Скачать epub pdf IX-XI века Святые благоверные великий князь Ярослав Мудрый, его супруга княгиня Ирина (Анна) Новгородская и их сын Владимир Новгородский Ярослав (Георгий, Юрий) Мудрый (родился около 980 г.) – великий князь Киевский (1019); сын великого киевского князя Владимира I Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Был женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде (в Крещении – Ирине). Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским князем, а около 1013 г. после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Святославича) Ярослав становится новгородским князем. В 1014 г. отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля 1015 г. Владимир Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой план. По версии событий, нашедшей отражение в «Повести временных лет», киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба, древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав. Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 г. в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев. Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 г. он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018 г. Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев. После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом в 1024 г. победа была на стороне Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих посадников. В 1025 г. по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав – восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав становится «самовластцем» на Руси...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

  разделы   рассылка  распечатать Протоиерей Олег Плаксий Святитель Петр, как символ общерусского единства Доклад на III Свято-Петровские чтения в рамках IV направления " Пути промысла Божия и святоотеческое наследие " Международных Рождественских образовательных чтений За многие века своего существования Русь не раз переживала усобицы, смуты, нашествия, неурядицы. Но, как говорит псалмопевец Давид: " Наказуя, наказа мя Господь, смерти же не предаде мя " (Пс. 117, ст. 18), так и в отношении Руси, Бог по грехам попуская испытания, воздвигал в тяжелые времена и духоносных мужей, и благоверных князей, и верноподданных граждан. К числу таких следует отнести и святого Петра, митрополита Киевского, который своим служением стремился сохранить единство Святой Руси. Но, говоря об этом великом угоднике Божием, нельзя не упомянуть и о тех новых условиях бытия Русской Церкви монгольского периода, и, предшествовавших ему лет. А также возникает вопрос, почему этот святитель не управлял Церковью со своего кафедрального города Киева? Что заставило Русских первоиерархов конца XIII – начала XIV вв. отдать перевес своему частому, а потом и постоянному пребыванию в Северо-Русских пределах? Дело в том, что еще задолго до монголо-татарского нашествия Киев уже терял свое выгодное экономическое и политическое положение. Российский историк Н. Карамзин говорит, что " после смерти (+1157г.) Киевского великого князя Юрия Долгорукого достоинство великого князя, прежде соединенное с могуществом, сделалось одним пустым наименованием. Киев еще сохранил знаменитость, обязанный ею, кроме своего счастливого положения, торговле, множеству избыточных обитателей, богатству храмов, монастырей: скоро утратит он и сию выгоду, лишенный сильных защитников... " ( Н. М. Карамзин " Предания веков " , Москва 1988, стр. 207). Украинский историк-эмигрант Иван Власовский приводит такие основные причины упадка Киева как главного центра Русского Киевского государства: 1) раздробление Руси на уделы и, как следствие, частые междоусобицы, приводившие в упадок государство, от чего старались сдержать князей церковные иерархи;

http://religare.ru/2_50121.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗЯСЛАВ (ДИМИТРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1024/26 - 3.10.1078, близ Чернигова), киевский кн. (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078), 2-й сын киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого от брака с блгв. кнг. Ириной (Ингигерд), дочерью швед. кор. Олава Шётконунга. В крещении И. Я. был назван в честь вмч. Димитрия Солунского . Это подтверждается именованием И. Я. «Димитрием, королем Руси» в сообщении о его визите в нач. 1075 г. к герм. кор. Генриху IV в анналах Ламперта Херсфельдского («Demetrius, rex Ruzenorum») и в адресованном ему послании папы Григория VII («Demetrius, rex Ruscorum») от 17 апр. 1076 г. Кроме того, И. Я. обращается к св. Димитрию в надписи на покрове, подаренном им на раку св. Адальберта -Войтеха в Гнезно. Косвенным свидетельством крещения И. Я. в честь вмч. Димитрия Солунского может служить посвящение святому соборной церкви фамильного мон-ря, основанного И. Я. в Киеве. При жизни отца князь занимал столы во Владимире-Волынском или в Турове, затем, после смерти старшего брата Владимира, вероятно, в Новгороде (1052-1054). В кон. 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XI в. женился на Гертруде, сестре польск. кн. Казимира I Восстановителя. И. Я. приписываются известные в 10 экз. свинцовые печати с изображением св. Димитрия на одной стороне и декоративной розетки на другой. Аналогичная печать с изображением на обороте княжеской тамги, возможно, относится ко времени княжения И. Я. в Новгороде. Киевский кн. Изяслав Ярославич. Фрагмент росписи парадных сеней. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. (ГИМ) Киевский кн. Изяслав Ярославич. Фрагмент росписи парадных сеней. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. (ГИМ) По завещанию Ярослава Мудрого в 1054 г. Русь была разделена между его 5 сыновьями, причем И. Я., к тому времени старшему, достались Киев (с Турово-Берестейской волостью) и Новгород. Нововведением завещания Ярослава стало учреждение на Руси сеньората. И. Я. усваивался некоторый объем общегос. прерогатив, главной из к-рых была обязанность служить гарантом политического status quo.

http://pravenc.ru/text/293926.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Святитель Киприан Киевский: афонский подвижник-исихаст и митрополит всея Руси Святитель Киприан Киевский: афонский подвижник-исихаст и митрополит всея Руси. День памяти — 29 сентября   Святитель Божий Киприан (Цамблак), мощи которого почивают под спудом в московском Успенском соборе, был рукоположен патриархом Константинопольским Филофеем (1353-1354 и 1364-1376) в митрополита Киевского, Русского и Литовского 2 декабря 1375 года. До принятия архиерейского сана будущий святитель подвизался на Святой Горе Афон. Здесь он прошел школу умного делания, очищения души от страстей, стяжания Святого Духа, и потом был Промыслом Божиим был поставлен пасти Церковь Русскую.   Святой Киприан родился около 1330 года в городе Тырнове, который в то время был столицей Болгарского царства. Кем он был по национальности доподлинно неизвестно; по одним источником – болгарином, по другим – сербом из Тырново. По окончании школьного воспитания в родном городе, Киприан, чувствуя влечение к иноческой жизни, по совету своего духовного наставника и родственника блаженного Евфимия (впоследствии патриарха болгарского), направился на Афон. Он прибыл на Святую Гору в то время, когда здесь только завершилась борьба с Варлаамом, Акиндином и их последователями за дело высшей важности для всех православных христиан. Спор, как известно, шел о Нетварном Свете и умной молитве, которая была постоянным упражнением безмолвствующих иноков на Афоне. Эти споры закончились победой православного исихастского учения свят. Григория Паламы, а исихазм был признан официальным учением Восточной Церкви. О своем житии на Святой Горе сам святой Киприан говорит в послании к игумену Афанасию. В какой именно из святогорских обителей подвизался блаженный Киприан, точно неизвестно. Вероятнее всего, что в одном из славянских монастырей (возможно и в Старом Руссике, населенном в то время его земляками из Сербии и Болгарии) и в Лавре святого Афанасия. Хотя, если судить по характеру послания болгарского патриарха Евфимия к святому Киприану, то можно предположить, что он подвизался какое-то время и вне монастыря, в пустыне.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2682

поиск:   разделы   рассылка Слово Блаженнейшего Митрополита Киевского Владимира к делегатам на Поместный Собор Портал " Богослов.Ru " публикует эксклюзивный перевод с украинского языка слова Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины к делегатам на Поместный Собор Русской Православной Церкви от украинских епархий и духовных школ, произнесенное на совещании делегатов 17 января 2009 года в Киево-Печерской Лавре. Возлюбленные о Господе собратья-архиереи, всечестные отцы, братья и сестры! Сегодня, в эти праздничные Рождественские дни нас переполняет радость, которую принес на землю Богомладенец Христос. Господь дал нам великое обещание, что пребудет с нами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Эти слова Христа Спасителя являются источником неиссякаемой радости для каждого из нас. И эту радость никто не отнимет у нас (Ин 16, 22). Но в этом году наша праздничная радость имеет и тень печали. Сорок дней назад почил в Боге Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Поэтому и в праздничные Рождественские дни мы возносим в наших храмах молитвы за упокой души усопшего Первосвятителя. Мы также усиленно молимся за будущее нашей Церкви. Уже совсем скоро состоится Поместный Собор Русской Православной Церкви, который изберет Патриарха Московского и всея Руси. Накануне Собора мы собрались в духовном сердце Святой Руси, Киево-Печерской Лавре, чтобы вознести нашу общую молитву к Богу Творцу и Промыслителю мира. Верим, что Господь пошлет нам Духа Своего Святого, наставит нас на всякую истину, и поможет в это ответственное время исполнить Его святую волю. Сегодня здесь собрались именно те люди, которым народ Божий предоставил священное право в Духе Святом решать будущее своей Церкви. Действительно, на нас с вами лежит огромная ответственность за судьбу всей Русской Церкви. История свидетельствует, что избрание Предстоятеля Церкви – это особое событие, которое имеет глубокое духовное измерение. Верим, что так будет и во время избрания будущего Патриарха. Господь изберет Себе самого достойного. Мы же должны осознать судьбоносность настоящего момента и вознести Христу Спасителю наши горячие молитвы, чтобы он не оставил Свою Святую Церковь и открыл нам Свою святую волю. О чем мы Его молим ныне.

http://religare.ru/2_61341.html

Православних Церков у зв " язку з кончиною митрополита Володимира 7 липня 2014 р. 00:00 Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Местоблюстителю Киевской митрополичьей кафедры  митрополиту Черновицкому и Буковинскому Онуфрию  поступают соболезнования Предстоятелей Поместных Православных Церквей в связи с кончиной Предстоятеля  Украинской Православной Церкви   Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира . Константинопольская Православная Церковь В послании Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Предстоятель  Константинопольской Православной Церкви  выразил соболезнования в связи с кончиной Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, о Христе Боге весьма возлюбленный и желанный собрат и сослужитель нашей Мерности! Ваше почтенное Блаженство братски о Господе обнимая, мы с величайшим удовольствием приветствуем. С глубокой человеческой скорбью из сегодняшнего письма Вашего весьма возлюбленного Блаженства мы узнали о кончине нашего дорогого собрата и сослужителя — митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Вознося молитвы к владычествующему жизнью и смертью Господу нашему Иисусу Христу об упокоении души новопреставленного святителя, мы скорбим вместе с Вашим Блаженством и как Мать — Константинопольская Церковь ценим многолетнее служение почившего Церкви, миротворца и духовного пастыря, много потрудившегося на благо вверенной ему паствы. Он со благой надеждой завершил настоящую жизнь и преселился от временных подвигов к небесному мздовоздаянию и венцам, от мятежного моря перешел к тихой пристани Господней. Молясь о том, чтобы Господь милости и щедрот даровал усопшему собрату «венец живота» за все, что он принес во время своего служения в Его винограднике, премудро и благоразумно потрудившись ради единства мысленного корабля Украинской Церкви, сообщаем, что на отпевании его Вселенский Патриархат и мы будем присутствовать и вместе молиться в лице Высокопреосвященного архиепископа Телмисского Иова и Преосвященного епископа Эдмонтонского Илариона.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3684001...

Раздел 1.4. Самоуправляемые Церкви Самоуправляемые Церкви (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава XI. 1.4.1. Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) Об Украинской Православной Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 25–27 октября 1990 г.) 1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Благословенная Грамота (Томос) Патриарха Алексия II (подписана 27 октября 1990 г.; оглашена 28 октября 1990 г. в киевском соборе Святой Софии Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) Мы, смиренный Алексий Второй, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси, купно со всеми Преосвященными архиереями Русской Православной Церкви – Московского Патриархата, собравшимися на Архиерейский Собор 25–27 октября 1990 года в Даниловом монастыре в Богоспасаемом граде Москве, руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаветную любовь Христову и братское единение в общем делании на ниве Божией со всей Полнотой Украинской Православной Церкви, во внимание к желанию и ходатайству ея Преосвященных архипастырей, собравшихся 9 июля сего 1990 года в Богоспасаемом граде Киеве для обсуждения и решения их церковной жизни на началах независимости и самостоятельности,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Соболезнования Предстоятелей Поместных Православных Церквей в связи с кончиной Блаженнейшего митрополита Владимира 7 июля 2014 г. 00:00 Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Местоблюстителю Киевской митрополичьей кафедры митрополиту Черновицкому и Буковинскому Онуфрию поступают соболезнования Предстоятелей Поместных Православных Церквей в связи с кончиной Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира . Константинопольская Православная Церковь В послании Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Предстоятель Константинопольской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с кончиной Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Блаженнейший и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, о Христе Боге весьма возлюбленный и желанный собрат и сослужитель нашей Мерности! Ваше почтенное Блаженство братски о Господе обнимая, мы с величайшим удовольствием приветствуем. С глубокой человеческой скорбью из сегодняшнего письма Вашего весьма возлюбленного Блаженства мы узнали о кончине нашего дорогого собрата и сослужителя — митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Вознося молитвы к владычествующему жизнью и смертью Господу нашему Иисусу Христу об упокоении души новопреставленного святителя, мы скорбим вместе с Вашим Блаженством и как Мать — Константинопольская Церковь ценим многолетнее служение почившего Церкви, миротворца и духовного пастыря, много потрудившегося на благо вверенной ему паствы. Он со благой надеждой завершил настоящую жизнь и преселился от временных подвигов к небесному мздовоздаянию и венцам, от мятежного моря перешел к тихой пристани Господней. Молясь о том, чтобы Господь милости и щедрот даровал усопшему собрату «венец живота» за все, что он принес во время своего служения в Его винограднике, премудро и благоразумно потрудившись ради единства мысленного корабля Украинской Церкви, сообщаем, что на отпевании его Вселенский Патриархат и мы будем присутствовать и вместе молиться в лице Высокопреосвященного архиепископа Телмисского Иова и Преосвященного епископа Эдмонтонского Илариона.

http://patriarchia.ru/db/text/3683999.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава II. Первый расцвет монашества в Киевской Руси И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 1. Печерский монастырь и препод. Феодосий. Св. Феодосий снискал почитание и любовь уже у своих современников, ибо он поистине был «первоначальником общежития на Руси». Его житие и Патерик Печерского монастыря — главные источники, знакомящие нас с деятельностью этой выдающейся личности и с его влиянием на учеников. Патерик ценен тем, что он помогает составить целостное представление о древнерусском монашестве XI–XII вв., и в особенности о внутренней жизни монастырей в ту пору. По своему содержанию Печерский патерик — это агиографическое описание Печерской обители и подвигов ее насельников от возникновения монастыря до конца XII или начала XIII в. Еще важнее житие св. Феодосия. Его составителем был черноризец Печерского монастыря по имени Нестор; он написал житие в конце 80-х гг. XI в., когда настоятелем монастыря был Великий Никон — то есть примерно через 15 лет после кончины святого игумена, так что еще были живы многие из братии, знавшие его при жизни. Именно поэтому в житии нет ничего легендарного. Хотя сочинение Нестора обнаруживает влияние некоторых образцов византийской агиографии, оно все-таки написано весьма реалистично и несет на себе отпечаток личности автора. Образ Феодосия был тогда еще настолько живым, почти современным для писателя, что, несмотря на использование Нестором византийских житий, вероятно в первую очередь жития св. игумена Саввы, образ этот не имеет трафаретных агиографических черт византийских святых, а скорее наделен специфическими чертами русского подвижника, которые не вполне соответствуют раннехристианскому идеалу инока. Нас поражает в Феодосии не только ревностное стремление совершенствовать свою душу и, отрешившись от всего внешнего, превратить земную жизнь в небесное жительство, но и его стремление к воздействию на мир. Эта вполне национальная черта проступает и в жизнеописаниях св. Варлаама Хутынского († 1192) и св. Авраамия Смоленского († 1220).

http://sedmitza.ru/lib/text/436438/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава II. Первый расцвет монашества в Киевской Руси И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Монашество XII и XIII веков В 1058 г. или чуть раньше Феодосий пришел в Печерский монастырь, в 1062 г. он был избран настоятелем, а умер через 12 лет — 3 мая 1074 г. За это время малое стадо подвижников, спасавшихся в пещерке Антония, выросло в многочисленную монастырскую братию, в обители выстроены были кельи и Великая церковь. Своим материальным и религиозно-духовным ростом монастырь более всего обязан был трудам святого игумена. О великом духовном значении Печерской обители для того времени лучше всего можно судить по написанному в конце XII в. посланию епископа Симона (в прошлом инока монастыря и соавтора Печерского патерика) монаху Поликарпу: «Кто не весть мене, грешнаго епископа Симона, и сиа соборныа церкви, красоты владимерьскиа, и другиа суждальския церьки, юже сам создах? Колика имеета градов и сел! И десятину собирають по всей земли той. И тем всем владееть наша худость. И сиа вся бых оставил, но веси, какова велиа вещь духовнаа и ныне обдержить мя, и молюся Господеви, да подасть ми благо время на правление. И свесть тайнаа Господь, истинно глаголю ти, яко всю сию славу и честь вскоре яко кал вменил бых, аще бы ми трескою торчать за враты или сметьем помятену быти в Печерьском монастыре и попираему человеки, или единому быти от убогых пред враты честныа тоа лавры и сотворитися просителю,— то лучши бы ми временныа сиа чти. Един день в дому Божия Матере паче 1000 лет, и в нем изволил бых пребывати паче, нежели жити ми в селех грешничих». Святой игумен Печерского монастыря стал правилом веры не только для своих собратьев и современников, но и для всего древнерусского иночества. В его образе древнерусское аскетическое благочестие обрело свое национальное выражение, идеальную меру подвижничества. Когда после некоторого перерыва древнерусское иночество переживало свой самый высокий расцвет, в понимании смысла аскезы оно сохранило внутреннюю связь со св. Феодосием. Во многих подвижниках Северной Руси жил дух первых десятилетий Печерского монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/436441/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010