—  Что же решило собрание? Как вы можете прочитать в  итоговом документе совещания нашего французского благочиния, участники этого совещания предложили временно приостановить участие Корсунской епархии в АПЕФ, пока не будет принята во внимание наша озабоченность о нынешнем положении вещей. По просьбе наших клириков и мирян я представил это предложение на усмотрение Священноначалия Русской Православной Церкви. В свое время решение об участии в Ассамблеи епархии Московского Патриархата во Франции принималось на уровне высшей власти нашей Церкви, в соответствие с выработанными на общеправославных форумах предложениями. И сегодня, когда для нас, здесь, во Франции, очевидна необходимость что-то менять в работе Ассамблеи, мы обращаемся с таким вот предложением к нашему Священноначалию. —  Какие же могут быть конкретные шаги в сторону улучшения православного взаимодействия во Франции? Прежде всего, мы предлагаем, чтобы был восстановлен принцип невмешательства АПЕФ в дела каждой епархии, и, в частности, чтобы уважалось право епархий взаимодействовать непосредственно с внешним миром, с государством и с другими христианскими Церквами. Считаю полезным здесь напомнить, что вступление Русской Православной Церкви в АПЕФ основывалось и на таком тезисе общеправославного форума, где говорилось: «целью Ассамблеи является проявлять единство Православной Церкви, способствовать сотрудничеству между разными юрисдикциями в пастырской области и поддерживать, защищать и развивать интересы всех общин, находящихся под омофором канонических православных архиереев страны». К сожалению, у некоторых представителей государственной власти, общественных и религиозных организаций Франции создалось впечатление, что АПЕФ — это некий аналог Конференции католических епископов. Это очень приблизительное представление: АПЕФ — в отличие от Конференции католических епископов, не иерархический, а консультативный орган. Более того, председатель АПЕФ не является представителем православных епархий Франции: каждая епархия самостоятельно взаимодействует с государством, с другими христианскими Церквами, с общественными организациями. К примеру, Корсунская епархия имеет весьма плодотворные контакты с Римско-Католической Церковью во Франции и не будет отказываться от этих контактов, переписав их на АПЕФ. Другое дело, что председатель Ассамблеи может представлять ее в каких-то отдельных случаях, по поручению епископов — членов Ассамблеи, и постольку, поскольку он выражает их согласованную точку зрения.

http://patriarchia.ru/db/text/222691.htm...

Если говорить в целом о политической активности священнослужителей, то никто не запрещает священнослужителю высказывать ту или иную гражданскую позицию. Он может это делать в блоге, в печатном издании. Каждый священнослужитель — гражданин своей страны, он имеет право выражать свое мнение. У нас нет общецерковного запрета на то, чтобы человек где-то высказывал свое мнение. Но если, например, человек участвует в несанкционированных митингах, если он попадает за решетку по обвинению в уголовном или административном правонарушении, то это может повлечь за собой канонические последствия хотя бы потому, что священнослужитель должен совершать богослужения по расписанию, а если он сидит в тюрьме, то что происходит с его приходом, кто будет совершать службу? Архиерею, когда он принимает подобного рода решения, приходится учитывать все эти факторы. Е. Грачева: Владыка, мы с Вами в одной из недавних программ обсуждали так называемую «новую этику». Очевидно, что этот вопрос беспокоит и католиков. В Ватикане издали документ — решение Конгрегации вероучения, которая дает разъяснение, можно ли благословлять однополые браки. Я зачитаю, что здесь написано: «Нет абсолютно никаких оснований считать гомосексуальные союзы каким-либо образом подобными или даже отдаленно аналогичными Божьему плану для брака и семьи». Иными словами, Ватикан не благословляет однополые союзы, при этом не исключает благословения по отдельности людей, состоящих в однополом союзе. Папа Римский Франциск дал согласие опубликовать этот документ. Может быть, я чего-то не понимаю, но как это может быть расценено? На государственном уровне не благословлять, но индивидуально — благословить? Митрополит Иларион: Если я правильно понимаю, в этом документе говорится, что официальное учение Римско-Католической Церкви в отношении однополых союзов идентично учению Православной Церкви. Мы ни в какой форме и ни под каким видом не можем принять однополое сожительство в качестве брачного союза со всеми вытекающими из этого неприятия последствиями. Соответственно, не может быть совершено ни венчания, ни какого-либо иного благословения однополой пары — это официальная позиция Католической Церкви, которая сохраняется и не подвергается изменениям.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5792930...

Согласно Уставу Русской Православной Церкви , «епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси» (Х, 7); «епархиальный архиерей рукополагает и назначает клириков на место их служения...» (Х, 2). Определение на должность и посвящение в духовный сан в наст. время отстоят друг от друга на неск. дней (но, бывает, и месяцев). Сложившаяся практика такова: хиротонии во епископа предшествует определение Свящ. Синода , а затем «наречение» , т. е. объявление во время богослужения воли священноначалия об определении ставленника на епископскую кафедру. Остальным степеням священства предшествует выдаваемый указ об определении на должность клирика, так что посвящение совершается над лицом, к-рому указано определенное место служения (это правило существовало даже в годы гонений в советское время). А. р. пресвитеров, диаконов и епископов распространилось в Римско-католической Церкви в ср. века. Ординация ( ordinatio) и консекрация ( consecratio - посвящение во епископа) в католич. праве представлены как акт чисто сакраментальный, сообщающий лишь духовную способность (причем эта способность неизгладима - character indelebilis), должность же предоставляется посвященному юридическим актом - законным поручением (missio legitima). А. р. епископов допускалось с фикцией in partibus infidelium - в еп-ства, к-рые со временем образуются в странах нехрист. Действующее в католич. Церкви каноническое право утверждает, что «каждый клирик должен быть инкардинирован [приписан] в одну из отдельных Церквей или персональных Прелатур, либо в один из институтов посвященной жизни или в общество, наделенное теми же полномочиями, чтобы ни в коем случае не допускалось существования неподначальных или бродячих клириков» (CIC can. 265), и вместе с тем ординация по устоявшейся традиции рассматривается в католич. каноническом праве как акт, сообщающий духовную способность и правомочие рукополагаемому без связи для него с определенным местом служения или должностью (CIC can. 967. § 1).

http://pravenc.ru/text/62498.html

В VIII-IX вв. в Зап. Европе появляются decani rurales (сельские Д.), частично заменившие т. н. сельских епископов, или хорепископов (chorepiscopus). В средние века должность никак не была связана с числом 10 - Д. именовали одного из должностных лиц. Decani rurales становились архипресвитеры - священники крупных сельских церквей (т. н. крестильных церквей - ecclesiae baptismales), к-рым в адм. и пастырском отношении подчинялись «дочерние» храмы и часовни. Округ, находящийся под упр. сельского Д., назывался decania, или archipresbyteratus (Liber Extra. X 5. 33. 16). Обязанности Д. регулировались епископальными статутами, обычаем, а также распоряжениями епископа. Д. осуществлял контроль над пастырской и адм. деятельностью духовенства «дочерних» храмов и часовен, проводил визитации, предоставлял отчет архидиакону или непосредственно епископу (Liber Extra. X 1. 23. 7). Также Д. следил за состоянием храмов, церковного имущества, приходских книг, заботился о престарелых и больных священниках и т. д. C IX в. в обязанности сельских Д. входило проведение регулярных собраний клира деканий (capitula ruralia). В XII-XIII вв. в нек-рых еп-ствах полномочия Д. были очень широкими: епископы и архидиаконы делегировали им часть юрисдикции (Decret. Gratian. C. 16. q. 7. c. 11; Liber Extra. X 2. 28. 55; X. 5. 4. 1-2). Во многих еп-ствах деканаты были объединены в архидеканаты, во главе которых стоял назначаемый епископом архидиакон. В некоторых регионах Зап. Европы (напр., в Зальцбургском архиеп-стве) существовали также назначаемые епископом генеральные Д., в чьи обязанности входили визитации Д. и приходских священников подчиненного им округа. Согласно действующему Кодексу канонического права Римско-католической Церкви, сельский Д. и др. должностные лица выбираются на собраниях духовенства главного храма декании, а затем утверждаются епископом (CIC. 553 § 2). В униатских церквах аналогичной является должность протопресвитера (CCEO. 276 § 1), в РПЦ - благочинного . В наст. время в Великобритании и Ирландии функции Д. могут иметь более разнообразный характер. Д. проводит съезды духовенства своего округа, но считается «первым среди равных». В нек-рых англ. еп-ствах епископ наделяет Д. определенными полномочиями. Так, Д. может отвечать за расходование церковных средств в церквах округа в период смены ректора. В Ирландии Д. имеет право давать диспенсации и отпускать определенные грехи. На него возложена борьба со злоупотреблениями среди духовенства.

http://pravenc.ru/text/171607.html

Принцип содружества, по мнению О., отличался от принципов зап. системы вассальных связей и был наднациональным. В его основании лежало единство правосл. веры. С этих позиций О. по-новому трактует многие уже известные факты, как, напр., стремление Римско-католической Церкви в 1-й пол. XIII в. распространить свое влияние на слав. земли. В труде О. это влияние приобретает особую значимость, т. к. оно рассматривается им в совокупности со стремлением папства подчинить Болгарию, Сербию и Галицкую Русь на фоне разгрома К-поля и монг. завоевания Вост. Европы. О. подчеркивает парадоксальность отношения стран «содружества» к его центру, Византии, т. к. активное усвоение греч. влияния сочетается здесь с сопротивлением этому влиянию, а усиление политического самосознания облачается в форму «византинизации» политического устройства и культурной жизни. Многочисленные рецензенты труда О. отмечали и др. парадоксальный факт: при наличии множества интересных наблюдений о контактах, светских и религиозных (культ святых, каноническое и светское право, лит-ра, изобразительное искусство и др.) в книге отсутствует целостная характеристика структуры и природы «содружества» как понятия, введенного О. Замечание это обоснованно, т. к. процессы, о которых писал О., наблюдаются также во взаимоотношениях Византии с правосл. населением Ближ. Востока и Кавказа. Несмотря на нек-рые недостатки, идеи О., изложенные в труде, весьма востребованы в совр. науке. Его учениками считают себя ряд видных брит. византинистов; труд О. оказал определенное влияние на российскую школу византиноведения. Он выдержал неск. изданий и был переведен на рус. язык вместе с кн. «Шесть византийских портретов». Др. работы О. посвящены движению богомилов (см. ст. Богомильство ), отношениям славян и Др. Руси с Византией. О. также составил антологию русской поэзии, издал неск. вводных курсов по русской истории, лит-ре, языку и архитектуре, написал автобиографическое соч. «Хлеб изгнания». Соч.: The Bogomils: A Study in Balkan Neo-Manichaeism.

http://pravenc.ru/text/2578071.html

КАТОЛИЦИЗМ совокупность догматических, канонических, литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность КОАДЪЮТОР епископ в Римско-католической Церкви, епископ в Римско-католической Церкви, к-рый помогает правящему епископу (ординарию) в управлении диоцезом (архиеп-ством или еп-ством) и имеет право занять данную кафедру после того, как она станет вакантной КОММЕНДА в католической Церкви разновидность церковного бенефиция , временная передача на определенных условиях доходов от вакантной должности (аббата, епископа и др.) духовному или светскому лицу КОНВЕНТУАЛЫ в католич. Церкви общее наименование членов католич. орденов и конгрегаций, которые проживают совместно в одной общине КОНВЕРСЫ в широком смысле слова все христиане, принявшие крещение в сознательном возрасте; в IV-VII вв. К. называли мирян, решивших вести более строгую духовную жизнь, оставаясь в миру КОНКЛАВ особая закрытая консистория Коллегии кардиналов католич. Церкви, члены к-рой собираются для избрания нового папы Римского КОНКОРДАТ договор между Римско-католической Церковью (формально - Папским престолом как субъектом международного права) и к.-л. гос-вом, регламентирующий положение католич. Церкви в этом гос-ве НЕОСХОЛАСТИКА консервативное движение в католическом богословии, развивавшееся с 20-х гг. XIX в. до публикации энциклики «Aeterni Patris» (1879), когда решением папы Римского Льва XIII официальной программой католической интеллектуальной культуры стал томизм НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ РИМСКОГО догмат Римско-католической Церкви о безошибочной и непреложной учительной власти ее верховного понтифика НЕПОТИЗМ [от лат. nepos - внук, племянник], злоупотребление, связанное с предоставлением церковными иерархами привилегий, должностей, земельных владений, высших званий и титулов ближайшим родственникам НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни НУНЦИЙ постоянный дипломатический представитель Папского престола, аккредитуемый при главах гос-в и при международных орг-циях; также личный ранг дипломата на службе Папского престола

http://pravenc.ru/rubrics/122080.html

Иерарх Элладской Православной Церкви митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай, в свою очередь, заявил, что не может быть и речи о признании «Киевского патриархата», потому что Поместные Православные Церкви признают только каноническую Православную Церковь. «Излечение раскола — это внутренний вопрос Украинской Православной Церкви, и решать его она должна так, как сама считает нужным, чтобы не было давления со стороны других Поместных Православных Церквей», — сказал он. Митрополит Николай высказал суждение о невозможности признавать «таинства», совершаемые раскольниками, поведав о том, как в похожей ситуации поступили в Греции: Священный Синод Элладской Церкви решил не признавать крещения уклонившихся от церковного общения греческих старостильников, а принимать их только через перекрещивание. Представлявший на торжествах  Польскую Православную Церковь архиепископ Люблинский и Холмский Авель подчеркнул: «Раскол — это грех, а любой грех лечится не иначе, как через покаяние. Церковь имеет свою структуру, свою дисциплину, свое каноническое право, Церковью нельзя манипулировать. В Церкви есть простой и определенный канонический путь». Он также заявил о невозможности признать «священнодействия» раскольников. В продолжение темы польский иерарх рассказал: «Мы в Польше живем в нелегких условиях, потому что православных у нас очень мало. Нам удалось подписать с Римско-Католической Церковью декларацию о взаимном признании Таинства Крещения, потому что в Польше есть смешанные браки, и этот вопрос все равно возникает. Но с Римско-Католической Церковью нет в этом отношении такой проблемы, потому что апостольское преемство сохранено в обеих Церквах… Раскольники могут осуждать это, мол, католиков принимают, а своих не принимают. Но тут надо проникнуть глубже, потому что проблема берет начало от руководителя». Владыка напомнил, что глава «Киевского патриархата» находится под анафемой и возглавляемая им структура не имеет места среди канонических Церквей. Участвовавший в составе делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии в праздновании знаменательной даты архимандрит Серафим (Шемятовский) также говорил о том, что принятая в Украинской Православной Церкви практика совершения Таинства Крещения над теми, кто был крещен в расколе, является обычной и для других Церквей. «У нас даже тех, кто переходит из Греко-Католической Церкви, заново перекрещивают. И если приходит священник, его заново крестят, а потом рукополагают», — рассказал он.

http://patriarchia.ru/db/text/2388579.ht...

Между тем государственная власть на Украине решительно заявляет, что признáет официальной Церковью только ту, которая получит томос на ожидаемом ноябрьском Соборе. А это значит, что как раз Церковь большинства (УПЦ МП) может оказаться на положении «раскольников» для властей. Раскольников же будут притеснять… Отсюда несколько выводов. Первое. В Православии отсутствует единый свод канонов, а существующие кодексы канонического права (не унифицированные в единый свод, то есть представляющие собою собрание решений разных Соборов, порою противоречащих друг другу) вообще не знают такой проблемы, как «предоставление автокефалии», ввиду того, что составлены были в Византийской империи, которая вбирала в себя конгломерат «варварских» народов, неся им Свет Христианства, но на одном условии — в рамках имперской Церкви. Второе. Так же в поле Православных поместных церквей отсутствует «центр административного единства» наподобие Рима для римских католиков. В Византийской церкви этим статусом обладал Константинополь, но «по умолчанию», а не по канонам. Сейчас Константинополь пытается присвоить себе некоторые прерогативы в стиле «папы Римского», но ему сопротивляются Поместные церкви. Третье. В сложившейся ситуации никто не может выступить в качестве «третейского судьи». Каждая из сторон спора ссылается на разное понимание канонов, существующее в византийском каноническом праве. Уточним, что право — древнее, но толкование его современное и у каждого свое. Нет современного канонического права, в чем мы, православные, безусловно, проигрываем Римско-католической церкви, которая еще в начале ХХ века приняла первый актуальный Кодекс Канонов, а в 1983 году переиздала его во второй версии. У нас — в отличие от Рима — нет современных канонов, есть лишь их различное понимание современными богословами и канонистами (то есть юристами церковного права). Четвертое. Благодаря обозначенному выше отсутствию общепризнанных принципов единства и порядка в Православии, расколы — проблема не только Украины. В каждой Православной поместной церкви существуют группы, желающие выделиться из нее и образовать самостоятельную (автокефальную) Церковь. Эта проблема сегодня осложняет жизнь Сербской церкви (Македония, Черногория и Косово хотят автокефалии), Болгарской (там существует параллельная иерархия для отдельных регионов). Существуют также параллельные раскольнические иерархии в Румынии, Чехии и Словакии и даже в Польше, где православных — катастрофическое меньшинство. Московский патриархат раздирают сильные автокефалистские движения на Украине и пока едва слышимые голоса раскольников в Белоруссии. В последней раскольники сдерживаются волевым усилием государственной власти. На Украине же, напротив, — поддерживаются.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Специалист в области отношений между религией и политикой из Астонского университета в Бирмингеме Лучан Леуштян привел современные примеры церковно-государственной симфонии в своем докладе «Примеры симфонии: Церковь и государство в православной Европе после холодной войны». Специалист в области канонического права из Греческой православной архиепископии Америки священник Патрик Вискузо затронул проблематику применения канонических норм в жизни современных православных приходов Америки в докладе «Каноническое право как инструмент реализации Церкви в православной экклезиологии». Преподаватель Хитропского колледжа в Лондоне Энтони О " Махони представил восприятие православной экклезиологии в римско-католической мысли. Наконец, итог дискуссии был подведен в выступлении митрополита Диоклийского Каллиста «Православная экклезиология: учась у недавнего прошлого и вглядываясь в будущее». Известный богослов отметил важную роль, которую евхаристическая экклезиология сыграла в развитии православного богословия и в целом — христианской мысли в ХХ веке. При этом он указал на определенную односторонность во взгляде на природу Церкви только лишь с точки зрения Евхаристии, отметив, что для полноты восприятия православной экклезиологии необходимо учитывать и другие Таинства, прежде всего Крещение. В консультациях также принял участие первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун), который, в частности, выступил с развернутой репликой, посвященной роли канонов в современной жизни Православной Церкви. Среди присутствующих на консультациях были и такие известные богословы, как директор Экуменического института в Боссэ протопресвитер Иоанн Саука, профессор Даремского университета протопресвитер Эндрю Лаут, профессор Свято-Владимирской семинарии Питер Бутенефф и другие. По результатам консультаций было принято решение продолжить дискуссию, посвященную православной экклезиологии, осуществляя ее на твердой академической базе. Богослов.ru /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/965074.htm...

Мирянам следует активно участвовать в жизни прихода, им может быть доверено изложение христ. вероучения и осуществление под рук. церковного настоятеля отдельных богослужебных обрядов (АА. 24е). Мирянам в случае нехватки священников разрешается проповедовать, предстоятельствовать на литургических молитвах, крестить и причащать, исполнять обязанности чтеца , пономаря, звонаря, органиста, аколуфа , помогающего епископу или приходскому священнику. Миряне могут участвовать в советах по управлению церковным имуществом, создаваемых при епископе или приходском священнике, выполнять функции судей и экспертов на церковных судах (CIC can. 129. § 2, 228, 230, 1112, 1421. § 2). Сотрудничество священников и монашествующих с мирянами осуществляется в рамках епархиальных или приходских советов. Римско-католич. Церковь занимается организационным развитием А. м. в форме ассоциаций, групп, общин, движений, признавая свободу объединения мирян в Церкви. Как отмечает папа Иоанн Павел II, в наст. время «можно говорить о новой эре коллективных объединений верующих-мирян». В соответствии с решением II Ватиканского Собора в качестве международного координационного центра при Римской курии был образован Папский совет по делам мирян (в 1967 в порядке эксперимента, с 1976 постоянно), в наст. время возглавляемый кард. Дж. Ф. Стаффордом. Деятельность Папского совета связана с функционированием Фонда Пия XII для А. м. В 1968 г. в Папский совет по делам мирян была включена Конференция международных католич. орг-ций. Периодический характер носят фундаментальные Всемирные католич. конгрессы А. м., входящие в сферу ответственности их Постоянного комитета. Ист.: Иоанн Павел II, папа Римский. О призвании и миссии мирян в Церкви и мире. М., 1995; Каноническое право: О народе Божием/Сост. свящ. И. Юркович. М., 1995. С. 35-38; Документы II Ватиканского Собора. М., 1998; Катехизис католической Церкви. М., 1998. C. 210-211; Ann. Pont. 1999. P. 1235-1238, 1859. Лит.: Ковальский Н. А. Международные католические организации. М., 1962; он же. Ватикан и мировая политика. М., 1964. С. 217-262; Поташинская Н. Н. Католический клерикализм и народные массы: (Система организаций Католического Действия). М., 1971; она же. Католическая Церковь и рабочее движение в Италии. М., 1979; Альдасабаль Х. Служение мирян в церковной общине. М., 1999.

http://pravenc.ru/text/75764.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010