Закрыть itemscope itemtype="" > Святорусское лето в Белоруссии 09.08.2021 640 Время на чтение 5 минут Источник: Русский Путь В эти дни череды праздников Святой Руси – недавней памяти святых Царственных мучеников, равноапостольных Ольги и Владимира, преподобных Сергий Радонежского и Серафима Саровского, Дня Крещения Руси – почему бы немного не порадоваться знамениям оживления Православной Церкви на Белой Руси за без малого год ее новой исторической эпохи при митрополите Вениамине! Общерусский Крестный ход с мощами благоверного князя Александра Невского в Белоруссии в этом году ознаменовался настоящим Торжеством Православия. Начался он с соборных празднеств в Витебске (основанном равноапостольной Ольгой и откуда святой князь взял себе супругу Александру Брячиславну), которые венчались освящением начала строительства Софийского собора прямо над Двиной . Далее ковчег со святыми мощами прошел почти по кругу через все крупные города Белоруссии, включая ее западное пограничье с польско-католическим миром, освятив белорусскую землю. А завершился святорусский крестный ход долгожданным годами многолюдным столичным Крестным ходом – первым за десятилетие (а по центральному проспекту Минска – впервые после революции 1917-го вообще), – завершившимся акафистом у Кафедрального собора святому князю у его мощей. Впервые после БЧБ-майдана-2020 аорта и сердце белорусской столицы были освящены. Теперь есть надежда, что данный Крестный ход станет для Минска традиционным и будет впоследствии приурочен ко Дню Крещения Руси или ко Дню всех святых белорусской земли, а лучше всего – сразу к двум, тем более что они соединяют в себе русскую общность и белорусскую особенность. Оба праздника должны стать для Белоруссии государственными и всенародными (вместе с Днем народного единства 17 сентября), вытесняя атавистические 8 марта, 1 мая и 7 ноября. Это общее соборное задание для православных священников и мирян-патриотов (особенно же интеллигенции и общественников)! Следует сказать, что минский Крестный ход, хотя и возрадовал многих своим видом, был еще ощутимо новоначальным, пробным, не таким многочисленным, как хотелось бы и могло быть (несмотря даже на разгар рабочего дня, сезон отпусков и ковид). Большой резерв – в государственных СМИ, замолчавших данное священнодействие (как и всё шествие мощей святого благоверного князя) – как в преддверии Крестного хода, так и в день его: очевидно, олицетворение Русского мира и Святой Руси до сих пор вызывает большие опасения у руководства идеологической сферы. В целом, – большое пространство для работы и творчества! Эталоном и маяком для Минска должен стать традиционный киевский Великий крестный ход , который в этом году собрал около 350 тысяч человек – это в условиях-то оккупации и под прицелами бандеровцев и црушников!

http://ruskline.ru/opp/2021/08/09/svyato...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после Божественной литургии в Киево-Печерской Лавре 28.07.2008 756 Время на чтение 3 минуты Ваши Блаженства, Ваши Преосвященства, возлюбленные о Господе собратья архиереи, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с днем памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и 1020-летием Крещения Руси. Всеми нами, прибывшими в древний Киев, матерь городов русских, на празднование годовщины этого судьбоносного события, движет чувство благодарности святому крестителю Руси. Как восклицает в молитве к нему Святая Церковь, не может язык наш изобразить величие и высоту благодеяний его, ибо он - первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нас. Через него мы познали спасительную веру Христову, восприняли благодать усыновления Богу и надежду наследования Небесного блаженства. Говоря словами святого апостола Павла, мы были некогда тьма, а теперь свет в Господе (Еф. 5. 8). Святой равноапостольный князь Владимир стоял у колыбели нашей Поместной Церкви, которая на протяжении всей своей 1020-летней истории являла миру несчетное множество угодников Божиих: святителей и мучеников, преподобных и праведных, благочестивых правителей и страстотерпцев. Кто бы они ни были - русские, украинц ы, белорусы - в древнем Киеве лежит начало их духовной жизни, начало церковного и национального самосознания. Здесь, в Киеве, не только наша общая купель. Здесь - начало нашего просвещения, летописания. Здесь, в пещерах, где ранее подвизался первый русский митрополит Иларион, преподобные Антоний и Феодосий положили начало иноческому подвигу, утвердив устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Множество скорбей и бед пришлось претерпеть Русской Православной Церкви. Среди этих бед были угрозы и искушения потери церковного и духовного единства. Но молитвами святых угодников, первыми из которых были киевские подвижники, всегда удавалось сохранить или восстановить то единство, что не смогли разрушить никакие внешние силы. Ни границы, ни пространства, ни воля отдельных людей не властны над великой и непреодолимой силой - духовным, молитвенным единством святых угодников Божиих, которые оставили нам в наследие единую Церковь Христову. И мы свято верим, что не с теми или иными проектами мироустройства нам следует связывать поиск духовного благополучия наших народов, а с верностью тому духовному наследию, которое оставили нам наши великие предки. Находясь в молитвенном единении с подвижниками Киевской Руси, мы будем под защитой и других русских угодников Божиих, прямых наследников древних киевлян, где бы они ни подвизались, - в Троице-Сергиевой лавре или Почаевской лавре, на Валааме или в Оптиной пустыни, в Святогорской лавре или на Соловках, в Жировицком или Псково-Печерском монастырях.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Украинская Православная Церковь сегодня Доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 04.02.2011 640 Время на чтение 8 минут 4 февраля 2011 года на проходящем в Москве Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир выступил с докладом, посвященным современному положению Украинской Православной Церкви. В минувшем году исполнилось двадцать лет подписания Святейшим Патриархом Алексием II Благословенной грамоты (Томоса) о даровании Украинской Православной Церкви самостоятельности и независимости в ее управлении. Это событие открыло новый исторический этап в жизни Православной Церкви в Украине, который восстановил исконную традицию канонического бытия Церкви Киевской Руси. 27 октября 1990 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Определение об Украинской Православной Церкви, которым нашей Церкви была дарована самостоятельность в управлении. В тот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал Грамоту, которой благословлялось «быть отныне Православной Украинской Церкви независимой и самостоятельной в своем управлении». В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор принял новый Устав Русской Православной Церкви, в котором отражен особый статус Православной Церкви в Украине. Пункт 18 восьмой главы Устава гласит: «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси». Поместный Собор Русской Православной Церкви 2009 года, избравший Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, утвердил принятые решения всех Архиерейских Соборов, проходивших в период с 1990 по 2008 год. Таким образом, все определения, касающееся Украинской Православной Церкви, получили общецерковную рецепцию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на приеме по случаю православной Пасхи в Министерстве иностранных дел России РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_104468.html 29 мая 2014 Заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на приеме по случаю православной Пасхи в Министерстве иностранных дел России Источник:  https://mospat.ru/ru/2014/05/29/news103299/ Официальный сайт Русской Православной Церкви Москва, 29 мая 2014 год. Со словом к участникам приема обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: " Уважаемый Сергей Викторович, Преосвященные владыки, Ваши Превосходительства, дамы и господа! Я всех бы вас хотел поздравить в последний день, когда мы празднуем Пасху, пасхальным приветствием: Христос Воскресе! Подобные встречи, которые вплетаются в канву пасхальных празднеств, стали для Русской Православной Церкви традиционными. Считаю, что проведение Пасхального приема в министерстве иностранных дел свидетельствует об уровне соработничества между Русской Православной Церковью и российской дипломатией, в каком-то смысле отражая итоги церковно-государственных отношений в нашей стране. Современная международная повестка дня предлагает нам немало тем для совместного обсуждения. Главным церковным событием прошлого года стало празднование в России, Украине и Беларуси 1025-летия Крещения Руси, включавшее в себя принесение в пределы Московского Патриархата Креста апостола Андрея Первозванного, которому поклонились несколько миллионов человек, а также крестный ход с мощами святого равноапостольного князя Владимира, прошедший по России от Владивостока до Калининграда, а затем по Украине и Беларуси. В торжествах участвовали все Поместные Православные Церкви на уровне руководства Церквей или на уровне представителей Синодов; в трех столицах братских славянских стран были совершены Божественные литургии при огромном стечении народа. Я бы хотел поблагодарить МИД России за поддержку в организации и проведении столь масштабных и поистине исторических празднеств, которые еще раз дали всем нам возможность понять и прочувствовать глубину духовных связей между народами России, Украины и Белоруссии, осознать то, что единый источник нашей цивилизации, нашей культуры, нашей веры – Киевская купель крещения – актуализируется и сегодня в тесном взаимодействии на уровне людей, семей и, до недавнего времени, на уровне государства. То празднование было неким апофеозом нашего духовного и культурного единства.

http://religare.ru/2_104468_1_21.html

Коллектив авторов Я. Н. Щапов. Монашество на Руси в XI-XIII веках Мы располагаем двумя важнейшими и очень ценными источниками для изучения первых веков русского монашества, это Житие преп. Феодосия Печерского , написанное Нестором в конце XI в. 23 , и включивший это житие Киево-Печерский патерик 24 , оригинальное произведение агиографического жанра, созданное в конце XI-XIII вв. Последний – это своеобразная «энциклопедия» монашества Древней Руси, содержащая сведения о самых разнообразных сторонах его жизни. Сам киевский Печерский монастырь, с которым связана деятельность и Феодосия, и других игуменов и братьев, рассказ о жизни и подвигах которых составляет содержание Патерика, был той основой, на которой развивалось монашество других, северных и западных земель Руси, образцом, которому следовали монастыри последующего времени. Что касается других современных эпохе источников, то летописи дают главным образом сведения об основании монастырей 25 , захоронениях в них, а других, не печерских монашеских житий сохранилось не много. Это житие Аркадия, епископа новгородского 26 и Слово о Мартине, мнихе туровском 27 . Информация, содержащаяся в последних, не может сравниться по объему с Житием Феодосия и Патериком, но расширяет ее на монастыри в других регионах – в Новгороде и Турове. пути проникновения монашества на Русь На возникновение монашества на Руси и его формирование христианские монастырские традиции оказали влияние двумя путями: через монашескую литературу – рассказы о монашеских подвигах на Ближнем Востоке и в Византии, монастырские уставы, – и через личный монашеский опыт русских подвижников, полученный в Константинополе, в Палестине и, главным образом, на Афоне, где ко времени принятия Русью христианства образовались общины, наиболее полно воплощавшие христианские воззрения на жизнь человека вне «мира», человека, полностью посвятившего себя Богу. Греческие и сирийские сочинения о монашеском подвиге, назидательные рассказы и повести в славянских переводах с греческого были хорошо известны на Руси с раннего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иов (Тывонюк), митр. Челябинский и Златоустовский. Фотография. 2010 г. (Тывонюк Дмитрий Яковлевич; 6.11.1938, Почаев, ныне Тернопольская обл., Украина - 01. 12 2020), митр. Челябинский и Златоустовский. Из крестьянской семьи. По окончании школы поступил послушником в Свято-Духовский скит Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавры . Затем в течение года нес послушание в Свято-Троицком балтском мон-ре Одесской епархии. В 1957 г. поступил в Киевскую ДС. В 1958 г. был призван в армию. После демобилизации продолжил учебу в Одесской ДС, к-рую окончил в 1965 г., и поступил в МДА. В 1967 г. зачислен в число братии Троице-Сергиевой лавры . 20 июня 1968 г. пострижен в монашество с именем Иов в честь прп. Иова Почаевского. 18 июля того же года Крутицким и Коломенским митр. Пименом (Извековым ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) рукоположен во диакона. В 1969 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия за соч. «Успенский собор Троице-Сергиевой лавры: (история, описание и последняя реставрация)». 1 июня того же года митр. Пименом рукоположен во иерея. Определен настоятелем Воскресенского храма г. Читы. В 1970-1973 гг. учился в аспирантуре при МДА. С 1971 г. был референтом, а затем заведующим канцелярией Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата. В 1974 г. возведен в сан игумена, 26 дек. того же года - в сан архимандрита. 3 янв. 1975 г. хиротонисан во епископа Зарайского. Назначен викарием Московской епархии. Хиротонию в Богоявления соборе в Елохове возглавил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Одновременно был назначен управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно - в США. 19 июля 1976 г. назначен заместителем председателя ОВЦС. 5-9 июня 1979 г. и в 1983 г. возглавлял паломнические группы РПЦ на Афон. 23 дек. 1980 г. включен в состав Комиссии Свящ. Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. 23 марта 1981 г. назначен главой делегации Московского Патриархата при посещении подворья РПЦ в Белграде. 12 апр. 1982 г. возведен в сан архиепископа. 4 июля 1988 г. за активное участие в подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси награжден именной панагией. 30 нояб. 1988 г. назначен архиепископом Костромским и Галичским.

http://pravenc.ru/text/578188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН II митр. Киевский и всея Руси (1166/67-1169/70). Поставлен К-польским патриархом Лукой Хрисовергом после кончины в 1166 г. Киевского митр. Иоанна IV . По-видимому, К. прибыл в Киев после 19 мая 1167 г., когда Киевским князем стал Мстислав Изяславич: летописи не упоминают об участии К. 21 марта 1167 г. в погребении Киевского вел. кн. Ростислава Мстиславича († 14 марта 1167) в киевском мон-ре св. Феодора. (Прямое указание в Московском своде 1479 г. на приезд К. в Киев в начале княжения Мстислава представляет собой, вероятно, результат реконструкции событий позднейшим летописцем: ПСРЛ. Т. 25. С. 77; см. также: НПЛ. С. 32, 219.) К. атрибутируется одна из печатей рус. митрополитов с именем Константин. На одной ее стороне имеется изображение образа Пресв. Богородицы «Знамение», на другой - греч. надпись: «Константин, Божией милостью митрополит всея Руси» ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 49, 175, 253). К., судя по имеющимся данным, был вторым после Иоанна IV митрополитом, у кого в титуле были слова «всея Руси». Вероятно, это обусловлено как преодолением церковно-политического разделения 1147-1159 гг., связанного с поставлением на митрополию Климента Смолятича без санкции К-поля, так и выдвинутой не позднее нач. 60-х гг. XII в. претензией св. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского на учреждение неподвластной Киеву и подчиненной К-полю Владимирской митрополии. При К. продолжился начавшийся на рубеже 50-х и 60-х гг. XII в. спор о посте в среду и пятницу в тех случаях, если на эти дни приходятся Господские праздники. Ок. 1167-1169 гг. при дворе К. находился Ростовский еп. Леонтий II (в летописях - Леон, Леонт), видимо грек; он был изгнан с кафедры кн. Андреем Боголюбским и оправдан в К-поле патриаршим судом от обвинений, выдвинутых против него в нач. 60-х гг. XII в. владимиро-суздальским князем и нареченным Владимирским еп. Феодором (Феодорцем) , кандидатом кн.

http://pravenc.ru/text/2057014.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОПОЛИЧЬЯ ОБЛАСТЬ Каноническая территория, находившаяся в прямой юрисдикции предстоятеля Русской Православной Церкви (митрополита Киевского и всея Руси, впосл. Московского и всея Руси) в XIII-XVI вв. Судя по многочисленным буллам Киевских митрополитов и подчиненных им южнорус. архиереев, найденным преимущественно в Ср. Поднепровье, в прямом подчинении предстоятеля в домонг. период находилась Киевская епархия , а также, возможно, некоторые земли по берегам рек Ирпень и Рось. Обязанности главных помощников митрополитов в управлении М. о. исполняли викарии . В домонг. время (до сер. XIII в.) викариями предстоятелей Киевской митрополии в Ср. Поднепровье нередко выступали епископы Белгородские и Юрьевские (Каневские) ( Голубинский. История РЦ. 1901. Т. 1. 1-я пол. С. 668-669). При этом известен случай, когда Белгородскому архиерею была подчинена Юрьевская епархия ( Щапов. 1989. С. 37). К сер. XIII в. для управления митрополичьим хозяйством в Ср. Поднепровье сформировался штат митрополичьих слуг. До 1240 г. в Киеве лишь только один «митрополичий двор занимал площадь около 3,5 га» ( Толочко П. П. Древний Киев. К., 1983. С. 70). Помимо него у Киевских митрополитов должны были быть загородные и путевые дворы. Поскольку со 2-й пол. XIII в. в источниках начинают фигурировать владычные наместники из числа светских лиц (напр., у епископа Смоленского), то они должны были появиться и при митрополичьем дворе. Военную знать к переходу на службу к митрополитам Киевским и всея Руси подталкивали перспектива более высокого финансового обеспечения и отсутствие сильной княжеской власти в Ср. Поднепровье на фоне возрастающего значения митрополита и укрепления его авторитета. В связи с разорением Ср. Поднепровья в 1238-1240 гг., во время монг. нашествия во главе с Батыем и жестокого разгрома Киева и его пригородов (1240), постоянное присутствие здесь вел. князей закончилось. Ордынские власти забрали под свой контроль часть южнорус. волостей и разместили свои войска в Каневе и Переяславле Русском. С 1243 г. в Киеве при св. блгв. вел. кн. Ярославе (Феодоре) Всеволодовиче находился лишь штат его слуг во главе с наместником Дмитрием Ейковичем. По-видимому, аналогичным образом с 1249 г. в Киеве должна была развиваться ситуация и в правление его сына св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского . Отсутствие вел. князей в Киеве и утверждение ими своей основной резиденции во Владимире-на-Клязьме вынуждало митрополитов длительно пребывать в Сев.-Вост. Руси при дворе вел. князей Владимирских.

http://pravenc.ru/text/2563400.html

Мы с такой легкостью делим людей на друзей и на врагов, а уж если появляется враг, то часто ненавидим его так, как только можем ненавидеть. Точно так же тогда, во времена Спасителя, относились к мытарям, — а Он пошел и вместе с ними вкушал пищу. 17 марта в субботу третьей седмицы Великого поста, в день памяти святого благоверного князя Даниила Московского Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь в Троицком соборе Данилова монастыря. Источник: Патриархия.ru Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник Алексий! Дорогие отцы, братья и сестры! Мы совершили сегодня торжественное богослужение в память святого благоверного и преподобного князя Даниила Московского, удивительного человека, главы государства, обладавшего не только большой властью — военной, моральной, юридической, но и огромным духовным авторитетом среди своего народа. Именно силой его духовного прозрения можно объяснить то, как благоверный князь предвидел историческое развитие всей Руси, предвидел возвышение ничем не приметного в то время града Москвы. Именно он начал здесь строительство монастырей, укрепление града, как бы приуготовляя его к приятию из рук ветхого Киева державы всея Руси. И мы знаем, что особое духовное состояние — возвышенное, святое — этой удивительной личности наложило отпечаток и на град Москву. В нем стали создаваться многие обители, сюда стали стекаться святыни, и неслучайно, что формальное преобразование Москвы в столицу всея Руси произошло также по церковным причинам, когда митрополит Киевский и всея Руси Петр, находившийся в изгнании ввиду оккупации татарами древнего Киева, свое временное пребывание в граде Владимире сменил на постоянное пребывание в граде Москве, заложив кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы — собор всея Руси. Может быть, если бы не духовный подвиг святого князя Даниила, сочетавшего в своей личности подвиг правителя и монаха, если бы не его пронзительный взор в будущее, который высветил духовное величие града сего, то Москва никогда бы и не стала местом пребывания Первосвятителей Церкви Русской и столицей русского государства.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 27 декабря 2005 года 27 грудня 2005 р. 20:34 27 декабря 2005 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин Епископ Липецкий и Елецкий Никон Епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт Митрополит Калужский и Боровский Климент , управляющий делами Московской Патриархии   ЖУРНАЛ 91 В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о предстоящем в 2006 году праздновании Дня славянской письменности и культуры в городе Ханты-Мансийске. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить участие в Организационном комитете по подготовке и проведению Дня славянской письменности и культуры митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию в качестве сопредседателя, архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию и архиепископу Верейскому Евгению , ректору Московских Духовных академии и семинарии , — в качестве членов. Считать важным развитие в епархиях Русской Православной Церкви празднования Дня славянской письменности и культуры в сотрудничестве с органами народного образования и культуры, что должно служить духовному и культурному возрождению народов нашего Отечества.   ЖУРНАЛ 92 В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1501493...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010