Киево-Печерский патерик



  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Русская религиозность, Часть 1 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... рекомендовались Феодором Студитом в его «Завещании». До самого недавнего времени «Лествица» оставалась самой читаемой и почитаемой в России книгой о духовной жизни. Однако пользоваться греческими трудами для изучения русского аскетизма неправомерно, так как до сих пор неясно, насколько они были усвоены и вошли в русскую плоть и кровь. Если же ограничиваться русской литературой, то здесь исследователь находит, помимо проповедей Феодосия, только одного теоретика и один агиографический труд. Этот единственный теоретик – наш старый знакомый Кирилл Туровский, а агиографический труд – «Киево-Печерский патерик». Аскетические труды Кирилла Туровского Среди подлинных творений Туровского епископа три сочинения дидактического характера, развивающие его аскетические идеи; два из них имеют непосредственное отношение к монашескому призванию, о чем говорят их названия: «Сказание о черноризническом чине» и «Слово к Василию игумену, о мирском чине и о монашеском чине, и о душе, и о покаянии»; третий посвящен более общим этическим проблемам и называется «Притча о человеческой душе и теле». Все три произведения написаны в той же самой аллегорической манере, что и его проповеди, ... далее ...
Преподобный Иоанн ПечерскийИскать в Источникеazbyka.ru
... Феофил потерял зрение. Преподобный Марк перед кончиной на его мольбу умереть вместе с ним сказал: «Не желай смерти, она придет, хотя бы ты и не желал. Вот что послужит знамением близкой твоей кончины: за три дня до смерти ты прозреешь». Слова святого исполнились. Тело преподобного Феофила положено в Антониевой пещере, в гробе вместе с его братом преподобным Иоанном, вблизи мощей преподобного Марка. развернуть Краткие жития преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах О преподобных Марке Гробокопателе, Феофиле Плачливом и Иоанне (XI–XII) рассказывает Киево-Печерский Патерик. Два брата-инока, преподобные Феофил и Иоанн, так любили друг друга, что упросили преподобного Марка приготовить им одну могилу. Полные жития преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах Преподобные Марк, Иоанн и Феофил подвизались в Киево-Печерской обители в конце XI и самом начале XII вв. Занятием преподобного Марка было копать пещеры и готовить каморы – места для погребения братии (оттого он назывался Печерник, то есть живущий в пещере) . Но и при таком простом труде подвижник достиг необычайно духовного совершенства. Живя в ... далее ...
Самое главное и самое трудное — Василий — Дневник ...Искать в Источникеazbyka.ru
... по обсуждаемой тематике из доступного для дилетанта? · 15 января 2016 г. Василий, философия очень обширна, это и история философии и онтология, и гносеология, и социальная философия. Я люблю христианскую философию, особенно святых Отцов почитывать, русскую философию люблю, но не всю, сейчас больше почитываю житийную литературу, на ней тоже любви поучиться можно, еще как можно. Чтобы что-то порекомендовать, надо знать, что Вы конкретно хотите, а тема о любви очень обширна. Очень люблю Иоанна Златоуста читать по этому вопросу, его слог простой, не напрасно прозван Златоустом, прекрасны работы Иллариона Киевского, Иоанна Максимовича, очень полезно Древний Патерик читать, Киево-Печерский Патерик, там и философия наша и история и Священная история. И как то мне посоветовала в лавке православной женщина книгу Пестова " Современная практика православного благочестия " , найдите здесь в библиотеке и почитайте, эта книга своего рода энциклопедия для христианина спасающегося, там так много почерпнете, я бы назвала ее философией спасения, именно христианской, ибо и апостол советовал особо не увлекаться философиями чуждыми, чтобы не увлекли с пути спасения. Почитайте не ... далее ...
Вопрос к прекрасной половине - девушкам. — ...Искать в Источникеazbyka.ru
... этом свидетельствует хотя бы то, что она насильно не приводила к христианству своего сына Святослава, он так и погиб язычником, но видимо сила молитвы матери настолько велика, что была услышана и внук ее не только сам стал христианином, но через него пришла Божья благодать на Русь. Святость проявляется не только в сохранности мощей, но и в вере и делах. · 19 декабря 2015 г. Виталий, я по образованию историк и прекрасно знаю, что такое мнения, это концепции, теории, которые пишутся в зависимости от эпохи, политических настроений. А Нестор пишет не концепцию, и там погрешений никаких нет, Киево-Печерский Патерик - это подлинная история, которая писалась не от политических настроений, а руководствуясь Слову Божьему, это жития, а не биография между ними большая разница большая разница. Христианин должен руководствоваться не мнениями, а подлинной историей, тем что говорится в житиях, Патериках, произведениях православных историков. В России 19 века был такой учебник Иловайского по истории России, он переиздавался 13 раз в православной России, это о чем то да говорит, им пользовались в церковно-приходских школах, гимназиях. Не так давно он переиздавался, там также описана вся ... далее ...
Книга глаголемая "Описание о российских святых, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Марко гробокопатель и мертвии послушаху его; преставися в лето 6000 Жил в конце XI века. Трудился, копая к пещерам могилы для усопшей братии. Сказание о нем во втором послании Поликарпа к Акиндину. Ум. вероятно в 1102 году ( Филарет, Р. Св., декабрь, стр. 435 ) . Память 29 декабря. Мощи в Антониевой пещере. Там же хранится крест его, внутри пустой, служивший ему мерою для питья воды. 72. Преподобный Арефа, преставися месяца октября в 24 день В послании Симона епископа к черноризцу Поликарпу помещено сказание о том, как украденное у преп. Арефы имение вменилось ему в милостыню (Викторов, Киево-Печерский Патерик, стр. 54) . Ум. около 1190 года. Память 24 октября. Мощи в Антониевой пещере. 73. Преподобные Спиридон и Никодим просфорники Печерские Сказание о житии их в послании Поликарпа к Акиндину. Жили в первой половине XII века. Память 31 октября. Мощи в Антониевой пещере. Преподобный Спиридон очивает в положении молящегося. Три первые перста правой руки его соединены совершенно равно, а средний и мизинец пригнуты к ладони. Рука сложена так крепко, что если б кто захотел дать иное положение перстам ее, тот скорее мог бы переломить их, чем разогнуть ( Филарет, Р. Св., ... далее ...
От протопопа Аввакума до Федора Абрамова: Жития ...Искать в Источникеazbyka.ru
... о карьере проходимца Перегрина в одной из раннехристианских общин. 6См. : Филюшкин А. И. Тема покаяния в переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского (попытка герменевтического комментария) 200 лет первому изданию Слова о полку Игореве: Материалы юбилейных чтений по истории и культуре Древней и Новой России. 27–29 августа 2000 г. Ярославль; Рыбинск, 2001. С. 171–177. 7См. : Сазонова Л. И. Проложное изложение как литературная форма Литературный сборник XVII века Пролог. М., 1978. С. 26–53. 8О патериковых житиях см. : Ольшанская Л. А. «Прелесть простоты и вымысла…» Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик. М., 1999. С. 243–252. Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума… С. 144. Отметим попутно, что восхищение «пестротой», способность увидеть в ней «красоту и доброту» – резко индивидуальная особенность восприятия Аввакума, не только не опирающаяся на традицию, но и противоречащая ей. Для средневековой ментальности «пестрота» – знак принадлежности сфере зла (ср. древнерусскую поговорку «Рысь пестра извону, лживый человек – изнутри») . Идеалом же является «простота без пестроты», прообраз которой – горний мир Бога, организованный по принципу ... далее ...
Деяния совещания глав и представителей ...Искать в Источникеazbyka.ru
... к сожалению, не оставил нам достаточных документальных данных о действительной степени христианской культуры на Руси, но и то, что осталось, говорит за правильное и возвышенное усвоение христианства. Св. Митрополит Иларион «муж благокнижен, и постник», Митрополит Климент Смолятич «книжник и философ» являются яркою иллюстрацией высокого восприятия христианства среди новопросвещенных русских людей 11. Особое значение в церковно-религиозном отношении имел Киево-Печерский монастырь. Это был, без сомнения, столп и борец за православие, христианскую жизнь, культуру и русскую народность. Киево-Печерский патерик, подробно и художественно воспроизводящий высоту нравственных подвигов великих русских подвижников, был блестящим документом, удостоверяющим глубокое понимание русским народом христианского учения; недаром эта книга была одною из любимых нашего народа, а сам Киево-Печерский монастырь – как бы своего рода обетованной землей, куда стекались со всего нашего отечества ищущие духовных радостей, утешения и просвещения. Уже одно то, что Киевская Русь со своими святынями и ученостью долгое время в Московском государстве предносилась, как идеал, красноречиво говорит о ее ... далее ...
Киево-Печерский монастырь в древней России - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... навсегда сохранена была православным русским народом. Со времени введения церковной унии в юго-западной Руси киевопечерский монастырь опять оживает к открытой общественной деятельности на защиту православия от насилия латино-польского ига; в XVII веке в нём устроена была киевомогилянская коллегия, из которой свет духовного просвещения разлился и на Русь московскую и вновь оказал свое влияние на дела всей русской церкви. Но подробное раскрытие судьбы киевопечерского монастыря за это время уже не входит в задачу настоящей статьи. 1Источником для описания Киево-Печерского монастыря служить Киево-Печерский патерик, составленный из сочинений пр. Нестора летописца-повести его о начале печорского монастыря и о некоторых подвижниках печорских и написанного им подробного жития пр. Феодосия печорского, также из посланий Симона епископа владимирского к иноку Поликарпу и Поликарпа к Акиндину печорскому архимандриту. Рукописные списки Киево-Печерского патерика встречаются во многих библиотеках рукописей, между прочим и в библиотеке с. -петербургской духовной академии. Печатные издания патерика мы имеем и по, частям, и в целом виде. Сказания пр. Нестора о начале Печерского монастыря, ... далее ...
Плач третьей птицыИскать в Источникеazbyka.ru
... благословение на монашество преподобный Арсений Комельский и святитель Питирим Тамбовский. Но несравнимо чаще уходили тайно, вопреки родительской воле – преподобные Феодосий Печерский, Александр Свирский, Феодосий Сийский. И в наши дни случается; мальчик Саша, имея семью, совсем индифферентную к вере, скрылся из дому и вступил в монастырь. Мать, пока разыскивала его, не надеясьобрести жива, столько наплакалась и настрадалась, что начала понемногу молиться и, встретившись с сыном, уже не настаивала на его возвращении домой. Без конфликта не обходится, кажется, никогда. Уже Киево-Печерский патерик повествует о смущении, которое преподобный Антоний претерпел за пострижение отпрыска знатного боярского рода: разъяренный отец, сорвав с новоиспеченного инока монашеские одежды, повлек его в свои палаты [65]. Отец Иоасафа Белгородского не хотел его отпускать, даже имея извещение свыше, что сын станет архиереем. Семейные трения претерпел и святитель Игнатий (Брянчанинов) . А одного молодого человека, уже в наши дни, забрали из монастыря; он по врожденной тихости нрава не упрямился, молча плелся как на заклание; достигли станции, сели в вагон, поезд тронулся; тут ... далее ...
Русская средневековая эстетика. XI-XVII вв., ...Искать в Источникеazbyka.ru
... чувство возвышенного. Здесь религиозные и эстетические чувства тесно переплетались, составляли практически единое целое, характер которого может быть, пожалуй, с наибольшей точностью выражен понятием возвышенного в его средневековом, то есть религиозно окрашенном, значении, на чем подробнее я остановлюсь ниже. С появлением в Киеве первых монахов и основанием Киево-Печерского монастыря (летопись рассказывает об этих событиях начиная с 1051 г.) на Руси начинает распространяться и эстетика аскетизма 152. Ее носителем помимо переводной литературы стали первые русские жития святых и «Киево-Печерский патерик». В связи с тем что в этот период эстетика аскетизма еще не приобрела специфически русских черт, а практически повторяла византийский оригинал, я не буду здесь останавливаться на ней, а отошлю читателя к указанным работам с обещанием рассмотреть ее и на русской почве, но в более зрелый и самобытный период ее бытия на Руси, который приходится на конец XIV-первую половину XV в. Таким образом, в первые два века своего существования русская средневековая эстетика, как и художественная культура в целом, сделала необычайный скачок в своем развитии, практически достигнув ... далее ...

  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Киево-Печерский патерик
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"