Киево-Печерском монастыре



  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028

Студийский монастырь и древняя РусьИскать в Источникеpravmir.ru
... о достойном почитании икон, о почитании Богоматери и святых. Основными произведениями преподобного Феодора являются Огласительные поучения — Большой катехизис, состоящий из трёх книг, и Малый катехизис, составленный из 134 поучений. Огласительные поучения предназначались для чтения перед монашеской братией. Рукописи, содержащие сочинения преподобного Феодора Студита, находятся во многих монастырских библиотеках и национальных книгохранилищах. Студийская обитель издавна щед­ро делилась с русскими иноками своим духовно-литера­турным наследием. Можно предположить, что уже в XI веке в Киево-Печерском монастыре были переведены важнейшие сочинения преподобного Феодора Студита. До нас дошли списки XII в. Жития преподобного Феодора, а в списках начиная с XV в. содержатся его катехизические беседы (Малый катехизис) 103. В отечественных книгохранилищах имеется также ряд греческих рукописей ХVI–ХVII вв., содержащих 2-ю часть Большого катехизиса преподобного Феодора Студита 104. Студийский устав предписывал игумену обители систематически наставлять братию: “нужно знать, что в среду, пятницу и воскресенье, при предстоянии братии со всяким благоговением, после окончания утрени ... далее ...
Очерки по истории Русской Церкви. Том 1Искать в Источникеpravmir.ru
... заметок Несторова жития преп. Феодосия. Последний «обходя вся монастыря, хотя быти мних и моляся им, да прият ими будет; они же видевше отрока простость и ризами же худыми оболчена, не рачища того прияти». Поэтому, когда он стал сам игуменом, то принимал всех, желавших пострижения: «не отреваше ни убога, но вся приимаше с всяким усердием, бе бо и сам в искушении том был». Вкладничество неизбежно повело к грубому нарушению равенства монастырских братий, разделило их на привилегированных, как бы капиталистов, и на неполноправных — черных работников. Такое явление можно подметить даже в самом Киево-Печерском монастыре. Патерик сообщает об одном мало-схимном монахе, что он много раз хотел постричься (в великую схиму) , но по нищете его братия пренебрегала им: если он не мог добиться великой схимы по своей нищете, то очевидно великосхимниками в монастыре были только монахи денежные или вкладчики. Следует заметить, что в то время великая схима представляла собой необходимое условие полноты монашеского звания и была в этом смысле для всех обязательна. Она была введена на Востоке сравнительно в позднее время ( когда-то до IX в. ) и сама по себе представляет нечто неожиданное в ... далее ...
Благоверный князь Андрей БоголюбскийИскать в Источникеpravmir.ru
... Божией Матери святому князю Андрею при перенесении им из Киева чудотворного образа Богоматери, получившего именование Владимирского. Однако целесообразнее считать местом появления праздника Покрова на Руси стольный град Киев времени великого Киевского князя Владимира Мономаха. Можно предположить, что непосредственным местом возникновения праздника Покрова является Киево-Печерская обитель, духовно связанная со Вла­хернским храмом в Константинополе, где совершилось чудо Покрова. Церковь во Влахернах и ее святыни приобретают особое значение на Руси со времени основания Успенского храма в Киево-Печерском монастыре. Следующим этапом распространения праздника было его прославление святым благоверным князем Андреем Боголюбским во Владимиро-Суздальском княжестве. В честь праздника Покрова недалеко от Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму, в 1166 году был воздвигнут первый Покровский храм. При сооружении храма использовались камни из болгарских каменоломен, что стало возможным после победы князя над болгарами в 1164 году. Удивительное совершенство форм и пропорций делает церковь Покрова на Нерли, создание князя Андрея, одним из наиболее выдающихся шедевров не только ... далее ...
О суевериях | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... говорит о том, что сатана для прельщения благочестивых людей может иногда являться к ним в виде светлого Ангела, под предлогом добрых дел может их искушать, ввести в величайший грех. Люди злые, в которых вселился злой дух, являются служителями духа злобы и исполнителями воли сатаны. И вот они по научению злого духа для прельщения простых людей могут казаться благочестивыми, принимая на себя вид служителей правды. Таких прельстителей много среди народа и опознать их трудно. Для разъяснения этого возьмем из жития преподобного Никиты, затворника Печерского, следующий рассказ. Это было в Киево-Печерском монастыре при игумене Никоне. Один из монахов, Никита, просил у игумена благословения подвизаться наедине, в затворе, но игумен отклонял его просьбу, говоря, что он молод, не должен сидеть в затворе, а должен вместе с братией работать и приносить пользу; для спасения же своей души принимать подвиг выше своей силы не следует, чтобы не возгордиться и не впасть в тяжкий грех. “Служа с братией, – говорил игумен, – за свое послушание ты получишь награду от Отца Небесного”. Но Никита не послушал игумена, как захотел, так и сделал – поступил в затворники. Не выходя из затвора, стал ... далее ...
Пасха КраснаяИскать в Источникеpravmir.ru
... Михайловна, - пробовали ее убеждать, - да ведь о. Василий всем с транспортом помогает. Ты сходи на могилку и сама попроси”. -“Схожу, - сказала мать, вскипая слезами, - и всю правду в глаза чудотворцу скажу! ” Анна Михайловна стояла у могилки сына и возмущенно жестикулировала, когда к монастырю подъехала роскошная машина, источая прохладу кондиционеров. Оказывается, один паломник не захотел никому уступить чести везти мать новомученика, но прежде съездил в город за подарками для нее. Машина быстро домчала ее до дома. А там уже подхватывали мать другие машины и везли в Дивеево, на Валаам, в Киев, в Печоры. В монастыре беспокоились: куда пропала Анна Михайловна? Звонили, но безуспешно. И наконец, Анна Михайловна ответила: “В Иерусалиме была. Все, кладу трубку и еду в Оптину”. Привычка экономить каждую копейку, особенно чужую, была в ней все же неистребимой. А потом уже в Оптиной у могилки о. Василия Анна Михайловна собрала всех желавших послушать о своем паломничестве и сказала перекрестившись: “Верую, отец Василий, теперь верую! Я же в Иерусалиме на Голгофе была. Прости меня, батюшка, что раньше не верила, а твоими молитвами увидела свет. А теперь расскажу по порядку... ” Анна ... далее ...
Простое Евангельское слово - Православная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... люди святые. Вам, вероятно, известно, что в Киевской Лавре почивают мощи преподобного Феодосия, игумена. Когда этот святой был еще отроком, он и тогда уже возлюбил Бога более всего в мире. Мать горячо любила его, шила ему красивые одежды, старалась кормить лучшими кушаньями. Но он, к огорчению матери, раздавал одежды нищим, постился и носил вериги. Напрасно она уговаривала его водиться и играть со сверстниками — он знал только дорогу в церковь. Несколько раз он, к ужасу матери, пропадал из дому, уходя со странниками в монастыри. Но мать отыскивала его и возвращала. Наконец, он постригся в Киево-Печерском монастыре. Мать и здесь его нашла и долго умоляла воротиться домой, но святой отказался даже повидаться с ней, возлюбя Христа более ее. Вы подумаете: да ведь это святой мог так победить себя, где нам так стоять? Но ведь и святые были такие же люди, как и мы: они имели то же немощное тело, более нашего терпели искушения сатаны и даже иногда впадали в прегрешения, как и мы, грешные, впадаем. Например, преподобный Еразм, тоже угодник Божий из Киева, был прежде купцом, потом поступил в монастырь и отдал все свои сокровища на украшение монастырского храма. Но диавол стал внушать ... далее ...
История Русской Церкви - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... путешествие в Грецию, вероятно, по возвращении уже из путешествия, во время которого Церковь Русская подверглась было притязаниям папы Григория VII, написал “Стязанье с латиною”, которое рассмотрим в своем месте; год кончины этого святителя в летописях не показан. Иоанн II поставлен митрополитом около 1077 г., упоминается в 1086 г. при заложении великим князем Всеволодом церкви святого Андрея в Андреевском монастыре, в 1086 г. торжественно погребал в Киеве князя Ярополка, в 1088 г. освящал церковь святого Михаила в Выдубицком монастыре, а в следующем – церковь святой Богородицы в Киево-Печерском монастыре и в том же году скончался. Этого первосвятителя современный летописец называет добрым и блаженным, свидетельствуя, что он был “муж, искусный в книгах и учении, милостив к убогим и вдовицам, ласков ко всякому, богатому и бедному, смирен, кроток и молчалив, обладал даром слова, утешал печальных святыми беседами и вообще был таков, какого и прежде не было на Руси, и после не будет”. Памятниками просвещения его доныне остаются некоторые уцелевшие его сочинения. Иоанн III, грек и скопец. Его привезла с собою из Греции в 1089 г. дочь великого князя Всеволода Анна, или ... далее ...
Красота девства - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... в теле, порабощенном греху ( Прем. 1; 4 ) . Таким образом, лишившись божественного разума, человек делается в чувствах своих подобным скоту, впадает во многие беззакония и вражеские сети, как слабоумный и бестолковый, и становится к благоугождению Богу совершенно неспособным. И верно сказано в Писании, что ни блудники, ни малакии царства Божия не наследуют ( 1 Кор. 6; 9, 10 ) . Еще апостол Павел советует не сообщаться с блудником, как и с идолослужителем: с таким даже и не есть вместе ( см. 1 Кор. 5; 9, 11 ) . Этому есть важная причина, понять ее можно из следующего примера. В Киево-Печерском монастыре, около 1140 года, жил иеромонах Онисифор, у него был духовный сын и друг его, один инок, по виду постник, но живущий в нечистоте. И это было скрыто от его духовного отца. Но вот, будучи здоровым, внезапно он умер — и никто не мог приблизиться к телу его по причине смрада, исходящего из него. Стоя вдали, едва совершили над ним обычное пение и, заткнув нос, отнесли и положили в пещере. Много раз был слышен крик, как если бы кого мучили. Преподобный Антоний явился Онисифору и грозно говорил: «Зачем ты положил здесь такого гнусного беззаконника? Он осквернил святое ... далее ...
История России с древнейших времен - Православная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Романа Всеславича, постриглась здесь под именем Евфросинии, сначала выпросила у епископа позволение жить при соборной Софийской церкви в голубце, где проводила время в списывании книг, продавала их и выручаемые деньги раздавала нищим, потом основала свой монастырь при церкви св. Спаса, где постригла родную и двоюродную сестру (дочь Бориса Всеславича) и двух племянниц; наконец захотела видеть Иерусалим, где и скончалась в русском Богородичном монастыре. Но не одни княжны и вдовые княгини постригались в полном здоровье; встречаем и князя, произвольно оставившего волость и постригшегося в Киево-Печерском монастыре: то был известный уже нам по летописи Святоша, или Святослав - Николай Давыдович черниговский. Три года пробыл он в поварне монастырской, работая на братию, рубя дрова и нося их на своих плечах с берега в монастырь; потом три года служил привратником, наконец перешел на службу при трапезе. По окончании искуса перешел жить в свою келию, при которой развел сад, и никогда во всю жизнь не видали его праздным, но всегда имел он в руках какое-нибудь дело, питался он постоянно одною монастырскою пищею. Для содержания своего монастыри уже в то время имели недвижимые ... далее ...
Очерки по истории Русской Церкви. Том 2Искать в Источникеpravmir.ru
... радикальной переделки школьной системы, поднятия ее до уровня школ латинских, Могила решил над средним этажом школы впервые построить верхние, т. е. высшие классы богословия. Для всего этого нужно было стянуть в Киев людей ученых. Таков был, напр., Иннокентий Гизель, работавший в Вильне, но по семье бывший кальвинист немецкого языка. Он еще в молодости убежал в Киев и здесь стал православным монахом. Собрались около П. Могилы и выдающиеся учителя разных братских школ. Таковы Исаия Трофимович Козловский и Сильвестр Коссов. Петр М. хотел построить новую школу на новом основании у себя в Киево-Печерском монастыре. Но традиционные киевские круги и духовенство во главе с митрополитом Исаией Копинским испугались латинизма П. Могилы и умоляли его перенести все улучшения в Братскую Школу и поднять ее. Но властный П. Могила все-таки школу в 1631 г. открыл в Печерском монастыре. Старые киевские священники, обыватели и часть казачества заволновались. Запахло в воздухе погромом. И вот, записал позднее Сильвестр Коссов: «От неученых попов и казаков велие было негодование: на што латинское и польское училище заводите, чего дотуду не было, и спасались. Было хотели самого П. Могилу и ... далее ...

  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017  018   019   020   021   022   023   024   025   026   027   028

Постоянная ссылка на эту страницу: Киево-Печерском монастыре
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"