Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «И памятником ему являются его труды» Памяти Игоря Яковлевича Фроянова 09.12.2020 1260 Время на чтение 3 минуты В четверг, 10 декабря, мы прощаемся с великим мыслителем и патриотом России, основателем научной школы Игорем Яковлевичем Фрояновым . Мало кто сделал больше Игоря Яковлевича для изучения допетровской Руси. Книги Игоря Яковлевича уже стали классикой: «Рабство и данничество у Восточных славян», «Мятежный Новгород», «Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории», «Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя», «Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы», «Города-государства Древней Руси». Игорь Яковлевич выдвинул принципиально новый концепт Киевской Руси: он отказался от господства марксистского представления классово-феодального устроения Руси и о Древней Руси как о сложившемся феодальном государстве. Он доказывал, что в Древней Руси крупное частное землевладение было слабо развито и базировалось на труде рабов (холопов), а отнюдь независимых крестьян, которых было весьма мало. Игорь Яковлевич Фроянов ввёл понятие многоукладности в изучении Древней Руси. По его мнению, одновременно существовали рабовладельческий и феодальный уклады. Вспомним «Слово о полку Игореве», где говорится о том, что если бы великий князь Всеволод помог Игорю Святославовичу, то рабов бы продавали по самым мелким монетам – ногате и резане. Тем не менее, доминировал общинный уклад. По мнению Фроянова, подавляющая масса землевладельческого населения была свободной и непосредственно участвовала в государственном управлении на Вече. Вечевая концепция Киевской Руси – это то новое, что внёс Игорь Яковлевич в изучение истории Древней Руси. Именно концепция древнерусских городов-государств – древнерусские княжества являлись местными общинными городами-государствами, а не феодальными государствами западного образца. Игорь Яковлевич проницательно постигал сущность социальных движений Древней Руси, в частности, Киевского восстания 1113 года. Он считал, что восстание было направлено в основном против Святославовичей, которых поддерживала еврейская община иноземных ростовщиков, установивших подобно мафии своё господство на местном рынке.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/09/i_...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > От Руси до Руси – от Распутина до Путина Семь эпох в истории Руси 30.12.2023 392 Время на чтение 12 минут Фото: Из личного архива автора Предисловие: восточные славяне. Более 1000 лет назад западных славян – сорбов, чехов, поляков и словаков – постепенно вынуждали под давлением Германии принимать христианство (вскоре эти земли станут католическими), причем нигде это не было так очевидно, как в Моравии, где немцы вытеснили православных миссионеров. С другой стороны, южные славяне – болгары и македонцы, сербы и черногорцы (но не хорваты и словенцы, которым под давлением Германии пришлось стать католиками) – являются членами Православной Церкви. Восточные славяне, численность которых более чем в три раза превышает численность западных и южных славян вместе взятых, с их обширными землями, которые в настоящее время называются Российской Федерацией, Белоруссией и Украиной и известны в истории как Русь, также являются членами Православной Церкви. Мы можем выделить семь эпох в истории земель восточных славян, или Руси, причем седьмая эпоха только что началась. 1. Языческая Русь: до 988 года. Восточные славяне были язычниками, поклонявшимися силам природы, до 988 года, когда первые из них были крещены в Киеве православными миссионерами из Болгарии, Константинополя, Моравии, Венгрии и Карпатской Руси (большая часть которой сейчас называется Закарпатьем). Это событие известно как Крещение Руси. Однако Крещение всех восточнославянских народов продолжалось несколько поколений, а язычество на Руси сохранялось в виде различных суеверий на протяжении веков. 2. Киевская Русь: 988-1283 года. Чтобы выжить, тогдашнему главному восточнославянскому княжеству, называвшемуся Киевская Русь, приходилось противостоять агрессии как с востока (монголо-татары), так и с запада (римо-католики). Власть великих князей Киевских (Киев стал считаться «матерью городов русских») стала ослабевать из-за нападений вероломных правителей других русских княжеств, которые со своими последователями боролись за власть в братоубийственных междоусобицах.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/30/ot...

вв.: создание Русской митрополии и становление идеи её неделимости Митрополия Руси со времени её создания – вероятнее всего, между 1008 и 1015 гг. 2 – отличалась от других митрополий Константинопольского патриархата как своими огромными размерами, так и особенностями своей организации. Другие митрополии Константинопольского патриархата находились внутри старых границ Римской империи; исключение помимо Русской составляла лишь Аланская 3 . Однако митрополит Аланский не имел епископов-суффраганов, то есть был, по сути, титулярным: не случайно он первоначально считался просто автокефальным – то есть напрямую подчиняющимся патриарху – архиепископом. В митрополию Руси, напротив, входили (то ли сразу, то ли вскоре после её возникновения) несколько епархий, возглавляемых епископами 4 . Таким образом, Русская митрополия сочетала в себе одновременно инновацию (как митрополия на неизведанной и при этом огромной территории) и ретроспекцию (как митрополия, организованная по старой двухступенчатой модели, в отличие от прочих новосоздаваемых Константинополем митрополий, которые преимущественно оставались титулярными и, по сути, представляли собой обычные епископии, лишь формально повышенные до митрополичьего уровня). Впрочем, Русская митрополия копировала двухступенчатую модель времён первых пяти Вселенских соборов лишь внешне, поскольку своего епископа получил далеко не каждый город Руси 5 . Даже сам митрополит, хотя и имел свою резиденцию в Киеве, титуловался как τς ωσας (Руси) 6 , то есть не был привязан к конкретному городу. Такое церковное устроение противоречило и самой идее епископа как главы христианской общины в том или ином городе и его окрестностях, и византийскому каноническому праву 7 . На наиболее раннем этапе существования Русской митрополии подобный порядок можно было объяснить тем, что в русских городах фактически не было полноценных христианских общин, поскольку христианизация Руси проводилась сверху, по решению князя киевского Владимира Святославича. Однако и впоследствии, на протяжении целого тысячелетия, малое число епископов на значительных территориях с преимущественно православным населением так и осталось одной из ярких особенностей организации Церкви на Руси 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Лекция X ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ. ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНСКИХ ПОД ВЛАСТЬЮ КИЕВСКОГО КНЯЗЯ. УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ. НАЛОГИ; ПОВОЗЫ И ПОЛЮДЬЯ. СВЯЗЬ УПРАВЛЕНИЯ С ТОРГОВЫМ ОБОРОТОМ. ВНЕШНЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ. ДОГОВОРЫ И ТОРГОВЫЕ СНОШЕНИЯ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ. ЗНАЧЕНИЕ ЭТИХ ДОГОВОРОВ И СНОШЕНИИ В ИСТОРИИ РУССКОГО ПРАВА. ВНЕШНИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ И ОПАСНОСТИ РУССКОЙ ТОРГОВЛИ. ОБОРОНА СТЕПНЫХ ГРАНИЦ. РУССКАЯ ЗЕМЛЯ В ПОЛОВИНЕ XI в. НАСЕЛЕНИЕ И ПРЕДЕЛЫ. ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ КИЕВСКОГО. КНЯЖЕСКАЯ ДРУЖИНА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ К КУПЕЧЕСТВУ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ. ВАРЯЖСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В СОСТАВЕ ЭТОГО КУПЕЧЕСТВА. РАБОВЛАДЕНИЕ КАК ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ОСНОВА СОСЛОВНОГО ДЕЛЕНИЯ. ВАРЯЖСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В СОСТАВЕ ДРУЖИНЫ. РАЗНОВРЕМЕННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА РУСЬ. ПРЕВРАЩЕНИЕ В СОСЛОВИЯ. Мы старались рассмотреть факт, скрытый в рассказе Начальной летописи о первых киевских князьях, который можно было бы признать началом Русского государства. Мы нашли, что сущность этого факта такова: приблизительно к половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, в силу которой охрана границ страны и её внешней торговли стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русского государства. Этот факт надобно относить ко второй половине IX в.: точнее я не решаюсь обозначить его время. НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ Общий интерес, создавший великое княжество Киевское, охрана границ и внешней торговли, направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей. Читая начальный летописный свод, встречаем ряд полуисторических и полусказочных преданий, в которых историческая правда сквозит чрез прозрачную ткань поэтической саги. Эти предания повествуют о князьях киевских IX и Х вв. – Олеге, Игоре, Святославе, Ярополке, Владимире. Вслушиваясь в эти смутные предания, без особенных критических усилий можно уловить основные побуждения, которые направляли деятельность этих князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ РАСПЕВ (киевский напев), певч. традиция укр. происхождения, один из самых распространенных обиходных распевов в богослужебной практике РПЦ с XVIII в. На Украине и в Белоруссии На Украине и в Белоруссии в кон. XVI - сер. XIX в. песнопения этой традиции обозначались в певч. рукописях ремарками «    » (сокращенно -    ), в России - «    (  )»; известны также краткие определения: «  », «    » и т. п. (орфография надписаний различна). Иногда исследователи включают в понятие «киевский распев» всю традицию укр. церковного монодийного пения, в т. ч. песнопения, к-рые в рукописях так не атрибутировались (по аналогии с обобщенным пониманием знаменного распева в традиции Московской Руси). Монодийные песнопения К. р. записывали с помощью нотолинейной киевской нотации в Ирмологионах , составлявшихся украинцами и белорусами с кон. XVI в. на их этнической территории, со 2-й пол. XVII в.- в Москве, позднее - в С.-Петербурге и др. певч. центрах России. Кон. XVI - 1-я четв. XVII в. Понятие «  » в украинско-белорус. профессиональной церковнопевч. терминологии обозначало корпус мелодий, имеющих общность происхождения, реже - одну или неск. самостоятельных мелодий (при единичных версиях песнопений) и отражающих представления переписчиков о происхождении или месте их бытования. Введение понятия «  » в кон. XVI в. (судя по самым ранним сохранившимся экземплярам Ирмологионов), вероятно, связано с южнослав. влиянием в Юго-Зап. Руси, поскольку данное слово было образовано по образцу традиц. церковнослав. терминов «  », «  » и подобно им применялось в рукописях в неизменном виде до 2-й пол. XIX в. Изредка встречается фонетическая запись «  » (в соответствии с укр. произношением как [и]). В украинско-белорус. Ирмологионах, составленных в XVIII в. на Левобережной Украине и в Белоруссии, под российским влиянием появляется термин «роспев»/«распев» ( Шевчук. 2003. С. 76), в частности после публикации Синодального Обихода 1772 г. и широкого распространения его певч. материала и терминологии.

http://pravenc.ru/text/1684569.html

отв. ред. Д. С. Лихачев Письмовники Письмовники – сборники образцовых посланий (или наиболее этикетных частей письма – прескрипта и клаузулы), распространенные во всех странах средневековой Европы, а в Древней Руси появившиеся не позднее XV в. Теории письма, как и теории литературы вообще, в виде определенного комплекса правил и рекомендаций в Древней Руси, как известно, не существовало; преемственность эстетических традиций осуществлялась благодаря ориентации писателей на набор произведений, которые считались образцовыми. Эта особенность русской средневековой эстетики проявилась и в П., включавших послания, максимально абстрагированные от конкретной ситуации, предлагавшиеся для подражания. П. были первыми в средневековой Руси сводами литературных образцов, и в этом их историко-культурное значение (в XVII в. писались также образцовые проповеди, стихотворения-образцы и т. д.). Содержа послания типизированные, отвлеченные от примет времени, П. знаменовали собой конец эпохи, когда образцами служили конкретные памятники со всеми их индивидуальными особенностями, и вплотную подводили к учебникам поэтики, в которые по традиции включался раздел об эпистолографии (Петров Н. И. О словесных науках и литературных занятиях в Киевской академии от начала ее до преобразования в 1819 году//Труды Киевской духовной академии. 1868. 3. С. 496–505). Изучение теории и истории письма в Древней Руси немыслимо поэтому без исследования П., содержащих в воплощенном виде эпистолярную теорию. Между тем до сих пор не выяснены ни причины появления древнерусских П., ни их связь с произведениями современных им и позднейших эпистолографов, отсутствует также археографическое описание и серьезная классификация П. Хотя для первых П. не найдены иноязычные образчики, не исключено, что они возникли под влиянием подобных сборников, широко распространенных в греческой средневековой письменности (Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Litteratur. München, 1897. S. 452–454). Однако как структурное единство, как цельные своды П.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Православие в период разъединения Руси (XIII- XV вв.) 15.05.2015 1278 Время на чтение 5 минут Начавшийся в XII - середине XIII века процесс политического разъединения Руси изменил геополитическое положение восточнославянских земель. Уже к середине XIII в. северо-восточная Русь оказалась в вассальной зависимости от Орды; в XIV - начале XV вв. Полоцкая, Турово-Пинская, Витебская, Смоленская, земли Черной Руси, Северская земля, Волынь, Подолия и Киев - в составе Великого княжества Литовского. Червоная Русь в 1339-40 гг была присоединена к Польше. Судьба земель, составлявших наследие великого князя Киевского Владимира, сложилась неодинаково. Монголо-татарская оккупация восточных земель Руси существенно отличалась от литовско-польского владычества, с которым столкнулись юго-западная Русь. Захватив северо-восточную Русь, монголо-татары не обращали в свою веру ее жителей. Погромы разрушали лишь материальную культуру. На пепелищах вырастали новые храмы и города. Культура северо-восточной Руси в условиях иноземного ига, даже утрачивая лучшие свои достижения, оставалась самоидентичной, была ориентирована на домонгольскую культуру и продолжала ее традиции. Процесс собирания русских земель, проводимый великими князьями Московскими в XIV веке, сопровождался идеей о наследовании духовно-политического авторитета Византии. Своего апогея он достиг в конце XV в. при Великом князе Московском Иване III. Иначе складывались отношения Церкви и государства в великом княжестве Литовском. Занимавшие великокняжеский стол князья литовские, начиная от Миндовга и кончая Ольгердом, как и подавляющее число их соплеменников, были язычниками, несмотря на временное пребывание в Католичестве или Православии. Привязанностью к язычеству правителей ВКЛ объясняется то обстоятельство, что в XIII - первой половине XIV века на «русских» землях Великого княжества Литовского строительство каменных храмов почти прекратилось, количество основанных монастырей было невелико.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Торжество единства русского мира Воздвижение памятника равноапостольному князю Владимиру станет стартом масштабного опровержения историософской ереси украинства 07.11.2016 1565 Время на чтение 3 минуты Открытие 4 ноября памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве – это присяга Президента и всего политического класса России на верность православному русскому религиозному и цивилизационному выбору святого Крестителя Руси. Воздвижение памятника – это утверждение национального единства русского народа – великороссов, малороссов и белорусов, а существо продолжающейся организованной кампании против воздвижения памятника Крестителю Руси в Москве в том, что идейно она произрастает из глобального проекта по разгрому исторической России и триединого русского народа. Руководимым из-за рубежа наследникам этого проекта хочется навсегда изгладить из народной памяти нелицеприятную правду о том, что именно Москва стала преемницей Киева. Выпады «мазепинцев» против Русской Церкви, культуры и государственности столь серьезны, что не ответить на них было бы ошибкой. Основные идеологемы этой школы таковы. Население Московского государства было смешанным (славяно-финно-угорским), а значит, народ России и Малороссии ( Украины ) никогда не был единым. Мало того, Москва узурпировала имя Руси (теория о неславянском происхождении великороссов, впервые сформулированная преподавателем Уманской базилианской школы Франциском Духинским в целях идеологического оправдания польских претензий на эти земли, затем перекочевала в труды Грушевского и компании). «Варварская Москва» оккупировала «культурную Русь-Украину», превратив ее в свою колонию. Поэтому отделение от России есть закономерный результат национально-освободительной борьбы, а антироссийские настроении - плод «многовекового подавления украинской культуры». А теперь посмотрим, о чем свидетельствует история. Теория о неславянском происхождении народа Северо-Восточной Руси опровергается как письменными источниками, так и исторической топонимикой. Уже в XII веке практически исчезают упоминания о финно-угорских племенах чудь, меря и т.д., полностью ассимилированных русскими. Историческая топонимика свидетельствует о тотальной колонизации жителями Киевской и Галицкой Руси этого края. Домонгольская архитектура, иконопись, фольклор сохранились в основном на севере и востоке Руси. Утвердилось сознание не только национально-культурного, но и политического единства Русской земли от Галича до Волги. Свидетельство тому - активное участие волынского князя Димитрия Боброка в Куликовской битве и идеологическое обоснование собирания русских земель вокруг Москвы коренным галичанином митрополитом Московским Петром (XIV век).

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/07/to...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ жанрово-стилевая система, принятая в восточнослав. церковном пении с XVI в. и имевшая большое значение для его развития. В рукописях содержатся следующие ее названия:    ,  ,     (в традиции Юго-Зап. Руси),      или     (в Московской Руси). Г. р. стал воплощением взаимосвязи национальных церковнопевч. культур визант. ареала в поствизант. эпоху и оказал обновляющее влияние на восточнослав. пение. В истории Г. р. можно выделить ранний (XVI - 1-я пол. XVII в.) и поздний (со 2-й пол. XVII в.) этапы существования. На 1-м этапе комплекс представлявших Г. р. жанров и стилистических средств был освоен в Юго-Зап. Руси, на 2-м - в Московской. В Юго-Зап. Руси пение     было известно еще в 30-40-х гг. XVI в., согласно данным крюкового Ирмологиона (ИР НБУВ. Ф. 160. 614), содержащего текст           (без нот) и нек-рые песнопения литургии на греч. языке, записанные крюками. В кон. XVI в. Г. р. был в числе других записан с помощью ранней релятивной киевской нотации , для XVII-XVIII вв. он и представлен более чем в 100 укр. и белорус. Ирмологионах - сборниках смешанного состава ( Ясиновський. 1996. С. 570). Песнопение греческого распева в ирмологионе Гавриила Головни. 1752 г. (НБУВ ИР. Ф. ДА. 351n) Песнопение греческого распева в ирмологионе Гавриила Головни. 1752 г. (НБУВ ИР. Ф. ДА. 351n) Мелодически продолжительное, торжественное пение     , сходное в Юго-Зап. Руси по характеру с болгарским распевом , представляет собой рецепцию стиля калофонического пения (в греч. традиции называемого также пападическим), звучавшего в храмах Афона, К-поля, Софии, молдо-валашских мон-рей и передававшегося разными путями укр. и белорус. певч. традициям. Г. р. осваивали укр. и белорус. паломники в Св. землю, с ним знакомили певчих греки, приезжавшие на Русь в составе патриарших свит, а также болг. иммигранты, переселявшиеся с кон. XIV в. через Дунай в Молдо-Валахию. Известно, что дьячки из Перемышля и Львова приезжали в Молдавию и учились там греч. и серб. пению (Юбилейное издание. 1886. Док. VIII). Во Львове греч. пению обучал еп. Арсений Элассонский , приглашенный Успенским братством преподавать греч. язык в школе ( Разумовский. 1867. С. 111; Бажанський. 1890. С. 39). В городах Украины (Острог, Киев, Нежин и др.) были основаны поселения греков, следовавших собственным традициям пения.

http://pravenc.ru/text/166465.html

Русская правда (краткая редакция) Подготовка текста, перевод и комментарии М. Б. Свердлова Краткая редакция Русской Правды (далее – КП) является одним из наиболее древних сохранившихся памятников письменности Киевской Руси, а содержащаяся в ее составе так называемая Правда Ярослава, видимо, – древнейший памятник светского литературного языка древнерусского периода. КП – свод законов первой половины XI в., разных по времени издания (здесь и далее излагаются выводы книги: Свердлов М. Б. От Закона Русского κ Русской Правде. М., 1988). На Руси IX–X вв. создание писаного права значительно отставало от процесса развития государственности. Β результате походов князей Олега, Игоря, Святослава, Владимира в Восточной Европе сложилось огромное государство – от Ладоги до Среднего Поднепровья, от Галиции и Волыни до Волго-Окского междуречья. Русь вела в это время активную внешнюю политику и заключала межгосударственные договоры (Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968, с. 21–142; Сахаров Α. Η. Дипломатия Древней Руси: IX – первая половина X в. М., 1980; Он же. Дипломатия Святослава. М., 1982). Древнерусская государственность развивалась. Существовала публичная власть в виде великокняжеской династии Рюриковичей. Племенные князья находились в первой половине X в. в вассальной зависимости («под рукой») киевских великих князей, а в середине этого столетия племенное деление было заменено территориальным – по погостам и городам с волостями. Существовал и Закон Русский, которым руководствовались в судебной практике великие киевские князья. Его нормы были учтены при составлении русско-византийских договоров 911 и 944 гг. Закон Русский по составу своих норм и по их содержанию восходил κ племенному периоду, возможно, к племенам Среднего Поднепровья VIII – первой половины IX в. Он развился в X в. в сложный по составу источник права. Но существовал Закон Русский, вероятно, в устной форме (аналогичным был путь развития Правд у германских и скандинавских племен). С принятием на Руси христианства как государственной религии и с распространением кириллицы появилась возможность записи сложившейся системы законодательных норм – Правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010