Июня 8, в село Владыкино работным людям 5 пуд соли бузуну. Июня 10, конюху Анисиму Иванову давать обиход против его братьи конюхов в то время, как он бывает на конюшенном дворе у работы. Отпускать обиход Ивану Могутову против служебных подьячих, покамест он у хлебной записки в хлебне будет и муку 130 четьи в хлебы перепекут. Июня 12, помесного приказу старому подьячему Федору Корюкину осетр, да молодому подьячему Семену Иванову осетр же, за домовые дела. Июня 13, велено кузнецу Ивашку Яковлеву отпускать рыба и икра и соль, что отпускано отцу его Ивашкову Федке Яковлеву. Июня 15, помесного приказу старому подьячему Дмитрею Иванову от долговых дел за работу белуга, 10 фунтов икры, 10 пучков вязиги. Июня 16, Василью Всеволоцкому петровского сроку чалбуш белужей, да ему же за его работу 5 фунтов икры. Приказу сыскных дел дьяку Калине Патрикееву: белуга, осетр, пол-пуда икры. Старому подьячему Якову Голубцову: белуга, пол-пуда икры, 10 пучков вязиги. Молодым подьячим, Андрею Телицыну, Осипу Карачарову, по осетру, по 10 фунтов икры. З дьяком Иваном Вешняковым на дорогу в Троицкой Сергиев монастырь: хлеб брацкой, звено косяка мякотного, осетр, 2 семги, пол-пуда икры, мерка снетков, 5 тешек межукосных. Июня 17, з дворецким с Матвеем Григорьевичем Баскаковым на дорогу, что он, по указу святейшего патриарха, послан для розводу земли в деревни Петрищево да Савенково, обиходу: 5 хлебов брацких, 2 белуги, 2 осетра, 10 тешек межукосных, косяк мякотной, пол-пуда икры паюсной изернистой, четверть ведра кавардаку, 10 пучков вязиги, пол-пуда семги, 2 спинки провесные, четверик снетков, звено тешевое, четверик муки крупичатой, четверть ведра масла ореховова, пол-ведра конопляного, пол-осмины круп грешневых, пол-пуда соли, пол-фунта збитню, четверик луку, кроме сухарей. Июня 17, стряпчему Андрею Григорову, да подьячему Максиму Тиханову, что они посланы в Переславской уезд Залеского в домовое село Покров, для сыску: 2 хлеба брацких, белуга, осетр, 10 фунтов семги, 10 фунтов икры, 10 тешек межукосных, 10 пучков вязиги, четверик круп, пол-пуда соли, 4 мерки снетков, косяк хрящевой, пол-четверика луку, четверть фунта перцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохранились многочисленные металлические (латунные) предметы церковного убранства XVIII-XIXb.: паникадило 2 пол. XIX., подсвечники, лампадки и т.п. Сохранился деревянный иконостас с резными царскими вратами и иконами XIX., кроме того в помещении храма находятся иконы XVIII века и медные распятья и складные иконы XVIII-XIX веков. На колокольне сохранилось два малых и большой с растительным орнаментом колокола. Малые колокола XIX в. отлиты: один на заводе П.И. Оловягишникова, другой на заводе братьев братьев Приваловых (надписи на колоколах). Большой колокол ориентировочно датируется концом XVII в. (датировка установлена Н.Н. Померанцевым). На амбаре возле церкви сохранился интересный кованый железный замок с ключом, сер. XIX в. Здание рублено из круглых брёвен диаметром 35-40 см, снаружи обшито тёсом. Высота пяти венцов в западной стене - 192 см. Фундамент выполнен из камня, цоколь кирпичный. Общая длина храма с крыльцом - 30 м, ширина - 12 м. Памятник входит в ансамбль заводского посёлка XVIII - XIX в., являясь его высотным центром, Сохранившиеся первоначальные конструкции, формы и декоративное убранство фасадов и интерьеров позволяют судить о творчестве местных мастеров XVIII-XIX веков. Составители паспорта Горбунова Л.Н., Бобылев В.Г. 15 ноября 1976 г. Утраты памятника от пожара 18 апреля 2002 года: Сгорела Церковь Иоанна Предтечи с иконостасом 1761-1766 гг. в с. Курашим Пермского района - памятник архитектуры федерального значения. Эта уникальная церковь повидала многое - Пугачёвский бунт, волнения заводских рабочих, Гражданскую войну. Она не была закрыта в советское время и до наших дней сохранились многочисленные металлические (латунные) предметы церковного убранства XVIII - XIX вв.: паникадило 2 пол. XIX в., подсвечники, лампадки и т.п. Сохранился деревянный иконостас с резными царскими вратами и иконами XIX в., кроме того в помещении храма находились иконы XVIII века и медные распятья и складные иконы XVIII-XIX веков. На колокольне были два малых и большой с растительным орнаментом колокола. Малые колокола XIX в. отлиты: один на заводе П.И. Оловягишникова, другой на заводе братьев Приваловых (надписи на колоколах). Большой колокол ориентировочно датируется концом XVII в. (датировка установлена Н.Н. Померанцевым). На амбаре возле церкви сохранился интересный кованый железный замок с ключом, сер. XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=21114

Выша. Успенский Вышенский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1625. Ссылки:     Адрес: Россия, Рязанская область, Шацкий район, п. Выша, ул. Заречная, д. 20 Координаты: 54.028117, 42.105199 Проезд: Свято-Успенский Вышенский монастырь находится в Шацком районе Рязанского области, примерно в 25 километрах от города Шацка. В монастырь можно добраться из Рязани — с автовокзала «Центральный» на рейсовом автобусе до города Шацка, откуда частная маршрутка доставит Вас в Вышу. На автомобиле ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Свято-Успенский Вышенский монастырь находится в Шацком районе Рязанского области, примерно в 25 километрах от города Шацка. В монастырь можно добраться из Рязани — с автовокзала «Центральный» на рейсовом автобусе до города Шацка, откуда частная маршрутка доставит Вас в Вышу. На автомобиле следует ехать из Рязани по автодороге М-5 в направлении города Шацка, а проехав Шацк, двигаться по указателям на Конобеево. У Конобеево поворачивайте направо, на первой развилке — снова направо, на Быкову Гору; далее — прямо. Изменить описание объекта Храмы монастыря: 1. Собор Рождества Христова 2. Церковь Успения Пресвятой Богородицы 3. Церковь Казанской иконы Божией Матери 4. Церковь Богоявления Господня в келейном корпусе Другие постройки и сооружения: 5. Фундамент колокольни (XIX в.) 6. Дворянская гостиница (XIX в.) 7. Просвирочная (XIX в.) 8. Гостиница для простолюдинов (XIX в.) 9. Монастырская постройка (XIX в.) 10. Трапезная (XIX в.) 11. Дом настоятеля (XIX в.) 12. Монастырская постройка (XIX в.) 13. Ледник (XIX в.) 14. Юго-западная башня (XIX в.) 15. Западная башня (XIX в.) 16. Стены ограды (XIX в.) 17. Ворота (XIX в.) 18 Монастырская постройка 19. Кельи (XIX в.) 20-22 Монастырские постройки 23. Пруд 24. Восточная башня (XIX в.) 25. Северо-восточная башня (XIX в.) 26. Некрополь 27. Хозяйственная постройка Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Успенская Вышенская пустынь, заштатная, на правом берегу реки Выши, в 24 верстах от города Шацка.

http://sobory.ru/article/?object=06940

Лит.: Цвейтов П. И., свящ. Описание Подрельского раскола: История его от возникновения и до наст. времени, 1906 г. Вятка, 1908. С. 3-4; Религия и Церковь в культурно-ист. развитии Рус. Севера: Мат-лы междунар. науч. конф. Киров, 1996; Починская И. В. Из истории старообрядчества Вятского края: Федосеевцы (2-я пол. XVIII - нач. ХХ в.)//Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 43-58; Машковцев А. А. Католицизм в Вятской губ. (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2001; он же. Неправославные христ. конфессии Вятско-Камского региона: (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2010; Ярыгин Н. Н. Христиане веры евангельской Вятского края: Мат-лы к курсу «Религиеведение». Киров, 2002; Балыбердин А. Г. Государственно-церк. отношения в 1958-1964 гг.: (По мат-лам Кировской обл.): Дис. Киров, 2004; Сахарова Л. Т. Церковь, власть, война: Религ. политика военных лет в Горьковской и Кировской областях. Киров, 2004; Останин Е. С. Дело Б. В. Талантова//Проблемы истории российских спецслужб/Отв. ред. В. А. Бердинских. Киров-Вятка, 2004. С. 123-130; он же. О двух тактиках сохранения Церкви в атеистическом государстве: Борис Талантов против «сергиевщины»//Церковь в истории и культуре России: Сб. мат-лов Междунар. науч. конференции. Киров (Вятка), 22-23 октября 2010 г. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. С. 253-256; Скутнев А. В. Приходское духовенство в условиях кризиса Русской православной церкви во 2-й пол. XIX в.- 1917 г.: На мат-лах Вятской епархии: Дис. Киров, 2005; Машковцева В. В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2006; она же. Старообрядцы Вятской губ. 2-й пол. XIX - нач. XX в.: Обзор источников//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы Х междунар. конф. М.; Боровск, 2011. Т. 1. С. 134-148; Семибратов В. К. Староверы федосеевцы Вятского края. М., 2006; Поляков А. Г. Русская Правосл. Церковь и светская власть в 1917 - сер. 1920-х гг.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2007; он же. Викторианское течение в Русской Правосл. Церкви. Киров, 2009; Волкова Л. А. Религии народов Вятского края: (Учеб.-справ. пособие). Киров, 2009; Маркелов А. В. Местночтимые иконы и святые в церковно-общественной жизни рос. провинции 2-й пол. XVII - нач. XX в.: На примере Вятской епархии: Дис. Киров, 2011; Материалы к истории старообрядчества Юж. Вятки: По итогам комплексных археогр. экспедиций МГУ им. М. В. Ломоносова: Сб. док-тов. М., 2012. С. 8-30.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

Первое и основное положение гласит: «Иисус Христос облек Петра первенством почета и управления во вселенской Церкви, т.е. поставил его главою оной» Положение это составляет исходный пункт всей системы; в нем замечателен этот прием папистов -мнимо-логическое, фиктивное восхождение от слабейших представлений к более сильным и содержательным: сперва первенство почета, затем рядом первенство управления во вселенской Церкви, и наконец главенство. Так Петр из первого апостола возводится в достоинство главы всех Апостолов и всей апостольской Церкви. Когда таким образом установлена точка отправления, вести дальнейшее построение системы становится легко; потому автор продолжает: «первенство свое Петр получил непосредственно от Самого Христа» (2-е пол.); «оно должно нескончаемо продолжаться в Церкви» (3-е пол.); «Петр был в Риме и учредил римское епископство и правил оным до своей кончины» (4-е пол.) «римские первосвященники, как преемники Петра в римском епископстве, наследовали его первенство в силу его божественного права, а не по какому-либо человеческому распоряжению, церковному или политическому» (5-е пол.); «власть первенства есть власть епископская, простирающаяся на всех во Христе правоверных и самих епископов (?)» (6-е пол.); «римский первосвященник, в силу своего первенства, обладает верховную властью над всеми епископами, даже во вселенском Соборе соединенными» (7-е пол.); «в силу опять первенства, ему подобает созывать соборы, председательству» (8-е пол.); «римский первосвященник, кафедрально (ex cathedra) дающий определения о вере и нравственности непогрешим, а его догматические приговоры, даже до выраженного согласия Церкви, вовсе не могут подлежать пересмотру» (9-е пол.); «это положение (будто бы) неопровержимо выводится из Священного Писания и Предания» (10-е пол.) и что «оно, наконец, «подтверждается и фактически, так как нет возможности указать на какого-либо римского первосвященника, когда-либо погрешившего в каком-либо определении, касающемся веры 170 (11-е пол.). Оборвите первую петлю этого хитроплетения, и оно распустится. Ложно начало, основанное на смешении понятий, ложен и вывод, так как он больше причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Микифору Рагозину, для посылки в Венев монастырь: 2 хлеба брацких, белуга, осетр, семга, 5 фунтов икры, четверик круп грешневых, 2 мерки снетков. Домовому конюху Гришке Козмину обиход всякой давать против его братьи. Мая 24, отпущено з дворецким Матвеем Григорьевичем Баскаковым в домовые подмосковные села обиходу: 6 хлебов брацких, 3 белуги, 3 осетра, 20 тешек межукосных, полпуда икры зернистой, 10 фунтов паюсной, 10 фунтов арменской, пол-ведра кавардаку, пол- связки вязиги, пуд семги, 2 спинки провесных, пол-осмины снетков, пол-осмины муки крупитчатой, пол-пуда масла коровья, пол-ведра конопляного, четверть ведра орехового, звено тешевое, осмину круп грешневых, фунт збитню, пуд соли, пол-осмины сухарей, четверик луку. Мая 25, дьяку Якову Никонову: теша, косяк мякотной, пуд икры арменской. Ивану Федорову сыну Еврееву на дорогу: хлеб брацкой, осетр, семга, 5 фунтов икры паюсной, четверик круп грешневых, 2 мерки снетков, что оп послан для правежу рублевых денег. Мая 28, велено домовых дворян, дву человек, да подьячего, которые у дровяной покупки, по воскресным дням и по праздником кормить, покамест они у того дела будут. В колодничью полату колодником, 25 человеком, на корм пол-третья хлеба, чалбуш осетрей. Мая 29, велено домовому портному мастеру Федке Обросимову обиход отпускать по прежнему. Обиход садовнику Елисейку Иванову на два человека июня по 17 число, а 17 числа по приказу дворецкого Матвея Григорьевича Баскакова обиходу отпускать не велено. Июня 3, мытные избы сторожам Ивашку Алексееву с товарыщи, для пропуску домовых покупных дров в плесо, осетр, 3 хлеба брацких. Межевшику Федору Калзакову: теша белужья, белуга подурлюшная, косяк мякотной, семга болшая, пуд икры паюсной. Июня 7, помесного приказу старому подьячему Ивану Иванову белуга, пол-пуда икры; да молодым подьячим, 2 человеком, по осетру, по 10 фунтов икры; а им быть по указу великого государя у межевшика. Земского приказу дьяку Матвею Власову белуга, пол-пуда икры арменской; того ж приказу старым подьячим Евтифею Урускову белуга ж, 10 фунтов икры; Гуру Чюрашеву белуга, семга 10 фунтов икры, от домовых дел за работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вадм Косниченко " За православие и самодержа­вие " . - Гдовская заря. 11.03.2001. (11322). Ветвеник - деревня в Юшкинской волости Гдовского района Псковской области. Расположена на берегу Чудского озера. В Ветвенике находится церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.  Впервые упоминается в писцовой книге 7093-7095 (1585-1587) г.г. письма Григория Ивановича Мещанинова-Морозова и Ивана Васильевича Дровнина как центр Ветвеницкой губы Гдовского уезда. Судя по сохранившемуся краткому описанию Ветвеницкой губы, на Погосте на Ветвенике в то время уже находилась церковь Петра и Павла и и церковно-приходская школа. «Губа Ветвеницкая, а в ней деревни и пустоши монастырские и церковные розных монастырей и церквей. Рожества Пречистые Снетогорского монастыря: Погост на Ветвенике, да 8 деревень, да 5 деревень пусты, да 4 пустоши, да пустошь в пашню припущена, сошного писма в живущем пол пол пол чети сохи и 3 чети без полуосмины пашни, а в пусте пол сохи и пол пол пол чети сохи. Иванского девичья монастыря из Завеличья: дрв. на ручью пуста, в пусте 10 чети перелогу. Николского ж монастыря, что во Гдове, да Петра и Павла, что в Руднице, да Петра же святого, что в Кунести, да Петра святого, что на Ветвенике: пус. Дорошейки, всего 2 пустоши, сошного писма в пусте пол пол пол чети сохи и 5 чети без полуосмины перелогу. Никольского ж монастыря: четверть пустоши Городища, а 3 четверти в дворце, монастырские земли 3 чети перелогу. Петра и Павла, что на Ветвенике: четверть пустоши Подберезья, всего в четырех пустошах по четверти, а 3 жеребья тех пустошей в дворце царевны, в пусте 11 четвертей с полуосминою перелогу. Николская дрв. Незнано Поле, в пусте 14 чети»  (РГАДА, Ф.1209, Оп. 1, 355, л.л. 536об.-537об.; опубликовано: Псков и его пригороды. Кн. 1./Сборник Московского архива министерства юстиции. Т.5. М., 1913. С. 248. Текст приведён по редакции данного издания). В 1792 г. в Ветвенике взамен старой обветшавшей церкви была построена новая деревянная во имя Петра и Павла. 16 июня 1848 г. она сгорела. Вместо неё построили временный деревянный храм, который простоял достаточно долго, был обновлён и заново освящён 22 июня 1860 г. Каменная Петропавловская церковь, существующая в настоящее время, была отстроена в Ветвенике в 1903-1907 г.г. по проекту архитектора Н.Н. Никонова.

http://sobory.ru/article/?object=01040

В Лаконской Губе тоеж Николая Чудотворца из Изборска из-за стен деревня, что была пустошь Задорово-Дулого, а в ней крестьян во двору Игнашко Иванов; пашни пахотныя добрыя земли пол-осьмины; да перелогом 10 четвертей без полуосьмины в поле, а в дву по томуж; сена 15 копен. Пустошь Зуева Тимохи Павлова, пашни лесом поросло средней земли 12 четвертей в поле, а в дву по томуж; сена 30 копен; лесу непашенного полосмы десятины; и всего деревня, да пустошь, да деревни двор крестьянский, а людей тож; пашни пахотныя добрыя земли пол-осмины, да перелогом 10 четвертей без полуосмины да 12 четвертей; а всего пахотныя и перелогу и лесом поросло добрыя и средния земли 22 четверти, сена пять копен, непашенного полосми десятины; а сошного письма в живущем и пустом по пол-полчетверти сохи и три четверти с полуосминою пашни. А по государеву указу платить им в сошное письмо с живущего с четверика и с пол-пол-четверика пашни. В Пониковской Губе тоеж церкви Николая Чудотворца из Изборска изнутри города, пустошь Кривоносово, пашни перелогом и лесом поросло худыя земли 25 четвертей без полуосмины в поле, а в дву по томуж; сена две копны; лесу пашенного 5 десятин. Пустошь другая Кривоношково, пашни перелогом и лесом поросло худыя земли 15 четвертей без полу-осмины в поле, а в дву по томуж; и всего две пустоши пашни, лесом поросло худыя земли 37 четвертей с осминою; сена две копны; лесу пашенного пять десятин; а сошного письма в пусте пол-пол-четверти сохи. В Сенской Губе из Изборска Спаса да Николая Чудотворца изнутри города деревня, что была пустошь Грявища в луках, а в ней крестьянин во дворе Фока да Омелька Володимировы; пашни пахатныя средней земли две четверти, да перелогом и лесом поросло 11 четвертей с осминою в поле, а в дву по томуж; и всего пахатныя земли и перелогу 13 четвертей с осминою, сена пятнадцать копен, пашенного пол-третьи десятины, а непашенного 7 десятин с полудесятиною, в живущем и впусте 15 четвертей с осминою пашни; а по государеву указу платить в сошное письмо с живущего и с пол-пол-полчетверика пашни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Житийные иконы XVIII в. характеризуются вариативностью состава циклов. На иконе «Прор. Илия в пустыне, с житием» (1-я пол. XVIII в., ГМИР) в среднике изображен сложившийся еще в XVI в. ансамбль сюжетов: И. в пустыне; огненное восхождение; ангел приносит пищу и воду И.; переход через Иордан посуху. Основное содержание клейм посвящено борьбе И. со жрецами Ваала, всего в 2 клеймах отображены события в доме вдовы. В клеймах комплексного средника на житийной иконе из ц. И. погоста Прудовка близ Галича изображение акцентировано на проповеди И. (1731, КГОИАМЗ). Икона «Огненное восхождение» (1-я пол. XVIII в., собрание Воронина), как и предыдущий образ, принадлежит к архаизирующей народной традиции. В комплексном среднике в числе сопутствующих сюжетов - ангел приносит пищу и воду И.; переход через Иордан посуху. В сцене «Огненное восхождение» колесницей управляет ангел, держащий вожжи. В житийных клеймах доминирует история сарептской вдовы. На иконах этого типа, напр. на сев. иконе «Огненное восхождение» (1-я пол. XVIII в., ГМЗРК), рядом с фигурой прор. Елисея, хватающегося за милоть, изображен прав. Енох, так же как и И. взятый живым на небо; возносящегося И. встречает в облаках Господь. Для икон этого периода характерно разнообразное сочетание сюжетов. В изображении пламени встречаются причудливые формы, рисунок горок иногда превращается в подобие сталактитов («Огненное восхождение», 1-я пол. XVIII в., МПИ). На провинциальных житийных иконах И. поля занимают длинные пояснительные надписи (напр., икона вологодского происхождения XVIII в., ВГИАХМЗ). Иногда к житийным клеймам И. добавлялись сюжеты праздников. Так, на нижнем поле сев. иконы рубежа XVII и XVIII вв. расположены «Чудо вмч. Димитрия», «Богоматерь Всех скорбящих Радость» и избранные святые (ГЭ). В XIX в. появились небольшого размера житийные иконы с неск. композициями в среднике без клейм по сторонам, и наоборот: «Огненное восхождение» включалось в состав праздников, расположенных вокруг различных сюжетов, напр. «Чудо св. Георгия о змие» на иконе нач. XVII в. (арт-галерея «Дежа вю», Москва), сызранская икона «Воскресение - Сошествие во ад, с праздниками» (2-я пол. XIX в., Самарский епархиальный церковно-исторический музей) и др. В XIX в. получили распространение небольшого размера житийные иконы с неск. сюжетами в среднике без клейм по сторонам. Сохранилось большое количество таких икон палехского производства. Нек-рые из них по композиции напоминают ярославские иконы, где в центре доминировал сюжет «Прор. Илия в пустыне», а в верхней части располагалось «Огненное восхождение». И. изображался сидящим в расписных санях, лошадьми, запряженными цугом, управлял ангел (икона XIX в., арт-галерея «Дежа вю», Москва; икона 1-й четв. XIX в., ЧерМО, и др.). Но бытовали и др. варианты. Так, на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (собрание Елизаветина) в среднике «Прор. Илия в пустыне» 11 клейм располагаются на нижней и боковых сторонах, вверху оставлено пространство для «Огненного восхождения».

http://pravenc.ru/text/389301.html

С. 116-117). На иконе посл. трети XVIII в. (1771? ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) Л. изображен в коричневой мантии, голова не покрыта, наметка клобука лежит на плечах, образуя подобие длинного воротника. Такой же вид имеют одежды Л. на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87). С большей достоверностью изображены одежды на иконах 1-й трети XIX в. (КБМЗ) и сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове). Так, на иконе из Успенского мон-ря наметка клобука скреплена пуговицей по центру, а сам клобук лежит на левом плече, а не за спиной. На миниатюрных эмалевых иконах, к-рые изготавливались по заказу Киево-Печерской лавры в Ростове в качестве паломнических образков, Л. изображался в хитоне малинового цвета (напр., на иконе 2-й пол. XIX в., ЦМиАР); в таком же хитоне с отложным воротничком Л. (руки крестообразно сложены на груди) представлен на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия). Подобный воротничок, но на монашеской ризе и с сохранением наметки на плечах встречается, напр., на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария). Местоположение Л. в композиции «Собор Киево-Печерских святых» остается неизменным в большинстве случаев, вне зависимости от того, сколько фигур представлено в верхнем ряду,- 3 (икона 1-й пол. XIX в., частное собрание, см.: Там же) или 4 (с встречающимся на мн. иконах добавлением в ряд святых младенца, «за Христа от Ирода убиенного», или прп. Силуана Киево-Печерского, как на иконе 1-й пол. XIX в., предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР)). Исключением является икона из ризницы Данилова мон-ря (посл. четв. XIX в.), где привычный порядок нарушен изображением перед Л. 2 преподобных - Анатолия и Силуана (?, надпись на нимбе не читается) Киево-Печерских.

http://pravenc.ru/text/2463469.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010