Тогда особенно славились Оптина пустынь. Туда, к старцу Анатолию Потапову и поехал Вячеслав Михайлович. Старец принял его очень ласково. Сразу устранились всякие трудности, изложить которые затруднялся Вячеслав Михайлович. Вышло так, что как будто двое беседуют, а на самом деле, старец рассказывал юноше его же биографию. Старец посоветовал ему монашеский куль и священство, а вопрос о “новой тете” был позабыт как несущественный. В то время был популярен в народе также некий протоиерей отец Егор Косов. К нему надо было плыть пароходом по Волге, потом идти пешком через поля и леса. Заботливые люди поставили на этом последнем пути деревянные стрелы-таблицы, на которых написали: “К отцу Егору”. Отец Егор служил ежедневно и лично беседовал с посетителями. Вячеславу Михайловичу он сказал то же самое, что и старец. Во время возвращения от отца Егора, Вячеславу Михайловичу повстречалась некая девушка. Она заинтересовалась им и хотела удержать молодого человека около себя. Но он поспешил распрощаться с нею и пошел дальше по берегу Волги, один, при этом почувствовал на душе такое облегчение, что стал громко петь. Когда жизненный путь был выяснен, Вячеслав Михайлович стал готовиться к поступлению в Духовную Академию. Надо было сдать латинский и греческий языки и написать сочинение по богословию. Осенью 1912 года Вячеслав сдал экзамены и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Первые два года учебы были тихими и радостными. В летние каникулы (по-видимому, 1913 года) Вячеслав Михайлович ездил в Японию. Там в 1912 году скончался святой равноапостольный Николай, просветитель Японии. Его дело продолжил митрополит Сергий (Тихомиров) 2. С этим иерархом Вячеслав Михайлович был знаком давно. Еще мальчиком он приходил к нему, беседовал с ним, пил чай, а иногда прислуживал ему в алтаре. Теперь, когда Вячеслав стал студентом, а митрополит Сергий возглавил Церковь в Японии, естественным было со стороны митрополита пригласить юношу к себе в Японию. Необыкновенно яркими были впечатления Вячеслава Михайловича от Японии и в особенности – от ее Православной Церкви. Вот одно из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

губ.) Данилы Филипыча. Это был человек, известный своею святостью, который читал раньше много книг, но, порешив, что не в них спасение, собрал их в куль, бросил в Волгу и стал проповедывать людям, что для спасения нужна всего одна книга – «Книга золотая, Книга животная, Книга голубиная, Сам сударь Дух Святой». С тех пор Данила Филипыч стал богом, окружил себя апостолами и организовал собрания. Главным его помощником и продолжателем его дела был Иван Суслов. В сопровождении своих последователей и «богородицы» Суслов проповедывал по Оке и Волге. Он провозгласил себя Христом, окружил себя культом и имел большой успех, пока не обратил на себя внимание правительства Алексея Михайловича. Суслова арестовали и, по хлыстовскому преданию, распяли дважды на кремлевской стене у Спасских ворот, причем он дважды воскресал. Во всяком случае, достоверно известно, что после всех правительственных преследований Суслов поселился в Москве на 3-ей Мещанской, где спокойно прожил около тридцати лет (до 1702 года), энергично распространяя свое учение. Со смертью Суслова провозгласил себя Христом отставной московский стрелец Прокофий Лупкин. С тех пор хлыстовство непрерывно распространялось по России, находя себе адептов в самых разнообразных слоях общества от крестьян до высших кругов столицы. Это соприкосновение народного движения с интеллигенцией имеет огромное значение... Оно происходит и в наше время. Упомянем здесь один из фактов такого соприкосновения – «обращение» талантливого поэта Александра Добролюбова, оставившего мир и ушедшего к хлыстам, которых он называет «пляшущей церковью», обратившего свой талант на составление хлыстовских гимнов и «распевцев» 12 . Но об этом взаимодействии, совершающемся на наших глазах, говорить еще рано. Мы больше знаем о подобном же взаимодействии, бывшем столетие назад, в александровское время. Сюда относится, прежде всего, кружок великосветской дамы Татариновой, перенявшей хлыстовские радения и имевшей много последователей в высших кругах столицы. Этот великосветский кружок имел связи и с хлыстами из народа и, вероятно, при посредстве этих связей в народное хлыстовство получила доступ та мистическая переводная литература, которой хлысты пользуются и до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

Гроб с телом апостола был перенесен в храм. Там Фулвиан просил прощения у апостола за все зло, которое причинил ему. Кроме того, эфиопский князь просил епископа Платона крестить его. Епископ Платон, видя веру Фульвиана, огласил его и, научив истинам святой веры, крестил. И когда возложил руку свою на голову его и хотел наречь ему имя, послышался свыше голос, говорящий: – Назови его не Фулвианом, а Матфеем. Вскоре Фулвиан-Матфей передал власть наследнику, удалившись от мира, и некоторое время спустя был рукоположен во пресвитера. А когда, по прошествии трех лет, епископ Платон умер, оставившему власть княжескую пресвитеру Матфею явился в видении апостол Матфей и увещал его возглавить Эфиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан сделался ревностным проповедником Евангелия, много потрудившись в просвещении своего народа. Мощи и почитание С древнейших времен апостол и евангелист Матфей – один из почитаемых в Церкви святых. Согласно Преданию, мощи апостола Матфея еще в раннем Средневековье были перенесены из Эфиопии в итальянский город Песту. Затем, в X веке, их перенесли в Салерно близ Неаполя. В XI веке там был устроен кафедральный собор в честь святого апостола и евангелиста Матфея. Однако недавно появилась версия, что мощи апостола Матфея могли храниться в армянском монастыре на озере Иссык-Куль. Иконография Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Апостол Матфей обычно изображается, как человек средних лет, реже в образе седовласого старца. Апостол одет в хитон и гиматий, а в руках у него написанное им Евангелие. Один из наиболее распространенных сюжетов – написание апостолом Матфеем Евангелия. На этой композиции он традиционно изо Апостол Матфий. До избрания Согласно Преданию, апостол Матфий, происходивший из колена Иудина, родился в Вифлееме. Он был ученым книжником, с раннего детства изучавшим Священное Писание. Предание называет учителем Мат-фия праведного Симеона Богоприимца. После выхода Спасителя на общественное служение Матфий, услышав Его проповедь и став свидетелем чудес, последовал за Господом Иисусом. Впоследствии был избран Господом в числе 70 меньших апостолов, о которых в Евангелии говорится: Избрал Господь и других семьдесят и послал их по два пред лицом Своим (Лк. 10, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В числе особенно выдающихся мудрых распоряжений эмигрантов в общественной их жизни следует упомянуть о том, что они учредили у себя ежегодный общественный сбор хлеба, для прекращения в выселке нищенства, так что, со времени этого учреждения, что было осенью 1872 года, нищенства и воровства между эмигрантами нет и в помине. Как на образец суда у них по преступлениям против общественного благосостояния г. Фридерикс указывает на следующий случай: один из новокрещенных эмигрантов украл у своего соседа куль муки. Общество, убедившись в действительности обвинения, расследовало дело и когда оказалось, что обвиняемый впал в проступок, побуждаемый к тому крайнею своею бедностью, то постановило помочь ему пожертвованием общественного хлеба под условием немедленно исключить его из общества и выселить в китайские владения, если он будет замечен в воровстве во второй раз. 65 Вообще нужно сказать, что эмигранты сарканские вследствие своих честных, прямых отношений к общественным делам, от которых зависит благосостояние общества, напр. выбор выселковых властей и проч., в последнее время снискали себе такое уважение, что на общественных сходках перевес по большей части остается за этими новыми гражданами. 66 В религиозном отношении новокрещенные эмигранты так же обставлены хорошо: они живут вблизи церкви, школы и миссионера, что для пастырских миссионерских бесед местного священника с ними представляет не мало удобств, особенно в виду того, что некоторые ученики школы уже настолько владеют русским языком, что могут облегчать труд священника, продолжая его дело в родных своих семьях. Они охотно отдают детей своих в школу и сами желают ближе знакомиться с христианством, потому что начали уже понимать, что о христианской вере нельзя судить по тем проявлениям религиозной жизни, какие представляли сарканские казаки. Можно быть вполне уверенным, что если сарканские новокрещены не будут встречать никаких препятствий на пути своего религиозного перевоспитания, если ими будет руководить преданный делу священник, то они достигнут желаемых целей, будут сами стремиться, как новые члены церкви, к духовному совершенству, так как они начали уже чувствовать, что христианской именно вере и русским христианским законам они обязаны настоящим своим духовном и материальным благосостоянием, что только христианская церковь и христианские законы возродили их к новой лучшей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Кобан в Осетии; в Скифском зале 6) был воспроизведен ступенчатый свод склепа из царского кургана Куль-Оба в Крыму и помещены композиция «Укрощение коня» со знаменитой вазы Чертомлыкского кургана и копии росписей керченского склепа Анфестерия Гегесиппова и склепа на склоне горы Митридат. Византийский зал (А) являет собой уменьшенную копию центральной части храма Св. Софии в К-поле, мозаика пола воспроизводит мозаику из катакомбы св. Елены в Риме. Стены зала поздней бронзы 7), в к-ром начинался рассказ о возникновении Киевского гос-ва, украшали копии шиферных плит из древнейших киевских храмов; в этом же зале находилась выполненная на холсте худож. А. В. Праховым копия мозаичного изображения Евхаристии из алтаря Софии Св. собора в Киеве. На стенах Киевского зала 8) были помещены орнаменты заставок из древнейших рукописных книг - Остромирова Евангелия 1056-1057 гг. и Изборника 1073 г. и изображения древнерус. музыкантов, сохранившиеся в киевском Софийском соборе. Программной для музея - имп. учреждения - стала роспись Парадных сеней: 68 портретов российских государей, начиная от св. кн. Владимира и св. кнг. Ольги и до имп. Александра III и Марии Феодоровны, были представлены в композиции «Родословное древо государей российских». Подобная композиция лежит в основе распространенного в иконописи сюжета Родословие Иисуса Христа , иконы «Насаждение древа государства Российского» Симона Ушакова 1668 г. и росписей свода паперти Преображенского собора Новоспасского московского мон-ря , где находилась родовая усыпальница Романовых. Зал 9 украшен копиями фресок церкви Спаса на Нередице 1199 г. и иконы «Битва новгородцев с суздальцами», а также увеличенным изображением Новгорода с иконы XVII в. В оформление Владимирского зала 10) включены реплики слепков с белокаменной резьбы Дмитриевского собора и орнаментальные росписи, повторяющие росписи Успенского собора. Стены Суздальского зала 11) украшают слепки архитектурных деталей Георгиевского собора в Юрьеве-Польском 30-х гг. XIII в.; в Московском зале 13) воспроизведены орнаментальные мотивы с шапки Мономаха .

http://pravenc.ru/text/1237671.html

Икону святителя Николая передали в Святой Базилике святителя Николая обществу «Православный паломник» из Украины. Паломнический рейс на теплоходе «Тарас Шевченко» был организован под духовным руководством архиепископа Днепропетровского и Криворожского Иринея. На причале Одесского морского вокзала состоялся крестный ход, в котором приняли участие духовные лица Одесской и Измаильской епархии, выпускники Одесской духовной семинарии, служащие Одесской таможни, общественность города Одессы и многочисленные гости. Несколько дней, во время праздника Святой Троицы, икона святителя Николая была помещена в Успенском кафедральном соборе города Одессы, где был совершен молебен в переполненном верующими храме. Икону Святителя Николая приняли духовные служители Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II для доставки драгоценного подарка в Москву, в Храм Христа Спасителя. Станислав Стриженюк Никольская церковь в Риме Русская церковь в Риме – самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Иностранных Дел 6 октября 1803 года император Александр I подписал указ об учреждении «Греко-российской церкви» при Римской миссии. Был утвержден штат с одним священником и двумя псаломщиками. Святейшему Синоду было поручено к весне 1804 года «приготовить церковь со всею к оною потребностию». Борьба с Наполеоном отвлекла Россию от церковного проекта: храм при миссии был устроен лишь спустя 20 лет после подписания Высочайшего указа – в 1823 году. Однопрестольный храм во имя святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме. Впоследствии церковь кочевала из одного дома в другой. Как и все заграничные церкви, римская была включена в состав Санкт-Петербургской епархии, но во многом, прежде всего материально, зависела от Министерства иностранных дел и именовалась Посольской. В 1867 году император Александр II утвердил новый штат римской церкви в составе архимандрита-настоятеля, диакона и двух псаломщиков. Идея сооружения отдельной православной церкви в «римо-католическом престольном граде» обсуждалась уже давно. Начало было положено вдовой надворного советника Е. Ковальской, которая в 1880 году обратилась в Святейший Синод с просьбой разрешить сооружение храма за свой счет, дабы «почтить память супруга, служившего в Риме». Церковные власти решили навести справки в Риме. Русский посол, барон Икс-куль, на запрос Святейшего Синода ответил так: «Храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению Православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности некатолическим храмам, которые с 1870 года строятся в Италии. Средства Ковальской недостаточны». В результате вдова разрешения не получила.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Чуть посветила жалостным лицом К забвению мытарств в зазреньи страшном. Ирмос 9 Витий многовещанных нищий прок: Словцу служенье – идолослуженье. Надежды нет упрятать под порог Свой ум, не помраченный небреженьем. Без заступленья Твоего пришли, Уйдем, и Троице не помешали, Рогожный куль словес перетрясли… Не радуйся, будь жалостной к державе! Кондак 10 В явленьи ангельского естества По теплом заступленьи – милосердье Перед концом истории едва, Передались гордыне, еле стерпим. Ирмос 10 Твоей иконой возросла стена – Ограда Русской Православной Церкви, Внутри которой пленная страна Еще поныне вавилоны чертит. За вытоптанный благодатный сад Гордыней бывшей ангельской дышали Потерянных небес тому назад… Не радуйся, смири Свою державу! Кондак 11 За нами и другие налегке: Прощенные, мы путь спасенья многих. Со-единенье в русском языке Пречистая со-держит в каждом слоге. Ирмос 11 Светильники пригасли, лампы, все Живыми светляками примелькались За спицами в кромешном колесе, Пока не свалит при пороге камень. Но даже если путь окоротишь: Не знаю вас, храните, где лежали! А все – Твои, не хочешь, а простишь… Не радости, хоть кротости державе! Кондак 12 И если Некто вкладывает в нас Хвалебный стих Владычице Державной, Трудиться остается про запас За инославных, как за православных. Ирмос 12 Источник живоносный не погряз: Державная икона смысл открыла, От молнии пророчества зажглась, Движенье благодати озарила. Так в Кане Галилейской: нашу скорбь Ты в радость претворила. Боже славы! Державной нашей Матери ускорь Спокойствия и радости в державе! Кондак 13 Всепетая, проточное прими Моление народа: мы неровня Святым своим, Ты русских помяни, Восстанови звено в цепи духовной. Молитва Державной иконе Божьей Матери Заступница! Страх, участь и любовь Утроились перед доской сосновой – Державной – вышли из одних лесов, Молились накрик изо всех сословий. Мать Света, Сына только умоли Державу отвердить в кристалл: огранен Страданьем, инородцев отдели, Закваску всех междоусобных браней. Я не имею помощи другой,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Значительная часть доклада Святейшего Патриарха была посвящена внешней деятельности РПЦ: состоянию учреждений Московского Патриархата в дальнем зарубежье, проблемам паломничества, взаимоотношениям с Православными Поместными Церквами, богословской разработке тем в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви. В разделе, посвященном взаимоотношениям с инославным миром, Патриарх Алексий крайне негативно оценил деятельность зарубежных инославных миссий на канонической территории Московского Патриархата. Святейший Патриарх отметил, что в условиях, когда государство практически не предпринимает мер, чтобы защитить духовно-куль-тур-ную идентичность народа, вся тяжесть борьбы за его духовное здоровье ложится на Церковь. Заключительный раздел доклада посвящен проблеме возрождения православной миссии. Патриарх Алексий затронул и вопрос о богослужении, предложив образовать специальную синодальную комиссию, которая продолжила бы труд, начатый Поместным Собором 1917–1918 гг., по упорядочению богослужебной практики и завершила бы начатое тогда редактирование богослужебных текстов. В определении Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» утверждены решения о самостоятельности Церквей в Эстонии, Латвии и Молдавии, об учреждении и восстановлении Владивостокской, Магаданской, Николаевской, Запорожской, Черкасской, Уральской, Чимкентской, Гродненской, Глуховской, Каменец-Подольской, Овручской, Новогрудской, Кемеровской, Йошкар-Олинской, Курганской, Якутской, Южно-Сахалинской, Петропавловской, Благовещенской, Белоцерковской, Горловской, Тульчинской, Хустской, Брянской, Барнаульской, Майкопской и Читинской епархий, а также объединение трех епархий — Берлинской, Дюссельдорфской и Баденской в Берлинскую и Германскую епархию. Архиерейский Собор принял решение о перераспределении средств внутри епархий между более обеспеченными и бедными приходами, преобразовании Хозяйственного управления в Хозяйственно-экономическое с целью упорядочения финансовой деятельности в Церкви. Архиереи РПЦ предупредили бывшего священника Глеба Якунина и монаха Филарета (Денисенко), что в случае продолжения ими антицерковных деяний они будут отлучены от Православной Церкви через анафематствование.

http://sedmitza.ru/lib/text/429307/

В настоящее время в обители два храма: один – во имя Св. Иннокентия Иркутского, а другой – домовый. Что касается святынь Приамурской обители, они как бы возмещают ту внешнюю недостаточность, в которой находился новый монастырь в первые годы своего существования. В числе икон монастырских храмов есть немало написанных на полотне в С.-Петербурге, в мастерской Сидорского. В южной части Николаевского храма; в стороне от иконостаса обращает на себя внимание большой деревяный крест, на котором распятый Господь наш Иисус Христос изображен в обыкновенный человеческий рост. Эта святыня пожертвована благотворителями в память Императора Александра III. Есть в храме частицы животворящего древа Креста Господня и святых мощей многих угодников Божиих. Управляет многочисленной братией игумен. Женская обитель Уссурийская Рождество-Богородицкая община, в Южно-Уссурийском крае. Община находится в 8 верстах от города Никольска-Уссурийского, близ р. Суйфуна. Основана она настоятельницей Устинского монастыря Павлой в 1900 году, во исполнение определения по сему предмету Св. Синода. Храмов в общине два: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и домовый во имя Нерукотворного образа Спасителя. В г. Никольске есть подворье этой общины, основанное в 1902 году. Управление в руках игуменьи. Семиреченская область Обитель мужская 1. Иссык-Кульский Троицкий монастырь в Пржевальском уезде. Эта обитель расположена при крае Иссык-Куль, в урочище Курменты, в 12 верстах от села Преображенского и в 71 версте от своего уездного города. Основав монастырь, по указу Св. Синода, в 1882 году и 1889 был разрушен землетрясением, но вскоре был восстановлен. Храм один во имя Св. Троицы. Управление игуменское. Семипалатинская область Обитель женская 1. Знаменская община в Семипалатинском уезде. Знаменская община находится в местности «Святой ключ», недалеко от главного областного города, близ поселка Старо-Семипалатинска. Основана она была, по определению Св. Синода, в 1906 году монахинями Леснинского Седлецкого монастыря с миссионерскими целями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

«Цветник духовный» – сборник высказываний о вере и христианской жизни святых отцов и учителей Церкви, подвижников веры и благочестия. В краткой форме, в виде небольших изречений, в нем представлен духовный опыт святых подвижников от первых веков христианства до нашего времени, а также мудрость знаменитых людей. Тем самым «Цветник духовный» можно назвать, в некоторой степени, энциклопедией тысячелетней мудрости. Впервые сборник был издан в 1903 г. Афонским Русским Пантелеймоновым монастырем. С тех пор его неоднократно переиздавали: по доступности и краткости изложения, по своей практической ценности эта книга – одна из самых любимых и читаемых. В настоящий сборник вошли высказывания свт. Иоанна Златоуста , свт. Василия Великого , свт. Димитрия Ростовского , свт. Тихона Задонского , свт. Филарета, митрополита Московского, свт. Игнатия (Брянчанинова) и др., а также видных церковных деятелей XIX в. и многих других подвижников веры и благочестия. Помимо этого в сборник включены мысли светских и ученых людей Античности и Нового времени, а также деятелей различных периодов истории России. § 1 Некий батюшка все никак не мог унять нескольких неофитов в своем приходе. Им слово – они в ответ десять, да все из святоотеческого писания, и даже чуть свысока на простеца-священника поглядывая, не понимая, что даже азов веры еще не постигли. В какой-то момент им показалось, что они совсем его одолели, но тут отче достал большую стеклянную банку и, наполнив ее камнями, спросил у неофитов: – Полна ли банка? – Да, полна, – услышал он уверенный ответ. Тогда высыпал в нее немалое число гороха и потряс. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. И еще раз спросил священник неофитов: – Полна ли банка? – Полна, – хором отвечали они, впрочем, уже с меньшим апломбом, чем прежде, чувствуя каверзу, которая не заставила себя ждать. Священник высыпал в банку целый куль песка, уточняя: – А теперь? – Полна... – раздался уже один-единственный неуверенный голос. А батюшка уже лил в банку один за другим стаканы воды, приговаривая:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010