12 - РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 502. 13 - Там же. 14 - Вот что сообщал о малороссийских переселенцах Семиреченской области второй архипастырь Туркестанский, преосвященнейший Александр (Кульчицкий) в письме от 1881 года: «Я недавно возвратился из поездки на оз. Иссык-Куль. Прелестнейшая и богатая местность! Как прекрасно устроились здесь переселенцы - хохлы! В каком довольстве они живут! Но к чести их нужно заметить, что и Бога не забывают. Где нет церкви, там непременно имеются молитвенные дома, обширностью и убранством далеко превосходящие казенные военные храмы, например хоть бы в Чекменте, Борохудзире и многих других местах. Не только при каждой церкви, но и при каждом молитвенном доме я нашел певческие хоры, поющие несколько своеобразно, пожалуй, но стройно, гармонично и с примерным усердием. В тех же хохлатских деревнях я был поражен следующим явлением: школы нет, а между тем все почти подростки мужского и женского пола грамотны, некоторые очень бойко и правильно читают на клиросе, все без исключения знают молитвы и важнейшие события из священной истории. «Откуда, - спрашивал я, - откуда у вас премудрость сия?» - «Да от батька», - отвечали мальчики, «Да от матки», - отвечали девочки». Религиозностью и любовью к грамотности отличаются малороссийские переселенцы и в Сибири. 15 - РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 502. 16 - Там же. 17 - РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 497. 18 - Владыка Софония не только в первый год своего служения в Туркестане объехал всю епархию, но, как видно из его годовых отчетов Св. Синоду, он и в последующие годы старался объезжать все церкви Туркестана. 19 - Бывало, что российские переселенцы перенимали в быту некоторые черты у туземцев. Так, в 1886 году епископ Туркестанский Неофит писал: «В казачьем выселке Любавинском в церкви я слушал молебен св. Архистратигу Михаилу. [...] Несмотря на рабочее время, к молебну собралось довольно казаков, из которых иные пришли в киргизских халатах; счел нужным пристыдить таких, что мало дорожат казацкой честью и в храм Божий приходят в магометанской одежде». (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 1163.)

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/24/...

Преподобный Макарий Египетский пишет в Беседах своих, что и самая благодать не изменяет двух свойств в характерах человеческих, сурового и мягкого: имеющий суровый и обличительный характер не может быть спокоен тогда, когда будет умалчивать, а имеющий характер мягкий и уклончивый может потерять мир душевный, если будет других резко обличать. С чем согласны и слова Апостола, глаголюща: «Кийждо своею мыслит да извествуется» ( Рим. 14: 5 ), «ов убо сице, ов же сице» ( 1Кор.7:7 ). Незадолго до своей смерти Московский митрополит Филарет при случае сказал одному Оптинскому старцу: «Я всегда держался и держусь такого правила: где не предвижу успеха, там не начинаю действовать». Всеблагий Господь да вразумит всех нас во благое, душеполезное и спасительное и да помилует по неизреченному Своему человеколюбию. 23 сентября 1871 г. 11. О МИТРОПОЛИТЕ ФИЛАРЕТЕ Пишете мне о покойном Московском святителе словом Писания: «Паде кедр великий, плачевопльствите ели» (Ср.: Зах.11: 2 ). Воистину так. Зная всё хорошо сами о великом сём муже, спрашиваете и моего грешного мнения. Псаломские слова: «Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое» ( Пс. 90: 16 ), исполнившиеся на самом деле на сём великом первосвятителе, ясно показывают, что он жил в помощи Вышняго, и во всю жизнь свою водворялся под кровом Бога Небесного, охраняемый Ангелами Его на всех путях своих; он наступил на аспида и василиска, и попрал льва и змия, постепенно испытывал на себе всё писанное в псалме сём; хотя иногда и слышались о нём некоторые противные толки, но видевши, как покойный батюшка отец Макарий благоговейно чтил сего святителя, и заочно, я всегда разумел о нём с хорошей стороны, считая его мужем мудрым и премудрым. Нарекания иногда падали на него более из-за других. Но ведь и Господь не изгнал Иуду из лика апостольского, пока сей добровольно обнаружил вполне расположение свое душевное, чтобы быть ему уже безответным на Страшном Суде. Думаю, что и вам иногда приходится терпеть нарекания, потворства, тогда как вы не знаете, с человеком что и делать, изобретая какие можно средства к исправлению. Но, по пословице: нельзя же такового в куль да в воду.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Между Христом и Церковью нет различия, как нет различия между жизнью семени и жизнью дерева. Христос есть Церковь, сосредоточенная в личной действительности, а Церковь есть Христос, раскрывшийся в исторической действительности (с.96). Таким образом, считать Христа предтечей означа–ет включить Церковь в исторический процесс, воспри–нимать ее распространение не как распространение Духа Святого, но как некий результат деятельности земных веков. Это означает поставить ее на уровень всех других творений человека, иначе говоря, придать ей чисто человеческий, культурный характер. Вот в ка–ком смысле идея предтечи опровергает божественность Христа. Быть предтечей – сущностное призвание человека. Бог никогда не предтеча. Бог есть всегда весь сразу. Под мыслью о предтече кроется исключе–ние Божества. Тот, кто считает Христа предтечей, отри–цает Его как Бога. Христос как предтеча есть Христос только как человек: гениальный человек, человек ве–ликого сердца, глубокой прозорливости, прекрасно знающий жизнь, но все-таки только человек. Он дей–ствительно существовал в истории, действительно пре–терпел от иудеев и умер. Однако на этом и закончи–лась вся Его личная деятельность. В истории Он живет всего лишь своим творением, как и все другие люди. А это Его творение, называемое Церковью, тоже чело–веческое, следовательно, подчиняющееся всем исто–рическим законам и всем историческим условиям. Это творение развивается так же, как и всякое человече–ское творение. История выше его. История преобра–зовывает его, дополняет, исправляет, совершенствует и приспосабливает. И вдруг здесь нам становится понятным, почему идея предтечи так охотно принимается в современном мире и почему она сегодня так охотно провозглашается. (с.97) Мир, как это кажется, поворачивается к Христу, к Нему обращаются даже те, которые не считают себя христианами. Но они поворачиваются к Христу-человеку. Они поворачиваются к Церкви как к куль–турному порождению исторического развития. Они видят в ней только естественное средоточие здоровых возможностей человека.

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

Съездили за Номоканоном в ближайшую деревню и за езду стали просить 1 р. 20 к. с меня; я уперся, не стал отдавать деньги, так как оказалась моя правда: «посвящаемый водим бывает около престола, якоже каждение», а каждение около престола бывает обыкновенно против солнца. Разгневались на меня отцы собора, а иером. Евфимий свернул пачку бумаги и ткнул мне ей в лицо. Я смолчал. Стали требовать с меня деньги, я не отдаю; стянули с меня тулуп. Приступили к товарищу Шишкину: «отдай денежки!» Он тоже не поддался и с него стащили кафтан. Закричали, зашумели, что вас только следует в куль, да в рогожку и в Чумыш. Против такого насилия восстали сами окружники: «это, отцы, разбой, а не собор; на вселенских и поместных соборах таких казусов не было»; а я и вставил словечко, что, мол, истинная вера всегда бывает гонима, святые отцы и мученики еще не это терпели; а сам тихонько с товарищем ушел по огородам на квартиру, а ночью уехал в Барнаул, а оттуда обратно в Быструху. Все-таки в эту поездку я присоединил около 20 семейств от окружников, да и много вырос в глазах народа, как «претерпевший гонения за истинную веру». Свящ. А. Садовск ий в статье под заглавием «женщина – хлыстовка» («Странникъ» май 1897) отмечает то господствующее положение, какое занимает в хлыстовстве женщина. Женщина стоит во главе хлыстовского корабля, она же ведет деятельную, хотя и осторожную пропаганду, подрывает доверие православных к духовенству, даже вступает в пререкания с православными миссионерами, причем не стесняется в брани. В хлыстовстве мужчина, характерно прозванный «тихоня – хлыст», «отмежевал себе» область тихого созерцания, пророческого экстаза, предоставив активную роль женщине, которая, действительно, – в постоянном брожении, вечно волнуется, вечно ищет все новых и новых жертв своего дикого заблуждения». И в этом она нередко успевает, потому что всегда прекрасно «знает случай, когда можно пустить в ход хлыстовскую идею, знает повод, когда именно нужно провести в народ хлыстовскую тенденцию».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я нарочно останавливаю внимание читателей на этом, по-видимому, не значительном обстоятельстве, как перемена послушников, чтобы живее представить, как пустынно и уныло место, занимаемое монастырём. Эта отдалённость от всего живого, мёртвая кругом тишина, была причиною того, что так долго оставался вновь устрояемый монастырь без братии, имея своими обитателями одних послушников, в качестве сторожей. Это горестное обстоятельство не скрывал и Туркестанский архипастырь, который в одном из своих отчётов говорил, что «при Иссык-Кульском озере построен второй флигель для миссионеров, но жильцов в обоих флигелях нет по-прежнему ни одного». Не смотря на все эти печальные обстоятельства, Миссионерское Общество продолжало ревностно вести дело устроения монастыря. В заботах об изыскании средств на устройство храма, оно признало необходимым просить св. Синод о пожертвовании 5.000 р. и о выдаче, в виде ссуды, 20.000 р. Просьба эта, благодаря доброжелательному посредничеству и сочувственному отношению к начатому делу г. Обер-Прокурора св. Синода К.П. Победоносцева , увенчалась полным успехом 10 . Но перемещение преосвященного Александра в костромскую епархию послужило причиною замедления построения храма и дальнейшего устроения монастыря. Новый преосвященный Неофит близко принял, к своему сердцу судьбу Иссык-Кульского монастыря. По прибытии в епархию, после весенней распутицы, в первых числах мая 1884 г., он немедленно отправился на Иссык-Куль, чтобы лично убедиться, что тут есть и чего нет. Невесёлое впечатление вынес архипастырь от осмотра монастыря. «Я увидел здесь, пишет он в Совет Миссионерского Общества, одноэтажный небольшой дом в 8· комнат, к которому в 1883 г. пристроены службы – кухня, кладовая, амбар, сарай и конюшня – все под, одной крышей; вблизи дома есть землянка, немного подальше – шагов 50, стоит деревянный высокий крест на том месте, где преосвященный Александр предполагал выстроить церковь , а вдали малые всходы посевов, да малые стоги старого сена – вот и все. Ни ограды кругом построек, ни деревца подле них – ничего. В землянке и во флигеле не было жильцов; в одной лишь кухне жил сторож со стариком, желавшим послужить в монастыре. При ближайшем осмотре дома, только так называемая «моленная», где хранились церковные вещи и книги, была под замком и, когда отпёрли её, несколько походила на приличную комнату; в прочих же комнатах, где я с моими спутниками ночевал, двери оказались без задвижек, окна без крючков, штукатурка на стенах осыпалась, и самые стены по местам дали трещины. Деревянная крыша на постройках от знойного лета рассохлась. Впечатление от всего, представлявшегося глазам, тяжело отуманивало душу и всю почти ночь мне пришлось продумать: «что делать с так называемым монастырём? Господи, что делать»?!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

«Хроника» повествует о епископате Яковитской Церкви. По данной теме существуют и другие сирийские источники, из которых особенно важны работы ученого епископа Григория Бар-Эбрея (1226-1286), возглавлявшего персидских яковитов при Хулагидах. Его главные исторические труды – «Сирийская хроника» и «Церковная хроника» – не ограничиваются рассказами о яковитской общине. Эти и иные источники сообщают о яковитах – переселенцах из Эдессы, которые в VII веке проживали в Хорасане. Одним из их центров был Герат, где в IX веке патриарх Дионисий I (ум. 845) основал епископскую кафедру, которую затем возвысил до митрополии. Яковитская традиция продержалась в этих местах до первой половины XI века. В VII веке в Гургане к юго-востоку от Каспийского моря находилось поселение воинов-яковитов. При патриархах Филоксене (ум. 817) и уже упомянутом Дионисии для этой области также ставились епископы. Эта кафедра окончательно прекратила свое существование в IX веке. В Маверанахре и более восточных землях яковитской иерархии никогда не существовало. Тем не менее здесь появлялись не только отдельные священники, но даже целые поселения христиан западносирийской традиции. Как отмечает Э. Хантер, «распространение несторианства было одной из причин, по которой яковиты не утвердились в Маверанахре и Туркестане, однако было бы неверным считать, что дело тут исключительно в активном противодействии со стороны несториан… С другой стороны, именно уменьшение несторианского влияния, последовавшее за падением Сасанидов в VII веке, способствовало распространению яковитов в областях, традиционно считавшихся несторианскими». От западных путешественников, посещавших ставки монгольских ханов, мы знаем, что еще до появления здесь первых латинян в Средней Азии были и другие христиане, помимо последователей двух основных сирийских традиций. Так, в ряде мест в различные периоды отмечено существование армянских диаспор. В Каталанском атласе, составленном в 1375 году Авраамом Крескесом, неподалеку от озера Иссык-Куль отмечен некий армянский монастырь.

http://bogoslov.ru/article/6168643

Газета " телеграфЪ " публикует интервью со Святейшим Патриарахом Московским и всея Руси Алексием II . В интервью Патриарх Алексий II говорит о значении Киева в истории России и всей Восточной Европы, о политических проблемах современности, об отношениях Церкви и государства, о единении православных народов: " Впрочем, единение православных народов не должно быть направлено против кого-либо. Нет ничего проще " дружбы против " . Но нам, как хранителям неповрежденной Христовой веры, нужно стремиться к миру и добру для всех, для " ближних и дальних " , свидетельствуя свой благонамеренный, по-настоящему православный дух… Русская Православная Церковь с огромной болью воспринимает те разделения между православными, которые существуют в Украине. Мы искренне желаем, чтобы на украинской земле, наконец, установился церковный мир, которого здесь нет вот уже более десяти лет. Многовековая традиция Церкви выработала множество средств уврачевания расколов. Однако ни одно из них не может быть действенным, пока сами раскольники не осознают своего греха перед Церковью. Церковь же, подобно чадолюбивой матери, всегда держит свои объятия отверстыми " , - сказал предстоятель Русской Православной Церкви. О стремлении к объединению православных Западной Европы в рамках Поместной Церкви повествует доклад Михаила Соллогуба на XI Православном конгрессе во Франции , опубликованный на сайте " Религия и СМИ " . " Православие - это не религиозная составляющая национальной принадлежности русских, греков или кого-либо еще. Здесь, в Западной Европе, живя и замыкаясь в своем национальном церковном окружении, мы идем против духа Евангелия и оказываем дурную услугу нашей Церкви " , - таков главный смысл этого выступления. Журнал " Итоги " публикует статью Василия Дятлова " Евангелие от археологов " , в которой рассказывается о том, как " на дне озера Иссык-Куль ученые ищут древний монастырь, где, по преданию, похоронен святой Матфей - один из апостолов Христа " . " Иссык-кульская версия " вовсе не церковный апокриф.

http://pravoslavie.ru/press/obzor36.htm

Хотел бы выразить надежду, что в нашем обществе будет расти понимание того, что все мы равны, все едины и в глазах Божиих мы все драгоценны; что людям с особенностями умственного или физического развития мы все будем оказывать должную поддержку. В Церкви для этого делается очень многое. Создаются условия для того, чтобы инвалиды могли присутствовать на службе: мы делаем пандусы для тех, кто передвигается в кресле-коляске. Например, в храме, где я служу, мы совершаем специальную Литургию для детей с особенностями развития. К нам приезжают из интернатов, из психоневрологических диспансеров. Мы специально для них служим Литургию, а потом проводим детский праздник. Е. Грачева: Владыка, еще такая новость. Хотелось бы попросить Вас ее прокомментировать. В начале лета дети-дзюдоисты из Киргизии выехали в пансионат на озере Иссык-Куль на спортивные сборы. 9-летний русский мальчик Иван вернулся весь в синяках и рассказал родителям, что дети его избивали толпой за то, что он русский и православный, и заставляли его читать Коран. В этих издевательствах участвовали десятки подростков при полном попустительстве тренера. Я знаю, что этот скандал дошел до самого Патриарха. Какой была реакция Русской Православной Церкви на это? Митрополит Иларион: На это событие отреагировал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Я хотел бы зачитать несколько слов из письма, которое он направил этому мальчику: «Проявив мужество и смелость, ты не побоялся дерзких насмешек и издевательств со стороны сверстников и решительно отстаивал свою веру, защищал то, что тебе дорого и ценно. Твой поступок, отвага и твердость достойны всяческой поддержки. Миллионы твоих братьев и сестер во Христе в России и в других странах сопереживают тебе в этот непростой момент». Дальше Святейший Патриарх напоминает о том, что христиане во все времена были гонимы, что настоящая сила духа заключается в великодушии и благородстве, в терпении и готовности прощать обидчиков, и напоминает слова из Евангелия: «мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16.33).

http://mospat.ru/ru/news/87836/

В память этого чуда здесь и поставлена была церковь. Глaba III Приезд в г. Тихвин. — Первый подарок мне, сделанный старцем Мартирием. — Отпуск Мартириевой муки. — Часовой мастер Савостин. — Иеромонах Амфилохий. — Образной старец Мартирий. — Его монастырская жизнь и подвиги. — Обычаи тихвинских горожан. — Приезд в Тихвинский монастырь грузинской царевны. — Грузинская царевна сестра Мартирия. Приезд мой в город Тихвин был апреля 1го; через два дня, в воскресенье, отец водил меня к благословению архимандрита Самуила и образному иеромонаху Мартирию. О. архимандрит по расположению к моему отцу обласкал меня, а Мартирий дал мне небольшой деревянный судок, наполненный вареньем. Тут жизнь моя пошла, что называется, припеваючи. На первых порах отец мой поручил мне раздавать «мартириеву муку». Эта должность была по мне. Она состояла в том, что приходящему или приходящей от Мартирия с лоскутком серой оберточной бумаги, непременно с красной сургучной Мартириевой печатью, я, не спрашивая, кто податель и отколе, отпускал пуд муки; если же на бумаге было две печати, то отпускалось два пуда, а если три, то отпускалось три пуда. Операция эта производилась почти ежедневно. Получаемые записки с печатями Мартирий приказывал тотчас же истреблять, не требуя в раздаче муки никакого отчета; он приказывал только сказывать ему, когда мука будет подходить к концу, и эта обязанность лежала тоже на мне. Бывало, увидишь, что муки остается уже последний куль, и идешь сказать Мартирию, что муки остается столько-то; за эту весть мне всегда бывали подарки, заключавшиеся или в конфетах, или фруктах. У тихвинских знаменитых граждан было в обычае рассылать родным и знакомым пироги с маком. Такие пироги приносили и Мартирию. Он никогда сам их не употреблял, а раздавал кому знал. Часто давал такие пироги и мне. После моего извещения о муке, бывало, не успеешь прийти на огород, как уже из какого-нибудь лабаза везут к нам шесть кулей ржаной муки. Зимой в наше отсутствие из Тихвина эту муку раздавала наша экономка, старуха Прасковья; тогда она была полная хозяйка на огороде.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

При главных монастырских воротах имелась небольшая странноприимница, где в течении года выдавалось до 5.000 бесплатных обедов богомольцам и вообще приезжающим людям. «Монастырская жизнь, в общем, протекает нормально и благополучно - пишет в своем отчете в Святейший Синод преосвященный Иннокений - но нужно сознаться, что главная цель, которая была положена в основу этой обители, т. е. миссионерская, до настоящего времени так и не достигается в надлежащей мере. Регулярных собеседований с кочевниками не ведется, крещения мусульман за истекший год ни одного случая не было. Даже миссионерская школа с интернатом для киргизских мальчиков, закрытая после землетрясения 1910 года, до сих пор не может надлежащим образом возродиться. Правда, некоторой компенсацией в этой области могли бы служить для нас... окончание постройки нового прекрасного здания для миссионерской школы. Но неожиданно возникшие в августе 1916 года киргизские беспорядки, причиной которых послужила насильственная мобилизация инородцев на тыловые работы, охватили весь Пржевальский уезд и вновь в корне нарушили правильную жизнь и работу монастыря». Иссык-Кульскому монастырю так и не суждено было воспитать в своих стенах славных миссионеров и стать светочем просвещения Туркестанского края. Но не пропали понапрасну труды и молитвы его зачинателей, строителей и смиренных сердцем молитвенников. Господь дал монастырю иную славу и благоволил простосердечным насельникам его, как невинным агнцам, пролить в Семиреченском крае кровь свою за веру Христову и святую Православную Церковь. ОТЧЕТ ПРЕОСВЯЩЕННОГО ИННОКЕНТИЯ, ЕПИСКОПА ТАШКЕНТСКОГО ТУРКЕСТАНСКОГО. Г. ВЕРНЫЙ. 1916 ГОД. Минувшим летом горы и степи Туркестана видели в своих пределах повторение кровавых походов Тамерлана. Начиная с половины июля туземцы, пользуясь ослаблением русского населения, стали нападать на железную дорогу, жечь и грабить русские города и деревни, разрушать телеграф, почтовые станции, церкви, школы, убивать людей, захватывать скот и всякое имущество, оставляя после себя груды пепла и трупов. Седьмого сентября, когда в Верном были получены более или менее верные сведения из пострадавших местностей, я поспешил телеграфировать Святейшему Синоду следующее донесение: «Иссык-Кульский монастырь разграблен туземцами, семь монахов убиты, архимандрит с прочими иноками приютился в соседнем приходе. Десять приходских церквей, двадцать пять селений вокруг озера Иссык-Куль сожжены, несколько тысяч человек убито, остальные вывезены в Пржевальск. Скот уведен в горы, все имущество погибло. Войска восстанавливают помощь беженцам. Почтовое и телеграфное сообщение с Пржевальском прервано».

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/29/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010