На состоявшемся с 21 по 28 января сего года Собрании Предстоятелей Православных Церквей было принято решение о вынесении на рассмотрение предстоящего Собора проектов шести документов. По настоянию Русской Православной Церкви все эти проекты были опубликованы, в том числе на официальных сайтах Московской Патриархии (www.patriarchia.ru/db/document/4361821/) и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (www.mospat.ru). Ознакомившись с опубликованными проектами соборных решений, любой заинтересованный член Церкви имеет возможность убедиться, что опасения относительно пересмотра на Соборе церковных правил, как то: отмена монашества, введение женатого епископата и второбрачия духовенства, сокращение или отмена постов, переход всех Поместных Церквей на новый календарь, а также подписание унии с Римско-Католической Церковью и объединение с инославными конфессиями – беспочвенны. Так, например, в документе " Важность поста и его соблюдение сегодня " не только не отменяются существующие в Православной Церкви посты, но и впервые (!) провозглашается общеобязательный характер Рождественского, Петрова и Успенского постов, которые, в отличие от поста Святой Четыредесятницы, не были в древнюю эпоху закреплены в священных канонах. Восполнить недостающие нормы церковного права призван и документ по теме " Автономия и способ ее провозглашения " , проект которого канонически закрепляет право каждой автокефальной Церкви самостоятельно предоставить какой-либо своей части ту или иную степень автономии. Проект документа " Таинство брака и препятствия к нему " , в частности, подтверждает невозможность вступления в брак лицам, облеченным священным саном или принявшим монашеский постриг. Отраженная в проекте еще одного соборного документа Проблема канонического положения православной диаспоры, то есть верующих, живущих за географическими пределами той или иной Поместной Православной Церкви, до настоящего времени не имела решения в церковных канонах, поскольку в своем нынешнем виде возникла лишь в двадцатом столетии. Проект решения Всеправославного Собора по данному вопросу направлен на укрепление взаимной помощи православных через создание в разных регионах мира Епископских собраний, в которые на равных правах входят канонические епископы, несущие свое служение в данных регионах.

http://religare.ru/2_108818.html

Представляется, что такая ориентация могла бы быть правильной лишь при сугубо историческом подходе. Однако автор доклада излагает свое видение того, как должно исправить ситуацию с проблемным вопросом. И здесь одним из главных упущений автора является игнорирование того, что территория, находящаяся под каноническим управлением Русской Православной Церкви является более обширной, чем  территория Российской Федерации. Таким образом, автор доклада упускает из вида то, что нормы церковного права РПЦ вынуждены взаимодействовать в своей повседневной жизни не только с нормами гражданского права Российской Федерации, но и с нормами гражданского права остальных самостоятельных и de jure от России независимых государств. Для более полного понимания ситуации необходимо указать, что в ряде государств-членов Евросоюза венчание, осуществленное в Православной Церкви, одновременно является легитимным актом бракосочетания, заменяющим собою акт бракосочетания в соответствующей государственной институции, в связи с чем нет необходимости повторно (или предварительно) заключать брак в ЗАГСах и институциях, являющихся их аналогами. Так, в Латвийской Республике Православная церковь, наряду с шестью другими христианскими конфессиями, имеет право регистрировать браки наравне с отделениями регистрации актов гражданского состояния. Единственное отличие от ЗАГСа - венчающий священник в течении установленного срока должен сообщить о зарегистрированном браке в Центральный архив актов гражданского состояния. В Литве существует аналогичная норма - в отличие от Римско-католической церкви, где сообщение в отдел ЗАГСа делают сами супруги, православный священник, совершавший Таинство венчания, которое супруги хотят приравнять к официальной регистрации, должен сообщить об этом в ЗАГС в течении установленного срока. Чуть более сложная ситуация в Эстонии - хотя теоретически законодательство позволяет там православным священникам регистрировать браки наравне с ЗАГСами после получения предварительного акцепта у министра региональных дел,  на практике этого не происходит (в отличии, например, от лютеранских общин Эстонии).

http://bogoslov.ru/article/259123

I. Устройство приходов В основе устройства Евангелическо-Лютеранской церкви, по ее вероучению, лежит приходская община (Gemeine religiosen). Она управляется и выражает свою деятельность: 1) через посредство пастора, 2) через посредство общих собраний, 3) через церковный совет, 4) в некоторых местностях, в частности в Прибалтийском крае, приходская община в управлении ее делами заменяется патронами (Vorsteher). 1) Пастор . Лютеране говорят, что духовенство, по необходимости, существует для порядка. Такое положение очень неясно. Между тем, как по каноническому праву Римско-Католической и Православной церквей, вступление в духовное звание совершается jure divino, т. е. через таинство посвящения. Евангелическая церковь не знает духовного состояния в этом смысле и посвящения в смысле таинства, так как, по евангелическому учению, все верующие суть члены истинного духовного состояния. Поэтому в малых общинах к проповедничеству и богослужению допускаются и миряне. Таким образом пастора облекается особыми правами и обязанностями по уполномочию общины, т. е. он является выразителем ее религиозного сознания. Таким выразителем может быть всякое лицо, но в действительности, не все члены церкви имеют эту способность. Поэтому, должны существовать особые условия, которые бы служили гарантией, что данное лицо может и способно быть выразителем религиозного сознания общины. Эти условия в разных странах разнообразны, но существенные из них повсюду одинаковы. Условия эти следующие: 1) Возраст не менее 25-ти лет (изъятия допускаются только с разрешения Министра Внутренних Дел) и безукоризненное поведение во всех отношениях. 2) Подданство той стране, в пределах которой находится приход, куда данное лицо желает поступить на должность пастора 43 . 3) Определенная государственными и церковными правилами степень богословского образования и определенные нравственные правила. По русскому праву, право быть кандидатом в пасторы получают лица, окончившие курс богословских наук в Университетах (Юрьевском, Гельсингфорском) и выдержавшие удовлетворительный экзамен сначала перед богословским факультетом и потом два раза перед одной из местных консисторий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Согласно традиции, Г. считался другом Доминика Гусмана и Франциска Ассизского . Буд. понтифик был первым кардиналом-протектором ордена францисканцев, взял под опеку основанный Кларой Ассизской орден кларисс , отстаивал независимость францисканских общин от местных епископов. Г. канонизировал обоих основателей новых орденов: 16 июля 1228 г. он провозгласил святым Франциска Ассизского (булла «Mira circa nos»), 3 июля 1234 г.- Доминика Гусмана (булла «Fons sapientiae Verbum»). Также при Г. были канонизированы Антоний Падуанский (3 июня 1232, булла «Cum dicat Dominus»), Елизавета Тюрингская (1 июня 1235, булла «Gloriosus in maiestate») и Зальцбургский еп. Виргил (18 июня 1233). Папа поддерживал миссионерскую деятельность новых монашеских орденов, в т. ч. в землях Вост. и Сев. Европы. Осенью 1230 г. Г. отправил в Ливонию в качестве вице-легата цистерцианца Балдуина Альнского, к-рого в янв. 1232 г. папа назначил легатом в область, включавшую Готланд, Курляндию, Семигалию, с предписанием вмешиваться в светские дела христиан на данной территории: в заключение перемирий и в выплаты чинша. В Ливонию и Курляндию с миссиями были отправлены монахи из ордена премонстратов . Г. подтвердил привилегии ордена камальдулов (1227), узаконил новый устав ордена кармелитов (1229) и устав ордена мерседариев (1235). Покровительствуя развитию университетов, Г. разрешил изучение Аристотеля, особенно в Парижском ун-те, за к-рым буллой «Parens scientiarum» (1231) он признал право на автономию и различные привилегии. В 1234 г. папа утвердил 5 книг декреталий , дополнявших Декрет Грациана и составивших часть канонического свода католич. Церкви - «Corpus juris canonici», действовавшего до 1917 г. Г. приписывают введение в литургическую практику Римско-католической Церкви звона колокольчиков во время возношения Св. Даров за мессой. Похоронен в базилике св. Петра. Ист.: Les Registres de Gregoire IX, recueil des bulles de ce pape, publiées ou analysées d " après les manuscrits originaux du Vatican. P., 1896-1955. 4 vol.

http://pravenc.ru/text/Григорий IX.html

Впрочем, думается, что это только начало благодатного процесса церковного возрождения, воссоздания Святой Руси. Нам, православным пастырям, необходимо прилагать немалые усилия, дабы помочь соотечественникам найти путь к храму, а через храм - к преображению светом Христовой истины. Мы помним слова апостола Петра: “Пасите Божие стадо, какое у вас,… подавая пример стаду” (1 Пет. 5. 2-3). - В последние годы Русская Православная Церковь неоднократно высказывала озабоченность активностью сект и псевдорелигиозных групп и их экспансией на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Каково положение в этой сфере сегодня? Каковы, по мнению Вашего Святейшества, первые результаты действия нового закона о свободе совести, принятого в 1997 году? - Проблема деструктивных сект сегодня несколько ослабла – люди после краткого ослепления разобрались, где истина, а где ложь, где подлинное духовное удовлетворение, а где мрачные наваждения и самообман. Это сыграло главную роль в преодолении опасности массового увлечения сектами, которые еще недавно намеревались поработить чуть ли не весь бывший Советский Союз. Помог и новый Закон " О свободе совести и о религиозных объединениях " . Конечно, он не мог уврачевать людские души, научить истинной вере. Но он предоставил обществу возможность защитить себя от произвола псевдорелигий посредством суда и гражданского действия. К сожалению, многие секты и сегодня продолжают активно действовать в России и других странах СНГ, стремясь повлиять в первую очередь на образованные и влиятельные силы общества – студентов, журналистов, предпринимателей, политиков. Мы не призываем к репрессивным мерам, но имеем право считать, что эта деятельность вредна, поскольку лишает людей спасения и вечной жизни. Поэтому наша Церковь предупреждает о пагубности тоталитарных сект, призывает общество противодействовать им. - Что Вы думаете об отношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью? - Эти отношения могут и должны находиться в гораздо лучшем состоянии, чем сейчас. Современный мир как никогда остро нуждается в совместном свидетельстве о Христе. Поэтому отношения между Церквами, несмотря на все различия между ними, должны представлять из себя конструктивный, братский диалог и соработничество на ниве Христовой, а не конкуренцию и соперничество. Очень, хотелось бы, чтобы Россия и все пространство Содружества Независимых Государств явились полем для сотрудничества, при котором каждая конфессия окормляла бы свою традиционную, исторически сложившуюся паству, а не стремилась бы любой ценой к обращению в свое исповедание людей, насильственно отторгнутых безбожной властью от веры отцов.

http://zavet.ru/news/news-p010411.htm

Одной из первых публикаций издательства М. (первоначально они печатались в типографии Сорбонны) стало многотомное комментированное издание Библии «Полный свод Священного Писания» (Scripturae sacrae cursus completus. P., 1837-1845. 28 vol.). Основу комментариев составили труды признанных католич. библеистов: иезуитов Ж. Бонфрера (1573-1642) и Лапида Корнелия (Корнелис ван ден Стен; 1567-1637), доминиканца А. Наталиса (Ноэля; 1639-1724), бенедиктинца А. О. Кальме и др. Были использованы также сочинения нек-рых известных протестант. и евр. авторов. Издание дополнено указателями, в отдельный том вошли иллюстрации и карты. Параллельно с этим трудом М. публиковал многотомный «Полный свод теологии» (Theologiae cursus completus. P., 1837-1845. 28 vol.), в который вошли труды известных католических богословов (в оригинале на латыни или в переводе на франц. язык), гл. обр. XVI-XIX вв., сгруппированные по тематическому принципу. Вслед за этим началось издание «Евангельских доказательств» (Démonstrations évangéliques. P., 1842-1853. 18 vol.) - сборника трудов христианских апологетов. Вопреки первоначально заявленному плану охватить всех историков христианской Церкви, за исключением неск. раннехрист. авторов ( Тертуллиана , Оригена , Евсевия Кесарийского и блж. Августина ), основу собрания составили сочинения писателей XVI-XIX вв., включая нек-рых протестант. богословов и даже франц. философов эпохи Просвещения (в т. ч. Ж.-Ж. Руссо), однако из их сочинений были изъяты фрагменты, в к-рых осуждалась Римско-католическая Церковь или имелись противоречия католич. вероучению (несмотря на заявленное в подзаголовке утверждение, что издание содержит полные тексты всех публикуемых трудов). Важной частью продукции изд-ва М. были многотомные энциклопедии (Encyclopédie théologique. P., 1844-1859. 50 t. en 52 vol.; Nouvelle encyclopédie théologique. P., 1851-1859. 52 t. en 53 vol.; Encyclopédie théologique: Troisième et dernière série. P., 1855-1866. 66 vol.). Они представляли собой сборники статей (ок. 100) по различным религ. темам (библеистика, литургика, каноническое право, монашеские ордены, аскетика и др.), а также светским научным дисциплинам (ботаника, геология, астрономия, химия, филология, экономика и др.). Значительная их часть представляла собой перепечатку более ранних сочинений (трудов Кальме, членов конгрегации мавристов и др.), но большинство были написаны известными совр. учеными (подробнее см.: La science catholique. 1992).

http://pravenc.ru/text/2563304.html

  В настоящей работе мы коснемся трех важных вопросов. Можно ли различать (и если да, то по каким критериям) каноническое и церковное право? Почему при заявленной еще в эпоху Вселенских Соборов неизменности и абсолютности канонов они в массе своей либо уже не применяются в течение многих столетий, либо изменились, хотя продолжают сохранять высочайший авторитет в Церкви? Наконец, что является основой канонического и церковного права? I Известно (и это обычное явление для правовой науки), что мнения относительно этих вопросов разделились, причем не только среди исследователей разной религиозной принадлежности, но и внутри приверженцев одной и той же конфессии. Наиболее последовательно и в традиционном для себя ключе (хотя и далеко не бесспорно) указанные выше вопросы разрешены в Римско-Католической Церкви. Основу канонического права по принятому в ней учению составляет jusdivinum – неизменное божественное право, данное непосредственно Христом и удостоверенное отцами Церкви. Ему придается значение положительного (действующего) права. Кроме того, к каноническому праву католики относят постановления (decretal) Вселенских Соборов (которых они насчитывают двадцать один), апостольские правила, декреталии папы и прочие акты. Совокупно они составляют Кодекс канонического права Римско-Католической Церкви. Это – воля Бога, явленная вовне уполномоченными органами церковной власти, в первую очередь Римским Папой . Характерно, что Кодекс включает в себя все акты, регулирующие жизнь члена Римско-Католической Церкви, лишь бы они соответствовали указанным выше критериям (принявшие их органы и источник нормы). Так, к канонам отнесены акты, регулирующие брачно-семейные отношения, имущественные права, судебные процедуры и так далее. По мысли католиков, вследствие своего божественного происхождения каноны обладают признаком всеобщности и универсальности, то есть подлежат обязательному и повсеместному исполнению. Остальные правовые акты, включая конкордаты, государственные законы, касающиеся жизни Церкви и иные, то есть принятые органами государственной власти или при их деятельном участии, католики относят к области церковного права. В отличие от jusdivinum, это – «право человеческое», jushumanum. Его акты не обладают признаком всеобщности и универсальности и при всем своем авторитете могут быть изменены церковным законодателем .

http://bogoslov.ru/article/5541916

«Каждый человек, который оказался в больнице, имеет по закону право на допуск к нему священника. Но реализация этого права не всегда так декларативно проста. Важно найти баланс между, с одной стороны, требованиями к организации лечебного процесса в медорганизации, санитарным законодательством, правами и интересами других лиц, работающих или проходящих лечение в больнице, с другой стороны – с абсолютно понятной потребностью человека встретиться со священником в тот момент жизни, когда он, возможно, больше всего в этом нуждается, – подчеркнул заместитель министра здравоохранения РФ Олег Салагай. – Уверен, что обсуждение на конференции позитивного российского и зарубежного опыта организации работы больничного священства станет важным позитивным шагом в поиске такого баланса и, следовательно, в реализации данного права человека». О взаимодействии Римско-Католической Церкви с органами государственной власти по вопросам больничного служения расскажет представитель Департамента служения целостному развитию человека Римско-Католической Церкви, официальный представитель Ватикана священник Дариуш Герс. Опытом служения в своих странах поделятся главный капеллан учреждений здравоохранения Франции Службы капелланов Римско-Католической Церкви Константино Фиоре, директор Камиллианского учебного центра (Италия) священник Данио Моцци, профессор Гейдельбергского университета, научный руководитель центра душепопечения в Гейдельберге, руководитель пастырского обучения викариев Евангелической церкви в Бадене Аннет Хаусман (Германия), глава Офиса институционального капелланства Православной Церкви в Америке, православный капеллан в Йельском университете протоиерей Стивен Войтович, руководитель службы капелланов Фонда Гая и Святого Томаса Национальной системы здравоохранения Великобритании, старший капеллан Миа Кайт Хилборн. О российском опыте взаимодействия с больничными священниками расскажут начальник Управления по связям с общественностью Департамента здравоохранения Москвы Светлана Браун и главный врач Городской клинической больницы Москвы Марьяна Лысенко. Правовые основы взаимодействия канонических подразделений Русской Православной Церкви и медицинских организаций России представит специалист Правового управления Московской Патриархии Александр Бобков.

http://pravoslavie.ru/142075.html

«Каждый человек, который оказался в больнице, имеет по закону право на допуск к нему священника. Но реализация этого права не всегда так декларативно проста. Важно найти баланс между, с одной стороны, требованиями к организации лечебного процесса в медорганизации, санитарным законодательством, правами и интересами других лиц, работающих или проходящих лечение в больнице, с другой стороны — с абсолютно понятной потребностью человека встретиться со священником в тот момент жизни, когда он, возможно, больше всего в этом нуждается, — подчеркнул заместитель министра здравоохранения РФ Олег Салагай. — Уверен, что обсуждение на конференции позитивного российского и зарубежного опыта организации работы больничного священства станет важным позитивным шагом в поиске такого баланса и, следовательно, в реализации данного права человека». О взаимодействии Римско-Католической Церкви с органами государственной власти по вопросам больничного служения расскажет представитель Департамента служения целостному развитию человека Римско-Католической Церкви, официальный представитель Ватикана священник Дариуш Герс. Опытом служения в своих странах поделятся главный капеллан учреждений здравоохранения Франции Службы капелланов Римско-Католической Церкви Константино Фиоре, директор Камиллианского учебного центра (Италия) священник Данио Моцци, профессор Гейдельбергского университета, научный руководитель центра душепопечения в Гейдельберге, руководитель пастырского обучения викариев Евангелической церкви в Бадене Аннет Хаусман (Германия), глава Офиса институционального капелланства Православной Церкви в Америке , православный капеллан в Йельском университете протоиерей Стивен Войтович, руководитель службы капелланов Фонда Гая и Святого Томаса Национальной системы здравоохранения Великобритании старший капеллан Миа Кайт Хилборн. О российском опыте взаимодействия с больничными священниками расскажут начальник Управления по связям с общественностью Департамента здравоохранения Москвы Светлана Браун и главный врач Городской клинической больницы 52 Москвы Марьяна Лысенко. Правовые основы взаимодействия канонических подразделений Русской Православной Церкви и медицинских организаций России представит специалист Правового управления Московской Патриархии Александр Бобков.

http://patriarchia.ru/db/text/5848687.ht...

Мы уже не раз говорили о том, что в последние годы при Папе Бенедикте XVI наметилось позитивное развитие в православно-католических отношениях. Это связано не с ходом официального богословского диалога между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, потому что как раз в официальном богословском диалоге, который сосредоточен на разделяющих нас вопросах, мы столкнулись с очень многими проблемами и трудностями, в особенности, когда стали обсуждать тему примата Римского епископа. Мы обнаружили очень серьезные и глубокие расхождения в понимании служения первого епископа во Вселенской Церкви не только между православными и католиками, но и внутри семьи Православных Церквей. Этот богословский диалог, который продолжается уже более 30 лет и, наверное, будет продолжаться еще очень долго, как мне представляется, не является главным полем для взаимодействия между православными и католиками. Основной сферой, где мы должны прилагать силы для совместного служения и совместного свидетельства, является как раз социальная проблематика,  проблематика защиты гонимых, преследуемых, защиты тех христиан, которые сегодня подвергаются гонениям в разных частях мира, прежде всего, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также в ряде традиционно католических стран. Это открывает очень широкое поле для взаимодействия и сотрудничества. Процессы, которые происходят в современной секулярной Европе, где одна страна за другой легализует однополые союзы и предоставляет право членам таких союзов усыновлять детей, свидетельствуют о настоятельной необходимости взаимодействия и сотрудничества между христианами, которые придерживаются традиционных нравственных ценностей. И здесь, безусловно, православные и католики являются союзниками. Поэтому хочется надеяться, что и при новом Папе эти союзнические отношения будут развиваться, что связи наши будут укрепляться, тем более, что Папа Франциск — это человек, который не однажды засвидетельствовал свою глубокую симпатию к Православной Церкви, свое желание тесного с ней контакта. В частности, будучи архиереем в Аргентине, он многократно посещал Благовещенский собор Русской Православной Церкви в Буэнос-Айресе и присутствовал там на богослужениях, оставался на трапезу для общения с архиереем, со священниками, мирянами. Когда в 2007 году у Русской Зарубежной Церкви возникли серьезные проблемы в Аргентине в связи с тем, что некоторые приходы ушли в раскол, кардинал Бергольо по собственной инициативе, без какой-либо просьбы со стороны Зарубежной Церкви, обратился к аргентинским властям, выступив в поддержку канонической позиции Русской Православной Зарубежной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2840653.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010