3) монашеский обет; 4) вдовство после третьего брака; 5) виновность в расторжении предыдущего брака (например, доказанное прелюбодеяние супруга); 6) физическая болезнь или духовная неспособность к браку (психическое заболевание, которое лишало человека способности осознавать совершаемые им поступки); 7) отсутствие благословения со стороны родителей жениха или невесты. Кроме того, для вступления в брак существовали определенные возрастные границы. Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г. установлен венчальный возраст жениха –18 лет, невесты – не менее 16 лет. С тех пор в России существует два совершеннолетия для брака: гражданское – 18 и 16 лет и церковное – 15 и 13 лет соответственно. Брак, заключенный до достижения церковного совершеннолетия, считался недействительным и подлежал расторжению. Был установлен и верхний предел вступления в брак – 80 лет. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак следовало получить разрешение архиерея. В. Цыпин , создавший указанную выше классификацию препятствий вступления в христианский брак, полагал, что «брачное право нуждается в серьезном его изучении применительно к обстоятельствам секуляризованной эпохи, в которой, возможно, более надежным ориентиром могут служить нормы доконстантиновской эпохи (Древней Церкви), чем нормы византийской эпохи, когда в религиозном отношении общество отличалось своей однородностью» 141 . Церковное законодательство, также как и светское, знало и обратную сторону христианского брака – развод. Рассмотрим правила развода по церковным канонам. Признание брака недействительным и развод. С принятием христианства более определенно установились нормы признания брака недействительным и правила развода. Дела о признании брака недействительным и дела о разводе подлежали юрисдикции церковного суда. Наряду с признанием брака недействительным Византийская церковь , в отличие от Римско-католической, знала и развод. В начале своего существования ей приходилось считаться с постановлениями римского права по данному вопросу. Как известно, римское право допускало расторжение брака как по обоюдному соглашению супругов, так и по воле одного из них. Развод не являлся предметом судебного разбирательства. Даже когда римское общество начало выступать против разводов без достаточных причин, в римском праве не попытались ограничить эту процедуру определенными поводами. В законе были установлены только некоторые невыгодные последствия для того из супругов, который давал повод к разводу, и введен штраф за развод без достаточных оснований. Церковь стала проводить идею о нерасторжимости брака, которая в той или иной степени получила свое отражение в законодательстве Юстиниана. Он ограничил развод по взаимному согласию супругов, признав его возможным только в том случае, когда супруги желали вступить в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Кардиналы священники пользуются даже правом посвящать в низшие церковные должности, каковое право, по каноническим правилам, принадлежит только епископу. Все вообще кардиналы по своей власти и значению стоят непосредственно вслед за папою. Все они вместе составляют курию («римскую курию»), которой принадлежит рассмотрение всех дел, касающихся церковной и государственной жизни. Курии кардиналов усвоено (с 1059 г.) право избрания нового папы (в особом собрании – «конклав»), т.е. одни только кардиналы избирают папу и каждый из них сам может быть кандидатом на папский престол. Словом, кардиналы – князья церкви, ближайшие советники ее главы, присутствующие в римской консистории и занимающие в собраниях места, высшие епископов 24 . В таинстве елеосвящения Римская церковь тем отступает от Православной, что предоставляет право освящать елей для таинства одному епископу и главною целью елеосвящения считает укрепление больного в страданиях и борьбе с ужасами смерти, почему преподает это таинство в виде напутствия и только таким больным, которые находятся уже при смерти. Сообразно с таким назначением таинства, католики называют его «последним помазанием» (extrema unctio) или «помазанием на исход души» (unctio exeuntium), «таинством умирающих». 7. Особенность учения Римско-католической церкви относительно состояния души, перешедших в загробную жизнь, состоит в том, что, кроме рая и ада, куда отходят души умерших, она признает еще чистилище. Так называет она особое место или состояние очищения, в котором души умерших людей, не получивших при жизни разрешения от каких-нибудь легких, простительных грехов, или же хоть и получивших разрешение, но не понесших временного наказания за них для удовлетворения правде Божьей, терпят мучения (ослабляемые и облегчаемые для них молитвами за них церкви, милостынями и, особенно, приношением бескровной жертвы) до тех пор, пока совершенно не очистятся от грехов, т.е. пока не искупят через свои мучения сделанных ими легких грехов и не получат прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Благодать индульгенций может быть приобретаема в известного рода медалях, четках, крестиках, освященных в Риме, и тому подобных предметах. – Брак римская церковь признает безусловно нерасторжимым даже в случае прелюбодеяния одного из супругов; она толкует слова Евангелия в том смысле, что, в случае прелюбодеяния, оба сочетавшиеся могут расстаться, но без разрешения невинному из них вступать в новый брак. – В учении о таинстве священства римско-католическая церковь отличается от православной тем, что с XI века совершенно запретила брачное состояние своему приходскому духовенству и, возбранив священство тем, которые не согласятся обречь себя на всегдашнее безбрачие, утверждает, что будто брачная жизнь несовместна как вообще с чистотою христианского целомудрия, так особенно с достоинством священного сана. Кроме того, римская церковь догматические определения степеней священства смешала с каноническими, признав власть папы неизмеримо выше власти епископов и установив должности так называемых кардиналов. Кардиналы римской церкви имеют разные священные степени: одни – епископов, другие – пресвитеров, третьи – диаконов. Но самое звание кардиналов не только дает важные преимущества кардиналам епископам перед епископами и митрополитами не кардиналами, а и кардиналам пресвитерам и диаконам над всеми епископами не кардиналами. Кардиналы священники пользуются даже правом посвящать в низшие церковные должности, каковое право, по каноническим правилам, принадлежит только епископу. Все вообще кардиналы по своей власти и значению стоят непосредственно вслед за папою. Все они вместе составляют курию („римскую курию“), которой принадлежит рассмотрение всех дел, касающихся церковной и государственной жизни. Курии кардиналов усвоено (с 1059 г.) право избрания нового папы (в особом собрании – „конклаве“), т. е. одни только кардиналы избирают папу и каждый из них сам может быть кандидатом на папский престол. Словом, кардиналы – князья церкви, ближайшие советники ее главы, присутствующие в римской консистории и занимающие в собраниях места, высшие епископов 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В марте 1918 г. делегация Поместного Собора посетила Совнарком и от лица «ста миллионов русского населения» потребовала в ультимативной форме отмены Декрета и иных подобных распоряжений. В апреле 1918 г. по России прокатилась волна протеста. Организовывались массовые крестные ходы и богослужения на площадях и в общественных местах в поддержку Церкви. В адрес правительства направлялись коллективные петиции с требованием отказаться от отделения Церкви от государства и школы от Церкви, с угрозами народного сопротивления. Ситуация усугублялась и тем, что Церковь заняла негативную позицию не только в отношении религиозной политики социалистического государства, но и в отношении всей его внутренней и внешней политики. Так, Патриарх осудил стремление правительства выйти из войны и заключить мирный договор с Германией. Для нормализации церковно-государственных отношений и претворения в жизнь названного Декрета требовались подготовленные работники и специальные государственные органы, которые вскоре и создали. Первым органом, регулирующим отношения между государством и Церковью, стала так называемая Междуведомственная комиссия, образованная при Наркомате юстиции РСФСР (Наркомюсте) из представителей комиссариатов внутренних дел, просвещения, призрения и др. К ее работе привлекали и представителей духовенства, в частности Православной, Старообрядческой, Римско-католической, Греко-католической и других церквей. Однако противоречивость подходов членов комиссии к решению вопросов государственно-церковных отношений оказалась настолько очевидной, что деятельность ее не была продуктивной и не дала позитивных результатов. Поэтому 8 мая 1918 г. по предложению Наркомюста Совнарком распустил Междуведомственную комиссию и поручил проведение в жизнь Декрета VIII omдeлy (с 1922 г. – V) Наркомюста, за которым закрепилось название «ликвидационный» 86 . Во главе него встал член коллегии Наркомюста П. А. Красиков. В мае 1918 г. при губернских Советах депутатов и местных комиссариатах юстиции создали соответствующие отделы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

30. Отметить продолжающуюся напряженность в отношениях с так называемым Архиерейским Синодом «Русской Православной Церкви за границей», вызванную прежде всего его антиканоническими решениями об учреждении в пределах Русской Церкви параллельной юрисдикции. Подтвердить готовность к диалогу с Русской Зарубежной Церковью на любом уровне без предварительных условий. 31. Выразить удовлетворение в связи с восстановлением добрых взаимоотношений между Московским Патриархатом и русскими Западноевропейскими приходами Константинопольского Патриархата. 32. Одобрить решение Священного Синода о восстановлении попечения Матери — Церкви над Автономной Православной Церковью в Китае. 33. Отметить важность развития отношений с Древними Восточными Церквами, визиты Предстоятелей некоторых из этих Церквей в Русскую Православную Церковь, состоявшиеся в межсоборный период. 34. Принять во внимание направление и ход двустороннего диалога с Римско- Католической Церковью. Одновременно указать на глубокую озабоченность нашей Церкви продолжающейся экспансией унии и преследованиями православных на Украине со стороны греко-католиков, а также фактами католического прозелитизма на канонической территории Русской Православной Церкви, чему следует решительно противостать на приходском, епархиальном и общецерковном уровне. Ввиду дискуссии, возникшей на Соборе вокруг значения Баламандского соглашения, передать последнее на изучение Синодальной Богословской комиссии и поручить Священному Синоду выразить официальное отношение к этому документу. 35. Выразить тревогу в связи с не прекращающимися прозелитическими действиями протестантских лжемиссионеров в России и других странах СНГ, что приводит не только к искажению смысла христианского благовестия, но и к разрушению национальной духовной культуры, а также к попранию принципа христианской солидарности перед лицом мирских разделений. Собор глубоко озабочен укреплением в странах СНГ и Балтии организационных структур псевдохристианских и псевдорелигиозных сект, группировок неоязычников, оккультистов и диаволопоклонников. Собор крайне возмущен антиправославной кампанией, развязанной последователями псевдорелигиозных организаций и их защитниками. Участники Собора призывают Полноту церковную всемерно противостать псевдомиссионерству и сектантству посредством просветительской и апологетической деятельности, разъяснительной работы среди прихожан и широких слоев общества. Мы признаем и уважаем право каждого человека на свободу совести и вероисповедания, но именно этой свободы лишают своих последователей лидеры тоталитарных сект, весьма болезненно реагирующие на любую критическую информацию в их отношении. Те, кто пытаются противодействовать этому наступлению, подвергаются жестокой травле со стороны сектантов и их высокопоставленных покровителей, что включает запугивание, психологическое давление, сбор компрометирующих материалов, клевету и не прекращающиеся судебные иски.

http://patriarchia.ru/db/text/5829634.ht...

30. Отметить продолжающуюся напряженность в отношениях с так называемым Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей, вызванную прежде всего его антиканоническими решениями об учреждении в пределах Русской Церкви параллельной юрисдикции. Подтвердить готовность к диалогу с Русской Зарубежной Церковью на любом уровне без предварительных условий. 31. Выразить удовлетворение в связи с восстановлением добрых взаимоотношений между Московским Патриархатом и русскими Западноевропейскими приходами Константинопольского Патриархата. 32. Одобрить решение Священного Синода о восстановлении попечения Матери-Церкви над Автономной Православной Церковью в Китае. 33. Отметить важность развития отношений с Древними Восточными Церквами, а также визитов Предстоятелей некоторых из этих Церквей в Русскую Православную Церковь, состоявшихся в межсоборный период. 34. Принять во внимание направление и ход двустороннего диалога с Римско-Католической Церковью. Одновременно указать на глубокую озабоченность нашей Церкви продолжающейся экспансией унии и преследованиями православных на Украине со стороны греко-католиков, а также фактами католического прозелитизма на канонической территории Русской Православной Церкви, чему следует решительно противостоять на приходском, епархиальном и общецерковном уровне. Ввиду дискуссии, возникшей на Соборе вокруг значения Баламандского соглашения, передать последнее на изучение Синодальной Богословской комиссии и поручить Священному Синоду выразить официальное отношение к этому документу. 35. Выразить тревогу в связи с непрекращающимися прозелитическими действиями протестантских лжемиссионеров в России и других странах СНГ, что приводит не только к искажению смысла христианского благовестия, но и к разрушению национальной духовной культуры, а также к попранию принципа христианской солидарности перед лицом мирских разделений. Собор глубоко озабочен укреплением в странах СНГ и Балтии организационных структур псевдохристианских и псевдорелигиозных сект, группировок неоязычников, оккультистов и диаволопоклонников, а также возмутительной антиправославной кампанией, развязанной последователями псевдорелигиозных организаций и их защитниками. Собор призывает Полноту церковную всемерно противостоять псевдомиссионерству и сектантству посредством просветительной и апологетической деятельности, разъяснительной работы среди прихожан и широких слоев общества. Признавая и уважая право каждого человека на свободу совести и вероисповедания, Собор отмечает, что именно этой свободы лишают своих последователей лидеры тоталитарных сект, весьма болезненно реагирующие на любую критическую информацию в свой адрес. Те, кто пытается противодействовать наступлению сект, подвергаются жестокой травле со стороны сектантов и их высокопоставленных покровителей, включая запугивание, психологическое давление, сбор компрометирующих материалов, клевету и непрекращающиеся судебные иски.

http://sedmitza.ru/lib/text/429325/

Юридическая терминология употребляется автором в несвойственных ей значениях: «…какие же субъекты права издавали постановления в соответствии с правовыми прецедентами? …субъектами канонического права являлись церковные соборы» (с. 71—72; «субъектом права» назван субъект правотворческой деятельности, т. е. законодатель); «рескрипт Медиоланского собора… направленный [папе] Сирицию» (с. 178; «рескрипт» — имеющий обязательную силу ответ императора на обращенный к нему судебный или административный вопрос); «[Сердикский] собор признал Римского папу третейским судьей в Церкви» (с. 189; «третейским» называется судья, выбранный по общему согласию сторонами конфликта; описываемая в правилах 4 и 5 Сердикского собора процедура — это римская supplicatio ). К этому можно добавить и настойчивое употребление автором, вразрез с научной традицией, термина «декрет» вместо «декреталия» для обозначения папского послания по дисциплинарным церковно-правовым вопросам. Далее, изложение автора не свободно от фактических неточностей, а также довольно шатких догадок, предлагаемых читателю под видом твердо установленных фактов. Так, автор ошибочно приписывает карфагенской Церкви практику повторного крещения «грешников» (вероятно, автор имеет в виду так называемых «lapsi» — христиан, принесших под давлением преследователей языческие жертвы) и повторного рукоположения «православных клириков, впавших в грех» (с. 171) . Когда автор утверждает, что «I Никейский собор 325 г. проходил под председательством легатов папы Сильвестра, а именно Осия Кордубского» (с. 184), он принимает без каких-либо оговорок (и ссылок) сразу два допущения, выходящих далеко за пределы того, что достоверно известно . Также он вносит ненужную путаницу, приписывая Р. Беллармину авторство определения ряда церковных Соборов, начиная с Никейского 325 г., как «Вселенских» (с. 184; эта информация, по всей видимости, позаимствована без ссылки из книги Басдеван-Годме , но при этом неверно истолкована). В действительности на Востоке Никею называли «Вселенским Собором» уже в IV в., в том числе сами его участники . Указание на отличие Вселенских Соборов от Поместных встречается, например, в предисловии к Синтагме XIV титулов (ок. 580 г.); VII Вселенский Собор (пр. 1) окончательно закрепил в каноническом праве разницу между теми и другими. Роль же Беллармина заключалась в том, что он отнес к числу Вселенских всеобщие Соборы Римско-Католической Церкви XII в. и последующих веков, проходившие под председательством пап . Независимо от конфессиональной перспективы едва ли можно согласиться с автором, когда, подчеркнуто предпочитая термин «всеобщий собор», он фактически уравнивает в своем значении Сердикский Собор с Константинопольским (II Вселенским) Собором 381 г. (с. 189, 191) . Спорным может, наконец, показаться и заявление об «общецерковном» характере концепции совершения таинств «ex opere operato» (с. 169) .

http://bogoslov.ru/article/2240142

Согласно этому списку, составлялись письма отправляющимся, и контролировались письма вновь прибывающих. Можем еще добавить, что каждая смена епископов сообщалось другим Церквам, и епископы, когда назревал раскол, или обнаруживалась ересь, посылали друг другу целые списки епископов, находящихся с ними в общении. Когда папа св. Зефирин в начале III в. исключил монтанистов из церковной общины, он сделал это, как говорит Тертуллиан , «аннулировав письма мира, уже выпущенные», т. е. вычеркнул общины монтанистов из списка Церквей истинной веры, находящихся в общении. Еще в начале V в. св. Августин, чтобы убедить в неправоте африканских донатистов, утверждавших, что они не раскольники, отказался предоставить им письма мира к самым известным Церквам, хорошо зная, что они не будут приняты ни одной из них. Св. Василий пишет в 375 г. к Кесарийской общине, перешедшей в арианство, и перечисляет почти все города географической карты: «Все эти города пишут нам письма и получают их от нас. Из этого вы можете видеть, что мы все пребываем в согласии. Однако тот, кто отпадает от нашего общения, отделяется от всей Церкви. Итак, подумайте хорошенько, братья, с кем же вы еще состоите в общении?». Римские епископы в доникейский период Нероновские гонения не только не разрушили римскую церковную общину, но и способствовали дальнейшему росту ее авторитета. Когда остатки римской общины смогли вновь собраться и воссоединиться, она испытала гонения Нерона и была прославлена кровью мучеников и памятью о двух первоверховных апостолах, закончившими свое служение именно в Риме. Еще при их жизни римская община была в большой чести у христиан. Апостол Павел, сурово упрекавший коринфян, галатов и азийцев в Послании к Римлянам (занявшем первое место в каноническом списке его Посланий), отдает должное их добродетелям. Что же касается апостола Петра, то факт, что римляне были его последними непосредственными учениками, также давал им право на особое уважение. Спорным является вопрос о том, какую роль в становлении нравственного авторитета Римской Церкви сыграло положение Рима, как столицы империи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Западная юридическая наука выработала три теории о правовой природе конкордатов. Согласно ультрамонтанской теории, конкордат – это привилегия, даруемая папой государственной власти. В любой момент данная привилегия может быть отменена, в то время как светское правительство лишено права отменять конкордат. Иными словами, если оно все-таки отменяет его, – налицо узурпация. Такая теория, естественно, вытекает из средневековой теократической доктрины о верховенстве пап над всеми государствами, из учения «о двух мечах». Согласно другой, легалистической теории, государству принадлежит абсолютный суверенитет, на его территории Католическая церковь – лишь одна из корпораций, контролируемых государством. Конкордаты в таком случае – это законы, исходящие от государства. И наконец, третья теория, наиболее соответствующая реальному положению дел, исходит из договорной природы конкордатов и рассматривает папу и светское правительство как равноправных контрагентов договоров, относящихся к области международного права. 1.2.Средневековые католические сборники канонического права В средневековье основу кодификации римско-католического церковного права составил труд болонского монаха Грациана, завершенный в 1140 г. – «Concordantia discordantum canonum» («Согласование несогласованных канонов»). Этот труд впоследствии был назван «Декретом Грациана». Грациан собрал Правила Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов, Поместных Соборов Западной Церкви, подлинные и подложные папские декреталы, отрывки из творений отцов Церкви, из пенитенциалов, извлечения из Корпуса Юстиниана и из франкских капитуляров. Само название труда Грациана свидетельствует о стремлении автора доказать при помощи схоластических приемов непротиворечивость противоречащих, на первый взгляд, правовых норм, заключенных в разных источниках. Грациан сам формулирует те или иные церковно-правовые нормы, а каноны, папские декреталы и другие источники привлекает как аргументы для обоснования своих формул – так называемых dicta Gratiani (сказанное Грацианом).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Novella di Giovanni d " Andrea e i «consulti» di Milancia, sua madre "http://Boll. del Consiglio dell " Ordine degli Avvocati e Procuratori di Bologna: Numero speciale. Bologna, 1957. P. 26-33; Kuttner S. Johannes Andreae and His «Novella» on the Decretals of Gregory IX//Jurist: Stud. in Church Law and Ministry. Wash., 1964. Vol. 24. P. 393-408; idem. The «Apostillae» of Johannes Andreae on the Clementines//Études d " histoire du droit canonique dédiées à G. Le Bras. P., 1965. T. 1. P. 195-201; idem. Johannes Andrea on the Style of Dating Papal Documents//Jurist. 1988. Vol. 48. P. 448-453; idem. Studies in the History of Medieval Canon Law. Aldershot, 1990; Mampra A. De habitudine fori ecclesiastici et civilis apud Johannem Andreae. Bangalore, 1971; Kej J. Ioannis Andreae «Hieronymianum opus» a jeho ohlas v eských zemích//Studie o rukopisech. Praha, 1973. T. 12. S. 71-88; Fedele P. Francesco Petrarca e Giovanni d " Andrea//Ephemerides iuris canonici. R., 1974. Vol. 30. P. 201-225; Rosen C. Notes on an Earlier Version of the «Questiones mercuriales»//Bull. of Medieval Canon Law. R., 1975. Vol. 5. P. 103-114; Bertram M. Kanonistische Quästionensammlungen von Bartholomäus Brixiensis bis Johannes Andreae//Proc. of the 7th Intern. Congr. of Medieval Canon Law: Cambridge, 23-27.07.1984. Vat., 1988. P. 276-278; Pennington K. Johannes Andreae " s Additiones to the Decretals of Gregory IX//ZSRG.K. 1988. Bd. 74. S. 328-347; Condorelli O. Dalle «Quaestiones Mercuriales» alla «Novella in titulum de regulis iuris»//Miscellanea D. Maffei dicata: Historia, ius, studium/Ed. A. García y García, P. Weimar. Goldbach, 1995. Vol. 3. P. 317-363. А. В. Бусыгин Рубрики: Церковное и каноническое право. Персоналии канонистов и специалистов по церковному праву Ключевые слова: Канонисты Римско-католической Церкви Иоанн Андреа [Джованни д " Андреа] († 1348), средневековый канонист См.также: АЛАН АНГЛИЙСКИЙ западноевроп. канонист 2-й пол. XII - нач. XIII в. АЛЕКСАНДР III (Роландо Бандинелли; ок.

http://pravenc.ru/text/469800.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010