Ангелов Д. Богомильство в Болгарии/Пер. с болг. М., 1954. Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. Екатеринбург, 2001. Божилов И., Гюзелев В. История на средновековна България, Ï VII- XIV век. София, 1999. Васильев А.А. Ласкарь Канан, византийский путешественник XV в. по Северной Европе и в Исландию. Харьков, 1914. Гарретт М. Венеция: История города/Пер. с англ. М., 2007. Горянов Б.Т . Поздневизантийский феодализм. М., 1962. Домбровский О.И., Махнева О А. Столица Феодоритов. Симферополь, 1973. И. Сумрак Buзahmuje: (Време Jobaha VIII Палеолога, 1392– 1448). Београд, 1984. Еманов А.Г. Север и Юг в истории коммерции. Тюмень, 1995. Жуков К.А. Эгейские эмираты в XIV-XV вв. М., 1988. Занемонец А.В. Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. СПб., 2008. Занемонец А.В. Геннадий Схоларий , патриарх Константинопольский (1454–1456). М., 2010. КажданА.П. Аграрные отношения в Византии XIII-XV вв. М., 1952. Каллист (Властос), мон. Марк Эфесский и Флорентийский Собор. М., 2009. Карпов С.П. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII-XV вв. М., 1981. Карпов С.П. Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII-XV вв.: Проблемы торговли. М., 1990. Карпов С.П. Путями средневековых мореходов: Черноморская навигация Венецианской республики в XIII-XV вв. М., 1994. Карпов С.П. Латинская Романия. СПб., 2000. Карпов С.П. История Трапезундской империи. СПб., 2007. Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . М., 1996 (переизд.). Культура Византии, [III]: XIII – первая половина XV в. М., 1991. Курбатов Г.Л. Скандербег – народный герой Албании. Л., 1961. Лебедева И.Н. Поздние греческие хроники и их русские и восточные переводы. Л., 1968. (Палестинский сборник. 18). Литаврин Г.Г. (ред.). Развитие этнического самосознания народов Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы в XV в. Лосева О.В. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М., 2001. Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. КАРПОВ: Насколько активно католическая церковь вмешивается в дела государства в Аргентине и Латинской Америке? Х. К. КРЕКЛЕР: Есть какое-то влияние церкви. Все-таки мы католики. Вы видели, какое количество народа вышло на Plaza de Mayo, чтобы приветствовать нового Папу. Это демонстрирует влияние и интерес, который существует к католической церкви. В. КАРПОВ: Президент Аргентины попросила понтифика вмешаться в конфликт по Мальвинским островам. Чего аргентинцы ждут от возможного вмешательства Папы в этот конфликт? Х. К. КРЕКЛЕР: Как вы знаете, у Великобритании и Аргентины есть территориальный конфликт. Аргентина хотела бы сесть за стол переговоров с Великобританией. Существует масса резолюций ООН, которые говорят о том, что стороны должны сесть за стол переговоров и обсудить будущее суверенитета Мальвинских островов. Президент Аргентины говорила Папе, что Аргентина бы очень хотела сесть за стол переговоров. Я думаю, что это возможно. В. КАРПОВ: То есть вы ждете от Франциска, что он может стать посредником в этом диалоге? Х. К. КРЕКЛЕР: Это может быть и так. Но Президент высказала это в качестве комментария к Франциску, чтобы он имел в виду, что есть такой вопрос, что Аргентина была бы заинтересована сесть за стол переговоров. В. КАРПОВ: Вопрос, на который вы можете не отвечать. Как вы думаете, Папа Франциск обязан будет занять сторону Аргентины в этом вопросе? Х. К. КРЕКЛЕР: Мы не рассчитываем, конечно, что Папа станет на сторону Аргентины официально или личным образом. Даже резолюции ООН подтверждают, что мировая общественность выступает за то, чтобы две стороны сели за стол переговоров. И Россия тоже поддерживает такую позицию. Нам главное иметь возможность поговорить и определить будущее этой территории. В. КАРПОВ: Последний вопрос, который касается России и Аргентины. Может, Папа Франциск будет способствовать налаживанию отношений РПЦ и католиков? Потому что впервые с 1054 года на интронизацию Папы приехал и Патриарх Константинопольский! И это событие! Возможно, нечто подобное состоится на уровне Патриарха Московского и Всея Руси и Папы Римского.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Карпов себя чувствовал очень неуверенно в тот момент, когда все это обнаружилось – хотя ничего особенного обнаружить было нельзя. Карпов как был, так и оставался партийным функционером. Но он срочно пишет в марте 1959 года письмо, в котором пытается подчеркнуть свою деятельность, очень важную для государства, которую он осуществляет над церковной жизнью. «Из 14 автокефальных православных церквей мира 9 церквей целиком поддерживают начинания Московской Патриархии (это значит, хорошо – прот. Г.М.). Сейчас предполагается подготовить и провести в течение одного-двух лет Вселенский Собор или совещание Православных Церквей мира (опять Карпов выступает, как видите, как новый Константин. – прот. Г.М.). Как можно проводить эту работу, если мы будем поощрять грубое администрирование по отношению к Церкви и не реагировать на извращения в научно-атеистической пропаганде? Я считаю недопустимым такие действия, как взрыв церковных зданий». Я думаю, среди вас есть люди, которые помнят взрывы церковных зданий даже в нашем городе – на Сенной площади, например. Да, это такая большевистская традиция, забытая на некоторое время, вновь, так сказать, реанимирована была при Хрущеве. Но Карпов, конечно, понимал, что ему сейчас нужно быть максимально осторожным. Понимал это и Патриарх Алексий. А вот митрополит Николай к этому времени, видимо, уже потерял всякое терпение. Он ведь один раз это уже пережил тогда, в 1948–49 годах, вся жизнь была брошена, принесена в жертву этой политике компромиссов, которая должна была спасти Церковь . Но все перечеркивается. Потом вдруг опять начинается какое-то потепление, опять он делает все возможное и невозможное, чтобы доказать, что Церкви может доверять советское государство. И опять – новый виток. Карпов потом отмечал, что придя к нему, митрополит Николай (это было в феврале 1959 года), «в раздраженном тоне, нервничая и возмущаясь, заявил, что с осени 1958 года началось новое наступление на церковную жизнь, равнозначное походу на Церковь до войны 1941–45 годов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Макария «И. Р. Ц.» XII, стр. 77. 40 «Акты Ю. и З. России», X, 705–765, 741 и 774. Соловьев, X, 292. Карпов, «Критич. обзор», М. 1870, стр. 86. Его же статья «Прав. Об.», 1871, IX, 315. 41 Гадячские статьи. Соловьев, XI, 37. Карпов, «Киевск. митрополия», III, 56. Чистович, «Очерк истории западной церкви», II, 137. «Акты Ю. и З. Р.», IV, 36. Макарий «И. Р. Ц.» XII, 542 и сл. 44 Соловьев, XI, 4. Карпов, III, 135–137. На Мефодия распространялось и проклятие Никона, наложенное на рукополагавшего его Питирима. Макарий, «И. Р. Ц.» XII, стр. 570. 47 Подтвердительная грамота на епископию белорусскую Иосифу, старшему виленскому обозначена 1662 годом. В 1670 г. копия с этой грамоты выдана архимандриту слуцкому Феодосию Василевичу. «Историко-юридические материалы из актовых книг витебских и могилевских». Витебск, 1879 X, 485. О распрях из за второго претендента Антония Винницкого см. Макарий «И. Р. Ц.» XII, стр. 581. Евгений «Оп. Киево-соф. собора» стр. 190. 50 Карпов, III, 127. Соловьев, XI, 183. Костомаров, «Руина» («В. Е.» 1879, V, 35. Ист. мон. XV, 144). 55 Соловьев, XII, 40. Карпов, III, 173. Костомаров, «Руина» «В. Е.», 1879, VIII, стр. 597, Ист. м. XV, 232). 58 Об этой близости заключаю по следующим обстоятельствам: 1) Димитрий называет Дзика «преподобнейший мой игумен» (записывая год его смерти), а об других игуменах так он не упоминает; 2) М. Дзик благословляет путешествующего Димитрия мощами, переписывается с ним и, уже будучи игуменом Михайловского м., позволяет Дмитрию остаться в Слуцке (Соч. I, 461), но с тем, чтобы ему Дмитрию сие угодно было. 61 Об энергии Тукальского, как защитника православия против унии может свидетельствовать следующий факт. В 1646 г. будучи игуменом Купятицкого монастыря, он собственноручно избил иеромонаха Боцевича за то, что тот принял унию и ездил жаловаться Луцкому униатскому епископу. Вот что приговаривал Тукальский: «a zdrayco, szalbierzu, unicie, ty do Ianowa jedzi, a tam juz unitem zostaé " s у dusz swoi do pieka zaprzedales! potzeba ci sprztns zeby ludzi nie zaraa».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Из сочинений М.Грека видно, что тогда происходила оживленная переписка (епистолии) между Николаем Люевым, Карповым и Максимом Греком 1013 . Из них до нас дошло четыре послания М.Грека, обращенных прямо к Ник. Немчину 1014 и 5 посланий к Федору Карпову 1015 и, к сожалению, лишь два (печ.) послания последнего к М.Греку 1016 и одно к м. Даниилу; но переписка его с М.Греком была более значительна 1017 . Из напечатанных недавно посланий М.Грека и Карпова по поводу богословских мнений Н.Немчина (о первом лице Троицы), причем Карпов сначала обратился к нему через близкого к Максиму Власия, видно, что ходили разные толки, которые и вызвали на обмен мыслей (грамотами) между М.Греком и Карповым, после которых Максим признал недоразумения исчерпанными 1018 . В другой раз Карпов обратился к Максиму за разъяснением некоторых мест в книге Ездры (III, 6, 47–54), о виде земли и об Енохе и Левиафане. М.Грек дает свое толкование, основываясь на соч. Исидора Испалийского (Originum sive Etymologiarum libri XX 1019 ). Между тем, Карпов подвергся опале, быть может, в связи с придворными отношениями, и митр. Даниил написал ему послание о смиренном несении испытания, на что отвечал ему Карпов, коснувшись некоторых современных явлений русского общества. В своем месте мы обратимся к ним, а здесь заметим, что и в этом послании Карпов обнаруживает интерес к знаниям и выдающиеся по тому времени познания. Взамен похвал Даниила Карпову, который расточал их ему, последний платил такой же монетой м. Даниилу, называя его «учителем света», «светлой звездой», «цветом добродетели», который «гнушается смрада клеветы» и т. д.; благодарит его за внимание, но не решается писать много, так как он «одержим великими скорбями» и обещает написать подробнее впоследствии. Он не может согласиться с советом м. Даниила, что необходимо все претерпевать и побеждать терпением. В монастырях братии не следует никогда оскудевать в этом; но в мире человек подчинен другим и сам имеет в подчинении слуг; иной увлекается оружием, другой конями, третий красивой одеждой, серебром или пенязями и домашние потребности отягощают человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Митрополиты Сергий и Алексий просили Сталина разрешить открыть богословские курсы в нескольких епархиях. Как пишет Карпов, Сталин, согласившись с этим, в то же время спросил, почему они ставят вопрос о богословских курсах, тогда как правительство может разрешить организацию духовной академии и открытие духовных семинарий во всех епархиях, где это нужно. Митрополит Сергий заговорил о возобновлении издания «Журнала Московской Патриархии». «Журнал можно и следует выпускать», – сказал Сталин. Митрополит Сергий поднял важнейший для Церкви вопрос об открытии приходов, о возобновлении нормальной церковно-приходской жизни в стране. Об этом ему постоянно говорят епархиальные архиереи, и он, со своей стороны, считает необходимым предоставить им право вступать в переговоры с гражданской властью по вопросу открытия храмов. Митрополиты Алексий и Николай поддержали митрополита Сергия, отметив при этом неравномерность расположения церквей в Советском Союзе и высказав пожелание в первую очередь открывать храмы в областях и краях, где их нет совсем или где их мало. Риск поднять перед Сталиным самую больную тему взял на себя митрополит Алексий. Он просил об освобождении архиереев, находившихся в ссылках, тюрьмах и лагерях. Сталин ответил: «Представьте такой список, рассмотрим». Тогда митрополит Сергий поднял вопрос о праве священнослужителей на свободное проживание и передвижение внутри Союза, о снятии с них ограничений, связанных с паспортным режимом, и о том, чтобы власти разрешили богослужение тем священнослужителям, которые вышли из заключения. Как пишет Г. Г. Карпов, Сталин предложил ему этот вопрос изучить. И тут Сталин сообщил митрополитам, что правительство собирается образовать Совет по делам Русской Православной Церкви и предложил его председателем назначить Г. Г. Карпова. Как потом рассказывал патриарх Алексий I, это предложение их встревожило: Карпов был известен в церковных кругах как чекист, который с крайней жестокостью вел дела священнослужителей. Но все трое, как пишет Карпов, заявили, что они весьма благодарны за это правительству и лично товарищу Сталину и весьма благожелательно принимают назначение на этот пост товарища Карпова. Сталин предложил подобрать двух-трех помощников, которые будут членами совета, образовать аппарат, но помнить, что Карпов не обер-прокурор и что своей деятельностью он должен больше подчеркивать самостоятельность Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Помещения в Новодевичьем монастыре,– ответил Сталин,– товарищ Карпов посмотрел, и они совершенно не благоустроены, требуют капитального ремонта, и для того чтобы занять их, надо еще много времени. Там сыро и холодно. Ведь надо учесть, что эти здания построены в XVI в. Правительство вам может предоставить завтра же вполне благоустроенное и подготовленное помещение: трехэтажный особняк в Чистом переулке, который занимал ранее бывший немецкий посол Шуленбург. Но это здание советское, не немецкое, так что вы можете совершенно спокойно в нем жить. При этом особняк мы вам предоставляем со всем имуществом, мебелью, которая имеется в особняке, а для того чтобы иметь представление об этом здании, мы сейчас вам покажем план его». Сталин не оставил без внимания и снабжение Патриархии продуктами, обещал в ближайшие дни предоставить 2–3 легковых автомашины с горючим. Затем Сталин поинтересовался у митрополита Сергия и его спутников, нет ли у них еще каких-либо вопросов к нему, нет ли других нужд у Церкви. «Причем,– как замечает Карпов,– Сталин спросил об этом несколько раз. Все трое заявили, что особых просьб больше они не имеют, но иногда на местах бывает переоблажение духовенства подоходным налогом, на что товарищ Сталин предложил мне в каждом отдельном случае принимать соответствующие меры проверки и исправления». И тут Сталин сообщил митрополитам, что правительство собирается образовать Совет по делам Русской Православной Церкви и предложил его председателем назначить Г. Г. Карпова. Как потом рассказывал Патриарх Алексий I, это предложение их встревожило: Карпов был известен в церковных кругах как чекист, который с крайней жестокостью вел дела священнослужителей. Но «все трое,– как пишет Карпов,– заявили, что они весьма благодарны за это правительству и лично товарищу Сталину и весьма благожелательно принимают назначение на этот пост тов. Карпова» 413 . Сталин предложил подобрать 2–3 помощников, которые будут членами Совета, образовать аппарат, но помнить, что Карпов не обер-прокурор и что своей деятельностью он должен больше подчеркивать самостоятельность Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Иона II епископ, рукоположен в апреле 1523 упоминается в мае 1535 † неизвест. Геннадий епископ, упоминается в 1536–1547 † неизвест. Вассиан епископ, упоминается † неизвест. Иосиф (Красенский- Борзобогатый) епископ, упоминается в 1551 и 1558 Иона (Борзобогатый-Красенский), нареченный епископ, наречен и получил грамоту на епископию с 1563 по 1565 изгнан вооруженной силой, с 1567 еп. Луцкий Феодосий (Лазовский) епископ, бывший еп. Холмский с 1565 по 15.01.1580 †13.04.1589 Мелетий (Богуринский-Хрептович) епископ, рукоположен с 1588 (управлял с 1580) †13.01.1593 Ипатий (Потей) епископ, рукоположен (униатский еп.) после 20.03.1593 (1591) в октябре 1596 лишен епископской власти, 26.09.1599 назначен митр. Киевским; †8.07.1613 Далее епархия состояла в унии до 1620 года. Леонтий (Карпович) епископ (нареченный), избран † сентябрь 1620 Владимиро-Волынская и Брестская Иосиф (Курцевич) епископ, рукоположен с 1620 (7.01.1621) по 1624 (июль 1625) переехал в Москву, с августа 1626 архиеп. Суздальский и Тарусский Далее епархия была захвачена униатами и православных владык не было. Волынская и Житомирская Восстановлена в 16 октября 1799 года. Кафедра в городе Остроге, с 1832 года кафедра в Почаевской лавре, с 1 октября 1840 года кафедра в Житомире С 1843 по 1860 годы – под управлением архиепископов Варшавских. С 1860 года – кафедра в Житомире Варлаам (Шишацкий) епископ, бывший еп. Житомирский, викарий Минской епархии с 16.10.1799 по 20.12.1805 еп. Могилевский и Витебский Даниил (Натток-Михайловский [Мирдамский]) епископ, рукоположен со 2.02.1806 по 6.07.1813 еп. Могилевский и Витебский Стефан (Романовский) епископ, рукоположен с 14.09.1813 по 24.11.1828 еп. Вологодский и Устюжский Амвросий (Морев) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский с 1.12.1828 по 1.02.1832 еп. Нижегородский и Арзамасский Иннокентий (Сельно-Кринов) епископ, бывший еп. Курский и Белгородский, с 10.02.1832 архиепископ с 25.12.1833 по 28.01.1840 еп. Орловский и Севский Никанор (Клеметьевский) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Бобруйский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В сент. 1555 г., при игум. Онуфрии, Киевским митр. Макарием II были освящены 3 новых деревянных храма: в честь Преображения Господня, во имя свт. Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла; построены деревянные монашеские кельи, хозяйственные помещения и ограда. Возможно, эти церкви на протяжении XVI-XVIII вв., несмотря на позднейшие реконструкции и перестройки, сохраняли то же функциональное назначение: большой Преображенский собор находился в центре монастырской территории, Николаевская ц. была трапезной, а Петропавловская - надвратной. После Люблинской унии 1569 г. польск. короли стали передавать М. м. во владение писарям коронной «канцелярии руських дел». 1 сент. 1571 г. и 10 мая 1572 г. М. м. и Вышгородское городище были отданы в пожизненное владение королевскому писарю Евтику Васильевичу Высоцкому. После его смерти 12 июля 1580 г. М. м. получил в пожизненное владение Яким Высоцкий (владел до 1595). О хозяйстве мон-ря в XVI в. известно мало. Земельные угодья располагались непосредственно рядом с обителью, их границы были определены в привилее игум. Мисаилу (Щербине) и впосл. неоднократно подтверждались польск. королями, укр. гетманами и московскими царями. В описании Киевского замка 1552 г. сказано, что жители замкового с. Петровцы Опанас Семибокович и Гаврило Малышкович дают на М. м. по 4 и по 2 ведра меда (Описание Киевского замка. 1886. С. 118). В привилее 1571 г. упоминаются мельница близ мон-ря, пасеки, «медовые дани», «бобровые гоны», рыбные озера, виноградник и сады ( Закревский. 1868. С. 463). В последние десятилетия XVI в. земельные угодья М. м. подвергались нападениям местной шляхты и киевских мещан. В результате жалоб игум. Онуфрия М. м. получил несколько королевских охранных привилеев и листов. В 1577 и 1580 гг. польск. кор. Стефан Баторий выдал М. м. привилей на беспошлинный проезд через р. Днепр. В 1578 г. король писал чернобыльскому старосте Ф. С. Кмите по поводу жалоб игум. Онуфрия о невыдаче медовой дани из сел Толстый Лес и Сидоровичи за 6 лет. В 1580 г. кор. Стефан Баторий писал киевским мещанам о разрешении М. м. трижды в году «делать канун», «сытить и продавать мед». В том же году король приказал киевскому ротмистру Касперу Стружчинскому защищать М. м. от «мещанских обид». В 1580 г. игум. Онуфрий жаловался киевскому воеводе кн. Константину Константиновичу Острожскому на притеснения со стороны подвоеводы Матеуша Воронецкого. Регулярными были невыплаты жителями сел Вышгород и Петровцы медовой дани, пошлины за лов рыбы в монастырских озерах и рубку леса. В 1585 г. кн. Константин Острожский выдал охранную грамоту на монастырские земли, леса, озера и виноградники от петровчан, вышгородцев и киевлян.

http://pravenc.ru/text/2562780.html

Такая же судьба ожидала бывшие княжеские вотчины, попавшие в руки Церкви путем купли или заклада. Сложнее было с княжескими землями, данными в монастыри согласно воле вкладчика на поминовение. Окончательное решение об их дальнейшей судьбе в каждом конкретном случае представлялось на усмотрение царя. Правительству не удалось добиться санкции Собора на полную отмену тарханов. Собор 1580 г., по существу, зафиксировал сложившийся к январю земельный статус Церкви. Включение в приговорную грамоту 15 января 1580 г. пунктов о возможности изъятия княжеских и закладных земель было вызвано наступившими экономическими трудностями в государстве. Одновременно царь осуществлял «перебор» церковных земель. В дошедших до нас сотных, послушных и других грамотах неоднократно упоминается, что Иван IV в 60–70-х гг. изымал у монастырей те или иные села, деревни, давая взамен им другие. Попутно следует отметить, что к концу 70-х гг. выработался такой порядок, согласно которому на документе, принятом церковным Собором, должны были стоять подписи всех присутствующих владык и настоятелей монастырей. Отсутствие подписей некоторых церковных иерархов на приговорной грамоте 1580 г. позволяет думать о существовании на Соборе оппозиции. В последующие 1581–1582 гг. произошла отмена тарханов в том значении, которое приписывалось постановлению 1584 г. Начиная с 1581–1582 гг. правительство ежегодно собирает основные налоги с ранее «отарханенных» земель. В это время увеличивается число налогов, взимаемых государством с Церкви. Отмена тарханов была проведена указным порядком по царскому повелению. После января 1580 г. выдача тарханных грамот монастырям с освобождением от основных поземельных налогов почти полностью исчезает из практики московского правительства. Соборно отмена тарханов была оформлена в июле 1584 г., уже после смерти Грозного. Имя митрополита Антония встречается в записках иностранцев. Цесарский посол Даниил принц фон Бухау дважды был в Москве: в 1576 и 1578 годах 712 . В составленных им записках он писал: «Тех из наших земляков, которые переходят в их веру, они перекрещивают, как бы крещенных не надлежащим образом. Причину этого они приводят следующую: что крещение есть погружение (mersio), а не обливание (aspersio), о чем еще во время Киприяна был спор. Так как таковым Великий князь дарит несколько денег и платье, то часто люди легкомысленные за маленькую прибыль позволяют повторить на себе крещение, и тем нашей вере причиняют немалое поношение» 713 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010