Материал, которым был облицован храм Христа, белый камень, намекал на вполне конкретные прообразы — Успенские соборы Владимира и Московского Кремля Послепожарной архитектуре, так же как и литературе, был необходим новый национальный язык, его выдумывали долго и мучительно, пока не нашелся Константин Андреевич Тон. Он запросто, с немецкой педантичностью одел классицистический скелет в национальные русские одежды: закомары, шлемовидные золоченые купола, перспективные порталы. Появившуюся в результате архитектуру назвали русско-византийским стилем. Параллельно формировалась новая государственная идеология, выраженная в известной формуле Уварова «православие, самодержавие, народность». Нам интересны идеи, запечатленные в камне храма Христа Спасителя. Тон принял за условный образец нового стиля русский соборный храм XVI-XVII веков и угадал. Вот еще важная особенность: материал, которым был облицован храм Христа, белый камень, намекал на вполне конкретные прообразы — Успенские соборы Владимира и Московского Кремля. Наши догадки подтверждает наличие конкретных декоративных деталей, например аркатурно-колончатого пояса или перспективных порталов. Из белого камня (белого мрамора) было выполнено скульптурное убранство собора, одно его наличие многозначительно. Таким образом, в архитектуре храма Христа Спасителя национальное читается как владимиро-московское, и если храм — памятник войне 1812 года есть выражение новой русской архитектуры, то главным историческим периодом страны признано время расцвета Владимирского и Московского княжеств. Дорога в лес В то далекое Средневековье главной башней Московского Кремля была Спасская, впрочем как и сейчас. Если ехать от нее улицами Ильинкой, Маросейкой и Покровкой, то мы достигнем старого городского предела — Скородома (линия нынешнего Садового кольца), за которым начинались пригороды — села и слободы. Проехав Старой Басманной, попадаем в старинное село Елохово, название лесное, ольховое. Имя села не случайно: за Елоховым начинался непроглядный лес, от которого Переславль на Плещееве озере стал Залесским. Этот лес «освоили» когда-то русские монахи-подвижники. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, основал там два монастыря: Богородице-Рождественский на реке Киржач (ныне город Киржач) и Успенский Стромынский (ныне село Стромынь, отсюда название улицы в Москве — Стромынка), а «собеседник» Сергия, преподобный Стефан, стал у истоков Троицкого Махрищского монастыря. Важно, что село Елохово когда-то стояло на границе территории, обжитой горожанами, и было пространством лесным, безлюдным, языческим. Сельский елоховский храм — это символ христианского крещения мещерского леса, зримого явления в этих местах Христа, Богоявления.

http://pravmir.ru/sploshnye-prazdniki/

И я не стыжусь говорить, что двое носят в двух телах единую душу, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались». В качестве же основной личной черты Великого князя он называет необыкновенную любовь к Богу. Древний книжник пишет о Димитрии Иоанновиче в похвале ему: «С Богом все творящий и за Него борющийся… Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью безплотных… Землею Русскою управляя и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы каждый день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а Крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресение Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек». С именем Димитрия Иоанновича связано строительство целого ряда новых монастырей и храмов. По благословению преподобного Сергия он заложил в 1378 г. Успенский Стромынский монастырь; предполагалось — в преддверии решающей битвы с Ордой — собрать в него молитвенников со всей земли Русской, чтобы духовно поддержать Русь. Настоятелем монастыря стал ученик преподобного Сергия Леонтий. Другой, также Успенский, монастырь Великий князь построил в благодарность Богу за победу в Куликовской битве. Его называют монастырем на реке Дубенке. Первым его игуменом так же был ученик преподобного Сергия, будущий святой Савва Звенигородский. На самом Куликовом поле был построен монастырь Рождества Богородицы: победа произошла именно в этот праздник. Так же после победы Димитрий Иоаннович построил Николо-Угрешский монастырь под Москвой и церковь в Москве Всех святых на Кулишках. В 1379 г., опять-таки с помощью преподобного Сергия, Димитрий Иоаннович выстроил Голутвинский монастырь, а также каменный Успенский собор Симонова московского монастыря.

http://zavet.ru/kalendar/ludi/dimitr-don...

Да туто став Осташ Панкратов да Уварик Ершов с товарищи так ркли: на правой, господине, стороне вниз по реке по Мележе и до Данилова перевесья луг Чюдовской Филиповского села, а на левой, господине, стороне луг и болото Стромынской Семеновского селища. – И Чюдовские старожилци Ивашко Овсевьев да Федко Максимов с товарищи тако ркли: то, господине судии, Стромынские сторожилци Осташ Панкратов с товарищи вели вас не гораздо, вели по Чюдовским лугам; а поедте, господине, за нами и мы по межам Чюдовские луги отведем. Да туто ж у реки на берегу у клена у грани великого князя крестьяне Мелецкие став Ивашко Огафонов, да Софонко Федоров, да Куземка Василев, да Некраско Осташов, да Мышка Волков тако ркли: то, господине, судии, привели вас Стромынские старожилци Осташ Панкратов с товарищи к нашему лугу к меже. Писец, господине, княз Василей Иванович Голенин розъехал нам наш Мелецкой луг с тем лугом Чюдовским, на котором стоите, и межу нам учинил. Тот, господине, клен, а на нем гран, стоит на меже. А сказываем вам, господине, по крестному целованью: тот луг, на котором стоите, косит Чюдовской поселской к Филиповскому селу изстарины с нами в межах; а Стромынские, господине, старцы их крестьяне того лугу не кашивали. И повели Чюдовские старожилцы Ивашко Овсевьев, да Федко Максимов с товарищи от реки от Мележи от старого мостища и от тех же 5 волех, к которым привели Стромынские старожилци прямо на берег к клену, а на клену гран, да возле болото к дубу к сухому, а на дубе гран, а от дуба через болотцо до дуба ж до грани, что стоит дуб на краи болотца в лесе, а от дуба подле лес до волхи, а на волхе гран. Да у волхи став тако ркли: по та места, господине, межа Чюдовским лугом с Мелетцким лугом по розъежжой грамоте; а во то, господине, перед вами направе Зимнее становище да Семеново болото, да то, господине, болото висекли Стромынские. – И повели от волхи подле Зимнее становищо и подле болото новочисть истоком до болота. Да у болота на истоке став Ивашко Овсевьев да Федко Максимов с товарищи тако ркли: то, господине, болото Черновское; а куды есмя, господине, вас вели, то господине, межа изстарины да и по розъежжим грамотам Чюдовским лугом с Мелетцкими луги да и з Семеновским селищом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Богомолье».Свято-Введенский храм с. Флорищи. Прот. Вячеслав Буланов.Программа Е. Смирновой 08.02.2018 22:01 Елена Александровна Смирнова Святой храм в селе Флорищи Владимирской области был возведен еще в стародавние времена. Первоначально он был посвящен святителю Николаю — покровителю купечества, ибо стоял на оживленном когда-то хлебном Стромынском тракте, где часто пошаливали разбойники со своим атаманом Флором. Позже деревянные храмы сменились основательным каменным зданием, и церковь стала Введенской, с приделами Никольским и в честь Архангела Михаила, которые, видимо, и уберегли ее от закрытия в богоборцами. Настоятель ее — протоиерей Вячеслав Буланов (духовник Кольчугинско-Юрьевского благочиния) рассказывает об истории этой святыни, о сегодняшней жизни прихода, о чудесах, связанных с местночтимой Державной иконой, и о популярных в России паломнических видеофильмах, выпускаемых храмом. С батюшкой беседует Елена Смирнова. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2018/02/08/22-0...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САВВА СТРОМЫНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Савва Стромынский, икона работы иеродиакона Онисима (Александрова). Троице-Сергиева лавра, ок. 2006 г. Фотография с сайта pravicon.com Часовня прп. Саввы Стромынского В 1870 г. стромынские прихожане возвели над захоронением прп. Саввы кирпичную часовню, сохранившуюся до нашего времени. В стену часовни была вмонтирована плита с могилы подвижника, она указывала место, под которым лежали его останки. В послереволюционные годы часовня была разграблена и пришла в запустение. Близость речки и легко пропускающая влагу песчаная почва явились причинами того, что ее здание сильно отсырело. 4 сентября 1996 года в часовне, под наблюдением комиссии духовенства, были произведены раскопки, и на глубине двух с половиной метров от пола были найдены останки прп. Саввы, лежавшие в истлевшей деревянной колоде. Уже говорилось о том, что почва под зданием очень сырая. Удивительно, как в этих условиях сохранились не только кости скелета, но и фрагменты плоти (кожи), а также уцелели калиги – маленькие кожаные сапожки, в которых был погребен преподобный. В первое время эти калиги были выставлены в Стромынской церкви в специальном киоте, но теперь их уже нет… Мощи старца были первоначально положены в деревянную раку, а через полтора года она была заменена более роскошной позолоченной. Использованные материалы Редакция текста от: 10.06.2013 07:00:45 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19205.html

Звенигорода святыя 208. Преподобный Сава игумен Сторожевский и Звенигородский бысть ученик святаго Сергия чудотворца, преставися в лето 6915 месяца Декабря в 3 день Постриженник и ученик преп. Сергия и духовник всего Троицкого братства. Около 1382 года он был поставлен игуменом основанного Сергием Стромынского монастыря. По смерти Сергия и по удалении Никона на безмолвие, преп. Савва был избран игуменом Троицкой обители; но отсюда вызван князем Звенигородским Юрием Дмитриевичем и по просьбе его построил монастырь на горе Стороже, близ Звенигорода. Ум. 3 декабря 1407 года. (С.К. Смирнов, Ист. описание Савв. Сторож. монастыря). Мощи обретены нетленными 19 января 1652 года и почивают открыто в соборном храме Рождества Богородицы, в основанной им обители. Память 3 декабря. Праздник в честь преподобного Саввы установлен соборным определением 1549 года (Макарий, «Ист. Р. Церкви», VIII), По «Иконописному Подлиннику»: «преп. Савва стар, сед, брада аки Макария Желтоводскаго, плешив, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 206). Житие преп. Саввы написано игуменом Хутынского монастыря Маркеллом, который в свое время славился и как знаток крюкового пения (Филарет, Обз. Русск. Духовн. Литер., стр. 210). Читать далее Источник: Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями [и снабдил предисл.] гр. М.В. Толстой. - Москва : В Унив. тип., 1887 (обл. 1888). - 288, III с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

От чюдотворца понамар старец Еуфимеи принес молебенных денег 2 алтына 4 деньги. Старец Деонисеи Веревка прислал ис Куности с монастырским слугою з Басалаем Козловым мельнишных денег 10 рублев. О Успеньеве дни Пречистые Богородицы старец Мисаило Сиземец принес с чюдотворцова гробу 3 рубли 5 алтын 3 деньги. Да о Успеньеве ж дни собрали таможенных пошлин с продажных товаров 7 рублев 28 алтын з деньгою. Продана однарятка зелена стрелецкая Васильевская Усольца, взято рубль 6 алтын 4 деньги. И всего в месяце в августе в приходе денег 32 рубли 26 алтын 2 деньги. XXXVI. Книги расходные казначея чернеца Иринарха с 25 мая по 31 августа 1610 года. (Издаются по рукописи Кирилло-Белозерского монастыря 33–633, в полдесть, пис. на 34 л. скорописью. См. л. 9–34). Лета 7118-го маия в 25 день. Память казначею черньцу Илинарху Кирилова монастыря. Росход деньгам после счету. В прошлом 117-м году монастырскои слуга Захар Судоковых с товарищы был на государеве службе в Пошехонье, под Белым селом, отгромили у него воры литовские люди 10 рублев денег. По приказу игумена Матфея дано монастырскому слушке Дружине Колкацкому в поисканье 16 алтын 4 деньги. Монастырскому ж слушке Девятку Сиземцу дано для государевы службы в поисканье 16 алтын 4 деньги. Монастырские слуги Захар Судоковых с товарыщи с 20-ю человеки стояли на государеве службе на стромынскои дороге и на Москве, купили про свои обиход: хлеба печенова на рубль 11 алтын 5 денег, масла краснова на рубль 13 алтын 2 деньги, мяса говядины и полтеи свиных на 3 рубли на 17 алтын 3 деньги, рыбы на 25 алтын 2 деньги, соли пуд 5 алтын, черпок гороху 4 алтына 4 деньги, квасу на 8 алтын 3 деньги. Да лошадем корму: сена купили на 38 рублев 5 алтын 3 деньги, овса 65 четеи с черпком дали 23 рубли 13 алтын 2 деньги, 6 лошадеи подковали, дали 6 алтын. Купили: 2 сабли, дали 11 алтын, 5-ры сани пошевни, дали рубль 15 алтын 2 деньги, 5-ры дровни, дали 20 алтын з деньгою, 6-ры гужи конопельные да 2 хомута лычные да 2 дуги, да оглобли да ось, 2 ужища лычные, да от починки от двоих дровен да 2 рогожи, да колеса, да дехти на телеги, да гвоздия луженого к седлам, да десть бумаги писчие, дали 23 алтына з деньгою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

на ртине улицы, ікона бо престы бца в цркве сты трца, сшеши с мста своего ста на во з дс слезы точащи в л т , при василїи архїепп велїко нова града@) (см. 1 Соф. Лет. в Полн. Собр. Летоп. т. V . стр. 200. – Архим. Макария, археологич. опис. Новгорода 1, 168. 169). – Под 8 числ. 910 пишется: (@В сїи днь бысть чюдо образа блговщенї прты бци. на устюз. изыде бо образа е мро блговонно, пода ісцленї@). За тем: (@В сїи днь обртена бысть земл ікона одигитрї прты бца, во град казани. в лто зиз@). – В той же день убиение св. вел. князей Василия и Константина Ярославских. – под 9 ч. (@Сртенїе іконы прсты бца, нарицаемы смолескї, иже на колоч рк. можаска града, єі попри в л т , – И преп. Саввы, иже в Крынцех. Псковского Чудотворца. И преставление преп. Корнилия, иже на Камели, Вологодского Чудотворца. – За тем: (@Въ лто (1487). (@гдр велика кнз івана васильевича всеа русїи. воєводы, кн з симе рполовскїй, да кн з іоси дорогобской. взли казань гра. і цр єлехама, і црц приве з ли к москв. І тол пра з днуе т соборна цркви свтом пагкра ти ю, ко і прочи велики сты@). (слич Истор. Госуд. Российск.. т. 6. стр. 115). – 11 ч. св. великой княгини Ольги, наречённые во св. Крещении Елены. В конце замечено: (@дщ кнз тмтаракан, в цртво дїоклитїне@). – (@В тои де пра з днемъ знаменїа иконы прты бца рже в скї и на Москв@) (с 1540 г. – слич. под 28 Ноября). – 12 ч. Страсть св. муч. Варяга (Феодора) и сына его Иоанна, (@родо цреграцы убїены в киев@) – 13 ч. Преп. Стефана Махрищского, нов. чуд. – 15 ч. Св. равноапостольного вел. кн. Владимира. – 16 ч. (@В сїи днь быть чю о иконы прты бца, во ласти пско в стей в чиской волости. очїю б іко ны слезы ко стру течах@). (1420 г., слич. 2-ю Пск. Летоп.). И преп. Ефрема Перекопского. – 20 ч. Память преп. Саввы, игумена Стромынского монастыря, нов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Обогатили есте духовным сокровищем селения своя,/и прославишася вашими добродетельми земли Ростовская и Обнорская,/Киржачская и Стромынская, Сторожевская и Коломенская/и иныя от предел многих. Богородичен: Владычице Богородице, отверзи нам двери милосердия Твоего,/Ты бо еси спасение рода христианскаго. Кондак, глас 8: Приидите, вси концы отечества нашего,/прославим святый лик угодников Радонежских,/яко звезды, украсивших небо церковное подвиги земнаго жительства,/тех бо предстательством теплым ко Господу/многия нам милости Его низпосылаются,/бедствия отгоняются и злыя страсти укрощаются./Ихже всесвятую память ныне празднующе, тако возопиим:/радуйтеся, Сергие и Никоне и вси Радонежстии чудотворцы,/усерднии служителие Живоначальныя Троицы. Икос: Мирскую честь и славу презревше,/единому Христу вожделели есте поработати,/преподобнии отцы наши Сергие, Никоне и вси святии,/в земли Радонежстей и окрест ея просиявшии,/зде достойно и праведно Живоначальней Троице послужили есте./Темже и вселися в вас Дух Пресвятый и умудри познанием пачеестественным,/наставите убо нас истинней вере и житию,/да сподобимся неосужденно призывати Троицу Единосущную и Нераздельную./Темже, ублажающе ныне вашу честную память, непрестанно зовем:/радуйтеся, отцы преславнии,/учителие наши и служителие неотступнии Святыя Троицы. Песнь 7 Ирмос: Божия снизхождения/огнь устыдеся в Вавилоне иногда./Сего ради отроцы в пещи, радованною ногою,/яко во цветнице, ликующе, пояху:/благословен еси, Боже отец наших. Достигше Горних чертогов,/тамо со Ангелы славословите Господа Вседержителя, поюще:/отцев Боже, благословен еси. Молитеся непрестанно за ны,/дети ваша духовная, с верою поющая:/отцев Боже, благословен еси. Зряще с Небесе на призывающия вас в скорбех христианы,/возниспослите помощь поющим:/отцев Боже, благословен еси. Со Христом царствуете нескончаемо,/темже умолите Господа сил спасти ны, поющия:/отцев Боже, благословен еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богородичен: Един от Святыя Троицы воплотися от Тебе, Пречистая,/да спасет весь род человеческий от работы вражия и вечнаго осуждения. Песнь 5 Ирмос: Вскую мя отринул еси/от лица Твоего, Свете Незаходимый,/и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго,/но обрати мя и к свету заповедеи Твоих/пути моя направи, молюся. Многими болезньми, непрестанными молитвами/и духовным трезвением тьму бесовскую отгнавше,/собеседники Ангелов явилися есте,/Исаакие и Макарие, отцы прехвальнии. Воистинну христоподражательне пожили есте, преподобнии отцы Симоне и Илие,/плоть свою со страстьми и похотьми распявше,/темже помозите нам, немощным, преодолети сопротивныя силы лукавых духов. Воздевше руки горе,/сотворите усердное моление и ходатайство пред Всемилостивым Спасом/о всех чтущих вашу всечестную память,/преподобнии Сильвестре, Сергие и Павле,/на реце Обноре подвизавшиися. Теплое предстательство ко Святей Троице имуще,/не забудите убогих рабов, с верою призывающих вас в час лютыя напасти,/святии Феодоре и Павле Ростовстии/и сродниче по плоти Сергиев, святителю отче Феодоре. Богородичен: Все наше упование на Тя возложихом, Дево Марие,/призри на ны, люди согрешившия,/с верою чающия от Тебе заступления и спасения. Песнь 6 Ирмос: Очисти мя, Спасе,/многа бо беззакония моя,/и из глубины зол возведи, молюся,/к Тебе бо возопих, и услыши мя,/Боже спасения моего. Приимше Господне благословение и благодатию Духа Всесвятаго укрепляемии,/преподобнии отцы Иакове Железноборовский и Григорие Голутвинский,/насадили есте обители, яко духовныя источники, на земли Российстей. Прославлени быша вашими подвиги, отцы досточуднии,/Авраамие Галицкий и Мефодие Пешношский, пустыни непроходимыя,/процветшия, яко крини сельнии, и источившия реки чудес. Слезами, постом и молитвою создавше обители святыя на земли,/ныне вечно радуетеся во обителех Отца Небеснаго,/святии Савво Стромынский и Леонтие Дубенский, мужие добропобеднии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010