Слово " Русь " возникло раньше Крещения Источник: Вести.Ru Странные заявления, которые прозвучали на раскольничьем соборе Украинской православной церкви так называемого Киевского патриархата, телеканалу " Вести " прокомментировал заведующий кафедрой истории и Русской церкви православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Александр Щелкачев. - В конце минувшей недели в Киеве открылся Собор так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата. Напомню, что это такое церковное образование, которое не признается другими Православными Церквами как каноническое, и на этом Соборе прозвучало много удивительных заявлений, которые взбудоражили общественность, в частности, например, что Русская Православная Церковь не имеет права пользоваться словом " Русь " , когда говорит о себе. Ну, а также некоторые другие удивительные прозвучали заявления, и обсудить их мы пригласили священника Александра Щелкачева, заведующего кафедрой истории Русской Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Здравствуйте, батюшка. - Здравствуйте. - Давайте начнем со слова " Русь " , которое " филаретовцы " хотят приватизировать и поместить его исключительно на Украину, ну, по тем соображениям, что Владимир крестил Русь, имея в виду Русь Киевскую. Как вы это можете прокомментировать? - Владимир крестил всю Русь, не только Киевскую. Известно по летописям крещения и в Новгороде, и в других городах, но надо помнить, что само слово Русь возникло раньше Крещения. Поэтому можно было говорить о Крещении Руси и в летописях, которые составлялись, в основном, монахами Киево-Печерской лавры. Когда говорится, откуда пошла Русская земля, прямо говорится о призвании варягов в Новгород. И что какое-то время до того, как Олег в первый раз завоевывает Киев, до тех пор, может быть, Киевское государство и существовало, но к Руси оно никакого отношения не имело. Это были города - Новгород, Псков, Белое озеро, где появилась Рюрикова дружина. Поэтому, хотя существовало Древнерусское государство во главе потом с городом Киевом, и поэтому можно говорить и о Киевской Руси, но никакого монопольного права те люди, которые сейчас живут на территориях, окружающих Киев, на слово Русь, конечно, не имеют. Такие претензии имеют, конечно, давнюю историю, потому что все те, кто стремился совершенно расколоть сложившееся единство русского Православия и связи, конечно, народные, все они должны были придумать для этого какие-то соответствующие требования.

http://pravoslavie.ru/36877.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  4.8 из  5) Оглавление Часть I. Слово жизни Нельзя говорить с Богом на «ежедневном» языке «Русь державная» и «Русь святая» – Василий Давыдович, Ваша книга «Тайна русского слова» разошлась огромным тиражом. Мне рассказывали, что её покупают не только в домашние библиотеки, но и в подарок друзьям, коллегам, её приобретают для своих сотрудников кафедры вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Книга о красоте и величии русского языка, беспощадно уничтожаемого нашей современностью, стала невероятно популярной. Как Вы думаете, почему?  – Человек всегда понимает, что он делает. Лгать самому себе – глупо. Когда я работал над этой книгой, то понимал, что в ней есть что-то интересное, важное для моих современников, я писал её сердцем. Сейчас приходят письма из США, Канады, Испании, Англии, Австралии. В этих странах очень много русских, и многие из них озабочены тем, как сохранить культуру далёкого Отечества для своих детей, внуков, правнуков. А сохранить её можно, конечно же, только через русский язык. Поэтому я сейчас веду обширную переписку со многими нашими соотечественниками, живущими за рубежом. Им полюбилась моя книга, они благодарят за неё, делятся своими размышлениями, просят дать совет. – Василий Давыдович, на Ваш взгляд, кому труднее противостоять загрязнению и уничтожению русского языка – нам, живущим в потоке жёлтой прессы и постыдной рекламы больших городов России, или же русским в Лондоне, Париже, Риме?  – Я думаю, трудно везде, где нет Православия. Смотришь по телевизору сюжет о русских в Бразилии и видишь: те, кто живут там, прилепившись к Православной Церкви, – абсолютно русские. Ведь они сохранили главное – веру и язык. Россия всегда там, где Православие и русский язык. Территориально существовали Киевская Русь, потом великая Российская империя, СССР. Сегодня Россия ужалась. Мы не всегда вслушиваемся в слова, которые говорим. Есть «Русь державная», а есть «Русь святая» Это не одно и то же. Русь святая – понятие первенствующее, это духовная мощь. Русь державная может рухнуть в одно мгновение, как случилось в 1991 году, когда разрушили великую Российскую империю, которая не очень-то благозвучно называлась СССР. Мы привыкли к этому названию нашего Отечества, но аббревиатура не может звучать красиво.

http://azbyka.ru/fiction/svyataya-sila-s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКСИМ († 6(16?).12.1305, Владимир-на-Клязьме), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), митр. Киевский (1283-1305). М., грек по происхождению, был поставлен в К-поле митрополитом на Русь после кончины св. митр. Кирилла II . Поставление М. «Гречина» в 1283 г. возглавил патриарх К-польский Григорий II Кипрский (1283-1289; будучи известным богословом, он противодействовал сведенному с престола симпатизировавшему униатству патриарху Иоанну XI Векку ). В том же году М. прибыл на Русь. Находившийся в это время в столице Византии Александрийский патриарх Афанасий III (II) Синаит отправил на Русь грамоту со свидетельством о православности византийского предстоятеля. В ней также сообщалось, что угроза Лионской унии после кончины имп. Михаила VIII Палеолога (1261-1282) миновала ( Мейендорф И., протопр. Единство империи и разделение христиан: Св. Григорий Палама и правосл. мистика. Византия и Московская Русь. М., 2000. С. 367). По прибытии на Русь в 1283 г. М. совершил поездку в Сарай к хану Туда-Менгу. Вполне вероятно, что митрополит направился в Орду также и по поручению визант. имп. Андроника II Палеолога Старшего (1282-1328). Вернулся М. на Русь весной 1284 г. Согласно позднейшей Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), по возвращении в Киев новый митрополит созвал в 1284 г. Собор рус. епископов; о причине созыва иерархов и об обсуждавшихся на Соборе вопросах ничего не сообщается (ПСРЛ. Т. 10. С. 162), более ранние источники о нем умалчивают. В 1285 г. М. совершил поездку по митрополии, посетив, в частности, Владимир-на-Клязьме, Суздаль, Новгород. Очевидно, с разорением и запустением рус. юга епархии севера Руси приобрели в жизни митрополии особое значение. В период своего святительства М. возглавил неск. архиерейских хиротоний. В 1288 г. в Киеве был хиротонисан Иаков, еп. Владимирский, в 1289 г.- Тарасий , еп. Ростовский, и Андрей , еп. Тверской (последнего прислал как своего кандидата на епископию св. блгв. кн. Тверской Михаил Ярославич ; новый Тверской владыка был сыном литов. кн. Герденя - Приселков. 2002. С. 344-345). В 1295 г. «приеха Максим митрополит ис Киева, Якова, владыку Володимерьскаго, свед с епископьи… того же лета поставлен бысть Семен епископом Володимерю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 527-528). Причина сведения еп. Владимирского Иакова с кафедры остается неизвестной.

http://pravenc.ru/text/2561548.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Как ПЦУ видит историю Православной Церкви Юго-Западной Руси 26.06.2023 444 Время на чтение 8 минут Источник: Наука Вера Культура Фото: Православная Церковь Украины (ПЦУ) – религиозная организация, созданная с нарушением канонических норм по настоянию украинского президента П. Порошенко, т.е. сугубо по политическим мотивам, в 2019 г. Эта религиозная структура претендует на статус национального православной церкви, что порождает своеобразный взгляд на историческое прошлое, которое деформируется таким образом, чтобы прошлое можно было украинизировать. Само собой, это отражается при описании истории Православия на Украине с точки зрения ПЦУ. Поскольку Украина как государство появилось только в ХХ в., идеологи ПЦУ, вслед за украинскими пропагандистами и даже учёными, используют искусственно придуманные названия для первого русского государства. Официально государство называлось Русь или Русская земля. Историки стали называть его Древняя или Киевская Русь. А украинские националисты, считая, что любое государство со столицей в Киеве автоматически становится украинским, пытались навязать название Русь-Украина. Это название используется и ПЦУ. Помимо того, Древнюю Русь в ПЦУ называют Киевская Русь-Украина, Киево-Русское государство и Киевское государство Средневековая русская история трактуется в ПЦУ своеобразно. Например, на сайте ПЦУ сказано, что «после неудачной попытки Владимирского князя Андрея Боголюбского (1110 1174) получить благословение Константинопольского патриарха на образование отдельной Владимирской митрополии в 1162 г., он совершил нападение на Киев в 1169 г. и полностью разграбил город, сжег Печерский монастырь и Софийский собор» Попытка создать отдельную митрополию у Андрея Боголюбского действительно была, но поход на Киев он организовал не по религиозным причинам. Владимирский князь хотел установить контроль над «матерью городов русских» по политическим мотивам, а не в качестве какой-то мести за несостоявшуюся отдельную митрополию. Реальные мотивы поведения Андрея Боголюбского не укладываются в идеологические представления о извечном противостоянии русских и украинцев, которое украинские идеологи находят даже в те времена, когда украинцев не существовало.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/26/kak_pc...

В.И. Петрушко Раздел II. Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии (1237–1458 гг.) Глава 6. Причины кризиса Киевской Руси и ее порабощения монголо-татарами. Нашествие Батыя на Русь и его последствия Духовно-нравственные причины кризиса Киевской Руси и ее завоевания монголо-татарами. Монгольские завоевания в Азии и Европе. Битва на Калке. Нашествие Батыя на Русь. Мученики времени Батыева разорения. Образование Золотой Орды и зависимость от нее русских княжеств. Отношение монголов к Русской Православной Церкви, причины их веротерпимости. Процесс углубления христианизации Руси, столь успешно начавшийся при Ярославе Мудром, продолжался в эпоху, которая характеризовалась потерей единства и раздробленностью русского государства. Киевская Русь распадается на множество удельных княжеств. Великий князь Киевский по традиции еще считается старшим среди русских князей. В начале XII в. Владимиру Мономаху и его сыну св. Мстиславу Великому на какое-то время еще удается восстановить власть Киевского князя и удерживать в повиновении удельных князей. Однако уже с середины XII в. значение Киева как политического центра Руси стремительно падает. За Киев еще борются отдельные князья-честолюбцы. Но дальновидный св. благоверный князь Андрей Боголюбский уже созидает новое великое княжение во Владимиро-Суздальской земле, которая перенимает первенство у Киева. Однако и св. Андрей и его брат Всеволод III Большое Гнездо, будучи сильнейшими князьями Руси и фактическими самодержцами в своей Суздальской земле, тем не менее уже не могли быть столь же полными хозяевами всей Руси. Единой державы по сути больше не было. К началу XIII в. Русь представляла собой множество совершенно обособившихся и независимых княжеств, которые трудно было считать даже какой-то федерацией. Потерявший свое политическое значение, завоеванный и разграбленный войсками Андрея Боголюбского Киев тем, не менее продолжает оставаться церковной столицей Руси. Святая София – по-прежнему кафедра Киевских и всея Руси митрополитов. И хотя Русь сотрясают кровопролитные войны между князьями, единая Русская Церковь не дает окончательно забыть и похоронить идею Руси как единой страны, единого народа. Церковь , таким образом, является в условиях феодальной раздробленности наиболее значимым связующим и объединяющим фактором. Единство Русской Церкви сохраняется незыблемым в течение всего домонгольского периода истории Руси. В этом выразилось огромное национально-государственное значение Русской Церкви, ибо она всегда оставалась началом, противодействующим дроблению и распаду государства. Нечто сходное мы можем наблюдать и сегодня, когда вновь происходит процесс распада единой Российской державы. Отсюда и нападки на Русскую Православную Церковь , которые в последнее время становятся все сильнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православные Нью-Йорка отправили на Донбасс контейнер с гуманитарной помощью (ВИДЕО) Москва, 21 сентября 2016 г. Храм в честь преподобного Серафима Саровского в Си-Клиф (Нью-Йорк) направил страждущему народу Донбасса второй 40-футовый контейнер с гуманитарной помощью, сообщает сайт храма. Конвой был отправлен 12 сентября, в день памяти св. благ. князя Александра Невского. Символично, что святой князь Новгородский Александр, сын великого князя Киевского Ярослава, жил во времена страшных испытаний, когда Русь могла погибнуть между двух огней. Монголо-татарская орда разгромила стольный Киев, опустошив южные пределы Руси, население которых бежало на ещё вольный север, а с христианского запада на ослабевшую Русь за легкой добычей двинулись волны «крестовых походов» с благословения папы римского. С молитвой и верой, что «Не в силе Бог, а в Правде!» повторяя слова псалма: «Иные — колесницами, иные — конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся...», благоверный князь доблестно побеждал вражеские полчища и защищал многострадальную Русь... В те времена от Новгорода и Пскова до Киева и Львова, была единая Русь, но теперь, когда наше отечество вновь переживает тяжелые времена, наша Православная Церковь молится о преодолении самой трагической войны — братоубийственной междоусобной брани — на её южных пределах. В сравнении с Западным христианством, Православие всегда делало особый упор на делание добрых дел дабы заслужить Царствие Небесное: «Вера без дел мертва», и русский народ всегда был известен своей отзывчивостью. В Русском Зарубежье, где никогда не делили триединый народ Исторической Руси на беларусов, украинцев-малороссов и русских-великоросов, с самого начала этих бедствий и кровопролития члены приходов и благотворительных организаций стремились оказать посильную помощь жертвам катастрофы на Донбассе. Координация усилий и рост поддержки и пожертвований многократно увеличился после публикации в Русской Жизни 10 января 2015 г. статьи под заголовком: «ВОЗЗВАНИЕ » Сбор помощи беженцам и жертвам гуманитарной катастрофы на Донбассе в Серафимовском храме-памятнике восстановлению единства внутри Русской Православной Церкви на Лонг Айленде, которая заканчивалась словами: «ЕСЛИ НЕ МЫ, ТО КТО?». И Русское Зарубежье достойно ответило на этот призыв из разных штатов и организаций, что подробно было описано в Русской Жизни от 16 апреля, 2016 г. в статье «РУКА ПОМОЩИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ»:«... посылали не только чеки, но и посылки в Серафимовский храм ... к концу апреля, 2015, удалось собрать и отправить 40-футовый контейнер, на попечение Блажениейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, для распределения нуждающимся Донецка и Луганска». Помощь была доставлена туда, куда часто не доходит гуманитарная помощь из России из-за военных действий. После немалых трудностей и задержек, контейнер был доставлен по назначению в июле 2015 г., и помощь раздавалась нуждащимся, при церквах, главным образом в самых тяжелых прифронтовых районах.

http://pravoslavie.ru/97229.html

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. 5 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, князь Владимир посадил Ярослава в Ростове. В годы княжения в Ростове, молодой князь Ярослав на месте завоеванного его воинами поселения Медвежий Угол основал город Ярославль. По смерти старшего сына Вышеслава, князь Владимир перевел Ярослава в Новгород, где он и узнал о смерти отца. После смерти Владимира началась жестокая междоусобная борьба за Киевский престол. Старший сын Владимира Святополк вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба и ценою крови братьев стал великим князем киевским. В замыслы Святополка, прозванного в народе Окаянным, входило и устранение Ярослава. Получив известие от своей родной сестры Предславы о намерениях Святополка, Ярослав с новгородцами и варягами выступил к Киеву. У Любеча после 3-месячного противостояния Ярослав победил Святополка, которому удалось бежать под защиту своего тестя, польского короля Болеслава Храброго. В 1018 г. войско Болеслава и Святополка вторглось на русскую землю и подошло к Киеву. После непродолжительной осады Киев пал. Ярослав собрал в Новгороде новое войско из варягов и новгородцев-ополченцев и вновь двинулся к Киеву с целью вернуть себе великокняжеский стол. Решающее сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте (1019 г.), где Святополк потерпел поражение. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава в 1035 г. Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Святейший Патриарх Кирилл: «Молитвами святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, да сохранит Русь Святую в духовном единстве Господь!» 05.01.2024 12:19:17 МОСКВА 3 января 2024 года, в день памяти святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы молитвенно вспоминаем святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Вспоминаем в том храме, который он заложил. Ему не удалось войти под эти своды, Господь раньше призвал его к Себе, но Успенский собор является его памятником, его творением. И неслучайно — по тем временам этот собор был просто грандиозным и никак не мог быть просто собором города Москвы, которая в то время еще не была городом сильным и значительным. Но святитель, будучи родом с Волыни, связанный по происхождению с Украиной, прозревал, что духовный центр всея Руси переместится с земель малоросских сюда, в Великую Россию, в город Москву. И не потому, что кто-то там согрешил или лишил жребия народ и Церковь — совсем нет! — а потому что невероятным угрозам стала подвергаться Южная Русь, то, что мы сегодня называем Украиной. Действительно, Киев оказался незащищенным, его стены не могли предотвратить набеги кочевников и разграбление града, и уж, конечно, невозможно было там находиться Предстоятелю Русской Церкви — митрополиту Киевскому и всей Руси. И святитель Петр, родившийся на Волыни и сердцем связанный с Киевом, матерью городов русских, без всякого смущения устремляется сюда, на северо-восток, чтобы здесь основать кафедру всея Руси. И мы знаем, что так все и произошло. Святителю Петру не удалось послужить в этом соборе, он преставился раньше, чем храм был построен, но именно он заложил этот храм и тем самым благословил, чтобы преемство Киева как центра всея Руси перешло в град Москву.

http://radonezh.ru/2024/01/05/svyateyshi...

     28 июля 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом о событиях в России и за рубежом. Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева: Владыка, в эти выходные вся наша страна празднует 1030-летие Крещения Руси. В этот день мы все вспоминаем святого равноапостольного князя Владимира. Между тем, в преддверии этой даты Президент Украины Петр Порошенко в эфире сербскому телевидению заявил следующее: «Киевский князь Владимир крестил не Русь, а Украину. На Украине есть мать-Церковь — Константинополь, потом Украина была матерью для Российской Православной Церкви. Именно так, а не наоборот». Что бы Вы ответили на это Петру Порошенко? Митрополит Иларион: Я бы ответил, что здесь налицо искажение истории, потому что никакой Украины не существовало в 988 году, когда князь Владимир крестил Русь, и на протяжении веков это событие воспринималось как Крещение Руси. Что такое Русь, это вопрос уже для историков. Здесь возможны разные толкования. С нашей точки зрения, Русь — это не Украина, не Россия и не Белоруссия, а историческая предшественница этих трех стран, которая сохраняется сейчас не только в памяти людей, но и в бытии единой Русской Православной Церкви, объединяющей верующих и России, и Украины, и Белоруссии, и целого ряда сопредельных государств, а также наших соотечественников за рубежом. Это и есть историческая реальность, которую сейчас украинский Президент по каким-то причинам отказывается принимать. Мы хорошо помним, как он, еще не будучи Президентом, участвовал в богослужениях канонической Украинской Православной Церкви. Но когда он стал Президентом, изменилась политическая конъюнктура, и он стал поддерживать раскол. И сейчас он говорит о том, о чем говорили и его предшественники на этом посту, что у независимой Украины должна быть независимая Церковь. С этой целью он собрал представителей двух раскольничьих структур, инициировал сбор подписей от них в адрес Константинопольского Патриарха и теперь проталкивает идею автокефалии украинской Церкви.

http://pravoslavie.ru/114810.html

А. Леднев, Е. Лукьянов Проповеди, доклады и статьи святителя Иоанна Россия 950-летие Крещения Руси «Хвалит похвальными гласы римская страна Петра и Павла, ими же веровавша в Иисуса Христа Сына Божия; Асия, Ефес, Патм – Иоанна Богослова; Индия – Фому; Египет – Марка; вся страны и грады и людие чтут и славят коегождо их учителя, иже научиша православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами – великая и дивная сотворшаго нашего учителя и наставника, Великаго Кагана (князя) нашея земли, Володимера, внука стараго Игоря». Так говорил святый Иларион, митрополит Киевский, в середине XI века, когда прошло немного более полувека от Крещения Руси. Уже тогда святый муж своим проницательным взором видел величие дела св. Владимира и призывал Русь достойно прославить его. Какими же словами и красками сможем выразить то, что сделал св. Владимир, крестив Русь, мы, дождавшиеся 950 – летия сего светлого события? Вспомним, чем была Русь до Владимира и чем сделалась она после своего крещения святым Владимиром. Вот Русь времён «стараго Игоря» или отца Владимира, Святослава. Каждое племя жило своею обособленною жизнью. Отдельные роды часто враждовали между собою, мстили друг другу и нередко занимались взаимным самоистреблением, соблюдая законы кровавой мести. Русские князья до Владимира были больше вождями – завоевателями, чем отцами и благодетелями своего народа. Походы и добыча их привлекали больше, чем забота об их подданных. Многие племена были ещё на весьма низкой степени нравственного и культурного развития; среди некоторых из них обычным было даже «умыкание», то есть похищение девушек, чтобы делать их своими жёнами. Ошибочно было бы думать, что славяне обладали лишь одними отрицательными чертами и представляли исключительно полудикую массу. Нет, напротив, было в их природе много хорошего. Они были гостеприимны, отважны и честны. Жёны были верными спутницами своих мужей, часто оставаясь верными и умершим. Славяне чтили своих старших и слушались их в делах частных и общественных. Но наряду с тем проявлялись у них вероломство, жестокость, лукавство. Временами, в особенности во время войн, они становились страшными для всех окружающих. Мирный славянин делался диким зверем. Горе тем, на кого устремлялась его ярость, не щадила она никого! Трепетала перед северными соседями Византия, а сами они нередко боялись друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010