– В то время служение традиционной Тридентской мессы на латыни запрещалось Католической церковью или нет? – Тридентская месса была, можно сказать, упразднена. Разрешалось совершать только мессу по чину «Novos Ordo». Лефевр собрал этих молодых людей в Риме и стал сам их обучать. Со временем их число увеличилось, и он стал искать место, где бы они получили хорошее католическое богословское образование. Архиепископ поехал в Швейцарию и, с помощью своего друга, смог выкупить старый монастырь, который уже давно опустел. Там он организовал свою первую семинарию. – Сколько лет ему тогда было? – Ему было где-то около 70. Лефевр умер в 1991 году в возрасте 81 года . Когда в Риме услышали о семинарии, то сначала обрадовались. Они прислали туда визитаторов, чтобы проверить, не происходит ли там что-либо несовместимое с верой. Но визитаторы ничего такого не нашли и вернулись в Рим с положительным отчетом, какую замечательную работу проводит Лефевр. Но местные, особенно французские епископы, были им недовольны, потому что он привлекал к себе множество семинаристов, в том числе и из их семинарий. Им не нравилась идея традиционной мессы, поскольку они всецело были преданны официальному Риму. Епископы сильно надавили на Ватикан, и тот осудил Лефевра. Ему сказали, что он больше не имеет права ни набирать семинаристов, ни рукополагать священников и должен закрыть свою семинарию. Тогда его временно запретили, надеясь, что таким образом движение сойдет на нет. – Каждый римско-католический епископ канонически имеет право рукополагать священников? Не должен ли он для этого просить разрешение у священноначалия? – Не должен. Но проблема в том, что у архиепископа не было своей епархии. Он не был епархиальным епископом. Скорее, был «епископом-бродягой». Его семинария была своего рода «международной семинарией», не закрепленной за каким-либо городом или районом. Итак, его запретили, но движение не сошло на нет. Оно еще больше укрепилось. Семинаристов приходило все больше и больше, он рукополагал 20–25 священников в своей семинарии ежегодно, в то время как другие европейские семинарии рукополагали только 2–3 в год. Ситуация дошла до критической точки 29 июня 1988 года. Лефевр долго просил у Рима разрешение на рукоположение традиционного епископа, то есть такого, который мог бы ездить по миру, посещать приходы традиционалистов, совершать конфирмацию над детьми, рукополагать священников. Рим постоянно повторял: «Хорошо, мы сделаем это в будущем…»

http://pravoslavie.ru/89531.html

502) и имеет право избирать временного администратора на ставшую вакантной епископскую кафедру (CIC. 421. 1); вместе с тем конференция епископов имеет право передавать обязанности коллегии консультантов кафедральному К. (CIC. 502. 3). Основной обязанностью кафедрального К. является выполнение литургических функций для придания особой торжественности богослужениям в кафедральном соборе (CIC. 503-510), возможно и расширение круга обязанностей К. Предусмотрено обязательное представительство кафедральных К. на провинциальном синоде (CIC. 443) и на епархиальном синоде (CIC. 463). Устав кафедрального К. утверждается епископом, к-рый также определяет структуру К., количество входящих в него членов, обязанности и периодичность собраний К., материальное обеспечение каноников, их облачение; епископ назначает каноников, выслушав мнение К. (CIC. 509). Создание, преобразование и упразднение кафедральных К. находится в ведении папы (CIC. 504). В XIII в. коллегиальные К. перестали участвовать в епископских советах, и своих кандидатов на должности каноников К. выдвигали светские властители, хотя официально лишь епископ имел право назначать каноников коллегиальных К. Также появилась тенденция принимать в члены коллегиальных К. только представителей дворянства. В эпоху Реформации число бенефициев коллегиальных К. сократилось, в протестант. гос-вах мн. коллегиальные К. были упразднены. Папа Римский Климент VII оставил за Папским престолом исключительное право создавать новые коллегиальные К., преобразовывать их и распускать. В эпоху Просвещения гос-во пыталось вмешиваться в дела К., в кон. XVIII - нач. XIX в. значительное число коллегиальных К. было упразднено. В наст. время в Римско-католической Церкви, согласно Кодексу канонического права 1983 г., утверждение устава коллегиального К. и назначение его каноников, как и в случае кафедральных К., находятся в ведении епархиального ординария (CIC. 505, 509). В Церкви Англии после Реформации продолжали существовать секулярные кафедральные К., в целом сохранявшие до XIX в.

http://pravenc.ru/text/1470337.html

7) «Очерк православного церковного права» проф. Μ. А. Остроумова (Харьков 1893 г.) До сих пор вышел только первый том, содержащий обширное введение в православное церковное право. 7 Из отдельных монографий по церковному праву наиболее ценные принадлежат покойному профессору Московского Университета А. С. Павлову , посвятившему своё учёное внимание, главным образом, разработке внешней истории церковного права, т. е. обозрению памятников церковного права. Из сочинений его по этому отделу наиболее важными являются: «Первоначальный славяно-русский Номоканон» (Казань 1869 г.) и «Номоканон при Большом Требнике» (Одесса 1872 г.; в 1897 г. вышло новое от начала до конца переработанное издание этого сочинения). Из трудов его по системе церковного права наиболее замечательным является его исследование, под названием: «50-я глава Кормчей Книги» (Москва 1887 г.). Из сочинений других авторов по отдельным вопросам церковного права наиболее важными являются следующие: И. С. Бердникова «Государственное положение религии в римско-византийской империи». Том I. (Казань 1881 г.); М. И. Горчакова «О тайне супружества». (Спб. 1880 г.); Η. А. Заозёрного «Церковный суд в первые три века христианства» (Кострома 1878 г.); Его же: «О священной и правительственной власти и о формах устройства православной церкви» (Москва 1891 г.); Π. А. Лашкарева «Об отношении древнехристианской церкви к римскому государству» (Киев. 1878 г.); Н. С. Суворова «О церковных наказаниях» (Спб. 1876 г.). Его же «Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов» (Ярославль. 1884 г.). 8 2 Своя у каждого народа религия, говорит Цицерон , своя особая у нас (Orat, pro Flacco). 3 Пространный христианский катехизис православные католические восточные Церкви. Μ. 1889, стр. 41 4 В западноевропейской литературе эти названия далеко не тождественны. На Западе именем канонического права обозначается совокупность всех исходящих от церкви постановлений, не зависимо от их содержания (будут ли предметом их церковные или гражданские отношения). Наоборот, под именем церковного права в западной литературе разумеется совокупность норм, регулирующих дела и отношения чисто церковные, хотя бы эти нормы происходили не только от церковной, но и от государственной власти. На Востоке, где законодательство церкви всегда было в согласии с законодательством государства, это различие названий значения не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Попробуем сопоставить порядок царства с порядком священства – с тем, в котором (синекдохически) иногда видят все содержание Церкви. Идеал православного строя священства называется соборностью. В каком отношении находится начало соборности к демократии? Если под демократией понимать механическую систему, построенную на числе и равенстве социальных атомов (продукт XVIII века), то соборность есть коренное ее отрицание. Но она содержит в себе начала истинной демократии, в христианском ее смысле. Разумеется, в истории соборность церковная осуществляется весьма несовершенно: в этом отношении она едва ли удачливее политической демократии. Но посмотрим на ее принципы, как они сложились в цветущую эпоху церкви – в ее священном праве. Бесспорное отличие священства от царства – в примате для первого сакраментального начала, начала священной традиции, апостольского преемства. Не помазанный царь (Юстиниан) есть царь, не рукоположенный священник не священник вовсе. И тем не менее одно идущее сверху вниз иерархическое начало (римско-католический принцип) не образует еще православной соборности: оно нуждается и в иной санкции – народной воли. «Аксиос» народа – слабый остаток древнего избирательного начала. Ни один епископ не может быть навязан пастве против ее воли, но должен быть избран ею. Иерархическая коллегия – соепископы – сохраняют лишь право отвода недостойных. Но принцип, формулированный каноническим правом, весьма недалек от принципа политической демократии: «Тот, кто должен управлять всеми, должен быть и выбран всеми». Соборность священства не знает общего природного равенства; она предполагает скорее природную и благодатную иерархию. Но эта иерархия не может быть насильственной; она должна находить себя и устанавливаться свободно. И никто из принадлежащих к церкви не исключается из осуществления этого права: участия в поставлении священной иерархии. Идеал соборности есть организм любви – по образу идеального семейного или дружеского общения – где повинующиеся повинуются свободно, где властвующие не властвуют, но служат всем и находят основу своего служения в общем признании.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО [лат. jus canonicum; итал. diritto canonico; англ. canon law; франц. droit canonique; нем. kanonisches Recht; исп. derecho canonico], система правовых норм, составляющая основу действующего церковного законодательства в Поместных Православных Церквах, Римско-католической Церкви, Древних Восточных (дохалкидонских) Церквах. К. п. Православной Церкви Понятия «каноническое право» и «церковное право» Проблема разграничения понятий «каноническое право» (jus canonicum) и «церковное право» (jus ecclesiasticum) правосл. канонистами решалась неоднозначно. В визант. эпоху в Вост. Церкви заметно различение канонов как правил церковной жизни, принятых самой Церковью (καννες; см. ст. Каноны (правила) ), и гос. законов по церковным делам (νμοι), даже в смешанных сборниках - Номоканонах, состоящих из тех и других законоположений (от νμος - закон и κανν - канон). По мнению русского канониста Н. С. Суворова , различение понятий «церковное право» и «каноническое право» вполне приемлемо для правосл. Церкви. Канонист ссылается при этом на то обстоятельство, что «церковные отношения... как в автокефальных церквах Восточного православия, так и на Западе только отчасти определяются каноническим правом, главным же образом определяются нормами позднейшего происхождения, как церковного, так и государственного» ( Суворов. 1913. С. 6). Довод этот верен лишь в том отношении, что количественно законодательный материал позднейшего происхождения превосходит канонический свод. В этом смысле К. п. затрагивает лишь часть всей совокупности церковно-правовых актов. Но каноны образуют основу и сердцевину церковного права, для позднейшего церковного законодательства они служили непререкаемым авторитетом и источником правовых норм. Каноны, приводимые Суворовым для обоснования необходимости различать каноническое и церковное право (VII Всел. 12 - о недействительности отчуждения церковного имущества, Трул. 85 - о форме отпущения рабов на волю), представляют собой немногочисленные исключения из общей тенденции. Кроме того, эти 2 канона выражают определенную нравственную норму, имеющую большое значение для церковного правосознания. Если на Востоке Церковь и входила в область светского, мирского права, полагает А. С. Павлов , то она никогда не придавала принципиального значения своей законодательной деятельности в этой области. Поэтому применительно к правосл. Церкви он справедливо отождествляет каноническое и церковное право: «Православный, и в частности русский, канонист может безразлично давать своему предмету и то, и другое название». По его словам, «если мы назовем наш предмет каноническим правом, то этим названием укажем на господствующий и определяющий элемент в церковном праве» ( Павлов. 2002. С. 8). Экклезиологические основания канонического права

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ XI (19.05.1611, Комо - 12.08.1689, Рим; до избрания папой - Бенедетто Одескальки), блж. Римско-католической Церкви (пам. 12 авг.), папа Римский (с 21 сент. 1676). Происходил из богатой и знатной семьи; его отец Ливио Одескальки был банкиром. Бенедетто получил образование в иезуитской коллегии г. Комо. После того как в дек. 1622 г. умер отец, а осенью 1630 г., во время эпидемии чумы,- мать, заботы о юноше взял на себя его дядя Папирио, по настоянию к-рого Б. Одескальки переехал в Геную и там помогал родственнику в управлении семейным капиталом. После смерти дяди (1632) он еще нек-рое время был вынужден заниматься его делами, но потом вернулся в Комо, где поступил на гражданскую службу. 20 окт. 1635 г. стал командиром когорты городской милиции. В 1636 г. Б. Одескальки посетил Рим: по поручению Г. де Гусмана, гр.-герц. де Оливареса, губернатора Милана (город находился тогда под властью Испании), он привез письмо для испан. кард. Альфонсо Куэва Бенавидес-и-Мендоса Каррильо. Произведя на кардинала хорошее впечатление уровнем знаний, Б. Одескальки обрел в его лице покровителя, к-рый убедил его продолжить обучение. Изучал право сначала в Риме, в ун-те Сапиенца, затем в Неаполе. 21 нояб. 1639 г. в Неаполе получил степень доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). 18 февр. 1640 г. стал клириком Римско-католической Церкви (принял тонзуру ). По возвращении в Рим Б. Одескальки был представлен кард. Франческо Барберини, племяннику папы Урбана VIII , и кард. Джованни Баттисте Памфили (буд. папа Иннокентий X ), впосл. покровительствовавшим ему. 15 мая 1640 г. папа Урбан VIII назначил Б. Одескальки, не имевшего священнического сана, апостольским протонотарием, а в 1642 г.- референдарием Верховного суда апостольской сигнатуры и сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). Во время 1-й войны за герц-ство Кастро, к-рую при Урбане VIII Папское гос-во вело против семейства Фарнезе, Б. Одескальки был назначен комиссаром по сбору налогов в обл. Марке. В сент. 1644 г. папа Иннокентий Х сделал Б. Одескальки клириком апостольской палаты (camera apostolica) и в том же году назначил губернатором пров. Мачерата в Папском гос-ве. На тайной консистории 6 марта 1645 г. папа возвел Б. Одескальки, все еще не имевшего сана священника, в достоинство кардинала-диакона, а 24 апр. пожаловал ему диаконию святых Космы и Дамиана. 22 янв. 1647 г. кард. Б. Одескальки получил должность префекта сигнатуры бреве (Signatura brevium), а 15 июня 1648 г.- папского легата в Ферраре.

http://pravenc.ru/text/468793.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАТОЛИЦИЗМ [католичество; от греч. καθολικς, лат. catholicus - всецелый, всеобъемлющий, всеобщий; ср. ст. Соборность ], совокупность догматических, канонических (см. в ст. Каноническое право ), литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность. В зап. лит-ре термином «католицизм» в большей мере обозначается образ мышления, культурные и общественно-политические ценности, находящие воплощение в деятельности приверженцев католич. веры, в связи с чем допускается речь о соответствующих разным историческим эпохам или этногеографическим образованиям «католицизмах» (см., напр.: Hausberger K. Römisch-katholische Kirche I//TRE. 1998. Bd. 29. S. 320). Поэтому в католич. самосознании понятия «католицизм» и «Римско-католическая Церковь» не равнозначны. Как и в правосл. Церкви, основополагающими источниками вероучения в К. считаются Свящ. Писание и Предание, содержащие истины божественного Откровения . Однако характерные для К. принцип догматического развития (см. ст. Догматического развития теория ) и господство юридических форм мышления во многом обусловили появление расхождений с Православием по существенным вероучительным вопросам. Многие положения католич. доктрины несут печать конфессиональной полемики с протестантизмом в эпоху Контрреформации и религ. модернизмом ; при выработке доктринальных решений на современном этапе заметную роль играют «контекстуальные теологии» - теология третьего мира, освобождения теология , феминистская теология и др.,- а также богословские дискуссии по актуальной проблематике в области морали и экуменизма. (Об истории, богослужебной традиции, административно-канонической структуре, социально-этической доктрине, духовных и общественно-религ. ин-тах К. см. в статьях Римско-католическая Церковь , Восточные католические Церкви .) Триадология Учение К. о Боге, едином в существе (substantia, essentia) и троичном в Лицах (personae), трансцендентном миру Творце (Creator), Вседержителе (omnipotens) и Промыслителе (providens), вбирает в себя как соборную и патристическую традицию древней Церкви, так и некоторые существенные элементы догматического развития в зап. богословии, проявившиеся во 2-й пол. I тыс., разработанные в эпоху схоластики и утвержденные вероучительными текстами средневековья. Центральная тематика паламитских споров XIV в. о различении в Боге ипостасного, природного и энергийного модусов существования не оказала влияния на принципы католич. триадологии как по церковно-историческим (см. ст. Разделение Церквей ), так и по богословско-методологическим причинам.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Высшее управление Римско-католической Церкви Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Папа. Раздел Римско-католического Кодекса канонического права о высшей церковной власти начинается с преамбулы, в которой говорится, что, подобно тому, как по установлению Спасителя св. Петр и другие апостолы составляли единую коллегию, так и Римский первосвященник, преемник Петра, и епископы, преемники апостолов, составляют единое целое. Епископ Римской Церкви, на котором лежит ответственность, возложенная Господом на первого среди апостолов - Петра, является главой епископской коллегии, викарием Христа и пастырем всей земной Церкви; ему принадлежит в Церкви власть ординарная, верховная, полная, непосредственная и универсальная. Эту полную и верховную власть в Церкви он получает через законное избрание, принятое им, и через епископское посвящение. Поэтому, если верховным первосвященником избирается епископ, то он становится таковым после того, как выразит свое согласие, а если не епископ, то он должен быть тотчас посвящен во епископа. В случае отказа Римского первосвященника принять возлагаемую на него ответственность, необходимо, чтобы отказ был сделан им по собственной воле, без принуждения, и выражен вполне однозначно. Римский первосвященник имеет власть не только над всей Церковью, но и над каждой из поместных Церквей. Исполняя миссию верховного пастыря Церкви, римский первосвященник всегда действует в сотрудничестве с другими епископами и всей Церковью, но от него одного зависит, будет ли эта миссия исполняться им единолично или коллегиально (при этом учитываются нужды Церкви). Приговоры и декреты римского первосвященника обжалованию и отмене не подлежат; апелляции на них не подаются. Епископы оказывают помощь Римскому первосвященнику в исполнении его миссии, и организационные формы такой помощи могут быть разными, например, посредством проведения Собора епископов. Ему помогают также кардиналы и другие лица и учреждения: все они действуют по его поручению и от его имени. Когда Римская кафедра вдовствует, никаких преобразований в управлении церковном не проводится, действуют лишь законы, специально изданные на этот случай.

http://sedmitza.ru/lib/text/432425/

Исследование, с которым я являюсь на суд публики, представляет собою попытку изобразить в ряд исторических очерков судьбу церковноправового института, с которым стоит и падает жизненная сила самого общества церковного, с которым неразрывными узами связан вопрос о внутренней крепости этого общества, о благе его членов, о чести и достоинстве Церкви. Полагаю, что столь важное значение церковных наказаний для жизни Церкви служит достаточным оправданием сделанного мною выбора предмета для исследования. В той мысли, что историческое изучение того или другого института ведет к выяснению этого института как в его существе, так и в отдельных сторонах и подробностях, я посвятил мой посильный труд изложению исторического хода церковных наказаний в различных христианских церквах. Между этими различными церквами выбор, как казалось мне, сделан непроизвольно. Читатель найдет здесь древнюю Восточную Церковь , римско-католическую, евангелическо-лютеранскую и русскую православную. Ставя выше сомнений и доказательств необходимость изучения церковных наказаний не только в русской православной, но и в древней Восточной Церкви, – так как законодательство этой последней послужило фундаментом для канонических и юридических определений по нашему вопросу и в отечественной Церкви, и на западе, – я считал себя обязанным, в то же время, отнестись с серьезным вниманием и к праву римско-католической и евангелическо-лютеранской церквей. Для оправдания этого внимания, можно бы было ограничиться указанием на то одно обстоятельство, что в русской православной Церкви высказывались и проводились иногда в практике принципы, напоминающие начала римско-католического и евангелическо-лютеранского церковного права; а таковые начала всего лучше могут быть поняты и оценены при соображении того места и значения, какое занимали и имели они в их отечественной системе, в месте их происхождения. Но этого мало. На западе отдельные институты, как и целая система церковного права, вырабатывались при пособии науки: по стройности системы, по выработке отдельных учений, по точности юридических определений, унаследованной от римского права, западное церковное право представляет предмет, достойный внимательного и серьезного изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание CODEX IURIS CANONICI [лат. Кодекс канонического права], обладающий высшей правовой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви. Ныне действующая редакция C. i. c. обнародована 25 янв. 1983 г. апостольской конституцией «Sacrae disciplinae leges» папы Римского Иоанна Павла II, вступила в силу 27 нояб. 1983 г. 2 янв. 1984 г. Иоанн Павел II motu proprio «Recognito iuris canonici Codice» создал папскую комиссию по аутентичной интерпретации и толкованию C. i. c. (в 1988 преобразована в Папский совет по интерпретации законодательных текстов). История создания Первым кодифицированным источником католич. канонического права стал C. i. c. 1917 г. (утвержден 27 мая 1917 г. апостольской конституцией «Providentissima mater Ecclesia» папы Римского Бенедикта XV ; вступил в силу 19 мая 1918; об истории составления и структуре C. i. c. 1917 г. см. ст. Каноническое право , разд. «Каноническое право Римско-католической Церкви»). Однако после его издания в правовой системе католич. Церкви продолжали действовать и др. источники права (в т. ч. конкордаты с гос-вами, местные обычаи и др.); нормы C. i. c. 1917 г. как изданного для Церкви лат. обряда не охватывали католиков вост. обряда из Восточных католических Церквей , для к-рых 23 нояб. 1929 г. папой Римским Пием XI было решено составить отдельный Кодекс канонов. По мере развития церковного законодательства, особенно после введения новых канонических норм по отдельным вопросам при папе Римском Пии XII (изменение принципов смешанных браков, правил вступления в брак, порядка назначения епископов, учреждение секулярных институтов (см. ст. Институты посвященной жизни ), упразднение правовых институтов (напр., инкорпорации ) и др.) возникла необходимость изменений в C. i. c. 1917 г. Предложения о доработке его структуры высказывали некоторые канонисты; они указывали на несовершенство использованной в C. i. c. 1917 г. пандектной системы, заимствованной из рим. права и гражданских кодексов европ. гос-в XIX в., усложнявшей систематическое изложение канонов.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010