(† кон. XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), ученик прп. Сергия Радонежского. Л. С. был 1-м игуменом Стромынского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Эта обитель, как свидетельствуют летописи т. н. троицкой группы, была основана прп. Сергием Радонежским по поручению Владимирского и Московского блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского к юго-востоку от Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ). Мон-рь был обетным ( Приселков. 1950. С. 418). В кон. 1379 г. (после 11 сент.) он был устроен к северу от с. Коровицина (ныне Стромынь Ногинского р-на Московской обл.), в пределах великокняжеской вол. Шерна, в память о победе рус. рати над войсками улусного кн. Бегича из Мамаевой Орды, состоявшейся 11 авг. 1378 г. на берегах р. Вожи ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. 1992. С. 85-87). Стромынская обитель позднее характеризовалась как «манастырь присныи великого князя» (ПСРЛ. Т. 25. С. 200), а в писцовых актах - как «государево богомолье» (ПКМГ. Ч. 1. С. 264, 275). Его главный храм был освящен во имя прор. Наума в воскресенье, 1 дек. 1379 г.; «игумен Сергии, преподобныи старець, постави церковь въ имя святыя Богородиця, честнаго ея Успениа, и украси ю иконами и книгами, и монастырь устрои, и келии возгради на реце на Дубенке, на Стромыне, и мнихы совокупи» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 137). По мнению Б. М. Клосса , такие важные события происходили именно в воскресные дни, в то время как летописная дата приходится на четверг; поэтому реальное освящение храма было не в 1379 г., а в воскресенье, 1 дек. 1381 г. ( Клосс. 1998. С. 58-59). Однако поездка московских князей в Троице-Сергиев монастырь, вероятнее всего, состоялась летом 1378 г. Основание Стромынской обители в 1379 г., после битвы на Воже, было символично, тем более что 9 дек. 1379 г. рус. князья начали военный поход на земли Литовского великого княжества под предводительством главного ктитора Троице-Сергиева мон-ря и участника победы на р. Воже - блгв. кн. Боровско-Серпуховского Владимира Андреевича Храброго.

http://pravenc.ru/text/2463559.html

Д.П. Голохвастовым, бывшим Действительным (1832–1849 гг.) и Почетным (1849 г.) Членом Императ. Общества Истории и Древностей Российских, в трех книгах Чтений Общества 3, 4 и 5 года третьего, 1847 г.) напечатаны были «Акты, относящиеся до рода дворян Голохвастовых», вышедшие потом и отдельным оттиском. В этом издании наряду с выписками из документов Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел, касающимися дипломатической деятельности Голохвастовых в XVI–XVII вв., помещены были и некоторые подлинные документы, сохранившиеся в семейном архиве Голохвастовых, на которые опирались Д.Д. и Павел Голохвастовы в своих статьях «о кормлении», помещенных в Русском Архиве (1889 г. т. I стр. 650 и 1890 г. т. II, стр. 209) и вызвавших разъяснение этого термина со стороны В.О. Ключевского (напечатано там же 1889 г., т. II, стр. 138; ср. там же статью о сем Д.И. Иловайского 1889 г. т. II, стр. 130–135). В настоящее время документы архива Голохвастовых принадлежат Императорскому Московскому Археологическому Обществу, коему они пожертвованы Д.Д. Голохвастовым еще в 1893 г. Так как не все они были напечатаны в 1847 году, то в настоящей описи их приводятся полностью те из них, которые представляют больший интерес. Документы печатаются в хронологическом порядке. 1. – Грамота вел. князя Василия Ивановича о пожаловании Б.Я. Голохвастова «числяки да ордынцы с пятном и со всеми пошлинами в кормленье». Напечатана в 4-ой книге Чтений Общества за 1847 г. (год третий), стр. 102, 1. Подлинная. Привесная двухсторонняя печать из красного воска, хорошо сохранившаяся (на одной стороне двуглавый орел, на другой – св. Георгий). 2. – 7029 г. июля 1. Правая грамота, данная судьями Ст. Одинцовым и Ф. JIebohmьebым на луг спорный на р. Мележе, присужденный к селу Филипповскому и деревне Черной Чудова монастыря (луг этот оспаривал келарь Стромынского монастыря). Подлинная, на 4 листах, шириною 6 вершков, длиной 1 арш. 131/2 вершков. Вот ее полный текст: По великого князя Василия Ивановича всея Руси грамотам, сей суд судили Спиридон Одинцов да Федура Левонтьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Храм Алексия Человека Божия в Красном селе (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Храм Алексия человека Божия построен в Красном селе в 1853 году, в одном из старейших подмосковных поселений, существовавшем уже в XII—XIII веках. Первые летописные упоминания о Красном селе относятся к 1480 году. Село было расположено у древней Стромынской дороги. Эта дорога шла из Москвы через сёла Преображенское и Черкизово в село Стромынь (Ногинский район Московской области) и далее на Владимир и Суздаль. Своё название село получило по расположенному в нём Великому (Красному) пруду, площадь которого равнялась площади Московского Кремля (23 га). К началу XVII века село становится большим и густонаселённым. В записях шведа Петра Петрейя, побывавшего в Москве в 1608—1611 годах, говорится, что «близ Москвы лежит большая деревня, в которой до 700 крестьян и ремесленников, она называется Красное В середине XVIII века село входит в черту города и становится окраиной Москвы. В 1837 году из центра на окраину Москвы, в Красное село был переведён Алексеевский монастырь. Первым храмом монастыря стала местная приходская церковь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня с приделом во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В 1841 году в ней был освящён придел в честь преподобного Алексия человека Божия. Центральным храмом как Алексеевского, так и Ново-Алексеевского монастыря являлся храм Алексия человека Божия. В Алексеевском монастыре это был, построенный в 1634 году, двухшатровый храм — шедевр архитектуры XVII века. Для его возведения были приглашены ведущие русские архитекторы того времени Антип Константинов и Трифон Шарутинов. Через два года они принимали участие в возведении Теремного дворца. Алексеевский храм был разобран в 1838 году, во время подготовительных работ, предшествовавших строительству Храма Христа Спасителя. Алексеевский храм, 1882 год В 1853 году в самом центре монастырских земель Ново-Алексеевского монастыря был построен храм преподобного Алексия, человека Божия. Автором его проекта стал известный московский архитектор Михаил Доримедонтович Быковский. По его же проекту монастырь был обнесён красивой стеной с башнями.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Алексия_Ч...

Церковь Сергия Радонежского (Новосергиево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Преподобного Сергия Радонежского — православный храм в селе Новосергиево Ногинского района Московской области. Памятник архитектуры местного значения. Содержание История [ править править код ] Село Новосергиево известно со времен Ивана Калиты как поселение Погостище. Ногинские краеведы Петр Копышев и Николай Солонин, занимавшиеся изучением Богородского края, предполагают, что, возможно, еще до XIV века, во времена господства речных путей, пустошь Погостище была местом сбора княжеской дани или оброка с жителей местных поселений. В церковной летописи соседнего села Филиповского записана легенда о том, что когда-то в этой окрестности произошла битва с монголо-татарскими завоевателями. После сражений осталось много убитых, похороненных на этом месте. Этим объясняется название деревни. Вероятность этого предания подтверждается тем, что и в настоящее время заметны два бугра. При произведенных в начале 1900-х годов выборках грунта на месте древнего могильника археологи обнаружили человеческие кости. И местные жители также находили при обработке земли фрагменты ратного оружия – наконечники копей, части древних мечей, кольца старинных кольчуг. В ближайшем будущем планируется археологическая экспедиция в село Новосергиево, для подтверждения предположений краеведов. Возможно, что специалистам удастся найти следы истории, которые скрывает от нас эта земля. Если проследить за дальнейшим развитием этого уголка, то мы обнаружим, что люди сначала неохотно селились в этой местности. Здесь же нет плодородных оазисов и полноводной реки, следовательно, плотность населения была мала, а экономическая деятельность жителей практически отсутствовала. Когда-то Погостище, судя по церковной летописи села Филипповского, в составе других земель этого района принадлежало Стромынскому мужскому монастырю, основанному в 1381 году, и являлось вотчиной Троице-Сергиевой лавры. Княгиня Московская Софья передала эти земли монастырю своею властью в 1444 году и до 1764 года село входило в состав вотчины. Но даже после того, как Погост стал относиться к Покровскому уезду Владимирской губернии численность населения не возрастала, и о строительстве храма в селе ещё никто даже не помышлял.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Сергия...

Пр. Сергий благословляет В. К. Димитрия на брань с Мамаем. «Господь Бог да будет тебе твой помощник и заступник.».... Благословив крестом и окропив еще раз освященною водою Великого Князя, своих иноков – витязей и всю дружину княжескую, Пр. Серий сказал Великому Князю: «Господь Бог да будет твой Помощники и Заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя!» Тронутый до глубины души пророческими речами старца, В. Князь отвечал ему: «Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлёт мне помощь против врага, то я воздвигну монастырь во имя Пресвятой Богородицы!» (что и исполнил в последствии, основав при пособничестве Пр. Сергия Стромынского Успенский монастырь, бывший приписной к Лавре). Святой Сергий проводил гостей своих до св. врат обители, и преподав в лице их мир и благословение всему воинству Православному, отпустил их с молитвенными благожеланиями. По возвращении своём в Москву (19 Августа) Великий Князь пошел к Митрополиту Киприану и рассказал ему о своем путешествии в Троицкую обитель, о беседе с великим старцем и о его предсказании. С сердечным участием выслушал Святитель его рассказ и посоветовал ему хранить сию тайну в глубоком молчании, особенно же слова святого старца: «победиши супостаты твоя» до тех пор, пока событие оправдает прозорливость Угодника Божия Сергия и утвердит оное счастливым успехом. 2. Посланцы Преподобного Сергия приносят В. Князю Димитрию Ивановичу утешительную грамотку и просфору от Великого Старца Под личным начальством Великого Князя Димитрия Ивановича и его сподвижника Князя Серпуховского Владимира Андреевича, Русское воинство достигло Куликова поля (в нынешней Тульской губернии, в Епифанском уезде). 8-го Сентября 1380 года, с раннего утра войска стали в боевой порядок между рек Непрядвы и Мечи, готовые встретить безбожного врага. В это самое время являются пред Великим Князем иноки, посланные от Преподобного Сергия, нося мир и благословение ему и всему христолюбивому его воинству. Святой Старец провидел духом нужду еще раз укрепить мужество В.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

После закрытия обители в октябре 1929 года в храме Всех Святых была устроена столовая сельхозтехникума. В 1995 году монашеская жизнь в стенах древней Давидовой пустыни была возобновлена. В 1999 году начались активные работы по восстановлению храмов. Трапезный храм во имя Всех Святых обрел соответствующее завершение. Воссозданы купол и крест. Внутри храма восстановлен интерьер: сияющий золотом иконостас, киоты на стенах, настенная живопись. На иконах нижнего ряда иконостаса изображены святые, подвизавшиеся в Подмосковье и имеющие малую известность. Это – преподобные Савва Стромынский, Владимир Белопесоцкий. Среди святых, изображенных на местном ряде иконостаса, есть и новопрославленные: священномученик Константин Богородский, праведный Василий Павлово-Посадский, блаженная Матрона Московская. Иконостас трехъярусный. Второй ярус традиционно украшают иконы двунадесятых праздников и событий из жизни Христа. Третий же ярус украшен венцом, в который вставлены образа святых новомученников и исповедников Российских. Святители Тихон, Патриарх Московский, Владимир, митрополит Киевский, Петр, митрополит Крутицкий, и многие другие исповедники веры Христовой, в годы лихолетий положившие жизни свои на Алтарь служения Богу. В храме на стенах старинные реставрированные иконы. Киоты выполнены в одном стиле с иконостасом. Зеленое тело прекрасно гармонирует с золотом резьбы. Особый интерес представляют росписи потолка (образ Пресвятой Богородицы Живоносный Источник) и западной стены (фрески, иллюстрирующие основание монастыря и посещение обители преподобным Иосифом Волоцким). 26 октября 2003 г. трапезный во имя Всех Святых храм обители был освящен Григорием, архиепископом Можайским. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14019

Кирилл Аминов. 21 мая 2015 г. В XVI ст., на берегу реки Клязьмы, на большой Стромынской дороге, от Москвы в 25 верстах, в Кошелеве стану Московского уезда, находилась церковь во имя Димитрия Солунского, которая была уничтожена, но когда и по какому случаю – неизвестно. Церковная земля, принадлежавшая Дмитриевской церкви, отдавалась на оброк и писалась в приходных оброчных книгах Патриаршего казенного приказа за 1638 г. так: «с церковной земли Дмитрия Солунского, в Кошелеве стану, на думном дьяке Михаиле Данилове, за оброк данью 8 алтын 2 деньги». В 1671 г. 20 июля, по указу великого государя, Дмитровская церковная земля взята его великого государя к потешному двору к деревне Соколовой, к пустоши Вольновой с церковными землями Воскресенскою да Георгиевскою, а оброку платить с тех пустошей, по указу великого государя, погодно». 9 февраля 1681 г. церковная Дмитриевская земля отдана на оброк погоста Покровского попу Еремею, а оброку на год 26 алтын 4 деньги». 7 мая 1687 г., по указу патриарха и по помете на выписке казначея Андрея Владыкина, велено на церковной Дмитриевской земле Якову Потапову и подьячему Гавриилу Булгакову пашню и сенные покосы, и всякие угодья описать и измерить в десятины, а по описным и мерным их книгам та земля в Кошелеве стану, на берегу реки Клязьмы, на той земле кладбища 20 сажень, около кладбища церковной земли пашни паханной 20 дес., лесной поросли 1 дес., сенных покосов по реке Клязьме 100 копен, и та церковная земля, пашня и сенные покосы, по отводу Алексея Васильевича Плещеева да вдовы Татьяны Григорьевны жены Васильева сына Плещеева с ее детьми, обмежевана и по меже учинены столбы и грани. 30 июня, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Анисима Федорова, а по челобитью Алексея Плещеева и вдовы Татьяны с детьми Плещеевых, «церковная Дмитриевская земля отдана на оброк им на 1687 г. и впредь до указу, оброку им платить по 10 рублев в год, а пошлин, по указу, тех денег платить половину Алексею Плещееву, а другую половину - вдове Татьяне с детьми, и тою землею владеть им пополам и друг друга ни в чем не изобижать, и в платеже оброчных денег и в очистке земли взять по них поручные записи. Оброчные деньги на 1687 г. 10 рублев взяты».

http://sobory.ru/article/?object=00759

В 1990-м году в церковной ограде была построена деревянная сторожка с просфорней и трапезной, отремонтировано и достроено старое каменное здание для воскресной школы. 1996 год был отмечен важным событием. 4 сентября по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Епархиальной комиссией были обретены мощи преподобного Саввы Стромынского. Согласно летописным преданиям, преподобный Савва, муж праведный и добродетельный, был духовником всему братству Троицкого монастыря. Сам авва Сергий благословил управлять Успенским Стромынским монастырём своего ученика Савву, стяжавшего своим земным служением Господу, глубокой верой и ревностным благочестием подлинную святость перед Богом. Преподобный – это тот, кто подобен Богу в превосходной степени. Бог вечен, и любовь Его не прекращается, чудесами изливаясь через преподобных на род человеческий. Следы почитания Саввы Стромынского как местночтимого святого восходят к XVII веку. В 1998 году настоятелем Успенской церкви стал молодой священник Александр Пархоменко, трудившийся до этого в Стромынском храме. 8 лет он нёс послушания певчего, звонаря, просфорника, а позже работал сторожем и водителем. С новыми силами отец Александр продолжил начатое дело по восстановлению Успенской церкви. В августе 1998 года мощи преподобного Саввы Стромынского были переложены в новую позолоченную раку и установлены в правой части центрального придела за клиросом. Милостью Божией, трудами прихожан и Ярославских мастеров в 2007-м году к 180-летию основания храма над ракой с мощами Преподобного Саввы была установлена и позолочена деревянная резная сень. Был написан акафист Преподобному, изготовлены иконы. По просьбе прихожан из деревни Ботово , по благословению благочинного Богородского церковного округа, в 2002 году на средства верующих была построена и освещена столбовая часовня святого великомученика Георгия Победоносца, а в деревне Чёрново отреставрирована и освящена часовня в честь Свт. Николая. В 2007 году Успенскому храму исполнилось 180 лет. К этому юбилею готовились не один год.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Припев: Вси святии земли Радонежския, молите Бога о нас. Приимше Господне благословение и благодатию Духа Всесвятаго укрепляемии,/преподобнии отцы Иакове Железноборовский и Григорие Голутвинский,/насадили есте обители, яко духовныя источники, на земли Российстей. Припев: Вси святии земли Радонежския, молите Бога о нас. Прославлени быша вашими подвиги, отцы досточуднии,/Авраамие Галицкий и Мефодие Пешношский, пустыни непроходимыя,/процветшия, яко крини сельнии, и источившия реки чудес. Припев: Вси святии земли Радонежския, молите Бога о нас. Слезами, постом и молитвою создавше обители святыя на земли,/ныне вечно радуетеся во обителех Отца Небеснаго,/святии Савво Стромынский и Леонтие Дубенский, мужие добропобеднии. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Обогатили есте духовным сокровищем селения своя,/и прославишася вашими добродетельми земли Ростовская и Обнорская,/Киржачская и Стромынская, Сторожевская и Коломенская/и иныя от предел многих. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Владычице Богородице, отверзи нам двери милосердия Твоего,/Ты бо еси спасение рода христианскаго. Кондак, глас 8 Приидите, вси концы отечества нашего,/прославим святый лик угодников Радонежских,/яко звезды, украсивших небо церковное подвиги земнаго жительства,/тех бо предстательством теплым ко Господу/многия нам милости Его низпосылаются,/бедствия отгоняются и злыя страсти укрощаются./Ихже всесвятую память ныне празднующе, тако возопиим:/радуйтеся, Сергие и Никоне и вси Радонежстии чудотворцы,/усерднии служителие Живоначальныя Троицы. Икос Мирскую честь и славу презревше,/единому Христу вожделели есте поработати,/преподобнии отцы наши Сергие, Никоне и вси святии,/в земли Радонежстей и окрест ея просиявшии,/зде достойно и праведно Живоначальней Троице послужили есте./Темже и вселися в вас Дух Пресвятый и умудри познанием пачеестественным,/наставите убо нас истинней вере и житию,/да сподобимся неосужденно призывати Троицу Единосущную и Нераздельную./Темже, ублажающе ныне вашу честную память, непрестанно зовем:/радуйтеся, отцы преславнии,/учителие наши и служителие неотступнии Святыя Троицы. Песнь 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-sobor...

Навстречу ему выступил великий князь Димитрий Иоаннович с отборным многочисленным войском. Присоединившиеся к великому князю на пути Донские казаки принесли икону Успения Богоматери. Во время знаменитой Куликовской битвы, происходившей в день Рождества Богородицы, эта икона находилась в стане православных воинов, для помощи им против врагов. Одержав силой и заступлением Царицы Небесной блистательную победу над неверными, великий князь принёс чудотворную икону Её в свой столицу; а благочестивая супруга Димитрия Донского, Евдокия, желая увековечить день Куликовой битвы и выразить свою благодарность Богоматери, положила соорудить храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1399 году, на месте деревянной церкви Воскресения Лазаря, она построила каменную, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, близ своего дворца. Летописец называет эту церковь чудной и говорит, что подобная ей была только во Владимире. Сам Димитрий Иванович, приписывая заступлению Богоматери победу свой над Мамаем, положил устроить обитель во имя Божьей Матери, и просил содействия преподобного Сергия. Святой Сергий нашёл для сего место на реке Дубенке, устроил храм в честь Успения Богоматери и вручил игуменство ученику своему Леонтию. Так основался Стромынский монастырь. В 1383г., скоро после чудесного явления Тихвинской иконы, благоговейный клирик Георгий был послан оповестить по окрестным селениям день освящения церкви в память явления иконы и заповедал пост; на обратном пути он вдруг увидел Пречистую Матерь Божью, сияющую неизреченным светом, сидящую на сосновом бревне; Ей предстоял святитель Николай. Царица Небесная благоволила сказать, чтобы на ново-построенной церкви был поставлен деревянный крест, а не железный. Когда словам клирика не дали веры, внезапно сильная буря снесла с церкви мастера с железным крестом, без всякого вреда; после этого крест был поставлен деревянный, а на месте явления Божьей Матери создан молитвенный храм, во имя святителя Николая (26 Июня). Около 1385г. преподобный Сергий Радонежский пел пред иконой Богоматери акафист и молил Небесную Царицу, да призрит Она на обитель его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010