Поэтому он всецело поддерживает инициативу ИППО употребить мирликийский капитал на строительство храма в Бари. 377 Передача капитала состоялась 7 декабря 1910 г. Храм и подворье в Бари были построены по проекту архитектора А. В. Щусева в 1913 г. 378 57 О них уже приходилось писать: Бибиков М. В. ВугапПпого551са. I. М., 2004. – и теперь вкратце повторим сказанное. 59 Артамонов Ю. А., Зайцев Н. В. Новые источники о паломничестве русских людей в храм Св. Софии в Константинополе-Стамбуле//Русь и Византия. Тезисы. М., 2008. С. 10–15; они же и Гиппиус А. А. Из древнерусской эпиграфики Константинопольской Софии//Ruthenica. Киев, 2009. Т. 8. С. 227–243 60 Каштанов Д. В. Русь и Фессалоники в XII-XIII веках: люди, идеи, пути//ВВ. 2006. Т-65. С. 94–106. 66 Nicephjri Grigorae Historia Byzantina, Bonnae,1829 – 1855. Vol. 1– 3 1952, P. 280 – 287; Da Costa-Louiller G. Saints de Constantinople aux VIII-e, X-e siecles//Byzantion. 1954.Vol. 24. P. 479–492. 67 Vasiliev A.A. The Russian Attack on Constantinople in 860. Cambridge (Mass.), 1946. Р. 70–89. 69 Веск H. – G. Kirche und theologische Literatur in byzantinischen Reich. Munchen, 1977.S. 512. 70 Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках//ДГ, 2000. М., 2003. С. 15–84. 72 О значении этих терминов см.: Литаврин Г. Г. Болгария и Византия в X1-XII вв. М., 1960. С. 256–263. 75 Nicetae Paphlagonis Vita s. Ingatii, archiepiscopi Constantinopolitani//PG. Vol. 105. Col. 516 CD. 76 История Византии. М., 1967. Т. 1–3. Т. 2. С. 226; Ahrweiler H. Les relations entre les Byzantine et les Russes au IX’siecles//Bulletin d’information et coordination. 1971. Vol 5.P.64. 77 Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст, перевод, комментарий/Г. Г. Литаврин, А. П. Новосельцев. Сер.: Древнейшие источники по истории народов СССР. М„ 1989; 1991. С. 37–39. 89 Eustathii Thessaionicensis Commentarii ad Homeri IIiadem. Lisiae, 1827–1830. Vol. 1–4. 723. 42 и след. 91 Бибиков М. В. Пути имманентного анализа византийских источников по средневековой истории СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Сидорова . – М.: ПСТБИ, 2000. 64 . Скабалланович, 1995. – Скабалланович, М. Толковый типикон. – М.: Паломник,1995. 65 . Скворцов, 2003. – Скворцов, К. Философия отцов и учителей Церкви (период апологетов). – Киев, 2003. 66 . Тестелец, 2004. – Тестелец, Я. : Баррет, Ч.К. Евангелие от святого Иоанна. Введение с комментарием и примечаниями к греческому тексту//Альфа и Омега. – 2004. – 2 (40). 67 . Тихомиров, 2000. – Тихомиров, Л. Религиозно-философские основы истории. – 3-е изд. – М.: Москва, 2000. 68 . Троицкий, 2001. – Иларион (Троицкий) ,архиеп. Без Церкви нет спасения [сб. ст.]. – Москва: Сретен. монаст.; СПб.:Знамение, 2001. 69 . Трубецкой, 2000. – Трубецкой, С. Учение о Логосе в его истории. – М.: Аст Фолио, 2000. 70 . Тюленев, 2000. – Тюленев,В.М. Лактанций : христианский историк на перекрестке эпох. – СПб.: Алетейя, 2000. – (Античное христианство. Исследования). 71 . Хитров, 1999. – Хитров, М., свящ. Светочи христианства. – М.: Благовест, 1999. 72 . Юлихер, 2001. – Юлихер, А. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского Собора//Раннее христианство. Т. 1. – М.: Аст Фолио, 2001. 73 . Harnack, 1923. –Harnack, A. The «Sic et Non» of Stephanus Gobarus. Harvard Theological Review 16 (1923) pp.205–234. – Интернет публикация с сайта CCEL. – www.ccel.org.   III. Учебная и справочная литература 74 . Болотов,1994. – Т.1. – Болотов, В.В. Лекции по истории древней Церкви. – М., 1994. – Т.1 75 . Болотов,1994. – Т.2. – Болотов, В.В. Лекции по истории древней Церкви. – М., 1994. – Т. 2. 76 . Булгаков, 1857. – Т.2. – Макарий (Булгаков) , архиеп. Православно-догматическое богословие. Т.2. – СПб., 1857. 77 . Горский, 1999. – Горский, А.,прот. История Евангельская и Церкви Апостольской. – СПб.,1999. 78 . Гумилевский, 1996. – Филарет (Гумилевский) , архим. Историческое учение об отцах Церкви. – М.: Паломник, 1996. – (Святые отцы и учители Церкви в исследованиях православных ученых). 79 . Давыденков, 2005. – Давыденков, О., свящ. Догматическое богословие: учебн. пособ. – М.: ПСТГУ, 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 2000. 60. Псалтирь пророка и царя Давида, пер. на русский язык/Пер. Е. Н. Бируковой и И. Н. Бирукова. М.: Изд–во ПСТГУ, 2007. 61. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. Christliche Verlagbuchhandlung Paderborn, 1999. 62. Сергий (Соколов), архим. Священное Писание Ветхого Завета. Исторические книги. Сергиев Посад, 1995. 63. Сергий (Соколов), еп. Священное Писание Ветхого Завета. Пророческие книги. Сергиев Посад, 1996. 64. Сидоров А. И. Святитель Кирилл Александрийский. Его жизнь, церковное служение и творения. В кн. Творения святителя Кирилла, епископа Александрийского. Кн. 1. М.: Паломник, 2000. 65. Симеон Новый Богослов, прп. Деятельные и богословские главы //Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. 66. Симеон Новый Богослов, прп. Творения: В 3 т. СТСЛ, 1993. 67. Софроний (Сахаров), иеромон. Старец Силуан. Париж, 1952. 68. Толкование на паремии (на основании труда еп. Виссариона Нечаева). М., 1997. 69. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета (издание преемников А. П. Лопухина): В 12 т. (Репринт по изд. СПб., 1904–1913. Т. 1. 1904; Т. 2. 1905; Т. 3. 1906; Т. 4. 1907; Т. 5. 1908; Т. 6. 1909; Т. 7. 1910; Т. 8. 1911; Т. 9. 1912; Т. 10. 1912; Т. 11. 1913; Т. 7а 1913). Стокгольм, 1987. 70. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни//Избранные произведения. Ростов–н/Д: Феникс, 1998. 71. Феодор (Поздеевский), архиеп. Жизнеописание. Избранные труды. СТСЛ, 2000. 72. Феодорит Кирский, блж. Изъяснение псалмов. М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. 73. Феодорит Кирский, блж. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. 74. Феодорит Кирский, блж. Творения. СТСЛ, 1906–1907. Творения святых отцов в русском переводе. Изд–во при МДА. Т. 29. Ч. 4; Т. 30. Ч. 5. 75. Феофан (Быстров), архиеп. Тетраграмма или Божественное ветхозаветное имя . Киев, 2004. 76. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения: В 2 т. М.: Изд–во Свято–Успенского Псково–Печерского монастыря; Паломник, 1994.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

О, если бы они могли чувствовать и сознавать вполне, какая это великая и невосполнимая для них потеря! О, как неблагоразумны и как много грешат против умирающих их сродники и ближние, допуская больных лишаться этого благодатного дара! Страшное и непонятное дело! То, что милосердие и человеколюбие Божие даровало нам для здоровья и жизни, как средство против недугов и болезней душевных и телесных, то самое считается предвестником и обречением на смерть и приготовлением к ней!.. Мнение это крайне одностороннее и произвольное и не имеет основания ни в заповеди апостола об елеосвящении, ни в чине, по которому оно издревле совершается в Православной Церкви» (Таинство святого елея. М., 2008. С. 9–10). Может ли собороваться физически здоровый человек? Епископ Венедикт (Алентов) , автор книги «К истории православного богослужения: Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства елеосвящения» пишет: «Наряду с совершением таинства св. елея над больными для уврачевания их болезней в древнехристианской Церкви особым явлением было применение св. елея над кающимися. Благоприятным условием для употребления св. елея над кающимися служило указание апостола Иакова на отпущение в таинстве елеосвящения грехов. Этим благодатным свойством таинства елеосвящения Церковь и пользовалась, применяя над кающимися… Совершение таинства св. елея над здоровыми было, в сущности, дальнейшим развитием литургической практики совершения над кающимися, и так же, как последним, оно служило им к уврачеванию духовных недугов – грехов» (Киев, 2004. С. 66–67, 72). По правилам Православной Церкви, больной, над которым совершается елеосвящение, должен находится в сознании. Однако священник должен быть внимательным к больному. Опытно знаю, что иногда может казаться, что человек лишен сознания, но на самом деле он слышит и понимает происходящее. Телесно он настолько скован, что кажется лишившимся сознания. Поэтому при отсутствии полной уверенности в том, что больной лишен сознания, лучше решение принять в пользу милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

История Русской Церкви в пяти периодах (репринт). М.: Издание Сретенского монастыря, 2001. 64. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Киев: Христианско-благотворительная ассоциация «Путь к Истине», 1991. 65. Хланта К. История Белокриницкой иерархии в XX веке. Дипломная работа. Калуга: Московский Патриархат, Калужская Духовная Семинария, 2005. 66. Шахов М.О. Старообрядчество, общество, государство. М.: «СИМС» совместно с благотворительным фондом развития гуманитарных и технических знаний «СЛОВО», 1998. 67. Шашков А.Т. Аввакум./Православная Энциклопедия. Т.1. А-Алексий Студит. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. 68. Шашков А.Т. Епифаний./Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.3 (XVII в.). Ч.1, А-З. СПб., 1992. 69. Шашков А.Т. Из истории сибирской ссылки протопопа Аввакума.//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. Трудов. Вып.3./Гос. Исторический музей; Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М.: Языки славянской культуры, 2004. 70. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Вече, Лепта, 2010. 71. Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. Московское царство. СПб.: Издательство «Алетейя», 2000. 72. Щапов А. Земство и Раскол. Выпуск первый. СПб., 1862. 73. Юхименко Е.М., Понырко Н.В. «История об отцах и страдальцах соловецких» Семена Денисова в духовной жизни русского старообрядчества XVIII-XX вв./Денисов С. История об отцах и страдальцах соловецких. М., 2002. Рейтинг: 6.9 Голосов: 33 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Макарий (Булгаков) митроп. История Русской Церкви, книга седьмая. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996, с.21.  Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. СПб., 1895, с.3.  Плотников К., свящ. История русского раскола известного под именем старообрядчества. Петрозаводск, 1898, с.1.  Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви в пяти периодах (репринт). М.: Издание Сретенского монастыря, 2001, с.607.  Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, печ.

http://pravoslavie.ru/74764.html

63 См.: Τρεμπ λα Π.Ν. Δογματικ . Т. 1—3. Аθ ναι, 1959—1961. 64 См.: Θεοδ ρου . στορ α τ ν δογμ α των. θ ναι, 1963. 65 См.: Σκουτ ρη Κ.Β. Ιστορ α δογμ α των. Т. 1—2. θ ναι, 1998—2004. 66 См.: Jycmuh Попови06;. Догматика Православне Цркве. Т. I-III. Београд, 1980. 67 См.: Stniloae D. Teologia Dogmatik Ortodox. Vol. 1—3. Bukureti, 1978. 68 Древние догматисты, как правило, строили свои системы в соответствии со структурой Символа веры, поэтому порядок изложения материала в них обычно следующий: о Едином Боге, о Сыне Божием, домостроительство Сына, Святой Дух, Церковь, эсхатология. 69 См.: Светлов П. Я. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Т. 1—2. Киев, 1910—1912. 70 Лосский В. Н. Предание и предания//Лосский В. Н. Богословие и боговидение. М., 2000. С. 537. 71 Там же. С. 542. 72 Augustini Hipponensis Epistula 120. 13//PL. Т. 33. Col. 458. 73 Викентий Лиринский, преп. Памятные записки. 2//Викентий Лиринский, преп. О Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С. 19. (Далее: Викентий Лиринский, преп. Памятные записки.) 74 Карташев Л. В. Вселенские соборы. М., 1994. С. 7. 75 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 11. 76 См.: Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 62—64. 77 Филарет Московский, свят. Слово 156, в день обретения мощей святителя Алексия//Филарет Московский, свят. Творения. В 5 т. Т. 4. М.: Новоспасский монастырь, 2007. С. 148. 78 Филарет Московский, свят. Слово 180, на вечерне дня Святой Пасхи//Филарет Московский, свят. Творения. Т. 4. С. 299. 79 Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви сост. свят. Филарет (Дроздов). Варшава, 1930. С. 5. (Далее: Пространный катихизис.) 80 Иоанн Златоуст, свят. Беседы на Евангелие от Иоанна. 78, 2//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. 8. Кн. 2. М.: «Радонеж» православное братство, 2002. С. 522. 81 Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. Кн. III. Гл. 4, 1//Ириней Лионский, сщмч. Творения. М., 1996. С. 225. (Далее: Ириней Лионский, сщмч. Против ересей.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

61 . Ткачев Е. Св. Исихий пресвитер Иерусалимский и его гомилетическое наследие. Дипл. работа МДС. – Сергиев Посад, 2004. – 145 с. 62 . Тьерри А. Несторий и Евтихий, ересиархи V века: вып. 1 и 2. Изд. доп. и перераб. – Киев [б. и.], 1880. – IV, 242, 270 с. 63 . Ферберн Д. Учение о Христе и Благодати в ранней Церкви. – М. Библ.– богосл. ин-т св. ап. Андрея, 2008. – XXII, 229 с. 64 . Фетисов H., свящ. Диодор Тарсский. – Киев. Типография И. И. Чоколова, Б. Житомирская, 1915. – 460 с. 65 . Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви, в 3 т. – СПб. [б. и.], 1859. – Т. 1 – C. XXX, 384, IV; Т. 2 – C. VIII, 384; Т. 3. – C. VIII, 450. 66 . Флоровский Г.В., прот. Византийские отцы V–VIII веков. из чтений в правосл. богосл. ин-те в Париже. – Париж: [б.и.], 1933. – 260 с. 67 . Фокин А.Р. Афанасий I Великий. Учение о грехопадении//Православная энциклопедия. Т. 4. – М. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. – С. 38. 68 . Фокин А.Р. Латинская патрология. Т. 1: Доникейская патрология (150–325 гг.): период 1-й. – М. Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 2005. – 362 с. 69 . Фокин А.Р. , Платон (Игумнов) , архим. Добродетель: Понятие добродетели в патристической традиции//Православная энциклопедия Т. 15. – М. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. – С. 477–484. 70 . Холл С.Д. Учение и жизнь ранней Церкви/Пер. с англ. – Новосибирск: Посох, 2000. – 324 с. 71 . Юрьевский А. Марк пустынник и его новооткрытое слово против несториан//Сборник сочинений студентов Казанской Академии. – 1900. – 1. – С. 1–66. 72 . MeGuckin J. A. St. Cyrill of Alexandria. The Cristilogical controversy: перевод первой части книги с англ.: дипломная работа МДС/Д. Полухин. – Сергиев Посад, 2009. – 169 с. Исследования и прочие работы на иностранных языках 1 . Amann. Е. Marc l’Ermite//Dictionnaire de théologie catholique/Éd. A. Vacant, E. Mangenot, cont É. Amann. T. 9.2. – Paris: Letouzey et Ané, 1927. – P. 1964–1968. 2 . Argles M.F. Marcus, sumamed Eremita//A Dictionary of Christian Biography, Literature, Sects and Doctrines/Ed. W. Smith and H. Wace. T. 3. – London: J. Murray, 1882. – P. 826–827.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

44   Щапов Я. Н., Белякова Е. В.Традиции святого Саввы Сербского на Руси//Свети Сава у Српско] истории и традиции. Београд, 1998. С. 359–368. 45 Кормчая. Л. 408. 46 Кормчая. Л. 408 об. 47 Кормчая. Л. 409. 48 Кормчая. Л. 410–410 об. 49   Щапов Я. Н.Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 159–234. 50 ГИМ. Син. 127. Л. 342–343 об. 51 См. об этом  Романов Б. А.  Люди и нравы Древней Руси. Л., 1947. С. 189–201. 52 Лаврентьевская летопись 6488 г. – ПСРЛ. Т. I. М., 2001. С. 79–80. 53 Правила Иоанна. 6 . –  Бенешевич В. Н.  Древнеславянская кормчая. II. С. 79. 54 Правила Иоанна. 14 – Там же. II. С. 83. 55 Правила Иоанна. 22 – Там же. II. С. 85. 56 Правила Иоанна. 18 – Там же. II. С. 84. 57 Вопросы Кирика. 39 – Там же. II. С. 93. 58 Послание митрополита Ионы вятским воеводам//РИБ. Т. 6. С. 595. 59 Вопросы Кирика. 45 –  Бенешевич В. Н.  Древнеславянская кормчая. II. С. 93. 60   Романов Б. А.Люди и нравы. С. 86–88. 61 Из «Слова святых отец, како жити Христианом» –  Яковлев В. А.  К литературной истории древнерусских сборников. Опыт исследования «Измарагда». Одесса, 1893. С. 213. 62 Правила Иоанна. 29 . –  Бенешевич В. Н.  Древнеславянская кормчая… II. С. 87. 63 Правила Иоанна. 33 . – Там же. С. 88. 64 РИБ. Т. 6. Стб. 142. 65 Там же. Стб. 279. 66   Владимирский-Буданов М. Ф.Очерки из истории русско-литовского права. Ч. II. Черты семейного права. Киев, 1890. 67 Древнерусские княжеские уставы. С. 89.  Щапов Я. Н.  Брак и семья в Древней Руси//  Щапов Я. Н.  Очерки русской истории, источниковедения, археографии. М., 2004. С. 17. 68   Владимирский-Буданов М. Ф.Обзор истории. С. 478. 69 Древнерусские княжеские уставы. С. 88. 70   Цатурова М. К.Русское семейное право XVI-XVIII вв. М., 1991. С. 6. 71 Стоглав. Гл. 18//  Емченко Е. Б.  Стоглав. С. 281. 72   Пушкарева Н. Л.Женщины Древней Руси. С. 115. 73   Цатурова М. К.Русское семейное право XVI-XVIII вв. М., 1991. 74 Соборное уложение 1649 года. Л., 1987. Гл. Х. Ст. 250, Гл. XX. Ст. 31, 61, 62.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

64 Перевод и транслитерацию текста мифа см.: Epics of Sumerian Kings: the Matter of Aratta/by Herman L.J. Vanstiphout; edited by Jerrold S. Cooper. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2003. (Writings from the ancient world; no. 20). 65 См.: Акимов B.B. Библейское повествование о потопе ( Быт. 6–9 ) и древняя ближневосточная литература//Материалы 10 Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных Дням славянской письменности и культуры, 24–26 мая 2004 г. Ч. 1. Минск, 2005. С. 138–150. 66 См.: Кассуто Умберто. Эпическая поэзия в Древнем Израиле//Библейские исследования: Сборник статей. Вып. 1. М., 1997. С. 113–150. 67 См.: Акимов В.В. Учение о Логосе в античной философии и христианском Откровении//Материалы 15 Международных Кирилло-Мефодиевских Чтений, посвященных дням славянской письменности и культуры (Минск, 21–24 мая 2009 г.). Минск, 2010. С. 156–167. 68 См.: Вейнберг И.П. Рождение истории: Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М., 1993. С. 316–318; фон Рад Г. Начало историописания в древнем Израиле//Библейские исследования: Сборник статей. Вып. 1. М., 1997. 69 В настоящее время эти рельефы хранятся в Британском музее. См.: Mitchell Т.С. The Bible in the British Museum. Interpreting the Evidence. London: The British Museum Press, 2001. P. 60–64. (Document 27). 70 См.: Акимов В.В. Эпоха правления иудейского царя Езекии: история и богословие истории//Труды Минской Духовной академии. 6. Жировичи, 2008. С. 103–112; Выдрин А., диак. Некоторые археологические свидетельства историчности повествования Летописца о царе Езекии в 2Пар. 29–32 //Скрижали. Серия «Ветхозаветные исследования». Вып. 3. Минск: Ковчег, 2012. С. 87–112. 71 См.: Compston Herbert Fuller Bright. The inscription on the stele of Mesa commonly called the Moabite Stone: The Text in Moabite and Hebrew, with Translation. London, 1919; Briend J., Caubet A., Pouyssegur P. La Louvre et la Bible. Paris, 2004. P. 206–207; Скнарь О., прот. Каменные страницы библейской истории. Исследования эпиграфических памятников Израиля и Иудеи периода Первого Храма вв. до Р.Х.). Т. 1. Киев: Послушник, 2013. С. 67–167.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

60 Ruprecht E. smh to rejoice.//Theological lexicon of the Old Testament Ed. by Jenni, E., & Westermann, C. Peabody: Hendrickson Publishers. 1997. P. 1275 61 Феодорит, еп. Кирский, блж. Т. 1. Изъяснения трудных мест Божественного Писания. М., 2003. С. 173–174 62 Christensen D. L. Deuteronomy 1–21:9.//Word Biblical Commentary. Vol. 6a. Dallas, 2002. P. 248 65 Такой вывод можно сделать на основании слов о том, что Бог почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. Втор.2:3 , сравн. Исх. Втор.31:17 ), принимая во внимание, что «седьмой день» все еще продолжается (в частности, в пользу этого говорит отсутствие указаний на «вечер и утро» как на границы седьмого дня. См. Филарет (Дроздов) , свят. Толкование на книгу Бытия. М.: «Лепта-Пресс», 2004, С. 63). Значит, на протяжении всего периода истории покой является образом Божественного бытия. В Новом Завете говорится о том, что праведники «войдут в покой» Божий (Евр. Втор.4:9–11 ). 66 В русском Синодальном переводе здесь добавляется союз когда, отсутствующий в еврейском тексте. Нам такое добавление кажется неоправданным и потому мы приводим эту фразу без союза когда (то же замечание относится к Втор.12 :10с). 67 Tigay J. H. Deuteronomy.//The JPS Torah commentary. Philadelphia: Jewish Publication Society, 1996. P. 123 68 Богоявленский И. Я. Закон о месте еврейского богослужения в Ветхом Завете.//Христианское Чтение, 1912, 9. С. 1043. 69 Покой, который давал Господь Израилю в это время, «носит еще весьма земной характер, но его обеспечивает Яхве, возжелавший иметь покой Свой во веки в Храме (Пс. Втор.131:14 ): Он взыскал тех, которые Его взыскали, и дал им покой (2 Пар. Втор.14:7 )». См. Словарь библейского богословия. Под ред. К. Л.-Дюфура. Киев – Москва, 1998. С. 826 70 Christensen D. L. Deuteronomy 1–21:9.//Word Biblical Commentary. Vol. 6a. Dallas, 2002. P. 248 71 Некоторые толкователи считают, что истоки закона о централизации богослужения нужно искать в эпоху судей или монархии; при таком подходе действительно можно интерпретировать слова Втор.12:8 как свидетельство о жертвоприношениях в разных местах во время возникновения этой концепции. В частности, повторение заключительной фразы Втор.12:8 в Суд. Втор.17:6 (каждый делал то, что ему казалось справедливым) может восприниматься как аргумент в пользу того, что закон об одном месте богослужения мог возникнуть как реакция на появление незаконного святилища в колене Дана. Однако та важность, которая придается этому закону в девтерономическом кодексе, все же убеждает в справедливости традиционной точки зрения о том, что впервые закон был сформулирован Моисеем (хотя записан мог быть позже).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010