Епископы также сугубо оговаривали, что разрешение дается царю в виде исключения, и никто из простых смертных не должен дерзать совершить подобное же. Поначалу Иоанн, сыгравший в мае 1572 г. свадьбу с Колтовской, взялся было нести епитимью. Но уже в начале августа, после получения известия о победе над татарами, царь стал присутствовать за литургией в храме и вскоре забыл о своем временном отлучении. После этого не прошло и трех лет, как он развелся с Анной Колтовской и отправил ее в монастырь. В дальнейшем Иоанн, не утруждая более архиереев, сам решает проблемы в личной жизни. Он сожительствует то с княжной Марией Долгоруковой, то с Анной Васильчиковой, то с Василисой Мелентьевой, статус которых был более официальным по сравнению с положением великого множества иных девиц и женщин, ставших жертвой Иоаннова сладострастия. Многие из них были впоследствии, когда прискучили царю, казнены или пострижены в монашество. Наконец, в 1580 г. Иоанн женился на Марии Нагой (традиционно ее считают седьмой в ряду официальных жен Иоанна Грозного), которую все же нарицал царицей. Именно она стала матерью будущего царевича-мученика святого Димитрия Углицкого. Однако и этот брак царь не считал пределом: уже незадолго до смерти Иоанн при живой жене пытался свататься к родственнице английской королевы Елизаветы – Марии Гастингс, но получил вежливый отказ. В мае 1572 г. Московским митрополитом был избран архиепископ Полоцкий Антоний (отвоеванный у Литвы Полоцк в это время ненадолго вошел в состав Московского царства). При Антонии получили продолжение усилия царя, направленные на ограничение церковного землевладения. На соборе 1573 г. были запрещены земельные пожертвования в крупные монастыри. Передача земель в бедные обители дозволялась только с разрешения царя. В 1580 г. состоялся еще один собор, на котором вновь был поднят вопрос о церковном землевладении. Разоренное тиранической политикой государство нуждалось в средствах, и взор царя опять обратился к церковным имуществам. Собор запретил отдавать в монастыри земли «на помин души» и повелел заменять их денежным эквивалентом, отдавая сами имения дальним родственникам или государю. Также монастырям и епископату было запрещено покупать вотчины, брать имения под залог и вообще увеличивать церковные земли. В случае необходимости иметь земли для пропитания братии (например, при основании нового монастыря), велено было обращаться к царю – «бить челом государю». Такие образом, собор 1580 года существенно ограничил экономическую независимость Церкви. Соборное решение стало поворотным моментом в истории монастырского землевладения, что было связано, с одной стороны, с возраставшими притязаниями государства, с другой, – с имевшими место злоупотреблениями, которые в это время все чаще стали встречаться в монастырской жизни. Тем самым был сделан крупный шаг в направлении еще большего подчинения Церкви государству.

http://sedmitza.ru/lib/text/436296/

Чтобы представить, сколь внушительным было данное собрание, достаточно сравнить его с предшествующими Соборами, состав которых нам известен. «В соборном приговоре, пишет С.М. Соловьев , состоявшемся 15 января, ради надлежащего варварского прещения от турского, крымского, ногай, от Литовского короля, с которым совокупились ярым образом Польша, венгры, немцы ливляндские и шведские, соединились, как дикие звери, надмились гордостно и хотят потребить Православие; ради того, чтоб церкви Божии и священные места были без мятежа, а воинский чин ополчался крепко на брань против врагов Креста Христова, мы, Антоний митрополит всея Руси уложи так: сколько ни есть земель и земляных угодий, до сих пор данных в митрополии, епископии и монастырям, из них да не исходит, ни по какому суду, ни по какой тяжбе не берут их и не выкупают; что и не утверждено крепостями, и того не выкупать, и вперед с монастырями о вотчинах не тягаться. А от сего дня, 15 января, на последующее время вотчинниками вотчин своих по душам не отдавать, а давать за них в монастыри деньги, а села брать наследникам, хотя бы кто и далеко был в роду. А если у кого не будет роду и дальнего, то вотчину брать на государя, а деньги за нее платить из казны; митрополиту, владыкам и монастырям земель не покупать и в закладке не держать, а кто после этого уложения купит землю или закладную станет за собою держать, то землю брать на государя» 711 . Данный Соборный приговор был подписан 15 января 1580 г. Вполне допустимо, что работа Собора продолжалась и после 15 января 1580 г. Предписания Собора сводилась к следующему: 1 . Земли, находящиеся во владении Церкви, принадлежат ей, в том числе и те, на которые нет «крепостей», т. е. нужных документов. «Впредь с монастыри о вотчинах не тегатися». Исключением являлись закладные земли и княжеские вотчины. 2 . Но теперь, с 15 января 1580 г., земельный фонд духовенства не мог пополняться ни за счет вкладов или покупки, ни за счет закладной земли. 3 . Земли, находящиеся в закладе, переходили к государю, им же решался вопрос о величине денежной компенсации.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В документе о разделе владений кн. Острожского 1603 г. указано точное расположение О. а.: «В пригородку конюшня с [расположенным] при ней двором. Типография и школа должны быть совместно...» (Описи Острожчини 2-ï пол. XVI - 1-ï пол. XVII ст./Упоряд.: В. Атаманенко. К.; Острог; Н.-Й., 2004. С. 75). В связи с тем, что сыновья кн. Острожского поделили «пригородок» пополам, школа и типография должны были находиться под опекой владельцев обеих половин нижнего замка. И. А. Тесленко установил, что О. а. располагалась возле «Боровицкого плаца» (владение в нижнем замке), к-рый принадлежал Александру Стажицкому, одному из слуг рода Острожских. До Стажицких участок принадлежал представителям рода Боровицких - наследственных слуг князей (последний из них - острожский староста Ждан Боровицкий - умер, не имея потомков, в 1600). Усадьба Стажицких четко локализована: «С одной стороны рядом с русской школой, а с другой - круг двора пана Станислава Закшевського» ( Тесленко. 2014. С. 200-216). В истории академии выделяют 3 этапа. Начальный период (1576-1586) характеризуется интеллектуальным подъемом, связанным прежде всего с публикацией Острожской Библии (1581). Тогда сформировался круг деятелей О. а. разных конфессий и национальностей с преобладанием православных, в к-рый входили ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий, Иван Фёдоров, Эммануил Мосхопулос (выпускник рим. Греческой коллегии), протестанты Андрей Рымша и Мотовило, Дионисий (Ралли-Палеолог), Евстафий Нафанаил. Почти все они участвовали в подготовке Острожской Библии. Предполагают, что в Острожский кружок входили также греч. еп. Тимофей, Мегленский еп. Феофан Грек. Помимо Библии в этот период в Острожской типографии были напечатаны Азбука ((Букварь), 1578; 2-е изд.- «Книга словенская, рекомая Грамматика», 1598), «Книжка, собрание вещей нужнейших» Тимофея Михайловича (Аннича) (1580) - первый в истории кириллического книгопечатания алфавитно-предметный указатель к НЗ (большинство сохранившихся экземпляров приплетены к острожскому изданию НЗ с Псалтирью (1580)), стихотворная «Хронология» Андрея Рымши, посвященная событиям земной жизни Иисуса Христа (1581), Псалтирь (1580).

http://pravenc.ru/text/2581675.html

Рагоза – 1) ссора, свара, 2) сварливый человек В Псковской летописи под 1391 г.: «Смущением диаволим бысть рагоза новгородцам со псковичи». Рагозинин Ташлык [см. Ташлык] Васильевич, 1596 г., Тверь Рагозка , крестьянин, 1564 г., Обонежье Рагуил Добрынин [см. Добрыня], тысяцкий в Киеве, XI в. 72 Рагуй Иван, иконник, конец XV в., Новгород Радил , тысяцкий в Вышгороде, X в. 73 Радилов Василий, 1483 г., Москва; Радиловы, XVI–XVII вв., Можайск, Верея и Тула Радища , чернец Мирожского монастыря, около 1475 г., Псков Радищев Кунай [см. Кунай] Елизарович, 1627 г., Малый Ярославец; Радищев, 1604 г. 74 Радомские , бояре, XV в., Новгород; помещики, XVI–XVII вв., Нижегородский уезд; Юрий Федорович, 1608 г. Радостный Безносов [см. Безнос], ямщик, 1607 г., Муром Радцов Дмитрий, дьяк Стрелецкого приказа, 1614 г. Раевские Федор и Андрей Ивановичи, 1543 г. Разводов Якут, посадский человек, 1565 г., Псков Развозов см. Розвозов Раздеришин см. Роздеритин Раззевака ( Роззевака ) Василий, крестьянин, 1620 г., Белев Разум Дмитрий (Митька), крестьянин, 1627 г., Белев Ракита, Ракитины : Ракита, крестьянин, 1495 г., Новгород; Григорий Иванович Ракитин, 1551 г., Кострома Раков : Иван Михайлович Колтыря [см. Колтыря] Раков, дьяк, 1532 г., Псков; Борис Третьяков [см. Третьяк], 1562 г.; Раковский Иван, подьячий, писец, 1625 г., Тула и Крапивна Раменский Рахманин [см. Рахманин], помещик, 1590 г., Арзамасский уезд Раменьев Дубрава [см. Дуброва], землевладелец, первая половина XV в., Переяславль Рапсак Иванович Норов, крещеный татарин, 1578 г., Коломна Раскоряка Василий, крестьянин, 1500 г., Кострома Расловский Федор Тимофеевич, 1578 г., Арзамас Распопа Афанасий, посадский человек, 1580 г., Новгород Распута см. Роспута Расстрига, Расстригин ( Розстригин ): кн. Дмитрий Андреевич Расстрига Волконский, первая половина XVI в.; Василий Юрьевич Расстригин, 1580, 1592 гг., Арзамас Раст Пилюгин [см. Пилюга], помещик, конец XVI в., Арзамас Растиславль Мещерин [см. Мещерин], 1499 г., Деревская пятина Растиславские , своеземцы, XV–XVI вв., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Часть вторая. Западнорусская митрополия, её епархии и сибирская церковь в XVI–XVII вв. Глава I I. Западнорусские епархии после отделения Московской митрополии; их состояние и положение иерархии. Судьба Галицкой и Черниговской епархий. Учреждение Львовской, точнее, восстановление Галицкой епархии (1539 г.). Полоцкая епархия. Её разделение на две (1563–1580 г.): на Полоцкую и Великолуцкую – под властью Москвы, и Полоцкую, Витебскую и Мстиславскую – под властью Польши. Объединение их под властью Польши после 1580 г. Право поданья или подаванья архиерейских кафедр и внутреннее расстройство епархиального управления в Западно-русской митрополии, вносимое недостойными владыками, занимавшими столицы (кафедры). Приезд Иеремии п. константинопольского. Упорядочение им церковных дел в Киевской митрополии и неожиданные результаты. Униатские движения среди высшей иерархии, разрешившиеся Брестским собором (1596 г.), принявшим унию; верными православию и патриарху остались лишь два владыки галице-львовский Гедеон Балобан и премышльский Михаил Копыстенский. Краткий обзор территории Галице-Львовской (с прикрытой Червенской), Перемышельской епархий и митрополичьей области с краткой заметкой об остальных епархиях. II. Тяжелое положение православия после Брестского собора. Деятельность униатского митрополита Ипатия Поцея и борьба его с патриаршим экзархом Гедеоном Балобаном, архиеписк. львовским, управлявшим вместе с Михаилом Копыстенским всей православной зап. русской церковью. Смерть Гедеона (1607 г.) и назначение Иеремии Тиссаровского, к огорчению униатов, оказавшегося ревнителем православия. Назначение униата Иосифа Вельямина Рутского митрополичьим викарием в сане епископа галицкого. Смерть Михаила Копыстенского (1610) и переход Перемышльской епархии во власть епископу униату. Рутский делается митрополитом после Поцея († 1613). Его сотрудник Иоасафат Кунцевич, архиеписк. полоцкий. Состояние епархий в их время, когда у православных остался лишь один владыка львовский. Восстановление западно-рус. иерархии Феофаном п. иерусалимским (1620 г.). Угнетенное положение и печальная судьба восстановленной иерархии. Казаки – защитники её и православия. Варшавский избирательный сейм (1632 г.). Утверждение прав православной западнорусской иерархии и признание законным существование Киевской митрополии, а также епархий: Львовской, Перемышльской и Луцкой. Открытие Мстиславской и Могилевской (Белорусской) епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ранее 1580 года Иериссовским епископом был Игнатий. Он в 1581 под одним делом монастыря Симопетрского подписался уже как «бывший Иериссовский». В 1580 году Иериссовский Акакий вселенским Иеремией посылаем был в Афон в качестве экзарха для решения спора Лавры и Филофея за Милопотам. (Архив Филофеевский). В 1620 году в Иериссе епископ имярек. К нему писал вселенский Тимофей. (Архив Дохиарский). До 1677 года в Иериссе святительствовал Христофор, а в этом году купил кусок земли у Афоноруссика подле пристани их у моря, построил тут храм Воскресения Христова и кельи по благословению вселенского патриарха Дионисия, и тут упокоился. (Извлечено из актов Руссика). Около 1720 года Иериссовским епископом был Даниил. (Oriens Christ. Loco citato). В 1829 году французский консул Кузинери издали видел в Низворе Иериссовского епископа, заботившегося тогда о погребении зачумленных, но не назвал его по имени. В 1858 году в Иериссе святительствовал Иоанникий, а жил в Низворе. Кончено моё (вставочное) повествование об Иериссовской епархии, и опять начинается описание моего путешествия на Афон. 11. Суббота. – Из Ватопедского метоха я выехал утром в шесть часов, и через несколько минут по косогорью спустился в Ксерксов канал. Не узкая, но и не очень широкая глубина его с пологими земляными сторонами обозначалась весьма ясно при наглядном соразмерении её со смежными высотами. Покатость боков сего канала доказала мне, что в этом месте копали его Финикияне, избегавшие опасности сторон его, дабы они не обвалились, как это было тут же в других местах, прокапываемых другими работниками. Направление канала от Стримонского залива к заливу Сингитскому в самом узком месте Афонского перешейка не видно было мне. Но оно хорошо обозначено на карте сего перешейка, составленной Шуазелем Гуфье, и помещённой в моем живописном обозрении Афона. Смотрите на эту карту; и вы увидите, что канал не в прямом направлении тянулся от залива до залива, между возвышенностями, вероятно насыпными, мимо нынешнего Хиландарского метоха, и соединялся с устьем безымянной речки. Теперь воды в нём не было, потому что давнее время засыпало его обвалами: а кажется, и люди потрудились завалить его, дабы избежать нападений арабов, которые в течение веков, седьмого, восьмого и девятого, часто нападали на Афон. По засорённому руслу сего канала в прошлом столетии, один греческий пират, преследуемый Турецким военным кораблём, ночью перетащил своё лёгкое судно на деревянных катышах со Стримонского берега на берег Сингитский, и таким образом одурачил стороживших и простерёгших его Турков 11 . Олеги и Магометы, перетаскивающие по сухому пути суда мореходные, не переводятся. И ещё будут подобные, удалые предприятия! Necessitas gignit ingenium.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

А. Б-ки мон-рей Вологодской епархии//ЕжБК, 16-я. 2006. Т. 2. С. 189-193). Настоятели, насельники, вкладчики Имя прп. Корнилия как настоятеля К. К. м. впервые упоминается в купчей на пожню Антипинский наволок 1516 г. 18 сент. 1531 г. вел. кн. Василий III Иоаннович выдал жалованную грамоту на монастырские угодья в Вологодском у. игум. Кассиану, управлявшему К. К. м. во время удаления прп. Корнилия на Сурское оз. В 1538 г., при игум. Лаврентии (1538-1548), вскоре после разорения вотчины казанскими татарами, монастырь получил жалованную несудимую княжескую грамоту вел. кн. Иоанна IV Васильевича, освобождавшую монастырских крестьян на 5 лет от уплаты государственных повинностей и процентов по долговым обязательствам. В 1546-1547 гг., в настоятельство игум. Лаврентия во владение К. К. м. перешла Коптева Николо-Сретенская пуст. на р. Великой в Комельской вол. (Акты. 1994. С. 95-100). Имена последующих игуменов упоминаются в поземельных монастырских актах ( Черкасова. 2012. С. 289-322), публикация которых позволила уточнить годы настоятельства, приведенные в справочнике П. М. Строева ( Строев. Списки иерархов. 1877. С. 750-751). Так, Исаакий возглавлял монастырь по крайней мере в 1562-1563 гг., а не только в 1563 г., игум. Адриан - в 1580-1587 гг., а не в 1580-1586 гг., игум. Иоиль настоятельствовал еще в 1621 г., в то время как Строев приводит 1620 г. как дату окончания его игуменства. Игум. Макарий, возглавлявший обитель с 1604 г., в 1610 г. был сослан в тюрьму Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря . Игум. Маркелл - обвинен в казнокрадстве: в 1637 г. «вынял из казны украдом» 200 р. (Отписная книга. 1994. С. 160). В 1646 г. архиеп. Вологодский свт. Маркелл бил челом царю Алексею Михайловичу по поводу игум. Антония, к-рый без его благословения, не взяв антиминс, «святил храм Корнилия Комельского чудотворца, да октября в 5 день, тот же игумен Антоней святил… в монастырской своей вотчине на Грязивице храм». По царскому указу корнилиевский игумен должен был явиться в Вологду к архиепископу и просить прощения за «бесчестие».

http://pravenc.ru/text/2458667.html

Лит.: Говорский К. А. Иосафат Кунцевич - униат. архиепископ. Вильна, 1865; Guépin A. Un apôtre de l " Union des Églises au XVII siècle: Saint Josaphat et l " Église gréco-slave en Pologne et en Russie. P., 1897. T. 1; Жукович П. Н. Сеймовая борьба западнорус. дворянства с церк. унией (с 1609 г.). СПб., 1904. Вып. 2: 1615-1619; 1906. Вып. 3: 1620-1621;1908. Вып. 4: 1623-1625; он же. О неизд. сочинениях Иосафата Кунцевича//ИОРЯС. 1909. Т. 14. Кн. 3. С. 199-231; Urban J. wity Jozafat, biskup i mczennik. [Kraków, 1921]; Св. сщмч. Йосафат Кунцевич: Mamepiялu i poзbiдku з нагоди юbiлeю/Зiбpab: о. Й. Cлinuй. Льbib, 1925; Cлinuй Й. Богословське образування i письменицька mbopчicmь св. Йосафата Кунцевича//Там же. С. 232-252; Дороцький М. Життя св. сщмч. Йосафата архиеп. Полоцького. Перемишль, 1932; Czerniewski L. w. Jozafat Kuncewicz, 1580-1623. Pozna, 1935; Ю. Огляд бorocлobcьko-лim. дiяльhocmu Йосафата Кунцевича. Торонто, 1960; Назарко I. Cnobiдhuku св. Йосафата//Miscellanea in honorem S. Josaphat. R., 1967. P. 66-74. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2; Vol. 6. Fasc. 1/4); Балик Б. I. З icmopiï культу св. Йосафата в Nepeмucьkiй (XVII/XVIII ст.)//Analecta OSBM CCL anno a Martyrio S. Iosaphat vertente. R., 1973. P. 47-61. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2; Vol. 8. Fasc.1/4); Ozorowski E. Jozafat Kuncewicz//Sownik Polskich teologów katolickich/Pod red. H. E. Wyczawskiego. Warsz., 1982. T. 2. S. 474-475; ychiewicz T. Jozafat Kuncewicz//Znak. Kraków, 1984. R. 36. N 351/352. S. 221-257; N 353. S. 497-536; Senyk S. The Sources of the Spirituality of St. Josaphat Kuncevy//OCP. 1985. Vol. 51. P. 425-436; та apxib Павла Доброхотова/Уклад.: В. I. Ульяновський. К., 1992. С. 91-94, 165-166; Kumak K. Jozafat Kuncewicz//Encyklopedia Katolicka. Lublin, 2000. T. 8. Kol. 105-106; Верниковская Е. А. Иосафат Кунцевич (1580-1623), Полоцкий архиеп. Греко-католической Церкви//Слав. альм., 2000. М., 2001. С. 20-41; она же. Витебское восстание 12 нояб. 1623 г.//Там же, 2001. М., 2002. С. 108-132; Nahyцэbiч В.

http://pravenc.ru/text/2462261.html

Иностранных гостей во вторую очередь интересовало количество действующих монастырей и приходов в РПЦ, духовных учебных заведений. Был поднят вопрос о положении церквей Московской Патриархии в иных странах Запада, например в Соединенных Штатах Америки. Последние из заданных вопросов носили богословский оттенок. У Г.Г. Карпова спрашивали о различии между Римско-Католической и Православной Церквями. Г.Карпов объяснил посетителям разницу между  папизмом и автокефальностью Православных Церквей, которая является в Православии необходимым молитвенно-каноническим звеном между Православными Церквами всего мира. Г.Г. Карпов пишет: «В ходе беседы со стороны отдельных делегатов были уточняющие вопросы и не обошлось без каверзных вопросов, например: отчисляет ли Церковь средства на промышленность СССР, сколько верующих в СССР православного вероисповедания, преподается ли Закон Божий в школах, как управляет Патриарх другими церквами, например Болгарской и Сербской. Имеет ли Совет контроль за другими Церквами, кроме Русской, и т.д. Были даны ответы и на эти вопросы с соответствующими поправками, например, на счет контроля. Делегация ознакомилась в Совете с некоторыми альбомами по Русской Православной Церкви и, затем, ей был вручен, согласно её желанию, один комплект книг: «Правда о религии в России», «Патриарх Сергий и его духовное наследие», «Митрополит Николай (речи, статьи, послания)», «Сборник патриотических документов Церкви». После благодарности за беседу делегация прошла в Совет по делам религиозных культов к товарищу Полянскому» . Удивляет широта кругозора и осведомленность членов профсоюза портовых грузчиков США. Представляется очевидным, что протестанты США пришли на прием к Председателю Совета по делам РПЦ отлично подготовленными. Остается только поражаться настойчивости западных представителей пролетариата в отношении выяснения всех обстоятельств жизнедеятельности Русской Церкви. Также следует подчеркнуть, что Председатель Совета Г.Г. Карпов не был простым Советским бюрократом, исходя из его ответов. Судя по тому, что он говорит с гостями об автокефалии, каноническом управлении и о некоторых других вопросах экклезиологии, осведомленность его была не поверхностной.

http://bogoslov.ru/article/1603819

Великий Илия собственноручно зарезал несколько сот человек. Карпов,не поминайте Имя Божие всуе. Ваши примеры из ветхого завета. Мы же Рождество Христово празднуем уже 2000лет. Уже Христос пришёл, понимаете? И когда иудеи привели к нему женщину, засигнутую в прелюбодеянии, то что Христос сказал? Апостол Павел сказал: Судья Божий слуга - не напрасно он носит меч. Так как я не судья, я не выношу суда над персонами. Но лишь констатирую принцип Новый Завет и православное христианство не отменяли, а легимитизировали смертную казнь. 19. Ответ на 15, электрик: Священник призывает казнить… Христос это слышит Ой,Карпов. Да шо там этот священник. Сам Моисей приказал своим резать каждого своего соплеменника,что попадется им на пути. Великий Илия собственноручно зарезал несколько сот человек. Карпов,не поминайте Имя Божие всуе. Ваши примеры из ветхого завета. Мы же Рождество Христово празднуем уже 2000лет. Уже Христос пришёл, понимаете? И когда иудеи привели к нему женщину, засигнутую в прелюбодеянии, то что Христос сказал? 18. Ответ на 17, электрик: А куда он ведет,откуда исходит,философа мало и нтересует. Философ - удивительное явление! Путь разума и есть первородство. Исходит из вечности и ведет в вечность настоящего, поэтому Господь и сказал, что сия жизнь - есть жизнь вечная: да знают Отца и посланного Им Сына. А то, что Вы говорите - это рассудок. Рассудок вторичен, хотя и ум, но рассудок, в отличие от разума - не чистая идея, а определенная чувством. Рассудок - это ум жены, а разум - ум мужа. Здесь муж и жена как данные при сотворении, когда нет греха, еще. Или, проще, разум и рассудок отличаются как первородство и его чувство. Если не разбираться в этом вопросе, то ум обязательно столкнется со своей же антиномией. А чувство столкнется с предательством. Все это нам показывает двадцатый век в России. Нам трудно разобраться в этом, хотя именно из-за этой антиномии нам (России и Украине) приходится воевать самим с собой. Ведь, зная мудрость и верность в истории двадцатого века как линию разума и верного рассудка, - то никакой бы Запад, ни какой бы наукой зла не смог бы нас сбить с пути.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/30/ko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010