Киево-Печерском монастыре



  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021  022   023   024   025   026   027   028   029   030   031   032

“Русь” и “Русская земля” в мировоззрении ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... русь воспринимался как народ, а не государство. Например, описывая борьбу Ярослава Мудрого со Святополком, автор «Сказания о Борисе и Глебе» замечает: «В лето 6526 приде Болеславъ съ Святополкомъ на Ярослава с Ляхы. Ярославъ же, съвкупивъ Русь, Варягы, Словени, поиде противу…» [19]. В данном контексте совершенно очевидно, что слово русь использовано для обозначения этноса, и поэтому должно писаться со строчной буквы, как и варяги и словени. «ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУСКАЯ ЗЕМЛЯ, … И ОТКУДУ РУСКАЯ ЗЕМЛЯ СТАЛА ЕСТЬ» Уже само название древнейшей русской летописи, составленной в начале XII века в Киево-Печерском монастыре монахом Нестором, дважды использует понятие Русская земля: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». Здесь нет, как может показаться на первый взгляд, тавтологии. Летописец обещал рассказать, откуда пошла Русская земля, т. е. ее история (или происхождение) до первого киевского князя. Собственно эта часть уже рассмотрена нами: Русская земля происходит от библейского народа русь – из колена Иафетова. Остается рассмотреть становление Русской земли и определить самое понятие. Оно так ... далее ...
Успенский собор Московского Кремля / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Успенский собор Московского Кремля Дом Пресвятой Богородицы Успенский собор Московского Кремля. Фото: С. Власов Патриархия. Ru Традиция возведения Успенских храмов на Руси началась еще в древнем Киеве: тогда наряду с храмом Святой Софии был построен и первый в новообращенной стране Успенский собор, в Киево-Печерском монастыре. По преданию, Сама Пресвятая Богородица прислала из Константинополя зодчих, дала им золото на строительство и пообещала прийти и жить в новоустроенном храме. Стольному Киеву стали подражать другие русские города. Успенские соборы появились во Владимире, Ростове, Смоленске и других княжеских центрах. В Москве до правления Ивана Калиты главным храмом был Дмитровский собор, посвященный святому воину Димитрию Солунскому, покровителю защитников Отечества и небесному патрону владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Возможно, этот храм был репликой Дмитровского собора в стольном Владимире, хотя эту версию разделяют не все ученые. В начале XIV века русские митрополиты предпочитали проживать уже не в Киеве, а во Владимире. Однако владимирский князь невзлюбил тогдашнего митрополита – святителя Петра. С князем же московским Иваном Калитой у ... далее ...
Преподобный Феодосий Печерский : Православный ...Искать в Источникеmospat.ru
... родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле. Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на ... далее ...
История Русской Церкви, Часть 3 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... придел церкви для совершения богослужения. В 1288 г. упоминается и другой настоятель Киево-Печерского монастыря игумен Агапит, участвовавший в погребении владимиро-волынского князя Владимира Васильковича 2279. С 1320 г., когда Киев перешел под власть литовских князей, которые начали управлять им чрез своих наместников, исповедовавших православную веру, участь города и Печерского монастыря естественно должны были улучшиться. Здесь во 2-й половине XIV в. принял пострижение один юноша, родом тверитянин, святой Арсений, впоследствии епископ Тверской. Он возрадовался духом, нашедши в Киево-Печерском монастыре иноков, которые сияли добродетелями, как звезды на тверди небесной, и, стараясь подражать им, в продолжение многих лет проходил разные степени послушания, пока не был взят в Москву в качестве архидиакона митрополитом Киприаном, отправлявшимся туда из Киева 2280. В то же время настоятелем киевской лавры был архимандрит Давид, духовник великой княгини литовской Иулиании, супруги Ольгердовой, который и самого Ольгерда под конец его жизни (1377) крестил в православную веру и постриг в схиму 2281. Во второе или третье десятилетие XV в. в Киево-Печерский монастырь писал ... далее ...
Жития русских святых, День 95 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 790 г. ) . Тело святого Або было облито нефтью и сожжено на краю скалы на том месте, где позже была построена Тбилисская Метехская церковь. Господь послал на то место звезду, светящуюся как лампада, которая стояла в воздухе до трех часов ночи и более и освещала собой весь Тифлис. Кости святого Або были брошены в реку Куру под мост. На другой день, 7 января, они были прославлены удивительным столпом света, исходящим из воды, о чем свидетельствовал современник святого Або Иоанн Сабанисдзе, составивший его житие. Григорий, затворник Печерский, преподобный Преподобный Григорий подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIV веке. Он прославился особенно подвигом воздержания и поста. Пищей ему во всю жизнь служило невареное зелие, а питием вода. Ночь проводил он в молитвах. За такие подвиги преподобный сподобился от Бога дара чудотворения. Все недужные, приходящие к нему с верой, вкушая зелие, которым он питался, получали исцеления. Память преподобного Григория совершается также 28 сентября 11 октября и во 2-ю неделю Великого поста. Григорий, чудотворец Печерский Сей блаженный во время безмолвствования преподобного Антония ( † 1073; память 10 23 июля ) в пещере пришел к ... далее ...
Духовные посевы, Часть 2 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... блаж. Августин, – Петр согрешил, но всегда плакал». 3. Из очей преподобного Арсения новгородского постоянно текли слезы. Он плакал, но мы согрешили бы, если бы подумали, что жизнь его была безотрадна. Тот, кто не допускает до себя земных утешений и даже отягчает жизнь свою добровольно для Господа, наслаждается надеждами на вечность блаженную, наслаждается душевным миром, пред которым смех и веселости людского легкомыслия – горе ( Лк. 6: 25 ) (из кн. «Русские святые, чтимые всею церковию или местно» Филарета, архиеп. Черниг., ч. II, Спб., 1882 г., стр. 374) . 4. Пр. Феофил подвизался в Киево-Печерском монастыре. Однажды Феофил был в пещере, где недавно погребен был родной брат его Иоанн. Бывши там пр. Марк Пещерник, по внушению от Бога, сказал Феофилу, что и ему не много остается жить, что, если бы он был готов к смерти, не вышел бы сейчас из пещеры, но ему Господь дает некоторое время для приготовления к исходу. Феофил был так поражен этим извещением о близости смертного часа, что, пришедши в келлию, роздал всё, что имел, и с того времени непрестанно день и ночь проливал горькие слезы. Сколько ни утешали его братия, ничем не мог он утешиться; от непрестанного плача он ... далее ...
Путешествия преподобного Сергия РадонежскогоИскать в Источникеazbyka.ru
... Логофетом – сербом, переработавшим первоначальное житие, написанное Епифанием Премудрым. Оно было связано с конфликтом в основанном им монастыре. В середине 1360-х гг., уже став игуменом, преподобный Сергий получил послание от Константинопольского патриарха свт. Филофея Коккина, которому в то время подчинялась Русская Церковь. Это послание, а также одобрение святителя Алексия Московского, сподвигли преподобного Сергия к началу важнейшей монастырской реформы –– введению общежительного иноческого устава, пришедшего на смену устава скитского. Еще преподобный Феодосий Печерский ввел в Киево-Печерском монастыре Студийский общежительный устав, который потом распространился на многие обители. Но к моменту создания монастыря в честь святой Троицы Сергий Радонежский выстраивает отношения со своими учениками по скитскому уставу. Каждый монах строил себе келию, добывал пропитание и готовил еду, а виделись иноки только в церкви. При этом одни отшельники, у которых были запасы пищи, могли нанимать своих более бедных собратьев, чтобы те выполняли тяжелые работы (строительство келий) за еду. Преподобный Сергий решил избавиться от монастырского неравенства и ввел в обители общую ... далее ...
История России с древнейших времен, Том 15 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... гетман сильно печалился и слезно плакал, что царь наложил тяжкую подать лошадьми, гетман не знает, что вперед и делать.) 8 (Дочь моя, выданная за Чуйкевича, крестила вместе с гетманом жидовку; при этом случае Мазепа сказал ей, что Москва крепко старается взять всю малороссийскую Украйну.) 9 (Иезуит Заленский, ректор винницкий, будучи в Киеве, говорил: вы, паны козаки, ничего не бойтесь от шведа, который не на вас сбирается, а на Москву. Тот же ксендз говорил: никто не ведает, где огонь кроется и тлеет, но как разом вспыхнет, то пожар этот не легко можно будет потушить.) 10 (Будучи в Киево-Печерском монастыре, Мазепа запирался с полковниками и читал условия Гадяцкой комиссии, бывшей с ляхами при Выговском в измену его. И если б теперь не было намерения изменить, то зачем читать гадяцкие условия, заключенные с ляхами?) 11 (В декабре 1707 года пронеслась весть, что господин Кикин едет в Батурин, а вслед за ним сам государь с тем, чтоб гетмана взять в Москву; тогда Мазепа собрал 390 человек сердюков и устроил их при себе под начальством полковника Чечела, намереваясь обороняться и отстреливаться от великого государя, а сначала хотел уехать в Гадяч для защиты. Это верно, ... далее ...
Простое Евангельское слово, Неделя 19 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... же ты вчера держался своей веры? » Отрекшийся от веры во Христа отвечал: «Я имел вражду с братом и не примирился с ним, несмотря ни на какие просьбы его, оттого и оставила меня сила Божия, и я не вытерпел мучений». Таким образом, ненавистник сам понял и сознал свою погибель: он убедился в том, что злобой отогнал от себя благодать Божию, без которой не в силах был приобрести венец мученический, и сделался отступником от истинной веры. А пример того, как злоба, ненависть может причинить смерть телесную, можно найти в житии преподобного Тита Печерского. Преподобный Тит жил и подвизался в Киево-Печерском монастыре и был удостоен пресвитерского сана. С ним вместе жил диакон Евагрий; оба они в братской любви упражнялись в иноческих подвигах и были так дружелюбны, что прочие братия удивлялись их дружбе. Но враг рода человеческого позавидовал доброму согласию двух братии и превратил их братскую любовь в такую непримиримую ненависть, что они не могли без злобы взглянуть друг на друга. Даже во время совершения Божественной службы в церкви, когда один шел с кадильницей, другой отходил в сторону, чтобы не услышать фимиама. Долго продолжалась такая злоба, и сколько ни старались ... далее ...
Максим Грек, Часть 6 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... блестяще в условиях своего времени. При всей важности конфессиональных различий он отдавал должное достижениям каждой из культур, ее «благим начинаниям». Потребность в его трудах проявилась уже в 1561 году, когда диакон Исайя Каменчанин ( из Каменец-Подольского ) отправился в Москву для поисков и приобретения рукописей в целях их напечатания и распространения в Литве и на Украине. Среди книг, которые его интересовали, были «Евангельские беседы» Иоанна Златоуста в переводе Максима Грека и его ученика Селивана, наряду с Библией и Житием Антония Печерского, которого не оказалось в Киево-Печерском монастыре. В Москве Исайю постигла та же участь, что и Максима Грека, он был осужден, но вскоре получил возможность заниматься литературной деятельностью, посвятив ее изучению и собиранию наследия Максима, разысканию сведений и информации о нем, позже сотрудничал в этом деле с патриархом Иовом или книжниками, трудившимися по его поручению. Исайя составил (ок. 1591 года) «Сказание вкратце о великом преподобном отце Максиме Греке», которое служило Предисловием к «Канону Святому Духу», написанному Максимом Греком, а также (в несколько ином варианте) – Предисловием к Псалтыри (без ... далее ...

  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021  022   023   024   025   026   027   028   029   030   031   032

Постоянная ссылка на эту страницу: Киево-Печерском монастыре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"