Детские настольные игры с православной тематикой поступили в продажу в Москве 8 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Настольные православные игры предлагает покупателям одна из коммерческих компаний в Москве. «Предлагаемые нами настольные игры являются прекрасным пособием для воскресных школ, удобным дидактическим материалом для уроков Основ православной культуры, увлекательным досугом для маленьких христиан и просто хорошим подарком для верующей семьи», — сообщили корреспонденту « Интерфакс-Религия » в пятницу в компании. Своей целью там видят помощь родителям, священнослужителям и преподавателям школ в воспитании у детей уважения к святыням, почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру. Сейчас фирма предлагает две игры: «Пещеры лавры» и «Пасха — светлое Христово воскресение». К выпуску готовятся «Ноев ковчег», «Преподобный Сергий Радонежский» и «Рождество». Игра «Пещеры лавры» представляет собой путешествие по лабиринтам подземных пещер обители через четыре разных входа, где игрок повстречает святых отцов Печерских. На каждой карточке с заданием помещен краткий рассказ о том святом, поручение которого предстоит выполнить. Основным источником сведений для создания игры послужил Киево-Печерский патерик. Игра «Пасха — светлое Христово воскресение» призвана в увлекательной форме познакомить ребенка с этим праздником. К игре прилагается брошюра, в которой, помимо правил, есть полезный словарик, где разъясняются использованные в игре понятия, связанные с Пасхой. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/detskie-nastolnye-igry...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОН (Леонт, Леонтий), по церковной традиции (начиная с XIV-XV вв.), митр. Киевский в кон. Х - нач. XI в. (?). В древнейших рус. источниках о Крещении Руси («Повести временных лет», Новгородской первой летописи младшего извода, «Памяти и похвале» св. равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу Иакова Мниха ) имени 1-го Киевского митрополита (митрополитов?) времен кн. Владимира нет. Самые ранние упоминания о Л. относятся к XIV-XV вв. В нек-рых редакциях Церковного устава князя Владимира в преамбуле значится, что Владимир «от Фотия патриарха царегородьского взяхъ пьрваго митрополита Леона Киеву» (Древнерус. княжеские уставы XI-XV вв./Изд. подгот.: Я.Н. Щапов. М., 1976. С. 18, 22, 30, 72, 76); древнейший список с такой формулой относится к XIV в. (приложения к Новгородской (Климентовской) Кормчей 1280-х гг.: ГИМ. Син. 132. Л. 628). Затем текстуально близкий оборот фиксируется в поновленной редакции рассказа о крещении новгородцев, к-рая появляется в т. н. Новгородско-Софийском своде 1-й пол. XV в. (по А. А. Шахматову ), т. е. в Новгородской Карамзинской, Новгородской Четвертой, Софийской 1-й летописях, а также в Русском хронографе (1516-1522), где Л. также выступает как «первый митрополит Киеву», взятый Владимиром «у Фотея патриарха» (ПСРЛ. Т. 42. С. 55; Т. 4. Вып. 1. С. 90; Т. 6. Вып. 1. Стб. 105; Т. 22. С. 367). В перечне рус. митрополитов из приложения к Комиссионному списку сер. XV в. Новгородской первой летописи младшего извода Л. значится в самом начале, перед Михаилом , Иоанном I и Феопемптом , хотя аналогичный перечень в самой летописи открывается именем Феопемпта (НПЛ. С. 163, 473). Налицо коллизия с традицией о св. Михаиле как 1-м рус. митрополите, к-рая разрешается по-разному. Если, напр., в Печерской редакции Устава Владимира (включенной в Киево-Печерский патерик редакции архим. Иосифа Тризны в сер. XVII в.) Михаил, как и в перечне митрополитов из Комиссионного списка, отодвинут на 2-е место, то в Троицкой редакции, связанной с Московской митрополией (древнейший список - РГБ.

http://pravenc.ru/text/2463391.html

Сильвестр, митрополит Киевский и Галицкий (Косов) Родился в конце XVI века в своем наследственном имении в Жировицах Витебского воеводства. Происходил из старинного дворянского рода. По окончании курса в Киевской Братской Богоявленской школе поступил в число монахов Киево-Печерской лавры, откуда архимандритом Петром (Могилою , † 1646) был послан за границу для получения высшего образования. По возвращении из-за границы определен учителем при Братском ставропигиальном училище во Львове. В 1631 году приглашен архимандритом Петром (Могилою) преподавателем только что основанного высшего Киевского училища, называемого «Гимназиумом», впоследствии соединившегося с Богоявленской Братской школой. В 1633 году назначен на вновь учрежденную Мстиславскую кафедру. В 1635 году хиротонисан во епископа Мстиславского, Могилевского и Оршанского с поручением ему управления Полоцкой епархией. 25 февраля 1647 года избран единогласно митрополитом Киевским и Галицким. 18 января 1649 года состоялось патриаршее утверждение на митрополии Киевской и назначение экзархом Константинопольского трона. Скончался 13 апреля 1657 года. Митрополит Сильвестр – деятельный борец за Православие. На борьбу за независимость угнетенной Малороссии от Польши он благословил гетмана Богдана Хмельницкого. Но когда Украина стала склоняться под покровительство Москвы, митрополит Сильвестр всеми силами противился этому и старался отстоять свою духовную независимость от Москвы. В 1635 году, по благословению митрополита Петра (Могилы) , митрополит Сильвестр издал Патерик Печерский в сокращенном виде на польском языке с целью противодействовать латинянам и униатам, которые возражали против святости печерских подвижников и утверждали, что Киев просветился христианской верою от папы, а не от восточных патриархов. 1 августа 1636 года заложил храм в честь Рождества Богородицы в Могилевском Братском Богоявленском монастыре. В 1640 году участвовал в работе Собора православного духовенства в Киеве, на котором был одобрен Большой Катехизис.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

сост. А.В. Фомин Библиография 1. Александр (Милеант) , епископ. Ангелы – благовестники воли Божией. Лос-Анджелес, Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы. Миссионерский Листок 14. 1998. 2. Алексий, архимандрит. Об Ангелах-Хранителях. М., 1849. 3. Вениамин (Федченков) , митрополит. О вере, неверии и сомнении. М., 2002. 4. Викторова М. Киево-Печерский патерик. М., 1911. 5. Грузов А.И., священник. Загробная жизнь. Домашние вечерние беседы священника с прихожанином: о кратковременности здешней жизни, о смерти и жизни загробной вечной. М., Тип. Фаворского, 1888. 6. Гурьев В. , протоиерей. Пролог в поучениях. М., 1912. 7. Денисов Л. Явления и чудотворения святых семи Архангелов. М., 1901. 8. Дионисий Ареопагит , св. О Небесной Иерархии. СПб., 1997. 9. Дьяченко Г. М., протоиерей. Духовные посевы. М., 1897. 10. Епифаний Премудрый . Житие преподобного Сергия Радонежского. М., 1993. 11. Знаменский Г.А. О творении невидимого или ангельского мира. Православная Русь, 22, 1972. 12. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Отечник. СПб., 1903. 13. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Слово о смерти. М., 1991. 14. Иоанн Мосх , прп. Луг духовный. Сергиев Посад, 1915. 15. Макарий, митрополит Московский и Коломенский (Булгаков Михаил Петрович). Православно-догматическое богословие. СПб., 1868. 16. Малиновский Н. П., протоиерей. Очерк православного догматического богословия. Сергиев Посад, 1914. 17. Мальцев М.В., священник. Ангел Мой с вами. Явление св. Архангела Михаила в Русской земле. Православие и русская народная культура. Научный сборник. Вып. 1. М., 1994. 18. Марк (Лозинский) , игумен. Отечник проповедника. 1221 пример из Пролога и патериков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. 19. Никандр (Колпиков Н.П.), протоиерей. О мире невидимом – Ангелах и злых духах. Киев, 1904. 20. Николай Сербский (Велимирович), свт. С нами Бог . М., 2004. 21. Никольский Павел . Святые Ангелы. Тамбов, 1907. 22. Орлов Георгий , священник. Ангел-Хранитель. М., 1905. 23. Орлов Георгий , священник. Об Ангеле-Хранителе душ и телес наших. М., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Освящена икона киевского святого Никона Сухого Киев, 29 июня 2005 г . В Киеве написана и освящена первая икона святого Никона Сухого, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре, сообщает корреспондент Православия.ru Сергей Степанов со ссылкой на газету " Крещатик " . Иконы этого святого не было до сих пор, хотя в Лавре хранятся его святые мощи, а житие входит в широкоизвестный литературно-исторический памятник " Киево-Печерский патерик, или Сказания о житиях Святых Угодников Киево-Печерской Лавры " . Никон жил в Киеве в княжескую пору. Он попал в плен к половцам, с которыми тогда воевали русские князья. Узнав о судьбе сына, зажиточные родители собрали для него выкуп, однако юноша отказался получить свободу такой ценой. Никон сказал: если Господь допустил, чтобы я за грехи свои утратил волю, то должен заслужить прощение, выпив чашу унижения и смирения до дна, а не избегать ее. Пленнику пришлось выдержать пытки половцев, однако дух его не был сломлен. В конце концов, когда Никон смирился со своей судьбой, Господь послал ему свободу. Узник чудом оказался в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, когда там проходила Божественная Литургия. Монахи пришли в изумление, увидев возле себя незнакомца - изнуренного, осунувшегося, в кандалах. Когда же узнали, что произошло, поняли: они являются свидетелями чуда, которое явил Господь. Остаток своих дней Никон провел в Лавре, приняв монашество. Как пишет " Патерик " , " и в сухости своей преподобный горел огнем любви к Богу, брезжась добрыми делами " . По благословению настоятеля храма Богородицы " Неопалимая Кочка " на Оболони отца Виктора Милейки за создание иконы взялся известный киевский художник Николай Кутняхов. Он тщательно обработал все источники, собрал информацию про святого, но не нашел ни одного его достоверного изображения. Перед художником стояла чрезвычайно сложная задача - написать лик, руководствуясь лишь словесным описанием. Однако мастер с блеском справился с работой. В созданном им образе есть и строгий аскетизм мученика, и несокрушимая сила воли, и непоколебимая вера в духовное возрождение. Художник показал Никона в момент долгожданного освобождения, когда тот в молитвенном порыве поднимает вверх руки, с которых спадают кандалы.

http://pravoslavie.ru/13928.html

Во 2-ю Неделю Великого поста Церковь празднует Собор всех преподобных отцев Киево-Печерских. Почему современным людям нужно читать Печерский Патерик и чему нас учит подвиг Киево-Печерских отцов, рассказывает Блаженнейший Митрополит Онуфрий.      – Ваше Блаженство, Вы часто встречались с чудесами по молитвам преподобных Печерских? – Преподобные отцы, которые прожили свою жизнь в этой святой Обители и угодили Господу через свой подвиг воздержания, смирения, покорения Божией воле, являются ходатаями и молитвенниками за всех нас грешных. В их житиях мы можем найти для себя пример, ободряющий нас в крестоношении. Среди преподобных отцов, которых сегодня чтит Святая Церковь, одни прославились особым трудолюбием ради Бога, другие – молчанием во имя Творца, несением тяжелого креста болезней, усердным служением больным, что приравнивается к крестоношению болезней, некоторые затворялись в пещерах, где проводили все годы жизни и преставлялись ко Господу. Преподобные служили ближним, приходящим в Обитель. И много других подвигов совершали святые отцы. И то, что Печерская обитель выстояла в трудные времена гонений и воинствующего атеизма, есть самое большое чудо, которое Бог сотворил молитвами святых отцов. Многие сегодня по молитвам преподобных Печерских получают врачевание своих телесных недугов и немощей духовных. Потоки людей, обращающихся за помощью к отцам Киево-Печерским, свидетельствуют, что в этом духовном Колодце есть живительная вода и ее получают. – В Киево-Печерской Лавре – в сердце Киева, в центре Украины – почивают мощи святых, которые у Престола Божиего в Царствии Небесном молят о нас. И это одно из самых больших утешений для верующих. Владыко, как часто Вы бываете в лаврских пещерах? И есть ли у Вас Печерский святой, которого Вы особо почитаете? – Стараюсь посещать пещеры как можно чаще, но не всегда позволяет мое послушание. Ко всем преподобным отношусь с большой любовью и трепетом: каждый из них потрудился во славу Божию по своей силе, и каждому Бог воздал соответствующей мерой Своей благодати, поскольку она не определяется человеческими критериями, а только милостью Господа. Сегодня мы не способны к такой жизни, которую проводили печерские отцы, но должны все равно себя побуждать к порабощению, усмирению. А как себя лучше усмирять? Ставить в рамки Закона Божия. Это есть порабощение себя Закону Духа, потому что плоть и дух постоянно находятся в борьбе у каждого человека, и тот, кто старается поработить свою плоть духу, поступает правильно, а делающий наоборот – совершает ошибку. Мы должны хотя бы в маленьком и небольшом себя ограничивать, поэтому и молимся сегодня преподобным отцам Печерским, чтобы они вознесли свои сильные молитвы перед Богом, а Он укрепил наши немощи, помогал нам хотя бы немножко ограничивать себя и ставить на тот путь, который ведет к миру, к взаимной любви и спасению.

http://pravoslavie.ru/91881.html

Апостол Андрей Первозванный и преподобный Антоний Печерский. Икона конца XIX в. В конце XIX века со святой горы Афон была прислана в Россию икона, писанная неким святогорцем, простая и трогательная, как детская картинка. Изображены на ней стоящие на Киевских горах апостол Андрей Первозванный и преподобный Антоний Печерский. Апостол Андрей держит в одной руке Евангелие – запечатленный символ Бога Слова, проповедуемого им по всей Скифии; другой, слегка приподнятой ладонью вверх, указывает на расстилающийся ландшафт, заставляя вспомнить свое пророчество, сохраненное «Повестью временных лет»: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И как бы ответствуя на этот призыв, преподобный Антоний, пришедший на указанное место тысячу лет спустя, стоит, спокойно опираясь на посох, со свитком, на котором начертано: «Аз не к тому боюся Бога, но люблю». Между ними – стены, кельи и храмы Киево-Печерского монастыря, а над всем на облаке осиянная солнцем Богородица развернула омофор – Свой пречистый покров над Россией. Прошел или нет святой Андрей Первозванный встречным путем «из варяг в греки», был он на Днепре телом или духом – для православного сознания факт второстепенный. Главное, что семя было брошено и что Русская Церковь восприняла преемственность от первого из апостолов, призванного Самим Господом. Преподобный Антоний проделал долгий путь – и страннический посох на иконе свидетельствует о том – от черниговской земли до Афона, являющегося вторым уделом Божией Матери, и обратно на Русь, которой суждено было стать третьим уделом Богородицы, врученной, как и Святая гора, Ее особому попечительству. С молодых лет послушный Божией воле, он продолжил труды апостола Андрея, утверждая христианскую веру во спасение родной земли. Зрелым и опытным иноком обосновался святой Антоний на Киевских горах, где в скором времени возник монастырь с главным храмом в честь Успения Божией Матери. Сама Царица Небесная отправила на берега Днепра каменщиков строить «Богородицыну церковь» и послала с ними небольшую икону Успения, ставшую главной святыней обители. «Хочу церковь построить Себе на Руси, в Киеве… К вам посылаю, к Антонию и Феодосию… Приду, чтобы видеть эту церковь, и буду в ней жить», – молвила Владычица (Киево-Печерский патерик).

http://pravoslavie.ru/2432.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Родоначальники монашества Преподобные Антоний и Феодосий Печерские 20.09.2017 1400 Время на чтение 7 минут Основатели Киево-Печерской Лавры, преподобные Антоний и Феодосий Печерские по праву почитаются родоначальниками монашества на русской земле. Это было то благословенное Богом время, когда безбрачные постники и труженики почитались настоящим христианским обществом на Руси. Благословение Святой Афонской горы Преподобный Антоний Печерский, почитаемый как начальник всех русских монахов, родился в конце X в. (ок. 983 г.) недалеко от Чернигова в местечке Любече; по некоторым данным, его мирское имя было Антипа. С юных лет будущий святой чувствовал влечение к духовной жизни и, горя желанием увидеть места земной жизни Иисуса Христа, посетил Палестину, а на обратном пути решился идти на Святую Гору Афон в Греции. В одной из Афонских обителей Антоний принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере. Когда же он приобрел в своих подвигах духовную опытность, было извещение от Бога игумену - отпустить преподобного на Русь. «Понятия об отречении от мира, об удручении плоти, отшельничестве и монастырском житии пришли к нам, конечно, разом с крещением, - пишет выдающийся русский историк Николай Иванович Костомаров . - Истинными утвердителями монастырского житья были Антоний, а более всего Феодосий, основатели Печерского монастыря». Как рассказывает «Печерский патерик» (сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его святых иноков), Антоний сначала сам выкопал пещеру недалеко от Берестова, в которой и прожил некоторое время. Во время же княжеской междоусобицы и гибели святых мучеников Бориса и Глеба, преподобный вернулся на Афон. Но снова было игумену извещение от Бога: «Пошли снова Антония в Русь: он Мне нужен там». Игумен, позвав к себе преподобного, сказал ему: «Антоний, есть Божия воля, чтобы ты шел опять в Русь, и да будет над тобой благословение от Святой Горы». И предрек игумен, что много от него произойдет черноризцев, и, благословив его, отпустил со словами: «Иди с миром». Вернувшись в Киев, преподобный взошел на холм, где теперь находится Киево-Печерский монастырь, а тогда был густой лес, отыскал пещеру Илариона и поселился в ней, помолившись со слезами: «Господи, да будет на месте этом благословение Святой Афонской Горы и молитва моего старца, который меня постриг, и утверди, Господи, жительство мое здесь». В этой пещере святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, «моляся Богу, ядый сухий хлеб, пия одну воду, и то мерою, через день или два, иногда по неделям копая пещеру, не давая себе покоя ни днем ни ночью, пребывая всегда в трудах, молитвах, бдении». Слава о нем распространилась по многим русским городам, к преподобному потянулись люди.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/20/...

Святой книжник. Отец русской истории преподобный Нестор Летописец Ирина Воробьева Источник: Журнал " Покров "      Ни мирского имени преподобного Нестора Летописца, ни его происхождения мы не знаем, между тем многое из того, что известно о Древней Руси сохранило перо именно этого человека – выдающегося агиографа, составителя главной древнерусской летописи – «Повести временных лет», автора «Чтений» о св. князьях Борисе и Глебе и «Жития прп. Феодосия Печерского» – литературного шедевра, вошедшего в «Киево-Печерский Патерик». Будущий монах Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор Летописец родился в 50-х гг. XI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию (+1074, память 3 мая) и стал послушником, затем иеродиаконом. О высокой духовной жизни Нестора говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». Преподобный Нестор Летописец      Преподобный Нестор – автор жизнеописаний святых князей Бориса, Глеба и преподобного Феодосия, создатель первой редакции «Повести временных лет» – так называемой Начальной летописи – самого древнего общерусского летописного свода. В ней излагаются события от времени сыновей Ноя и до вокняжения Владимира Мономаха в Киеве в 1113 г. Нестор говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 г.) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 г.), об «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 г.) и Крещении Руси (988 г.). Русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках.

http://pravoslavie.ru/124134.html

Интернет-ресурс " Древнерусская литература в рукописях " представлен в РНБ Санкт-Петербург, 25 мая 2016 г.      В главном здании Российской национальной библиотеки 24 мая состоялась презентация интернет-ресурса " Древнерусская литература в рукописях " , приуроченная к Дню славянской письменности и культуры, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . Теперь любой читатель в открытом доступе сможет ознакомиться с уникальными древними манускриптами, среди которых – Киево-Печерский патерик, " Слово о полку Игореве " , " Повесть о Петре и Февронии Муромских " , " Повесть о посаднике Щиле " , Лицевой летописный свод и другие. Ресурс предназначен для широкого круга читателей: исследователей, преподавателей и студентов, учителей и школьников, художников и любителей старины. Интернет-ресурс " Древнерусская литература в рукописях " подготовлен специалистами отдела рукописей и управления автоматизированных технологий Российской национальной библиотеки. Ресурс позволяет виртуально " листать " рукописные книги, рассматривать письмо, орнаментальный декор и миниатюры. Ресурс подготовлен на основе созданной в РНБ информационно-поисковой системы " Депозитарий " . Заместитель генерального директора по научной работе РНБ Владимир Фирсов. Фото Андрея Петрова. Презентацию открыл заместитель генерального директора по научной работе РНБ Владимир Фирсов. Он отметил, что в последнее время вновь усилился интерес к традиционной русской культуре. " Наша библиотека в течение ряда лет делает очень яркие шаги на пути сохранения нашей духовной культуры и литературы, в том числе и памятников древнерусской письменности. Одним из таких шагов по раскрытию нашего национального достояния является создание интернет-ресурса " Древнерусская литература в рукописях " . Раньше древние манускрипты были доступны для изучения только ограниченному числу исследователей. Современные технологии позволили нам сделать памятники древнерусской письменности не только более доступными, но и максимально удобными для ознакомления и исследовательской работы " , – сказал Владимир Руфинович.

http://pravoslavie.ru/93613.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010