Изображения К. включали в композицию «Собор Киево-Печерских чудотворцев» на иконах и эстампах. Оригинальной композицией отличается Печерская икона Божией Матери с Киево-Печерскими святыми письма игум. Корнилия (Уланова), происходящая из Ризоположенского монастыря в Суздале (1724, ГВСМЗ). На ней К. написан вместе с др. «преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском», молящимся образу Коронования Пресв. Богородицы слева 1-м от центра в верхнем ряду, его голова не покрыта. К. вводили в левую группу преподобных Ближних (Антониевых) пещер, напр. на гравюрах И. Гошемского (работал в типографии Почаевской лавры, 2-я треть XVIII в.), В. Белецкого (1751), М. Нехорошевского (сер. XVIII в.), Я. Кончаковского (1771, 1774) и др. (экземпляры в РНБ, ГМИИ и др.). Оплечный образ К. в клобуке, с окладистой бородой (русой или с проседью) обычно размещали 1-м от центра в 4-м ряду рядом с изображением прп. Илии Муромца, как на киевской гравюре 1756 г. Белецкого (РГБ), на иконах 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), кон. XVIII - нач. XIX в. (собрание банка «Интеза», Виченца, Италия), 1-й трети XIX в. (КБМЗ), 1-й пол. и сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР, Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове), посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) и др. На палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) голова К. покрыта куколем островерхой формы. Редкий образ К. в священнической фелони с Евангелием в руках, на голове скуфья, написан справа в 1-м ряду на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Русская иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Существовали резные и эмалевые иконы с этим сюжетом (3-я четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь, Финляндия). Известны гравюры (в т. ч. с раскраской) 1-й трети XIX в., тоновые и цветные литографии 1893 и 1894 гг. мастерской Киево-Печерской лавры (оттиски в РГБ, ГЛМ), раскрашенная литография 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (ГРМ), хромолитография 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани), хромолитография кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра), к-рые часто использовались в качестве икон. Положение фигуры К. варьируется, его облик почти не индивидуализирован.

http://pravenc.ru/text/2462223.html

Когда пытаются сблизить христианство и социализм, то обнаруживают совершенное непонимание сущности учения Спасителя. Источником зла является не богатство, не высокое положение в обществе, а порочное устроение души. Во все времена были люди богатые и знатные, которые жили праведно и делали добро. Святая Библия и история дает много примеров: патриарх Авраам, царь Давид, святой Иосиф Аримафейский, святой Филарет Милостивый (VIII в.) и многие другие. А среди бедных и простых людей много озлобленных и ведущих греховную жизнь. Хотя проекты создания идеального общества, основанного на гармонии интересов всех людей, выдвигались в разные эпохи («Государство» Платона, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, «Утопия» Т. Мора, «Город солнца» Т. Кампанеллы, «Базилиада, или Кораблекрушение у плавучих островов Э. – Г. Морелли, «О законодательстве, или Принципы законов» Г. – Б. Мабли), социализм как идеология сформировался в первой половине XIX века. Сам термин «социализм» впервые появился в 1834 году в статье Пьера Леру (1797–1871). Этот политический писатель считал, что история проходит три стадии прогресса: освобождение от семейного рабства, от рабства государству и от тирании собственности. У него не было и тени догадки, что через 100 лет введение социализма (о котором он писал в «Revue Encyclopйdique») на практике станет самым жестоким экспериментом в истории, стоившим более сотни миллионов жизней людей в России, Китае, Албании и других странах. Основатели «христианского социализма» – аббат Ф. – Р. де Ламенне (1782–1854) и два англиканских священника: Ф. – Д. Морис (1805–1882) и Ч. Кингсли (1819–1875). Они проповедовали модернизированное, искаженное христианство. Так, Ф. – Р. де Ламенне, в противоречии со святой Библией , писал, что познание добра и зла было не грехом, а первым шагом человека на пути прогресса. Он утверждал, что причина нравственного зла лежит в борьбе между законом единства всего человечества и индивидуалистическими стремлениями каждого человека. Все представители этого течения были людьми активными, но главным источником их пафоса были не небесные, а социальные ценности – они составляли главный нерв их мировоззрения. Христианство являлось для них средством, а цели были вполне мирские.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Добрые слова» – религиозный журнал; проповедовал взгляды, близкие к «Христианской науке». Уйда (наст. имя – Мария Луиза де ла Рамэ, 1839—1908) – английская романистка. Коллинз Уилки (1824—1889) – английский романист. Квакеры – религиозная секта, возникшая в лоне английского протестантизма; оформилась в 40-е гг. XVII века. Отличается простотой жизни, проповедует пацифизм, занимается благотворительностью. …к ангелам Нового Иерусалима, и его забросают до смерти драгоценными камнями. – Ироническая контаминация: ангелы из Откровения Иоанна Богослова забрасывают землю и людей градом, причиняющим язвы (16, 21). Драгоценными же камнями украшены стены Нового Иерусалима (21, 18—21). Бог… из машины. – Слова, вложенные Платоном в уста Сократа (диалог «Кратил»). Шопенгауэр Артур (1788—1860) – немецкий философ-иррационалист, представитель волюнтаризма. Ирвинг Генри (1836—1905) – знаменитый английский актер, лучший Гамлет второй половины XIX в., член палаты лордов (с 1895 г.); за выдающиеся заслуги похоронен в Вестминстерском аббатстве. Ллойд Мэри (1870—1922) – английская эстрадная актриса. Лига Подснежника – политическая организация консервативного толка; названа в честь премьер-министра Великобритании Бенджамина Дизраэли; подснежник – его любимый цветок. Фабианское Общество – социал-реформистская организация, члены которой ратовали за переход к социализму путем последовательных реформ. Основана в 1884 г. Членами общества были Б. Шоу и Г. Уэллс. Печать соломонова – чудесный перстень третьего царя израильско-иудейского государства Соломона (X в. до н.э.). «Дети Воды» (1850) – роман английского писателя и публициста Ч. Кингсли (1819—1875). …ринулся… в бездну, как Курций. – По легенде, Рим расколола страшна трещина, и чтобы она сомкнулась, город должен быд пожертвовать самым большим благом. Тогда римский воин, юноша Курций, со словами «Нет лучшего блага в мире, чем оружие и храбрость», оседлав коня, в полном вооружении бросился в провал, который тут же сомкнулся. Ягненок Натана (в русской библейской традиции – агнец Нафана) – 2-я Кн. Царств, 12, 3—4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

С. Смирнова. М., 2009. С. 232, 335, 339. Кат. 135.9); на рисованных святцах в молитвеннике с месяцесловом кнг. М. П. Волконской, созданных в 50-х гг. XIX в. под рук. и при участии Ф. Г. Солнцева (Молитвослов кнг. М. П. Волконской: Работы акад. живописи Ф. Солнцева/Сост.: Г. В. Аксенова. М., 1998. С. 311). На основе гравированных святцев 1722 г. Г. П. Тепчегорского , 1730 г. И. К. Любецкого (раскрашенные экземпляры 2-й четв., сер.- 2-й пол. XVIII в. в РГБ, см.: Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Русская гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. (Москва, С.-Петербург): Описание колл. Отд. изоизданий [РГБ]. М., 2004. Кат. 33.9, 34.9, 35.8) были созданы мн. поздние иконы. Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент оклада Евангелия. 1776 г. Мастер Я. Фролов (ГМЗРК) Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент оклада Евангелия. 1776 г. Мастер Я. Фролов (ГМЗРК) В композиции «Собор русских святых», разработанной мастерами Выговской пуст., образ И. помещен среди праведных и блаженных в верхних рядах слева: на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК; персты И. сложены для крестного знамения), на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461), на образе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes. 2000. P. 142-143. Cat. 52); на северодвинской иконе сер.- 3-й четв. XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 72-73. Кат. 62). Его образ имеется на иконах российских чудотворцев нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ; в 3-м ряду крайний слева), 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР; И.- в верхнем регистре справа в группе юродивых), сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ; см.: Icônes russes. 2000. P. 144-147. Cat. 53); а также на 2 иконах избранных праздников, образов Божией Матери и святых кон. XVIII в. (ГМИР, ГРМ), на обрамлении средника складня-кузова с вкладным образом «О Тебе радуется» кон.

http://pravenc.ru/text/674886.html

XIX в. (ЦМиАР). В ряду избранных святых на полях образ А.-х. помещен на иконе Божией Матери «Троеручица», с избранными святыми, кон. XVII в. (ГИМ),- поясное изображение, рядом с архангелами Михаилом и Гавриилом; на Владимирской иконе Божией Матери, 2-я пол. XVII в.? (ГИМ),- в рост, правая рука поднята в молении; на иконе Божией Матери «Умиление», с избранными святыми, 60-е гг. XIX в. (ГИМ),- копии с образа С. Ушакова . В росписи юж. и сев. порталов Успенского собора Московского Кремля А.-х. представлен справа от врат сидящим и пишущим на свитке (ср. изображения ангела, записывающего имена входящих в храм); живопись относится ко времени поновлений росписи в XIX и XX вв. В XVIII и особенно в XIX в. встречаются единоличные изображения А.-х. (напр., на прориси с иконы кон. XIX в. (ИРЛИ. ПД) - на его груди медальон с образом Младенца Христа), но наиболее часто образ А.-х. присутствует на «семейных» иконах нередко старообрядческого происхождения, в центре группы святых, соименных заказчикам, где выступает покровителем и хранителем семьи: «Ангел-хранитель и избранные святые» 1829 г. (ЦМиАР); «Ангел-хранитель, равноап. кн. Ольга и мч. Акепсим» мстерского иконописца И. Панкрышева, 1895 г. (ГМИР; поднесена имп. семье в связи с рождением св. блгв. царевны Ольги Николаевны ),- А.-х. представлен с ветвью и мечом; на иконах «Ангел-хранитель и избранные святые», кон. XIX - нач. XX в., мастерской М. О. и Г. О. Чириковых (Частное собрание), и нач. XX в. (ЦМиАР); на эмалевой иконе «Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский, Ангел-хранитель и вмц. Екатерина», 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР). Нередко А.-х. представлен с почитаемыми святыми, как в меднолитом трехстворчатом складне «Деисус с избранными святыми», 1721 г. (ГРМ); на иконе «Ангел-хранитель, мученики Флор и Лавр», кон. XIX в. (ЦМиАР); на полях икон, напротив патронального святого: «Мученики Гурий, Самон и Авив», 2-я пол. XIX в. (ГМИР),- с мц. Антониной; на Владимирской иконе Божией Матери, посл. четв. XIX в., палехской мастерской Белоусовых (Частное собрание.

http://pravenc.ru/text/115106.html

28. Сборник. XIX в. (серед.), 4°, 298 л., поморский полуустав. В составе сборника духовные завещания, надгробные и вспоминательные слова выговским отцам, в том числе слово на память Андрея Денисова «Плач церкви над пастырем», Трифона Петрова (Друж. 25). 29. Грамматика Мелетия Смотрицкого. XVIII в. (1-я треть). 8°, 259 л., поморский полуустав. Пометы Симеона Денисова и примеры с упоминаниями Даниила Викулина, Андрея и Симеона Денисовых. (Друж. 299). 30. Стих поздравительный Андрею Борисову. Настенный лист. XIX в. (нач.). 1°, 1 л., полуустав. Нотация знаменная, пометная. (Друж. 1114). 31. Сборник духовных стихов. XIX в. (20-е гг.). 8°, 161 л., полуустав. Нотация знаменная, пометная. Переплет работы петербургского переплетчика конца XIX–haчaлa XX вв. Федора Михайловича Марасаева. (Друж. 46). 32. «Чиновник» Выголексинского монастыря. XVIII в. (40–80-е гг.), 4°, 241 л., полуустав. Содержит установления и распорядок жизни иноков. (Друж. 8). 33. «Реестр на Шолтопороге в часовни Илии Пророка книгам» и описание икон той же часовни, составленные Прокопием Анфимовым Ефремовым в 1767 году. 8°, 5 л., полуустав. (Друж. 487). 34. Обиход. XVIII в. (2-я пол). 4°, 335 л., полуустав и скоропись. Нотация знаменная, пометная. Запись на ярлыке: 7. Обиход из кельи «Большаковой " », на обороте «Данилов» и «1912 г.» (Друж. 656). 35. Поморский иконописный подлинник (сводный). XIX в. (сер.), 4°, 299 л. Выговский полуустав нескольких почерков. Описания внешности святых даются в нескольких вариантах. Переплет работы Ф. М. Марасаева. (Друж. 981). 36. Сборник служб выговским отцам. XIX в. (2-я. пол.). 4°, 162 л., полуустав. В составе сборника «Служба Симеону Денисову», Ивана Филиппова. (Друж. 64). 37. Синодик выговский. XVIII–XIX вв. (перв. пол.) 4°, 246 л. Поморский полуустав нескольких почерков. (Друж. 377). 41. Святцы. 1793 г., 16°, 82 л., полуустав. Запись: «Сия святцы Кс[ении] Ф[еоктистовны Долгой] 1793 г.» (Друж 185). 42. Святцы. XIX в. (1-я пол.). 8°, 327 л., полуустав. Записи и дополнения о памятях выговских святых сделаны последним выговским наставником Ф.П. Бабушкиным. Миниатюра с изображением преп. Федора Стратилата. (Друж. 131).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

487. Канонник , в четвертку, 178 лл., полууставом XIX в., без переплета. Всех канонов двадцать. Отметим каноны: 1) Сретению иконы Владимирския Божия Матери (96–104 об.) и 2) явлению иконы Тихвинския Божия Матери (157–167 об.). 488. Каноннк , в четвертку, 61 л., полууставом XIX в., в кожаном переплете. Всех канонов десять. 489. Канонник , в четвертку, 76 лл., поморским полууставом XIX в., в бумажном переплете. Всех канонов пять. На лл. 1–7 келейное правило. 490. Канонник , в четвертку, 48 лл., полууставом XIX в., с плохими заставками, в бумажном переплете. Всех канонов пять; из них один Пресвятей Богородице Смоленской (11–19 об.). 491. Канонник , в четвертку, 57 лл., полууставом XIX в., с разрисованными буквами, в бумажной обертке. Из надписи на 1-м листе видно, что писан мастером Иваном Пимановым Смирновым из Татарского скита в 1847 году. Всех канонов четыре. На лл. 1–6 начало келейного правила. 492. Канонник , в четвертку, 30 лл., полууставом XIX в., чистые листы 28–30, без переплета. Всех канонов три. 493. Канонник , в восьмушку, 49 лл., полууставом XIX в., без переплета. Всех канонов пять. 494. Канонник , в восьмушку, 46 лл., полууставом начала XIX в., в бумажном переплете. Всех канонов четыре. 495. Канонник , в восьмушку, 52 л., полууставом XIX в., в бумажном переплете. Всех канонов три; из них один Покрову Богородяцы (1–12). 496. Канонник , в восьмушку, 27 лл., полууставом XIX в., без переплета. 497. Канонник , в 16-ю долю листа, 45 лл., полууставом XIX в., без переплета. Всех канонов три. 498. Каноны : Всемилостивому Спасу и Рождеству Богородицы , в восьмушку, 22 л., полууставом XIX в., без переплета. 499. Канон молебен ко Господу нашему Иисусу Христу , певаемый в общих напастех, творение патриарха Филофея Царяграда, в восьмушку, 16 лл., полууставом XIX в., без переплета. 500. Канон Спасителю Господу Иисусу Христу , сочиненный Κ. Г. А. П. (Потемкиным), в четвертку, 12 лл., скорописью начала XIX в., без переплета. Напечатан в Русском Архиве за 1881 г., кн. 2, стр. 18–23.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Реагируя на выступления чартистов, К. писал, что формальные избирательные права не изменят жизнь людей к лучшему и не избавят от бедности. Из «Шести пунктов» чартистов К. и его друзья соглашались лишь с необходимостью выплаты жалованья членам парламента, отвергая всеобщее избирательное право, ежегодное переизбрание парламента и отмену имущественного ценза для депутатов. Анализируя лозунг всех революционных выступлений со времен Великой Французской революции «Свобода, равенство, братство», К. отмечал, что христианство изначально придерживалось этих принципов, ибо Господь наделил Свою Церковь «Библией, провозглашающей свободу, Крещением, символизирующим равенство, и Святым Причастием, олицетворяющим братство» (цит. по: Новиченко. 2001. С. 77). 29 июля 1848 г. газ. «Политика для народа» перестала издаваться в связи с финансовыми трудностями. К. продолжал служить приходским священником в Эверсли и к кон. 1848 г. закончил писать 1-й социальный роман «Дрожжи» (Закваска), опубликованный затем в ж. «Фрейзерс мэгазин». К. рассказал о хорошо известной ему жизни англ. деревни и показал равнодушие лендлордов, разорение мелких фермеров, бедственное положение батраков, беспомощность пасторов и упадок сельских приходов. Летом 1849 г. в Англии вспыхнула эпидемия холеры, К. и его друзья, Ладлоу, врач Ч. Р. Уолш, химик Ч. Б. Мансфилд, пытались организовать помощь пострадавшим районам, инициировать проведение санитарной реформы, чтобы обезопасить страну от повторных эпидемий, но не нашли поддержки ни у Церкви, ни у гос-ва. Это стало переломным моментом для К., и он от теоретических рассуждений решил обратиться к практической социальной деятельности. В этот период термины «социализм» и «кооперация» часто воспринимались как синонимы, ибо социализм рассматривался не как программа или политическое направление, а как критика существующей организации общества с позиций коллективизма, т. е. социализм был антитезой индивидуализму. В поле зрения друзей К. оказалась деятельность французских социалистов и создание рабочих ассоциаций.

http://pravenc.ru/text/Социализм ...

скончался в янв. 1875 г. от тяжелой формы пневмонии и был похоронен в Эверсли, где жил и проповедовал больше 30 лет. К. не систематизировал свои теологические взгляды в специальных трактатах, он высказывал их в проповедях, статьях или романах. Исходным моментом его убеждений были представления о Боге. Он полагал, что в соответствии с Библией Бог является источником жизни и вселенской любви: Он есть добро и справедливость. К. верил в то, что Бог создал мир «ради Своего удовольствия и по Своим высшим законам, а человек лишь частица Его» (цит. по: Новиченко. 2001. С. 41). Бог изначально озаботился судьбой человечества, ибо Он послал на землю Иисуса Христа, даровав тем самым прощение и возвестив о создании Царства Божия (Там же. С. 42). Судьба человека полностью зависит от того, насколько он осознает предопределенное ему свыше. Царство Божие находится внутри человека, потому что в души и сердца людей вселился Св. Дух. Сущность Царства Божия К. определяет как творение Всевышнего. Законы, управляющие нацией и каждым человеком на Земле, независимо от того, знает он об их существовании или нет, могут быть познаны им через веру в Спасителя. Для пояснения устроения Царства Небесного К. сравнивает его с обычным гос-вом, в к-ром при честном правителе существуют справедливые законы, повиноваться к-рым необходимо, т. к. они установлены на благо людей. Тот, кто их нарушает, вредит в первую очередь самому себе. Т. о., главный закон Царства Христова - обязанность повиноваться установлениям Творца. К. пишет о том, что Царство Божие уже пришло (из романа «Элтон Локк»: «Называйте его Церковью, Евангелием, цивилизацией, свободой, демократией, ассоциацией - как вам будет угодно, но я называю его так, как повелел создатель - Царствием Божьим»). Толкуя слова Христа, взятые из пророчества Исаии: «Господь помазал Меня проповедовать лето Господне благоприятное...» (Ис 61. 1-2), К. напоминал прихожанам одно из установлений ВЗ о юбилейном годе, когда все находившиеся в кабале отпускались на волю и всякая проданная земля возвращалась первоначальным владельцам, поэтому общественная система, основанная на неравенстве, на обогащении немногих и превращении большинства в крепостных, поденщиков и нищих, ибо у них отнята часть принадлежавшей им собственности, противоречит понятию Царства Божия, вечной истине и божественной справедливости.

http://pravenc.ru/text/Социализм ...

Господь карает, чтобы вернуть заблудшего на путь истинный, Он дает ему шанс исправиться. К. не сомневался в милосердии Бога и был уверен в Его готовности принять любого раскаявшегося. Человек рождается с потребностью верить в Бога, потому что он является Его творением, «родственная связь всегда проявляется неясным ощущением единства» (Там же. С. 46). К. делает вывод, что, хотя человеку, как существу греховному, свойственно заблуждаться и даже сомневаться в могуществе Божием, он готов обратиться к Нему за помощью и прощением. От греха духовного человека может избавить истинная вера, но, по К., остаются еще грехи плоти и ума. Чтение Библии и молитвы помогают человеку укрепиться в вере. С помощью Свящ. Писания человек становится более мудрым, сильным и праведным. Посредством Библии Господь наставляет на истинный путь, но только истинно уверовавший способен постичь смысл божественных посланий. К. полагал, что Бога возможно постичь 3 способами: по Его деяниям, по Его воплощениям (Давид, Моисей, Христос и др.) и по Его творениям (природа, человек, Вселенная). Духовное, физическое и умственное возрождение человека позволит вступить в Царство Христово, где всех объединяет Св. Дух. «Господь каждому определил свое место, показал, что нужно делать, дал силу выполнить работу, но способа не определил» (Там же. С. 47). Идея прогресса, с т. зр. К., заложена в разнообразии. Так, человек, постигший тайны к.-л. мастерства, должен посвятить в них соседа. Это разумный способ общения и духовного обогащения людей. Важно увидеть достоинства ближнего и возлюбить его, как брата, распахнуть ему сердце и стать равноправным членом Царства Христова, где все свободны и все решения принимаются сообща (Там же. С. 48). К. превратил идею Царства Божия на Земле в идеал христ. общественного устройства, к-рый подразумевал коллективизм, братскую любовь, высокую нравственность и духовность. Главное отличие людей от др. живых существ, по К., заключается в том, что людей учит Сам Господь, от них требуется покорность, терпение и настойчивость в усвоении знаний.

http://pravenc.ru/text/Социализм ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010