Крещение Руси ЖМП 6 июнь 2015 /  5 июня 2015 г. 12:25 Крещение — это не случайность К 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет подготовил юбилейный сборник в двух томах. В первом томе собраны жизнеописание князя, тексты разных эпох начиная с киевского митрополита Илариона XI века и вплоть до авторов XX–XXI веков и иконография Владимира — от древнейших ¬сохранившихся образцов до современных икон. Второй том содержит факсимильное переиздание церковной службы святому Владимиру, подготовленное в 1915 году к 900-летию кончины князя. Узнают ли читатели что-то новое о крестителе Руси и какие исторические тайны пока так и не удалось раскрыть, в интервью журналу рассказал один из авторов сборника доктор исторических наук Александр Назаренко. — Александр Васильевич, период правления князя Владимира и его личность хорошо изучены. Есть ли в книге новые, ранее не известные факты и сведения? — Да, новые сведения появляются хотя и нечасто, но регулярно. Их дает археология, смежные дисциплины (эпиграфика и др.), а также углубленное прочтение уже известных текстов. Например, появилась возможность уточнить время возникновения Киевской митрополии. Это важный факт не только в истории Русской Церкви, но и в политической истории княжения Владимира. Долгое время ученые, следуя авторитетному мнению известного исследователя русских летописей Алексея Шахматова, считали, что митрополия образовалась только при Ярославе Мудром около 1037 года, когда строился кафедральный Софийский собор в Киеве. Потом историки предпочитали говорить о времени не позднее 997 года. Ведь в списках митрополий Константинопольской Патриархии, выстроенных в хронологическом порядке их учреждения, митрополия Руси стоит перед митрополией Алании. Между тем первое упоминание Аланской митрополии относилось именно к 997 году. Однако теперь открыты более древние (965) упоминания об аланских митрополитах. Объяснить коллизию этой новой даты с датой крещения Руси (988–989) можно только в случае, если в истории существования Аланской митрополии был перерыв. Он и в самом деле был, а возобновление пришлось на 1021/1022 год. Таким образом, оказывается, что Киевская митрополия открылась не сразу после крещения Руси, а пятнадцатью-двадцатью годами позже, хотя еще и при князе Владимире. Это уточнение принципиально важно, потому что если дело обстояло действительно так, то первоначальные мероприятия по катехизации народа, которые в нормальных условиях были делом церковной власти, проводились, выходит, когда церковного священноначалия еще не было, то есть княжеской властью. Роль Владимира в собственно церковной истории Руси, таким образом, существенно возрастает.

http://e-vestnik.ru/history/aleksandr_na...

поиск:   разделы   рассылка Журналы заседания Священного Синода от 12 марта 2013 года 12 марта 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр Митрополит Среднеазиатский Викентий Митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий Архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии ЖУРНАЛ 10 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся заседании Высшего Церковного Совета. Справка: Высший Церковный Совет, в своем заседании от 7 марта 2013 года рассмотрел и одобрил отчеты синодальных учреждений за 2012 год и планы синодальных учреждений на 2013 год. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить одобренные Высшим Церковным Советом отчеты синодальных учреждений за 2012 год и планы синодальных учреждений на 2013 год. ЖУРНАЛ 11 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о подготовке празднования 1025-летия Крещения Руси. Справка: Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, прошедший в Москве 2-5 февраля 2013 года, постановил: " Освященный Собор считает необходимым продолжение диалога и взаимодействия с государственной властью России, Украины, Белоруссии и других стран канонического пространства Московского Патриархата для придания надлежащей значимости празднованию Дня Крещения Руси, особенно в связи с 1025-летием принятия Русью христианства. Праздник должен быть наполнен масштабными событиями, свидетельствующими о духовном единении братских народов " (пункт 54 Постановлений Архиерейского Собора).

http://religare.ru/2_100194.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Россия – Украина – Белоруссия: единое духовное пространство Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Россия – Украина – Белоруссия: общее цивилизационное пространство?» (1 июня 2019 года, Швейцария, г. Фрибург). Россия, Украина и Белоруссия составляют одно духовное пространство, очерченное рамками Русской Православной Церкви. Это пространство формировалось на протяжении тысячелетия, в течение которого много раз государственные границы возникали, исчезали и перемещались, но духовная общность сохранялась неделимой, несмотря на многие внешние усилия, направленные на разрушение этого единства. Свидетельством тому вся тысячелетняя история Русской Православной Церкви. Еще в середине X века в диптихах Константинопольской Церкви появляется Русская епархия, причем первоначально титул ее главы не имел прибавления наименования какого-либо города, а звучал как «τς ωσας», т.е. «Руси»¹. С принятия христианства князем Владимиром Святославовичем, а вслед за ним — и всей Русью, Православие становится главным духовно-нравственным стержнем всех восточнославянских этносов, появившихся вскоре на этих территориях. Именно с этого момента начинается история «Святой Руси» — того исторического феномена, который обязан своим существованием мощной объединяющей роли Русской Церкви на огромных пространствах Великой, Малой и Белой Руси, а также других территорий, в разное время входивших в орбиту ее влияния. «При начале всякого народа, всякой национальности — писал Ф. М. Достоевский — идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и созидала ее»². Для народов Святой Руси такой идеей стало Православие. В течение веков Русская Церковь прошла через многие испытания, сохранив свое единство. Во времена княжеских междоусобиц Церковь примиряла враждующие стороны. Самым сложным временем этого периода для церковного единства стала, пожалуй, середина XII столетия, когда великий князь Изяслав Мстиславович организовал в Киеве поставление митрополита Климента Смолятича без согласования с Константинопольским Патриархом, что фактически означало провозглашение Русью церковной независимости и самовольное отделение ее от Церкви-матери. Сепаратистские настроения Киевского князя повлияли и на князя Северо-Восточной Руси Андрея Боголюбского, который высказал Константинопольскому Патриарху просьбу предоставить для него отдельного митрополита. Однако именно Константинопольская Церковь отстояла единство Русской митрополии в XII веке. Патриарх Лука Хрисоверг в старый титул Киевских митрополитов добавил слово «всея» — τς πσης ωσας — «всея Руси», чтобы подчеркнуть неделимость Русской Церкви³.

http://mospat.ru/ru/news/46324/

Святейший Патриарх Алексий и президент Украины Виктор Ющенко обсудили планы празднования 1020-летия Крещения Руси 21 февраля 2008 г. 21:30 21 февраля 2008 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с президентом Украины В.А. Ющенко. Во встрече приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей   Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , наместник Даниловой обители архимандрит Алексий (Поликарпов), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. Главу украинского государства сопровождали посол Украины в России О.А. Демин, заместитель главы секретариата президента А.А. Чалый, руководитель офиса президента Р.М. Демченко. В приветственном слове Святейший Патриарх Алексий отметил, что это уже вторая встреча с нынешним украинским президентом — первая состоялась в январе 2005 года, на следующий день после инаугурации В.А. Ющенко. Его Святейшество высоко оценил значение таких личных встреч, подчеркнув: «Благоденствие украинского народа, его духовное единство и согласие в украинском обществе, гармоничные отношения сотрудничества Украины с соседними странами — все это составляет предмет нашего постоянного внимания и заботы не в меньшей мере, чем попечение о нашей пастве в Российской Федерации, в Белоруссии или в Молдове, в других странах, православные народы которых веками духовно окормляются Русской Православной Церковью». Святейший Патриарх выразил убеждение, что отношения духовного родства составляют прочную основу для взаимопонимания и сотрудничества народов во всех сферах — и в экономической, и в политической, и в культурной. «А с древним Киевом, матерью городов русских, Россию и Белоруссию связывают особо тесные многовековые отношения. Киев всегда будет святым городом для русских, украинцев, белорусов, потому что именно в Киеве, в Днепровской купели, 1020 лет назад совершилось Крещение Руси, — заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Мы все — духовные наследники святого равноапостольного князя Киевского Владимира, нашего общего крестителя. Наша тысячелетняя великая восточнохристианская славянская культура и цивилизация родилась в Киеве, оттуда христианское просвещение шагнуло и на север Руси, стало мощным толчком к культурному, экономическому, государственному созиданию».

http://patriarchia.ru/db/text/367374.htm...

Святейший Патриарх Кирилл встретился с делегацией Константинопольского Патриархата 24 июля 2013 г. 23:38 24 июля 2013 года в Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегацией  Константинопольского Патриархата , прибывшей для участия в торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси. В составе делегации — митрополит Галльский Эммануил, епископ Синопский Афинагор, генеральный секретарь Священного Синода Константинопольского Патриархата архимандрит Варфоломей (Самарас), великий иерокирикс, директор Патриаршей библиотеки архимандрит Виссарион (Комзиас). Во встрече участвовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям   архиепископ Егорьевский Марк , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник ОВЦС священник Александр Васютин. «Мы рады, что вы участвуете в нашем общем торжестве. Для нас эта дата имеет очень большое значение, как и для вас», — сказал Святейший Патриарх, приветствуя гостей. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что в нынешнем году отмечается не только 1025-летие Крещения Руси, но и еще одна важная дата: 1150 лет тому назад святой патриарх Фотий направил миссию равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в славянские страны, в том числе и на территорию нынешней Руси, где они вели христианизацию народов. Первые христиане появились на Руси в результате этой миссии. К тому времени также относится крещение киевских князей Аскольда и Дира, которые пошли походом на Константинополь, однако по милости Божией нашествие обернулось миром и последующим крещением этих князей, и хотя впоследствии их победили язычники, жизнь христиан, хотя и в малых масштабах, в Киевской Руси продолжалась. «Затем последовало огромное по важности и последствиям деяние великого князя Владимира, который сам принимает крещение и инициирует крещение всего русского народа, — продолжил Святейший Владыка. — Это событие имело огромное цивилизационное значение, оно привело к миру между росами и византийцами, укрепило восточную православную цивилизацию и расширило ее».

http://patriarchia.ru/db/text/3123535.ht...

«Сей день — особый не только для людей воцерковленных. Замечательно, что эта памятная дата значится и в государственных календарях наших стран как День Крещения Руси. Таким образом, вместе с нами радость этого празднования разделяют и все те, кто неравнодушен к славянской истории и культуре» Накануне праздника Святейший Патриарх Кирилл направил Первосвятительское послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской православной церкви, посвященное государственному празднованию Дня Крещения Руси. Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Ныне Русская Православная Церковь совершает молитвенную память святого равноапостольного великого князя Владимира, просветившего предков наших светом Христовой истины. Сей день — особый не только для людей воцерковленных. Замечательно, что эта памятная дата значится и в государственных календарях наших стран как День Крещения Руси. Таким образом, вместе с нами радость этого празднования разделяют и все те, кто неравнодушен к славянской истории и культуре. Киевская крещальная купель навеки связала общей исторической судьбой единокровные народы России, Украины и Белоруссии. Это поворотное событие на столетия определило национальную идентичность восточных славян, задав вектор их духовно-нравственного и культурного развития. Войдя в большую семью христианских народов, мы стали причастными к великой христианской цивилизации с ее замечательными достижениями мысли, высокой духовностью и богатейшим творческим наследием. В духовно-историческом и религиозно-культурном понимании все мы, преемники днепровской Иордани, являемся, невзирая на разделяющие нас земные границы, гражданами единого духовного Отечества— Святой Руси. Для наших стран Православие стало той мощной силой, которая повлияла на формирование национального характера, нравственного облика и психологического склада народов исторической Руси. Оно также способствовало созиданию государственности восточных славян, развитию самобытной культуры и самого уклада жизни.

http://pravmir.ru/pervosvyatitelskoe-pos...

Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 июля 2016 года 20 июля, 2016. Новостная служба 20 июля 2016 года на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 24 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о Всеукраинском крестном ходе – ходе мира, любви и молитвы за Украину, который проходит с 3 по 27 июля 2016 года. Справка: По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, с 3 июля из Свято-Успенской Святогорской Лавры на востоке Украины и с 9 июля из Свято-Успенской Почаевской Лавры на западе Украины начался многотысячный Всеукраинский крестный ход с молитвой за Украину. Крестные ходы, которые сопровождают одни из самых уважаемых чудотворных икон Божией Матери – «Почаевская» и «Святогорская», проходят по территории Донецкой, Харьковской, Полтавской, Черкасской, Тернопольской, Ровенской, Хмельницкой, Житомирской и Киевской областей. 27 июля в канун празднования дня Крещения Киевской Руси и памяти святого равноапостольного князя Владимира крестные ходы встретятся в г. Киеве на Владимирской горке, откуда, после традиционного ежегодного молебна, вместе отправятся в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру, где будут совершены торжественные богослужения. 28 июля на площади перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры состоится торжественная Божественная литургия. ПОСТАНОВИЛИ: ЖУРНАЛ 25 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о ситуации, сложившейся в связи с нерегистрацией Министерством культуры Украины уставов религиозных организаций Украинской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Киев, 10 июля 2009 г. В Киеве под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает официальный сайт УПЦ . Журналы Священного Синода Украинской Православной Церкви от 9 июля 2009 года Ж У Р Н А Л 27 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины – ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о принятии Обращения Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви в связи с визитом в Украину Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (27 июля – 5 августа 2009 г.) ПОСТАНОВИЛИ: принять соответствующее Обращение . Ж У Р Н А Л 28 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины – СЛУШАЛИ информацию Его Блаженства, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины о праздновании в 2009-м году 450-летия принесения на Волынь Почаевской иконы Божией Матери. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Информацию принять к сведению; 2. Благословить проведение Всеукраинского крестного хода с чудотворной Почаевской иконой Божией Матери по кафедральным городам Украины с посещением Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и Свято-Успенской Святогорской Лавры Ж У Р Н А Л 29 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины – СЛУШАЛИ информацию Управляющего делами УПЦ Преосвященного Митрофана, архиепископа Белоцерковского и Богуславского о создании Синодального отдела УПЦ по делам семьи. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить создание Синодального отдела УПЦ по делам семьи; 2. Председателем Синодального отдела УПЦ по делам семьи назначить Преосвященного Пантелеимона, епископа Васильковского, викария Киевской Митрополии.

http://pravoslavie.ru/31126.html

25/7 Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389). Священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918). Собор новомучеников и исповедников Российских 40 : святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1925); священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937); священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918); священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных священномученика архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна (1922); священномученика митрополита Серафима (1937), священномученика архиепископа Фаддея (1937), священномученика протоиерея Иоанна (1917), священномученика протопресвитера Александра (1937), преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918). Святителя Моисея, архиепископа Новгородского (1362). Праведного Софрония Ибердского (1914). Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали» (принесена в Москву в 1640 г.). Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову 41 . Тропарь святителю Григорию Богослову , архиепископу Константинопольскому, глас 1 Пастырская свирель богословия твоего/риторов победи трубы,/якоже бо глубины духа изыскавшу,/и доброты вещания приложишася тебе./Но моли Христа Бога, отче Григорие,/спастися душам нашим. Кондак, глас 3 Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне,/Православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси,/юже и носящи, с нами зовет твоими чады:/радуйся, отче, богословия уме крайнейший. Величание Величаем тя,/святителю отче Григорие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому, глас 2 Веры Православныя непорочный блюстителю/и заповедей Христовых усердный исполнителю,/священномучениче Владимире,/Христа всем сердцем возлюбив,/паству твою добре упасл еси,/незлобиво мученическую смерть приял еси./Сего ради в вечной славе пребывая,/моли спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ Киевской митрополии, учреждена, вероятно, вскоре после создания равноап. кн. Владимиром в 991 г. крепости Белгород на р. Ирпень на границе кочевого поля (совр. с. Белогородка Киевской обл., Украина). В XI - 1-й пол. XIII в. Белгород наряду с Переяславом играл важную военно-политическую роль. В кон. XII в. город являлся столицей кн. Рюрика Ростиславича , одного из соправителей Киева и Киевского княжества. Территория Б. е. охватывала правобережье Днепра со столицей Руси и митрополичьей кафедрой - Киевом и городами Белгород, Вышгород, Звенигород, Василёв, Треполь, Витичев, Чернобыль, Вручий, Искоростень и др. В офиц. документах и летописных сообщениях Белгородские епископы упоминаются сразу после Киевского митрополита, вместе с к-рым они участвовали в поставлении епископов, освящении храмов и др., а в отсутствие митрополита выполняли его функции. Белгородские архиереи также упоминаются вместе с Переяславским и Черниговским епископами, к-рые управляли ближайшими к Киеву епархиями. В к-польском перечне рус. епископий 70-80-х гг. XII в. Белгородская кафедра (Πελογρδων, др. греч. название - Ασπρκαστρον τ μγα) названа первой перед Новгородом ( Darrouz è s. Notitiae. N 12; cf. N 17). Известны 7 Белгородских архиереев. Первый из них, Никита, упоминается в 1072 г. как участник торжества перенесения мощей святых Бориса и Глеба. В летописных свидетельствах об освящении киевской ц. арх. Михаила (1088) и Успенской ц. Печерского мон-ря (1089) первым после Киевского митрополита назван Белгородский еп. свт. Лука, поставленный на кафедру из Печерского мон-ря. Запись о его смерти 22 авг. (1089 или 1090) сохранилась в виде граффито на стене Софийского собора, в к-ром, вероятно, происходило его отпевание. Белгородский еп. Никита II участвовал в перенесении мощей святых Бориса и Глеба в 1115 г. Еп. Феодор вместе с печерским игуменом выполнял в 1148 г. ответственные функции посла киевского кн. Изяслава Мстиславича к черниговским князьям Ольговичам. В Кормчих книгах сохранилось Правило 2 епископов - Новгородского архиеп. Иоанна (Илии) (1165-1186) и его современника, анонимного Белгородского епископа, разъясняющее трудные случаи при совершении литургии. Возможно, этот Белгородский архиерей являлся местоблюстителем митрополичьего престола после окончания управления митрополией Михаилом II, упоминаемым в 1171 г., до появления в 1183 г. митр. Никифора II . Белгородский еп. Максим торжественно венчал в Киеве в 1187 г. в присутствии 20 князей сына Рюрика Ростиславича Ростислава с дочерью Всеволода Большое Гнездо Верхуславой. В сборниках XV-XVI вв. встречается Поучение против пьянства Философа, еп. Белгородского, изданное А. И. Соболевским. В кон. XII в. Белгородская и Юрьевская епископии временно объединились под управлением еп. Адриана.

http://pravenc.ru/text/77864.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010