Из Крыма Анфим отправился на Кубань с проезжею грамотой от хана, которому представлялся в Бахчисарае. Сначала кубанцы приняли дорогого гостя радушно и с великими почестями. Он устроил для них монастырь и посвятил архимандрита, а по слободам — многое число попов, и дал им универсалы, чтобы иметь им по своим обрядам церковное служение. Потом рукоположил для Кубани двух епископов, имена которых нам неизвестны. Недолго, однако, продолжалось доброе согласие Анфима с гребенскими казаками. Он хотел властвовать, хотел стать во главе всего тамошнего казачества, требовал, чтобы не только другие начальные люди, но и сам атаман ничего не делал без его благословения, а кубанцы хотели, чтобы архиерей знал свою церковь да попов, а в их дела не мешался. Пошли ссоры, брань, своенравный Анфим слушать никого не хотел, и каждый день являлись с его стороны новые требования и притязания, а при малейшем противоречии он грозил анафемой. Ужиться ему с кубанцами было невозможно; притом же эти грубые, закоренелые в невежестве полудикари, суеверные до крайней степени, заподозрили его в никонианстве, потому что у него был «Чиновник архиерейского служения», напечатанный в Москве во времена Петра I. Все Гребени возмутились. «Как, — кричали казаки, — по еретической книге нам попов наставил да и сам по ней служит! Мы от таких книг из России ушли, а он, еретик, враг божий, сюда к нам их завез! В куль его да в воду и с книгами-то!» Анфим бежал, и казаки едва не пожгли все церкви, им освященные, называя их еретическими, никонианскими. Волнение, однако, чрез некоторое время утихло: нашлись между казаками люди благоразумные и притом влиятельные на их кругах, которые убедили толпу, что Анфима прогнали они без достаточного основания. Кубанцы раскаялись и послали к нему новых посланцев с письменным всенародным молением, прося у него прощения за свой поступок и приглашая его снова на Кубань. Они догнали его на дороге, но Анфим был не из таких, чтобы прощать подобные обиды. «Аще изгонят вас из града, бегайте в другой, — отвечал он посланным. — Нога моя не будет у вас, крамольники. Мира и благословения вам не даю, — ступайте откуда пришли». И воротились посланные ни с чем. Рукоположенные Анфимом два епископа продолжали, однако, архиерействовать на Кубани. Нам неизвестна дальнейшая судьба их, но, судя по некоторым толкам старообрядцев позднейшего времени, можно предполагать, что поставленные Анфимом архиереи, в свою очередь, посвятили других и что таким образом на Кавказе раскольническая иерархия, происшедшая от Анфима, не прекращалась.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Керчь. Часовня-усыпальница И.А. Стемпковского. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1833 и 1834. Год утраты:приблизительно 1960 Архитектор: А.А. Дигби (предположительно) Адрес: Россия, Республика Крым, г. Керчь, гора Митридат Координаты: 45.350202, 36.469211 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня-памятник была возведена согласно завещанию Ивана Александровича Стемпковского, градоначальника Керчи в 1828-1832 гг., и умершего на этом посту. Выдающийся археолог, один из первых исследователей Боспорского царства и первооткрыватель Пантикапея, желал быть похороненным рядом с делом своей жизни — раскопками Пантикапея на вершине горы Митридат. Одновременно с этим, возведение часовни на столь видном месте было признанием заслуг И.А. Стемпковского в развитии Керчи. На могиле Стемпковского на горе Митридат его лучший друг Поль Дюбрюкс произнес такую речь: Здесь покоятся останки заслуженного и доброго Стемпковского, человека благодетельного без бахвальства, ученого без тщеславия, служившего украшением человечества и положившего основание Керчи... Инициатором строительства часовни-усыпальницы стал князь З.С. Херхеулидзе, сменивший И.А. Стемпковского на посту градоначальника Керчи. В окружении ионийский колонн часовни находился саркофаг, воздвигнутый над могилой керченского градоначальника Ивана Алексеевича Стемпковского. Полковник Иван Алексеевич Стемпковский (1788—1832 гг.) был признанным учёным, одним из основоположников классической южнорусской археологии. Он наметил ряд проблем, над которым до сих пор работают современные археологи. В 1828 году по предложению Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора М.С. Воронцова занял должность градоначальника в Керчи, население которой тогда составляло менее пяти тысяч человек. С именем Ивана Алексеевича связано открытие всемирно известного кургана Куль-Оба (Холм пепла) и основание двух музеев древностей: в Одессе (1825 г.) и Керчи (1826 г.). Исполняя прямые обязанности градоначальника и заботясь об обустройстве Керчи, он всячески поддерживал раскопки, проводимые археологом Полем Дюбрюксом, а также собрал богатую коллекцию боспорских монет, переданную затем в Эрмитаж.

http://sobory.ru/article/?object=34896

Праздник Крещения Господня, как и везде по России, в городе Верном проходил исключительно торжественно. Иордань устраивали на реке Малой Алматинке, широко и быстро бежавшей по камням в трёх кварталах от кафедрального собора. В день крещения стремительно спускавшаяся с гор речка становилась центром притяжения огромного количества людей. Путь от южных дверей собора до Губернаторской улицы выстилали ковровой дорожкой, а до реки − соломой. По этому пути шёл святить воду возглавляемый архиереем крестный ход. В него вливались малые шествия из окрестных приходов. Кто был на санях, добирались до Иордани соседними улицами. На берегу выстраивались праздничные шеренги гарнизона. Артиллерия давала орудийные залпы. В момент освящения воды в небо выпускали белых голубей. Их заранее набирали в сундуки. Голуби взмывали вверх одновременно по сигналу. Неизменно отыскивались желающие окунуться в ледяной поток. Поездка на Иссык-Куль 10 января 1918 года по старому стилю епископ Семиреченский выехал в длительное обозрение приходов своей епархии. Санным путём по Чуйской долине он направился к Боамскому ущелью, завернув ненадолго в город Пишпек 329 , относившийся к его епархии. Боамское ущелье называли Военно-Грузинской дорогой Семиречья. Путь по нему лежал в Иссык-Кульскую котловину 330 . Крутые скалы ущелья, то образуя теснины, то раздвигаясь, тянутся по обе стороны реки Чу. Почтовая дорога переходила с одного берега на другой, вилась по карнизам скал, изредка спускалась к реке. Путешественник П.П. Семёнов-Тянь-Шанский, добравшись по этому пути к Иссык-Кулю, писал о сильном впечатлении, которое произвела на него огромная поверхность озера и сверкающие вдали вершины Терскей-Алатау, о том, как внезапно оно сменилось на гнетущее чувство тоски от однообразного шума вод, набегающих на пустой берег… Кроме чисто пастырских задач перед ним стояла цель содействовать укреплению власти Временного правительства в области. Это была первая поездка епископа по русским селениям, пережившим киргизский мятеж 1916 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Тридцати килограммов для этого было достаточно. Вторая половина Плащаницы накрыла тело Иисуса Христа сверху и, опираясь на насыпанные благовония, не касалась с боков Его тела. Иосиф и Никодим оставили тело Иисуса Христа покрытым Плащаницей, но не связанным внешними жгутами, чтобы позволить женщинам, стоящим поодаль, прийти после окончания субботы и завершить обряд погребения. Предположение о том, что смесь смирны и алоя была в твердом состоянии, подтверждает также древний вариант чтения рассматриваемого стиха из Евангелия от Иоанна. Вместо слова mivgma , состав, смесь, в двух авторитетных древних текстах стоит слово , которое здесь означает куль, пакет. Не противоречит ли вышеизложенная последовательность событий, предполагающая, что тело Иисуса Христа не было омыто и помазано Иосифом и Никодимом, утверждению из Евангелия от Иоанна: «Они взяли тело Иисуса и связали его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. XIX . 40)? Вовсе нет. Словами «как обыкновенно погребают Иудеи» апостол Иоанн объясняет предполагаемому греческому читателю, не знакомому с иудейскими обычаями, что связывать тело покойного был необходимо по правилам погребения. Для Иоанна это обстоятельство чрезвычайно важно, так как в последующем повествовании именно связанные пелены, обнаруженные им в пустой гробнице, помогут ему понять, что тело Иисуса Христа не украли, но Он воскрес. Апостол Иоанн не утверждает, что все, требуемое законом, было исполнено при погребении. Напротив, он подчеркивает спешность погребения ввиду приближения субботнего покоя: «Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. XIX , 42).Что же касается необходимого помазания, то оно, как об этом сказано Самим Господом, было совершено заранее, накануне Пасхи: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. XXVI , 12).  Первым, кто уверовал в Воскресение Иисуса Христа, был Его любимый ученик апостол Иоанн. Он вошел в погребальную пещеру и увидел лежащие пелены и плат, который был на главе Иисуса Христа, «увидел, и уверовал» (Ин.

http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/tain...

Вот какие дела бывают на земле. Вот и сказка вся. Хочешь верь, хочешь нет. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала она, что никогда не вер­нется...». Чингиз Айтматов, «Белый пароход» 743 Рогатая мать-олениха увела двух деток-сирот от Энесая (Енисея). От матери-реки, увела от смерти, от племени враждебного; увела, чтобы дать жизнь их потомкам, возродиться племени. А возродившись на иной земле, это племя стало истреблять потомство своей спасительницы – Рогатой матери-оленихи. И увела она потомство свое за великий перевал, в другой край, в другие горы. Добро и зло. Зло и добро. День и ночь. Ночь и день. Иудеи уничижали иудеев, а потом всех вместе иудеев уничижили халдеи. А потом биты были халдеи. Все это созерцал пророк Аввакум и больше уже не задавал вопросов. Не поиском правды в мире зла, а верою оживилась душа его. Теперь Ягве Господь стал силой его и правдой, Господь соделал ноги его, как у оленя, и на иные высоты возвел его. У Енисей-реки, у Иссык-куль озе­ра, в древнем Иерушалайме не цвели смоковницы и не было плодов на ви­ноградных лозах, нива не давала пищи, не стало рогатого скота в стойлах, ис­чезали маралы в горах. К тому времени, как у оленя, окрепли ноги пророка, он исчез в горах бальзамических. Так в вековечной смене неправды неправдой здесь на земле верою живи­лось сердце праведное, обретя место за перевалом в горах иных. Завершительные слова песни Аввакума в переводе Септуагинты сущест­венно отличаются от еврейского текста. Во-первых, согласно еврейскому тексту, Господь делает у пророка ноги, как у оленя. (ка-айалот) – от (айала) – «олень». В греческом пере­воде: ες συντλιαν – «на совершение», «на завершение» или даже «наоканчивание». Славянский перевод передает это так: «учинит нозе мои на соверше­ние». Ноги, как у оленя, возводят пророка на горные высоты (так по-еврей­ски). Согласно греческому тексту, ноги пророка возводят его на те же высоты (ψηλ), чтобы достичь συντλιαν – завершение, конец. О ногах, как у оле­ня, нет ничего. Однако, еще св. Кириллу Александрийскому († 444 г.) было известно и другое чтение – вместо συντλιαν (=завершение, совершение) σφλιαν, что значит «твердость». По-еврейски, «твердость», «крепость» мо­жет быть записано , что полностью совпадает со словом (олени) – множественное число от (олень). Возможно, что так и произошло разно­чтение еврейского и греческого текстов 744 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Протоиерей Иоанн Сергиев. 23 июля 1900 г. Монахине Варваре (Ивановской). Не ранее 23 июля 1900. Кронштадт Дорогая матушка Игуменья 887 Варвара! После того как отправился из Леушинской обители на пароход «Владимир» (Ефремова) к Рыбинску 888 , я, не доходя до него, получил письмо от о. Георгия Маккавеева, писанное из Холмогор, и получил ответ на то, чего я хотел от него, именно разъяснение того, почему накопился такой огромный долг на обители (12 тысяч с лишком руб.), который я уменьшил на одну тысячу, послав купцу Селенинову 1 июля 1000 руб. из имеющихся у меня денег. Вперед дай Бог не лезть в долги. Общественную лавку берите на свою отчетность, да и совсем ее себе возьмите из общественного достояния, пусть она будет только монастырская 889 . – Прошу писать мне, что вы предпринимаете, что строите, что купили, сколько и по какой цене (наприм , хлеб, скот и пр. 890 ). Ты, матушка, прислала мне долговой лист – итог долга 12000 с лишком, а под ним никто не подписался – ни ты, ни о. Георгий, и не написали, сколько у тебя остается денег для уплаты его. Пишешь глухо, неясно, а надо все обстоятельно и подробно писать, чтобы не было недоразумения. Тебе и всем сестрам благословение и поклон сердечный. Я остался доволен всеми и всем, что видел. Дай Бог всем успевать во всем и духовно и телесно – в физических трудах, – в благочестии, воздержании, скромности, послушании, взаимной любви и уважении друг к другу, особенно младших к старшим. За сколько ты, Игумения, у Володина муку и все припасы 891 , и хорошего ли они качества? Теперь хлеб стал дороже (2 руб. на куль набавлено). Хорошо, что вовремя успели купить. Если не хорошего качества, то надо пробрать Володина. Лучше нарочито закупать или тебе самой хлеб в Архангельске или в Вологде, или в Рыбинске 892 . Прощай, матушка, со всеми во Христе сестрами. Да процветает обитель духовно и хозяйственно. Теперь вы – хозяева и владелицы прекрасного, богатого земельного и лесного надела 893 : благодарите Бога и Царя и умейте пользоваться этим добром, мною для вас исходатайствованным, по милости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Надеясь на безнаказанность, протестанты осмеливались даже открыто смеяться над православной верой и святыней, над православными обрядами и преданиями. Всякий случай служил для них к тому, чтобы распространять среди русских протестантские воззрения. И пропаганда не проходила даром. «Одно лето побывают» русские на службе с иностранцами, «а на другое не останется и половины лучших русских людей». Школы, равно и протестантские книги, действовали подобным же образом. Так прививалось к некоторым русским людям отрицательное отношение к церковному преданию, к иерархии и таинствам, к почитанию святых, икон, креста, храмов, к соблюдению постов, – и все это отвергалось в принципе, чисто по-протестантски. Правительство предпринимало меры к ограждению православных от иноверной пропаганды, печатались и полемические книги, из которых русские могли узнать верования лютеран и подобных им западных протестантов, но зло уже успело пустить корни, действуя с некоторым успехом и в рассматриваемый период времени. Помимо этого местами существовали еще такие сектанты, которых можно было назвать жидовствующими. Они соблюдали некоторые постановления обрядового Моисеева закона и между прочим постились в субботу. Таково было положение вещей с одной стороны. С другой давало знать о себе мистическое направление в виде христовщины. В деревне Старой, в 25 верстах от Костромы, а потом и в самой Костроме жил тогда христовщинский «саваоф» Данила Филиппов; в Москве христовщиной предводительствовал «христос» Иван Тимофеев Суслов, в доме которого помещалась и «сионская горница» для молений; в селе Павлов-Перевоз, на правом берегу Оки в Нижегородской губернии, воздавались почести как «христу» некоему Ивану Васильеву. Бродили эти лжеучителя с пропагандой и по соседним областям. Суслов был у Филиппова и здесь лжесаваоф и лжехристос, как рассказывали потом, три ночи сряду возносились на небо при свидетелях. Сложив старые книги в куль, Данила бросил их в Волгу, как ненужные, и объявил, что нужна лишь одна «книга золотая – Дух Святой».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

4985 Как старейший по хиротонии в украинском епископате, исполнял обязанности Предстоятеля УПЦ с апреля по 15(28)05.1992 (точнее – по 14(27)05.1992), до прибытия на кафедру избранного Архиерейским Собором в Харькове митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). 4986 Затем (в нач. 1930-х гг.) будто бы принес покаяние в своих отпадениях от Церкви в лубенский и григорианскии расколы (недостоверно). 4992 «...В 1857 марта 24 назначен Начальником русской миссии в Иерусалиме, но 30 сентября того же года возвращен...» (Н.Д. Иерархия... С. 388). 4993 По Строев. С. 491, за Нафанаилом (Соборовым) следует в скобках Кирилл (Наумов) , епископ Мелитопольский, – «без епархии, доктор богословия», хиротонисанный в С.-Петербурге 13.10.1857; до 22.06.1863 – начальник Иерусалимской миссии; скончался 10.02.1866 в Москве. В список не помешен (см. Мелитопольская). 4997 Архиепископ Херсонский и Одесский. Вторая дата – увольнение на покой с назначением управляющим Московским Симоновым монастырем и членом Московской синодальной конторы. 4998 Архиепископ с мая 1925 г. Формально числился на кафедре по 1937 г., реально – отсутствовал с кон. 1925 г. Пребывал в заключении и в ссылках. Расстрелян 10(23)11.1937 в г. Турт-куль (Узбекская ССР). Указаны две вторые даты – ареста перед длительном отсутствием и последнего ареста перед мученической кончиной. По ММЛ РПИ, первая дата; 1921 г. 5004 Митрополит. Вторая дата – дата кончины. 10(23)01.1992. был самовольно «перемещен» бывшим митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко) в г. Донецк, что вызвало нестроения, смуту в Донецке и ускорило кончину митрополита Леонтия. Как незаконные, филаретовские «перемещения» и «смешения» нач. 1992 г. (осуществлялись Филаретом (Денисенко) с целью укрепить свои позиции в епископате) в основных списках не отражены, обозначаются только в примечаниях. 5008 По покаянии принят в общение е Церковью в сане архимандрита. 14(27)08.1924 Патриархом Св. Тихоном хиротонисан во епископа Мариупольского (см. Феодосийская). 5010

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

190 Булгаковский передал в библиотеку Минской духовной семинарии: сборник «Пинчуки», 2 экз.; «Домик Петра Великого и его святыня в С.-Петербурге», 27 экз.; «За Веру, Царя и Отечество», 5 экз.; «Царица добродетелей», 1 экз.; «Знамение Божией Матери», 1 экз.; «Храм Божий и его священная важность для христиан», 1 экз.; «Практическое руководство к наглядному усвоению русского правописания», 1 экз.; «Русский солдат на войне», 1 экз.; «Полезные советы нижним чинам, увольняемым в запас армии», 1 экз. 191 Булгаковский Д., священник. У Бога все возможно. Замечательные события в жизни двух семейств. (Из недавнего прошлого). Свящ. Дмитрий Булгаковский. – СПб.: Тип. В.С. Балашева и Кº, 1896. – 16 с. 192 Булгаковский Д., священник. Из загробного мира. Явления умерших от глубокой древности до наших дней. – СПб.: Синод. тип., 1894. – 174, II с. 193 Булгаковский Д., священник. Из загробного мира. Явления умерших от глубокой древности до наших дней. Изд. 2-е доп. – М.: А.Д. Ступин, 1902. – С. 2. 196 Булгаковский Д., священник. Из области таинственного. Рассказы о необыкновенных случаях. – СПб.: Тип. А. Пороховщикова, 1895. – 63 с. 197 Булгаковский Д., священник. Поразительные случаи явления умерших. Пятнадцать рассказов. – СПб.: Тип. В.С. Балашева и Кº, 1896. – 64 с. 198 Булгаковский Д., священник. Иссык-Кульский православный миссионерский монастырь в Средней Азии. – СПб.: Тип. В.С. Балашева и Кº, 1896. – 40 с., 1 л. карт. 199 Булгаковский Д., священник. Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от неё чудеса. – СПб.: Тип. Э. Гоппе, 1896. – 39 с., ил. 200 Булгаковский Д., священник. Нижегородские легенды. – СПб.: Тип. В.С. Балашева и Кº, 1896. – 48 с. 201 Свято-Троицкий Иссык-Кульский миссионерский мужской монастырь Иссык-Кульского у. Семиреченской обл. открыт в 1885 г. с целью распространения православной веры в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников. Располагался в урочище Курмекты на северном берегу озера Иссык-Куль. 202 Булгаковский Д., священник. Иссык-Кульский православный миссионерский монастырь в Средней Азии. – СПб.: Тип. В.С. Балашева и Кº, 1896. – С. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Л. Головкова, В. Королёва, О. Хайлова «Караганда святая, благословенная». Старец Севастиан и другие подвижники Скачать epub pdf Казахстан Необозрима и прекрасна Казахстанская земля! Она простирается от Алтайских гор до Кызыл-Кумских песков, от прикаспийских степей Мангышлака до великих вершин Тянь-Шаня, где над грядами заснеженных гор возвышается почти на 7 тыс. метров над уровнем моря Царь-Гора – Хан-Тенгри. На самом севере Казахстана – лесостепь, центральную часть страны занимает казахстанский мелкосопочник Сарыарка, переходящий на юге в одну из наиболее безводных пустынь Бетпак-Дала. К востоку от нее расположена обширная область Семиречья (по названию семи рек, впадающих с юга в озеро Балхаш). Город Алматы или Алма-Ата (первоначальное название – Верный), бывший в течение многих лет столицей обширнейшего края  1 , расположен в живописных предгорьях Тянь-Шаня, на равнине, слегка наклоненной к северу. Между Каспийским и Аральским морями находится плато Устюрт, где в древности пересекались караванные пути. Богатства этой земли неисчерпаемы: неоглядные пастбища, плодородные пашни, уголь, руда, золото. До XVIII века ее населяли казахские кочевые племена, а затем сюда стали переселяться русские казаки и крестьяне, основывавшие станицы и города, возводившие православные храмы и монастыри. Мало кто знает, но христианство на территорию современного Казахстана и Средней Азии было привнесено в первые века по Рождестве Христовом. По церковному преданию, святые апостолы Варфоломей, Филипп, Матфей и Фома распространяли Евангельское учение в Индии и соседних с нею странах, к которым относятся средне-азиатские земли и территория Семиречья. Еще одним благовестником в азиатском крае стал апостол Андрей Первозванный, который отправился с проповедью северными дорогами Великого шелкового пути: посетил Центральную Азию, Скифию, Согдиану. По свидетельству А.Р. Бируни  2 , христианское учение уже через двести лет после Воскресения Христова стало известно в городе Мерве (ныне город Мары в Туркмении). К III веку христианство утвердилось в Фергане, Самарканде, Бухаре, Маргиане. На этих землях, включая район озера Иссык-Куль, впоследствии образовались крупные митрополии. Здесь было создано знаменитое Хорезмийско-Хвалисское архиепископство; огромная Эфталийская империя провозгласила христианство государственной религией, о Евангелии узнали и за Великой Китайской стеной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Kara...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010