Разделы портала «Азбука веры» Когда Русская Церковь стала собирать соборы, какие проблемы решали, в каких отношениях с властью находились? Об истории соборного движения в России рассказывает кандидат исторических наук Федор Гайда. Под крылом Византии Русская Церковь до середины XV века была составной частью Константинопольского Патриархата, а потому русские митрополиты принимали участие в его соборах. История византийских церковных соборов отнюдь не исчерпывается знаменитыми семью Вселенскими соборами. И после VIII века на соборах решались вопросы догматики и церковного права. Вскоре после первого Крещения Руси при патриархе Фотии состоялся Собор (879–880), на котором было осуждено Филиокве — латинская вставка в Символ веры , согласно которой Святой дух исходит не только от Отца (как в первоначальном тексте символа), но и от Сына. В Византии он всегда почитался как Восьмой Вселенский собор. В XI–XIII веках на константинопольских соборах разрабатывались вопросы православной литургики. Соборы 1341–1351 годов ознаменовались победой исихастского учения (богословием и аскетикой, направленными на богопознание и обожение), с которым было связано и духовное возрождение Руси в XIV веке. На Руси соборы также созывались — для решения местных судебных и дисциплинарных вопросов. В ряде случаев, когда вопрос не мог быть решен в Константинополе, на соборе местных епископов избирали митрополита Киевского. Так, на первом соборе Русской Церкви, о котором остались свидетельства, в 1051 году на всероссийскую кафедру был избран митрополит Иларион — автор знаменитого «Слова о законе и благодати». В 1147 году также на соборе был избран митрополит Климент Смолятич, отличавшийся своей образованностью. В 1273 или 1274 году по инициативе Киевского митрополита Кирилла III состоялся собор русских епископов, на котором после Батыева погрома было решено усилить церковную дисциплину и искоренять языческие обычаи. Русская симфония Принятие Константинополем унии с папским Римом привело к провозглашению автокефалии Русской Церкви. В 1448 году на соборе в Москве митрополитом был избран рязанский епископ Иона. С этого времени московские митрополиты избирались собором Русской Церкви, который собирался по инициативе великого князя или царя, он же утверждал соборное решение. Подобная традиция существовала в Византии со времен императора Константина Великого . Однако большое влияние государственной власти на решения соборов еще не означало, что оно всегда было решающим. В 1490 году церковные иерархи добились проведения собора, на котором были осуждены еретики-«жидовствующие», отрицавшие божественность Иисуса Христа и святость икон, однако укрепившиеся при дворе и имевшие косвенную поддержку со стороны великого князя Ивана III. Государь всея Руси не пошел против новгородского архиепископа Геннадия и игумена Иосифа Волоцкого . На соборе 1503 года великий князь попробовал поставить вопрос о секуляризации церковных земель и опять вынужден был уступить соборному мнению Церкви.

http://azbyka.ru/hronika-russkih-soborov

Спиридон, митрополит Киевский (Сатана) Родился в городе Твери. Приняв монашество, уехал в Константинополь, где патриархом и всем освящённым Собором был избран и 15 сентября 1475 года хиротонисан в митрополита Киевского. Поставление Спиридона в митрополиты объясняется следующими обстоятельствами. В 70-е годы XV века шла ожесточённая борьба за митрополию «всея Руси» между московским и литовским митрополитами. Спиридон, выступив в качестве третьего претендента, сумел получить от Константинопольского патриарха посвящение в этот сан. По всей видимости, Москва опасалась его более всего, как представителя тверской политической силы. Московские власти запретили владыке Спиридону вступать во всякое общение с тверским епископом. В «утверждённой» грамоте епископа Вассиана (Стригина-Оболенского; 1508), получившего Тверскую кафедру в 1477 году, специально сообщается о Спиридоне: «А к митрополиту Спиридону, нарицаемому Сатане, взыскавшая во Цариграде поставлениа, во области безбожных турков, от поганаго царя, или кто будет иный митрополит поставлен от латыни или от Турскаго области, не приступити мне к нему, ни приобщениа, ни соединениа ми с ним не имети никакова» (РИБ, СПб., 1880, т. 6, с. 683–684). О поставлении на «киевскую митрополию всея Руси» сам Спиридон говорит в наиболее раннем из дошедших до нас своём произведении – в «Изложении о православней истинней нашей вере». Король Казимир не принял Спиридона как избранного без всякого участия литовской паствы и поставленного ещё при жизни наречённого митрополита Киевского Мисаила (Пеструцкого-Друцкого; 1480). В Литве Спиридон оказался в заточении. В Летописях Софийской II и Львовской под 1482 годом рассказано о безуспешной попытке Спиридона прибегнуть к помощи Ивана III для своего освобождения (ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, с. 233). Очевидно, Спиридон был очень деятельным и ловким человеком, так как здесь же в летописи отмечено, что прозвище Сатана он получил за свою «резвость». И, видимо, не без оснований было сказано о поставлении его в митрополиты «по мзде». Когда и при каких обстоятельствах Спиридону удалось освободиться из заточения и перебраться на Русь, остаётся неизвестным. Но и на Руси отрицательно отнеслись к притязаниям Спиридона на Киевскую митрополию, в епископской присяге времени митрополита Симона (1511, память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) упоминался Спиридон среди лиц, от которых отрекалась Русская Церковь (РИБ, т. 6, с. 451–452). Предпринимал ли Спиридон на Руси какие-либо шаги в связи с присвоением ему митрополичьего сана – неизвестно, но, тем не менее, он оказался в заточении в Ферапонтовом монастыре. Случилось это между 1483 и 1503 годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Феогност, святитель, митрополит Киевский и всея Руси † 1353, память 14/27марта, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых По происхождению грек. Был хиротонисан в митрополита Киевского и всея Руси Константинопольским патриархом Исайей в 1328 году и в этом же году прибыл на Русь. Это был архипастырь хорошо образованный, отличавшийся мудростью в делах церковного управления. Основные усилия он направил на централизацию церковной власти и на объединение всего Русского государства. Святитель Феогност, прибыв в свою митрополию, поселился в Москве, как и его предшественник, митрополит Пётр († 1326; память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября, 21 декабря/3 января), а не во Владимире, за обладание которым боролись русские князья и куда в 1299 году переселился со своим двором из опустошённого татарами Киева, митрополит Максим († 1305; память 6/19 декабря). Московский великий князь Иван Данилович Калита († 1340; память в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых и 22 сентября/5 октября в Соборе Тульских святых), ставший в том же 1328 году великим князем Владимирским, тоже остался жить в Москве, и она, таким образом, стала церковной и политической столицей Руси. Святитель Феогност и князь продолжили каменное церковное строительство в Москве, начатое закладкой в 1326 году, по совету митрополита Петра, церкви Успения Богородицы: в 1329 году святитель Феогност возвёл церковь Иоанна Лествичника и пристроил с севера у церкви Успения придел в честь апостола Петра; князь же в 1330 году заложил храм Спаса Преображения на Бору, а в 1333 году выстроил церковь Архангела Михаила. Укреплению Москвы как центра русской митрополии способствовало прославление мощей святителя Петра, а в 1339 году была получена утвердительная грамота от Константинопольского патриарха Uoahha XIV Калеки о его канонизации. В мае 1328 года митрополит Феогност собрал на Волыни Собор епископов упраздняемой митрополии и с их участием хиротонисал епископов Владимиро-Волынского Афанасия († 1363) и Галицкого Феодора. С сентября 1330 года митрополит Феогност вновь был на Волыни, откуда отправил послов в Новгород за кандидатом в архиепископы Новгородские Василием (Каликой; † 1352, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), и 25 августа 1331 года во Владимире-Волынском посвятил его. В апреле 1332 года в Галиче или во Владимире-Волынском святитель Феогност рукоположил Черниговского епископа Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Царьград, который перестал царствовать. Часть 1 Из истории отношений Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата Крещение святого князя Владимира Уже более тысячи лет насчитывает история Русской Православной Церкви. Ныне это влиятельная Поместная Церковь, в лоне которой находятся миллионы чад, занимающая в иерархии автокефальных сестер-Церквей пятое место – почетное первое после древних патриархатов. Однако высокого положения и большого влияния в православном мире Русская Церковь добилась отнюдь не сразу. Период «продолжительного ученичества» охватывает без малого половину срока ее жизни. Первые 450 лет своего существования Русская Церковь являлась канонической территорией – митрополией – Константинопольской Патриархии. Фактически автокефалия Русской Церкви оформилась в 1448 году, когда собором епископов в Москве на кафедру митрополита Киевского и всея Руси был избран и поставлен святитель Иона. Но только еще через 150 лет после этого борьба за церковную самостоятельность формально завершилась с избранием первого Патриарха всея Руси Иова в 1589 году. Многовековое пребывание Русского Православия под омофором Константинопольской Матери-Церкви насчитывает богатую историю взаимоотношений, которая знает и «белые», и «черные» страницы. Начала Русской Церкви уходят в эпоху Крещения Руси и так же, как Крещение, неразрывно связаны с именем киевского князя Владимира Святославича. Личное принятие равноапостольным Владимиром восточного христианства, Православия, из Византии продолжилось распространением новой религии в качестве государственной для всей Киевской державы, закономерным следствием чего стало и утверждение новой Церкви – Русской Православной. Традиционная дата Крещения Руси (точнее – ряд событий, ознаменовавших начало перехода к христианству), отраженная в «Повести временных лет», – 988 год, – нынешним уровнем исторического знания несколько корректируется. В соответствии с реконструкцией современного авторитетного исследователя А.В. Назаренко, в 987 году император Византии Василий II обратился к Владимиру Святославичу за военной помощью, поскольку империя была охвачена мятежом полководца Фоки Варды, пользовавшегося большим сочувствием населения, а правящая династия не могла организовать достаточного сопротивления.

http://pravoslavie.ru/5721.html

27 июля 2013 года в Киево-Печерской лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. 28 июля. ПРАВМИР. 27 июля 2013 года в Киево-Печерской лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий Архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии ЖУРНАЛ 95 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о жизни и трудах Русской Православной Церкви в связи с 1025-летием Крещения Руси. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа о великой Его милости, явленной народам стран исторической Руси через просвещение их светом Христова Евангелия, что стало залогом их дальнейшего духовного и исторического развития. 2. Вознести молитву ко всем святым в земле Русской просиявшим о странах наших и о народах их, о сохранении и укреплении веры православной среди потомков тех, кто принял Крещение в Днепровской купели. 3. Молитвенно воспомянуть всех прежде почивших благочестивых архиереев, священнослужителей и мирян Церкви Русской.

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

6 октября 2010 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. 6 октября 2010 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит  Симферопольский и Крымский Лазарь Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл Епископ Бакинский и Прикаспийский Александр Епископ Южно-Сахалинский  и Курильский Даниил Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московский Патриархии ЖУРНАЛ 90 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся Первосвятительском посещении Украины. Справка: С 20 по 28 июля 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, пребывая на Украине, посетил следующие епархии: В поездке Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Москва, 24 июня 2008 года «Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11). Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Открывая второй в этом столетии Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, сердечно приветствую всех его участников. Нынешний год ознаменован символической датой: прошло тысяча двадцать лет со времени Крещения Руси. Наш мысленный взор вновь обращен к Киевской купели, в которой были соединены со Христом народы, ныне окормляемые Русской Православной Церковью. Празднуемая дата побуждает нас осмыслить пройденный многовековой путь и с новой силой осознать духовную общность народов Святой Руси, укорененную в церковном единстве. На протяжении двух десятилетий, прошедших после Собора 1988 года, наша Церковь живет в условиях социальных, политических и экономических изменений, происходивших на ее канонической территории. Это время стало периодом обретения свободы, сопряженной с огромной ответственностью за просвещение миллионов людей. Нам надлежало утолить их духовную жажду и привести к воцерковлению ищущих Истину. К сожалению, события, происходившие в данный период, не всегда носили положительный характер. И среди отрицательных явлений можно указать на широкий спектр социальных проблем, на значительное падение уровня жизни многих людей, на наплыв массовой псевдокультуры, на оскудение общественной нравственности, на рост нетерпимости и напряженности в обществе. Все это не может не беспокоить Русскую Православную Церковь, непрестанно возносящую «молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 1-3).

http://sedmitza.ru/lib/text/429961/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Епархиальное управление в Русской Православной Церкви (исторический очерк) Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Епархиальное управление до учреждения Святейшего Синода. Русская Православная Церковь основана как митрополия Константинопольского Патриархата. Аналогично византийским митрополиям, она была разделена на епископии - епархии. Епархии эти обширнее византийских митрополичьих округов, тем не менее Русская Церковь и в древности, и в синодальную эпоху, и в наше время не имела и не имеет двуступенчатого деления. Права и обязанности епархиального архиерея в Древней Руси соответствовали каноническим требованиям. Он был верховным учителем, первосвященником и главным начальником в своей епархии. В древней Руси епископ, являвшийся первосвященником отдельного полусамостоятельного княжества, являлся часто главным советником князя и в государственных делах; поэтому епископский сан окружен был несравненно большим почетом и блеском, чем в Византии; этому способствовала также обширность и многолюдность русских епархий. Институт викарных епископов неизвестен Древней Руси, но при первосвятителях-митрополитах иногда состоял епископ, помогавший ему в управлении его епархией. Св. Алексий при жизни митрополита Феогноста, не имея своей епархии, был помощником пер-воиерарха. После падения Золотой Орды епископы Сарские и Подонские, поселившись близ Москвы в Крутицах и по учреждении Патриаршества носившие титул Крутицких митрополитов, исполняли обязанности помощников Московских Первосвятителей в управлении митрополичьей, а потом Патриаршей областью. В 1698 г. Патриархом Адрианом и царем Петром разрешено Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому) иметь своего викария. И в Древней Руси коллегиальным помощником архиерея в управлении епархией был своеобразный пресвитериум: епархиальное духовенство собиралось в так называемое соборное воскресенье, на «соборики,» которые обсуждали важнейшие церковные и пастырские дела. Постоянными помощниками архиерея являлись клирики (крылошане) соборной Церкви. Для ведения судебных и административных дел епископ привлекал и светских чиновников: бояр, дворян, дьяков, подьячих. В патриаршую эпоху по образу Патриарших приказов в епархиях открывались приказы духовных дел, казенные приказы. Приказной персонал состоял из духовных и светских лиц. Местный надзор над духовенством по отдельным округам, на которые делилась епархия, осуществляли наместники, десятильники и поповские старосты.

http://sedmitza.ru/lib/text/432431/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 апреля 2008 г. Журнал 1 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о встрече Его Святейшества с Президентом России В.В. Путиным. Справка: 14 апреля в Кремле состоялась встреча Президента России В.В. Путина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Предстоятель Русской Православной Церкви и глава государства обсудили различные аспекты церковно-государственных отношений. В частности, обсуждались вопросы, связанные с государственным финансированием работ по реставрации памятников культуры федерального и местного значения. Также обсуждались перспективы государственной аккредитации Духовных школ и введения в государственных учебных заведениях стандарта «Теология». Кроме того, Предстоятель Русской Церкви поднял вопрос о проблеме призыва на срочную военную службу священнослужителей. Среди прочих тем также обсуждалось празднование 1020-летия Крещения Руси. Святейший Патриарх отметил, что предстоящий юбилей — это повод подвести некоторые итоги за годы, прошедшие с празднования 1000-летия Крещения Руси. «За эти 20 лет много изменилось в церковной жизни и вообще в стране — страна другая», — сказал Предстоятель. Святейший Патриарх сообщил Президенту, что он получил приглашение возглавить торжества на Украине, где он не был с 1997-го года. Предстоятель отметил объединяющее значение праздника. Владимир Путин подчеркнул, что эти торжества являются «поводом вспомнить о наших общих духовных корнях». По словам Его Святейшества, народам России и Украины надо вместе отмечать этот праздник в память о том, что христианское просвещение наших народов пошло из общей киевской купели. Святейший Патриарх Алексий пригласил Владимира Путина посетить Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя. Президент с благодарностью принял это приглашение.

http://sedmitza.ru/lib/text/429925/

I. Историческое значение Андрея Боголюбского. Взгляды русских летописцев и историков на личность и деятельность А. Боголюбского Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский принадлежит к числу замечательнейших личностей древней Руси, с которыми связано начало новой эпохи и исторической жизни русского народа. Он был одним из первых и главных виновников созидания северной Руси, усиления и возвышения ее над южною. Его мощный гений изменил течение исторической жизни русского народа, переместив центр русской государственной жизни с юга на север, и вывел на историческое поприще новую ветвь могущественного славянского племени – народность великорусскую. Застроив северную Русь городами и селами и сделав ее многолюдною, Андрей Боголюбский был вместе с тем и одним из первых и главным виновником просвещения этой Руси светом Христовой веры. Если древние летописцы говорят про Ярослава, что он возрастил в южной Руси семена Христовой веры, посеянные св. Владимиром, то совершенно справедливо это нужно сказать и про Андрея Боголюбского относительно северной Руси. Созидая великолепнейшие храмы в разных концах обширного Ростовско-Суздальского княжества, он первый утвердил здесь православие, как государственную религию собираемой им великорусской народности, и рассеял мрак язычества, густо облегавший до него разноплеменную северную Русь. Под покровом христианской православной веры, ставшей символом русской «народности», Андрей Боголюбский первый изменил и самые начала, которыми до него жила древняя киевская Русь, провозгласив идею самодержавия основой политической жизни русского народа. Православие и самодержавие – эти краеугольные камни великого здания – государства русского были впервые указаны Андреем Боголюбским народу русскому, как завет для достижения государственного могущества и народного благосостояния. Позднейшие преемники Андрея Боголюбского – великие князья московские, основавшие великое государство Московское, разросшееся затем в могущественную империю, только развили и осуществили в своей политической деятельности идеи Боголюбского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010