Причастен субботы «Блажени яже избрал» на 4-й плагальный (8-й) глас И. С. также весьма часто встречается в рукописях, напр.: РНБ. Греч. 130. Л. 390 сл., нач. XVIII в.; Ydra. Iliou. 630. Fol. 192v - 193, нач. XVIII в.; Meteor. S. Stephani. 19. Fol. 391-391v, 1-я пол. XVIII в.; 127. Fol. 294-294v, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Stauronik. 234. Fol. 300-312, сер. XVIII в.; Ath. Ivir. 998. Fol. 135v - 145, сер. XVIII в.; Ath. Pantel. 1012. Fol. 216-224v, 1768 г.: μαχορι - название арабо-персидского макама (лада); Meteor. Metamorph. 92. Fol. 137-137v, 1772 г., ркп. иеродиак. Гавриила; БАН. РАИК. 43. Л. 138 об.- 139 об., 2-я пол. XVIII в.; Andros. Agias. 33. Fol. 305 sq., 2-я пол. XVIII в., ркп. Фрадзиса Родосского; РНБ. Греч. 132. Л. 413 сл., кон. XVIII в. Известны также причастны И. С.- воскресный на 4-й глас (Ath. Doch. 363. Fol. 415v - 416v, 2-я пол. XVIII в.) и вторника «В память вечную» на глас βαρς (7-й) (Ath. Doch. 374. Fol. 168-170, сер. XVIII в.). Менее распространены следующие сочинения И. С.: краткие евлогитарии (тропари по непорочных «Благословен еси, Господи... Ангельский собор») на 1-й плагальный (5-й) глас (Ath. Gregor. 4. Fol. 116 sq., 1744 г., ркп. свящ. Михаила Хиосского; БАН. РАИК. 42. Л. 105-106 об., сер. XVIII в.; Ath. Doch. 348. Fol. 97v sq., 2-я пол. XVIII в.; Thessal. Sourotis. Fol. 274v - 277v, 2-я пол. XVIII в., ркп. архим. Кирилла Пелагонийского; Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 143-145v, 1789 г., ркп. архим. Кирилла Пелагонийского); пасапноарии («Всякое дыхание») на 4-й глас (Ath. Paul. 37. Fol. 193-197, 2-я пол. XVIII в.); изобразительные антифоны на 4-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 325. Fol. 125v - 127v, сер. XVIII в.); воскресный входный стих «Приидите, поклонимся» на 2-й глас (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 184v - 185); аллилуиарий на глас πρωτβαρυς (Cypr. Machairas. 2. Fol. 317v sq., сер. XVIII в.; Andros. Agias. 34. Fol. 302v - 308v, 1756 г., ркп. иером. Нектария; Meteor. S. Stephani. 127. Fol. 188v - 189, 3-я четв. XVIII в.; РНБ. Греч. 132. Л. 292 сл., кон. XVIII в.; см. также Andros. Agias. 33. Fol. 293v - 294, 2-я пол. XVIII в., ркп. Фрадзиса Родосского); прокимен Великого поста «Не отврати» и «Да исправится» на литургии Преждеосвященных Даров (Thessal. Sourotis. Fol. 530-531; Ath. Ivir. 997. Fol. 133v - 134, кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/468943.html

8 . 8.Географические названия, состоящие: а) из двух существительных, например: Орехово-Зуево, Каменец-Подольск, Сердце-Камень (мыс); б) из существительного и последующего прилагательного, например: Могилёв -Подольский, Гусь-Хрустальный, Москва-Товарная; в) из сочетания артикля или частицы с знаменательной частью речи, например: Ле- Крезо (город), Ла- Каролина (город), Де- Кастри (залив). Примечание. Раздельно пишутся географические названия: а) состоящие из прилагательного и следующего за ним существительного или из числительного и следующего за ним существительного, например: Белая Церковь , Нижний Тагил, Великие Луки, Ясная Поляна, Семь Братьев; б) представляющие собой сочетания имени и фамилии, имени и отчества, например: поселок Лев Толстой, станция Ерофей Павлович. 9 . Названия населённых пунктов, в состав которых в качестве первой части входят: усть-, соль-, верх- и т.п., а также некоторые названия населенных пунктов с первой частью ново-, старо-, верхне-, нижне- и т.п., кроме тех, слитное написание которых закрепилось в справочных изданиях, на географических картах и т.п., например: Усть- Абакан, Соль-Илецк, Верх-Ирмень, Ново-Вязники, Нижне-Гнилое, но: Ново сибирск, Малоархангельск, Старобельск, Новоалексеевка, Верхнеколымск, Нижнедевицк. 10 . Составные географические названия, образованные как при помощи соединительной гласной, так и без неё из названий частей данного географического объекта, например: Австро-Венгрия, Эльзас-Лотарингия, но: Чехословакия. 11 . Иноязычные словосочетания, являющиеся именами собственными, названиями неодушевлённых предметов, например: Аму-Дарья, Алма-Ата, Па-де-Кале, Булонь-сюр-Мер, Нью-Йорк, Пале-Рояль, Гранд-отель. Примечание. Данное правило не распространяется на передаваемые русскими буквами составные иноязычные названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.п., которые пишутся раздельно, если выделяются в тексте кавычками, например: «Стандарт Ойл», «Коррьеро делла Рома». 12 . Пол- (половина) с последующим родительным падежом существительного, если существительное начинается с гласной буквы или согласной л, например: пол- оборота, пол-яблока, пол-лимона, но: пол метра, полчаса, полкомнаты; через дефис пишутся также сочетания пол- с последующим именем собственным, например: пол- Москвы, пол-Европы. Слова, начинающиеся с полу-, всегда пишутся слитно, например: в полуверсте от города, полустанок, полукруг.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОКСАСТАРИЙ [греч. οξαστριον], греч. певч. книга, содержащая славники-самогласны и богородичны Триоди, Пентикостария, Минеи. 1-е образцы Д. как части певч. кн. Стихирарь появляются в кон. XVI - нач. XVII в., напр.: Ath. Cutl. 429, кон. XVI - нач. XVII в. (славники Минеи и нек-рые самогласны Триоди); 430, нач. XVII в.; Ath. Philoth. 136, нач. XVII в., и др. В кон. XVII - нач. XVIII в. в рукописной традиции в большом количестве стали распространяться Д. Германа , митр. Нов. Патр, и Д. Хрисафа Нового , являющиеся частями их калофонических Стихирарей. Среди списков Д. Германа следует указать: Ath. Paul. 11, кон. XVII в.- 1712 г.; Ath. Philoth. 128, кон. XVII - нач. XVIII в.; Ath. Doch. 325, сер. XVIII в.; БАН. РАИК. 45, посл. треть XVIII в.; Ath. Pantel. 933, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 11, 1712 г. (писец Лаврентий); 83, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Cuml. 439, 1826 г. (ξηϒσεις мон. Феофана Пантократорского); Ath. Pantel. 973, 2-я пол. XVIII в.; 949, 2-е десятилетие XIX в. (в транскрипции мон. Феофана); Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 743, 1832 г. (в нотации нового метода, транскрипция хартофилакса Хурмузия ); Ath. Dionys. 720, 1833 г. (в нотации нового метода, писец и автор транскрипции Николай Дохиарит ); Ath. Karakal. 242, 2-я пол. XIX в. Д. Хрисафа представлен в рукописях: Lesb. Leim. 276, 1700-1730 гг.; Ath. Pantel. 920, 1-я пол. XVIII в. (в сборнике с Анастасиматарием); 1015, сер. XVIII в.; Ath. Greg. 38 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 38, нач. XVIII в. В этот период можно отметить Д. хвалитных Апостола Констаса Хиосского (кон. XVIII - нач. XIX в.) (БАН. РАИК. 65. Л. 93 об.- 112 об., 178 об.- 182 об., 1820 г.). Важным моментом в истории греч. церковнопевч. традиции стало появление Д. краткого стихирарического стиля, созданного, вероятно, с 1770 по 1777 г. Петром Пелопоннесским . Автограф этого Д., в к-ром впервые был представлен новый тип распева, не сохранился, но в рукописной традиции его списки были широко распространены до кон.

http://pravenc.ru/text/славник.html

На Боголюбской иконе Божией Матери «в молении Ростовских чудотворцев» (кон. XVII в., ГМЗРК) И. представлен в монашеских одеждах (в надписи назван «преподобный»), с короткими кудрявыми волосами и со средней величины бородой (см. также икону-пядницу XIX в. из собрания ГМИР). Известна прорись с иконы XVII в. с группой Ростовских святых и с архангелом перед Богоматерью с Младенцем (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 447). Образ И. предположительно есть на иконе «Богоматерь на престоле, с молящимися Ростовскими чудотворцами» 2-й пол. XVIII в. (Дом иконы на Спиридоновке в Москве; см.: Рус. икона XV-XX вв.=Russian Icons of the 15th-20th Centuries: Из коллекции И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 144, 332. Кат. 109). В верхней части иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с избранными святыми» 1729 г. (ГМЗРК) в молении к Св. Троице Новозаветной написаны преимущественно Ростовские чудотворцы, И.- крайний слева во 2-м ряду, за прп. Петром, царевичем Ордынским. На 2 иконах «Собор Ростовских святых» - 1838 г. и кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) - И. изображен крайним слева в верхних рядах, волнистые волосы и борода с проседью, руки сложены на груди. Его образ включен также в иконную композицию «Собор Ростовских чудотворцев» XIX в., возможно связанную с ростовским мон-рем в честь Рождества Пресв. Богородицы (ГМИР, см.: Коробко О. А. Иконопись XVII - 1-й пол. XVIII в. из собрания ГМИР//Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф. 21-23 сент. 2005 г.)/ГМЗРК, НИИ РАХ. Ростов, 2006. С. 217, 409. Ил. 8). Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы «Избранные святые в молении перед Владимирской иконой Божией Матери». 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы «Избранные святые в молении перед Владимирской иконой Божией Матери». 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) Несмотря на широкое почитание И., во 2-й пол. XVII в. его образ не встречается в росписях храмов, построенных в Ростове и Ярославле митр. Ионой (Сысоевичем).

http://pravenc.ru/text/469398.html

Так он представлен на одной из наиболее ранних икон «Собор Киево-Печерских святых», происходящей из Киево-Печерской лавры (2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117),- голова не покрыта. На иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./Сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) Л. изображен в зеленоватой мантии, голова не покрыта, наметка клобука лежит на плечах. Положение головы то же, взгляд обращен назад, словно святой пытается посмотреть за плечо. Сходство с ап. Петром художник подчеркнул, руководствуясь характеристикой образа святого в поздней западноевроп. традиции: средней длины седая борода слегка всклокочена, плешив, разметавшиеся кудри волос лежат по ушам. Выразителен облик святого и на иконе 1-й трети XIX в. (КБМЗ) - голова не покрыта, руки крестообразно сложены на груди (без ключей). Такого же типа изображение Л. представлено: на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87); на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве; на изготовленной в Ростове эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия). Встречается вариант изображения Л., где отсутствует характерный для него разворот и святой представлен, как др. преподобные, обращенным к центру: на иконах 1-й пол. (ЦМиАР) и сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского женского мон-ря в Александрове). Существенной переработке подверглась композиция «Собор Киево-Печерских святых» на московской иконе 2-й пол. XIX в. (собрание В. А. Бондаренко; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. в частности, Л. представлен в левой группе святых, в 1-м ряду, предпоследним, между преподобными архим. Игнатием (справа) и Зосимой (слева); в иконографии святого сохранен специфический поворот головы, Л.

http://pravenc.ru/text/2110691.html

В монументальной живописи П. изображен в росписи 1684 г., выполненной артелью ярославских и троицких мастеров под рук. Д. Г. Плеханова в Успенском соборе ТСЛ (юж. грань сев.-зап. столпа), в росписи 1686-1688 гг. артели Плеханова в Софийском соборе Вологды (на откосе центрального окна сев. стены, напротив прп. Иоасафа, царевича Индийского); в интерьерах храмов Ростовского кремля: в церквах Воскресения (ок. 1670; на откосе окна верхнего яруса сев. стены, вполоборота вправо, в руках П. свиток) и ап. Иоанна Богослова (1683; в алтаре на юж. стене). В ростовских храмах его образ (в виде средовека, позднее преимущественно в облике седовласого старца) имеется в росписях: 90-х гг. XVII в. на алтарной преграде ц. Спаса на Торгу; 1715 г. собора Рождества Пресв. Богородицы Рождественского женского мон-ря (на зап. стене наоса на откосе портала); 1-й пол. XIX в. ц. Толгской иконы Божией Матери (в медальоне на своде придела св. Иоанна Предтечи и сщмч. Власия Севастийского); 1889-1891 гг. ц. Спаса на Песках (исполнены по заказу еп. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) иконописцем К. Я. Леоновым из с. Боголюбова Владимирской губ.; П. на юж. стороне юж. столпа). В окрестностях Ростова: в ц. апостолов Петра и Павла с. Поречье (ныне пос. Поречье-Рыбное) (1782-1785, ярославские иконописцы под рук. А. А. Шустова; образ П. в сев. апсиде); в ц. вмч. Георгия в с. Юрьевском (1-я пол. XIX в.; на сев. стене, в паре с прп. Авраамием Ростовским); в ц. Казанской иконы Божией Матери в с. Козохове-Богородском (1-я пол. XIX в.; на юж. стене). В Борисоглебском р-не: в ц. Св. Троицы с. Вощажникова (кон. XVIII в.; П. представлен на откосе одного из окон на юж. стене); в ц. Богоявления с. Уславцева (нач. XIX в.; на оконном откосе сев. стены); в ц. Смоленской иконы Божией Матери с. Хмельники (1895; на своде трапезной). На иконах «Образ всех российских чудотворцев», созданных в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. в Выговской пуст. (списки с образа 30-х гг. XVIII в. каргопольского мастера Даниила Матвеева из иконостаса Богоявленской соборной часовни - МИИРК, ГРМ (1814, П. Тимофеев), ГТГ, ГИМ, старообрядческие и частные собрания), П. изображен в правой верхней группе 2-м от центра; на нем монашеские или княжеские одежды и царский венец, волосы кудрявые, борода средней величины. Образ П. присутствует и в других старообрядческих «соборных» и минейных композициях с сонмами русских святых, исполненных в кон. XVIII - XIX в. (ГТГ, ЦМиАР, ГМИИРТ).

http://pravenc.ru/text/2580106.html

В композиции «Собор Киево-Печерских святых», в ее расширенном варианте, оформленной в 80-х гг. XVII в., П. занимает место в группе преподобных (чьи мощи почивают в Дальних пещерах лавры) справа от центра с изображением Великой Успенской церкви лавры и чудотворной иконы «Успение Пресв. Богородицы». В поярусной схеме композиции П. было определено замыкающее место в «пятерице» святых 7-го снизу ряда (слева-направо: Захарий Постник, Вениамин, Софроний Затворник, Лаврентий Затворник, П.). Как правило, святой показан с опущенной головой и взором, направленном «долу» (или к центру); он в монашеском облачении, в схиме, с куколем на голове; в надписи, в нимбе, при имени значится: «Затворник». Устойчивая последовательность такого иконографического строя отмечается в наиболее ранних гравюрах с композицией «Собор Киево-Печерских святых» (по датировке Д. А. Ровинского - кон. XVII и нач. XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1507), а также в копиях и повторениях этого изображения, взятого с единого киевского образца (напр., работы почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского (Там же. С. 621-623. 1505), Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ), Иоанна Кончаковского (1771/74), Герасима Проценко (1821) и др. (Там же. С. 623-625. 1506-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517)). Одно из ранних сохранившихся изображений этой композиции в иконописи представлено на иконе из частного собрания (по надписи: «1766 г. Харковъ»), образ П. соответствует варианту, представленному, напр., на гравюре В. Белецкого: голова П. с пышными седыми волосами до плеч дана в 3/4-ном повороте влево, он смотрит вверх, правая рука прижата к сердцу, куколь лежит на плечах. Этот вариант сохраняется в основных чертах и на др. иконах, а так же эстампах, но с разной степенью выраженности разворота головы вверх. Примеры икон: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771(?), ИркОХМ); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР); 2-й пол. XIX в., Клинцы Брянской обл. (частное собрание). Примеры эстампов: раскрашенная гравюра 1-й трети XIX в. (ГЛМ), офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ), тонолитография 1893 г. (ГЛМ), хромолитография 1894 г. (ГЛМ, РГБ) и мн. др.

http://pravenc.ru/text/2579806.html

Антонием Киево-Печерским (М. предпоследний, перед ним святые Михаил, митр. Киевский, и Симеон, еп. Суздальский, за ним Ефрем, еп. Переяславский). Как и др. иерархи (кроме митр. Михаила), М. изображен в подряснике, мантии, с омофором, на голове митра. Характерной деталью изображения М. в данной композиции является жест крестообразно сложенных на груди рук. Данное расположение, как и указанные черты образа М., является постоянным для иконографии «Собора…»; такая схема воспроизводилась вплоть до кон. XIX в. на большом количестве гравюр и литографий начиная с 1-й пол. XVIII в. (см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506; 1507 - с датировкой кон. XVII в.): напр., на киевской гравюре мастера Василия Белецкого (1751; 1756 - РГБ); на гравюре почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского; на гравюре 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копии 1821 г. работы Герасима Проценко (Там же. Кн. 3. С. 621-633. 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). Изменения в иконографии святого появляются, очевидно, в связи с недостаточной ясностью для художника образца или с желанием его унифицировать. Так, на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) у М. оставлена в поле зрения только правая рука, но не с благословляющим жестом, как и у др. архиереев в этом ряду, а лежащая на груди; на раскрашенных гравюрах 1-й трети и 1-й четв. XIX в. (ГЛМ; РГБ) все архиереи в этом ряду изображены с благословляющей десницей; на хромолитографии 1894 г. (РГБ) правая рука М. лежит на ладони левой и т. д. К изображениям «Собора...», точно передающим начальную схему композиции, в т. ч. с характерным жестом М., относятся иконы: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); XVIII в. (в среднике 3-створчатого складня, створки XIX в., ЦМиАР); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); 2-й пол. XIX в. из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город Брянской обл.) (собрание Ф. Р. Комарова) и др. На иконе сер. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен.

http://pravenc.ru/text/2563006.html

XVII в.); владимирский во имя прп. Сергия Радонежского (во Владимире, жен., основан в XVI в., упразднен в 1-й пол. XVII в., возобновлен во 2-й пол. XVII в., упразднен после 1719); во имя апостолов Петра и Павла (в Юрьеве-Польском, жен., основан не позднее XVI в. как муж., упразднен в 1764, восстановлен в 1874 как жен., закрыт в 1923); Прохорова в Сырниках в честь Преображения Господня пуст. (в Муромском у., муж., основана не позднее XVI в., упразднена в 1-й трети XVIII в.); во имя святых Бориса и Глеба пуст. (у Великого оз. в Яропольской вол. Владимирского у., муж., основана не позднее нач. XVII в., упразднена в 1764); в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в Юрьеве-Польском, жен., основан не позднее нач. XVII в., сгорел в 1871); в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (в Вязниковской слободе Владимирского у., жен., основан не позднее 1628, упразднен в 1764); во имя св. князей Бориса и Глеба (Кидекоцкий) (в Кидекше, муж., время основания неизвестно, к сер. XVII в. был в запустении, приписан к нижегородскому Печерскому в честь Вознесения Господня мон-рю ); Арефинский в честь Входа Господня во Иерусалим (в Муромском у., жен., основан не позднее 1674, упразднен в 1-й пол. XVIII в.); Моисеева пуст. (в Яропольской вол. Владимирского у., муж., основана не ранее XVII в., приписана к вязниковскому Благовещенскому мон-рю в 1695); во имя свт. Николая Чудотворца (в Суздале, жен., существовал в XVII в., упразднен в 1-й пол. XVIII в.); в честь Успения Пресв. Богородицы (во Владимире, муж., основан во 2-й пол. XVII в. как жен., с 1749 муж., упразднен во 2-й пол. XVIII в.); в честь Сретения Господня мон-рь, или Михайлова пуст. (во Владимирском у., муж., основан не позднее XVII в., упразднен в 1764); Серапионова во имя Св. Троицы пуст. (в Яропольской вол. Владимирского, позднее Вязниковского у., муж., основана, вероятно, в XVII в., упразднена в 1764, возобновлена в 1-й пол. XIX в., с 1914 Серапионова Алексеевская жен. община, закрыта в 1923); в честь Покрова Пресв. Богородицы (в Юрьеве-Польском, жен., основан в 1712, упразднен в нач.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Григория Синаита , покинувших вместе с ним А. после одного из нападений турок на Св. Гору в 1-й пол. XIV в. и обосновавшихся в Парории. После смерти прп. Григория (1346) на А. подвизался до 70-х гг. XIV в. один из его учеников прп. Ромил Видинский , одновременно с ним на Св. Горе жили свт. Евфимий и буд. митр. Киевский и всея Руси свт. Киприан. Хиландарский пирг Хрусия. Нач. XIV в. В XV-XVIII вв. болг. иноки по-прежнему обитали не только в Зографе, но и в др. мон-рях (по преимуществу находившихся под покровительством молдав. и валашских господарей) - Дохиаре, Каракале, Ксенофонте, мон-ре Св. Павла, Филофее, а также в различных скитах и келлиях. На протяжении XVIII в. они постепенно стали преобладать в братии Хиландара (уже в 1744 Григорович-Барский отмечал присутствие здесь болгар и говорил о смешанных общинах в хиландарском скиту на Спасовой Воде и пирге Хрусия). Эта ситуация сохранялась до рубежа XIX-XX вв., свидетельством чему служат, в частности, хиландарские письмовники 1782 (Зограф. 238) и 1801 гг. (Пантелеимонов мон-рь. СБК. 12): почти все послания, содержащиеся в них, адресованы в Болгарию или в болг. общины за ее пределами. В то время великая серб. лавра, поддерживая тесные экономические и культурные связи с болг. землями, играла роль центра болг. национального возрождения. В сер.- 2-й пол. XVIII в. здесь жил и работал прп. Паисий Хиландарский, написавший «Историю славяно-болгарскую». В 1755-1785 гг. на средства болг. вкладчиков из Банско, Видина, Габрова, Копривштицы, Пазарджика и др. мест был обновлен и укреплен ряд монастырских построек, сооружены больница и храмы во имя св. Димитрия и св. Саввы. В 1800 г. в Хиландаре принял постриг и затем провел здесь 17 лет буд. активный деятель национального возрождения Македонии Кирилл (Пейчинович) . В XIX в. с Хиландаром были связаны такие деятели болг. возрождения, как Неофит (Бозвели) и первый Болгарский экзарх Анфим I (Чалыков) . Во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. на А. трудилось много болг. иконописцев, наиболее значительной их работой является роспись паперти собора Вел. Лавры, выполненная в 1852 г. Захарием Зографом . Во 2-й пол. XVIII в. (не позднее 70-х гг.) болг. монахи заселили скит Пресв. Богородицы (Ксилургу), расположенный на земле Пантелеимонова мон-ря и бывший некогда древнейшей рус. обителью на Св. Горе, в 1820 г. в скиту был введен общежительный устав, в нач. XX в. там жили 20-30 болг. иноков. Последний болг. насельник скита - известный на А. о. Евфимий - скончался во 2-й пол. 80-х гг. XX в. В Ксилургу до наст. времени сохранилось много болг. (в большинстве своем с греч. надписями) икон XVIII - сер. XIX в. с характерными чертами самоковской и тревненской зографских школ.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010