писания (2Пар.33:9; 4Цар. 21:2-10), в народе Иудейском при Манассии были постоянные раздоры и злодейства: сильный угнетал слабого, и негде было искать суда справедливого. Сам царь Манассия был первым гонителем невинных: он прилил весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края и до края (4Цар.21:16). По преданию, в числе невинных пострадал в это время и святой пророк Исаия, равно как пострадали многие другие обличители неправд и нечестия царя и народа. Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу. Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа еврейского; Манассии же наследовал нечестивый сын Амон, подобно отцу своему преданный грубому идолопоклонству. Пророк Аввакум глубоко скорбел о развращении своих современников. Не находя нигде правды, он изливал свою скорбь, взывая ко Господу: - Доколе, Господи, я буду взывать - и Ты не слышишь меня, буду вопиять о насилии - и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствие? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв.1:2-4).

http://pravicon.com/info-1601

I. Идея апокатастасиса в истории Церкви Что ожидает людей после смерти? Слово Божие говорит об этом вполне определённо: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ); И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ). О вечности грядущего наказания для грешников говорится также в словах: Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению ( Мк.3:29 ); Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа... подвергнутся наказанию, вечной погибели ( 2Фес.1:8–9 ). Эту истину Откровения повторило и подавляющее большинство последующих церковных писателей. Однако в первой половине III века александрийский пресвитер Ориген (†254) стал учить, что в конце мира произойдёт апокатастасис, что означает «восстановление», то есть, спасение всех разумных существ, как людей, так и демонов. Ориген был известным богословом древности и неудивительно, что его идеи можно увидеть у некоторых авторов, живших позднее. В частности, идея о конечности адских мук встречается у Дидима Слепца , св. Григория Нисского , Евагрия Понтийского , Феодора Мопсуэстийского и Диодора Тарсийского 1 . В соответствии с заповедью: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:9 ), Церковь не приняла этого новшества. Богословские споры о неправославных мнениях Оригена 2 начались ещё при его жизни, а к концу III века с обстоятельной критикой идей Оригена выступили св. Пётр Александрийский, св. Мефодий Патарский , св. Евстафий Антиохийский 3 . Ещё сто лет спустя около 400 г. состоялось четыре поместных собора, осудивших учение Оригена – Александрийский, под председательством патриарха Феофила, Римский, под председательством папы Анастасия I 4 , Кипрский, под председательством св. Епифания 5 , и Иерусалимский. Причём, по сообщению Сульпиция Севера, свидетеля одного из них, как раз идея об апокатастасисе вызвала наибольшее возмущение участников, вспыхнувшее тогда, «когда епископы читали многие отрывки из его книг... и воспроизвели одно место, в котором утверждалось, что Господь Иисус... муками Своими даже прегрешения дьявола искупил. Ибо так это по доброте и милосердию Его присуще, что, если жалкого человека Он преображает, то и падшего ангела тоже освободит» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Глава 1 2     Введение. Краткое сведение о Св. пророке Аггее, время его пророческого служения, содержание книги Св. пророк Аггей 1 – десятый в ряду так называемых «малых пророков» и первый с Св. пророком Захариею явившийся с пророческим словом после семидесятилетнего Вавилонского плена. О происхождении и жизни пророка Аггея ничего неизвестно. Епифаний, Епископ Кипрский 2 , и Св. Дорофей 3 уверяют, что Св. Аггей в молодости возвратился из Вавилона в Иерусалим, где побуждал строить св. храм, видел окончание его постройки, и тогда первый воспел: «аллилуиа», с честью был погребен вблизи гробниц священнических. Бл. Иероним удивляется мужеству Св. Аггея, с каким он, не смотря на козни врагов Иудейского народа, мешавших строить храм, произносил свои речи и побуждал Иудеев закончить постройку сего храма, а книга Ездры говорит, что, благодаря только убеждениям Св. пророков Аггея и Захарии, народ принялся за работы по постройке храма. 1Ездр.5:1 . Память Св. прор. Аггея 16-го декабря. Св. пророк Аггей жил и пророчествовал, когда кончился плен Вавилонский, а народ Иудейский, освобожденный от плена еще Киром, знаменитым Персидским царем (ок. 573г. до Р. X.), возвращался в свое отечество. К освобождению Иудеев Кир, в первый же год своего царствования, когда сделался единовластителем Азии, по свидетельству Иосифа Флавия, был расположен следующим пророчеством Исаии: так говорит Бог о Кире: пастырь Мой! И всю волю Мою он исполнит, и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен», и храму: «ты будешь основан» Ис.44 . «Так говорит Господь помазаннику Своему, Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись... дабы ты знал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради раба Моего Иакова, и Израиля избранника Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня» 4 . К освобождению Иудеев из плена, конечно, располагал Кира и славный пророк Св. Даниил своими личными беседами с царем Киром ( Дан. 6:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Воздушные мытарства. Мытарство первое – празднословия (+ВИДЕО) Цикл «Путь всей земли». Беседа 3-я Протоиерей Олег Стеняев О первом из мытарств, которое проходит душа по смерти человека, о том, какими должны быть слова и речи православного христианина, каких грехов, связанных со словом, он должен избегать, рассказывает протоиерей Олег Стеняев . «Когда мы восходили от земли на высоту небесную, сначала нас встретили воздушные духи первого мытарства , на котором испытываются грехи празднословия. Здесь мы остановились. Нам вынесли множество свитков, где были записаны все слова, какие я только говорила от юности моей, все, что было сказано мною необдуманного и тем более срамного», – так описывает блаженная Феодора первое мытарство. Обычному человеку порой кажется, что его жизнь, поступки, тем более слова могут касаться лишь его самого и не более. Но реальность несколько иная – нас окружают духи: Ангелы и бесы. За каждого из нас, бодрствуем ли мы или нет, ведется духовная брань, недоступная нашему взору. Самые духовно одаренные из нас могли себе позволить сказать следующее: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1 Кор. 13, 12 ). Существует и рукописание ( Кол. 2, 14 ), и книга ( Откр. 5, 1; 20, 12 ), в которую записываются все наши дела и деяния. Из описания мытарств мы видим свитки, составленные, скорее всего, в разное время и разными бесами, – некая диавольская канцелярия. Не надо приписывать бесам и их князю диаволу божественные свойства, им не присуще всезнание и всеведение, и тем более они не вездесущи. Скорее всего, у них действительно ведется некая «бухгалтерия» на наши дела и деяния. Я глубоко сомневаюсь, что многие из нас хотя бы один раз встречались с самим диаволом. Чаще мы можем привлекать к себе внимание каких-нибудь мелких бесят, в зависимости от наших погрешностей. Для самого диавола наши грехи и прегрешения – это как некая пища, которая подпитывает его и оправдывает существование рядовых бесов в глазах князя бесовского. Который, в свою очередь, предстает с отчетом перед Самим Богом. Сказано: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее» ( Иов 1, 6–7 ). То есть, являясь тварью, сатана имеет свое место во времени и в пространстве, и, чтобы ему что-либо увидеть или познать, ему надо там оказаться. Между собой бесы постоянно дерутся и вредят друг другу, ибо злы весьма. В «Житии святого Нифонта Кипрского» (память 23 декабря) говорится следующее:

http://pravoslavie.ru/95810.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010