Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ IX Иннокентий IX, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Иннокентий IX, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (20 или 22.07.1519, Болонья - 30.12.1591, Рим; до избрания папой - Джованни Антонио Факкинетти), папа Римский (с 29 окт. 1591). Главными источниками сведений об И. являются 2 биографических сочинения, составленные в традиции житийной лит-ры вскоре после смерти папы. В Ватиканском секретном архиве , архивах Венеции и Никастро в большом объеме сохранились документы, связанные с деятельностью Дж. Факкинетти (см. статью, написанную с использованием неопубл. архивных материалов: Pizzorusso. 2000). Опубликованы его письма периода нунциатуры в Венеции и понтификата. Отец Дж. Факкинетти, Антонио, был родом из дер. Кравенья (близ Кродо), мать, Франческа Чини,- из соседней с Кравеньей дер. Кровео. В нач. - сер. XX в. получила распространение версия о веронском происхождении родителей Дж. Факкинетти (см.: Bergamaschi. 1906; Pastor. 1933; Pellanda. 1953). Незнатное происхождение его родителей не ставится под сомнение, на это указывает и фамилия Факкинетти (от итал. facchino - грузчик). Дж. Факкинетти изучал в Болонском ун-те теологию, право. 11 марта 1544 г. получил степень доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). По завершении обучения стал секретарем кард. Николо Ардингелли, после смерти которого (1547) поступил на службу к кард. Алессандро Фарнезе (племяннику Римского папы Павла III ). По распоряжению кард. А. Фарнезе, архиеп. Авиньона, Дж. Факкинетти в 1547-1551 гг. исполнял обязанности викария в Авиньоне. В 1556-1558 гг. он был управляющим Пармы, переданной испан. кор. Филиппом II семье Фарнезе, герцогам Пармским. В 1559 г. Дж. Факкинетти был назначен референдарием (хранителем печати) апостольской сигнатуры (высшая судебная инстанция Римско-католической Церкви). В 1560 г. папа Пий IV поставил его епископом г. Никастро (Калабрия; это было 1-е прямое папское назначение епископа за всю историю кафедры).

http://pravenc.ru/text/468789.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Каноническое право неправославных христианских исповеданий АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ общее наименование Церквей, пребывающих в вероучительном и иерархическом единстве с Римско-католической Церковью, но употребляющих вост. обряды GLOSSA ORDINARIA [лат.- общепринятая глосса], комментарий к Свящ. Писанию или тексту правового характера, офиц. признанный и получивший статус единственного общепринятого ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ средневек. политико-теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО понятие, используемое в политико-правовых теориях для обозначения совокупности основополагающих принципов и прав, не зависящих от социальных условий и вытекающих из самой природы человека ИННОКЕНТИЙ IV (ок. 1195 – 1254; до избрания папой - Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист КАЗУИСТИКА метод применения к частным случаям общих принципов и норм, используемый в юриспруденции, этике и церковных науках, в частности в каноническом праве, нравственном и пастырском богословии; самостоятельная богословская дисциплина в католицизме CODEX IURIS CANONICI обладающий высшей правовой силой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ памятники канонического права, созданные в IX в. в империи Каролингов группой авторов, именуемой Лжеисидор НИККОЛО ДЕ ТУДЕСКИ [де Тедески, также Панормитан, Палермец] (1386-1445), архиеп. Палермо (с 1435), канонист, юрист, участник ОРДАЛИЯ судебное доказательство вины или невиновности обвиняемого в преступлении посредством физического испытания

http://pravenc.ru/rubrics/122896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковное и каноническое право. Основные понятия ЕПИСКОПСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ постоянный коллегиальный орган власти в Римско-католической Церкви, объединяющий епископов отдельной страны или определенной территории ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО понятие, используемое в политико-правовых теориях для обозначения совокупности основополагающих принципов и прав, не зависящих от социальных условий и вытекающих из самой природы человека ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов ИЕРАРХИЯ в церковной лексике слово употребляется в следующих основных значениях: небесная И., церковная И. ИЕРЕЙ то же что священник; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте ИЗВЕРЖЕНИЕ ИЗ САНА церковное наказание, налагаемое на клириков как за нарушение ими служебных обязанностей, так и за грехи, общие у клириков и мирян ИМУЩЕСТВО ЦЕРКОВНОЕ совокупность вещей, включая деньги и ценные бумаги, движимость и недвижимость, которые находятся в собственности, владении, аренде или пользовании церковных учреждений как юридических лиц КАЗУИСТИКА метод применения к частным случаям общих принципов и норм, используемый в юриспруденции, этике и церковных науках, в частности в каноническом праве, нравственном и пастырском богословии; самостоятельная богословская дисциплина в католицизме КАЮЩИЕСЯ в широком значении слова грешники, приносящие покаяние в своих грехах; в узком значении - термин из области покаянной дисциплины КЕЛЕЙНИК в монашеской традиции монах или послушник, по благословению игумена или архиерея прислуживающий одному из насельников монастыря КИРИАРХАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ церковно-правовое понятие, относящееся гл. обр. к взаимоотношениям между Поместными Церквами, одна из к-рых имеет автокефальный статус, а другая - автономный «НОМОКАНОН XIV ТИТУЛОВ» византийский канонический сборник, включающий в себя, наряду с церковными канонами, положения гос. законодательства о Церкви и разделенный тематически на 14 глав (титулов)

http://pravenc.ru/rubrics/122824_2.html

Новости Украинского посла вызвали к Папе Римскому из-за «церковных законов» 19.05.2017 10:44 © AP Photo/Alessandra Tarantino Киев, 19 мая. Посла Украины при Ватикане вызвали к Папе Римскому в связи с резонансными законопроектами, направленными против Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), сообщил клирик УПЦ МП, протоиерей Николай Данилевич. «Ватикан обеспокоен возможностью принятия 4128 и 4511 (законов против УПЦ МП — ред.). Вызвали нашего посла Украины при Ватикане. Ватикан полностью солидарен с позицией, высказанной римско-католическим епископом Станиславом Широкорадюком на эту тему», — написал он в  Facebook . Ранее епископ Харьковско-Запорожской диецезии Римско-Католической Церкви на Украине Станислав Широкорадюк раскритиковал эти законы. Накануне Рада планировала обсудить два проекта о статусе религиозных организаций. Один из них предусматривает, что организации, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Украиной «страной-агрессором», смогут назначать митрополитов и епископов только по согласованию с  властью. Второй может дать право прихожанам менять юрисдикцию религиозных общин, центры которых действуют на Украине и за ее пределами. В УПЦ МП считают документы репрессивными и опасаются, что они узаконят захват храмов. Парламент не успел в четверг рассмотреть законопроекты. Ранее в Кремле назвали недопустимыми какие-либо действия, нарушающие интересы Русской православной церкви на Украине. В стране действует каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата, которая является самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата, а также непризнанные мировым православием структуры — Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь. При этом в УПЦ МП неоднократно сообщали о случаях притеснения священнослужителей и захватов православных храмов представителями УПЦ КП. В 2014-2016 годах УПЦ МП потеряла 40 храмов, сообщает РИА Новости . Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Престол Святого Петра объявлен вакантным после официального вступления в силу отречения Бенедикта XVI 28.02.2013 23:17 Ватикан, 28 февраля. Престол Святого Петра объявлен " вакантным " с 20:00 по местному времени/23:00 мск/, после официального вступления в силу отречения Бенедикта XVI, сообщает ИТАР-ТАСС . Римско-католическая Церковь осталась без понтифика до выборов нового Папы Римского. Ровно в 20:00 по местному времени/23:00 мск/, как сам Йозеф Ратцингер объявил еще 11 февраля, он добровольно перестал быть Папой Римским. Уход на покой предполагает уничтожение символа папской власти - " перстня рыбака " , служащего печатью, а также перемену облачения и обуви. У ворот Апостольского дворца в загородной резиденции Кастель- Гандольфо сняты с дежурства швейцарские гвардейцы, спущен желто-белый государственный флаг Ватикана.  Йозеф Ратцингер сохранит за собой папское имя - Бенедикт XVI, право на уважительное обращение " Ваше Святейшество " и будет величаться " почетным Папой " или " Почетным епископом Рима " . Через два-три месяца он вернется в стены Ватикана, где проведет остаток своих дней в бывшем монастыре, в добровольном затворничестве. В одной из прощальных речей ушедший Папа заверил кардиналов, среди которых был и его, пока не известный, преемник, что станет полностью подчиняться ему. Дата конклава, специальной ассамблеи кардиналов по выборам нового главы Римско-католической Церкви, пока не определена. В первый день марта будет разослано официальное уведомление о созыве генеральной конгрегации. Учитывая, что все кардиналы-выборщики уже собрались в Риме, вероятно, ее первое заседание состоится 4 марта, полагают эксперты по каноническому праву. Не исключено, что на нем будет решено, стоит ли приближать дату конклава, или выжидать, как положено в случае кончины понтифика, 15-20 дней. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОАДЪЮТОР [лат. coadjutor - помощник], епископ в Римско-католической Церкви, к-рый помогает правящему епископу (ординарию) в управлении диоцезом (архиеп-ством или еп-ством) и имеет право занять данную кафедру после того, как она станет вакантной. К. является титулярным епископом (episcopus titularis), до 1882 г. он именовался «епископом в странах неверных» (episcopus in partibus infidelium), т. е. был лишен юрисдикции над титулярной кафедрой. Упоминания о католич. К. как о викарных епископах (см. Викарий ) встречаются с XIII в. (см., напр.: Registrum Epistolarum Fratris Johannis Peckham, Archiepiscopi Cantuariensis/Ed. Ch. T. Martin. L., 2012. Vol. 1. P. 142), однако как самостоятельный институт К. были канонически закреплены лишь в Кодексе канонического права 1917 г., где статусы К. и др. викарных епископов-помощников (episcopi auxiliaris) впервые были разграничены. Основанием для этого стало наделение К. правом наследования кафедры правящего епископа (ординария), помощником которого его назначает папа Римский (CIC (1917). 350); при этом главной причиной назначения К. указывалась невозможность исполнения правящим епископом своих функций (CIC (1917). 351 § 4).В действующем Кодексе канонического права 1983 г. сохраняется статус К. как епископа-помощника, наделенного особыми полномочиями, в т. ч. правом преемства кафедры (CIC. 403 § 3). В отличие от др. епископов-помощников К. чаще всего назначается Папским престолом в случае, когда правящий диоцезальный епископ достиг преклонных лет или тяжело болеет. К. помогает правящему епископу в управлении диоцезом, замещает его в отсутствие в диоцезе или при наличии препятствий к осуществлению управления кафедрой (CIC. 405 § 2), занимает должность генерального викария диоцеза (CIC. 406 § 1), участвует вместе с правящим епископом в решении особо важных вопросов (CIC. 407 § 1). К. должен постоянно проживать на территории диоцеза (CIC. 410). При вакации кафедры после смерти правящего епископа К. становится епископом того диоцеза, в который он был назначен (CIC. 409 § 1). Ист.: CIC (1917); CIC. Лит.: Юркович И., пресв. Каноническое право о народе Божием и о браке. М., 2000. С. 115-116, 134-135. В. В. Тюшагин Рубрики: Ключевые слова: БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором

http://pravenc.ru/text/1841582.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛЬСКАЯ ПЕНИТЕНЦИАРИЯ [лат. Paenitentiaria Apostolica], один из 3 судебных органов Римской курии . Возникновение А. п. в кон. XII в. связывают с введением должности «кардинала, принимающего исповеди вместо папы» (Cardinalis qui confessiones pro Papa recipit), к-рому было поручено заниматься снятием цензур (порицаний) и предоставлением диспенсаций . При папе Гонории III (1216-1227) это должностное лицо стало называться пенитенциарием (лат. paenimenmiarius), при Клименте V (нач. XIV в.) - верховным пенитенциарием (paenitentiarius generalis). В помощь ему выделялись особые чиновники (paenitentiarii minores), в числе к-рых с сер. XIV в. обязательным был знаток канонического права (doctor expertus in iure canonico). В дальнейшем А. п. неоднократно реорганизовывалась: в 1908 г., при Пие X ; в 1917 г., при Бенедикте XV ; в 1935 г., при Пие XI . В 1988 г. папа Иоанн Павел II конституцией «Pastor Bonus» определил, что в компетенцию А. п. входят те вопросы церковной жизни, к-рые относятся к области внутренней судебной ответственности (forum internum), в т. ч. не имеющие отношения к таинствам. А. п. действует в основном как апелляционный суд, одобряя или отклоняя решения, вынесенные нижестоящими инстанциями. Регент и 2 сотрудника ежедневно занимаются рассмотрением поступивших в А. п. дел, напр. о священниках, нарушивших обет безбрачия. Члены А. п.- прелаты (регент, теолог, помощник теолога, канонист и 3 советника), образуя совет, регулярно (обычно раз в месяц) собираются под председательством кардинала (верховного пенитенциария) для углубленного изучения материалов и вынесения соответствующих решений. Лит.: Berutti С. De Curia Romana. R., 1952; Giovanni Paolo II. «Pastor bonus»: Costituzione Apostolica sulla Curia Romana. Torino, 1988. p. 54; Каноническое право: О народе Божием/Сост. свящ. И. Юркович. М., 1995. с. 90; «Свет Евангелия». 11 окт. 1998. С. 4; An. Pont. 1999. p. 1228, 1855. Н. Н. Поташинская Рубрики: Ключевые слова: АДВОКАТ должность, предполагающая осуществление нек-рых властных полномочий и представительство сторон в суде ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ общее наименование Церквей, пребывающих в вероучительном и иерархическом единстве с Римско-католической Церковью, но употребляющих вост. обряды АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом

http://pravenc.ru/text/75736.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБЕРТ [нем. Albert, Albrecht v. Brandenburg] (20 или 28.06.1490, Берлин - 24.09.1545, Майнц), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церковный деятель эпохи Реформации . Второй сын бранденбургского курфюрста Иоганна Цицерона. Учился в ун-те Франкфурта-на-Одере. В 1513 г. стал архиепископом Магдебургским и администратором еп-ства Хальберштадт; в 1514 г. был избран архиепископом Майнцским, за совмещение церковных должностей был вынужден заплатить папе Льву X 24 тыс. дукатов. Для уплаты долга Лев X передал А. право на половину доходов от продажи индульгенций в его архиепископствах, что сопровождалось злоупотреблениями. Это породило широкую общественную оппозицию и дало Лютеру повод для обнародования своих «95 тезисов». В 1518 г. А. стал кардиналом. В первые годы Реформации относился к протестантам терпимо. В 1528 г. отказался от власти в гессенских областях своего еп-ства, перешедших в лютеранство , а в 1541 и 1544 гг. за деньги передал еп-ства Магдебург и Хальберштадт сакс. герцогу-протестанту. В 40-х гг. активно способствовал развитию Контрреформации в Германии (Лютер написал против него памфлет «Wider den falschen Abgott zu Halle» (Против фальшивого идола в Галле. 1538)). А. сделал Майнц центром книгопечатания и католич. пропаганды в Германии; первым в Германии предоставил пристанище иезуитам (1543); заботился об улучшении религ. образования детей и о реформировании мон-рей. Вел жизнь светского князя, был покровителем гуманистов и искусств, дружил с У. фон Гуттеном . Сохранились портреты А. кисти А. Дюрера , Грюневальда, Л. Кранаха Старшего. Лит.: Gredy H. Cardinal Albrecht II. in seinem Verhältnis zu den Glaubensneuerungen. Mainz, 1891; Steffen W. Zur Politik Albrechts II. in den Jahren 1532-1545. Mainz, 1897. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: ГАСПАРРИ Пьетро (1852 - 1934), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex iuris canonici)

http://pravenc.ru/text/115836.html

В состав каждой митрополии входит несколько диоцезов. Первенствующий епископ округа называется архиепископом или митрополитом. В настоящее время во всём Римско-католическом мире насчитывается до 310 епископских округов. В пределах России находятся 2 митрополии: Могилевская и Варшавская. В обоих округах находится 12 епархий. Римско-католическая духовная коллегия . Посредствующих учреждений между митрополитами и папой нигде не существует. В России центральным учреждением, в котором совершается отправление власти Римско-католической церкви, служит Римско-католическая Духовная Коллегия. Папа не признаёт этого учреждения в строе Римско-католической церкви, игнорирует его, хотя устройство коллегии и круг ведомства, предоставленного ей, не заключает в себе ничего противного каноническим правилам Римской церкви. Римско-католическая Духовная Коллегия находится в Петербурге и учреждена при Екатерине II. По устройству она изменялась несколько раз, в настоящее время она состоит из присутствия и канцелярии. Председательствует в ней архиепископ Могилевский, митрополит всех церквей католических в России; в состав присутствия входят два члена – один епископ, другой прелат, а затем, асессоры по числу епархий. Члены определяются и увольняются Высочайшими указами через Министра Внутренних Дел; на каждую вакансию обыкновенно представляются 2 кандидата. Асессора являются в качестве представителей от тех епархий, в которых они состоят клириками. Они избираются кафедральным капитулом каждой епархии на 3 года. При избрании обращается внимание, чтобы лицо избранное имело достаточно познания в Церковном праве, в русском языке и государственных узаконениях. До 60-х годов в составе Коллегии находились только асессоры из русских губерний, а затем стал присылать своих асессоров и Привислинский край. Предметы ведения Римско-католической духовной коллегии касаются управления всеми делами Римско-католической церкви, – её имуществами и сношениями. В частности: 1) В Коллегии собираются и хранятся полные сведения о состоянии церквей, находящихся в пределах России.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Самым известным из всех университетов является Григорианский понтификальный университет, основанный в XVI веке с участием Игнатия Лойолы, и поныне руководимый иезуитами. Этот университет состоит из двух институтов: Библейского и Восточного. Библейский институт ставит своей целью научное изучение Священного Писания и Восточных древностей, ведёт исследовательские работы по реконструкции текстов Священного Писания. Восточный институт ставит своей задачей изучение канонического права Православных и Древних Восточных Церквей. Римско-Католическая Церковь издает около двух тысяч восьмисот названий различных газет. Официальный орган Ватикана – журнал «Акта апостолика седис», центральная газета – «Оссерваторе Романо», журнал «Чивильта католика». Опираясь на совершенный, сильно сплоченный и дисциплинированный клир, располагая громадными материальными средствами, огромной армией миссионеров, Римско-Католическая Церковь играет значительную роль в мировой политической жизни нашего времени. Римская Церковь не является членом Всемирного Совета Церквей. §6. Отношения Русской Православной Церкви с Римско-Католической Церковью Римско-Католическая Церковь в силу своих апостольских основ и живого опыта первого тысячелетия неразделенного христианства имеет много общего с Православной Церковью в вере, богословии и христианской жизни. Однако существуют и серьёзные разногласия, которые на протяжении веков определяли отношения между Православием и католичеством. Православные всегда ощущали церковное разномыслие как явление болезненное, аномальное. Поиски реальных путей к обретению единства начались со времени понтификата папы Uoahha XXIII (1958–1963 гг.), отличавшегося широтой взглядов на контакты с некатолическими исповеданиями. На I Всеправославном Совещании на о. Родосе (1961) было решено развивать отношения с Римско-Католической Церковью «в духе любви Христовой». Третье Всеправославное Совещание (1964 г.) подтвердило право каждой Поместной Церкви самостоятельно развивать связи с римо-католиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010