Высоцкий монастырь в то время находился на южной окраине московских земель — там, где Русская земля граничила с «диким полем», со степями кочевников. Поэтому часто обитель использовалась княжескими войсками как крепость. Не раз монастырь подвергался разорению от татар. В 1571 году он был сожжен войсками крымского хана Девлет-Гирея во время его похода на Москву... Расцвет монашеской жизни в Высоцком монастыре случился в XIX веке. Именно здесь в 1823-1826 годах подвизался знаменитый Авель Прорицатель, предрекший скорую кончину императору Александру I и восстание декабристов на Сенатской площади. После революции Высоцкий монастырь был закрыт. На его территории размещались казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры. В 1991 году Высоцкий монастырь был возвращен Церкви, начались восстановительные работы. А в 1994 году были обретены святые мощи второго настоятеля обители — преподобного Афанасия Младшего. Монастырь известен своим чудотворным образом «Неупиваемая Чаша», к которому с молитвой обращаются страдающие различными зависимостями люди. Многие приезжают сюда, чтобы получить помощь. Основание Стромынского Успенского монастыря также связано с именами учеников Преподобного Сергия — преподобных Саввы и Леонтия. Монастырь располагался на дороге из Москвы в Суздаль, в местечке Стромынь, на высоком берегу реки Дубенки (отсюда второе название — Дубенский монастырь). Обитель была построена на средства князя Дмитрия Донского, давшего обет в случае благополучного исхода битвы с татарами основать монастырь 8 . Когда первый игумен монастыря, преподобный Савва Стромынский, скончался, место настоятеля занял преподобный Леонтий. В течение двухсот лет Стромынский монастырь имел особый статус в Московском княжестве — в летописях он упоминается как «государево богомолье». Стромынская обитель не сохранилась до наших дней — она была упразднена в ходе секуляризации церковных земель при Екатерине II. В XIX веке недалеко от закрывшегося монастыря была построена Успенская приходская церковь, куда передали главную святыню монастыря — чудотворную Кипрскую икону Божией Матери.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Рубрики Коллекции Первая Неделя Великого поста, Торжество Православия, воскресенье, 24 марта 2024 года: что будет в храме? 15 мин., 22.03.2024 Поделиться В первое великопостное воскресенье 24 марта мы обращаемся в молитве к святителям Софронию Иерусалимскому, Евфимию Новгородскому и Софронию, епископу Врачанскому, преподобным Софронию, затворнику Печерскому, и Алексию Голосеевскому, священномученику Пионию Смирнскому и иже с ним пострадавшим. Церковь также вспоминает перенесение мощей мученика Епимаха Нового и чтит память исповедников Патрикия (Петрова) и Василия Малахова. Еще 24 марта чествуется икона Божией Матери Кипрская (Стромынская). Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 24 марта. Воскресенье, 24 марта 2024 года, Торжество Православия Воскресенье 5 марта в 2024 году называется Торжеством Православия. Это праздник был учрежден в 843 году по итогам Собора, состоявшегося в Константинополе. Он был посвящен восстановлению почитания икон после долгого периода иконоборчества и победе Церкви над ересями. В VIII–IX вв. Церковь пережила две волны иконоборчества — тогда неправильная трактовка заповеди «не сотвори себе кумира » привела к признанию святых образов идолами. Иконы и фрески уничтожались, за их почитание грозило изгнание, тюрьма, а иногда пытки и смерть. В 787 году в Никее состоялся VII Вселенский Собор, который осудил иконоборчество как ересь. Однако в последующий период противники иконопочитания не раз пытались взять реванш. Так было и в правление византийского императора Феофила. Однако после его смерти государством стала управлять его супруга Феодора , которая восстановила иконопочитание. Она созвала Собор, на котором иконоборцы были преданы анафеме . Участники Собора в Константинополе подтвердили православное учение об иконе , ранее провозглашенное VII Вселенским Собором.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

На этой иконе также было два креста, как у Спасителя. Второй иконой справа от Царских врат была храмовая икона Иоанна Крестителя, проповедующего народу, вероятно, упрощённая копия известной картины художника Александра Иванова " Явление Христа народу " . Другими иконами местного ряда были изображения церковных праздников (Рождества Христова, Крещения, Преображения Господня и др.) и Богородичных праздников (Рождества Богородицы, а также Введения во храм Пресвятой Богородицы). Все те иконы были в медных позолоченных окладах. Над Царскими вратами во втором ряду иконостаса находилось изображение Тайной Вечери в медальоне, в третьем ряду - образ Воскресения Христова в медальоне, на южных боковых вратах было живописное изображение первосвященника Аарона, на северных - изображение священника Мельхиседека. Древними и наиболее почитаемыми иконами Предтеченского храма были иконы Николая Чудотворца, Кипрская (Стромынская) икона Богоматери, Казанский образ в ризе из мелкого железа и местночтимая Тихвинская икона Богоматери в кованом серебряном с позолотой окладе, украшенном бирюзой и стразами - цветными стёклами под драгоценный камень. В храме стоял животворящий крест с Предстоящими - копия чудотворного Дмитровского креста " древней иконописи " . Перед всеми иконами находились лампады и подсвечники. Богатое внутреннее убранство храма было полностью уничтожено после его закрытия в 1940 г. Решение о закрытии Иоанно-Предтеченского храма было принято Исполнительным комитетом Московского областного совета депутатов трудящихся 28 апреля 1940 года. В постановлении от 28 апреля было сказано: " Принимая во внимание, что церковь в посёлке Фрянове бездействует и группа верующих распалась, разрешить исполкому Щёлковского райсовета церковь в посёлке Фрянове закрыть, а здание использовать под Дом пионеров. Решение о закрытии церкви в посёлке вступило в силу 5 июня 1940 года " ввиду отсутствия жалобы со стороны верующих " - и с того времени считалась закрытой оффициально. Про Дом пионеров, как-то само-собой забылось, а закрытый храм решено было использовать в других целях.

http://sobory.ru/article/?object=07103

На праздники в честь Кипрской иконы и в дни памяти преподобного Саввы в Стромынь всегда приезжает большое количество паломников. После крестного хода, возвращаясь в храм, ставим Кипрскую икону на подставочку – мы ее специально сделали, – поем величание Божией Матери, тропарь, а затем духовенство и миряне проходят под иконой. Это старинная традиция, она всем очень нравится. скрыть способы оплаты Смотри также «Ревновать в добром всегда» «Ревновать в добром всегда» Дарья Денисова Приход святого Пантелеимона в Жуковском называют «больничным». И не потому, что храм великомученика и целителя занял один из корпусов бывшей участковой больницы и при храме открыта амбулатория. Здесь врачуют, прежде всего, души людские. И проповедуют не только словом, но и многочисленными делами: при приходе есть и музеи, и мастерские народного творчества, детский сад, школа, группа реабилитации алко- и наркозависимых… Комментарии Светлана 22 апреля 2020, 17:00 Матерь Божия ,Приснодева Мария! Прости за все! Прошу ,помоги,исцели моего единственного сына тяжело больного Димитрия от мышечной дистрофии.Эта болезнь не лечится земными врачами.Во имя любви к нам грешным недостойным утешь,подай надежду,,пошли лечение Исцели от этой болезни тяжко болящих: Алексия,Кирилла,Максима,Леона,Михаила,Илию Исцели тяжело болящую Валентину Царица Небесная,спаси нас всех! Роман 18 марта 2013, 15:25 День добрый! Иконописная мастерская Коновалова предлагает свои услуги по стенной росписи за 1н квадратный метр 4.500 т.р, золочению, написанию икон.При сотрудничестве с нами мы напишем в подарок храму икону на Ваше усмотрение. Адрес сайта: http://icona-palech.ucoz.ru Icona-Palech@yandex.ru С уважением Коновалов Роман. lyudmila toll 6 марта 2013, 01:35 Царица Небесная !Пречистая Дево Богородице! Стромынская Кипрская Матерь Божия ,молю Тебя ! подаждь р Божию Аркадию восстановиться после инсульта.Не кому за ним ухаживать , и вразуми его читать Святое Писание . Дивен Бог во святых своих . Слава Тебе Господи ! Пресвятая Богородице защити нас от бед болезней и всякаго зла Твоим Матерним ходатайством

http://pravoslavie.ru/54903.html

Год спустя после основания Серпуховской обители Преподобный Сергий положил начало уже известной читателям обители на Киржаче. Здесь первым игуменом был его ученик – преподобный Роман, скончавшийся 1392 года, июля 29 дня. В 1378 году был основан Стромынский монастырь Успения Богоматери на реке Дубенке; первым его игуменом, или строителем, был преподобный Леонтий, ученик Преподобного Сергия. Спустя три года, в 1381 году, после славной победы Куликовской Великий Князь Димитрий Иоаннович основал другой Дубенский Успенский монастырь, что «на острову», где игуменствовал преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия, изображенный в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом. В благословение сей обители великий старец дал, как гласит предание, икону Пресвятой Богородицы «Кипрскую», которая и поныне чтится в приходской церкви села Стромыни. Преподобный Афанасий пустынник, «зовомый Железный посох», подвизался на месте, где потом был основан Череповецкий Воскресенский монастырь и где теперь Воскресенский собор в Череповце. Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы, в тридцати верстах от Твери, где ныне село Тутань. Память его местно чтится 26 января. Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря в десяти верстах от города Мосальска (Калужской губернии). По преданию, Преподобный Сергий благословил Ферапонта иконою Успения Богоматери; Ферапонт пришел с нею в окрестности нынешнего погоста Боровенска; утружденный от пути, он лег под тенью одного из вековых деревьев, поставив на нем образ. Но, проснувшись, не нашел его на своем месте; долго искал он икону и наконец нашел в лесной чаще, на одной сосне. До трех раз повторялось чудесное исчезновение иконы и обретение ее в одном и том же месте. Преподобный принял это событие за указание, что Пресвятая Богородица благоволила избрать сие место для обители, и поселился тут. Скоро собрались около него любители отшельничества, и обитель основалась. Год кончины преподобного Ферапонта неизвестен. Святая икона Успения Богоматери и поныне стоит в церкви Боровенского погоста.

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

— Кому же вы писали?! — Брежневу, Косыгину, всем этим уполномоченным по делам религий. Мы хитро писали: мол, храм — это патриотическое воспитание, учит любви к Родине. Поэтому молодому советскому поколению храм просто необходим. Откройте! Но никто не отвечал. А на Любу — она техникум в 1979 году заканчивала — пришло письмо откуда-то сверху, чтобы диплом ей не давать. Она, мол, в секту ходит. Но милостью Матери Божией опоздали они, диплом сестре уже выдали. А тут епископ Можайский Григорий нам и говорит: «Вы письма ваши на машинке печатайте. А то вы от руки пишите — никто и не разбирает». С Любой работала Нина Васильевна Нехлюдова, она печатала хорошо. Мы её попросили, она и говорит: «Всё для Бога сделаю!» И напечатала нам наши письма. А это же так опасно было. Такое время... Но Господь упас. Тамара Алексеевна Мишкина, вдова с шестью детьми, выбранная старостой вновь открытого Свято-Успенского храма в 1988. Служила старостой десять лет до 1998 года 17 лет пребывала чудотворная икона Божией Матери Кипрская Стромынская в доме подвижниц Евдокии Николаевны Мартыновой и Анны Семёновны Юдкиной. Евдокия Николаевна отошла ко Господу в 1987 году. А через семь месяцев, в мае 1988-го, открыли Свято-Успенский храм, одним из первых в Подмосковье. Настоятелем стал иеромонах Николай (Грошев), а старостой выбрали Тамару Алексеевну Мишкину, племянницу Евдокии Николаевны и маму Фотинии Викторовны и Любови Викторовны. — Нас у мамы шестеро было. — продолжает Фотиния Викторовна — Папа к тому времени умер, а ей самой уже 66 лет было. И так она за дело горячо взялась. А прихожане все наши! Всё своими руками в храме восстанавливали — наши стромынские с малярами ещё ногинскими. Всё во славу Божию и Пречистой Его Матери. И очень скоро, с пасхальными песнопениями, перенесли, вернули сохранённый святой образ Владычицы в храм. Тетя Евдокия уже тогда преставилась, а Анна Семёновна ещё жива была, увидела своими глазами. Тогда вообще чудеса шли. В Ботове вот, деревне соседней, решили восстановить разрушенную часовню Георгия Победоносца. Нужно было согласие владельца соседнего дома. Пришли к нему, попросили. Он как-то насупился и сказал, что будет думать неделю. А прошло несколько дней, так сам пришёл и говорит: «Стройте, восстанавливайте! Я столько лет ждал машину, а тут только сказал, что подумаю, чтоб разрешить часовню строить, мне сразу же открытка на машину пришла!»

http://pravoslavie.ru/144236.html

В 1823 г. взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви началось возведение на том же месте каменной с тремя престолами — в честь Успения Божией Матери, святителя Николая и преподобного Сергия. Строительство нового храма велось всем миром на средства жителей ближайших деревень. Наибольший вклад в это богоугодное дело внесли сыновья щекавцевского помещика. В 1827 г. состоялось освящение Успенской церкви. Первоначально колокольня стояла отдельно. Между ней и храмом была возведена паперть, в которой размещалась кладовая для ризницы. В 1877 г. внутреннее пространство храма увеличилось за счет постройки трапезной и объединения ее с папертью. Тогда же к западному входу было пристроено небольшое крыльцо. Проект трапезной Успенского храма составил московский архитектор Лев Николаевич Львов. В истории Успенского храма села Стромынь были периоды и благополучия, и нелегких испытаний. В 30-е гг. XX в. храм закрылся, священнослужители и прихожане подверглись притеснениям и репрессиям. В 1940-х гг. богослужения возобновились, но в 1961 году храм опять закрыли почти на 30 лет. Под сводами храма власти пытались устроить то склады, то машинно-тракторную станцию. Много сил потребовалось жителям, чтобы отстоять церковь. Никого не допускали ревностные прихожане внутрь храма и добились того, что церковь была просто закрыта, но никаких складов и производств в ней не располагалось. Это позволило сохранить храм, хотя при его закрытии большая часть икон была увезена комсомольскими активистами. Некоторые иконы и хоругви, ныне находящиеся в храме, хранились в Ногинском краеведческом музее и были уже в постсоветское время возвращены приходу. Большую часть церковного имущества хранили люди у себя в домах. Главную святыню храма — Кипрскую икону Божией Матери — удалось спасти. Много пришлось претерпеть ей, пока не нашла она тихое пристанище в ветхой избенке двух девиц — бывшей старосты храма Евдокии Николаевны Мартыновой и Анны Семеновны Юдкиной. Чудотворная Кипрская (Стромынская) икона Пресвятой Богородицы в 1988 г.

http://sobory.ru/article/?object=03920

В настоящее время в храме, в котором находится Ястребская икона Богоматери, запрещен вход женщинам, и они, приходя на поклонение этой иконе, совершают свои молитвы вне церкви, на паперти. Были случаи, когда некоторые жены хотели проникнуть в храм, чтобы лицезреть икону Богоматери и поклониться ей, но всякий раз их попытки оканчивались неуспехом: какая-то невидимая сила препятствовала им проникнуть в церковь. На Ножевой иконе Богоматерь изображена в молитвенном виде с распростертыми руками и при этом одна, без Предвечного Младенца. Эта икона имеет при себе висящий нож, откуда произошло и само название ее — Ножевая. Раньше она находилась в монастыре, но после того, как этот монастырь в 1892 году сгорел дотла, она была перенесена в г. Левкосию, находящийся на том же острове Кипре. Там она пребывает и до настоящего времени. Чудотворная сила этой иконы особенно явно проявилась во время упомянутого пожара в 1892 году. Несмотря на то, что монастырь сгорел весь до основания, св. икона Богородицы осталась совершенно невредимой. Чистительная икона Богоматери находится в устроенном в честь ее монастыре, расположенном в одном из самых живописных мест острова. Название Чистительной дано ей потому, что к ней прибегают страдающие глазными болезнями и получают исцеление, если только молятся Божией Матери усердно и горячо, с верой в Ее предстательство за нас пред Господом. Кипрская икона в селе Стромыни Село Стромынь находится недалеко от города Москвы, в Богородском уезде. В настоящее время это одно из самых многолюдных и богатых сел указанного уезда. Недалеко от этого села в XIV веке был основан преподобным Сергием Радонежским монастырь, получивший название Стромынской Успенской обители. В 1764 г. этот монастырь был упразднен по указу Св. Синода; здания монастыря были сломаны, а храм обители превращен в приходскую церковь. В 1827 г. ветхая приходская церковь села Стромыни была сломана и на ее месте была построена прихожанами новая великолепная каменная церковь во имя Успения Богоматери с двумя приделами: прп. Сергия Радонежского и святителя Николая. В этой Успенской церкви и находится ныне чудотворная икона Богоматери. Прославилась эта икона в 1841 г. при следующих обстоятельствах.

http://sedmitza.ru/lib/text/440287/

Колоцкого Успенского мон-ря (в обители сохранился чтимый список), икона свт. Николая Заразского (Зарайского) из Николаевского собора в Зарайске, образ свт. Николая Можайского из Можайска (сохр. копии), а также Дмитровский крест из Успенского собора в Дмитрове. Более поздние святыни: чудотворный образ Христа в главном храме Николо-Берлюковской пуст., Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери в Успенском храме в с. Стромынь Ногинского р-на, список чудотворной иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Николаевском соборе в Серпухове, чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в серпуховском Высоцком мон-ре, Клинская чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Скорбященском храме в Клину, икона Божией Матери «Отрада и Утешение» из бывш. жен. мон-ря в честь этой иконы, существовавшего в пос. Добрыниха (икона хранится в Михаило-Архангельском храме в с. Михайловском Домодедовского р-на), список иконы Божией Матери «Поможение в родах» в Николаевском соборе в Серпухове и др. В XIV в. на подмосковных землях подвизались основатель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыря прп. Варлаам Серпуховской (мощи почивают под спудом во Введенском соборе основанной им обители), ученики прп. Сергия Радонежского: преподобные Мефодий Пешношский (мощи - в Мефодиевом Пешношском мон-ре), Леонтий и Савва Стромынские (мощи - под спудом в Успенском храме бывш. Стромынского мон-ря в с. Стромынь Ногинского р-на), Григорий Голутвинский, основатель Старо-Голутвина мон-ря и, возможно, еп. Коломенский (мощи - под спудом в Богоявленском соборе обители). В XV в. известны преподобные Зосима и Адриан Сестринские, Волоколамские, основатели Успенского мон-ря (Изосименской пуст.) на берегу р. М. Сестра, близ бывш. дер. Изосименье Лотошинского р-на (их мощи почивают под руинами Успенского храма основанной ими обители), Афанасий Высоцкий Младший (мощи - в соборе серпуховского Высоцкого мон-ря), Ферапонт Можайский (мощи - в соборе Лужецкого Богородице-Рождественского мон-ря), Левкий Волоколамский, основатель Левкиева в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

17 окт.). Ей празднуется также 9 июля и в день Сошествия Святого Духа на апостолов. Известная в России Кипрская икона находится в с. Стромыне, Богородского y., Московской губ. Эта Стромынская св. икона была дана пр. Сергием ученику его Савве, игумену Стромынского монастыря (упраздненного в 1764 г.). Богоматерь на этой иконе изображена в короне, сидящею на троне; вверху около Нее по сторонам стоят два ангела в венцах с ветвями; внизу изображены коленопреклоненными с одной стороны – священномуч. Антипа, с другой – муч. Фотина. После чудесного исцеления 16 февр. 1841 г., по молитвам пред этой св. иконой, одной больной девицы последовали и другие прославившие ее чудеса. Вторичное празднование ей совершается 16 февр. Известны также Кипрские иконы, находящиеся: в Москве, в Успенском соборе и в церкви святит. Николая, что в Голутвине, в Нижнем-Новгороде, в Иоанно-Предтеченской церкви, что в Слободке (в 1771 г., по молитвам пред этой св. иконою, прекратилась свирепствовавшая тогда в Нижнем-Новгороде моровая язва); см. также 1427 стр. 181 Кипяжская св. икона представляет собою изображение Богоматери в царской короне, сидящею на троне, с Богомладенцем на Ее левой руке, благословляющим правой рукой. 182 Св. икона, именуемая Ключ разумения , представляет собою изображение стоящей Богоматери во весь рост; в нижней части этой св. иконы изображен ключ. Местно чтимая икона с таким наименованием находится в кладбищенской церкви г. Балахны, Нижегородской губ. Пред этой св. иконой совершаются молебны при начале учения отроков и молятся о даровании способностей к учению. 183 Конковицкая св. икона находится в Минской епархии, в Конковицкой Богородице-Рождественской церкви, приписанной к Петриковской Воскресенской церкви. По местному преданию, эта св. икона явилась на липовом дереве, близ колодезя, теперь находящегося внутри церкви. Она написана на медном листе; на одной стороне его изображена Богоматерь с Богомладенцем, а на другой – Нерукотворенный образ Спасителя. 184 Константинопольская св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010