сост. протодиакон Василий Марущак Жизнеописание святителя Гурия Архиепископ Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов) родился в 1814 году в городе Саратове в семье священника. Дед его, иерей Иоанн, служил в саратовском Свято-Троицком соборе с 1774 по 1826 год. После его смерти отец святителя Гурия, Платон Иванович, священствовал в том же соборе с 1826 года до своей кончины, последовавшей в 1841 году. У него и его супруги Екатерины Герасимовны было семеро детей. Самый старший Григорий (в монашестве Гурий), затем Георгий, умерший в сане диакона, Петр – священник Самарской епархии и Димитрий, состоявший на гражданской службе. Дочерей у отца Платона было трое: Александра – замужем за священником, Мария – жена чиновника и Елизавета – жена ректора Саратовской духовной семинарии протоиерея Иоанна Смельского. Первоначальное воспитание и образование Григорий Платонович получил в семье, под руководством добрых и благочестивых родителей, в кругу братьев и сестер. В доме царила особая атмосфера чистоты, взаимной любви и уважения, которую впитал в себя Григорий и которую сохранил до самой смерти. Когда ему исполнилось девять лет, его определили в местное духовное училище. Сохранилось воспоминание одного из сокурсников Григория Карпова – Петра Попова: «Григорий... имел нравственность отличную и характер смиренный, даже не развивался так, как другие ученики, а более занимался прилежно изучением уроков и чтением Нового Завета, был набожный, любил часто посещать храм Божий, где занимался на клиросе пением и чтением» 1 . Среднее образование Григорий Карпов получил в Саратовской духовной семинарии. Среди его наставников и преподавателей были такие замечательные люди, как епископ Иаков (Вечерков), смиренномудрый, ревностный архипастырь, своими миссионерскими трудами присоединивший к православию более двадцати тысяч раскольников-старообрядцев и крестивший две тысячи калмыков и иудеев. Сокурсники по семинарии вспоминали о Григории Карпове как о прилежном ученике, обладавшем замечательной памятью, ясностью мыслей и добрым характером. Он был человеком скромным и деликатным, вежливым в обращении, и потому знатные и благочестивые родители охотно приглашали его для воспитания своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

списках XV - XVII вв. Мученичество К. В период после монг. завоевания уровень почитания К. на Руси заметно снижается, в первую очередь, вероятно, из-за гибели мощей в Киеве. Это, однако, не сказалось на популярности в древнерус. книжности посвященных ему лит. текстов. Переводы и создание агиографических текстов, посвященных К., продолжались на Руси и в более позднее время, вплоть до рубежа XVII и XVIII вв. Очевидно, в кон. XIV в. на Русь приходит краткое Житие К. в составе стишного Пролога. В сер. XVI в. для московских комплектов Великих Миней Четьих свт. Макария , митр. Московского (в древнейшем, Софийском списке памятник отсутствует), было написано ( Верещагин. 1994; Он же. 1995. 1. С. 89-90; Он же. 2001. С. 467-484) либо разыскано в б-ке митрополии или ином московском книгохранилище ( Карпов. 2014. С. 25-32) анонимное «Похвальное слово» К. (нач.: «Великаго и неизреченнаго Божия проразумениа показание к человеком…»), в основе представляющее парафраз пространного Жития. Во 2-й пол. XVI в. проложный текст сказания о перенесении мощей К. был использован как источник при составлении Степенной книги ( Турилов. 1996. С. 47-48; Карпов. 2014. С. 52-53). В кружке кн. А. М. Курбского на рубеже 70-х и 80-х гг. XVI в. был выполнен перевод Жития К. и сказания сщмч. Ефрема о чуде с отроком с лат. издания в составе агиографического свода Л. Сурия ( Калугин. 1998. С. 53-54, 309; Он же. 2001; Карпов. 2014. С. 38-39). Особая краткая редакция Жития К. на западнорус. лит. языке («простой мове» - перевод с польского?) включена в Торжественник минейный, переписанный в 1669 г. в белорус. Кутеинском в честь Богоявления мужском монастыре (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. 82. Л. 182-184 - Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной б-ки. Вильна, 1882. С. 136-137). В 1689 г. Житие К., составленное свт. Димитрием Ростовским на основе греч. текста Симеона Метафраста, пространного Жития и «Похвального слова» в составе ВМЧ, было опубликовано в Киеве в 1-м т. его «Книги житий святых» и на протяжении XVIII - нач. XX в. многократно переиздавалось. В 1695 г. (старший датированный список - ЯМЗ. 515 (по кат. В. В. Лукьянова)) мон. Евфимий Чудовский заново перевел с греческого «Эпистолию к ап. Иакову» Псевдо-Климента в качестве предисловия к «Апостольским постановлениям» ( Панич. 2000). Память о К. прочно вошла на Руси в позднесредневековый религ. фольклор - так, в духовном стихе о Голубиной книге упоминается «соборная» церковь К. с его мощами, к-рая «выходила из моря» ( Бессонов. 1863. 77. С. 276; Назаренко. 2013. С. 17).

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Действительно ли это были последние три митрополита Церкви? – Нет, конечно, в тот момент епископов, находящихся на свободе, было больше. Мы знаем нескольких архиереев, которые служили в храмах, кто-то вообще отходил уже от активной церковной жизни, жил как частное лицо – такие случаи тоже известны. А эти иерархи стояли, что называется, у руля и были хорошо известны властям. Скажем, митрополит Николай выполнял особую миссию на территориях присоединенных – в Западной Украине и Западной Белоруссии. Он обладал уже большим авторитетом как очень активный член Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков и их сообщников – это было еще до встречи. Митрополит Николай также активно поддерживал Всеславянский антифашистский комитет. Он очень много выступал. В Москве, как правило, какие-то важные события были связаны с его именем, и, видимо, через него происходило налаживание контактов с государством – есть косвенные свидетельства этому. Митрополит Сергий на тот момент был самым авторитетным иерархом: когда, еще в Ульяновске, собралось архиерейское совещание, оно высказалось о желательности избрания владыки Сергия. Митрополит Алексий прилетел на встречу из Ленинграда, где находился вместе со своей паствой с начала блокады. Участники встречи со стороны руководства СССР: Г.Г. Карпов, И.В. Сталин, В.М. Молотов – Со стороны власти, кроме Сталина, были Молотов и Карпов. Почему именно они? Какую роль на тот момент они играли во власти? – Молотов – более чем известное лицо, министр иностранных дел. Точнее – нарком, по терминологии того времени. Карпов предлагал собрать все мощи и уничтожить. Молотов сказал: нет! Что им двигало? Вообще в советское время Сталин основные вопросы, касающиеся Церкви, решал сам, никому не перепоручал. Но церковные вопросы в правительстве курировали также Молотов и Ворошилов, а по партийной линии в ЦК ВКП (б) – Маленков и Жданов. Молотов, например, курировал утверждение программ духовных учебных заведений.

http://pravoslavie.ru/96729.html

Отношение руководителей Православных Церквей к экуменизму, точнее, их отношение к изменению позиции 1948 г., по рекомендации Карпова «осторожно выяснялось» на протяжении 1956 г. во время визитов церковных делегаций в Москву и ответных визитов делегаций РПЦ, в переписке с главами Церквей. К концу 1956 г. руководству Совета стало ясно, что назрел созыв нового всеправославного совещания глав Церквей. В январе 1957 г. Г.Г. Карпов «ориентировал» митрополита Николая: «Главной задачей по внешней работе Московской патриархии в 1957 году является созыв совещания глав и представителей православных церквей для решения вопросов об отношении к экуменическому движению» 69 . Учитывая опыт подготовки совещания 1948 г., митрополит Николай и Г.Г.Карпов посчитали, что совещание целесообразно приурочить к какому-либо церковному празднику. В письме от 21 мая в ЦК КПСС Карпов отмечал: «...Учитывая, что от поездки на специально созванное совещание некоторые церкви могут уклониться, патриархия намечает пригласить глав и представителей церквей на церковные торжества в связи с исполняющимся в ноябре 40-летием восстановления патриаршества в Русской православной церкви и использовать приезд делегаций для проведения совещания» 70 . Постановлением Секретариата ЦК КПСС от 13 июля 1957 г. проведение совещания глав Автокефальных Православных Церквей в Москве в ноябре 1957 г. по случаю 40-летия восстановления патриаршества в РПЦ было санкционировано. Первоначально намеченное на июнь 1957 года и затем на ноябрь, совещание и празднование 40-летия восстановления патриаршества, согласно «пожеланию восточных патриархов перенести торжества на более теплое время», было перенесено на май 1958 г. 71 . По информации митрополита Николая, принципиальная позиция высшего клира ряда Церквей за 10 лет не изменилась: «румыны, сербы, болгары, антиохийцы, греки категорически против участия в экуменическом движении, они все, за исключением греков, сторонники наших соглашений 1948 года» 72 . На проведенном в сентябре 1957 г. совещании представителей социалистических стран линия Москвы на сближение с экуменистами поддержки у коллег не получила, и Совет продолжил работу в этом направлении уже на уровне двусторонних встреч.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Карпов вернулся в совет, в переулок Островского, где уже сотрудники озабоченно сновали по кабинетам, выполняя поручения председателя о необходимых мерах по подготовке к похоронам патриарха. Пройдя в свой кабинет, Карпов буквально в несколько минут написал срочное секретное письмо Сталину с докладом о смерти патриарха Сергия, его завещании и информацией о местоблюстителе. Здесь же высказывалась мысль о возможности захоронения почившего патриарха в Богоявленском соборе. Во вторник 16 мая, в два часа дня, гроб с почившим патриархом был торжественно перевезен в кафедральный собор в сопровождении архиереев. В соборе уже собралась многочисленная толпа верующих, желавших проститься со своим патриархом. Гроб был установлен посреди собора. Наполовину он был закрыт зеленой патриаршей мантией, на нее был положен венок из живых белых роз. В ногах на особом возвышении поставлены икона и белоснежный патриарший куколь. Тут же – предносный патриарший крест и посох, а вокруг гроба – множество живых цветов. В левом Никольском приделе собора была приготовлена могила для патриарха. Два дня, 16 и 17 мая, Москва прощалась с патриархом. К Богоявленскому собору стекались тысячи и тысячи верующих, делегации епархий и приходов. …Забрезжил рассвет третьего дня. Длинной вереницей потянулся народ в кафедральный собор. Богомольцы заполнили огромный зал. На правой солее расположились представители дипломатического корпуса и военных миссий. Здесь же в качестве представителя советского правительства встал Г. Г. Карпов. В час дня началось отпевание. Все участвующее духовенство выстроилось в два ряда, тянувшихся от середины храма вокруг гроба и в алтарь. А вокруг престола образовался еще третий ряд. Надгробное слово произнес патриарший местоблюститель митрополит Ленинградский Алексий: – Не только отца лишились мы с кончиной святейшего патриарха, мы лишились в нем доброго пастыря и мудрого кормчего корабля церковного. Церковь православная скорбит об его утрате. Он весь принадлежит Церкви Божией… На короткое время судил ему Господь восприять высокое звание патриарха Московского и всея Руси, главы Церкви Российской, как бы для того только, чтобы дать ему полноту славы церковной в воздаяние его великих заслуг церковных, и для того, чтобы увенчать его церковные заслуги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Церковно-гос. отношения в Патриаршество Алексия I С т. зр. положения РПЦ в Советском гос-ве, определявшегося состоянием церковно-гос. отношений, время 25-летнего Первосвятительского служения А. можно разделить на 3 периода: янв. 1945 - авг. 1958 г., сент. 1958 - окт. 1964 г., окт. 1964 - апр. 1970 г. Патриарх Алексий I. Слева от него - Г. Г. Карпов, В. Аксёнов, справа - И. С. Козловский. 1952 г. Патриарх Алексий I. Слева от него - Г. Г. Карпов, В. Аксёнов, справа - И. С. Козловский. 1952 г. В первый период обстановка для Церкви в стране складывалась в целом благополучно: гос-во и КПСС не проводили широких антирелиг. и антицерковных мероприятий. В 1945 и 1946 гг. были отменены или существенно снижены отдельные налоги на сельское духовенство, существенно облегчены нормы и порядок налогообложения доходов мон-рей и предприятий при епархиальных управлениях, а также духовенства. Московской Патриархии, епархиальным управлениям и приходским общинам было предоставлено право юридического лица в части приобретения транспорта, покупки и строительства домов, производства церковной утвари. Принято было решение не препятствовать церковным общинам производить колокольный звон в городах и селах. Совнаркомам союзных и автономных республик, обл(край)исполкомам предлагалось предусматривать необходимость снабжения строительными материалами приходские общины для ремонта церковных зданий. Между Патриархом и председателем Совета по делам РПЦ Карповым установились хорошие деловые отношения, что помогало разрешать положительно многие просьбы и обращения Патриарха, удовлетворять обращения верующих. Председатель Совета высоко ценил и уважал Предстоятеля Русской Церкви. В одной из записок в ЦК КПСС в 1955 г. Карпов писал: «Патриарх Алексий продолжал начатое патриархом Сергием дело нормализации отношений между церковью и государством… Возглавляя самую большую и богатую из всех 14 православных автокефальных церквей мира - Русскую церковь, являясь хорошо образованным человеком и обладая способностью говорить с людьми и располагать их к себе, патриарх Алексий имеет большой авторитет среди духовенства и верующих как в СССР, так и за границей» (ГАРФ.

http://pravenc.ru/text/64694.html

20 сентября, понедельник. 10 ч. вечера. В канцелярии подготовил бумаги – в 1 час дня заседание Учебного комитета. Заслушали предложения и резолюцию Патриарха. Впечатление сильное. Савинский заявил – «жестоко» (о Ведерникове), он искренно религиозен и с душой отдается делу Академии. Но ...пришлось принять... Парийский говорил, что перед всенощным бдением прибегал к нему Георгиевский справиться о себе, говорил, что Савинский плачет... Сделали постановление о немедленной высылке отчетов по семинариям и Академиям и составлении общего. О стипендиях решили в течение года вопрос продумать. Заседание Учебного К-та. Киевскому я послал запрос о положении дела по подготовке к открытию Академии. По Саратову - отпустили 100 тыс. руб. на здание общежития; назначили Гринченко туда преподавателем. Если с Феогностом ничего другого не будет, то его - ректором в Саратов в сане архимандрита. 17 ноября, среда. Сегодня был у Г.Г. Карпова. 1. Подал ему доклад о разрешении приобретать для общепита семинарии и академии продуктов на базе оптом. Совет возбудит об этом ходатайство пред Министерством торговли. 2. Выяснил я неудобство впуска в Академическую церковь по пропускам до 500 человек. Необходимо увеличить хотя бы до 750-800 человек. Карпов сообщит завтра об этом Кушнареву. 3. По поводу разговоров о преподавании философии я подал записку о задачах преподавания философии, и ее необходимости. Карпов ответил, что препятствовать вам мы не будем. Только необходимо представить на утверждение Совета: Положение о Семинариях и Академиях и программы по общеобразовательным предметам; проконсультировавшись, он утвердит и сообщит. Это хорошо. 4. Об единоверцах - сообщить о практических затруднениях в осуществлении (нет храма и кадров). О финляндских ходатайствах, о пособии - нет возможности... 5. По поводу инцидента в Крис... (неразб.) Новгородской области. Карпов сказал: «им попадет»... 6. Предположение о переводе Тарасова в Новгород окружным благочинным одобрено. 7. Сообщил о Духовском корпусе в Лавре для Митрополита, канцелярии и церкви - Согласен. 8. Сообщил о ревизии в Академии и семинарии.

http://bogoslov.ru/article/1151751

Сергием (Страгородским ; патриарх Московский и всея Руси в 1943-1944), митр. Алексием (Симанским; с 1945 патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) и митр. Николаем (Ярушевичем) и принимал в ней участие 4 сент. 1943 г. Эта встреча положила начало новому этапу государственно-церковных отношений в СССР. Церкви были предоставлены определенные права и возможности для возрождения в стране религ. жизни, но под строгим контролем Советского гос-ва. Накануне встречи К. был вызван к Сталину для консультаций о положении РПЦ и др. Поместных Православных Церквей. В ходе беседы Сталин высказался за создание специального гос. органа для осуществления связи между правительством и Московским Патриархатом. Постановлением Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 14 сент. 1943 г. был организован Совет по делам РПЦ при СНК СССР (с 1946 при Совете Министров СССР). Председателем Совета стал К., сохранивший также пост начальника 5-го отдела НКГБ (с 1946 отдел «О» по «оперативной работе среди духовенства» МГБ). Под рук. К. в короткий срок в условиях военного времени была создана принципиально новая гос. структура с аппаратом уполномоченных на местах. Как глава Совета по делам РПЦ, К. рассматривал вопросы об открытии храмов и молельных домов, учебной и издательской деятельности Русской Церкви, решал финансовые и юридические проблемы церковных орг-ций и духовенства; проводил рабочие совещания с уполномоченными Совета, часто выезжал в регионы для проверки их работы. Во время служебных командировок принимал решения по ходатайствам верующих; встречался с епархиальными архиереями, со священнослужителями и с представителями местных властей, разъяснял принципы новой церковной политики. Патриарх Алексий I и Г. Г. Карпов с деятелями культуры. Фотография. 50-е гг. ХХ в. (Ар-хив ЦНЦ «Православная энциклопедия») Патриарх Алексий I и Г. Г. Карпов с деятелями культуры. Фотография. 50-е гг. ХХ в. (Ар-хив ЦНЦ «Православная энциклопедия») С 1945 г. под особым контролем К. находилась международная деятельность Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/1681145.html

Относительно времени преставления Н. в лит-ре существует 2 точки зрения. Согласно общепринятой, его следует относить к 1143 г. Основанием для данной датировки является внутренняя хронология повествования о Н. в КПП. Свт. Симон сообщает, что после пострижения, к-рое, как известно из летописи, состоялось в 1107 г., святой 3 года проработал в поварне и еще 3 года простоял у монастырских ворот. На 5-6-м году пребывания Н. в обители скончался Петр, после чего князь-инок прожил в подвижнических трудах еще 30 лет. Учитывая эти данные, мы получаем приблизительную дату смерти Н.- 1143 г., что не противоречит летописному известию о миротворческой миссии святого в 1142/43 г. А. Ю. Карпов придерживается др. т. зр. Он усомнился в обоснованности данной датировки и предложил отнести кончину Н. к 1151 г. На это, по его мнению, указывает то обстоятельство, что после сообщения о смерти святого в КПП упоминается «лишь один его брат - Изяслав Давидович ( 1161), но не упоминается другой - Владимир (погиб в битве на р. Руте в конце мая или июне 1151 г.)». В то же время Н. должен был преставиться «ранее 1156 г., так как под этим годом в летописи упоминается «Святошино место» в церкви Печерского монастыря» ( Карпов. 2016. С. 331). Сведения о 30 годах, к-рые святой провел в обители после кончины Петра, Карпов не берет в расчет на том основании, что время этой кончины точно неизвестно. Между тем в источнике есть прямое указание на то, что сириец принял постриг и скончался в мон-ре на 5-й (или 6-й) год подвижничества Н. Перед тем как стать монахом, Петр, обращаясь к святому, говорит: «Ты же 6 (в Арсеньевской редакции - 5.- Авт.) лет имаши в манастыри и места своего не позна» ( Абрамович. 1991. С. 116). Отсутствие упоминания о Владимире Давидовиче после сообщения о смерти Н. не может служить весомым аргументом в пользу отрицания хронологии, предложенной свт. Симоном, к-рый не только располагал не дошедшими до нас летописью и монастырским синодиком, но и знал лично младших современников князя-инока.

http://pravenc.ru/text/2692185.html

Святитель Гурий Таврический Архиепископ Таврический Гурий (Карпов) 29 марта 2009 года в кафедральном соборе Петра и Павла г. Симферополя пройдут торжества по случаю первого празднования памяти святителя Гурия, архиепископа Таврического, причисленного к лику местночтимых святых Священным Синодом Украинской Православной Церкви год назад – 18 апреля 2008 года. Архиепископ Гурий – в миру Григорий Платонович Карпов – родился в 1814 году в Саратове в семье священника. Окончив в 1837 году Саратовскую духовную семинарию, Григорий Карпов поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 12 июля 1838 года студент-академик был пострижен в монашество с именем Гурий – в честь святителя Гурия Казанского, 4 августа рукоположен в иеродиакона, а 20 ноября 1839 года – во иеромонаха. По окончании академии иеромонах Гурий был определен в Пекинскую духовную миссию. Десять лет, с 1840 по 1850 год, отец Гурий нес апостольские труды в далеком Китае. В 1851 году он был возвращен в Санкт-Петербург, где был возведен в сан архимандрита и определен смотрителем Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища. За противосектантский труд «О богоучрежденности епископского сана» (1855) архимандрит Гурий получил степень магистра богословия. В 1856 году архимандрит Гурий вновь отправляется в Китай. Проживший там в течение 18 лет сначала в качестве члена, а потом начальника миссии, он в совершенстве изучил китайский язык, свободно говорил и писал на нем, что позволило ему перевести на китайский язык Новый Завет, Псалтирь, ряд богослужебных книг. Его равноапостольные труды в Китае принесли Церкви богатые плоды: сотни китайцев приняли Православие. Позже, в 1900 году, во время так называемого «боксерского» восстания, в ночь с 23 на 24 июня (по григорианскому календарю) духовные дети отца Гурия – 222 человека во главе с священномучеником Митрофаном (священником-китайцем) – приняли мученическую смерть. 11 мая 1866 года состоялась хиротония архимандрита Гурия во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 28 ноября 1867 года он – епископ Таврический; 12 апреля 1881 года возведен в сан архиепископа.

http://pravoslavie.ru/29801.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010