Киево-Печерском монастыре



  001   002   003   004   005   006   007   008  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

История Русской Церкви, Часть 2 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в Грецию 1133, вероятно, по возвращении уже из путешествия, во время которого Церковь Русская подверглась было притязаниям папы Григория VII, написал “Стязанье с латиною”, которое рассмотрим в своем месте; год кончины этого святителя в летописях не показан 1134. Иоанн II поставлен митрополитом около 1077 г. 1135, упоминается в 1086 г. при заложении великим князем Всеволодом церкви святого Андрея в Андреевском монастыре, в 1086 г. торжественно погребал в Киеве князя Ярополка, в 1088 г. освящал церковь святого Михаила в Выдубицком монастыре, а в следующем – церковь святой Богородицы в Киево-Печерском монастыре и в том же году скончался. Этого первосвятителя современный летописец называет добрым и блаженным, свидетельствуя, что он был “муж, искусный в книгах и учении, милостив к убогим и вдовицам, ласков ко всякому, богатому и бедному, смирен, кроток и молчалив, обладал даром слова, утешал печальных святыми беседами и вообще был таков, какого и прежде не было на Руси, и после не будет” 1136. Памятниками просвещения его доныне остаются некоторые уцелевшие его сочинения. Иоанн III, грек и скопец. Его привезла с собою из Греции в 1089 г. дочь великого князя Всеволода Анна, ... далее ...
Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси, Часть ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Он отец русского монашества, по признанию самих древних иноков наших – «игумен или архимандрит всея Руси», «начальник иже в Руси мнишскому чину». «Общему житию первый начальник в Русской земле». Ставя его на такое место, наше древнее монашество должно было видеть (и действительно видело) в его лице обязательный пример, а в его деятельности, обязательную программу своего служения миру». Такими чертами и свойствами определяет проф. Смирнов характер преп. Феодосия и его служение миру. И они, как мы видим, те же, какими рисует проф. Соколов современное Феодосию византийское монашество. В Киево-Печерском монастыре в Антониевой и Феодосиевой пещерах почивают мощи 118-ти преподобных богатый посев старчествования Антония и Феодосия. Они канонизированы митрополитом Петром Могилой в 1643 г. Но лишь 30 из них получили житийные повествования в Киево-Печерском Патерике. Все они относятся к XI, XII, и даже к XIV векам. Вот одно из них: Онисифор Прозорливец, пресвитер саном († 1148 г.) , сподобляется прозорливости от Бога, чтобы видеть согрешения людей и давать советы согрешающим. Из его жития передается такой случай: Господь не открыл ему согрешений его духовного сына черноризца, ... далее ...
Серафимо-Дивеевские предания, Часть 14 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Постриг совершил монах из Ближних (Антониевых) пещер Киево-Печерской Лавры. Как-то зимой инокиня Антония застудила ноги. Видя, как в легкой обуви она стоит часами на ледяном каменном полу церкви, диакон сжалился над ней и дал сапоги. И все же ноги болели сильнее и сильнее, в конце концов почти отнялись. Тогда Антония чуть не ползком добралась в храм к мощам святой великомученицы Варвары (много веков пребывают в Киеве) и стала горячо просить ее об исцелении. Болящую приложили к мощам. Словно благодатная сила приподнимает ее, инокиня Антония встала на ноги и вновь смогла ходить. В Киево-Печерском монастыре находилась древняя почитаемая икона Успения Божией Матери. Во время службы она была над царскими вратами «Великой» церкви, а затем ее опускали для поклонения верующих. Однажды Антония, прикладываясь к этой иконе, вдруг услышала голос: «Теперь Я – твоя мать». Анна поняла, что это означает. Она записала день, в который это случилось, и горячо помолилась о новопреставленной Марии. Позже пришло известие, что именно в этот день скончалась в Казани ее мама, Мария Ивановна Берг. Подруга Марии Ивановны рассказывала, что умирающая видела рядом со своей кроватью сидящую на ... далее ...
Древнерусский духовник - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Поучение архиеп. Илии – два драгоценных канонических памятника новгородской письменности. Но в таком ли виде перешла к нам с Востока покаянная дисциплина и орган тайной исповеди – духовник? Может быть, в момент возникновения русской церкви дисциплина эта представляла то же переходное состояние от публичной к тайной, в каком находилась она в греческой церкви после периода вселенских соборов, и в первые полтора века существования нашей церкви прошла стадию развития, аналогичную той, которая имела место на греческом Востоке? Имеются определенные данные относительно покаянной дисциплины в Киево-Печерском монастыре со времени преп. Феодосия, и она является совершенно точной копией дисциплины Студийского монастыря, но решительно неизвестно, какова была эта дисциплина среди неорганизованного русского монашества со времени Владимира Святого до второй полов. XI в., в течение семи первых десятилетий русской церкви. Мало определенных данных до полов. XII стол., и, относительно исповеди и покаяния вне монастыря. Правило, которое Кирик признавал «Написанием митрополита Георгия русского и Феодоса» (т. е. преп. Феодосий) , памятник, вероятно, киевской письменности, открывает с ... далее ...
Русская религиозность, Часть 2 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Алексия. Когда оппозиция стала ослабевать, ее участники, опять? таки действуя через митрополита Алексия, добились возвращения игумена. Примирение описано в самых радужных тонах. Духовные чада целовали его руки и ноги. «Что же отец? Ду» хом и он радовался, детей своих увидев вместе». Этот и другие эпизоды порою способны создать не слишком благоприятное впечатление о религиозной и нравственной атмосфере Свято-Троицкой обители. Но, с другой стороны, мы знаем истинных учеников Сергия, чья жизнь была образцом святости. Не менее чем одиннадцать из них были канонизированы после смерти. Как и в Киево-Печерском монастыре, вместо высокого общего уровня мы встречаем, скорее, крайности. Самые лучшие из братии находили в преподобном Сергии подлинного духовного руководителя и развивали свои дары. Самые слабые, которых, вероятно, было большинство, не подчинялись уставу хорошо организованного общежития. Это положение типично для большинства русских социальных структур. Еще при жизни преподобного Сергия некоторые из его учеников были поставлены во главе новых монастырей в самой Москве и в окрестностях. Свято-Троицкая обитель стала центром монашеского влияния, распространявшегося на довольно ... далее ...
Духовные рассуждения и нравственные уроки ...Искать в Источникеazbyka.ru
... недель, включая Страстную, из них первые шесть содержат по пять постных дней, ибо субботы и воскресенья Великого поста, согласно с церковными канонами, не считались вполне постными днями, всего получалось тридцать дней. Последняя, Страстная седмица содержала шесть постных дней, ибо в Великую субботу полагался пост. Получалось 36 дней – неполная десятина года. Чтобы она стала полной, предписывалось поститься в Великую субботу до «поздняго» – еще полдня. Всего Великий пост содержал 36 с половиной постных дней. По этому расчету он был точной десятиной года, но не был четыредесятницей. В Киево-Печерском монастыре был другой расчет, по которому Великий пост являлся точной четыредесятницей, но не представлял точной десятины года Очевидно, в Печерском монастыре великопостный период рассчитывали так: шесть седмиц считали сплошь постными, то есть до пятницы шестой недели Страстная седмица не входила в счет поста. В Великом посте большая часть седмиц и недель (воскресений) носили особенные календарные названия. Воскресенье перед Масляной неделей называлось «Мясное заговение» (Мясопуст) . Воскресенье после Масленицы носило название «Недели сыропустной». Саму Масленицу именовали ... далее ...
Преподобномученик Евстра?тий ПечерскийИскать в Источникеazbyka.ru
... Печерский Дни памяти: 4 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов 10 апреля 11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах Житие Преподобномученик Евстратий Печерский родился в XI веке в Киеве в богатой семье. С возрастом он принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре, раздав свое имение нищим. Преподобный Евстратий смиренно проходил послушание в обители, строго исполняя молитвенное правило и проводя дни в постничестве и воздержании. Когда в 1096 году на Киев напали половцы и разорили Печерский монастырь, истребив многих иноков, преподобный Евстратий был взят в плен и вместе с тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами продан в рабство одному иудею, жившему в городе Корсуни. Богопротивный еврей стал принуждать пленников отречься от Христа, угрожая противящихся уморить голодом в оковах. Но мужественный инок Евстратий молитвенно укреплял и поучал своих братий-христиан духовными наставлениями: «Братие! Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть тот не изменяет обету, данному при Крещении. Христос возродил нас водою и Духом, искупил нас от клятвы закона Своею Кровию и сделал нас наследниками Своего ... далее ...
Полный годичный круг кратких поучений, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... путешествие на Восток. По возвращении оттуда, будучи уже известным по своей опытности, мудрости и твердости благочестия, он был избран князем, братиею и народом и посвящен в Киеве в 1131-м г. во епископа новгородскаго. Он заявил себя на святительском поприще, между прочим, как «примиритель князей». Так, в 1135-м г. епископ Нифонт увещаниями своими, проникнутыми смирением и любовию, прекратил рознь, возникшую между киевлянами, черниговцами и новгородцами, собиравшимися уже выступить друг против друга. Скончался препод. Нифонт в Киеве, куда прибыл для встречи новаго митрополита и погребен в Киево-Печерском монастыре, после бывшаго ему о том пророческого сновидения. II. Остановим, братие, свое внимание на миролюбии преп. Нифонта, который своими увещаниями, проникнутыми смирением и любовию, прекратил междуусобную княжескую распрю и тем отвратил великое бедствие для своей родины. Научимся и мы быть миролюбивыми в отношениях к своим ближним. «Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» ( Рим.? 12, 18 ) , говорит ап. Павел. а (Как важна и священна сия заповедь апостольская, как она необходима для спасения нашего, – видно из того, что, подтверждая ее в другом месте, ... далее ...
Жития русских святых, День 242 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Июль 14 Стефан Махрищский Преподобный Стефан был современником и ближайшим собеседником преподобного Сергия Радонежского. Родился и воспитался он в Киеве, принял иночество в Печерской обители, где проводил жизнь в строгом воздержании, непрестанной молитве и полном послушании у старцев. Несколько лет святой Стефан прожил в Киево-Печерском монастыре, все более совершенствуясь в иноческих подвигах. Но мирное течение монашеской жизни в Киеве было нарушено подчинением южной части России князьям литовским, а затем – польскому королю. Католики усилили свое влияние и стали притеснять православных: отбирали у них храмы и устраивали в них костелы, не допускали православных до значительных должностей, бранили и даже избивали священников и монахов. Гонение на Православие особенно усилилось в середине XIV века. В то время многие иноки в Киеве и его окрестностях покинули свои монастыри и уединились в безвестных дебрях и пустынях для подвигов поста и молитвы. Преподобный Стефан также ушел из Киево-Печерской лавры и отправился на север, в православную Москву. Святой Стефан прибыл в столицу Русского государства в княжение великого князя Иоанна II (1353–1359) , сына Калиты и отца св. блгв. ... далее ...
Кирилл II, митрополит КиевскийИскать в Источникеazbyka.ru
... о церковном благоустройстве, митрополит Кирилл стал соавтором епископского «Правила», обрушенного на разгульные игрища славян, пускавшихся в языческие игрища и кулачные бои. В воспоследовавшем авторском труде «поучение к попам» духовный моралист призывал к высоте особого бдения церковного духа. Митрополит Кирилл пользовался уважением русских князей и несколько раз умирял их ссоры между собой, не допуская разгореться настоящей борьбе. Взаимопонимание Кирилла с русским монашеством проявилось, между прочим, в его участии в ежегодных торжествах, посвященных празднованию памяти св. Феодосия в Киево-Печерском монастыре (о чем мы узнаем совершенно случайно, благодаря тому, что в тот же день, 3 мая 1230 г., случилось землетрясение) . Заботы Кирилла были направлены на усиление самостоятельности русской церкви по отношению к княжеской власти, а также на ее внутреннюю консолидацию. В источниках лишь вскользь упомянуты два собора, в каждом из которых приняло участие по пять епископов и по нескольку игуменов: один во Владимире-на-Клязьме в марте 1227 г. и второй в Киеве в апреле 1231 г. Еще одно свидетельство на эту тему содержится в адресованном Кириллу послании патриарха Германа от ... далее ...

  001   002   003   004   005   006   007   008  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Киево-Печерском монастыре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"