Как Дарья Семёновна спасла Стромынскую икону 22 июля 1971 года к храму неожиданно подъехали грузовики Так простоял Свято-Успенский храм под охраной местных жительниц целых десять лет. А 22 июля 1971 года, в самый день празднования чудотворной иконе Божией Матери Кипрской Стромынской, к храму неожиданно подъехали грузовики. — Я была дома, вдруг слышу крик: «Люб, церковь грабят!!!» — лицо Любови Викторовны Вакиной при воспоминании искажается болью. — Прибежала. Вокруг храма милиция. Оцеплено всё. А на небе, над самым куполом, воронье. Все небо в воронах было! Стали милиционеры иконы забирать, кандила, хоругви, облачение. Вынесли крест из храма — и как бросят его с размаха на полуторку! Мы плакать стали. И тут идёт Дарья Семёновна Бубнова. Семенит, подходит к милиционеру и ласково ему так: — Отдай нам, сынок, иконочку хоть одну какую. — Ну, ладно, бабка, иди забирай. Дарья Семёновна Бубнова (слева), спасшая чудотворную икону Божией Матери Кипрскую Стромынскую 22 июля 1971 года, во время разграбления храма представителями безбожной власти. Справа — Фотиния Викторовна Куликова Дарья Семёновна Бубнова достала тяжеленную икону из киота и сама из храма вынесла — Она — шмыг быстро в храм — и к чудотворной нашей иконе Божией Матери Кипрской. Икона-то старинная, тяжелая — её на крестных ходах два мужика здоровенных носят. А Дарья Семёновна — сухонькая такая, за шестьдесят ей было. И вот чудо: достала она икону ловко так из киота и сама — одна, без помощи! — из храма вынесла! Потом ещё милиционеру поплакалась — и вынесла Казанский образ Владычицы. А ничего не подозревающая Евдокия Николаевна Мартынова стояла в это время на автобусной остановке. Вдруг бегут к ней: — Что стоишь, Евдокия?! Там Матерь Божию с крыльца уже выносят! Она за сердце схватилась — и прямо через поле побежала, аж почернела лицом. Прибежала к храму, смотрит: замки сорваны, храм разграблен. Дарья Семёновна Бубнова стоит, икону чудотворную Кипрскую обняла, милиционеров прогоняет. — «Сколько, девоньки, жить будете, чтоб каждый день Дарью поминали», — так нас тётя Евдокия потом учила. Решили унести и скрыть чудотворный образ в доме у кого-то из сельчан. Принесли в один дом, а там неспокойно как-то. Не то. Эта ж образ Самой Пресвятой Богородицы — надо, чтобы чистота была, во всём чистота. В три дома икону носили — не то.

http://pravoslavie.ru/144236.html

Преподобный лично выбрал место для святой обители и благословил первого игумена монастыря Кипрской иконой Божией Матери, которая и сейчас находится в Успенском храме села Стромынь. Это один из списков древней чудотворной иконы. Богоматерь в короне изображена сидящей на троне в окружении ангелов с пальмовыми ветвями в руках. На полях иконы — священномученик Антипа и мученица Фотиния. 16 февраля 1841 г. Кипрская икона Богородицы явила жителям Стромыни свою чудесную силу. От иконы Божией Матери получила благодатное исцеление болящая 18-летняя девица Мавра Фаева, с детства страдавшая тяжелой болезнью. Матерь Божия сжалилась над больной и трижды являлась ей во сне. От иконы Мавра слышала голос: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением — и будешь здорова». После молебна девушка почувствовала большое облегчение в болезни, а вскоре и совершенно выздоровела. С той поры икона широко прославилась и стала почитаться на всецерковном уровне. Множество богомольцев стекалось к чудотворному образу. Обращаясь к Царице Небесной с молитвой, и по сей день получают они утешение в скорбях, радость в печали, исцеление в болезнях, помощь в нужде, опору в искушениях, силу в немощах. Празднование Кипрской (Стромынской) иконе Божией Матери установлено совершать в Неделю 1-ю Великого поста (Торжество Православия) и 22 июля (по новому стилю). Более 200 лет Успенский Дубенский монастырь был самостоятельным и считался дворцовым особняком, государевым богомольем. В 90-х гг. XV в. строителем монастыря был святой Серапион, впоследствии архиепископ Новгородский. В 1603 г. монастырь сильно пострадал от пожара и смог подняться и обустроиться только через 13 лет, так и не оправившись окончательно. В 1616 г. Стромынскую обитель принял в свое ведение преподобный Дионисий. При его содействии она окрепла, умножилось число братии, были восстановлены постройки, главный же Успенский храм отстроился лишь в 1680 году. В 1764 г. по распоряжению правительства монастырь был упразднен, храм его обращен в приходской, обветшавшие постройки были разобраны, а все имущество было перенесено в Никольский храм села Стромынь, которое тогда называлось «монастырское село Коровицыно», — в том числе и Кипрская икона Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=03920

Киккская-Милостивая, по преданию писана святым Евангелистом Лукой; с древних времён и доселе на половину закрыта пеленой, от верхнего левого угла и до правого нижнего, так что лика Богоматери и Божественного Младенца никто никогда не может видеть. Находится на о. Кипре, в Киккской обители; копия в Флорищевой пустыни, Владимирской епархии. Празднование 15 Ноября и 26 Декабря. Кипрская, явилась 2 Июня 392г. на месте, где погребён праведный Лазарь: копия в Москве, в Успенском соборе и в церкви святого Николая в Голутвине. Празднование 20 Апреля, 9 Июля и в день Сошествия Святого Духа. Кипрская (другая: по сторонам Богоматери два Ангела с ветвями в руках, а пред Нею коленопреклонённые – преподобный Потапий и мученица Фотиния), Февраль 16, Апрель 20, в селе Стромыни, Богородского уезда, Московской епархии; дана преподобным Сергием его ученику Савве, игумену монастыря Стромынского (бывшего); прославилась с 1841г. Июля 9. Кипяжская, Апрель 20. Киево-Братская, см. Братская. Киево-Печерская (Успение), данная в Константинополе Царицей Небесной строителям Церкви Печерской, 1073г., находится над царскими вратами лавры Киево-Печерской. «Спасена ли чудотворная икона»? спросил Пётр Великий, узнав о пожаре Лавры в 1718г. – «Если спасена икона, то спасена и Лавра». Пред святой иконой, каждую среду, исключая праздников, пред литургией, соборно отправляют Акафист Успению Божьей Матери, при многочисленном стечении народа (Русский Паломник 1888, стр. 389). Киево-Печерская (Божья Матерь с преподобным Антонием и Феодосием), 1085, Мая 3, в Печерской Лавре; в Московском Кремле, в Печерской часовне. Подобны ей: Свенская, Псково-Печерская, Ярославская-Печерская. Киево-Скорбященская, см. Всех скорбящих Радость. Козельщанская,1881, Февраль 21, в селе Козельщине, Кобелякского уезда, Полтавской епархии, в Рождество-Богородицкой общежительной женской обители (Русский Паломник 1886, стр. 242). Список с неё в Москве, в церкви Казанской Божьей Матери, что у Калужских ворот, называется Неисчерпаемая Благодать. Богоматерь изображена в поясном виде, сидящей у стола, с Богомладенцем на коленях; на столе стоит чашка и лежит лжица, как бы в знамение того, что Богоматерь есть чаша, черплющая радость.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

В 2002 году по благословению настоятеля началась работа с детскими учреждениями: Дубровской средней образовательной школой 83, Черноголовской экспериментальной начальной школой 79 и Черноголовским дошкольным учреждением (МДОУ д/c «Радуга»). Вначале ребята с родителями и наставниками приезжали в храм на экскурсии и смотрели выступления воскресной школы. Теперь они уже сами устраивают праздники другим ребятам и взрослым. Святыни [ править править код ] По преданию, Кипрская икона была передана в Успенскую обитель преподобным Сергием Радонежским в благословение первому игумену – Леонтию, который по болезни недолго управлял монастырем. Следующим игуменом стал ученик святого Сергия – преподобный Савва Стромынский, мощи которого сейчас покоятся в храме. Обитель была малолюдна, а со временем монастырь пришел в запустение; кроме того, в XVI–XVII веках здесь был сильный пожар. В период тяжелых для Церкви екатерининских реформ обитель упразднили. Всю монастырскую церковную утварь перенесли в единственный оставшийся деревянный Никольский храм, обращенный в приходской. Туда же вместе с другими предметами убранства и утварью перенесли и Кипрскую икону. По прошествии времени деревянный Никольский храм был разобран, а на его месте построили каменный, в честь Успения Божий Матери – в память об Успенском монастыре – с двумя боковыми приделами. Один придел освящен во имя святителя Николая, поскольку ранее здесь стоял Никольский храм, другой – во имя преподобного Сергия Радонежского, потому что он бывал здесь и сам указал место будущей обители. Стромынская Кипрская икона Божией Матери прославилась тем, что по молитвам перед ней происходили исцеления людей, страдавших различными недугами. Начало почитанию этого образа было положено в 1841 году, когда уроженка Стромыни девица Мавра, – в некоторых описаниях ее ошибочно называют Марфой, – восемнадцати лет, страдавшая расслаблением, почти потеряв всякую надежду на исцеление, выздоровела после молебна, совершенного перед Кипрской иконой. Это событие произошло относительно недавно, и в Стромыни до сих пор помнят место, где стоял дом Мавры, и до сих пор здесь живут ее потомки. Другой очень известный случай произошел с крестьянином одного села Воскресенского уезда Московской губернии Алексеем Порфирьевым. Он тоже страдал немощью и расслаблением рук и ног. Когда его привезли в стромынский храм и отслужили водосвятный молебен Божией Матери перед Кипрской иконой, то он получил исцеление, сначала начал двигать руками и ногами, а затем сам стал ходить. Засвидетельствовано много чудес; сейчас ведется запись тех, что происходят в наши дни.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

— Девушку эту звали Мавра , — рассказывает Фотиния Викторовна. — Вы поточнее запишите, а то пишут некоторые, что звали её Марфа. Мы эти статьи сразу закрываем. Мавра она была. Мавра Иоакимовна Фаёва, восемнадцати лет. Мать её умерла, и жила она с отцом — Иоакимом Алексеевичем Фаёвым — и мачехой. Жили богато, но и семья была хорошей и благочестивой. Только девочка тяжело болела: расслабленная была, не ходящая. И вот, явилась ей во сне Сама Матерь Божия и сказала: «Найди икону Мою в храме. Принеси домой, отслужи молебен с водосвятием — и будешь здорова». Рассказала отцу, а он набожный был, смиренный, засомневался: «Кто мы такие, чтобы Сама Пресвятая Богородица к нам приходила?» Явилась Божия Матерь Мавре во второй раз: «Найди Меня в храме». И опять Иоаким Алексеевич не поверил парализованной дочери: «Смущение одно». Но всё же спросил настоятеля церкви отца Порфирия. Вместе по смирению решили, что был это просто плод горячки. В третий же раз Мавре во сне Владычица сказала, что если отец опять не поверит, то Она его накажет. Тут он испугался, взял телегу и привез Мавру в церковь. Внесли её на руках и стали по храму носить, от иконы к иконе. А она смотрит: «Нет, не эта икона, нет, не та». Обошли весь храм: нет той иконы, что была во сне. Делать нечего, стали выносить Мавру из храма. А она вдруг уже на улице как закричит: «Вот Она, вот Она!» и рукой наверх показывает. Смотрят — а это над вратами старинная икона. Чудотворная Кипрская Стромынская икона Божией Матери По христианской традиции на Руси над монастырскими и церковными воротами, над крепостными башнями устанавливались надвратные иконы, благословлявшие путника, отправлявшегося в дорогу. Настоятель Свято-Успенской церкви отец Порфирий (Флеров) снял икону, внес её в дом Фаёвых и отслужил, как велела Владычица во сне, водосвятный молебен. «После чего тут же, — записали в составленном для святителя Филарета “Деле об иконе Божией Матери Кипрской, находящейся в церкви села Стромыни Богородского уезда, куда на поклонение стекаются богомольцы в большом количестве”, — Мавра почувствовала некоторую легкость и просила позволения донести образ до дверей дома, потом, чувствуя, что силы ее все возрастают и наконец совершенно возвратилось ее здоровье, она донесла [икону] до самой церкви и с тех пор находится в совершенном здоровье».

http://pravoslavie.ru/144236.html

В 1823 году взамен обветшавшей деревянной церкви началось возведение каменной на том же месте. Строительство её велось " всем миром " , на средства жителей близлежащих деревень. Наибольший вклад в это богоугодное дело внесли сыновья щекавцевского помещика. Уже в 1827 году состоялось освящение церкви в честь Успения Божией Матери. Первоначально колокольня стояла отдельно. Между ней и храмом была возведена паперть, в которой размещалась кладовая для ризницы. В 1877 году внутреннее пространство храма увеличилось за счёт постройки трапезной и объединения её с папертью. Тогда же к западному входу было пристроено небольшое крыльцо. В истории нынешнего храма были периоды и благополучия, и нелёгких испытаний. В 1930-е годы храм был закрыт, священнослужители и прихожане подверглись притеснениям и репрессиям. В 1940-х годах Богослужения возобновились, но в 1961 году храм опять закрыли почти на 30 лет. Под его сводами не раз пытались устроить склады и машинно-тракторную станцию. Много сил потребовалось жителям, чтобы отстоять церковь от посягательств властей. Никого не допускали ревностные прихожане внутрь храма. Большую часть церковного имущества хранили они у себя в домах. Главная святыня Стромынской земли - чудотворная Кипрская икона Божией Матери нашла своё пристанище в ветхой избёнке двух девиц - бывшей старосты храма Мартыновой Евдокии Николаевны и Юдкиной Анны Семёновны. Почти 30 лет люди жили с надеждой, что храм когда нибудь откроет свои двери для всех верующих, и Божья Матерь примет осиротевших чад в свои объятия. И снова произошло чудо - церковь в селе Стромынь передана в ведение РПЦ одной из первых в Московской области. 30 мая 1988 года, в день Святого Духа, епископ Можайский Григорий освятил храм и благословил начало совершения Богослужений. 29 сентября 1996 года в храме Успения Божией Матери при большом стечении народа состоялось торжественное Богослужение в честь обретения мощей преподобного Саввы Стромынского. Возглавил это торжество митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, которому сослужили епископ Можайский Григорий и духовенство Московской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=03920

Феодосий Столпник, по Божиему откровению, духовно прозрел озарёнными необычайным светом и грешницу молящуюся, и умершее дитя, и плачущую мать 125 . Празднование Кипрской иконе Богоматери На острове Кипре известны пять чудотворных икон Богоматери (о Киккской см. 15 ноября). Список с одной из этих (по сторонам изображения Богоматери написаны свмч. Антипа и муч. Фотиния) передал преп. Сергий в 1378 году ученику своему Леонтию, первому игумену Стромынского Успенского монастыря, основанного по желанию великого кн. Димитрия Донского. По упразднении монастыря в 1764 г., икона осталась в церкви села Стромыни (Богородского уезда, Москов. губ.). В 1841 году в неделю Православия перед сей иконой получила исцеление расслабленная девица (архим. Димитрия Месяцеслов, 9 июля). Празднование Колочской иконе Богородицы Колочская икона Пресв. Девы Марии явилась в 1413 году, в княжение Василия Димитриевича, в области брата его, князя Андрея Димитриевича, в пределах Можайска, верстах в 15 от этого города, на берегах реки Колочи, в Смоленской губернии. Здесь обрёл её некто Лука, житель селения Колоч, и с благоговением перенёс в дом свой. В доме его был расслабленный с давних уже лет. Услышав о явлении св. иконы, он с верой приложился к ней своим челом, очами и устами, и получил совершенное исцеление. Об этом чудесном исцелении сделалось известно в окрестностях, и многие, особенно страждущие, с верой начали притекать к явленной иконе на поклонение Заступнице и получать от Неё благодатную помощь. Лука принёс икону в Можайск, где встретил её сам князь Андрей Димитриевич с многочисленным народом. Из Можайска она принесена была в Москву и встречена митрополитом Фотием с священным собором и множеством народа. При сретении многие больные получили здравие. От усердия православных собраны были значительные приношения, и на месте явления иконы построена во имя Богородицы церковь для пребывания в ней явленной и чудотворной её иконы. Впоследствии при этой церкви, из имения Луки и на собранные им пожертвования православных, благоверным князем Андреем устроен монастырь, именуемый Колонский или Можайский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Протоиерей Андрей Усков — Батюшка пришел к нам после войны. Тётя рассказывала, что пришел он ещё во фронтовой шинели. У него, что очень важно для священников тех лет, регистрация была. Поселился он здесь, и начали приход заново строить. Храм открыли, и прихожан было очень много. К нашему храму относилось 8 деревень, а в одной Стромыни сколько было дворов! Среди прихожан была и Евдокия Николаевна Мартынова, ещё одна героиня нашей истории. — Это сестра бабушки, — рассказывают Фотиния Викторовна и Любовь Викторовна. — Мы её всю жизнь тётей звали. Родилась она 17 августа 1916 года, на мученицу Евдокию. Всегда в этот день ездила в Лавру причащаться. И нас, ребятишек, собирала и с собой возила перед школой причаститься. Выезжали мы из Стромыни на первом автобусе в 4 утра. До Мытищ, потом на Александровскую электричками. А сойдя с электрички, бегом бежали (это с её-то пороком сердца!), чтобы на молитву перед исповедью успеть. «Скорей, скорей бежим», — нас подгоняла. Так бежим вместе до Лавры по узким посадским улочкам — и сердце из груди от радости выпрыгивает. Совсем другая жизнь в храме нам открывалась, не земная, а настоящая, небесная. Евдокия Николаевна Мартынова, староста Свято-Успенского прихода в 1960 г., хранительница чудотворной иконы Божией Матери Кипрской Стромынской с 1971 года до самой своей кончины в 1987 году Тётя замуж не выходила, хотя сватались к ней, и прожила всю жизнь целомудренной девой. Верующей она выросла благодаря отцу — Николаю Андреевичу — герою Первой мировой войны. С детства веру от него впитала. Акафист Божией Матери читала наизусть и жития святых знала все. И говорила только о Боге. Никаких сплетен. «У меня своей семьи нет, поэтому моё дело молиться за всю свою родню». В 1960 году выбрали её старостой в Свято-Успенской церкви. Это уже время трудное было: выросло новое поколение безбожников. Где-то в округе из храмов и иконы воровать стали, и безобразничать. А в мае 1961 года в Сторомыни появился коммунистический актив. — Приехали какие-то делегатки и делегаты в кожаных куртках. Что это здесь, говорят, храм какой-то на самом виду стоит. Нам воинскую часть открывать надо — а тут религиозники эти со своим опиумом для народа. И вообще, товарищ Хрущёв советским трудящимся последнего попа по телевизору скоро показать обещал.

http://pravoslavie.ru/144236.html

В настоящее время в храме, в котором находится Ястребская икона Богоматери, запрещен вход женщинам, и они, приходя на поклонение этой иконе, совершают свои молитвы вне церкви, на паперти. Были случаи, когда некоторые жены хотели проникнуть в храм, чтобы лицезреть икону Богоматери и поклониться ей, но всякий раз их попытки оканчивались неуспехом: какая-то невидимая сила препятствовала им проникнуть в церковь. На Ножевой иконе Богоматерь изображена в молитвенном виде с распростертыми руками и при этом одна, без Предвечного Младенца. Эта икона имеет при себе висящий нож, откуда произошло и само название ее — Ножевая. Раньше она находилась в монастыре, но после того, как этот монастырь в 1892 году сгорел дотла, она была перенесена в г. Левкосию, находящийся на том же острове Кипре. Там она пребывает и до настоящего времени. Чудотворная сила этой иконы особенно явно проявилась во время упомянутого пожара в 1892 году. Несмотря на то, что монастырь сгорел весь до основания, св. икона Богородицы осталась совершенно невредимой. Чистительная икона Богоматери находится в устроенном в честь ее монастыре, расположенном в одном из самых живописных мест острова. Название Чистительной дано ей потому, что к ней прибегают страдающие глазными болезнями и получают исцеление, если только молятся Божией Матери усердно и горячо, с верой в Ее предстательство за нас пред Господом. Кипрская икона в селе Стромыни Село Стромынь находится недалеко от города Москвы, в Богородском уезде. В настоящее время это одно из самых многолюдных и богатых сел указанного уезда. Недалеко от этого села b XIV веке был основан преподобным Сергием Радонежским монастырь, получивший название Стромынской Успенской обители. В 1764 г. этот монастырь был упразднен по указу Св. Синода; здания монастыря были сломаны, а храм обители превращен в приходскую церковь. В 1827 г. ветхая приходская церковь села Стромыни была сломана и на ее месте была построена прихожанами новая великолепная каменная церковь во имя Успения Богоматери с двумя приделами: прп. Сергия Радонежского и святителя Николая. В этой Успенской церкви и находится ныне чудотворная икона Богоматери. Прославилась эта икона в 1841 г. при следующих обстоятельствах.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Преподобный Сергий не раз посещал своего ученика в Серпухове и прислал сюда своего будущего преемника преподобного Никона, который и был здесь первым иноком, а потом и пресвитером. Князь построил в обители каменный храм, и митрополит Киприан сам освятил его. С этого времени между святителем и Высоцким игуменом установилась самая тесная духовная дружба: Киприан не раз писал Афанасию самые дружеские послания, а искренне преданный ему игумен разделял скорби святителя, сопутствуя ему в Киев и Царьград. В 1387 году преподобный Афанасий купил себе в Константинопольском Предтечевском монастыре келию и остался там с несколькими учениками своими навсегда. Он много потрудился над переводом и списыванием святоотеческих творений (известен написанный им устав «Око церковное»), присылал из Царьграда в свою обитель иконы и скончался там около 1401 года. В Высоцком монастыре его преемником по игуменству был соименный ему ученик Афанасий, прославившийся по кончине чудотворениями. Из других его учеников известен преподобный Никита. Год спустя после основания Серпуховской обители Преподобный Сергий положил начало уже известной читателям обители на Киржаче. Здесь первым игуменом был его ученик преподобный Роман, скончавшийся 29 июля 1392 года. В 1378 году был основан Стромынский монастырь Успения Богоматери на реке Дубенке; первым его игуменом или строителем был преподобный Леонтий, ученик Преподобного Сергия. В 1381 году, спустя три года после славной победы Куликовской, великий князь Дмитрий Иванович основал другой Дубенский Успенский монастырь, что «на острову», где игуменствовал преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия, изображенный в Успенском Соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом. В благословение сей обители великий старец дал, как гласит предание, икону Пресвятой Богородицы Кипрскую. Преподобный Афанасий пустынник, «зовомый железны посох», подвизался на месте, где потом был основан Череповецкий Воскресенский монастырь. Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы, в 30 верстах от Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010