После кончины преподобного Леонтия игуменом Свято-Успенского монастыря стал другой ученик преподобного Сергия Радонежского — Савва. — Савва Стромынский, по преданию, был не только игуменом здешнего монастыря, но и духовником Троице-Сергеевой Лавры, — говорит отец Пётр. — И пешком ходил из Стромыни в Лавру и обратно. Гугл-карты показывают около 11 часов ходьбы в один конец. — Преподобный Савва вообще был человеком удивительным, хоть и неказистой внешности: говорили, что он плешив и слеп на один глаз, но по-монашески очень скромен и незаметен. — Его даже, кажется, путают с другим преподобным Саввой — Сторожевским, — замечает мой брат. — Великие святые, и оба — ученики Сергия Радонежского. Преподобный Савва Стромынский (+1392). Фреска Троице-Сергиевской Лавры. Фото: С.А. Жуков В Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в алтарной арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилась фреска преподобного Саввы Стромынского. Известный русский историк граф Михаил Толстой написал в 1860 году, что " изображение сего Саввы отличается от икон преподобного Саввы Сторожевского или Звенигородского тем, что Савва Стромынский изображен кривым, с закрытым правым глазом» . Преподобный Савва отошел ко Господу в 1392 году и был похоронен здесь же, в Стромыни, в крепко устроенном им монастыре. «В московском уезде монастырь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения... да на монастыре на правой стороне храму стоит часовня древяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия». Полузабытая святыня В XVIII веке, во время церковных реформ Екатерины II, Свято-Успенский монастырь упразднили Простоял Свято-Успенский монастырь как столп духовный Стромынского края без малого четыре столетия. В конце пятнадцатого века здесь принял постриг, а потом стал и игуменом святитель Серапион Новгородский. А потом, в веке восемнадцатом, во время церковных реформ Екатерины II, Свято-Успенский монастырь, как и многие другие святые русские обители, упразднили. Но осталась церковь. Осталось старинное кладбище, где пребывали до времени честные мощи преподобного Саввы Стромынского. И осталась икона Божией Матери. Чья чудотворная сила тоже до времени, по неисповедимому Промыслу Божию, оставалась скрытой. До самого того 1841 года, когда исцелилась Мавра Иоакимовна Фаёва, восемнадцати лет, неходящая.

http://pravoslavie.ru/144236.html

Житие Преподобного Сергия свидетельствует, что Преподобный Сергий поставил Савву игуменом Стромынского Дубенского монастыря, основанного Преподобным Сергием по желанию великого князя Димитрия Ивановича Донского в благодарность Богу за победу над Мамаем: «Постави единого от ученик своих игумена в том монастыре, именем Савву, еже бысть преже в его монастыре великом духовным всему братству, старец честен и учителей зело» (Полное собрание русских летописей. М., 1965. Т. XI. С. 145). Инок Маркелл, который по поручению митрополита Макария в первой половине XVI в. составил службу святому и написал его Житие (Житие преподобного Саввы Сторожевского, изданное в Москве в 1646 г., входило в Великие Четьи-Минеи, Четьи-Минеи Германа Тулупова, Святителя Димитрия Ростовского и в ряд сборников XVI–XIX вв.), заключил, видимо, что преподобный Савва Сторожевский и Савва, игумен Стромынский, одно и то же лицо. Это утверждение Маркелла вошло в месяцесловы, Жития русских святых архиепископа Филарета (Гумилевского) и др. Как справедливо замечает С. Смирнов (Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. М., 1877. С. 124–129), в сказании об основании Стромынского монастыря разумеется Савва, скончавшийся и погребенный в монастыре Стромынском. В описи Стромынского монастыря (ОР РГБ. Ф. 304. 60), составленной в 1616 г. при архимандрите Троице-Сергиевой Лавры Дионисии, читаем: «В московском уезде монастырь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения... да на монастыре на правой стороне храму стоит часовня древяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия». В Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры в алтарной арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось изображение Саввы 1684 г., на фреске надпись: «Преподобный Савва Стромынский». Преподобный Савва Сторожевский на иконах изображается в соответствии с иконописным подлинником: «Брада Макария Желтоводского, плешив». Савва Стромынский, напротив, с густыми волосами. В «Книге глаголемой о российских святых» память преподобного Саввы Сторожевского указана на 3 декабря, а «преподобного отца Саввы, игумена Стромынского монастыря, иже на реце Дубенке» – 20 июля (ГБЛ, ф. Московской Духовной Академии, 86).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Никольское — это бывшее село Разореново. Так на­звано после Наполеонова нашествия. А как называлось до этого — Иван Иванович скоро установит. Так вот, ме­сто историческое. Французы тут все сожгли, разорили. Но жители решили: не поддадимся. Французы были из­гнаны на Николу, назвали село Никольским, изгоняли Ва­силиса и Герасим, партизаны, описанные в романе «Вой­на и мир». Заложили крестьяне села церковь и освятили ее в честь Рождества Богородицы. А французов, брошен­ных французами, предали без почестей земле. Место за­хоронения ученые, которых я обязан найти, должны оп­ределить и подтвердить народное предание. Иван Ивано­вич восклицает: - Живем меж Стромынским шоссе и Владимиркой! Нынешнее Щелковское шоссе было Стромынским, а Горьковское называлось Владимиркой. - Картина Левитана, — сообщает Иван Иванович. — Каторжный путь! Историческая трасса! Из дому выходит Иван. Идет боком. Он считает себя недостойным сидеть рядом с Иваном Ивановичем. Так же считает и Иван Иванович и очень меня осуждает, что я вожу дружбу с Копченым. Все-таки я зову Ивана по­сидеть. Иван Иванович насмешливо допытывается, когда же Иван мылся последний раз, Иван отмалчивается. - На работу? — спрашиваю я его. - Пива поищу, — отвечает он. — Вчера, нет, по­завчера, в Балашихе у пивной один мужик за двадцать копеек в кружки брызгал... этим, этим. — Он не мо­жет выговорить, и Иван Иванович насмешливо произ­носит: - Дихлофосом, что ли? - Ну! Струей брызнет, кружку дернешь и в башке мутно. - Ужас, — говорю я. — Это ж химия, ведь ты желу­док прикончишь. - Уж вы за него не беспокойтесь, — заверяет Иван Иванович. - Это он с виду хилый, а так стальной. - Это ж какая-то цель жуткая, — не могу я успоко­иться, — это прямо как самоуничтожение. Со свалки доносит дымом костра. Привезли новую партию отходов. Иван встает и уходит от нас. «СОКОЛ» Потерял ручку — велика ли потеря по нынешним временам, да и цена рублевая, а жалко, привязалась. Вечная ей память, пишу новой, еще холодной в руке, обтекаемой как щуренок, ручкой типа «дипломат».

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/15/...

Это видно из приписок на Троицких книгах. Сборник XVI в., содержавший в себе жития святых, дан был из Троицкого монастыря в больницу к Соловецким чудотворцам 111 . Поучения св. И. Златоуста были отосланы на Москву, на Богоявление, на время 112 . Евангелие учительное XV в., писанное в Троицком монастыре, в 1628 г. отправлено было, по приговору Троицких властей, в Успенский Стромынский монастырь 113 . В лето 1627-ое сию св. книгу (Минею служебную XVI в.) дал в дом Пречистыя Богородицы и великого Чудотворца Сергия в Стромынский монастырь... архимандрит Дионисий в прок, без отдачи 114 . Главным образом монастырь снабжал книгами церкви своих Троицких вотчин. В 1648 г. декаб. 1-го Минея служебная (XVII в.) «дана была из Троице-Сергиева монастыря из монастырской казны в Троицкую вотчину – в село Шухабаново (Сузд. уезда), в церковь Успения Пречистыя Богородицы безденежно. «Книга, глаголемая Минея месячная Троицы Живоначальныя Сергиева монастыря дана попу Филату села Нового переселка Поддубного на престол Препод. Сергию игумену Радонежскому 115 . По описи 1642 г. показано до 100 книг в раздаче по монастырям и селам, подведомственным Троице-Сергиеву монастырю и 19 книг в рассылке к Москве. Таким образом, при бедности и редкости книг в древней Руси, Лавра, рассылая книги, оказывала бесспорную услугу делу просвещения. Громадную ценность заключают в себе лаврские книги в научном отношении. По ним мы можем судить не только о том, чем интересовалась мысль грамотного человека в древней Руси, о степени его образования, характере этого образования, – что все составляет предмет науки истории русской литературы, – ценность этого книжного капитала неисчерпаема во многих отношениях. Правда, в библиотеке главного русского монастыря мы не найдем тех сокровищ мысли, которые хранили в средостении своих высоких твердынь католические монастыри Западной Европы; правда, здесь мы не найдем плодотворных следов творческой научной мысли русского человека, ни даже метода ее развития; здесь мы не встретим, наконец, в рассматриваемый период следов организованного педагогического образования: школа приютилась в стенах Лавры позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Троицкий храм (Лосино-Петровский) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Современное село Пречистое впервые письменно упоминается как село Аристовское в духовной грамоте князя московского Ивана I Даниловича Калиты, составленной им в 1328 году, перед отъездом в Золотую Орду за ярлыком (грамотой) на великое княжение. Через селение Аристовское некогда проходила самая древняя прямоезжая дорога на Руси — Стромынская (Стромынка, Стромынский тракт), известная с XI века. Эта дорога связывала Киевскую Русь с ее северо-восточными владениями. В конце XIV века на берегах Медвежьих озер образовалось поселение людей, и Стромынская дорога стала проходить более прямым путем, минуя село Аристовское, которое вскоре опустело. Позже, на этом месте, примерно в 1392 году, по благословению святителя Петра митрополита Московского основывается женский монастырь в честь Успения Пречистой Божией Матери. Он просуществовал более двухсот лет. В 1606 году при нашествии поляков обитель была разграблена и сожжена. После изгнания польско-литовских интервентов, на месте сожженного женского Пречистинского монастыря остались две деревянные церкви. Одна была посвящена Успению Пречистой Богородицы. В ней было еще два предела: в честь Святой Живоначальной Троицы и святителя Николая Чудотворца. В Писцовых книгах 1623-24 годов село Аристовское упоминается уже как Аристов погост с одной церковью, с тремя приделами: Успения Божией Матери, в честь Святой Живоначальной Троицы и святителя Николая Чудотворца. В 1822 году начато было строительство «тщанием прихожан» каменной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы. Престолов в ней было устроено три. Главный — во имя святой Троицы, и два предела во имя Успения Божией Матери и во имя Всех святых. Строительство завершилось в 1830 году. Верхние ярусы колокольни были надстроены в 1830-годах. Село Пречистое в 1951 году вошло в состав городского образования Лосино-Петровский. Несмотря на тяжелые испытания, со дня основания в храме богослужения не прекращались. В годы советской власти храм также оставался действующим. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_храм_...

Первоначально колокольня была отдельно стоящей. Вскоре после постройки храма между ним и колокольней была возведена паперть, в которой размещалась кладовая для ризницы. В 1877 году последовали большие переделки в храмовом комплексе: внутреннее пространство храма увеличили за счет постройки трапезной и объединения ее с папертью. Тогда же западный вход был дополнен небольшим крыльцом. В интерьере храма сохранились фрагменты клеевой живописи середины XIX века, а также иконостас первой трети XIX века, выполненный в традициях классицизма. Современное состояние Успенской Стромынской церкви достаточно хорошее. Из книги «БОГОРОДСКИЕ СВЯТЫНИ. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 год. Старинное село Стромынь расположено в одном из живописнейших уголков Подмосковья, у границы с Владимирской областью. Через него проходила известная дорога Стромынка, получившая своё название в год осявщения Дубенского монастыря на Стромыни и соединявшая Москву с Владимиром. Название села связывается со словом " строить " - крепить, огораживать заболоченный участок местности. Монастырь возводился на низком месте, которое необходимо было " строить " , т. е. возвышать насыпью. По другой версии " стромынь " ( " стремнина " ) - место, где русло реки Дубёнки, в те времена быстрой и бурной, имело крутой поворот. Своё летоисчисление село начало с XIV столетия, когда оно стало упоминаться в актах и на картах Древней Руси под первоначальным названием Коровицыно. Всего около 50 километров разделяют Стромынь и Троице-Сергиеву Лавру. Но близость эта не только географическая, но и духовная. Самим угодником Божиим преподобным Сергием Радонежским был основан на Стромынской земле Успенский Дубенский монастырь. В 1379 году по воле Великого князя Дмитрия Иоанновича преподобный Сергий Радонежский ревностно занялся устройством монастыря. Местом для обители он избрал на Стромыни берег речки Дубёнки. В Никоновской летописи сказано: " ... и священа бысть церковь месяца декабря въ 1 день... лета 6887 " .

http://sobory.ru/article/?object=03920

А все мы, господине, помним и знаем, сказываем в Божью правду: тот, господние, луг, на котором стоите, Пречистые Стромынского монастыря Семеновского селища жаловалные и по межам отведем. – И судии вспросили поселского Филиповского Юшка: а у тебя кому ведомо, что тот луг Чюдовского монастыря Филиповского села? И Юшко так рек: ведомо то, господине, людем добрым старожилцем, что тот луг Филиповского села да Черные деревни: Ивану Овсевьеву, да Федку Максимову, Офонасу Бункову, Олексию Бурку Кузмину, Семену Иванову Дуде, Ивану Гридину Шеметову, Данилу Власову, Ондрею Дементьеву Черемхе, Селе Иванову Шилкову, Ивану Кузмину Белебелину, Кузме Григорьеву Ушенина, Устину Семенову, Гриде Микитину, Якушу Гаврилову, Власу Сидорову Холщева. А во се, господине, те старожильцы перед вами же. И судии вспросили Чюдовских старожилцов Ивана Овсевьева с товарищи: скажите в Божью правду – чей тот луг, на котором стоим? И старожилцы так ркли: яз, господине, Ивашко Овсевьев да яз Федко Максимов помним, господине, за 80 лет, а яз Офонаско Буйков помню за 60 лет, а яз Олексейко Бурко да яз Семен Дуда да яз Ивашко Шеметов да яз Данилко Власов, мы, господине, помним за 50 лет, а яз Селя Шилков да яз Ивашко Белебелин да яз Куземка Ушенин да яз Ондрейко Черемхин, мы, господине, помним за 40 лет, а яз Устинко Семенов помню, господине, за полчетвертатцат лет, а яз Гридя Микитин да яз Якуш Гаврилов да яз Власко Холщов, мы, господине, помним за 30 лет. А все мы, господине, помним и знаем, сказываем вам в Божью правду: тот, господине, луг, на котором стоите, Чюдовского монастыря Филиповского села да Черные деревни изстарины; тот луг косят на монастырь да и крестьяне косят на себя, и по межам, господине, тот луг отведем. И повели ищеины Стромынского монастыря старожилци Осташ Панкратов с товарищи от болота от вяза да от дуба от сухова поперек лугу безмежно да к виловатому дубу, да от дуба от виловатого к дубу, что стоит дуб у реки у Мележи на берегу, а от дуба повели налево берегом вверх подле реку Мележу до пяти волех, что волхи из одного корени стоят у реки в берегу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

См. Никон. лет. (т. IV, с. 9); Софийск. лет. в Полн. собр. русск. лет. (т. V, с. 230) и Воскресенск. лет. (ibid., т. VIII, с. 13). Никон. лет. т. IV, с. 148. См. об этом монастыре, который большею частию смешивается с Дубенским Шавыкинским и о построении которого не говорит Епифаний, статью графа М. В. Толстого «Несколько слов об Успенском Дубенском монастыре», помещенную в Чтениях Общества Истор. и Древн. Росс. (1860г., кн. I); также его же статью «Память об Успенском Дубенском монастыре», помещенную в «Душеполезном чтении» (1877г., ч. II, с. 245). В «Истории иерар.» различаются монастыри Дубенский Стромынский и Дубенский Шавыкинский: о первом– т. VI, с. 333, о втором– т. VI, с. 61. Стромынский монастырь приписан к лавре грамотой царя Михаила Феодоровича от 30 ноября 1616г. (Летопись занят. Археограф. Ком., т. V, отд. IV, с. 55, б). В игумены монастыря был поставлен Сергием ученик его Леонтий. Никон. лет. IV, 98 fin. sqq. Александр Пересвет в миру был боярином Брянским, а Иродион Ослябя, или Ослебя, в миру был боярином Любутским (город Любутск, в настоящее время село Любутское, в 48 верстах от Калуги при впадении речки Любути в Оку). По рассказам о Мамаевом побоище, Пересвет пал в единоборстве с Татарским богатырем перед началом сражения– пал так, что вместе с ним пал и его противник: «ударишась крепко, толико громко и сильно, яко земле потрястися, и спадоша оба на землю мертвии» (Никон. лет., т. IV, с. 113). Что Ослябя остался жив в битве и оставался живым, по крайней мере, до 1398г.– см. Описание лаврских рукописей 252; приписка на рукописи) и у Карамзина (т. V, прим. 230). Тело Пересвета, привезенное с поля битвы в Москву, было погребено у племянника Сергиева в Симоновском монастыре (первоначальном в честь Рождества Богородицы), церковь которого в настоящее время есть приходская церковь Симоновской слободы (см. ниже о построении Симоновского монастыря). Предание, что вместе с Пересветом погребен в Симоновском монастыре и Ослябя (Карамз., т. V, прим. 82), явилось, может быть, просто потому, что последний, как это говорится в сказаниях о Мамаевом побоище, считался павшим в битве вместе с первым.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

И о сем особенно молю вас, святые отцы и братия, когда будете читать житие святого, то, где я по небрежности описался или по лености не исправил, и вы Бога ради сами исправляйте, а мою грешную душу не отягощайте упреками Господа ради, и простите меня грешного, а Господь наш Иисус Христос простит вам ваши согрешения, и да будет со всеми вами милость Его со Отцем и со Святым Духом во веки. Аминь. Апрель 21 Иаков Стромынский, преподобный Преподобный Иаков Стромынский был учеником преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября/8 октября). Он был игуменом Стромынского монастыря во имя Живоначальной Троицы. Сам преподобный Сергий в 1380 году основал этот монастырь по просьбе великого князя Димитрия Донского (1363–1389) в память победы на Куликовом поле. В том монастыре был игуменом также преподобный Савва Звенигородский (1381–1392, память 3/16 декабря). Преподобный Иаков был погребен в монастырской церкви. Апрель 22 Всеволод-Гавриил Псковский, благоверный князь — перенесение мощей Святой благоверный князь Всеволод, в крещении Гавриил, Псковский, внук Владимира Мономаха, родился в 1092 году и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где в 1088–1093 и 1095–1117 гг. княжил его отец, святой благоверный князь Мстислав-Феодор Великий († 15 апреля 1132 г.). В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, фактически сделав его своим соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на новгородском княжении. Благоверный князь Всеволод отличался благочестием и любовью к Святой Церкви. Много доброго сделал святой князь Всеволод для Новгорода. Со святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским (память 8 апреля), он воздвиг множество храмов, среди которых — собор великомученика Георгия в Юрьевском монастыре и храм святого Иоанна Предтечи на Опоках, построенный в честь Ангела его сына-первенца Иоанна, умершего в младенчестве († 1128). В уставе князь даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквям. В страшный голод, спасая людей от гибели, он истратил всю казну. Князь Всеволод был доблестным воином, победоносно ходил на ямь (в 1123 г.) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

л. 321 об. Чин над вмешением хлебом в магании за общую трапезу. Оканч. припелами на 9 песни. л. 324 об. Лунник и Пасхалия, начин. от 6943 (1435) года. Послесловие скороп. почерком, коим переписаны в ркп. ветхие листы: 148 (1639) года сентебря в 15 день сделана сия книга, глаголемая Полууставная, церкви чюдотворца Николы вотчины Стромынскаго монастыря села Коровицина при строителе старце Петре Пушечникове, а денгн дал за дела(ни)е сей книги тоеже Стромынской волости деревни Погосту крестьянин Терентей Олексеев сын прозвища Бочар, вкладу чюдотворцу Николе, по свонх родителех. А переплетал сию книгу (следуют сначала буквы, потом мелкие значки). Имя переплетчика скрытое в том и другом тайнописании, есть одно и то же: Кузма Фурсов. Ключ к последней, так называемой мудрой литории, см. в Опис. Рум. Муз. стр. 545. На первых листах внизу твердым почерком XVI века: Полууставье Успения пречистыя Богородицы Стромынскаго монастыря. В библиотеке Казанского Университета есть также Устав – Око церковное, написанный 1429 г. „в обители Св. Троицы Сергиева монастыря... повеленьем раба Божья игумена Саввы, рукою смирена инока Иона“, (после якобы митр. московского, св. Ионы?). Зап. Археол. Общ. VIII, 271. 240. (1521.) Устав церковный, поууст., Х века, в четверть, 403 листа. Сходен с предыд. 239, в месяцеслове русские Святые упоминаются те же. Начального листа с оглавлением недостает, прерывается из последования Пятидесятницы заглавием: неделя всех Святых. 241. (1512.) Устав церковный, полууст. крупный, средины XVI века, в лист, 395 листов. Заглавие и заставка с золотом (слиняла) и с закладкой в рамке. Также сходен с 239. Пасхалии и Лунника в конце не приложено, зато в самом начале помещено: Изложение соборное (быв. 1547 г. февраля 26) Макария митрополита, посланое игумену Серг. мон. Ионе (1545–1549) г., о повсеместном празновании четырнадцати новым Святым российской Церкви и о поместном девяти, во дни их памяти. В числе первых 14 между прочим положено: декабр. 3-го Савве сторожевскому, апр. 17 Зосиме и Савватию соловецким – обоим вместе, апр. 26 Никите архиеп. новгородскому, ноябр. 23 В. Князю Александру Невскому. – Срав. Истор. Карамз. изд. 3, т. 9, прим. 84; Акты Археогр. Экспед. т. I. 213.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010