Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБЩЕСТВА АПОСТОЛЬСКОЙ ЖИЗНИ [лат. societates vitae apostolicae], одна из форм институтов посвященной жизни в Римско-католической Церкви. Современное каноническое право относит к О. а. ж. объединения, «члены которых, не принося монашеских обетов, преследуют свойственную обществу апостольскую цель и, совместно ведя братскую жизнь согласно жизненному уставу, свойственному обществу, стремятся к совершенству христианской любви посредством соблюдения конституций» (CIC. 731 § 1). Действуют мужские и женские О. а. ж. Появление О. а. ж. напрямую связано с Контрреформацией . Новые объединения в отличие от монашеских орденов, члены которых сосредоточены на внутренней духовной жизни, нацелены на активное взаимодействие с обществом и ведут проповедническую, преподавательскую и просветительскую работу, занимаются организацией духовных упражнений, миссионерской деятельностью, оказывают санитарную помощь нуждающимся и т. д. В отличие от приходского клира члены О. а. ж. в рамках своей организации находятся в едином духовном пространстве, что позволяет им при осуществлении поставленных задач получать такую же внутреннюю поддержку, какая свойственна монашеским орденам. Кодекс канонического права 1917 г. (см. Codex juris canonici ) определил нормы существования О. а. ж. в разделе, озаглавленном «Об обществах мужчин и женщин, имеющих общинную жизнь без обетов» (De societatibus sive virorum sive mulierum in communi viventium sine votis - CIC (1917). 673-681). В Кодексе канонического права 1983 г. деятельность О. а. ж. регламентируется канонами 731-746, также объединенными в особый раздел. В Кодексе канонов Восточных Церквей 1990 г. (см. в ст. Восточные католические Церкви ) имеется раздел «Общества общинной жизни, приравненные к монашеским» (De societatibus vitae communis ad instar religiosorum - CCEO. 554-562), где говорится об институтах посвященной жизни, члены которых не связаны монашескими обетами.

http://pravenc.ru/text/2578091.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАТРОНАТ Канонический институт Римско-католической Церкви. П. восходит к рим. праву, согласно которому патрон (лат. patronus, от pater - отец) являлся покровителем своих клиентов (cliens, от cluere - слушать). Для одних клиентов зависимость от патрона была обязательством, напр. для вольноотпущенников (либертинов) из числа рабов патрона, не обладавших гражданскими правами; для других, рим. граждан или лиц, не имевших ни римского, ни латинского гражданства, но свободных от рождения,- статус клиентов был основан на добровольном вступлении в клиентелу того или иного патрона, мотивированном соображениями выгоды или долга. Патрона и клиентов связывали взаимные обязательства: с одной стороны - покровительства, в т. ч. в виде защиты интересов клиента перед судом, а с другой - оказания всевозможных услуг. В период поздней республики и в эпоху принципата под покровительство патрона из числа сенаторов могли поступать города и даже провинции. Такой патрон брал на себя обязанность защищать интересы города или провинции перед сенатом, носителями административной или военной власти, перед судом. Во время гражданских войн нек-рые военачальники становились патронами подчиненных им легионов и более крупных соединений, принимая от своих вооруженных клиентов присягу на личную верность. В средневековье рим. П. послужил одним из оснований выстраивания феодальной иерархии: с одной стороны, личной зависимости крестьян от землевладельца, выходившей за рамки отношений аренды, включая крепостную зависимость, с другой - вассальных взаимоотношений между феодалами, стоявшими на разных ступенях иерархической лестницы, при этом вассалы могли быть уподоблены рим. клиентам, а сюзерены - патронам. Собственно П. сохранился в эту эпоху в рамках канонического права как церковный П. и был связан в основном с регулированием права собственности на церковное здание и земельный участок, на котором оно располагалось (см. ст. Частной церкви право ). В большинстве случаев новый храм или мон-рь строился на средства землевладельца в его аллоде или феоде, и, хотя в соответствии с каноническими нормами освященный храм или мон-рь не мог быть профанирован или отчужден, строитель такого храма, сохраняя его в своем владении, пользовался ктиторскими правами (см. в ст. Ктитор ), участвовал в назначении клириков и в управлении приходскими делами, в особенности приходским хозяйством и финансами. До XII в. права и обязанности патронов, или ктиторов, не были регламентированы. Папы, епископы, прелаты, аббаты, приоры и настоятели приходов стремились к ограничению прав патронов на участие в решении монастырских или приходских дел.

http://pravenc.ru/text/2579790.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНСТИТУТЫ ПОСВЯЩЕННОЙ ЖИЗНИ [лат. instituta vitae consecratae], в Римско-католической Церкви сообщества, канонически утвержденные церковной властью и объединяющие верующих, к-рые посредством обетов (или др. «священных уз») добровольно принимают посвященную Богу форму жизни, заключающуюся в следовании «евангельским советам» (обетам) целомудрия, бедности и послушания (CIC. 573 § 1-2). Согласно принятому в 1983 г. Кодексу канонического права (см. Codex iuris canonici ), целомудрие подразумевает обязательство совершенного воздержания в безбрачии (CIC. 599); бедность - зависимость и ограничения в пользовании и распоряжении имуществом, при этом нормы следования обету бедности устанавливаются в каждом И. п. ж. самостоятельно (CIC. 600); послушание обязывает к подчинению законным настоятелям, когда они повелевают согласно конституциям (CIC. 601). Различаются И. п. ж. клириков (clericales), имеющих целью осуществление священнослужения (CIC. 588 § 2), и И. п. ж. мирян (laicales), задачей которых является деятельность, не предполагающая осуществление священнослужения (CIC. 588 § 3). За Папским престолом остается право учреждать новые формы посвященной жизни (CIC. 605). Членами И. п. ж. могут быть как мужчины, так и женщины. И. п. ж. (клириков и мирян, мужские и женские) делятся на институты монашествующих (instituta religiosa) и секулярные институты (instituta saecularia). Институтом монашествующих называется община, члены которой в соответствии с собственным уставом приносят публичные обеты целомудрия, бедности и послушания (постоянные или временные, но возобновляемые по истечении их срока) и ведут совместную общинную жизнь (CIC. 607 § 2). В наст. время существуют институты монашествующих как созерцательной жизни (vita contemplativa, подразумевающая затворничество, отшельничество и др. формы монашеского делания), так и занимающиеся разнообразной деятельностью в миру (миссионерством, благотворительностью, воспитанием и др.), а также институты, совмещающие созерцательную жизнь с апостольской деятельностью.

http://pravenc.ru/text/468829.html

Новости Накануне своего ухода Бенедикт XVI издал рескрипт, регулирующий сроки и некоторые правила конклава Конклав может начаться 10 или 11 марта 25.02.2013 23:47 Рим, 25 февраля, Apic/Благовест-инфо. Сегодня, за три дня до ухода Бенедикта XVI c папского престола, Ватикан опубликовал его указ, уточняющий сроки созыва конклава и некоторые правила его проведения. Рескрипт motu proprio (то есть изданный по собственной инициативе Папы), озаглавленный " Normas nonnullas " , был подписан уходящим на покой понтификом 22 февраля и опубликован 25-го числа того же месяца. Как прогнозировали многие наблюдатели, Бенедикт XVI, действительно, предоставил кардиналам право созвать конклав раньше 15 марта. Как разъяснил журналистам вице-камерленго архиепископ Пьер-Луиджи Челата, дата открытия конклава будет определена самими кардиналами, собравшимися в Риме. Для утверждения этой даты потребуется 50% + 1 голосов кардиналов. Дата первой общей конгрегации, в ходе которой и будет рассмотрен вопрос о дате открытия конклава, пока что неизвестна. Однако, по всей видимости, она состоится не позднее 4 марта. Эксперты полагают, что конклав может начаться 10 или 11 марта. Папский рескрипт гласит, что для избрания Папой кандидату нужно получить 2/3 голосов кардиналов-выборщиков в ходе 34 голосований (что может занять примерно две недели). В последний тур выборов выйдет двое кандидатов, набравших наибольшее количество голосов. Если эти кандидаты, как ожидается, будут кардиналами (по канонам Римско-Католической Церкви Папой может быть избран любой католик-мужчина, не связанный узами брака), то они уже не будут голосовать в этом туре. Мессу ’pro eligendo Papa’ – с интенцией об избрании Папы – возглавит в день открытия конклава кардинал-декан Анджело Содано, который, впрочем, не примет участие в конклаве, поскольку он уже достиг 80-летнего возраста. Моту проприо также предусматривает суровые канонические меры по отношении к тем, кто нарушит присягу и разгласит тайну процедур конклава: эти лица подлежат отлучению от Церкви. Впрочем, это не относится к самим кардиналам – что касается членов Священной коллегии, архиепископ Челата сказал, что Папа «уверен в них».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковное и каноническое право EPISCOPALIS AUDENTIA [лат. судебное слушание у епископа, «епископский суд»], комплекс судебных полномочий епископа и институт епископского суда по гражданским делам, сложившийся в I-III вв. и официально признанный государством в Римской и ранней Византийской империи (IV-VI вв.) ЕПИСКОПИЯ устаревшее в наст. время комплексное понятие, обозначавшее область юрисдикции отдельного епископа ЕПИСКОПСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ постоянный коллегиальный орган власти в Римско-католической Церкви, объединяющий епископов отдельной страны или определенной территории ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО понятие, используемое в политико-правовых теориях для обозначения совокупности основополагающих принципов и прав, не зависящих от социальных условий и вытекающих из самой природы человека «ЗАВЕТ [ЗАВЕЩАНИЕ] ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА» литургико-канонический памятник, в средние века входивший в состав канонических сборников ряда монофизитских Церквей ЗАКОН МОИСЕЕВ сообщенный Богом прор. Моисею свод предписаний и постановлений, регулирующий религ. и общественную жизнь народа Израиля и отдельных его членов ИЕРАРХИЯ в церковной лексике слово употребляется в следующих основных значениях: небесная И., церковная И. ИЕРЕЙ то же что священник; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте ИЗВЕРЖЕНИЕ ИЗ САНА церковное наказание, налагаемое на клириков как за нарушение ими служебных обязанностей, так и за грехи, общие у клириков и мирян ИЛИЯ Михайлович Громогласов (1869 - 1937),прот., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИМУЩЕСТВО ЦЕРКОВНОЕ совокупность вещей, включая деньги и ценные бумаги, движимость и недвижимость, которые находятся в собственности, владении, аренде или пользовании церковных учреждений как юридических лиц

http://pravenc.ru/rubrics/122820_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковное и каноническое право КАФЕДРА ЕПИСКОПСКАЯ церковно-правовое понятие, указывающее на юрисдикцию епископа или на город, в котором епископ совершает служение КАЮЩИЕСЯ в широком значении слова грешники, приносящие покаяние в своих грехах; в узком значении - термин из области покаянной дисциплины КЕЛЕЙНИК в монашеской традиции монах или послушник, по благословению игумена или архиерея прислуживающий одному из насельников монастыря КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение, действовавшее в Киеве в 1819-1924 гг. и возрожденное в 1992 г. КИРИАРХАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ церковно-правовое понятие, относящееся гл. обр. к взаимоотношениям между Поместными Церквами, одна из к-рых имеет автокефальный статус, а другая - автономный КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов, составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви CODEX IURIS CANONICI обладающий высшей правовой силой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КОРМЧАЯ КНИГА название сборников, основную часть к-рых составляют правила Апостольские, Вселенских, Поместных Соборов, отцов Церкви, переведенные с греческого на слав. языки Петр Александрович (1833/34 - 1899), проф. канонического права, исследователь церковной археологии ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ памятники канонического права, созданные в IX в. в империи Каролингов группой авторов, именуемой Лжеисидор МАЛАКС Мануил (нач. XVI в. - ок. 1580), греч. канонист, составитель одного из самых распространенных в поствизант. период номоканонов НИККОЛО ДЕ ТУДЕСКИ [де Тедески, также Панормитан, Палермец] (1386-1445), архиеп. Палермо (с 1435), канонист, юрист, участник

http://pravenc.ru/rubrics/122820_5.html

Католическая церковь США получила от государства «эпидемическую помощь» в размере 3 млрд. долларов 09.02.2021 19:00:11 ДЕНВЕР Католическая церквовь США получила от государства эпидемическую помощь в размере 3 млрд. долларов, а пресса сообщила, что у нее своей наличности более 10 млрд., и разгорелся скандал, обсуждаемый в theguardian и catholicnewsagency , сообщает Седмица.ru . В расследовании, опубликованном Associated Press 4 февраля, «Римско-католическая церковь изображается как гигантский корпоративный монолит, выжимающий помощь от федеральных властей и сидящий при этом на миллиардах долларов», – говорит отец Пиус Петржик ( Pius Pietrzyk), каноник, правовед и профессор семинарии Святого Патрика в Менло-Парк (Калифорния), в интервью CNA. – На самом деле Церковь состоит из десятков тысяч отдельных некоммерческих организаций, большинство из которых не имели законных источников оплаты труда сотрудников, когда в прошлом году разразилась пандемия» . Закон CARES, принятый в марте 2020 года, разрешил ссуды до 350 миллиардов долларов малым предприятиям по так называемой Программе защиты зарплаты ( Paycheck Protection Program, PPP). Ссуды выделялись в порядке очереди. Заявки на ссуды подали 12-13 тысяч из 17 тысяч католических приходов в США по благословению епархий. Журналисты AP пишут, что они получили около 3 миллиардов долларов и делают вывод, что «Римско-католическая церковь стала одним из крупнейших бенефициаров программы РРР». Отец Петржик обвиняет журналистов в «фундаментальном незнании» системы церковных финансов в США, поскольку с юридической и финансовой точки зрения нет единой организации, которая была бы «Римско-католической церковью США». «Почти каждый из 17 тысяч приходов является независимой некоммерческой организацией, существует на пожертвования и нанимает на них священника и служащих для прихода. Каноническое право защищает финансовую независимость каждого прихода, определяя его как «часть народа Божьего», – поясняет церковный правовед. – Потому активы прихода находятся в ведении пастора, а не «принадлежат» епископу, хотя он в определенной степени управляет ими». Каноническая структура Церкви отчасти похожа на федеральную систему США, поясняет правовед. Федеральное правительство имеет свои функции управления в штатах, но не «владеет» ими и не может распоряжаться их бюджетами. «Епископ не может по каноническому и гражданскому праву налететь и обчистить банковский счет прихода, как это представляют себе журналисты поскольку епархия и приход созданы отдельно», указывает Петржик.

http://radonezh.ru/2021/02/09/katoliches...

Новости Папа Франциск узаконил право женщин исполнять ряд функций на богослужении 11.01.2021 16:15 Утренняя месса в часовне Дома Святой Марфы (2 апреля 2020 г.). Фото: vaticannews.va Ватикан, 11 января. Папа Римский Франциск официально узаконил право женщин-мирянок исполнять во время богослужений ряд функций, в частности, чтецов и аколитов (алтарников), передает РИА Новости . Понтифик подписал 10 января апостольское послание в форме motu proprio (особого рескрипта) Spiritus Domini (Дух Господень), текст которого в понедельник распространила служба печати Святого престола. Этот документ изменяет формулировку первого параграфа канона 230 Кодекса канонического права. Отныне данное положение звучит следующим образом: «Миряне, достигшие того возраста и обладающие теми дарованиями, которые определены декретом Епископской конференции, по совершении предписанного литургического обряда могут назначаться на постоянное служение чтеца или аколита». До сих пор выполнение этих функций было разрешено исключительно «мужчинам-мирянам». Решение папы Франциска по сути не является нововведением. Практика привлечения женщин к исполнению функций так называемых министрантов (поставленных служителей), то есть рядовых мирян, прислуживающих священнику в ходе мессы, существовала в Римско-Католической Церкви и раньше. После того, как Папа Римский Павел VI своим motu proprio в 1972 году определил положение аколитов, во многих католических общинах женщины-мирянки с санкции епископа стали во время мессы зажигать и носить свечи, готовить хлеб и вино для евхаристического освящения, а также читать Библию. Теперь же такое положение вещей получило официальное закрепление в своде норм канонического права. При этом Папа Франциск указал, что исполнение мирских служений не имеет никакого отношения к возможности рукоположения женщин в сан. Вопрос о роли женщин в жизни Римско-Католической Церкви весьма активно обсуждался на последних епископских синодах, в частности, на Синоде по проблемам Амазонии, который прошел в Ватикане в октябре 2019 года. Примечательно, что вскоре после этого форума Папа Франциск принял решение учредить новую специальную комиссию по изучению вопроса о диаконате женщин.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Католицизм (Римско-католическая церковь , католичество, папизм) — еретическое направление в христианстве . Общие понятия Число католиков в мире составляет ок. 1,3 млрд. человек. Главой (предстоятелем) Католической церкви является папа Римский, резиденция которого находится в городе-государстве Ватикан. Католицизм возводит свое преемство к Древней Церкви, хотя в действительности Католическая церковь значительно уклоняется от исторического Предания и исповедует ряд ложных учений. Тем не менее, католицизм принимает (с некоторыми оговорками) семь Вселенских Соборов первого тысячелетия и сохраняет « непрерывную преемственность законной иерархии, ведущей свое начало от самого ап. Петра » 1 ; в католичестве разделяется традиционное учение о Таинствах (хотя Православная Церковь не может счесть все Таинства, совершаемые в лоне католической Церкви спасительными, однако признаёт действенность Крещения, почему и присоединение католиков к Православной Церкви осуществляется без перекрещивания). В нравственной области Католическая церковь проповедует близкие Православию воззрения, официально выступая против размывания традиционных нравственных норм в современном обществе, против абортов, эвтаназии, легализации гомосексуализма и т. д. Хотя абсолютное большинство католиков принадлежит к латинской богослужебной традиции, в состав Католической церкви входит 23 т. н. «Восточно-католические церкви», объединяющие ок. 18 млн. верующих; Восточно-католические церкви всецело разделяют католическую догматику и находятся в подчинении Римского папы, однако сохраняют восточный богослужебный обряд (например, византийский, армянский или иной), собственное каноническое право и определенную автономию во внутреннем управлении. Несмотря на исторически сложившуюся традицию именовать отпавшую Римскую церковь «Католической» (catholica, от греч. καθολικ, «всеобщая, вселенская»), в собственном смысле слова только Православная Церковь является Кафолической (в слав. переводе Символа веры — Соборной), в частности « потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов » 2 . Как произошло отпадение Римско-католической церкви от Вселенского Православия?

http://azbyka.ru/katolicizm

Состоялось последнее в уходящем году заседание Общества изучения церковного права им. Т.В. Барсова 29 декабря 2021 г. 12:53 25 декабря 2021 года в очно-дистанционном формате состоялось итоговое в 2021 году заседание Общества изучения церковного права им. Т.В. Барсова («Барсовского общества»). В рабочей встрече приняли участие: кандидат богословия, кандидат юридических наук митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ; кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов; кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин; доктор юридических наук, профессор А.А. Дорская; доктор исторических наук, профессор П.И. Гайденко; доктор исторических наук А.Ю. Митрофанов; доктор юридических наук, профессор Ю.В. Оспенников; кандидат юридических наук, доцент Ю.В. Ерохина; кандидат богословия, доцент А.В. Ведяев. Вел заседание секретарь Барсовского общества, директор Издательства СПбДА Д.В. Волужков. Участники обсудили круглые столы по различным аспектам церковного и светского права и их взаимодействия, которые стали активно проводиться в уходящем году Барсовским обществом. С сообщением об организации круглого стола с участием преподавателей канонического (церковного) права выступил протоиерей Александр Задорнов. Отец Александр предложил провести данное мероприятие после окончания ожидаемого весной 2022 года Архиерейского Собора, чтобы получить возможность рассмотреть принятые на нем документы. Прозвучало предложение провести аналогичный круглый стол ранее Собора, чтобы изучить проект поправок к Положению о церковном суде. С сообщением о проведении в начале 2022 года рабочей встречи на тему «Церковное право и культура» выступила Ю.В. Ерохина. Она отметила, что сама идея подобного мероприятия возникла в ходе работы V Барсовских чтений 13 декабря сего года. Юлия Владимировна предложила включить в число участников круглого стола также представителей Римско-Католической Церкви, придав тем самым мероприятию статус международного. Участниками заседания направление «Церковное право и культура» было оценено как одно из наиболее перспективных. Было отмечено, что это может стать первым опытом сотрудничества Барсовского общества с Высшей школой экономики.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010